Андроново. Плоховы. Древо. Часть 8

Сергей Плохов

Андроново. Плоховы. Родословное древо. Введение
Андроново. Плоховы. Древо. Часть 1
Андроново. Плоховы. Древо. Часть 2
Андроново. Плоховы. Древо. Часть 3
Андроново. Плоховы. Древо. Часть 4
Андроново. Плоховы. Древо. Часть 5
Андроново. Плоховы. Древо. Часть 6
Андроново. Плоховы. Древо. Часть 7
Андроново. Деревня


Продолжим рассказ о родословном древе андроновских Плоховых и перейдём к следующему участку Четвёртой родословной ветви, а именно, ветви потомков Алексея Иванова (I.5.4) (Андроново. Плоховы. Древо. Часть 7).
Перед вами дети Федота Алексеева (I.5.4.7) и их жёны, пока без потомков.

Изображение кликабельно

У Федота Алексеева (I.5.4.7) и Агафьи Дмитриевой (I.5.4.7) было пятеро детей и все сыновья: Тимофей (I.5.4.7.1), Викул или Вукол (I.5.4.7.2), Афанасий (I.5.4.7.3), Иван (I.5.4.7.4) и Сергей (I.5.4.7.5). На схеме я расположил их не в порядке старшинства, а из соображений оптимальности и наибольшей компактности изображения.

Тимофей Федотов (I.5.4.7.1), старший. Тимофей впервые упомянут в ревизской сказке 1811 года, в которой написано, что в 1795 году ему было 2 года, а в 1811 – 18 лет. Стало быть, родился он в соответствии с этим документом в 1793 году. Ревизская сказка 1816 года утверждает, что ему 22, то есть, он на год моложе, 1794 года рождения. Хотя я не исключаю, что он «помолодел» за счёт того, что эта ревизия весенняя (от 1 марта), и данные приведены по 1815 году, если день рождения у Тимофея в 1816 был после подачи ревизии. Следующая ревизия 1834 года также показывает 1794 год рождения.

С исповедными ведомостями, содержащими информацию о Тимофее Федотове, дело обстоит так. В 1824, 1825 и 1826 годах год его рождения прослеживается как 1793. В 1827 году произошёл какой-то скачок, почему-то написали, что ему 36 лет, то есть рождения он 1791 года. Думаю, что это какая-то случайность, потому что в 1829, 1830 и 1831 годах год его рождения опять вернулся к 1793. А дальше загадка! Тимофей Федотов и его семья пропали из исповедных ведомостей. Больше ни в одной исповедной ведомости они не числятся.

Что случилось, я не понимаю, однако они есть в ревизских сказках 1834 и 1850 года. О 1834 годе я уже говорил, а в 1850 году написано, что Тимофей Федотов умер в 1848 году. Но, может быть (вспомним комментарий Дмитрия Максимова по другому поводу), семья его была переведена в другое место (например, в Москву) без официального перевода и там трудилась. В деревне физически их не было, поэтому и в исповедных ведомостях они отсутствуют, а налогами облагались, поэтому в ревизских сказках записаны.

Нужно отметить, что Тимофей был дважды женат. Первая жена его Прасковья (I.5.4.7.1) (полуотчество которой не известно) присутствует в ревизии 1816 года. Ей 23 года, а значит, она ровесница Тимофея и родилась в 1793 году. Судя по возрасту их старшего (и, кажется, единственного) ребёнка, о котором я расскажу в следующей статье, они поженились в 1815 году. Больше информации о Прасковье нет. Прожил Тимофей с ней не долго, потому что в следующем, доступном нам, документе, а именно исповедной ведомости 1824 года, у Тимофея другая жена, а возраст их ребёнка говорит о том, что пожениться они должны были примерно в 1819 году. Это значит, что с учётом годичного траура, Прасковья умерла не раньше 1816 и не позже 1818 года, не исключено, что во время родов.

Вторую жену Тимофея Федотова зовут Пелагеей Афанасьевой (I.5.4.7.1). Впервые информацию о ней находим в исповедной ведомости 1824 года. Ей 30 лет, она на год младше Тимофея, родилась в 1794 году. Этот же год рождения прослеживается во всех остальных доступных мне ведомостях, содержащих о ней информацию.

Ревизская сказка 1834 года говорит о 30-летнем возрасте, то есть, родилась Пелагея в 1804 году. В ревизии же 1850 года ей 54, то есть год рождения 1796. Далее следы Пелагеи Афанасьевой теряются, что и отражено в дате её кончины.

