Екатеринбург. Романовы

Сегодня я представляю нового для блога автора – Евгения Касимова с материалом о семье Романовых. Да, да, о тех самых старообрядцах Романовых происхождением из подмосковной деревни Костино, что выехали на Урал во второй половине 19 века да и прославились там на иконописной стезе наряду с другими иконописцами подмосковными. 

О родственной связи Евгения с Романовыми скажу его же словами: «У меня жена, Елена, родилась в доме Гаврилы Семеновича Романова (б. Никольская,102). Она внучка его дочери - Валентины Гавриловны. Я знал и Валентину Гавриловну (она умерла в 1981) и ее брата Федора Гавриловича. Дети мои, Антон, Дмитрий и Василиса - праправнуки Гаврилы Семеновича. Он был последним старостой Никольской старообрядческой церкви».

Материалы, которые прислал мне Евгений, включают небольшой рассказ «История одного адреса» и сохранившиеся фотографии семьи Романовых.

evg_kasimov.jpg
Евгений Касимов

История одного адреса

В Екатеринбурге, если заговоришь о Романовых, то все сразу вспоминают венценосную семью, расстрелянную в 1918 году в подвалах Ипатьевского дома. И только искусствоведы и краеведы вспоминают об иконописцах Романовых – могучем клане, генеалогическое древо которого широко раскинулось своей вечнозеленой кроной над исетской водой. Дети мои – Антон, Дмитрий и Василиса – приходятся праправнуками Гавриле Семеновичу Романову. Дочь Гаврилы Романова – Валентина Гавриловна – нянчила Антона. Жили мы тогда все вместе в большой светлой квартире в доме, похожем на рафинад, – рядом с Художественным салоном на улице Луначарского.
В 1992 году в Свердловске вышла небольшая книжка «Нехорошая квартира» («Опыт литературного сожительства»), которую составил Вячеслав Курицын, а оформил художник Александр Шабуров. В книжку вошли рассказы Вадима Месяца, Андрея Громова, Александра Верникова, Вадима Дубичева, Игоря Богданова, Майи Никулиной, Андрея Козлова, Виталия Кальпиди, Вячеслава Курицына и моего сына Антона. Ну, и, понятно, мои стихи и рассказы. Тонкий график Копылов нарисовал обложку. «Нехорошая квартира» стала библиографической редкостью. Сегодня о каждом авторе уже можно писать книжку. Типа «ЖЗЛ».
«Нехорошая квартира», в которой я живу, на самом деле квартира очень хорошая, пусть и маленькая. Дом стоит в центре города – на углу улиц Малышева и Белинского. И всегда сюда можно было зайти, выпить винца и поговорить «о судьбах русской литературы». Разговоры частенько продолжались несколько суток – квартира затягивала, как черная дыра. Люди буквально пропадали в квартире № 37. Однажды зимой приехал поэт Александр Еременко. На неделю. Беседы длились до июля – и длились бы дальше, но поэта хватились в Москве.
Мои товарищи, друзья, гости, собеседники и собутыльники – и стали авторами сборника «Нехорошая квартира».
Но гостеприимная квартира – не моя, а моей жены Елены. Елена – правнучка знаменитого иконописца Гаврилы Семеновича Романова – получила ее от родителей, разменявших свою большую квартиру (в доме, похожем на рафинад), которую им дали взамен снесенного дома, стоявшего на углу улиц Тверитина и Белинского – ближе к реке. Сто двадцать лет назад на этом месте находилась иконописная мастерская братьев Романовых.
Уральская история знаменитых иконописцев началась в XIX веке, когда крестьяне-староверы Романовы Богородского уезда Московской губернии появились в Невьянском заводе, где в то время процветало иконописное искусство, названное позднее «невьянской школой». Ефим Ефимович Романов был первым в роду художником. Ефим родил Семена. Семен родил Андрея и Гаврилу. К этому времени Романовы уже обосновались в Екатеринбурге.
Андрей и Гаврила Романовы проживали по улице Никольской, 102 (после революции 1917 года Никольскую переименовали в улицу Белинского). У Гаврилы была большая семья, и он построил себе новый дом – рядом. А иконописная мастерская оставалась в доме, где жил брат Андрей. Когда дочь Гаврилы – Валентина – вышла замуж за Александра Михайловича Горбунова из Старой Утки, они поселились рядом в новом доме. Там родился у них сын Леонид. Там же родилась и моя будущая жена – Елена. Она помнит мастерскую. Вместе с отцом они посадили во дворе тополя. Тут же строились и другие Романовы – у Гаврилы Семеновича и Пелагии Ивановны было десять детей. Место, где жила большая семья находилось недалеко от Царского моста, на берегу Исети.
Старообрядцы Пермской и Тобольской губернии хорошо знали Андрея и Гаврилу Романовых, высоко ценили выносные кресты их работы. Один из таких крестов был изготовлен ими по заказу пермских единоверцев для подношения Николаю II. Сейчас этот крест находится в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. Братья были знатоками истории Раскола. В 1923 году Гаврила сопровождал Дюлонга в его экспедиции по сбору материалов о староверах-иконописцах.
Братья были сильны. И дети их были сильны. Но ни Максим, ни Галактион, ни Иван, ни Иоиль, ни Федор иконописцами не стали. Но были людьми заметными в Екатеринбурге. Семья была хлебосольной: они дружили с певцом Иваном Козловским, которого приводил в дом Петр Зырянцев – нэпман, спортсмен, красавец. У Валентины Гавриловны столовался Сергей Лемешев (почему-то в их окружении не встречались басы и баритоны – одни сладкоголосые теноры). Любили Романовы по воскресеньям посиживать на бережку, над Исетью, где можно было неторопливо выпить зубровки, переложить полудюжиной пива из плетеной корзины, за которой посылали обычно младшего – Федора. И конечно, поговорить о судьбах… да-да! – о судьбах русской литературы, искусства. И вообще – о жизни. Так что какая-то преемственность наблюдается. И насчет выпить, и насчет поговорить, и насчет жилплощади.
Давно романовские дома раскатали по бревнышку, тополя спилили. Сейчас на этом месте котлован. Наверное, будут строить дом. Из красного кирпича. Похожий на ореховый торт.
Потомки знаменитых иконописцев живут в Екатеринбурге. Они помнят свою историю. Во многих семьях хранятся иконы работы братьев Романовых – силы и славы земли уральской.

