Андроново. Плоховы. Родословное древо. Часть 12

Сергей Плохов

Андроново. Плоховы. Родословное древо. Введение
Андроново. Плоховы. Древо. Часть 1
Андроново. Плоховы. Древо. Часть 2
Андроново. Плоховы. Древо. Часть 3
Андроново. Плоховы. Древо. Часть 4
Андроново. Плоховы. Древо. Часть 5
Андроново. Плоховы. Древо. Часть 6
Андроново. Плоховы. Древо. Часть 7
Андроново. Деревня
Андроново. Плоховы. Часть 8
Андроново. Плоховы. Часть 9
Андроново. Плоховы. Часть 10
Андроново. Плоховы. Часть 11


Следующий сын Федота Алексеева (I.5.4.7) («Андроново. Плоховы. Древо. Часть 8») – Иван Федотов (I.5.4.7.4).

Рассмотрим сегодня его ветвь, довольно обширную.

Изображение кликабельно

У Ивана Федотова (I.5.4.7.4) была большая многодетная семья. Было у них с Устиньей Григорьевой (I.5.4.7.4) восемь человек детей: Георгий (Егор), Лука, Иван, ещё один Иван (Иван же), Анна, Сергей и Акилина. Вообще, нужно сказать, имя Иван было очень популярно в ветви потомков Ивана Федотова, что мы впоследствии и увидим.

Не буду надоедать читателям описанием довольно скучных поисков различных дат жизни наших героев. Заинтересованный читатель может проделать это сам, опираясь на документы, перечисленные в статье «Андроново. Плоховы. Древо. Введение». Или обратиться непосредственно ко мне.

Старший – Георгий, он же Егор Иванов (I.5.4.7.4.1), оказался относительным долгожителем – прожил не менее 70 лет. Впервые упомянут в исповедной ведомости 1825 года, а в последний раз – в страховой ведомости 1894 – 1900 г.г., составленной по данным на 1893 год.

Жена Георгия Иванова Пелагея Ильина (I.5.4.7.4.1) впервые появляется в исповедной ведомости 1844 года.
Последнее упоминание о Пелагее Ильиной содержится в подворной переписи 1869 года.

О детях Георгия Иванова и Пелагеи Ильиной я расскажу немного ниже.

Лука Иванов (I.5.4.7.4.2). Запись о нём имеется только в одном доступном нам документе – исповедной ведомости 1827 года.

Иван Иванов (I.5.4.7.4.3) или Иван старший. Впервые информация о нём появляется в исповедной ведомости 1830 года.
Есть он также в ревизских сказках 1834, 1850 и 1858 годов.
В подворной переписи 1869 года ему 43 года. Нужно отметить, что в этом документе напротив Ивана Иванова старшего есть запись: «Приказчиком. Иван Иванов и сын его Иван проживают у купца Шибаева в г. Богородском».

В соответствии с этой подворной переписью, в 1869 году семья Ивана Иванова старшего состоит из 7 человек: его самого, жены, одного сына и четырёх дочерей. Семье принадлежат две избы. Эти обстоятельства позволили идентифицировать Ивана Иванова старшего Плохова (I.5.4.7.4.3) как домохозяина в подворной переписи 1883 года (там имеется два Ивана Иванова). Вот эта запись.

Расшифрую её:
«№ домохозяйства по порядку – 32;
Имена и отчества домохозяев – Иван Иванов;
Сколько имеет изб – 2;
Число всех душ в настоящее время муж. пола – 2;
Число всех душ в настоящее время женск. пола – 4;
В том числе грамотных муж. – 2;
В том числе грамотных жен. – 2;
В том числе учащихся мальч. – нет;
В том числе учащихся девоч. – нет;
На сколько душ надел – 3;
Сам ли обрабатывает землю или сдает в аренду другим или же весь надел лежит в пустырях, т. е. не распахивается – нет;
Сколько десятин имеет купчей земли сверх надела – 5;
На какую сумму снимал (арендовал) покосов в прошедшем году – нет;
Число лошадей – 1;
Число коров – 2;
Число мелкого скота – нет
».

Иван Иванов присутствует также в страховой ведомости 1888 – 1894 г.

По этой ведомости недвижимость его состояла из деревянной, крытой тёсом, избы, клети, сеней, конюшни, хлева и амбара. Вне двора имелись ещё одна деревянная изба, ещё одни сени и фабрика.

Именно наличие двух изб, да ещё и фабрики позволило идентифицировать в ведомости этого Ивана Иванова Плохова как Ивана Иванова старшего (I.5.4.7.4.3).

Есть Иван Иванов Плохов и в страховой ведомости 1894 – 1900 гг. Это последний по времени документ, упоминающий Ивана Иванова старшего. Ввиду того, что ведомости эти мало чем отличаются друг от друга, вторую ведомость я показывать не буду.

Из недвижимости прежде всего обращает на себя внимание фабрика. К сожалению, ничего кроме стоимости в 1000 рублей, выяснить о ней не удалось. «Справочная книжка Московской губернии (описание уездов)», составленная А. П. Шрамченко, М. 1890 г, не упоминает Ивана Иванова Плохова среди фабричных хозяев. Но опыт подсказывает, что, скорее всего, на ней вырабатывали полушерстяные или полушёлковые платки.

Иван Иванов старший (I.5.4.7.4.3) был женат на Марфе Аникиной (I.5.4.7.4.3). которая впервые появилась в исповедной ведомости 1846 года.
Последнее упоминание о Марфе Аникиной находится в подворной переписи 1869 года.
О детях Ивана Иванова старшего и Марфы Аникиной также расскажу немного ниже.

Иван же Иванов или Иван младший (I.5.4.7.4.4) впервые упомянут в исповедной ведомости 1831 года.
В подворной переписи 1869 года возле записи под номером 68 о семье Ивана Иванова младшего можно прочитать: «В отлучке по пачпорту. Занимается мелочной торговлей овощных товаров в г. Туле». Обращает на себя внимание тот факт, что в графах о наличии изб, каменных или деревянных, ничего не написано. Думаю, что это означает отсутствие в 1869 году у Ивана Иванова младшего недвижимости в Андронове. К сожалению, качество копии документа не позволяет его здесь опубликовать.

Иван Иванов младший был женат дважды.
Первая жена – Марья Петрова (I.5.4.7.4.4) впервые появляется в 1850 году сразу в двух документах: в исповедной ведомости и ревизской сказке.
Последний документ, содержащий информацию о Марье Петровой – исповедная ведомость 1865 года. В 1869 году у Ивана Иванова младшего уже другая жена. Этим обстоятельством и обусловлена формулировка даты смерти Марьи Петровой.

Вторая жена Ивана Иванова младшего – Пелагея Макеева (I.5.4.7.4.4) – обнаруживается только в подворной переписи 1869 года.
Рассказ о детях Ивана Иванова младшего и Марьи Петровой будет ниже.
Были ли дети у него и Пелагеи Макеевой, мне не известно.

Семён Иванов (I.5.4.7.4.5). Впервые появляется в исповедной ведомости 1831 года и присутствует там до 1865 года включительно.
Имеется он и ревизских сказках 1834, 1850 и 1858 годов.
Поскольку в подворной переписи 1869 года его нет, логично предположить, что умер он в промежутке времени между 1866 и 1868 годом.