Викул или Вукол Федотов (I.5.4.7.2). Викулом его называют в ревизских сказках. В исповедных ведомостях он проходит как Вукол.
Первое упоминание – в ревизской сказке 1811 года. Там написано, что Викулу в предыдущую ревизию (1795 года) было 2 года, а в 1811 – 18 лет, значит, родился он в 1793 году.

Надо сказать, что в той же ревизской сказке брат его Тимофей записан точно так же, только строчкой выше. Почему так записано, я не сразу понял. Я подумал было, что они близнецы, и, видимо, это так и есть. Однако вначале меня смутило одно обстоятельство: близнецов вроде бы и крестить нужно вместе, в один день, а дни ангела Тимофея и Викула не совпадают. В соответствии со святцами память святых с именем Тимофей празднуется довольно много раз (1 января, 17 января, 4 февраля, 6 февраля и др.). Викул же – только однажды, 19 февраля (все даты даны по новому стилю), и в этот день именин Тимофея нет.

Хоть и крещён я в детстве на Рогожском кладбище по старому обряду, знатоком старообрядчества совсем не являюсь. Беспокоить по этому вопросу священника нашего андроновского храма Рожества Христова отца Димитрия Коклеева я не решился. Поэтому за разъяснениями по поводу крещения младенцев в старообрядчестве обратился к интернету. И вот что мне интернет ответил.

1. Статья А. М. Фишман (г. Санкт-Петербург) «О таинстве крещения у тихвинских карел-старообрядцев» на сайте Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи»:

«Время крещения новорожденного имеет свои границы, которые в начале ХХ в. были определёнными и жёсткими: здорового ребёнка крестили, начиная с восьми дней от рождения и до двух-трёх месяцев».

2. Сайт «Словесница Искусств, региональный культурно-просветительский журнал», № 1 (15), 2005, Дальний Восток: славянская линия жизни. Любовь Ковалёва. «Духовные обряды староверов»:  (Хотя речь идёт о беспоповцах, в данном случае это неважно).

«Окрестить ребёнка староверы-беспоповцы Солнечного района стараются в течение восьми дней после появления на свет. Если ребёнок слабый и есть опасения, что он может умереть, то крестят даже в родильном доме (речь идёт о нашем времени, прим. моё). Так как крещение – это своеобразный оберег, дающий надежду на благополучный исход. Но если ребёнок умирает не крещёным, то его не отпевают в моленном доме, не ставят креста на могиле и далее не поминают в молитвах, т.к. у него нет имени».
Там же:
«Имена староверы выбирают детям только по святцам, причём имя для мальчика – в пределах восьми дней после даты рождения, а имя для девочки – в пределах восьми дней до и восьми дней после появления на свет (говорят, что девочка – «попрыгунья»). Необходимо также отметить, что далее, в течение всей жизни, празднуется только день именин (день ангела), а не день рождения, причём день рождения и день именин чаще всего не совпадают. Считается, что после крещения у ребёнка появляется ангел-хранитель».

3. А. И. Назаров, «Именник старообрядцев-поповцев земли Уральского казачьего войска», «Вопросы ономастики», 2009 г, № 7:

«Из научной литературы известно, что в тех или иных местах проживания старообрядцев действовали определённые правила наречения имени. В Польше старообрядческие наставники рекомендовали нарекать имя в восьмой день после рождения ребёнка. «Если в восьмой день от рождения ребёнка в святцах не было мужского имени, ему давали имя, соответствующее следующему или предыдущему дню. Иначе нарекали младенца женского пола. В этом случае считали, что восьмой день девочке «не принадлежит» и называли её по дню рождения» [Иванец, 1992, 263]. Более свободным было наречение имени у старообрядцев Белоруссии. Е. Ю. Муратова, исследовавшая их именник, отметила следующее: «Из сопоставления даты рождения ребёнка и дня памяти святого, в честь которого он назван, выясняется, что в течение исследуемых лет не менее 80% всех новорожденных получали имена святых, поминовение которых происходило в пределах месяца со дня рождения ребёнка.… В отдельных случаях… отсутствует всякая зависимость между днём рождения ребёнка и днём памяти святого, в честь которого он назван» [Муратова, 1994, 57, 59]».

