Андроново. Плоховы. Древо. Часть 6

Сергей Плохов

Андроново. Плоховы. Родословное древо. Введение
Андроново. Плоховы. Древо. Часть 1
Андроново. Плоховы. Древо. Часть 2
Андроново. Плоховы. Древо. Часть 3
Андроново. Плоховы. Древо. Часть 4
Андроново. Плоховы. Древо. Часть 5


Ну, что же, разбираем дальше ветви детей Якима Прокофьева (I.3) (см. Андроново. Плоховы. Древо. Часть 1)

Сегодня Третья ветвьФевронии Якимовой (I.4.5). Вот эта ветвь на рисунке.

Ветвь эта примечательна тем, что впервые мы прослеживаем плоховскую родню по женской линии и прослеживаем, как мне кажется, довольно далеко, практически до её угасания

Ещё одна особенность этой ветви состоит в том, что она православная. Как следует из известных нам исповедных ведомостей, ни Феврония, ни её муж Иван Максимов, ни их потомки из православия в старообрядчество не переходили.

Феврония Якимова (I.4.5) – пятый ребёнок в семье Якима Прокофьева (I.3). Данные о ней мы впервые находим в Нулевой ревизии, которая датируется 1716 годом (о том, что такое Нулевая ревизия, можно прочитать в моей статье «Андроновские Плоховы до начала ХХ века. 1716 г.», размещённой на блоге). Вот эта запись:

«…Во дворе вдова Прокофьева жена Иванова Пелагея Васильева штидесят лет у ней сын Яким сорока лет у него жена Варвара Иванова сорока лет у них дети Семен семи Алексей пяти лет дочери Аксинья двенадцати Февронья 15(?) лет Арина 10 (?) лет…».

В соответствии с этой записью Феврония родилась в 1701 году и была на восемь лет старше брата Семена.
Это единственная известная нам запись, в которой она находится в составе родительской семьи.

Далее мы встречаем Февронию Якимову только через 29 лет в исповедной ведомости 1745 года. Думаю, что особых доказательств того, что это та самая, «наша» Феврония, не требуется: совпадают имя и полуотчество, достаточно редкие в Андронове, да и возраст практически тот же.
Судите сами: в 1745 году ей было 47 лет, то есть, родилась она в 1698, разница с данными Нулевой ревизии всего три года, что является вполне приемлемым. Тем более, что разница в возрастах, указанных в Нулевой ревизии и исповедных ведомостях, всегда присутствует.

Однако необходимо отметить, что червячок сомнения всё же остаётся: этот же 1698 год теми же исповедными ведомостями отдан рождению её брата Семёна Якимова (I.4.2), они вдруг стали ровесниками. Год рождения и Февронии, и Семёна во всех содержащих информацию о них исповедных ведомостях прослеживается как 1698. Не будем выяснять, какие документы более правдивы, а в каких содержится ошибка, тем более что результата в этом мы всё равно не достигнем. Просто запомним и примем как данность.

Последнее, известное нам, упоминание Февронии Якимовой (I.4.5) содержится в исповедной ведомости 1769 года, в которой указано, что ей 71 год. Далее у нас просто нет данных. Следовательно, Феврония Якимова умерла после 1769 года, прожив не менее 71 года или 68 лет, это смотря какой год считать годом её рождения.

Муж её Иван Максимов (I.4.5) в соответствии с информацией исповедных ведомостей за 1745 – 1764 годы родился так же в 1698 году. В исповедной ведомости 1769 года информация о нём отсутствует, а Феврония впервые записана вдовой.

Очень интересно, в какую семью была отдана Феврония, однако попробуем это выяснить чуть позже. Пока же вернёмся к ветви.

Судя по дате рождения их первого ребенка, Феврония Якимова и Иван Максимов поженились в 1729 году. У них было четверо детей: дочь и трое сыновей: Ксения (I.4.5.1), Семён (I.4.5.2), Тимофей (I.4.5.3) и Иван (I.4.5.4).