Женился Семен Иванов, судя по всему, в 1854 году. Его жена Ульяна Александрова (I.5.4.7.4.5) впервые появляется в исповедной ведомости 1855 года и далее всё время находится рядом с мужем. Поскольку её, как и Семёна Иванова, нет в подворной переписи 1869 года, запись о дате её смерти аналогична.
О детях Семёна и Александры – ниже.

Анна Иванова (I.5.4.7.4.6). Казалось, что с ней всё просто, а получилось всё совсем запутано. Но, может быть, это я чересчур много и необоснованно фантазирую. Судите сами.
Анна Иванова впервые появляется в исповедной ведомости 1832 года в возрасте 1 года. Значит, год рождения её 1831, который прослеживается во всех исповедных ведомостях, включая 1851 год, когда Анна в последний раз записана в семье отца.

Обращаю ваше внимание на то, что в исповедной ведомости 1851 года она записана в возрасте 20 лет, но и в ревизской сказке 1850 года ей также 20 лет. В первом случае год её рождения 1831, во втором – 1832.
Отсутствие её в родительской семье после 1851 года без сомнения вызвано замужеством. На этом можно было бы и успокоиться. Но…

Нельзя ли, подумал я, определить, за кого она замуж вышла. Поскольку в моём распоряжении есть данные только по Андронову, в Андронове я и искал. Каково же было моё удивление, когда в исповедной ведомости 1852 года я нашёл запись: «жена его Анна Иванова 20 лет (1832 г. р.)», а «он» – это отец Агафоник, Агафон Егоров Плохов (I.8.3), первый местный андроновский священник! Неужели обе Анны – один и тот же человек? Скорее всего нет, просто так совпало. Не мог, мне кажется, старообрядческий священник обвенчать людей с одинаковыми фамилиями, проживающими в одной деревне) хотя, почему не мог?).
Всё-таки я решил проверить.

Прежде всего, конечно, попытался выяснить, что известно в Андронове о матушке Анне, из какой она семьи, из какой деревни. Обратился за помощью к В. А. Плохову. К сожалению, произведённые им поиски, не привели к положительному результату. Не дало результата и прослушивание сохранившейся записи беседы Владимира Анатольевича с ушедшей недавно Валентиной Савельевной Куликовой (Плоховой), праправнучки отца Агафоника. Безрезультатным оказалось и обращение к нынешнему андроновскому священнику отцу Димитрию Коклееву, который также родился в Андронове. О матушке Анне в Андронове ничего не известно.

Мои же собственные рассуждения по этому поводу свелись к следующему.
1. К сожалению, мне не доступны в настоящий момент полные данные 1852 года и нескольких предыдущих и последующих лет по крестьянам прихода Заозерского храма. Если бы в какой-либо деревне оказалась вышедшая в 1852 году замуж Анна Иванова подходящего возраста, вопрос о матушке Анне был бы практически снят.
2. Опираясь на возраст, однозначно утверждать, что это один и тот же человек, также невозможно. Год рождения «нашей» Анны в большинстве документов определяется как 1831 и только в ревизских сказках 1834 и 1850 года он 1832.
Год рождения матушки Анны в основном определяется, как 1832, а в ревизской сказке 1858 года матушка Анна записана как ровесница отца Агафоника, родившаяся в 1828 году. Конечно, всё можно списать на ошибки писаря, особенно «выброс» возраста в последней ревизии, но…
3. Самое серьёзное противоречие может состоять, конечно, в предполагаемом родстве матушки Анны с отцом Агафоником, возникающем в случае идентичности двух Анн. Рассмотрим этот вопрос.
3.1. Родство это возникает в том случае, если верна моя гипотеза о родстве Алексея Иванова (I.5.4) с «нашей» семьёй, изложенная при описании ветви Алексея Якимова (I.4.3). Суть её в том, что отцом Алексея является солдат Иван Прокофьев, который, видимо, в свою очередь, приходится родным братом Якиму Прокофьеву (I.3) («Андроново. Плоховы. Древо. Часть 1»).
3.2. Если родство есть, то общим предком о. Агафоника и м. Анны является Прокофий Иванов (I.2). Поскольку в старообрядчестве допускается венчать родственников не ближе восьмого колена, будем эти колена считать.
3.3. Для правильного вычисления колен или степеней родства пришлось обратиться к интернету. Самое доходчивое объяснение алгоритма вычисления обнаружилось на сайте «Моё семейное древо» . В свою очередь, этот сайт цитирует фрагменты из книги С. Григоровского «О родстве и свойстве», СПб, 1894 г.:

«2. Вычисление степеней кровного родства. При вычислении степеней кровного родства, прежде всего, необходимо иметь ввиду, что между мужем и женой нет степени, так как между ними нет рождения. С другой стороны, определение кровного родства не зависит от того, от кого происходит это родство: по мужской линии или по женской, то же относится и к боковым линиям».
«Чтобы определить степень кровного родства между данными лицами по боковым линиям, необходимо лишь так же, как и при определении кровного родства по прямой линии, сосчитать число рождений между ними: начиная от одного из них до общего их родоначальника и от этого последнего до другого из лиц, между которыми отыскивается степень родства. Так, в первой боковой линии я состою с моим двоюродным внуком или двоюродной внучкой в четвёртой степени родства. Во второй боковой линии я состою с моим родным дядей или теткой в третьей степени родства. В третьей боковой линии я состою с моим двоюродным дедом или бабкой в четвертой степени родства».

3.4. Посчитаем теперь степень родства отца Агафоника и Анны Ивановой. Каждое рождение будем отмечать знаками ← или →:

— от о. Агафоника до Прокофия получается 6 рождений: о. Агафоник (Агафон Егоров) (I.8.3) ← Егор Елисеев (I.7.2) ← Елисей Андреев (I.6.3) ← Екатерина Алексеева (I.5.1) ← Алексей Якимов (I.4.3) ← Яким Прокофьев (I.3) ← Прокофий Иванов (I.2);

— от Прокофия до Анны – ещё 5 рождений: Прокофий Иванов (I.2)→ Иван ПрокофьевАлексей Иванов (I.5.4) → Федот Алексеев (I.5.4.7) → Иван Федотов (I.5.4.7.4) → Анна Иванова (I.5.4.7.4.6).

Таким образом, мы выяснили, что отец Агафоник и дочь Ивана Федотова Анна находятся в 11-ой степени родства или одиннадцатом колене, а значит, если эта Анна и жена о. Агафоника одно лицо, не было никаких препятствий их венчанию.

Как видим, однозначно разгадать эту загадку у меня не вышло. Но не обнаружилось и непреодолимых препятствий для положительного ответа. Думаю, всё решится в процессе дальнейшего поиска и изучения недостающих документов.

А теперь самое главное. Ещё одну подходящую Анну Иванову мне удалось обнаружить в деревне Носырево! В исповедной ведомости 1855 года записано:

«Деревни Носырева раскольники по поповщине
<…>
Двор 297. <…>
Симеон Трифонов – 24
Жена его Анна Иванова – 24».

Это означает, что носыревская Анна Иванова родилась в 1831 году, как и дочь Ивана Федотова.