Там же: «В очерке «Уральский казак» (<…> 1842 г.) В.И. Даль писал по поводу имён сыновей героя очерка – казака-старовера <…>:

«Сыновья его получили <…> имена по заведённому на Урале порядку, родившись за седмицу до дня празднования церковью памяти сих святых. От этого обычая там не отступают, и Уральское войско представляет в этом отношении полные церковные, дониконовские святцы».
Там же: «<…> на исходе ХIХ в. (и позже) у старообрядцев-поповцев земли УКВ (Уральского казачьего войска) каких-то особо строгих правил наречения имени не было. Требовалось лишь то, чтобы имя выбиралось из месяцеслова».

Ну вот, кое-что стало понятней.

А вот, о чём говорят метрические книги Богородско-Глуховской старообрядческой общины. Мне удалось изучить записи о рождении 31 младенца (21 мальчика и 10 девочек), совершённые в 1909 – 1918 г.г. Это, конечно, не все дети, родившиеся в этот период, но некоторое понятие о том, как крестили детей наши предки, в том числе прямые, составить можно.
Я сравнил даты рождения, крещения детей и дни памяти святых, в честь которых они названы. Результаты сравнения сведены в две таблицы.


Основные выводы, которые можно сделать при анализе этих таблиц:
1. Как правило, новорожденных старались окрестить как можно быстрее. Из 31 ребёнка 12 были крещены непосредственно в день появления на свет, 13 детей – на следующий день и 5 – на второй. Только один ребёнок из всех рассмотренных, был крещён на пятый день.
2. Более половины новорожденных (17 человек из 31) крещены так, что день памяти святого приходится либо на день рождения, либо на день крещения.
3. Практически половина (15 из 31) крещены с соблюдением так называемого правила восьми дней, то есть, день памяти святого приходится на период 8 дней после рождения.

После всех этих цитат, примеров и выкладок вновь обратимся к нашим предполагаемым близнецам Тимофею и Викулу. Итак, день памяти Викула – 19 февраля по Юлианскому календарю (новому стилю) или 8 февраля по календарю Григорианскому (в XVIII веке разница между этими календарями составляет 11 дней). Ближайший к Викулу день памяти Тимофея – 14 (3) февраля. Таким образом, разница между этими днями – пять дней. Значит, наших Тимофея и Викула вполне могли крестить в один день. А поскольку именины у Тимофея раньше, чем у Викула, то и в ревизской сказке сначала записан Тимофей, а потом Викул. А это значит, что они близнецы практически со стопроцентной вероятностью.

Продолжим о Викуле Федотове (I.5.4.7.2). Я уже говорил, что родился он по версии ревизской сказки 1811 года в 1793 году.
Следующая ревизия 1816 года говорит, что Викулу 22 года, то есть родился он якобы в 1794 году. Я не зря написал «якобы». Дело в том, что ревизия 1811 года, как известно, датирована сентябрём, а ревизия 1816 года – 1-м марта. В феврале, естественно, все данные должны были быть готовы заранее. В связи с тем, что именины Викула в 1816 году приходились на 7 февраля (в XIX веке разница между календарями 12 дней), скорее всего, возраст ему (как и Тимофею) записали прошлогодний. Раз так, то и вычисление года его рождения в этом случае производится так: 1815 – 22 = 1793. Но всё-таки 1794 год я тоже запишу для памяти.

В доступных нам исповедных ведомостях Викул, а вернее, Вукол, появляется в 1824 году. Ему 30 лет, значит, он родился в 1794 г. Этот год рождения прослеживается далее в ведомостях вплоть до 1842 года. В 1843 году год рождения вдруг стал 1797. Я думаю, что тут произошёл некий сбой, потому что в 1744 году год рождения вернулся к 1794. Затем в течении нескольких лет он определяется как 1795. Этот год рождения перемежается с 1794 вплоть до 1861 года. После 1861 года Вукол Федотов в исповедных ведомостях не упоминается. Значит, умер он в 1862 году.

Жена Вукола Федотова – Агафья Степанова (I.5.4.7.2). Судя по дате рождения их первого ребёнка, они поженились в 1813 году.
Агафья Степанова впервые упоминается в ревизской сказке 1816 года. Указано, что ей 24 года, то есть родилась в 1792 году. Этот же год рождения прослеживается и в ревизии 1834 года. В 1850 она в ревизии не числится.