Ксения Иванова (I.4.5.1) упомянута только в трёх первых исповедных ведомостях – за 1745, 1746 и 1747 годы. Там ей 15, 16 и 17 лет, и значит, год её рождения – 1730. В следующей известной нам ведомости 1752 года Ксения отсутствует. Это означает, что в период с 1748 по 1751 год она либо умерла, либо вышла замуж. Второе мне кажется более вероятным.

Тимофей Иванов (I.4.5.3) оставил о себе немного больше информации: он, по сравнению с Ксенией, упомянут ещё и в исповедных ведомостях 1752 и 1754 годов. В 1745 г. ему было 8 лет, то есть, родился в 1737 году. Этот год рождения сохраняется без изменения. Последний раз Тимофей упомянут в 1754 году в возрасте 17 лет. В 1756 году он уже отсутствует и больше не появляется. Здесь тоже два варианта: либо Тимофей умер в 17 лет, либо женился, но перешёл жить к жене. Обнаружить ни того, ни другого факта мне не удалось.

Семён Иванов (I.4.5.2). Первая информация о нём содержится в исповедной ведомости 1745 года. Семёну 10 лет, он родился в 1735 году. Этот год рождения сохраняется во всех последующих ведомостях, вплоть до ведомости 1769 года включительно.
Семён Иванов упомянут также в ревизской сказке 1811 года. Там сказано, что во время предыдущей ревизии 1795 г. ему было 59 лет. Значит, год рождения – 1736. В этой же ревизской сказке читаем, что он умер в 1805 году.

Жена Семёна Иванова Устинья Фёдорова (I.4.5.2) родилась в 1735 году, о чём говорит информация, содержащаяся в исповедной ведомости 1757 г. Эта дата рождения сохраняется во всех последующих документах, последний из которых – исповедная ведомость 1769 г. Более поздней информации об Устинье Фёдоровой мной не обнаружено.

Поскольку Устинья Фёдорова впервые появляется в семье Семёна Иванова в 1757 году, а их первый ребёнок родился в том же 1757 году, можно сделать вывод, что поженились они в 1756.
У Семёна Иванова и Устиньи Фёдоровой было две дочери: Татьяна (I.4.5.2.1) и Степанида (I.4.5.2.2).

Татьяна Семёнова (I.4.5.2.1). Информация о ней содержится всего в трёх исповедных ведомостях: 1759, 1764 и 1769 годов. Во всех трёх год её рождения определяется как 1757. После 1769 года данных о ней не обнаруживается в силу отсутствия ведомостей с 1776 по 1826 г.г. Ревизская сказка 1816 года, в которой записаны также и женщины, информацию о Татьяне не содержит. Вышла ли она замуж, неизвестно.

Степанида Семёнова (I.4.5.2.2). Ситуация со Степанидой точно такая же, как и с Татьяной. Только присутствует она всего в двух исповедных ведомостях: 1764 и 1769 г.г. Год её рождения – 1760.

На этом ветвь Семёна Иванова прерывается, по крайней мере, по мужской линии. Не исключено, что по женской линии она продолжилась, если хотя бы одна из его дочерей была замужем.

Иван Иванов (I.4.5.4), младший сын Февронии Якимовой, в плане продолжения рода оказался более удачливым. Впервые он появляется в исповедной ведомости 1745 г. в возрасте 5 лет, то есть, родился в 1740 году. Этот год рождения не изменяется во всех последующих ведомостях, вплоть до 1769 года. Далее данные о нём в исповедных ведомостях отсутствуют, но они есть в двух ревизских сказках. В ревизии 1811 года записано, что Ивану Иванову в 1795 году было 54 года, а в 1811 году – 70 лет. То есть, по версии этой ревизской сказки он родился в 1741 году. В ревизии же 1816 года указано, что он умер в 1812 году.

Первая запись о том, что Иван Иванов женат, была сделана в исповедной ведомости 1756 года. Запись эта не верна. Во-первых, Ивану было в этом году всего 16 лет. Во-вторых, женой Ивана указана некая Устинья 21 года отроду (1735 г.р.), что совпадает с данными жены Семёна Иванова. Ну, и в-третьих, ошибка была исправлена в следующей, доступной нам, исповедной ведомости (1764 г.).