romanovi_1.jpg

 Иконописцы: Андрей Семенович Романов (сидит слева), Гаврила Семенович Романов (стоит справа), И.А. Панков (?) стоит слева и антиквар Дмитрий Никитич Плешков (стоит в центре). Фото 1900-х годов

romanovi_2.jpg

 Дом на Никольской, 102, где жил Андрей Семенович Романов (рядом слева - дом брата, Гаврилы Семеновича). Там же была мастерская

 romanovi_3.jpg

Семья Романовых. Сидят: (слева направо):
Мария Гавриловна Романова (Сухих) – 1901 – 1978, Пелагия Ивановна Романова (Яковлева) – 1871 - 1957 - жена Гаврилы Семеновича, Гаврила Семенович Романов – 1865 – 12 февраля 1928, Максим Гаврилович Романов – 1890 – 1944, Афанасия (жена Максима Гавриловича Романова)
Стоят: (слева направо):
Иван Сухих (муж Марии Гавриловны Романовой), Федор Гаврилович Романов (1910-1981), Галактион Гаврилович Романов – 1891 -1967, Анфиса Гавриловна Кошеварова (Романова) – 1898 – 1972, Александр Никитич Кошеваров (1897 – 1944) - муж Анфисы Гавриловны, Клавдия Гавриловна Пичугина (Романова) – 1906 – 2001, Нестор Иванович Пичугин (муж Клавдии Гавриловны)

romanovi_4.jpg

Сидят (слева направо) Горбунов Александр Михайлович (муж Валентины Гавриловны), Крохин Савва Игнатович - сын Зиновии Семеновны Романовой (сестры Гаврилы Семеновича), Рякшин Карп Михайлович (?), Крохин Кузьма Игнатович, брат Саввы Игнатовича.
Из стоящих установлен только Галактион Гаврилович - третий слева, в фуражке

romanovi_5.jpg

Гаврила Семенович Романов

romanovi_6.jpg

Романова (Яковлева) Пелагия Ивановна

romanovi_7.jpg

Романов Галактион Гаврилович

romanovi_8.jpg

 romanovi_8_a.jpg

Романов Галактион Гаврилович. Из Франции. Надпись на обороте

romanovi_9.jpg

Романов Федор Гаврилович

romanovi_10.jpg

Горбунова (Романова) Валентина Гавриловна

romanovi_11.jpg

Горбунова (Романова) Валентина Гавриловна

romanovi_12.jpg

Сидят (слева направо) Крохина Серафима Петровна - жена Крохина Кузьмы Игнатовича, племянника Гаврилы Семеновича (стоит рядом с ней), Валентина Гавриловна, Анфиса Гавриловна. Кто за ней стоит - неизвестно

romanovi_13.jpg

 romanovi_13_a.jpg

Максим Гаврилович Романов (1890 - 1944) фото 1910 года, сделано в день двадцатилетия и подарено Александру Михайловичу. Надпись на обороте

romanovi_14.jpg

Иоиль Гаврилович Романов (1903-1966) 

romanovi_15.jpg

romanovi_15_a.jpg

Александр Михайлович Горбунов - муж Валентины Гавриловны Романовой. Надпись на обороте

romanovi_16.jpg

romanovi_16_a.jpg

Григорий Иванович Яковлев (брат Пелагии Ивановны). Надпись на обороте

romanovi_18.jpg

Иван Андреевич Романов с Еленой (слева на фото) и дочерью Тамарой

romanovi_17.jpg

На могиле Пелагии Ивановны Романовой (в девичестве Яковлевой) - жены Гаврилы Семеновича Романова. Она была похоронена на Михайловском кладбище (находится в черте города, почти в центре). На камне выбиты еще и имя Гаврилы Семеновича, но его праха там нет - просто, чтобы помнили. Могилу обустроил внук Гаврилы Семеновича - Геннадий Иоилевич Романов.
На фото: (слева направо - подряд):
1. Геннадий Иоилевич Романов - внук Гаврилы Семеновича
2. Ольга Гудкова - (внучка Анфисы Гавриловны Романовой - дочери Гаврилы Семеновича)
3.(В белом плаще) Нонна Ивановна Елясова - дочь Марии Гавриловны Романовой, которая вышла замуж за Сухих.
4. ?
5. Ольга Гавриловна - внучка Максима Гавриловича Романова (сына Гаврилы Семеновича)
6. (В светло-малиновом пальто) Валентина Романова - жена Гавриила Максимовича
7. Лариса Гавриловна Романова - внучка Максима Гавриловича
8. (В белом берете, в белом плаще) Любовь Игнатьевна Горбунова - жена Леонида Александровича Горбунова (сына Валентины Гавриловны, дочери Гаврилы Семеновича Романова)
9. Елена Леонидовна Касимова - правнучка Гаврилы Семеновича, жена Евгения Касимова
10. Максим Романов - внук Максима Гавриловича Романова
11. (С краю) Тамара Ивановна Романова, жена Льва Галактионовича Романова, внука Гаврилы Семеновича.
12. (На первом плане) Ярослав - внук Нонны Ивановны.
13 Василиса - праправнучка Гаврилы Семеновича Романова, дочь Евгения Касимова

Дополнения к статье от 30 января 2017 года

Многие темы зачастую находятся в «ждущем» состоянии. Это состояние длится порой несколько месяцев, а то и годы.
Вот и наша тема – «Романовы» добрых полгода ждала, когда на нее еще раз кто-то откликнулся, и к концу прошлого года произошел короткий информационный взрыв – откликнулись сразу трое Крохиных: Илья, Александр и Алексей (семья старообрядцев Крохиных из Екатеринбурга в статье упоминалась).