В исповедных ведомостях Агафья Степанова появляется в 1824 году. Ей 33 года, родилась в 1791. Этот год рождения прослеживается вплоть до 1841 года. Далее на протяжении трёх лет идёт некий сбой: в 1842 г написано, что ей 56 лет, в 1843 – 54, а в 1844 – 58. Года рождения при этом получаются 1786, 1789 и опять 1786. Ведомости за 1845 год у меня нет. В 1846 году Агафьи Степановой нет в ведомости, а про Вукола Федотова написано, что он вдов. Отсюда я делаю вывод, что умерла Агафья Степанова в 1845 году.

Афанасий Федотов (I.5.4.7.3) – третий сын Федота Алексеева. Первое упоминание о нём содержится во всё той же ревизской сказке 1811 года. В ней написано, что во время предыдущей ревизии (1795 г) ему был 1 год, а в 1811 г. – 17 лет (запись несколько странная – «17+»). Означает это, что Афанасий на год моложе Тимофея и Викула, следовательно, родился в 1794 году. В ревизской сказке 1816 года ему 21, и вроде бы год рождения получается 1795. Но я не исключаю, что, как я писал ранее, при составлении ревизской сказки 1816 года данные по возрасту брались в соответствии с 1815 годом. В ревизиях 1824 и 1850 годов 1795 год рождения сохраняется.

В исповедных ведомостях Афанасий впервые появляется, как и братья, в 1824 г. Ему 24 года, значит, родился в 1800. Этот год рождения сохраняется вплоть до 1851 года.
В 1850 году в исповедной ведомости Афанасию 50 лет, а в ревизской сказке – 55. Таким образом, мы в один год имеем разный возраст Афанасия в разных документах, отличающийся на 5 лет.

В 1852 году в ведомости, видимо, сбой – 57 лет и 1795 год рождения. За 1853 год исповедной ведомости у меня нет. В 1854 и 1855 годах год рождения определяется как 1801. В ведомости 1856 года и позже данные Афанасия отсутствуют.
В ревизской сказке 1858 года сказано, что Афанасий Федотов умер в 1855 году, очевидно уже после того, как данные исповедной ведомости были сформированы.

Анна Никифорова (I.5.4.7.3), жена Афанасия Федотова. Впервые упоминается в исповедной ведомости 1824 года: 28 лет, год рождения 1796. В исповедных ведомостях этот год рождения прослеживается вплоть до последней записи о ней в 1851 году.

В ревизской сказке 1816 года запись об Анне отсутствует. В ревизии 1834 года ей 40 лет, и год рождения её определяется как 1794. В ревизии же 1850 года она вдруг помолодела – ей 50 лет, год рождения 1800. В ревизии 1858 года она также отсутствует.

Поскольку в исповедной ведомости 1852 года впервые написано, что Афанасий Федотов вдов, делаем вывод, что умерла Анна Никифорова в 1851 году.
Судя по дате рождения их первого ребёнка, поженились Афанасий Федотов и Анна Никифорова в 1816 году.

Иван Федотов (I.5.4.7.4), четвёртый сын Федота Алексеева (I.5.4.7). Впервые – в ревизии 1811 года: 9 лет, год рождения 1802. В следующей ревизии 1816 года – 13 лет, год рождения 1803. К записи данных Ивана в этой ревизской сказке в полной мере относится всё, сказанное мной об этом документе при рассказе обо всех трёх старших братьях, то есть, 1803 год рождения на самом деле является 1802. В ревизских сказках 1834 и 1850 годов определяется тот же 1803 год рождения.

В доступных мне исповедных ведомостях данные об Иване Федотове впервые появляются в 1824 году. Ему 22 года, значит, родился в 1802 г. этот же год рождения прослеживается вплоть до 1829 года включительно. В 1830 году, видимо, произошёл сбой – написано, что Ивану 36 лет, а значит, родился он в 1794. В следующем, 1831 году, сбой этот исправлен, Иван опять получается 1802 года рождения, который прослеживается до 1838 года включительно. С 1839 года по 1851 год включительно год рождения определяется как 1801. В 1852 и 1854 – год рождения 1803.
Начиная с 1855 года, Иван Федотов исчезает из исповедных ведомостей. В этом году он умер – жена его указана вдовой. Судя по дате рождения их первенца, поженились они в 1821 году.