На самом деле жену Ивана Иванова звали Настасья Семёнова (I.4.5.4) и, судя по исповедным ведомостям, в семье она появилась в 1764 году. То, что поженились они именно в этом году, подтверждается и годом рождения их первого ребёнка.

Информация о Настасье Семёновой доступна нам в двух исповедных ведомостях – 1764 и 1769 годов, а также в ревизской сказке 1816 года. Обе ведомости утверждают, что родилась она в 1741. Ревизская же сказка говорит, что в 1816 году ей было 73 года, а, следовательно, год рождения – 1743. После 1816 года информация о Настасье Семёновой отсутствует.

У Ивана Иванова и Настасьи Семёновой было два сына: Григорий (I.4.5.4.1) и Прокофий (I.4.5.4.2).

Григорий Иванов (I.4.5.4.1) присутствует только в исповедной ведомости 1769 года, где указано, что ему 4 года. Отсюда год рождения его 1765. Нет его и в ревизской сказке 1811 года. Видимо, Григорий умер в младенчестве или в раннем детстве.

Прокофий же Иванов (I.4.5.4.2) прожил довольно долгую жизнь.
Впервые мы обнаруживаем его в ревизской сказке 1811 года, в которой написано, что в 1795 году ему было 14 лет, а в 1811 – 30. Это означает, что родился он в 1781 году. В ревизии 1816 года ему 34 года, и год его рождения получается 1782. Этот же год рождения Прокофия Иванова прослеживается во всех последующих ревизиях.

Совсем не то наблюдается в исповедных ведомостях, самая ранняя из которых 1825 года. В ней говорится, что Прокофию 45 лет, а значит, родился он в 1780 году. В ведомостях 1826, 1830 и 1831 годах прослеживается тот же год рождения. На этом совпадение с ревизскими сказками, хотя бы приблизительное, заканчивается. В ведомости 1832 года Прокофий повзрослел на целых девять лет: ему 61 год. Получается, что он появился на свет в 1771. Этот же год следует из всех последующих ведомостей вплоть до 1852 года, где записано, что ему 81 год.
Согласно же ревизии 1858 года Прокофий Иванов умер в 1857 году в возрасте 75 лет.

Исходя из сказанного в отношении Прокофия Иванова, считаю возможным девиантные данные исповедных ведомостей иметь в виду, но не использовать их при выстраивании родословного древа.

Прокофий Иванов (I.4.5.4.2) дожил до 1850 года и в ревизии присутствует. Однако фамилия его там не обозначена! Какая жалость…

Запись в ревизской сказке 1850 года.
«33 Прокофий Иванов 52 68»

Жена Прокофия Иванова Настасья Прокофьева (I.4.5.4.2) впервые обнаруживается в ревизской сказке 1816 года. В этом документе записано, что ей 38 лет, следовательно, год её рождения 1778. Этот же год рождения прослеживается в ревизиях 1834 и 1850 годов. В последней же, 10-й ревизии, проходившей в 1858 году, сказано, что ей 79 лет, а это означает, что родилась она в 1779 году. В исповедных  ведомостях с ней случился ровно тот же казус, что и с Прокофием Ивановым (я имею в виду возраст). В документах 1825, 1826, 1830 и 1831 годов год её рождения вычисляется как 1775. Но начиная с 1832 года она, как и Прокофий Иванов, резко повзрослела: год её рождения стал вдруг вычисляться как 1765. Несмотря на то, что этот год прослеживается во всех остальных исповедных ведомостях, я так же считаю, что эти данные при выстраивании родословного древа можно не использовать.

Скончалась Настасья Прокофьева в 1858 году. Этот вывод я делаю на основе того факта, что в ревизской сказке от апреля 1858 года она ещё присутствует, а в исповедной ведомости 1859 года её уже нет.

У Прокофия Иванова и Настасьи Прокофьевой было двое детей: Афросинья (Ефросинья) Прокофьева (I.4.5.4.2.1) и Иван Прокофьев (I.4.5.4.2.2), проживший всего год и умерший в младенчестве.