От этих разговоров на блоге осталась фотография, присланная мне Ильей. Кто на ней, Илья не знает, утверждая лишь, что она обнаружена им в «екатеринбургских материалах» его семейного архива.
Вместе с тем, как ни раз уже бывало, публикация подобных фотографий через некоторое время приводила к тому, что кто-то из посетителей блога все же находил на ней известные ему лица.
Именно поэтому с надеждой на опознание мы публикуем фото и в этот раз…

ekaterinburg_romanovi_d.jpg
Неизвестные, предположительно из Екатеринбурга.
Из семейного архива Ильи Крохина

Дополнения к статье от 10 февраля 2017 года

Анастасия прислала вот такую фотографию Прасковьи Романовой. Известно о ней: родилась в 1875 году в старообрядческой семье иконописцев, жила в Невьянске до 1920 года (с какого времени неизвестно). У нее был брат Андрей.

romanovi111.jpg
Прасковья Романова

Интересно! Хотелось бы понять, имеет ли отношение Прасковья к семье Романовых Андрея и Гаврилы Семеновичей, которые также какое-то время работали в Невьянске, но не позднее 1887 года перебрались в Екатеринбург.
Совпадает: старообрядческая семья иконописцев, брат Андрей, Невьянск.
Что принимается, не вызывая сомнения? Ну, во-первых, то, что Прасковья родилась в 1875 году – это вполне допустимо, поскольку родителям на этот год было по 43 лет.

А дальше начинаются сомнения.
Давайте-ка мы посмотрим семью Романовых (мы помним, что родители Гаврилы и Андрея Семеновых в документах деревни Костино числились Захваткиными, но в какой момент то ли они, то ли их дети стали указывать фамилию Романовы).
Итак:
Семен Ефимов и жена его Авдотья Лукина, а у них дети: Анна 1853 г.р., Татьяна 1854, Андрей 1857, Настасья 1860, Зиновея 1864, Гаврила 1865, Марья 1868 г.р.
Заглянул я в статведомость 1883 года по Костино и нашел там, что в домохозяйстве Семена Ефимова числились 4 мужчин и 2 женщины. Допускаю, что на тот год Андрей с Гаврилой еще в Костино, но все равно вместе с Семеном Ефимовым только трое получается – либо неизвестный мне сын в семье появился, либо кто-то из мужей старших дочерей водворился.
А вот кто? Вот, например, Вы знаете, за кого вышла Анна Семенова? Я скажу: за самого Плешкова Никиту Семенова, что вскоре на Покровском проспекте в Екатеринбурге обосновался. Младшая дочь – Марья, вышла замуж в Яковлевскую за Мелехина Даниила Ефимовича, а вот про других дочек ничего сказать не могу, известно лишь, что к 1900 году никого из них в Костино уже не было. Я думаю, что к 1883 году все они, кроме, пожалуй, Марьи, уже вышли замуж.
Не получилось мне показать, что в семье еще одна дочка в 1878 году появилась, так как в статведомости двое женщин – это, скорее всего, Авдотья Лукинична и дочь ее Марья.

Но вот что особые мои сомнения вызывает в отношении Прасковьи, ежели она из этой костинской семьи – с кем же она в Невьянске могла оказаться, если Андрей с Гаврилой уже в Екатеринбурге к 1887 году, а ей в это время всего 9 лет? Других братьев у нее нет, разве что родители также перебрались на Урал, поскольку в Костино они по документам больше и не числились.
Вот такая, друзья, задачка!

“Екатеринбург. Романовы”

Комментариев 64

  1. Владимир 27 Апр 2015 в 19:44 ссылка на комментарий

    Не скрою: мне приятно было работать с этим материалом. Не так уж часто, к сожалению, приходится сталкиваться с людьми, не только родственными друг другу, но и чувствующими себя единой Семьей. Семьей, способной с уважением относиться к своим предкам и хранить память о них.
    Не такой уж продолжительной была моя переписка с Евгением, но я ловлю себя на том, что запомнил его слова: “вот недавно мы встречались все вместе в Музее иконы” или “мы в конце апреля собирается”.
    Вот и фотография, завершающая статью, тому подтверждение.

  2. Наталия (Nath на ВГД) 28 Апр 2015 в 9:40 ссылка на комментарий

    Евгений, замечательный рассказ! Тем более занимательно читать, что мы с вашей женой дважды земляки. Мои предки тоже из Костино, и я тоже живу в Екатеринбурге.

  3. Владимир 28 Апр 2015 в 11:48 ссылка на комментарий

    Евгений! А про семью Зиновии Семеновны мы и забыли совсем! Мы же лишь упомянули о ее сыновьях: Савве и Кузьме. А я-то только и знаю, что в соответствии с подворной переписью по Костино Зиновия родилась в 1864 году.
    Расскажите, пожалуйста, что знаете.

  4. Владимир 28 Апр 2015 в 11:52 ссылка на комментарий

    Наташа, вы с Еленой Леонидовной не только дважды земляки, но и, как положено среди старообрядцев, дальние родственники. поскольку Афонина Анна Сысоевна (1833-После 1900) вышла замуж за Захваткина Павла Кондратьевича (1822-Между 1858 и 1869). Павел Кондратьевич - это внук Ефима Романовича.
    Впрочем, все это описано в росписях.

  5. Владимир 28 Апр 2015 в 12:08 ссылка на комментарий

    Нужно сказать, Евгений, ни про одну семья так много не написано статей на блоге, как про Афониных. 22 статьи! Даже больше, чем про Соколовых. В этом совершенно однозначная заслуга Наталии Викуловой, за что я никогда не упускаю случая ее поблагодарить. Спасибо, Наташа!

    Чтобы найти эти 22 статьи, достаточно кликнуть на фамилию Афонины, слева в перечне рубрик. И я бы искренне советовал это сделать - думаю, что там будет чему удивиться.
    Да, кстати, среди этих статей про Афониных есть материалы и Галины Пирамидиной, которая также живет в Екатеринбурге.

    Там же в перечне рубрик есть и статьи посвященные Довольновым - это еще одна семья предков Наталии, причем из соседней с Костино деревни Анциферово.

