Андроновские Плоховы до начала ХХ века. 1773-1768

Предыдущие статьи:
Богородская ветвь Плоховых из Андроново
Богородская ветвь Плоховых из Андроново. Продолжение
Андроново. Вероисповедание
Андроново. Плоховы в документах
Андроновские Плоховы до начала ХХ века. 1898-1846
Андроновские Плоховы до начала ХХ века. 1842-1835
Андроновские Плоховы до начала ХХ века. 1834
Андроновские Плоховы до начала ХХ века. 1833-1811
Андроновские Плоховы до начала ХХ века. 1775-1774

Документов за 1773 год нам не удалось найти, поэтому переходим к исповедной ведомости 1772 года.
Исповедная ведомость 1772 года (ЦГА Москвы, ф. 203, о. 747, д. 425). В этом документе нам известны только старообрядцы. Зато там есть все, кто нас сейчас интересует.

Деревни Андронова

Двор 171. Афанасей Герасимов 52 (1720)
жена ево Марина Кондратьева 51 (1721)
дети Ифим 28 (1744)
Гаврила 20 (1752)

Двор 172. Алексей Иванов 45 (1727)
жена ево Ксения Кудинова 44 (1728)
дети Родион 23 (1749)
Варвара 22 (1750)
Максим 15 (1757)
Евдокия 13 (1759)
Григорей 11 (1761)
Федот 6 (1766)

Двор 173. Александра Иванов 40 (1732)
жена ево Настасья Филипова 41 (1731)
дети Костантин 11 (1761)
Евдокия 13 (1759)
Анна 6 (1766)
Ирина 4 (1768)

Двор 174. Дмитрей Григорьев 43 (1729)
жена ево Прасковия Тимофеева 34 (1738)
дети Праскевия 10 (1762)
Родион 6 (1766)
Агафья 5 (1767)
вдова Катерина Алексеева 34 (1738)
дети Егор 13 (1759)
Никита 11 (1761)
Елисей Андреевы 13 (1762)

Двор 175. Вдова Марфа Григорьева 61 (1711)
сын ее Петр Семенов 45 (1727)
жена ево Матрона Семенова 36 (1736)
дочь Марфа 4 (1768)
девка Пелагия Семенова 30 (1742).

Весьма похоже на ведомость 1775 года, но имеет свои особенности и отличия.
Первая особенность – почти у всех слегка изменён возраст. Хотя это вовсе не особенность, а обычное дело. Далее разберу по дворам.

Двор 171 – Афанасий Герасимов. Изменений в семье нет. Старший сын Афанасия Яким здесь записан как Ифим.
Двор 172 – Алексей Иванов. Старший сын Родион ещё не женат. Младший сын Савва, на которого я просил обратить внимание, в этой ведомости почему-то отсутствует.
Двор 173 – Александра Иванов. Семья без изменений.
Двор 174 – Дмитрий Григорьев. Жена его записана не Евдокией, как в 1775 г., а Прасковией (Тимофеевой). Основное же изменение касается «нашей» Катерины Алексеевны с детьми. В 1772 году они «прописаны» именно в семье Дмитрия Григорьевича, а не Марфы Григорьевны!
Значит и эта семья нам не чужая!
Двор 175 – вдова Марфа Григорьева. Кроме того, что Катерина Алексеевна с детьми в 1772 г. была ещё у Дмитрия Григорьевича, изменение только одно. Касается оно Пелагеи Семёновны. Стало ясно, что замуж она не выходила. Так и записано: «девка Пелагея Семенова 30.

Пример записей старообрядцев в исповедной ведомости 1772 года

Исповедная ведомость 1771 года (ЦГА Москвы, ф. 203, о. 747, д. 412) идентична предыдущей, и мы её рассматривать не будем.
Поскольку документов 1770 года в нашем распоряжении нет, рассмотрим Исповедную ведомость 1769 года (ЦГА Москвы, ф. 203, о. 747, д. 383).

Эта исповедная ведомость оказалась в нашем распоряжении почти полностью: как записи о православных, так и записи о старообрядцах. Приведу те из них, которые нас интересуют или будут интересовать в дальнейшем.

Из православных нас пока интересует только эта семья.