Афросинья Прокофьева (I.4.5.4.2.1) впервые появляется в ревизской сказке 1816 года, в которой записано, что ей 10 лет. Следовательно, год её рождения 1806. Этот же год рождения прослеживается в ревизиях 1834 и 1850 годов. В ревизии 1858 г. она на год моложе – 1807 г. Но не нужно забывать, что эта ревизия проводилась в апреле месяце, то есть, возраст, скорее всего, записан по 1857 году. В исповедных же ведомостях, абсолютно во всех, где она записана, получается, что она родилась в 1803 году. А записана она во многих ведомостях, ибо замуж не выходила и всю жизнь прожила в семье родителей. Последний раз мы находим её в ведомости 1859 года. Там сказано: «Девка Евфросиния Прокопиева – 56 (лет)». Этот факт определяет также определение даты её кончины.

Очевидно, что к 1850-м годам семье Прокофия Иванова стало трудно вести хозяйство: самому главе семьи и единственному мужчине было за 70 лет, его жене ещё больше, да и незамужней дочери их было уже к 50-ти.

Поэтому вполне логичной выглядит запись в ревизской сказке 1858 года.

«33 45 Прокофий Иванов 68, умер в 1857 году
8 — Принятый во двор Карп Петров – 49»


«33 45 Прокофия Иванова жена Настасья Прокофьева 79
Его дочь Афросинья 51
Карпа Петрова жена Акулина Афонасьева – 37».

На самом деле объединение семей, видимо, произошло ещё раньше. Так в исповедной ведомости 1852 года они записаны одним двором.

«Прокофий Иванов – 81
Жена его Настасья Прокопьева – 84
Дочь их: Евросинья – 49
Карп Петров – 47
Жена его Акилина Афанасьева – 45».

Теперь пару слов о Карпе Петрове. Почему именно он с женой оказался в семье Прокофия Иванова? Во-первых, мне кажется, потому что он тоже был бездетным и по возрасту также приближался к грядущей старости, но был, видимо, ещё в силе. Во-вторых, вероисповедание: он так же, как и Прокофий Иванов был православным. В-третьих, и это самое вероятное, родственные связи. Но их-то мне и не удалось установить. Я сумел только выяснить его фамилию – Чикин.

Вот запись в ревизской сказке 1850 года.

«8  Петр Александров Чикин 65 умер в 1846 году
Петра Александрова сын Елисей 28 44
Елисеев сын Гаврила новорожденный 15
Петра Александрова другой сын Карп 26 42
Петра Александрова третий сын Евстигней 20 36
Евстигнеевы сыновья
Петр новорожденные 12
Иван 2».

Логично было бы предположить, что раз семьи объединяются, то и Прокофий Иванов тоже Чикин. А, следовательно, Чикиным является и муж Февронии Якимовой Иван Максимов.

К сожалению, подтверждения этому нет. И вот почему. В исповедной ведомости 1844 года семья Прокопия Ивановича объединена в один двор с семьёй некого Ивана Никифорова.

Исповедная ведомость 1844 г.

«111  Иван Никифоров 44 (1800)
Жена ево Александра Феодулова 41
Дети их Никита 16
Марфа 15
Исидор 8
Степан 19
Жена ево Ирина Евдокимова 22
Прокопий Иванов 73 (1771)
Жена ево Анастасия Прокопьева 79
Дочь их Евфросинья 41».

Это же объединение мы видим и в ведомости 1846 года (фото не приводится).

Ревизская сказка 1850 года говорит, что этот Иван Никифоров носил фамилию Новиков.

«27  Иван Никифоров Новиков 32 48 (1802)
Ивана Никифорова сын Степан 9 25
Ивана Никифорова другой сын Никита 7 23
Никитин сын Василий новорожденный 1
Ивана Никифорова третий сын Сидор новорожденный 16».

В исповедной ведомости 1849 года семья Прокопия Иванова записана отдельно от семьи Ивана Никифорова, но объединена с другой семьёй – Артемия и Якова Фёдоровых. Вот эта запись.