  6. Владимир 28 Апр 2015 в 12:20 ссылка на комментарий

    Ах, да, насчет Захваткиной (Афониной) Анны Сысоевны. Так вот, были у нее братья: Максим и Федот. Афонин Максим Сысоевич жил и успешно дела вел в Семипалатинске. А Федот Сысоевич был очень известной купеческой фигурой в Тюкалинске. И сейчас дом купца Афонина в Тюкалинске является буквально визитной карточкой города.

  7. Владимир 28 Апр 2015 в 13:31 ссылка на комментарий

    В книге Симанова “Город Екатеринбургъ” есть следующая запись (с. 943):
    “Старообрядческая Никольская часовня (Близ Царскаго моста, по Ночлежной ул.).
    Служители:… Крохин Игнатий Сильвестрович, кр. Шайтанской вол. - При часовне. Крохин Сильвестр Сильвестрович, кр. Шайтанской вол. - Ночлежная, 2…”.

    Видимо, братья, причем, Игнатий, судя по всему, отец Крохиных Саввы и Кузьмы Игнатьевичей?

  8. Евгений Касимов 28 Апр 2015 в 15:57 ссылка на комментарий

    Владимир! Зиновия Семеновна была замужем за Крохиным Игнатием Сильвестровичем. Савва и Кузьма - их дети, т.е. племянники Гаврилы Семеновича). На одной из фотографий есть Кузьма Игнатьевич со своей женой Серафимой Петровной (см. выше).

    Елена хорошо знала Константина Николаевича Крохина, у которого была икона Господь Вседержитель, писанная в мастерской Романовых и подаренная Крохиным - Андреем Семеновичем Романовым. На обратной стороне иконы есть надпись.

    А я хорошо знал Константина Константиновича Крохина - известного свердловского фотографа - в 1986 году ему было 47 лет.

    Но вот кто такой Николай Крохин? О нем известно, что когда он уходил на фронт (в Первую мировую), ему мать повесила на грудь литую латунную иконку Николая Святителя, и эта иконка спасла ему жизнь (осколок от снаряда ударил в нее) - об этом даже писали в каком-то екатеринбургском журнале. Константин Николаевич показывал вырезку из журнала. Может быть, Николай Крохин - брат Саввы и Кузьмы?

  9. Наталия (Nath на ВГД) 30 Апр 2015 в 7:57 ссылка на комментарий

    Могила Крохиных на Михайловском кладбище:
    Игнатий Сильвестрович 1858-1938
    Зиновия Семеновна 1864-1935
    Николай Игнатьевич 1883-1956

    http://skorbim.com/%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB/%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%B8%D0%BD_%D0%B8%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.html

    Получается, действительно, Николай - брат Саввы и Кузьмы

  10. Владимир 30 Апр 2015 в 9:37 ссылка на комментарий

    Наташа, ну, Вы, как всегда, на высоте! И даже захоронение Зиновии Семеновны нашлось! Спасибо!!

  11. Наталия (Nath на ВГД) 30 Апр 2015 в 9:58 ссылка на комментарий

    Владимир, очень повезло Екатеринбургу, что его его кладбища хоть понемногу инвентаризируются и сведения о погребениях выкладываются в свободный доступ.
    Могила Пелагеи Ивановны и Гаврилы Семеновича Романовых тоже есть в базе, но еще до восстановления родственниками

    http://skorbim.com/%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB/%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0.html

  12. Владимир 30 Апр 2015 в 10:10 ссылка на комментарий

    Да, действительно повезло. Я что-то не припомню аналога такой ситуации.
    Я, кстати, не удивился бы, что существуют, но не опубликованы в интернете, фото захоронений пропавшего старообрядческого кладбища в Екатеринбурге. Оно ведь не так уж и давно уничтожено.

  13. Владимир 30 Апр 2015 в 17:34 ссылка на комментарий

    Получил от Евгения письмо с фотографией вот с таким сопроводительным текстом:
    “…Как нас сегодня уверил Геннадий Иоилевич Романов (внук Гаврилы Семеновича) - на этой фотографии Иван Андреевич Романов - сын (а не внук, как мы предполагали) Андрея Семеновича Романова (брата Гаврилы Семеновича). Справа - его дочь Тамара. А слева, как я уже писал Вам, моя будущая жена Елена”.

    Итак на фотографии сын иконописца Андрея Семеновича Романова Иван.
    Фотографию мы поместили в статью как дополнение.

    Я попытался разобраться с годами жизни Ивана Андреевича, зная, что Евгений со своей женой Еленой Леонидовной 1954 года рождения. На фото Елене, как я полагаю, лет 8, стало быть фотография сделана около 1962 года. Ивану Андреевичу на ней я бы дал лет 50. Отсюда родился он примерно в 1910-1915 годах.

  14. Рыбин Михаил Евгеньевич 03 Май 2015 в 1:23 ссылка на комментарий

    Классный и очень познавательный материал о наших Гусляках на Урале !!!
    Удалось ли проследить связь рода Романовых с д.Костино и когда они точно обосновались на Урале ?
    Нет ли сведений в переписи д.Костино за 1869-1871 года, что данная семья проживает в г.Екатеринбург ? Они она уже отсутствует в данном документе ?

  15. Владимир 03 Май 2015 в 6:13 ссылка на комментарий

    Михаил! Конечно, удалось полностью проследить в Костино семью, которая ранее, в ревизиях 1834, 1850 и 1858 года носила фамилию Захваткины. В подворной переписи 1869-1871 годов семья также присутствует, причем в этом документе указаны оба будущих иконописца Гаврила и Андрей Семеновичи.
    В каком году и в каком составе (скорее всего, с родителями) братья оказались сначала в Невьянске, затем в Екатеринбурге, я сказать точно не могу, поскольку это могло произойти как после подворной переписи, так и до нее. Отец братьев - Семен Ефимович - также был иконописцем.
    Но в переписи 1887 года Гаврила и Андрей уже Екатеринбурге.