Информации 1851 – 1854 годов у меня, к сожалению, нет и непонятно, когда они с Симеоном Трифоновым поженились. Во всяком случае, в 1855 г. детей у них не было. Информация о детях появилась в 1856 году:

«Той же вотчины Г. Рюмина деревни Носырева раскольники крестьяне
<…>
Двор 306. <…>
Симеон Трифонов – 26
Жена его Анна Иванова – 25
Дети их Алексей – 4
Мария – 2».

Судя по возрасту их старшего сына Алексея, свадьба произошла в 1851 году.
Всё это вполне укладывается в версию того, что и эта Анна Иванова вполне могла быть дочерью Ивана Федотова.
Ну что ж, поиски истины должны продолжаться.

Идём дальше. Сергей Иванов (I.5.4.7.4.7), седьмой ребёнок Ивана Федотова и Устиньи Григорьевой. Впервые появляется в ревизской сказке 1834 года. В исповедных же ведомостях он появляется с 1838 года. В ведомости 1855 года запись о нём в последний раз появляется в этой семье. Ему 19 лет, родился в 1836 г.

Вообще с записью Сергея Иванова в исповедных ведомостях наблюдается изрядная чехарда. И вот, мне кажется, почему: в ревизской сказке 1850 года Сергей Иванов записан в другой семье – Мартина Егорова Плохова:

«Семья № 48. Мартин Егоров Плохов – 42 …… 58
Мартина Егорова племянник Сергей Иванов – 1 …… 17
Все раскольники, приемлющие священство».

Я пока не понимаю, почему его записали в племянники. Подробно буду разбираться при построении ветви Мартина Егорова. Пока же ясно, что племянником в привычном для нас смысле он не является.
Эта ревизская сказка уточняет возраст Сергея Иванова. По её версии он родился в 1833 году. В семью Мартина Егорова Плохова перешёл, видимо, в связи с тем, что был Мартин Егоров бездетным, а лет уже прилично, целых 58 по данным ревизской сказки. Вот в помощь туда Сергея и откомандировали.

Вся взрослая жизнь Сергея Иванова прошла в семье Мартина Егорова. Там он женился, там родил сына. Подробно об этом я расскажу при описании ветви Мартина Егорова. Здесь же скажу не много.
В исповедных ведомостях первая запись о нахождении Сергея в новой семье появляется в 1857 году и находится там до 1865 года включительно. В подворной переписи 1869 года он также есть.
В подворной переписи 1883 года Сергей Иванов присутствует, также как и в обеих страховых ведомостях – 1888 – 1894 и 1894 – 1900 годов. В списках избирателей 1917 года его, естественно, уже нет.

Страховые ведомости содержат ещё одну интересную информацию: Сергей Иванов был владельцем фабрики. Фабрика небольшая, деревянная, крытая соломой или дранкой, оценивалась в 300 руб.
В Справочной книжке Московской губернии (описание уездов), составленной А. П. Шрамченко в 1890 г., читаем: «При дер<евне> Андроновой полушелк<овая> фабр<ика> кр<естьянина> Сергея Ивановича Плохова, раб<очих> 4, упр<авляет> сам владелец».

Жена Сергея Иванова Пелагея Петрова (I.5.4.7.4.7) впервые появляется в ревизской сказке 1858 года.
В исповедных ведомостях она присутствует в 1864 и 1865 годах.
Последняя запись, содержащая данные о Пелагее Петровой, находится в подворной переписи 1869 года.

Акилина Иванова (I.5.4.7.4.8). Младшая дочь Ивана Федотова и Устиньи Григорьевой. Впервые – в исповедной ведомости 1838 г.
В ревизской сказке 1850 года она есть, а в ревизии 1858 года она уже отсутствует. Скорее всего именно в этом году она вышла замуж, несмотря на то, что в исповедных ведомостях 1859 и 1860 гг. она записана. Думаю, что это по недосмотру писаря.

Теперь поговорим о детях.
Вначале ветвь Георгия Иванова (I.5.4.7.4.1) и Пелагеи Ильиной (I.5.4.7.4.1).

Изображение кликабельно

У Георгия (по другим документам Егора) Иванова и Пелагеи Ильиной было четверо детей: Николай, Алексей, Наталия и Васса.

Николай Егоров (I.5.4.7.4.1.1) в исповедных ведомостях присутствует с 1848 года до 1865 года включительно.
В ревизских сказках 1850 и 1858 года он также присутствует.
Последний раз Николай Егоров записан в подворной переписи 1869 года.

Евдокия Федорова (I.5.4.7.4.1.1), жена Николая Егорова, присутствует только в одном документе – подворной переписи 1869 года.
Информации о наличии детей у Николая и Евдокии обнаружить не удалось.

Алексей Егоров (I.5.4.7.4.1.2). Впервые – в двухлетнем возрасте в 1850 году, причём сразу в двух документах – исповедной ведомости и ревизской сказке. Далее информация о нём имеется во всех доступных документах, включая подворную перепись 1869 года.
Данных о браке Алексея и его возможных потомках мне найти не удалось.

Наталия Егорова (I.5.4.7.4.1.3). Впервые – в исповедной ведомости 1854 года. Далее – во всех документах, включая подворную перепись 1869 года.
После 1869 года никакой информации о Наталии Егоровой найти не удалось.

Васса Егорова (I.5.4.7.4.1.4). Впервые встречаем в исповедной ведомости 1862 года. Последний раз Васса упомянута в подворной ведомости 1869 года.
Малое количество информации о семье Егора Иванова, очевидно, связано с отсутствием её в Андронове. Говорит об этом многократно упомянутая уже запись в подворной переписи 1869 года. Вот она.

Изображение кликабельно

«1 Егор Иванов 47 (1822)
Жена Пелагея Ильина 46 (1823)
Дети их Алексей 21 (1848)
Наталья 18 (1851)
Васса 9 (1860)
Николай 25 (1844)
Жена Евдокия Феодорова 20 (1849)»
Записи в самом правом столбце: «Егор Иванов и сын его Алексей в отлучке по пачпорту в г. Богородске у купца Шибаева».

Нужно сказать, что купец Шибаев, видимо, тот самый Сидор Мартынович, богородский 1-й гильдии купец, старообрядец и вообще знаменитый человек.

Следующая ветвь – ветвь потомков Ивана Иванова (I.5.4.7.4.3) и Марфы Аникиной (I.5.4.7.4.3).

Изображение кликабельно

Сразу оговорюсь, что поскольку в этой ветви существовала традиция называть мальчиков Иванами, вследствие чего появилось несколько Иванов Ивановых, то во избежание путаницы я буду стараться при упоминании Иванов указывать их номер в родословном древе.

У Ивана Иванова (I.5.4.7.4.3) и его жены Марфы Аникиной (I.5.4.7.4.3) было пятеро детей: Евфимия, Иван (I.5.4.7.4.3.2), Марья, Пелагея и Евдокия. Сначала расскажу о дочерях.

Евфимия Иванова (I.5.4.7.4.3.1). Впервые появляется в 1850 году сразу в двух документах – исповедной ведомости и ревизской сказке.
Самым поздним по времени документом, содержащим информацию о ней, является подворная перепись 1869 года.