«112  Прокопий Иванов 78 (1771)
Жена его Анастасия Прокопьева 84
Дети их Евфросинья 46
Артемий Федоров 41 (1808)
Жена его Матрона Иванова 40
Дети их Андрей 20
Жена его Евдокея Иванова 19
Яков Федоров 48 (1801)
Жена его Анна Гаврилова 45
Дочь их Евдокея 10
Теща его Дарья Михайлова 67».

Обращение к той же ревизии 1850 года показывает, что Артемий и Яков Фёдоровы являются представителями семьи Чайковых.

Чайковы в Ревизской сказке 1850 г.

«34  Артем Федоров Чайков 27 43 (1807)
Артема Федорова сын Андрей 4 20
35 Яков Федоров Чайков 31 47 (1803)».

В 1826 году объединение ещё более обширное.

Исповедная ведомость 1826 года.

«100 (двор) Прокопий Иоаннов ……………….46 (1780)
жена его Настасья Прокопиева ….51
дочь их Ефросиния ……………….23
Петр Иоаннов вдов ………………..74
дети его Акилина ………………….45
Мария ………………..…..25
Сергий ……………………38
жена его Матрона Никонова ……..36
дети их Гавриил …………………..14
Василий ……………………5
Андрей ……………………..3
Феодор Петров ………….………….52
жена его Евдокия Федорова ……….50
дети их Артемий ……………………19
Марина ……………………..17
Тимофей ……………………15
Иуда ………………………..13
Анна ………………………….9
Иаков ………………………..26
жена его Анна Гаврилова ……………22».

Начиная с вдовца Петра Иоаннова 74 лет, все они Чайковы. Определено это по соответствующим записям в ревизской сказке 1850 года, которые я здесь приводить не буду.

Вот какой калейдоскоп фамилий мы обнаружили! А каковы причины этого, по каким принципам объединялись семьи и дворы?

Один принцип совершенно понятен, это вероисповедание. Невозможно встретить семью или двор, в котором были бы записаны одновременно и старообрядцы и православные.

Второй – родство, родственные связи. Хотя в нашем конкретном случае явно они не просматриваются: в рассматриваемой нами семье (правда, в разное время) были записаны и Новиковы, и Чайковы, и Чикины. А это мы ещё не определили её собственную фамилию Прокофия Иванова. Но, может быть, родственные связи есть, и проходят они по женским линиям, которые в настоящее время я проследить не могу?

Третий же принцип объединения (это моё предположение, точно я не знаю) может состоять в решениях сельской общины. Слабых, бездетных стариков нужно поддерживать, женские семьи, остающиеся без здоровых трудоспособных мужчин, нужно поддерживать, а главное, нужно поддерживать общинное хозяйство.

Вот что, например, говорится в статье Екатерины Гончаренко «По своему обычаю [Формы жизни русского народа]»:

«Составной частью общинного крестьянского быта являлось призрение престарелых, увечных и вообще неспособных содержать себя трудом. По российскому законодательству заботу о таких людях должны были брать на себя родственники. Если нуждавшиеся не имели родственников, то социальное призрение инвалидов, стариков и других немощных людей возлагалось на крестьянскую общину».

«Что касается увечных, дряхлых и других немощных людей, то крестьянское общество использовало различные формы их социального призрения. Широкое распространение получила такая форма социальной помощи, как поочередное кормление в домах сельских хозяев. Официальные сообщения с мест подтверждали, что практически повсюду крестьянский «мир» часто использовал именно этот способ поддержки нуждавшихся. Так, в Минской губернии «первым правилом, которым руководствовалась деревня в подобного рода случаях, являлось поочередное кормление нуждающихся каждым отдельным домохозяином с временным принятием в дом на жительство».

Конечно, приведённая цитата не совсем отражает мною сказанное, но тенденция действий сельской общины понятна.

Приходится констатировать, что, к сожалению, мне так и не удалось напрямую узнать фамилию семьи, в которую была выдана Феврония Якимова. Дожил потомок Февронии до 1850 года, но именно его записали без фамилии! Такая жалость…

Однако, попробуем выяснить фамилию родственников по мужской линии. Для этого сначала обратимся к Нулевой ревизии, в которой имеется запись о родительской семье Иван Максимов (I.4.5).