  16. Владимир 13 Май 2015 в 11:41 ссылка на комментарий

    Еще одна фотография с иконописцами Романовыми:
    http://samstar.ucoz.ru/news/foto_dnja_ikonopiscy_romanovy_1900_e_gody/2011-12-13-5139

  17. Владимир 13 Май 2015 в 12:43 ссылка на комментарий

    Интересно все-таки вот что: если поискать в интернете, то легко обнаружить, что в семье Романовых первым из иконописцев проявил себя Ефим Ефимович (1792-После 1858). Указание “После 1858″ происходит от последнего упоминания Ефима Ефимовича в деревне Костино в ревизии 1858 года.
    Вопрос о том, был ли Ефим Ефимович первым в семье иконописцем, спорный, но у меня нет аргументов за или против.

    А вот то, что он в документах во всех трех последних ревизиях (1834, 1850 и 1858 годов) указан как Захваткин, бесспорно. Спрашивается: а на какую фамилию ему паспорт выписывали, если в Подмосковье он Захваткин, а в Невьянске, предположим, Романов?
    Вполне возможно, что вначале фамилия “Романов” была неким уральским псевдонимом, а затем незаметно и его официальной фамилией сделалась.

    Вместе с тем, когда встречается упоминание Романова Ефима Ефимовича в интернете, то никаких дополнительных сведений о нем со ссылками на документы не приводится.

  18. Спаси Христос за информацию: две фото иконописцев Романовых я видел в альбоме: Уральская икона, издание Екатеринбургского университета, 1998г, я работал с этим материалом и опубликовал статью в альманахе Гуслицкие чтения за ноябрь 2006года,\ в соавторстве с краеведом С С Михайловым \, где я исследовал творчество иконописцев Романовых и сохранившиеся прориси из коллекции Романовых, которые я передал в музей Рублева для исследования, т к материал ценный и может затеряться, часть материалов сохранилось у меня.Работа была опубликована на сайте Самстар.ру.
    Сам я закончил курсы иконописи в 1999г, с тех пор пишу иконы, совершенствую свой опыт в данной отрасли, собираю материалы по иконописи, я посещаю Рогожский Собор в Москве, изучаю историю раскола.
    Я пытался отыскать кого из потомков Романовых и обращался к родоведу из Уральского университета, но ответа не получил.
    Дом в Деревне Костино наш родовой счас выставлен на продажу, т к я не наследовал п принадлежности наследования.
    Вот все , что могу сообщить по данной теме, статьи Гусева в Общине читал и спаси Христос ему за публикации.

  19. Владимир 24 Ноя 2015 в 11:46 ссылка на комментарий

    Сергей, ну вот Вы и нашли прямых потомков иконописцев Романовых в Екатеринбурге! Рад за Вас!
    А Вашу статью в сборнике “Гуслицы” я прекрасно помню.

    Вообще приятно, что Вы время от времени появляетесь на блоге и оставляете комментарии в разных темах. Приходите еще!

  20. Александр 12 Дек 2015 в 9:04 ссылка на комментарий

    На одном из снимков указано - Кто за ней стоит - неизвестно - . Так вот рядом с моим дедом Крохиным К.И. стоит брат его жены Шилко Иван Петрович, которого обычно в семье называли дядя Ян - они из Белоруссии.

  21. Владимир 13 Дек 2015 в 13:03 ссылка на комментарий

    Добрый день, Александр!
    Объясните, пожалуйста, имеет ли Шилко Иван Петрович какое-то отношение к Кошеваровой (Романовой) Анфисе Гавриловне? Судя по его руке на ее плече - имеет, хотя он должен ей приходиться всего лишь братом мужа ее сестры.
    Я не пытаюсь, в данном случае придираться к чему-то, но не ошибаетесь ли Вы? Если Анфиса уже замужем, то, полагаю, вряд ли возможна такая ситуация на фотографии, но, если не замужем, то почему бы и нет - но в таком случае можно определить более точное время, когда была сделана фотография.

  22. Владимир 13 Дек 2015 в 13:16 ссылка на комментарий

    Александр!

    “…Евгений пишет 28 апреля в этой теме:
    Но вот кто такой Николай Крохин? О нем известно, что когда он уходил на фронт (в Первую мировую), ему мать повесила на грудь литую латунную иконку Николая Святителя, и эта иконка спасла ему жизнь (осколок от снаряда ударил в нее) - об этом даже писали в каком-то екатеринбургском журнале. Константин Николаевич показывал вырезку из журнала. Может быть, Николай Крохин - брат Саввы и Кузьмы?”

    Может быть, Вы сообщите какие-то сведения о семье Крохиных.

  23. Спаси Христос за материал. А где можно приобрести книгу??? мой 89032970805, kostino2@rambler.ru

  24. Илья Крохин 14 Дек 2015 в 12:06 ссылка на комментарий

    Владимир, могу подтвердить, что ошибки нет: на обсуждаемой фотографии действительно Иван Петрович Шилко. А фото сделано в 1917 году - это следует из надписи на обороте.

  25. Владимир 14 Дек 2015 в 12:56 ссылка на комментарий

    Спасибо, Илья!

  26. сергей 24 Март 2016 в 10:22 ссылка на комментарий

    Владимир, спаси Христос за информацию о моих екатеринбургских родственниках романовых. Хотел бы с ними списаться. я не имею их координатов, а меня можно найти и вконтакте и фейсбуке\Сергей романов \.
    . Я уехал в 70х годах из Костино, живу в Москве. в 1999г обучился иконописи и имею много моих работ.=Ю чем горжусь, т к овладел ремеслом предков………. Хочу поправить, что расписной крест братьев Романовых находится в русском музее. о чем свидетельствует изданный альбом русского музея: образы и символы старой веры, издание музея,2008год, стр.255. а не в казанском соборе.
    Я слежу за всеми публикациями о иконописи староверов, собираю альбомы и у меня есть и альбом Уральская икона….и альбом Русского музея,…некоторые материалы иконописцев Романовых я передал в музей Рогожского музея, т к я прихожанин Покровского собора Рогожского поселка, и надеюсь. что какая то память останется о иконописцах Романовых……Если есть где то в Екатеринбурге или за границей похожие музеи. то могу передать какие то материалы…буду рад встретиться с родственниками Романовыми. живущими в различных уголках мира. У меня есть фото всех моих работ и я еще занимаюсь реставрацией икон, спаси Христос за внимание.