Марья Иванова (I.5.4.7.4.3.3). Самая ранняя информация о ней содержится в исповедной ведомости 1854 года.
Последним по времени документом, содержащим информацию о Марье Ивановне, также является подворная перепись 1869 года.

Две младшие сестры Пелагея (I.5.4.7.4.3.4) и Евдокия (I.5.4.7.4.3.5) Ивановы обнаружены в единственном документе – подворной переписи 1869 года. В нём написано, что Пелагее 5 лет (1864 года рождения), а Евдокии 3 года (родилась в 1866 году).

Ну, а сейчас о единственном сыне Ивана Иванова (I.5.4.7.4.3) и его потомках.
Иван Иванов (I.5.4.7.4.3.2). Одно из поколений Иванов Ивановичей Плоховых. Самая ранняя информация о нём содержится в ревизской сказке 1850 года. Там написано, что ему один год, то есть родился в 1849 году. Второе его появление – в исповедной ведомости 1854 года. Там ему 4 года, а значит, год рождения 1850. Далее этот год рождения прослеживается во всех документах, содержащих записи об Иване Иванове (I.5.4.7.4.3.2), включая ревизскую сказку 1858 года.
Последняя по времени информация об Иване Иванове (I.5.4.7.4.3.2) находится в подворной переписи 1869 года. Однако запись о дате его смерти определяется вовсе не этим фактом. Дело в том, что именно этот Иван Иванов практически со стопроцентной вероятностью является прадедом Александры Владимировны Плоховой.

Александра Владимировна (I.5.4.7.4.3.2.1.2.1) – та самая Александра из гостевой книги сайта «Богородск – Ногинск. Краеведение»! Помните, именно благодаря ответу В. Ф. Ситнова Александре, чьи корни из Андронова, я и нашёл своих предков, в первую очередь Ивана Давыдовича и Давыда Егоровича.

Александра Владимировна – писатель, член Российского Союза писателей, лауреат премии Наследие 2013. Большинство её произведений можно найти в интернете. Это, во-первых, сайт Проза.ру, а во-вторых, сайт Стихи.ру. Но первое моё знакомство с Александрой Владимировной (правда, заочное) состоялось на сайте «Богородск – Ногинск. Краеведение», на котором была опубликована её автобиографическая повесть «Прошу мне не тыкать!». Повесть изначально была опубликована в альманахе «Вохонский край» № 7 за 2008 г. и предварялась статьёй В. Ф. Ситнова «Род Плоховых из Андронова», информацию из которой я не раз использовал в своих текстах и статьях.

К сожалению, воочию встретиться или непосредственно пообщаться с Александрой Владимировной не удалось. Несколько лет назад Павел Николаевич Плохов писал ей, но ответа не получил. А теперь это и невозможно сделать: 25 октября 2022 года Александра Владимировна ушла из жизни. Сообщение об этом можно прочитать на сайте Проза.ру. Царствие ей небесное и вечная память!

Так вот, именно на основании информации, содержащейся в произведениях Александры Владимировны, мне удалось продолжить ветвь Ивана Иванова (I.5.4.7.4.3). Конечно, картинка не полная и, может быть, не совсем верная. Однако есть то, что есть.

Итак, продолжим разговор об Иване Иванове (I.5.4.7.4.3.2). Как я написал чуть выше, он родился в 1849 или 1850 году, причём 1849 год следует только из одного документа. Во всех же остальных документах, а их немало, год его рождения вычисляется как 1850. А Александра Владимировна пишет, что прадед её Иван Иванович Плохов именно 1850 года рождения. Других Иванов Ивановичей Плоховых 1850 года рождения я в Андронове не обнаружил. Стало быть, это он и есть!

Александра Владимировна пишет в своей повести: «Прадед рано покинул родные места ради учебы и службы в Москве. По воспоминаниям родных, он служил управляющим в Товариществе фарфоровых изделий М.С. Кузнецова, имевшего мировую известность». Не сомневаюсь, что так и было. Однако позволю себе небольшое уточнение, касающееся ранней молодости Ивана Иванова (I.5.4.7.4.3.2). Речь идёт о записи, содержащейся в подворной переписи 1869 года (я упоминал её при рассказе о его отце). Вот она.

Изображение кликабельно

«Иван Иванов – 43 (1826 г.р.) по счетной части приказчиком
<…>
Иван – 19 (1850 г.р.) тоже приказчиком по счетной части».
А затем в самой правой графе: «Иван Иванов и сын его Иван проживают у купца Шибаева в г. Богородском».
Так что начинал Иван Иванов (I.5.4.7.4.3.2), как и его отец, на Шибаевской, впоследствии Истомкинской, мануфактуре, о которой достаточно подробно можно прочитать на сайте «Богородск – Ногинск. Краеведение».

Видимо, позже прадед Александры Владимировны перешёл на работу к М.С. Кузнецову в Дулёво. Замечу, что С.М. Шибаев и М.С. Кузнецов были женаты на сёстрах – Евдокии Вуколовне и Надежде Вуколовне (урождённых Митюшиных) («Список купеческих старообрядческих фамилий Москвы (XIX – начало ХХ в.)».

При разборе записей справа у меня были сомнения в правильности чтения, а именно, по какой части приказчиками были отец и сын Иваны Ивановы. Подтверждение существования профессии «приказчик по счетной части» я также нашёл в интернете.
Вот что, например, писал действительный член Географического общества СССР С.Р. Варшавский в статье «Неизгладимый след. Русские слова в языке калифорнийских индейцев»:

«В конце 1808 года отправились на юг два корабля – «Кодьяк» и «Святой Николай» под руководством замечательного морехода и предприимчивого администратора Ивана Александровича Кускова. Бриг «Святой Николай» южнее пролива Хуана де Фука потерпел крушение. Часть команды попала в плен к индейцам. В числе их был приказчик по хозяйственной и счетной части Тимофей Осипович Тараканов».

А вот что мы читаем о разных типах приказчиков в рассказе С. Я. Елпатьевского «Служащий», опубликованном в 1902 году:

«До приезда в большой и шумный губернский город N я мало знал тот слой городского населения, который разумеется под общим названием «служащие». Со студенческих времён у меня остался в памяти старый классический тип приказчика из, покойной памяти, Ножевой линии – того лакированного по высшей моде приказчика «с капулем», с помадой Мусатова, с удивительными галстуками, носившимися, по-видимому, только в Ножевой линии, который довольствовался «Письмовниками» и «Песенниками» и зазвонистыми повестями, фабриковавшимися в соседней Никольской улице, гулял в зелёных перчатках по воскресеньям в Сокольниках, а вечером напивался до положения риз в укромном от хозяйского глаза трактирчике с машиной – и до клубов и обществ не поднимался и библиотек и союзов не заводил. А рядом стоял другой приказчик «по серому» — «оптовый» приказчик, «лабазный» приказчик, в поддевке и сапогах бураками, с благообразной бородой и русским пробором в волосах, придерживавшийся «старинки» – в большинстве случаев из крестьян, приходившийся «сродственником» хозяину, из одной деревни, «с своей стороны». И те, и другие науками и искусствами не занимались и проходили одну и ту же школу – поступали в лавку мальчишками, бегали с чайниками за кипятком и за полштофом для старших приказчиков, а потом входили в года и достигали «капуля» и зелёных перчаток, или маленького домика в маленькой уличке…»

«И, собственно говоря, «служащего» не было, а был «приказчик». Был «бакалейный», был «мануфактурный», «лабазный» приказчик, был приказчик «по счётной части», «по лесному делу», «по конторским делам».