Вот она.

«Во дворе Максим Семенов пятидесяти лет у него жена Зиновея Иванова пятидесяти лет у них дети Дмитрий пятнадцати лет, Иван десяти дочери Авдотья двенадцати Авдотья осьми лет».

Сестёр Ивана Максимова мы рассматривать не будем, а брата Дмитрия 1701 года рождения запомним.

В исповедной ведомости 1745 года запись семьи Дмитрия Максимова имеется.

«Дмитрей Максимов 52 (1693)
Жена его Евдокея Иванова 37
Дети их Анна 16
Матвей 13 (1732)
Егор 4 (1741)».

В 1755 году исчез Егор, видимо, умер в возрасте 12–13 лет. Вот запись семьи в исповедной ведомости 1755 г.

«187  (двор) Иван Максимов 57
Жена Феврония Якимова 57
Дети Семеон 20
Жена Устинья Федорова 20
Тимофей 18
Иван Иванов 15
Вдова Евдокея Иванова 47
Сын её Матвей Дмитриев 23
Жена Дарья Титова 22
Дети их Акилина 3».

Как видим, Дмитрий Максимов умер ещё раньше, и семья его объединена с семьёй брата, но нам это сейчас не интересно.

Запись о Матвее Дмитриеве в последний раз обнаруживается в исповедной ведомости 1769 года. Изменений в семье Матвея нет: у него по-прежнему отсутствуют потомки по мужской линии. Фото этой записи в силу её идентичности я приводить не буду.

Ревизская сказка 1811 года также не содержит сведений о Матвее Дмитриеве или его детях. Значит и эта ветвь прервалась, не дав нам возможности выяснить её фамилию.

Невзирая на неоднократные уже неудачи, предпримем ещё одну попытку поиска. А для этого вновь обратимся к Нулевой ревизии 1716 года. Привлекли меня там две записи о семействах, очень похожих на семью Максима Семенова и идущие сразу вслед за ней. Вот они.

Нулевая ревизская сказка 1716 г.

«Во дворе Роман Семенов тридцати пяти лет у него жена Анна Маркова тридцати лет у них дети Иван пяти Андрей двух лет. Во дворе Яков Семёнов сорока лет у него жена Аксинья Якимова тридцати пяти лет у них дети Иван десяти дочери Марья девяти Матрёна семи Мавра трёх Авдотья (нрзб) лет Пелагея (нрзб)».

Попробую предположить, что это братья Максима Семёнова. А что, отчества совпадают, записи расположены друг за другом, по возрасту вполне подходят: Максиму 50, Якову 40, Роману 35.

Проследим эти семьи.

В исповедной ведомости 1745 года находится только одна семья – Романа Семенова.
«Роман Семенов 67 (1678)
Жена его Анна Маркова 52
Сын Иван 37 (1708)
Жена его Варвара Семенова 37
Дети их Анна 6
Андрей 5 (1740)
Ксения 3
Козма 1 (1744)».

Семья Якова Семенова в этой исповедной ведомости отсутствует и больше нигде не появляется. Скорее всего её перевели в другое место жительства.

Последим за Андреем и Козмой Ивановыми.
Оба они присутствуют в исповедных ведомостях вплоть до 1764 года включительно. Кроме того в этом году в семье записаны ещё и неизвестный мне Иван Алексеев 52 лет, а также Иван Яковлев 53 лет, видимо, сын Якова Семенова. Появление их было разовое.

В 1769 году Козма Иванов из семьи исчез, а Андрей Иванов обзавёлся женой, и это очень важно. Вот эта запись:
«Вдова Варвара Семенова 56
Сын ее Андрей Иванов 29
Жена ево Татьяна Филипова 25 (1744)
Матрена Иванова 20».

Далее, вплоть до 1811 года, документов у меня нет. В ревизии же 1811 года читаем:
«Андрея Иванова дети:
Архип 22 38 (1773)
Филипп 10 26 (1785)».
Тот ли это Андрей Иванов, по этой записи узнать нельзя.