  27. сергей 24 Март 2016 в 10:24 ссылка на комментарий

    Я с удовольствием приобрел бы книгу. если еще есть какой тираж, с уважением Сергей Романов, Москва, kostino2@rambler.ru

  28. Алексей Крохин 17 Дек 2016 в 8:15 ссылка на комментарий

    Уважаемый Евгений! С огромным интересом прочитал Вашу статью о Вашей родне и меня заинтересовала часть родственников со стороны Крохиных, а именно Крохин Савва Игнатович - сын Зиновии Семеновны Романовой (сестры Гаврилы Семеновича). Мой прадед Николай Савватеевич Крохин (родился около 1892-1896 г.г.-ум.1949 г.) Они жили в д. Шайтанка (сейчас Чусовое) Шалинского района. Между 1925-1929 г.г. мой прадед Николай Савватеевич с женой Анной Евстафьевной (1898-1961), детьми Евгением Николаевичем - это мой дед (1916-1992) и Павлом Николаевичем (1925-14.01.1945 (погиб в ВОВ в 60 км под Варшавой)) переехали в п.Артельный Исовского района (сейчас Нижнетуринский раон). Знаю, что они были золотодобытчиками. В 1929 г. у них родился сын Сергей Николаевич (1929-1996).
    У моего деда Крохина Евгения Николаевича родилось семеро детей от 3 браков.
    1. от первого брака Нина Евгеньевна (старшая) (род.1938 г.-жива)
    2. от второго брака Виктор Евгеньевич (род. около 1940-1941 г.г.). О нём ничего не известно.
    3. от третьего брака: Римма Евгеньевна (1945-2012),
    Владимир Евгеньевич (1948-2014),
    Люда (1949-1949),
    Александр Евгеньевич (1950-1984) - мой отец.,
    Все родились в пос. Артельный
    Нина Евгеньевна (младшая) (1955-2014).
    Родилась в г.Свердловск-45 (ныне г.Лесной)

    Сообщите пожалуйста:
    1. Где жил Крохин Савва Игнатович?
    2. Примерно какий год его рождения?
    Возможно он будет являться моим прапрадедом.

  29. Илья Крохин 20 Дек 2016 в 18:25 ссылка на комментарий

    Алексей, к сожалению, не могу ни опровергнуть, ни подтвердить информацию про С. И., так как ничего о нём не знаю. Вроде бы в Екатеринбурге/Свердловске все они жили, но… Не буду врать)

  30. Алексей Крохин 20 Дек 2016 в 19:32 ссылка на комментарий

    Илья! А вы потомок Саввы Игнатовича?

  31. Илья Крохин 20 Дек 2016 в 20:56 ссылка на комментарий

    Не совсем, Алексей: я правнук его брата Кузьмы Игнатьевича (дома его отчество всегда произносили именно так).

    В одном из первых комментариев была приведена цитата, в которой упоминались служители старообрядческой Никольской часовни на Ночлежной улице Игнатий Сильвестрович и Сильвестр Сильвестрович Крохины, крестьяне Шайтанской волости (соответственно, мои прапра- и прапрапрадед, удивительное дело!).

    P.S. Вот здесь - http://lists.memo.ru/d18/f275.htm - среди фамилий других репрессированных встретился Филипп Селивёрстович Крохин, родившийся в с. Шайтанка в 1875-м. Рискну предположить, что это брат Игнатия Сильвестровича. Почему? У нас дома всегда говорили “Игнатий Силивёрстович”, а не “Сильвестрович” (уж не знаю, почему так странно с отчествами, но речь точно об одном и том же человеке).

  32. Александр (Крохин) 20 Дек 2016 в 21:03 ссылка на комментарий

    Поскольку моего деда звали Кузьма Игнатьевич и у него вроде был брат “дядя Савва” по-семейному, то можно будет уточнить. Где-то есть записи и фото.

  33. Илья Крохин 20 Дек 2016 в 21:13 ссылка на комментарий

    Еще одна цитата (Ю. В Клюкина, “Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий”, http://www.starover.religare.ru/print6985.html), которая иллюстрирует эту интересную ситуацию с разными отчествами:
    “Вскоре после съезда 1911 г. в Екатеринбурге при Никольском храме была создана школа, в которой одновременно могло заниматься 50 учеников и учениц. Заведующей школой была сестра Игнатия Крохина, секретаря совета Никольской общины, Пелагея Селиверстовна Загудаева”. Речь идет о той самой Никольской часовне (в тексте она то храм, то часовня), поэтому, опять-таки, смею предположить, что Игнатий Крохин также имеется в виду один и тот же.

    Может, вы знаете, откуда взялось это череование Сильвестр-Селивёрст?

  34. Владимир 21 Дек 2016 в 6:46 ссылка на комментарий

    Правильное написание/произношение имени в соответствии со святцами - Селивестр (лат.).
    Все остальное: Сильвестр, Селиверст и т.д. - это вариации, которые в архивных документах постоянно меняются как в отношении разных персон, так и по отношению к одному и тому же человеку.

  35. Владимир 21 Дек 2016 в 8:55 ссылка на комментарий

    В статье, ссылку на которую приводит Илья упоминается Пелагея Селиверстовна Загудаева. Поскольку совершенно очевидно, что Загудаевы - старообрядческая семья, приведу некоторые сведения о Загудаевых из моей “настольной книги” Симанова:

    Загудаев Александр Михайлович - верх-исетский обыватель - Верх-Исетск (Ц. 1879 г.), записан в разделе “Столяры”;
    Загудаев Иван Иванович - чиновник, проживает: Васенцовская ул., 156;
    Загудаева Афанасия Петровна - вдова мастерового, проживает: Луговая ул., 128.

    В этой же статье упоминаются:
    Огнев Пимен Петрович - Огневы - некоренная семья из д. Анциферово;
    Филатов Трефилий Васильевич - Филатовы - семья из д. Минино.
    Нисколько не возражаю против версии просто случайного совпадения фамилий - обычно именно так и бывает.