Думаю, что приказчик по счётной части сейчас называется бухгалтером.

Александра Владимировна опубликовала в повести фотографии своего прадеда Ивана Иванова (I.5.4.7.4.3.2) и его жены Евгении Карловны (I.5.4.7.4.3.2), урождённой Гене. Я приведу эти фотографии здесь. Они сделаны в Москве около 1900 г.

Александра Владимировна пишет, что у них было двое детей: её дед Иван Иванов (I.5.4.7.4.3.2.1) и его сестра Клавдия Иванова (I.5.4.7.4.3.2.2). О Клавдии никакой информации нет, а вот об Иване Иванове (I.5.4.7.4.3.2.1) Александра Владимировна пишет довольно много. Именно ему посвящена повесть «Прошу мне не тыкать!».

Иван Иванов (I.5.4.7.4.3.2.1) родился в Москве 23 августа 1879 года. По словам Александры Владимировны, окончил гимназию, прошёл курс обучения в Императорском высшем техническом училище. Работал главным инженером на текстильной фабрике Щербакова (Московский шёлковый комбинат). Был талантливым изобретателем, автором множества патентов. Его арестовали 08.05.1930 г, выслали из Москвы в Иваново, а 01.11.1937 расстреляли по решению «тройки». При аресте изъяли папку с патентами, переписку, документы и родословную, которая хранилась в футляре иконы Николая Чудотворца.
Александра Владимировна опубликовала в повести также и фотографии Ивана Иванова (I.5.4.7.4.3.2.1) и его жены Александры Федоровны (I.5.4.7.4.3.2.1).

У Ивана Иванова (I.5.4.7.4.3.2.1) и Александры Федоровны (I.5.4.7.4.3.2.1) было четверо детей: Евгений (I.5.4.7.4.3.2.1.1), Владимир (I.5.4.7.4.3.2.1.2), Нина (I.5.4.7.4.3.2.1.3) и Зинаида (I.5.4.7.4.3.2.1.4) Ивановы.
Никаких сведений о них я приводить не буду. О девочках их просто нет у меня, а о мальчиках кое-что можно прочитать в произведениях Александры Владимировны. Приведу только их общую фотографию из той же автобиографической повести.

Владимир Иванов (I.5.4.7.4.3.2.1.2), отец Александры Владимировны, на заднем сидении мотоцикла.
К сожалению, мне не удалось выяснить точную дату рождения Александры Владимировны. Определяют её два обстоятельства.
— Первое. В книге А.В. Плоховой «Монография о поэте Светлане Кузнецовой» приведена точная дата рождения Светланы Александровны – 14 апреля 1934 года. А в её же повести «Подруга. Повесть о Светлане Кузнецовой» сказано, что Александра Владимировна младше Кузнецовой.
— Второе. На снимке 1937 года, опубликованном в повести «Прошу мне не тыкать»,  Александра сидит на коленях у бабушки, ей года два – три. А это значит, что родилась она вряд ли позже 1935 года.

Напоследок приведу фотографию, которую Александра Владимировна разместила на своей странице сайта Проза.ру.

Следующая ветвь – Ивана же Иванова (I.5.4.7.4.4).

Изображение кликабельно

У Ивана же Иванова (I.5.4.7.4.4) было две жены, но известно нам только о детях от первой жены Марьи Петровой (I.5.4.7.4.4). Детей было двое: Михей и Евдокия.

Михей Иванов (I.5.4.7.4.4.1). Впервые появляется в исповедной ведомости 1854 года, где написано, что ему 2 года. Есть он и во всех документах, включая подворную перепись 1869 года. Более поздней информации о нём найти не удалось.

Евдокия Иванова (I.5.4.7.4.4.2). Упомянута всего в нескольких исповедных ведомостях и одной ревизской сказке: ведомостях с 1856 по 1860 годы и ревизской сказке 1858 года.
Начиная с 1861 года, информация о ней отсутствует. Значит, умерла в 1860 году в 6-летнем возрасте.

К сожалению, не удалось обнаружить других потомков ни Ивана же Иванова (I.5.4.7.4.4), ни Михея Иванова (I.5.4.7.4.4.1). В списках избирателей 1917 года есть Плоховы Ивановичи и Ивановны, но они по возрасту никак не подходят. Михеевичей и Михеевн тоже нет. Наверное, это связано с тем, что Иван же Иванов и Михей Иванов уехали из Андронова, о чём говорит уже цитируемая мной запись в подворной переписи 1869 года: «В отлучке, занимается мелочной торговлей овощных товаров», а также с отсутствием у них недвижимости в Андронове уже в 1869 году.

Следующая часть родословного древа – ветвь Семёна Иванова (I.5.4.7.4.5) и Ульяны Александровой (I.5.4.7.4.5).

Изображение кликабельно

Мне удалось обнаружить только одного сына Семёна Иванова и Ульяны Александровой. И не потому, что он единственный. Просто информации мало.
Лаврентий Семёнов (I.5.4.7.4.5). Впервые упомянут в ревизской сказке 1858 года. Ему 1 год отроду, стало быть, родился в 1857 году.
В подворной переписи 1869 года написано, что ему 14 лет. Там же записано, что он в семье единственный человек и в Андронове не проживает: «В мальчиках при конторе купца Шибаева в г. Богородском».

Изображение кликабельно

С большой, на мой взгляд, долей вероятности, можно предположить, что по какой-то причине в 1866 – 1868 годах родители Лаврентия Семёнова умерли в довольно молодом возрасте, не дожив и до 40 лет. Лаврентий остался сиротой-подростком, которому не дали пропасть, определив его в мальчики к Шибаеву.

Последний документ, содержащий информацию о Лаврентии Семёнове – подворная перепись 1883 года (по причинам качества копии показать её не могу). Там он так же записан как глава семьи и собственник недвижимости. И по-прежнему в Андронове не проживает: «У Чичерина в приказчиках». Избу, однако, имеет. Кто такой Чичерин, и по какой части приказчиком у него был Лаврентий Семёнов, неизвестно.
Далее следы Лаврентия Семёнова теряются, судьба его не известна.

Следующая ветвь – Сергея Иванова (I.5.4.7.4.7), того самого «племянника» Мартина Егорова Плохова.

Изображение кликабельно

У Сергея Иванова (I.5.4.7.4.7) и Пелагеи Петровой (I.5.4.7.4.7) мне удалось обнаружить только одного сына Якова.

Яков Сергеев (I.5.4.7.4.7.1). Впервые появляется в исповедной ведомости 1864 года. Ему 2 года, значит, родился в 1862 г. Есть он и в ведомости 1865 года.
Записан Яков Сергеев и в подворной переписи 1869 года.
Последняя по времени информация о нём находится в списках избирателей 1917 года. Ему 54, а значит, родился в 1863 году.
Вот, вроде бы, и всё о Якове Сергееве. Но мне посчастливилось узнать о нём ещё важную информацию, присланную Мариной Горбачевой, автором нашего блога.