Двор 86. Григорей Якимов 81 (1688)
жена ево Неонила Егорова 71 (1698)
брат ево Алексей 61 (1708)
жена ево Настасия Ильина 65 (1704)
дочь их Дариа 24 (1745)

Открою «тайну» – это семья Катерины Алексеевны. Помните, в разделе о вероисповедании я говорил, что её родители, будучи православными, своего вероисповедания не меняли. Вот вам доказательство. А доказательство того, что это именно родители Катерины, я приведу позже.
Братья Григорий и Алексей Якимовичи объединены в одном дворе, видимо, в силу возраста и сложности самостоятельного ведения хозяйства: Григорию 81 год, да и Алексею 61, что тоже не мало.

Теперь старообрядцы.
Деревня Андронова

Двор 159. Афанасей Герасимов 48 (1721)
жена ево Марина Кондратьева 48 (1721)
дети их Яфим 25 (1744)
Татьяна 22 (1747)
Гаврила 17 (1752)

Двор 160. Алексей Иванов 41 (1728)
жена ево Ксения Кудинова 40 (1729)
дети их Родион 20 (1749)
Варвара 19 (1750)
Максим 12 (1757)
Евдокия 10 (1759)
Григорей 7 (1762)
Федот 3 (1752)

Двор 161. Александр Иванов 37 (1732)
жена ево Настасья Филипова 38 (1731)
дети их Коньстянтин 7 (1762)
Евдокия 9 (1760)
Анна 3 (1766)
Ирина 1 (1768)

Запись семьи Андрея Семёновича в исповедной ведомости 1769 года

Двор 162. Андрей Семенов 31 (1738)
жена ево Екатерина Алексеева 30 (1739)
дети их Егор 9 (1760)
Никита 7 (1762)
Елисей 3 (1766)

Вот он, следующий наш прямой предок – Андрей Семёнович! Родился в 1738 году, скончался в 1770. Я так уверенно называю год его смерти, потому что исповедные ведомости показывают, что в 1769 году он ещё жив и проживает отдельной, самостоятельной семьёй, а в 1771 Екатерина Алексеевна уже записана вдовой, проживающей в семье Дмитрия Григорьевича. Позже я покажу, что Дмитрий Григорьевич приходится сыном Григорию Якимовичу и племянником Алексею Якимовичу, а, следовательно, двоюродным братом Екатерине Алексеевне. Вот почему нам интересен двор 86 из православной части исповедной ведомости. Обращаю также ваше внимание на то, что в семье произошёл «раскол» по линии вероисповедания между старыми и молодыми её членами. «Отцы и дети». Интересно, как и почему это произошло? Вряд ли мы об этом узнаем.

Ну, и теперь семьи Дмитрия Григорьевича и Марфы Григорьевны:

Двор 163. Дмитрей Григорьев 39 (1730)
жена ево Прасковья Тимофеева 32 (1737)
дети их Праскева 6 (1763)
Родион 2 (1767)
Агафья 1 (1768)
девка Татьяна Иванова 14 (1755)

Двор 164. вдова Марфа Григорьева 58 (1711)
дети ее Петр Семенов 41 (1728)
жена ево Матрена Семенова 33 (1736)
дети их Марфа 1 (1768)
сестра девка Палагея 27 (1742)

В этих записях две новости:
— в семье Дмитрия Григорьевича появилась «девка» Татьяна Иванова. По какой-то причине в более поздних записях этой семьи её нет, и причина эта вряд ли замужество, не встречал я в Андронове жён пятнадцатилетнего возраста. Какое отношение она имеет к главе семьи, тоже неясно;
— «принятая во двор Пелагея Семёнова» – родная сестра Петру Семёновичу, что так прямо и написано. Ну и, соответственно, она дочь Марфы Григорьевны.

Доступна нам оказалась и Исповедная ведомость 1768 года (ЦГА Москвы, ф. 203, о. 747, д. 374).
Как и в ведомости 1769 года удалось просмотреть и православную часть населения, и старообрядческую.

В православной семье родителей «нашей» Екатерины Алексеевны изменений по сравнению с 1769 годом нет, поэтому приводить её не буду.