    Знаком нам еще и Тарасий Афанасьевич Хамкин. О нем есть информация на блоге:
    в статьях Натальи Шарыгиной “Павловы“, “Семья Сергея Васильевича Янина“, а также в статье “Случайная открытка

  36. Илья Крохин 21 Дек 2016 в 15:14 ссылка на комментарий

    Дядя Саша, это вы вчера в 21:30 комментировали?
    Привет из Москвы! :-)
    Всё мечтаю, с самого детства, вот увидеть вживую все эти семейные записи и фото, между прочим… Вот только руки и ноги никак не доходят(

  37. Александр (Крохин) 22 Дек 2016 в 6:19 ссылка на комментарий

    Да, Илья, привет!

  38. Александр (Крохин) 22 Дек 2016 в 6:24 ссылка на комментарий

    В продолжение замечания от 20.12.2016 - в наших семейных архивах Савва Игнатьевич имеется, от него вниз (на генеалогической схеме) стрелка на Константин.

  39. Владимир 22 Дек 2016 в 8:32 ссылка на комментарий

    Вчера в своем сообщении я написал следующее:
    “…В этой же статье упоминаются:
    Огнев Пимен Петрович - Огневы - некоренная семья из д. Анциферово”;

    И что бы вы думали - нахожу у Симанова:
    “Свято-Троицкий храм старообрядцев, приемлющих священство (у Царского моста, дом бывший Расторгуева).
    Священники: … Огнев Пимен Петрович, кр. Богородскаго у. - Спасская, свой дом.

  40. Владимир 22 Дек 2016 в 8:44 ссылка на комментарий

    Александр, цитирую ваше вчерашнее сообщение:
    “В продолжение замечания от 20.12.2016 - в наших семейных архивах Савва Игнатьевич имеется, от него вниз (на генеалогической схеме) стрелка на Константин”.
    Для Ильи, возможно, оно информативно, а для нас - всех остальных читателей?

  41. Алексей Крохин 23 Дек 2016 в 7:12 ссылка на комментарий

    Здравствуйте Александр! Если ссылка Саввы Игнатьевича на Константин есть, значит он не наш предок. А кроме Константина у него были дети? И если были, то кто? И примерно год рождения Саввы Игнатьевича? И где он проживал?

  42. Владимир 30 Янв 2017 в 19:35 ссылка на комментарий

    Сегодня опубликованы дополнения к статье

  43. Анастасия 08 Фев 2017 в 16:03 ссылка на комментарий

    Евгений! Отличная работа! Подскажите при изучении рода Романовых - старообрядцев не встречалась ли Вам Романова Прасковья (Парасковья). Жила в г. Невьянске (1875-1920), известно, что был у нее брат Андрей Романов. Она является моей прапрабабушкой. Также известно, что семья была старообрядцами и иконописцами. Имеется ее фото, по запросу могу выслать. Буду признательна за информацию. Моя эл.почта juristkan @ mail . ru

    С Уважением, Анастасия.

  44. Владимир 08 Фев 2017 в 17:36 ссылка на комментарий

    Добрый день, Анастасия!
    “Жила в г. Невьянске (1875-1920)”. Это годы жизни Прасковьи или время ее проживания в Невьянске? А ее отчество неизвестно?

    Интересно то, что братья Гаврила Семенович и Андрей Семенович Романовы также какое-то время работали в Невьянске.
    Хотя о Прасковьи в семье Семена Ефимовича и Авдотьи Лукиничны, родителей Гаврилы и Андрея, ничего неизвестно, но, учитывая, что они оба 1832 г.р., чисто теоретически она вполне могла родиться у них в 1870-е годы и не попасть в подворную перепись 1869-1871 годов.

    Я был бы Вам признателен, если бы Вы прислали фото Прасковьи на мой адрес: smolevo_ws@mail.ru
    Мы бы поместили фото как дополнение к статье - можно было бы сравнить с фотографиями, представленными Евгением.

  45. Анастасия 09 Фев 2017 в 7:58 ссылка на комментарий

    Доброго дня, Владимир! Это годы жизни! Фото пришлю позже Вам на электронку

  46. Владимир 09 Фев 2017 в 10:03 ссылка на комментарий

    Анастасия, вдогонку: а у Вас в семье не сохранилось ли каких-то рассказов о том, что ваши Романовы не уральских корней, а приехали в Невьянск из иных мест? И все-таки, отчество-то у Прасковьи известно?

  47. Анастасия 09 Фев 2017 в 11:56 ссылка на комментарий

    Владимир, на сегодняшний день не известно, но еще не все варианты проработаны) как найду - сообщу.
    А фамилия Шапкин не встречалась при поисках?

  48. Владимир 09 Фев 2017 в 12:23 ссылка на комментарий

    Шапкины Александр Киприянович и Алексей Александрович есть в книге Симанова “Город Екатеринбургъ”.
    В тех подмосковных деревнях, что были в поиске, Шапкины не встречались, но в Книге памяти Орехово-Зуевского района Шапкины записаны, место рождения, в основном - Орехово-Зуево

  49. Владимир 10 Фев 2017 в 16:42 ссылка на комментарий

    Сегодня опубликованы дополнения к этой статье.

  50. Владимир 11 Фев 2017 в 9:27 ссылка на комментарий

    Анастасия в связи с фотографией, которую мы опубликовали вчера пишет мне:
    “Вот что удалось узнать, Романов Андрей брат Романовой Парасковьи, а жену Андрея звали Лукерья”.
    Здесь появилось новое для нас имя - Лукерья, но беда в том, что жена иконописца Андрея Романова нам неизвестна.
    Если Андрей женился, а затем они с братом перебрались из Невьянска в Екатеринбург, то у Симанова должна быть записана Романова Гликерия (Лукерья).
    Она и записана - Романова Гликерия Львовна, но эта информация, скорее против нашего предположения, поскольку братья Романовы Андрей с Гаврилой жили в 1887 году по адресу: Никольская, 102 и 104, а Романова Гликерия Львовна - на Тихвинской, 57.

    А то бы я не сомневался, что Наталия Викулова уже насторожилась: “Львовна, говорите? Так-так…”.