Но вот ревизия 1816 года. А там вот что:
«Крестьяне
Архип Андреев 42 (1774)
Архипа Андреева сыновья Нестер 2 (1814)
Емельян 1 (1715)
Архипа Андреева брат Филип Андреев 30 (1786)
Филипа Андреева сыновья Евдоким 2 (1814)
Григорий 1 (1815)
Крестьянки
Архипа Андреева мать Татьяна Филипова 64 (1752)
<…>».

Несмотря на некоторое несовпадение года рождения Татьяны Филиповой, это, несомненно, та самая семья, и тогда мы радостно идём дальше, сразу в знаменитую ревизию 1850 года. И находим там фамилию Архипа и Филипа Андреевых!

Записи в ревизской сказке 1850 года.
«32 Архип Андреев Коклеев 60 76
Архипа Андреева сын Емельян 19 35
Емельяновы сыновья
Яков новорожденный 6
Федор новорожденный 4
Все раскольники приемлющие священство».
«47 Филип Андреев Коклеев 48 64
Филипа Андреева сын Григорий 19 35
Григорьев сын Степан новорожденный 6
Все раскольники приемлющие священство».

Коклеевы! Никак не ожидал я выйти на эту фамилию. Прежде всего, конечно, из-за того, что пропустил при разборе факт перехода этой семьи в официальное старообрядчество.

Итак, к чему же привели поиски фамилии Ивана Максимова (I.4.5), мужа Февронии Якимовой (I.4.5).
1. Однозначно я её так и не определил. Причем каждая моя попытка приводила к новой фамилии. Он может быть Чикиным, Чайковым, Новиковым и даже Коклеевым. И никакого предпочтения одной фамилии перед другой нет.
2. Если верно моё предположение о том, что Роман Семёнов приходится братом Максиму Семёнову (смотри Нулевую ревизию 1716 г.), то мы имеем случай, когда различные ветви одной и той же семьи были разного вероисповедания.
3. Если же моё предыдущее предположение неверно, то исследование все равно было полезным: я попутно определил самого дальнего на сегодняшний день предка нынешнего священника андроновского храма отца Димитрия Коклеева.

Ну, вот и всё, что я смог рассказать о Третьей ветви андроновских Плоховых, ветви Февронии Якимовой.

Продолжение следует.

“Андроново. Плоховы. Древо. Часть 6”

комментариев 9

  1. Дмитрий Максимов 26 Ноя 2023 в 16:51 ссылка на комментарий

    На первой картинке вижу: Февронья семи лет, Арина году.

  2. Сергей Плохов 27 Ноя 2023 в 0:36 ссылка на комментарий

    Благодарю за помощь, Дмитрий! Теперь уже точно можно сказать, что Феврония и Семён Якимовы близнецы и никакой ошибки в их возрастах в документах нет. Они оба родились по данным Нулевой ревизии в 1709, а по исповедным ведомостям в 1698. А вот почему между этими документами разница в 11 лет — непонятно.

  3. Дмитрий Максимов 27 Ноя 2023 в 9:18 ссылка на комментарий

    Сергей, Вам неплохо было бы найти данные за 1710 год — вероятно, многое прояснилось бы.

    Кстати, на втором слайде из этой переписи, где у вас «нрзб» очень ясно читается «дву лет» и «полугоду».

    Большая разница в возрасте между данными различных переписных книг и исповедальных ведомостей есть всегда. С чем это связанно? Уже много раз об этом тут рассуждали: просто не было никакой необходимости крестьянину знать свой возраст. Так что любую рассчитанную дату, если она железобетонно не подтверждена данными из метрической книги (хотя и тут есть тонкости), следует воспринимать как примерную.

  4. Марина Горбачёва 27 Ноя 2023 в 22:11 ссылка на комментарий

    Сергей, здравствуйте! Хочу внести дополнительную информацию к Вашей статье.

    Метрическая книга (1795 — 1802 гг.). ЦГА г. Москвы, фонд 2127, опись 1, дело 240 (стр. 26).