У старообрядцев ситуация такая.
В семье Афанасия Герасимова изменений нет.
В записях семьи Александра Иванова перепутаны:
— полуотчество Настасьи: Филимонова вместо Филипова;
— возраста Евдокии и Анны попутаны местами (или, наоборот, исправлены).
В «нашей» семье Андрея Семёновича изменений также нет.

А вот это записи других интересующих нас старообрядческих семей:
Пример записи старообрядцев в исповедной ведомости 1768 года

Двор 155. Дмитрей Григорьев 38 (1730)
жена его Праскева Тимофеева 31 (1737)
дочь их Праскевия 5 (1763)
вдова Мавра Тихонова 71 (1697)
девица Татьяна Иванова 13 (1755)

Двор 156. вдова Марфа Григорьева 47 (1721)
сын ее Петр Семенов 40 (1728)
жена ево Матрона Семенова 32 (1736)
у нее и вдовы дети Пелагия 26 (1742)
Ирина 24 (1744).

В семье Дмитрия Григорьевича появилась некая вдова Мавра Тихонова, а в семье Марфы Григорьевны – ещё одна её дочь Ирина. Ирина в более поздних документах отсутствует, а это означает, что в следующем 1769 году она либо умерла, либо, что более вероятно, вышла замуж.
В семье Алексея Иванова изменений не произошло.

“Андроновские Плоховы до начала ХХ века. 1773-1768”

комментария 4

  1. Дмитрий Максимов 23 Апр 2023 в 18:49 ссылка на комментарий

    «Обращаю также ваше внимание на то, что в семье произошёл «раскол» по линии вероисповедания между старыми и молодыми её членами. «Отцы и дети». Интересно, как и почему это произошло? Вряд ли мы об этом узнаем»
    Обратите внимание на то, что за несколько лет до этого произошла ликвидация Раскольнической канторы, в результате чего огромное количество семей, до этого бывших «потаёнными раскольниками» сразу же записались в раскол.

  2. Сергей Плохов 23 Апр 2023 в 19:43 ссылка на комментарий

    Да, Дмитрий, конечно я это знаю. Но почему родители официально не записались в раскольники? И Катерина Алексеевна с детьми после смерти мужа не вернулась к родителям, которые были ещё живы, а была записана во двор двоюродных братьев? Или это из-за повышенного налогообложения, которое вроде бы осталось? Как Вы думаете? Или записи во дворах родственников-старообрядцев в некотором роде условные?
    То, что семья изначально была скрытой старообрядческой, я не сомневаюсь, наче не произошёл бы этот переход в «записные раскольники».

  3. Сергей Плохов 23 Апр 2023 в 20:28 ссылка на комментарий

    Вообще мне кажется очень интересной эта коллизия с переходами из одного вероисповедания в другое и обратно. Честно говоря, для меня эти переходы явились неожиданностью. Я думал, что предки мои всегда были старообрядцами. Конечно, это так и было, только оказывается, что существовал период старообрядчества «тайного». После раскола практически вся деревня оказалась записанной в православные. Как и когда это произошло? Если записывали скопом, невзирая на желание людей, то одна-то семья всегда была раскольничьей официально. Или люди соглашались на никонианство из-за жестокостей, применяемых к раскольникам?
    Можно ли что-то почитать поподробнее по этому интересующему меня вопросу?

  4. Дмитрий Максимов 23 Апр 2023 в 20:34 ссылка на комментарий

    Сергей, я не большой специалист в этом вопросе, но вот что знаю: в 1764 году Раскольническая кантора была ликвидирована, и вышел именной указ о том, чтобы всех желающих «в двойной раскольнический оклад записывать». При этом, до 1764 года старообрядцы платили в год, если не ошибаюсь, по 35 копеек с души мужского пола и по 17,5 копеек с души женского пола, а с этого года налог был увеличен вдвое.
    В исповедках этих лет повсеместно наблюдается такая картина: старики записаны православными, а молодежь — раскольниками. А живут, судя по всему, все вместе.
    Почему так? Мне кажется, что это как-то связано с матримониальной культурой и деторождением. Пожилым людям было всё равно — им не жениться и не рожать, а значит нет смысла платить двойную подать. А молодые, вероятно, предпочитали переплачивать, но крестить детей и жениться «по старым книгам».

Написать комментарий