В метрической книге Большедворской Христорождественской старообрядческой общины за 1913 год существует запись о рождении у Якова Сергеева (I.5.4.7.4.7.1) и жены его Федосьи Никитиной (I.5.4.7.4.7.1) дочери Марии Яковлевой (I.5.4.7.4.7.1.1). Вот эта запись.

3. Февраля семнадцатого в дер. Андронове Буньковской вол. Богородского уез. рождена Мария.
Родители: «Крестьяне Московской губерн. Богородского уез. Буньковской вол. д. Андроново. Яков Сергеев и жена Федосья Никитина Плоховы. Старообрядцы проживающие на родине».
Воспреемники: «Мещанин г. Москвы, Екатериновской слободы Петр Егоров Чупилин. Кр. Московской губ. Богородского уез. Буньковской вол. Дер. Андроново Евдокия Федотова Плохова».
Подписи: «Яков Сергеев Плохов, Федосья Никитина Плохова, Петр Егоров Чупилин, Евдокия Федотова Плохова, Старообрядч. Священник Василий Кирилл. Леонтьев».

Федосья Никитина Плохова присутствует в списках избирателей 1917 г., там указано, что ей 55 лет, то есть, она на год старше Якова Сергеева – 1862 года рождения.

Евдокия Плохова тоже есть в списках избирателей, только там она не Федотова, а Федорова. Ей 70 лет, значит, родилась в 1847 году. Кем она приходится Якову Сергееву, неизвестно.

Немного о Большедворской Христорождественской  старообрядческой общине.
Выяснилось, что несмотря на теснейшее соседство Андронова и Большого Двора, община эта не имела отношения к Андроновскому храму. Вот что написано на сайте «СОБОРЫ.РУ» в разделе «Большие Дворы. Церковь Рождества Христова» в статье Ю.В. Воронова, опубликованной 20 сентября 2022 года:

«Большедворская старообрядческая община относилась к Белокриницкому согласию. После выхода 17 октября 1906 года Именного высочайшего Указа «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов» в деревне Большой Двор Буньковской волости Богородского уезда состоялось собрание старообрядцев, на котором было решено строить в деревне церковь Рождества Христова. Сравнительно небольшой одноглавый деревянный храм в неоклассическом стиле с шатровой колокольней был построен вместо прежней моленной при помощи фабрикантов Барановых и Арсения Ивановича Морозова. 7 февраля 1908 года была официально зарегистрирована Большедворская старообрядческая община, а уже 23 марта, как сообщает старообрядческий журнал Церковь, во вновь построенном храме была совершена первая Божественная литургия.»

«В 1932 году Постановлением Президиума ВЦИК село Большой Двор Павлово-Посадского района было преобразовано в рабочий посёлок Большие Дворы. Закрыт храм был около 1936 года и вскоре был перестроен под жильё, а после Великой Отечественной войны – разобран».

Сохранилось несколько фотографий этого храма, которые можно увидеть на том же сайте «СОБОРЫ.РУ».

Большедворских фабрикантов Барановых я упоминал в статье «Андроново. Деревня». Рекомендую также прочитать о них статью В. С. Баранова «Судьба играет человеком» на сайте «Богородск-Ногинск. Краеведение».

Арсений Иванович Морозов – директор компании Богородско-Глуховской мануфактуры, коммерции советник, популярнейшая фигура в старообрядчестве всего Богородского уезда. Очень хорошо о его благотворительной деятельности написал В. Ф. Ситнов в статье «Возвращение благодати».

Однако, вернёмся к Плоховым.
В списках избирателей 1917 года есть ещё один человек, имеющий, как мне кажется, отношение к ветви Сергея Иванова. Это Тимофей Яковлев Плохов 20 лет (1897 г.р.). На мой взгляд, это сын Якова Сергеева и Федосьи Никитиной. Уж очень подходят друг к другу возрасты Якова Сергеева и Тимофея Яковлева.

Рискну предположить также, что Яков Сергеев и есть тот самый Яков Красеньков, который упомянут в родословной, составленной Сергием Дурасовым.
В пользу этого говорит то, что, во-первых, отцом Якова Красенькова записан (правда карандашом) некий Сергей, а во-вторых, сыновьями Якова у Дурасова являются Иван, Тимофей и Николай.

И было бы всё хорошо, но есть несколько несовпадений:
Яков – по спискам избирателей родился в 1862/63 г., у Дурасова – в 1875.
Иван – в списках избирателей отсутствует, у Дурасова – родился в 1883 и в списках должен бы быть.
Тимофей – по спискам избирателей родился в 1897, у Дурасова – в 1885.
Николай – в списках избирателей отсутствует, у Дурасова – родился 1886, тоже должен быть в списках 1917 года.
Но, судя по всему, у Дурасова ошибка – не может же быть разница в возрасте между отцом и детьми в 8, 10 и 11 лет.
На этом описание ветви Ивана Федотова Плохова (I.5.4.7.4) заканчиваю.

Продолжение следует.

“Андроново. Плоховы. Родословное древо. Часть 12”

комментариев 8

  1. Дмитрий Максимов 02 Мар 2024 в 13:48 ссылка на комментарий

    Сергей, добрый день!
    Спасибо за интересный материал!
    Правда мне кажется, что Вы слишком уж переоцениваете способности наших предков к знанию своего точного возраста и возраста своих детей. Отсюда — трудности, которые возникают в процессе исследования.
    Если что-то ходит как утка, крякает как утка и плавает как утка, то, скорее всего, это утка — так ведь?)) Если девушка пропадает из списков по одной семье, а затем, на следующий год, появляется в замужестве в соседней семье, то, скорее всего, это один и тот же человек. Да, Вам немного не повезло с именем-отчеством, т.к. Анн Ивановых было всегда много. Но вот погрешность в один(!) год вообще не должна вас смущать.
    Что касается известной присказки о том, что старообрядцам нельзя было сочетаться браком в пределах семи или восьми колен, то, пожалуй, стоит вообще про неё забыть. Такие случаи были повсеместны. Ну, никуда не деться от близкородственных связей в эндогамных популяциях! В этом причина невероятной предковой редукции, харатерной для крестьян помещечьих вотчин.
    К тому же, каким интересно образом священник должен был проверить родственную связь молодых? Провести генеалогическое расследование? Уверяю Вас, что дальше вопроса: имеется ли между брачующимися духовное или плотское родство дело не шло.
    Я встречал в РГАДА дела с допросами крестьян, в которых им задавали вопросы об их происхождении. Дальше деда-прадеда никто не мог ничего назвать.

  2. Дмитрий Максимов 02 Мар 2024 в 14:47 ссылка на комментарий

    Ещё кое-какие свои мысли выскажу по поводу запрета на браки до 7-8 колена (в разных традициях по-разному, это не только к старообрядчеству относится), и понимается обычно под этими «коленами» другая, классическая методика рассчёта.
    Собственно, откуда взялась эта цифра?
    Наши предки догадывались, что 50% своего генетического материала (своей «крови») они получили от одного из своих родителей. Соответственно, от бабушек и дедушек им досталось по 25% и т.д.
    Седьмое колено, седьмое поколение — это именно та величина, когда количество общего генетического материала с предком становится меньше двух процентов, т.е. превращается в совершенно незначительную величину, неспособную никак повлиять на рождение здорового потомства.

