Андроновские Плоховы до начала ХХ века. 1767 — 1764

Предыдущие статьи:
Богородская ветвь Плоховых из Андроново
Богородская ветвь Плоховых из Андроново. Продолжение
Андроново. Вероисповедание
Андроново. Плоховы в документах
Андроновские Плоховы до начала ХХ века. 1898-1846
Андроновские Плоховы до начала ХХ века. 1842-1835
Андроновские Плоховы до начала ХХ века. 1834
Андроновские Плоховы до начала ХХ века. 1833-1811
Андроновские Плоховы до начала ХХ века. 1775-1774
Андроновские Плоховы до начала ХХ века. 1773-1768

Продолжим наше путешествие во времени.
Исповедная ведомость 1767 года (ЦГА Москвы, ф. 203, о. 747, д. 360) идентична предыдущей и в данном случае интереса для нас не представляет.
Перейдём к исповедной ведомости 1766 года (ЦГА Москвы, ф. 203, о. 747, д. 349). В ней мне, к сожалению, доступны только старообрядцы.

Деревни Андронова

Двор 151.
Вдова Фекла Яковлева 77 (1689)
сын ея Афонасей Гарасимов 45 (1721)
жена ево Марина Кондратьева 45 (1721)
дети их
Ефим 22 (1744)
Татьяна 19 (1747)
Гаврила 14 (1752)

Появилась Фекла Яковлева, вдова, мать Афанасия Герасимовича. Остальное – без изменений.

Запись семьи Андрея Семёновича в исповедной ведомости 1766 года

Двор 152. Александр Иванов 34 (1732)
жена ево Настасия Филипова 35 (1731)
дети их
Анна 6 (1760)
Кастентин 4 (1762)
Андрей Семенов 28 (1738)
жена ево Катерина Алексеева 27 (1739)
дети их
Егор 6 (1760)
Никита 4 (1762)

Выясняется, что не зря я прослеживал семью Александра Иванова. Андрей Семенович с семьёй записан проживающим в его дворе. Значит, выделение его в самостоятельное хозяйство произошло в следующем, 1767 году. Хотя об этом мы точно никогда не узнаем и о причинах семейных объединений и выделений в исповедных ведомостях можем только гадать. Замечу ещё, что Елисей Андреевич родился в этом году и в ведомости пока не отмечен. Ну, и, конечно же, Александр Иванов без сомнения приходится родственником. О степени родства пока приходится только гадать.

В семьях Дмитрия Григорьевича и Марфы Григорьевны изменений не произошло.

В документе почему-то нет записи о семье Алексея Иванова. Первая мысль моя о причине её отсутствия была, что Алексей Иванов ещё не перешёл в старообрядчество, а записей о православных в 1766 году у меня нет. Думаю, что версия моя весьма вероятна. Так ли это, проверим в ближайшем будущем (вернее, прошлом). А пока обращаю ваше внимание на то, что старообрядцев в Андронове в 1766 году четыре семьи, и все эти четыре семьи мы рассмотрели.
Идём дальше.
Документов за 1765 год у меня нет, поэтому через один год перескочим.

Исповедная ведомость за 1764 год (ЦГА Москвы, ф. 203, о. 747, д. 323).
Год 1764 оказался урожайным на «новости», и именно потому, что в нашем распоряжении имеются все записи по Андронову, и православных, и старообрядцев. Я, конечно, покажу и те, и другие.
Основная новость состоит в том, что в Андронове старообрядческой официально записана только одна семья! И это предки мужа нашей Фёклы Елисеевны Григория Гавриловича. Несмотря на то, что старообрядцы располагались в ведомости после православных, здесь я сначала приведу запись о раскольниках.

Деревни Андронова

Двор 229. Герасим Степанов 65 (1699)
жена ево Фекла Яковлева 75 (1689)
сын их Афонасей 43 (1721)
жена ево Марина Кандратьева 43 (1721)
дети их
Ефим 20 (1744)
Татияна 17 (1747)
Гаврила 12 (1752)

В семье появился отец Афанасия Герасимовича Герасим Степанович 1699 года рождения.
Крепка, видимо, была вера этой семьи, если во всей деревне официально она одна была старообрядческой. Впоследствии попробуем выяснить, переходили ли они в православие или всегда держались веры отцов.

Теперь же посмотрим на интересующие нас семьи православные.

Деревни Андронова

Двор 138. Тимофей Иванов 36 (1728)
жена ево Фекла Михайлова 36 (1728)
дети их
Агрипена 18 (1746)
Матрена 16 (1748)
Алексей 13 (1751)
Семен 12 (1752)
Тимофей 5 (1759)
Иван 4 (1760)
Тимофеев брат Александра 32 (1732)
жена ево Настасия Филипова 33 (1731)
дети их
Анна 4 (1760)
Костентин 2 (1762)

Оказалось, что Александр Иванов – брат Тимофея Иванова и записан с ним в одном дворе. Ещё одна семья родственников. Но степень родства до сих пор не ясна.

А это двор и семья наших прямых предков. Глава семьи – Алексей Якимович, отец Екатерины Алексеевны.

Запись семьи Алексея Якимовича в исповедной ведомости 1764 года

Двор 141. Алексей Якимов 56 (1708)
жена ево Настасия Ильина 60 (1704)
дочь их Дария 19 (1745)
зять их Андрей Семенов 26 (1738)
жена ево Екатерина Алексеева 25 (1739)
дети их
Егор 4 (1760)
Никита 2 (1762)

Интереснейшая запись! Говорит она о том, что предок наш Андрей Семёнович принят в семью родителей жены, то есть, был он человеком со стороны. Скажу сразу, что поиски семьи, в которой он родился или воспитывался, к сожалению, не дал положительных результатов.