Устинья Григорьева (I.5.4.7.4), жена Ивана Федотова, впервые появилась в исповедной ведомости 1824 года. Ей 26 лет, год рождения 1798. Этот год прослеживается вплоть до 1846 г. включительно. За 1847 год у меня исповедной ведомости нет, а в 1848 году – сбой в записи: написано, что Устинье Григорьевой 58 лет, что означает 1790 год рождения. Этот сбой я не стал фиксировать, тем более что в 1849 году его исправили: Устинья опять 1798 года рождения. Этот же год определяется в исповедных ведомостях и 1850, и 1851 года. В 1852 же году опять произошло изменение возраста – 56 лет, значит, родилась в 1796 году. 1796 год сохраняется вплоть до последней исповедной ведомости 1865 года.

В ревизских же сказках картина получается такая: 1834 год – 38 лет (1796 г.р.), 1850 – 54 года (1796 г.р.), 1858 – 61 год (1797 г.р.).
Отсутствие данных об Устинье Григорьевой в подворной переписи 1869 года означает, что к этому году она уже умерла. Значит, это событие произошло в интервале времени с 1866 по 1868 год.

Сергей Федотов (I.5.4.7.5), младший, пятый ребёнок в семье, по данным Елены Дмитриевой жил с отцом.
В доступных нам документах Сергей присутствует начиная с ревизской сказки 1811 года: 6 лет, год рождения 1805. В следующей ревизской сказке 1816 года ему 10, год рождения 1806 (но мы уже знаем, что в этой ревизии все записанные становятся на год младше). В ревизиях 1834 и 1850 годов также прослеживается 1806 год рождения.

В исповедных ведомостях Сергей Федотов появляется в самой ранней из доступных нам в этот период – 1824 г. Ему 18 лет, год рождения 1806. Этот год рождения прослеживается до 1830 года включительно. В 1831 году Сергей становится ещё на год моложе: при подсчёте получается, что он родился в 1807 году. Этот 1807 год прослеживается до 1851 года. С 1852 по 1857 год опять получается, что он родился в 1806 году. Начиная с 1858 года в исповедных ведомостях информации о Сергее Федотове нет.
В ревизской сказке 1858 года написано, что он умер в 1857 году.

Марья Кузьмина (I.5.4.7.5), жена Сергея Федотова. Основываясь на дате рождения их первого ребёнка, можно сделать вывод о том, что они поженились примерно в 1828 году. Данные о Марье Кузьминой впервые мы можем увидеть в исповедной ведомости 1825 года. Она ровесница Сергея Федотова (им обоим по 19 лет), то есть также родилась в 1806 году. Этот год рождения в исповедных ведомостях прослеживается на протяжении многих лет, вплоть до 1851 года включительно. Начиная с 1852 года, она в ведомостях становится моложе на один год: до самой последней исповедной ведомости 1865 года год её рождения определяется как 1807.

Записана она и в подворной переписи 1869 года. Там тоже получается, что она 1807 года рождения.

По ревизским же сказкам год рождения Марьи Кузьминой получается таким: в 1834 г. – 1807, в 1850 – также 1807, в 1858 – 1808.

Поскольку самые поздние данные о Марье Кузьминой обнаруживаются в 1869 году, и позже отсутствуют, правомерна запись о том, что умерла она после 1869 года.

Теперь ещё об одном интересном факте. Или моём предположении.
Разбирая ветвь потомков Ивана Федотова (I.5.4.7.4), обнаружил следующее. В исповедной ведомости 1851 года в одном дворе под № 248 записаны две семьи: семья Георгия Иванова (сына Ивана Федотова) и семья некого Прохора Тимофеева. И женой этого Прохора Тимофеева является Анна Федотова (I.5.4.7.6) 54 лет. Наиболее вероятная причина объединения этих семей состоит в том, что Анна Федотова – дочь Федота Алексеева, которую нам почему-то до сих пор не удавалось обнаружить. Обращение к ревизской сказке 1850 года тут же даёт фамилию Прохора ТимофееваБлагов.

К сожалению, все доказательства принадлежности Анны Федотовой к рассматриваемой нами ветви Плоховых пока этими рассуждениями и ограничиваются. Не хватает материала. Самый ранний документ, содержащий сведения об Анне Федотовой – исповедная ведомость 1824 года. В этом году она так же является женой Прохора Тимофеева. А в 1816 году ревизская сказка говорит, что Прохор Тимофеев ещё не женат, но у Федота Алексеева нет дочери по имени Анна. Так что, может это всё мои домыслы, не имеющие под собой никаких реалий. Именно поэтому на рисунке я показал эту связь пунктиром.

Продолжение следует.

Написать комментарий