  3. Сергей Плохов 03 Мар 2024 в 1:23 ссылка на комментарий

    Добрый день, Дмитрий!
    Говоря о переоценке способности знания возраста своего и своих детей, Вы какое время имеете в виду? Если XV, XVI век, я с Вами соглашусь. А что касается середины XIX века, о которой идёт речь, тут уж увольте. Это же совсем недавно было, и двухсот лет не прошло. Всё рядом. Я очень хорошо помню своего деда, а дед — своего, не застал он его, но хорошо знал. Существует его фотография. В хорошем костюме, в галстуке. Крестьянин-старообрядец, 1847 года рождения. В Андронове все были на оброке — это аренда, взаиморасчёты с владельцем. Потом выкупы, оплата страховок. Чуть ли не полдеревни имели фабрики, пусть и небольшие. Крестьянин-лапотник это не потянет. Грамотные были, счёт знали хорошо. Да и Писание читать нужно. Мой прадед-крестьянин 1867 года рождения бухгалтером у Морозова работал, был членом совета старообрядческой общины. Неужели он не знал, в каком году родился, сколько лет было его отцу и деду? Дни рождения старообрядцы может и не знали, это не интересно было. Но дни ангела, когда крестили человека — обязательно. Извините…

  4. Сергей Плохов 03 Мар 2024 в 1:50 ссылка на комментарий

    О семи-восьми коленах при бракосочетании у старообрядцев. В нашей семье есть опыт. Мои бабушка (1900 г.р.) и дедушка (1899 г.р.) были родственниками. Кровного родства между ними не было: единокровная старшая сестра моего деда была замужем за родным братом бабушкиного отца. Так вот, венчать их в 1924 году не хотели. Все священники отказывались. Наконец, кого-то еле уговорили. Повенчал. А потом священника этого расстригли.
    Валентина Савельевна Куликова (Плохова) 1935 г.р., праправнучка отца Агафоника, рассказывала. Поскольку родственники её мужа когда-то тоже носили фамилию Плоховы («выстроились на болоте, стали Куликовыми»), перед тем, как дать согласие на венчание, долго проверяли, нет ли меж ними родства. И только не обнаружив его, повенчали. Оба они жили в Андронове.
    Кстати, седьмое колено — не так уж далеко. Отец, дед, прадед и прапрадед с обеих сторон — вот вам и восьмое колено. Общий предок при этом — прапрадед. Особого генеалогического исследования не нужно.
    Извините ещё раз…

  5. Дмитрий Максимов 03 Мар 2024 в 10:09 ссылка на комментарий

    Хотелось бы озвучить несколько своих мыслей, которые я не почерпнул из каких-то авторитетных или не очень источников, а родил сам в процессе многолетней работы с архивными документами. Речь пойдёт о методике составления документов учёта населения и крестьянском возрасте в них. Подчеркну, что это всего лишь моё личное мнение. Однако мне хотелось бы услышать и комментарии других специалистов и просто присутствующих.

    Ревизские сказки:

    Возраст крестьян в ревизских сказках определялся простым прибавлением нужного числа лет к данным прошлой ревизии. Если мужчина в первой ревизии был записан в возрасте 10 лет, то во второй ревизии ему обязательно будет 33 года, а в третьей — 40. Возраст вновь рождённых детей записывался со слов родителей и всегда приблизительно. Причём, чем больше времени прошло с предыдущей ревизии, тем больше могла быть ошибка в возрасте. Связано это с тем, что возраст малолетнего ребёнка родители ещё помнили достаточно точно, а вот в возрасте подростков уже путались.
    Совершенно обычна такая ситуация, когда ребёнка записывают в ревизии в возрасте, например, 4-х с половиной лет, а дальше эта «половина» начинает гулять по всем последующим сказкам, вплоть до смерти крестьянина.
    Случалось и так, что ребёнок, записанный в ревизии, вскоре после неё умирал, а спустя несколько лет рождался другой с таким же именем. Не зная этого обстоятельства, переписчики путали его с умершим братом, автоматически приписывая ему возраст покойного.

    Исповедные ведомости:

    К сожалению, самых первых ведомостей по нашим деревням не сохранилось, вал исповедок начинается только с 1741 года.
    Для того, чтобы понять, как они составлялись, нужно поставить себя на место священнослужителя, которому была доверена данная обязанность.
    Разумеется, самая первая исповедка составлялась так: священнослужитель на телеге приезжал в деревню и начинал обход всех дворов подряд с одного конца деревни до другого. Имена и возраст крестьян он записывал с их слов, особо не вдаваясь в подробности, поскольку проверить такое количество информации не было никакой возможности, да и нужда в этом отсутствовала.

    Сколько времени занимала такая работа? Думаю, что в начале XVIII столетия за день дьячок мог спокойно переписать 3-4 соседние деревни, т.е. вся работа занимала неделю или чуть больше. А вот к середине XIX столетия народонаселение деревень настолько увеличилось, что срок заполнения ведомости, скорее всего, приближался к месяцу.
    Именно это (растянутость во времени) — причина того, что мы иногда встречаем записи об одних и тех же людях, преимущественно девушках, выполненные дважды в разных деревнях. Переписчик записывал девушку в семье родителей, через пару недель она выходила замуж в другую деревню и затем вновь оказывалась переписанной тем же человеком.

    Согласитесь, работа проделывалась огромная и трудоёмкая. Настолько, что повторно проводить её не очень хочется. Хочется как-то оптимизировать трудозатраты. Поэтому на следующий год дьчок, входя в крестьянские дома, уже не утруждает себя лишними расспросами, а всего лишь сверяется с прошлогодними списками и просто добавляет всем по году (исключая умерших и добавляя вновь рождённых). Через год ситуация повторяется. Иногда переписчик допускает ошибки, забывая прибавить год к возрасту, или же путая цифры в прошлой ведомости (например, 1 и 4), которые так в дальнейшем и воспроизводятся. Причём дьчок мог использовать в качестве образца любой документ прошлых лет, не обязательно прошлогодний. Разница состояла лишь в том, сколько лет требовалось прибавить к возрасту в том или ином случае.
    Отсюда — такие ошибки, когда крестьянин уже пару лет как мёртв, а в исповедке записывается. Просто священнослужитель из-за усталости забывал исключить умершего и машинально добавлял ему возраст.

    Однажды отлаженная система давала сбой. Это могло произойти по нескольким причинам:
    — копии ведомостей отправлялись в консисторию на хранение;
    — священник понимал, что заигрался, и пора бы уже делать полноценный опрос крестьян;
    — священник умирал или заступал на другую должность, а новый исполнитель предпочитал для начала провести перепись «как положенно».
    В результате, в какой-то момент в исповедках привычная возрастная шкала ломалась, поскольку, как я уже говорил (я даже смею это утверждать!) большинство крестьян называли возраст приблизительно. Вместе с тем в ведомости появлялись новые имена — Ванифантий превращался в Лифана, Егор в Георгия и т.п.