Ещё любопытная деталь. В ведомости справа возле всех взрослых членов семьи написано слово «были» (на исповеди и причастии). И только напротив Андрея Семёновича и Катерины Алексеевны написано: «по совету» (в две строчки). Это означает, что они к причастию не были допущены священником. Почему он их не допустил, остаётся только гадать. Я думаю, что это из-за близкого открытого перехода из православия в старообрядчество, ведь как минимум через два года, в исповедной ведомости 1766 г., они записаны раскольниками, да ещё и в одном дворе с Александром Ивановым, тоже перешедшим в старообрядчество. Родители же Катерины Алексеевны так и остались до конца жизни православными.

Далее идут записи семей Алексея Ивановича и Григория Якимовича. Нужно отметить, что в семье Григория Якимовича впервые появляется Егор Григорьев, видимо, сын. Судьба его мне не известна, в более поздних документах он не появляется.

Двор 142. Алексей Иванов 36 (1728)
жена ево Ксения Кудинова 35 (1729)
дети их
Родион 15 (1749)
Варвара 14 (1750)
Максим 7 (1757)
Евдокия 5 (1759)
Никита 2 (1762)

Двор 143. Григорий Якимов 76 (1688)
жена ево Ненила Егорова 66 (1678)
сын их Дмитрей 34 (1730)
жена ево Евдокия Тимофеева 27 (1737)
Егор Григорьев 20 (1744)

Двор 144. Вдова Марфа Григорьева 61 (1703)
сын ея Петр Семенов 30 (1734)
жена ево Матрена Семенова 28 (1736)
дочь их Анна 2 (1762)
Пелагея 22 (1742)
Ирина Семеновы 20 (1744)

Отдельным двором записана семья вдовы Мавры Тихоновой. Вот, оказывается, какая большая.  Степень родства с  «нашими» всё так же не просматривается.

Двор 148. Вдова Мавра Тихонова 66 (1698)
сын ея Иван Семенов 40 (1724)
жена ево Акилина Семенова 40 (1724)
дети их
Степан 11 (1753)
Евдокея 8 (1756)
Домна 4 (1760)
Иванов брат Сидор 34 (1730)
жена ево Дария Григорьева 26 (1738)
дети их
Афонасей 10 (1754)
Васса 7 (1757)

В семье отсутствует «девка Татьяна Иванова» 1755 года рождения, которая вместе с вдовой Маврой Тихоновой в 1766 году записана в семье Дмитрия Григорьевича. Можно было бы предположить, что она дочь Ивана Семёнова, но её почему-то нет в этой записи. Попробуем это проследить. Также нужно проверить, не является ли Дария Григорьева дочерью Григория Якимовича.
Судя по полуотчеству Ивана, сына Мавры Тихоновой, её мужем был некий Семён.
Сидор с женой в этом году тоже были отлучены священником от причастия.

“Андроновские Плоховы до начала ХХ века. 1767 — 1764”

комментария 3

  1. Дмитрий Максимов 07 Май 2023 в 16:03 ссылка на комментарий

    Странно… А почему вы интерпретировали надпись «по совету», как недопущение священником к исповеди? Могу ошибаться, но всегда думал, что приписка «по совету духовника» означает как раз участие в церковном обряде, совершенное по настоянию священника.

  2. Сергей Плохов 08 Май 2023 в 1:32 ссылка на комментарий

    Здравствуйте, Дмитрий!
    Извините, пожалуйста, но я написал, что Андрей Семёнович и его жена Екатерина Алексеевна не были допущены священником к причастию, а не к исповеди.
    К сожалению, я не могу привести здесь полный снимок страницы со «спорной» записью, но попробую объяснить, по каким соображениям я сделал этот вывод.
    1. В исповедных росписях общее название трёх правых граф следующее: «Показания действа».
    2. Третья графа справа, расположенная сразу за возрастом прихожан, называется «Кто были у Исповеди и Святого Причастия». У всех членов семьи в этой графе написано «были», значит все они исповедались и причастились. Кроме Андрея Семеновича, Екатерины Алексеевны и их детей. Детей мы оставим, а об Андрее и Екатерине поговорим. В этой графе напротив их имен стоят прочерки до второй графы. Прочерки означают, что вместе оба эти действа ими не выполнены.
    3. Вторая графа справа называется «Ктожъ исповедались токмо, а не причастились, и за каким винословием». И вот здесь напротив имён Андрея и Екатерины написано — «по совету». Нужно сказать, что запись эта укорочена, обычно в таких случаях пишут «по совету духовника», я это неоднократно видел. Таким образом, понятно, что Андрей и Екатерина исповедались, но не причащались. А причиной (винословием) этому является «совет духовника». То есть, священник выслушал на исповеди мужа и жену и не стал их причащать. Видимо, за грехи, о совершении которых они поведали ему на исповеди. Какие это были грехи, можно только догадываться. Эти исповедь и причастие обычно совершались в преддверии Пасхи.
    4. Первая справа, самая крайняя, графа называется «Которые у исповеди не были». Графа эта не заполнена, значит у исповеди Андрей и Екатерина были.
    Ну вот как-то так, мне кажется, было дело.

  3. Дмитрий Максимов 08 Май 2023 в 10:05 ссылка на комментарий

    Спасибо, Сергей! Я на самом деле от церкви далёк и о таких тонкостях никогда не задумывался. А вы меня просветили. Меня смутила сама формулировка. Т.е. получается, что священник, выслушав прихожан, мог не допустить их к причастию за некие прегрешения, или точнее «посоветовать» не причащаться.

Написать комментарий