    Запись о бракосочетании.
    ——————————

    № 5. 28.01.1797г.
    ———————-
    Жених: дер. Андроново крестьянина Ивана Иванова сын Прокофий Иванов
    первым браком.
    Невеста: дер. Большого двора у крестьянина Прокопия Васильева дочь
    девица Настасья Прокопьева.

    Кроме Ефросинии и Ивана у Прокофия Иванова и Настасьи Прокопьевой рождались ещё дети:

    Ирина (02.04.1803г. — ?)
    Федосия (26.05.1810 — 09.07.1810 гг.)
    Анна (01.02.1812 — 14.02.1812 гг.)
    Ефимия (07.07.1813 — 22.07.1813 гг.)
    Иван (23.01.1816 — 26.03.1816 гг.) — это Иван, который указан в статье.

    Метрическая книга (1809 — 1818 гг.). ЦГА г. Москвы, фонд 2127, опись 1, дело 241 (стр. 69, 115).

    Записи о смерти.
    ———————

    № 12. 25.02.1813г.
    ————————
    Дер. Андроново крестьянин Иван Иванов — 70 лет.

    № 28. 21.04.1817г.
    ————————
    Дер. Андроново крестьянка вдова Настасья Семенова — 69 лет.

    Метрическая книга (1856 — 1861 гг.). ЦГА г. Москвы, фонд 2127, опись 1, дело 249 (стр. 105, 155).

    Записи о смерти.
    ———————

    № 4. 19.02.1957г.
    ———————-
    Дер. Андроново крестьянин Прокопий Иванов — 85 лет, от старости.

    № 18. 22.06.1858г.
    ————————
    Дер. Андроново крестьянская вдова Анастасия Прокопьева — 92 года, от старости.

    Метрическая книга (1795 — 1802 гг.). ЦГА г. Москвы, фонд 2127, опись 1, дело 240 (стр. 13).

    Запись о бракосочетании.
    ——————————

    № 1. 25.01.1796г.
    ———————-
    Жених: дер. Андроново крестьянин Петр Александров первым браком.
    Невеста: дер. Андроново у крестьянина Ивана Иванова дочь девица Домна Иванова.

    Если полагать, что мои предположения верные, то Домна — это ещё один ребёнок Ивана Иванова. Ошибиться я могу только в одном случае, если после 1771 года в Андроново появится ещё один взрослый Иван Иванов. Но, к сожалению, документально это не проверить.

    Сергей, на онлайн — ресурсе «Моя семья» есть исповедная ведомость за 1771 год (фонд 203, опись 747, дело 412, стр. 46). В ней Февронии Якимовой 72 года и она записана вдовой.

  5. Сергей Плохов 27 Ноя 2023 в 22:51 ссылка на комментарий

    Благодарю за разъяснения, Дмитрий. К сожалению, данных за 1710 год по Андронову, Большому Двору, Гаврину, Заозерью и прочим деревням пока обнаружить не удалось. Но попыток поиска не останавливаем.

  6. Сергей Плохов 28 Ноя 2023 в 9:41 ссылка на комментарий

    Благодарю, Марина! Ценнейшая информация. Как-то я упустил из виду, что православные метрические книги должны сохраниться. Буду корректировать.

  7. Галина Кочеткова 28 Ноя 2023 в 16:19 ссылка на комментарий

    ЦГА Москвы, Фонд 693, оп.1, дело 2014
    Дело о приняти в общество с. Андроновского крестьянина М.И. Плохова прежде осужденного

  8. Галина Кочеткова 29 Ноя 2023 в 15:19 ссылка на комментарий

    ЦГА Москвы, Фонд 696, оп.1, том 3 дело 2095 Дело об укреплении земли в личную собственность по закону от 14 июня 1910 года за кестьянином с. Андронова Плоховой и Ивановыми

  9. Сергей Плохов 29 Ноя 2023 в 23:53 ссылка на комментарий

    Галина, благодарю за подсказки! Это очень любопытно. Впервые слышу о законе от 14 июня 1910 года. Нужно посмотреть, что это такое. Видимо, о передаче земли из общественной собственности в личную.

Написать комментарий