  51. Владимир 11 Фев 2017 в 9:35 ссылка на комментарий

    Кстати, публикуя вчера фотографию Прасковьи Романовой, я понял, что лелею некоторую надежду, во-первых, на то, что кто-то опознает ее как знакомую по другим фото, а во-вторых, попробует сравнить характерные особенности лиц с другими фото Романовых, которые приведены в статье. В частности, я приметил одну характерную особенность Романовых (на фото Евгения) - это густые брови.

    Мало того, в статье есть фото вот с такой подписью:
    “Сидят (слева направо) Крохина Серафима Петровна - жена Крохина Кузьмы Игнатовича, племянника Гаврилы Семеновича (стоит рядом с ней), Валентина Гавриловна, Анфиса Гавриловна. Кто за ней стоит - неизвестно”.
    А у этого неизвестного-то брови явно романовские!

  52. Анастасия! В альбоме “Уральская икона”, Екатеринбург, Издательство Уральского Университета, 1998 - есть раздел, посвященный иконописцам Романовым. На стр. 320 (ил.149) Фотография, ошибочно подписанная “А.С. Романов с супругой”. Однако Агния Александровна Кашеварова (внучка Гаврилы Семеновича Романова и дочь Анфисы Гавриловны) утверждает, что на фото - Шапкин.

  53. Анастасия 14 Фев 2017 в 12:00 ссылка на комментарий

    ЕВГЕНИЙ, Благодарю за ответ! Сегодня попытаюсь успеть закглянуть в “невьянскую икону”, там есть данный альбом! Обязательно отпишусь.
    Для информации: Романова Парасковья была второй женой Шапкина Алексея Александровича

  54. Владимир 14 Фев 2017 в 12:40 ссылка на комментарий

    Шапкин Алексей Александрович, крестьянин Невьянской волости (Невьянский завод) у Симанова (по материалам 1887 года) включен в “Список лиц, не принадлежащих к Екатеринбургскому купечеству но производящих в пределах Екатеринбургскаго уезда торговлю или промыслы по купеческим свидетельствам (Лица, против которых нет отметки о месте жительства, живут в Екатеринбурге)”

  55. Анастасия 14 Фев 2017 в 12:51 ссылка на комментарий

    Владимир, если интересно,я про Шапкина могу много чего выслать! Это мой прапрадед, “от него и до себя” я знаю практически все)

  56. Владимир 14 Фев 2017 в 16:47 ссылка на комментарий

    Очень хорошо, Анастасия, мы это обсудим по почте.

  57. Анастасия 17 Фев 2017 в 13:45 ссылка на комментарий

    Евгений! Напишите свою почту, куда Вам можно написать?

  58. kasimoff54@mail.ru

  59. Анастасия! На фото, которое я упоминал, Шапкин с женой. И, похоже, это и есть Прасковья Романова. Там еще есть пометка “Из семейного архива Е.И. Васениной”.

  60. Любовь 06 Окт 2017 в 15:54 ссылка на комментарий

    Добрый день Евгений. В хочу вам сказать, что Вы написали не все верно. У Валентины и Александра родилось два сына: Леонид и Ариан. У Ариана родилось двое детей: Нина и Виктор Горбуновы (Романовы). У Нины родилось тоже 2 детей: Анна и Лев, а Виктора и меня Любови тоже родилось 2 детей Данила и Виктор Горбуновы (Романовы). А у Лены Касимовой есть еще сестра Марина и у неё есть сын и они все являются праправнуками Гавриила Семеновича Романова! Почему вы все акцентируете на своих детях?

  61. Евгений Касимов 06 Окт 2017 в 18:45 ссылка на комментарий

    Здравствуйте, Любовь! Я хочу, чтобы мои дети знали свою историю, свой род, поэтому, наверно, я рассказываю больше для них. Но мы с Леной собирали всех потомков Романовых в музее “Невьянская икона” несколько лет назад. Замечательный получился вечер! Но ведь не все пришли. А что касается общей родословной, то Лена давно уже составляет генеалогическое древо семьи Романовых. Там будет место всем. Нам только помощь иногда нужна. Вот, например, нас нашла Анастасия (см. наверху), мы созвонились, она приехала к нам в гости, привезла фотографии. Мы целый вечер за пирогами и чаем разговаривали о семье, подружились. Вот как надо бы! А Вы с упреками.

  62. Владимир 06 Окт 2017 в 20:03 ссылка на комментарий

    Евгений, если остались какие-то “белые пятна” по “ранней” родословной Романовых, то спрашивайте - может быть сумею помочь.

  63. Евгений Касимов 08 Окт 2017 в 8:59 ссылка на комментарий

    Спасибо, Владимир! По “ранней” родословной Романовых, вроде бы все сложилось. Мы сейчас разбираемся с нынешним временем - очень много родни. У бабушки Валентины (Романовой) и Александра Горбунова, например, было не два сына - Леонид и Ариан (на Ариана, кстати, очень похож наш сын Митя), а еще дочь Александра и сын Анатолий, который жил в Крыму, а сын его Владимир со всей семьей своей давно уехал в Канаду. Живет в Ванкувере, работает директором русской школы, пишет книги. Мы с ними поддерживаем связь. А еще у Валентины и Александра был сын Иасон (умер во младенчестве). Меня еще занимает “похожесть” многих родственников. Анастасия, с которой мы подружились, очень похожа на Ленину сестру Марину, Оля Гудкова очень похожа на Пелагию Ивановну (жену Гаврилы Семеныча) в молодости, а еще есть прапраправнук Гаврилы Семеныча (студент философского факультета УрФУ) - так похож на него, что оторопь берет! Вот бы всех собрать да сфотографировать, да сделать альбом! А Вам, Владимир, буду очень благодарен, если у Вас выйдет новая книга, где прослеживается романовская ветвь, то как-то получить ее. Готов ее выписать и выкупить. Жаль, что первых книг, о которых Вы писали, уже нет.

  64. admin 09 Окт 2017 в 10:06 ссылка на комментарий

    Насчет будущей книги, Евгений, приму к сведению.

Написать комментарий