    Добавлю, наконец, что существуют исповедные ведомости с совершенно недостоверными сведениями, которые были созданы вообще без обхода крестьянских дворов, «на коленке». В таких ведомостях вы не найдёте младенцев в возрасте менее одного-двух лет — как будто дети вообще не рождались. Зато обязательно найдёте несколько благополучно вернувшихся с того света покойников.

    Скажу ещё несколько слов о том, почему крестьяне не знали собственный возраст. Причина проста — в этом не было никакой практической необходимости. Необходимость была в знании лошадиной упряжи, сортов трав и грибов, церковных праздников, т.е всего того, что определяло комфортный быт крестьянина. Возраст его не определял.

    Может быть, позже я приведу несколько примеров с подтверждёнными датами рождения и смерти, сравнив их с данными из ревизий и исповедных ведомостей.

  6. Сергей Плохов 04 Мар 2024 в 22:42 ссылка на комментарий

    Добрый день, Дмитрий! Как просто присутствующий хочу сказать ещё несколько слов.
    Благодарю за столь развёрнутый комментарий. Прочел я его с интересом и практически со всеми высказанными Вами соображениями согласен. Несомненно, почти так это и происходило, а большинство ошибок в документах делалось писарями.
    Но вот удивил меня Ваш… утилитарный… подход к определению комфортного быта крестьян. Одну из основополагающих черт крестьянского характера — религиозность — Вы свели к знанию церковных праздников! А ведь именно религия занимала огромное место в жизни крестьян, а старообрядцев особенно. Говорю это не понаслышке. Знаю, как это было в семье моих прадеда и прабабушки. О самой прабабушке сохранились лишь смутные детские воспоминания (она умерла, когда мне было шесть лет), но с её многочисленными детьми я разговаривал довольно много. Читал протоколы её допросов в 1933 году во время её ареста по делу церковников.
    Так вот, продолжительность жизни для верующих людей не пустой звук. Душа бессмертна, но сколько ей отпущено Господом на земле, имеет огромное значение. Наверняка видели на сохранившихся старинных надгробных камнях надписи: «Под сим камнем покоится тело такого-то и такого, родившегося тогда-то и тогда-то; жизни его было столько-то лет, месяцев и дней, день ангела тогда-то». Примерно такие же надписи есть на сохранившихся старых захоронениях на сельских подмосковных кладбищах.
    Старообрядцы прекрасно знали свой возраст и придавали ему и вообще временным интервалам в своей жизни большое значение.
    Одним из простейших примеров этого служит надпись на обороте фотографии моих прадеда и прабабушки (https://www.genealogy-kzn.ru/plohovi/): «1897 год. Снимались 13-го июля 1897 г. Отроду лет Н. И. 30 (позже карандашом исправлено на 29) лет 7 1/2 мес.
    К. И. 22. 6 мес. Состояли в браке 2 года».
    Вот видите, с какой точностью — до полумесяца. Это люди, родившиеся практически в середине XIX века, о котором мы и говорили.
    Ну вот и всё. Простите, ради Христа, если что-то не так сказал.

  7. Дмитрий Максимов 05 Мар 2024 в 13:17 ссылка на комментарий

    Сергей, не скромничайте — с такой проработкой материала, вы уже давно не просто «присутствующий»)))

    Прошу прощения, если мой подход показался утилитарным, просто я не стал слишком заострять внимание на этой теме.

    Что касается сохранившихся камней-надгробий, то они не могут служить полноценным доказательством или опровержением какой-либо гипотезы, поскольку сохранилось их не так много. Да и заказывали такие надгробия не самые простые крестьяне, а лишь люди могущие себе такое удовольствие позволить. А уж если ты решил потратиться на надгробие близкому родственнику, то и к дате его рождения отнесёшься ответственно и узнаешь её по записям в метрических книгах или иным сохранившимся документам.

    Вот первый обещанный мною пример:
    Сергей Аверьянович Калабанов из деревни Старово
    Родился 01.10.1797
    Умер 19.10.1858
    К сожалению, не раскольник, но зато даты рождения и смерти точно известны.

    Исповедные ведомости составлялись в первой половине года, а Сергей родился в октябре, так что на момент переписи ему всегда должен быть неполный год.

    Посмотрим, что там ему понаписали:
    1802 (исповедка) – 4 года
    1804 (исповедка) – 6
    1811 (ревизия) – 13
    1813 (исповедка) – 15
    1816 (ревизия) – 17 (-1) первая ошибка
    1819 (исповедка) – 21
    1822 (исповедка) – 24
    1824 (исповека) – 26
    1828 (исповедка) – 30
    1832 (исповедка) – 34
    1833 (исповедка) – 35
    1834 (ревизия) – 35 (-1)
    1834 (исповедка) – 36
    1835 (исповедка) – 38 (+1) вторая ошибка
    1836 (исповедка) – 39 (+1)
    1837 (исповедка) – 40 (+1)
    1850 (ревизия) – 51 (-1)
    1851 (исповедка) – 54 (+1)
    1854 (исповедка) – 57 (+1)
    1855 (исповедка) – 58 (+1)
    1856 (исповедка) – 59 (+1)
    1858 (ревизия) – 59 (-1)
    1858 (метрика о смерти) – 67 (+6) третья ошибка

    Первая ошибка появляется в ревизии 1816 года. Причина её проста. Предыдущая ревизия проводилась в 1811 году, однако формальным годом её завершения считается 1812 год. Т.е. переписчик попросту добавлял всем крестьянам к возрасту четыре года вместо положенных пяти. В результате ошибка в -1 год появляется у всех взрослых крестьян волости. При этом в исповедках возраст указывается верно до определённого момента.

    Вторая ошибка случается в 1835 году. Вместо 37 лет Сергею записывают 38. Как так получилось? Не знаю, но возможно это связанно с тем, что за год до этого умер предыдущий священник, а его место занял новый.

    В итоге между данными последующих ревизий и исповедок появляется постоянная разница в два года. В обоих случаях возраст указывается неправильно.

    Третья (самая показательная) ошибка появляется в метрической записи о смерти Сергея Аверьянова. Вместо положенных 61 ему вдруг записывают 67 лет. Я долго всматривался в почерк и сравнивал цифру с другими примерами — там точно 67. Откуда взялись целых +6 лет в возрасте? А дело в том, что дьячок записал возраст со слов заявителя о смерти, а в исповедные/метрические книги даже не заглядывал.

    Пример с Сергеем Аверьяновым возможно не самый удачный или показательный. Позже постараюсь найти кого-нибудь из раскольнической семьи, кто отметился в метриках Рогожского кладбища.

  8. Дмитрий Максимов 05 Мар 2024 в 15:57 ссылка на комментарий

    А вот пример по раскольникам:
    Михаил Астафьевич Мурашов из деревни Панкратовской.
    Исповедки не буду поднимать, ограничимся теми данными, что под рукой.
    1850 (ревизия) — 9
    1858 (ревизия) — 17
    1868 (подворовая) — числится в рекрутах
    1901 (т.н. перепись раскольников) — 63
    16.12.1910 года умер в возрасте 74 лет «от старости»
    Если верить записям из ревизий, то Михаил родился в 1850/1851 году.
    Если верить «переписи раскольников», то в 1837/1838 году.
    А запись в Панкратовской метрической книге называет годом его рождения 1836 год.

Написать комментарий