Павловы

nat_scharigina.jpg Мария – средняя из пятерых детей Сергея Васильевича Янина. Она родилась в 1878 году в Екатеринбурге, но почти всю жизнь прожила в Шадринске, куда ее привезли родители в начале 1880-х.Судьба Марии Сергеевны наиболее полно прослеживается в очерке известного шадринского краеведа Виктории Николаевны Иовлевой «Иконописец П.А. Павлов». Основные факты исследовательница получила из первых рук, когда в 1979 году гостила в Москве у дочерей Павловых.

pavlovi_1.jpg

Павлова (Янина) Мария Сергеевна

Будучи совсем еще молодой девушкой, Мария полюбила Павла Алексеевича Павлова – шадринского художника и церковного иконописца. Родители Марии Сергеевны были против брака дочери с православным, но она все-таки вышла замуж «убегом», без родительского благословения. Ей было в это время 17-18 лет. Неизвестно, как совершался обряд бракосочетания, было ли венчание, ведь из рассказа В.Н. Иовлевой следует, что Мария Сергеевна осталась верна своей вере и в дальнейшем посещала «австрийскую» церковь.
В наказание за ослушание семья Яниных лишила Марию приданого. Чтобы не давать лишнюю пищу досужим пересудам, Павел Алексеевич заказал столовое серебро с гравировкой «М.Я.», которое супруги представляли как приданое жены (две таких ложечки сохранились до сегодняшнего дня в семье Л.И. Ежова – внука М.С. Яниной).

Кто же был тот человек, ради которого Мария убежала из родной семьи?
Павел Алексеевич Павлов родился в 1870 году в семье торговца. В пятилетнем возрасте остался без отца. У него рано обнаружился талант к рисованию, и в 17 лет, получив основное образование в Шадринске, он уехал в Москву, где в течение года посещал за свой счет художественную школу живописи, ваяния и зодчества. Но из-за отсутствия средств ему не удалось доучиться. Тем не менее, он стал живописцем и добился больших успехов в своем деле.

pavlovi_2.jpg

Павел Алексеевич Павлов

До революции основной «специализацией» П.А. Павлова было оформление церковных интерьеров. В «Адресной и справочной книге «Российская империя» (Москва — Сибирь)» за 1910 год в разделе «Иконостасное производство» П.А. Павлов назван в числе трех профессионалов г. Шадринска в данном ремесле (наряду с А.П. Кречетовым и С.И. Алексеевым). А вот один из отзывов о нем: «Среди местных иконописцев следует выделить шадринского мещанина П.А. Павлова. Павлов устроил в Шадринске иконописную мастерскую, которая к 1901 г. считалась крупнейшей в городе» (А. Тимошенко. «История развития иконописи в Сибири и Зауралье»). Таким образом, уже к 30-летнему возрасту Павлу Алексеевичу удалось стать признанным мастером в своем деле и завоевать уважение горожан, хотя он был самоучкой, всего добился сам.

Павел Алексеевич писал иконы, расписывал православные храмы фресками на библейские сюжеты: «Тайная вечеря», «Явление Христа народу» и др. А в собственной просторной мастерской П.А. Павлова изготавливались иконостасы (иконостас – перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть от основного помещения), оклады икон, дорогие рамы для картин и пр. Здесь вместе с хозяином трудились квалифицированные наемные мастера – столяры, плотники, маляры, живописцы. Помимо столярных работ, в мастерской производились поправка (ремонт) церковной утвари, наложение позолоты и серебра и прочее.

pavlovi_3.jpg

 В мастерской Павлова

Одной из первых и наиболее удачных работ молодого художника стало изготовление иконостаса для церкви села Маслянского (в Шадринском уезде). Это было в 90-х годах XIX века. Известны и другие крупные работы Павлова – например, иконостасы в селе Ново-Николаевском и в Николаевской церкви города Шадринска. Наиболее крупные церковные подряды Павлова приходятся на 1907-1914 годы. В этот период у него работало до 15-20 человек. С началом войны работы становилось все меньше, количество рабочих постепенно сократилось до 3-4 человек. Павел Алексеевич был не только подрядчиком, но и сам очень много трудился наравне с рабочими.

С 1916 года Павел Алексеевич трудился в основном один, лишь изредка привлекая одного-двух рабочих на 3-4 месяца. Он писал и изготавливал картины, декорации, знамена, плакаты, вывески.
По воспоминаниям дочерей П.А. Павлова, их семья жила в двухэтажном доме на Михайловской улице. Дом был приобретен на деньги, доставшиеся в наследство от матери Павла Алексеевича. Он был куплен одноэтажным полукаменным и в течение ряда лет переделывался и достраивался. Для работы Павел Алексеевич сначала арендовал мастерскую, которая «находилась в Шадринске против Гостиного двора на углу Петропавловской и Торговой улицы» (Е. Девиков, «Светотени былого», данные на начало 1900-х). А в 1908 году Павел Алексеевич построил во дворе своего дома собственную мастерскую — одноэтажное кирпичное здание с большими окнами.
У Павловых находились в собственности еще два дома на Петропавловской улице. Они стояли на одной усадьбе и примыкали непосредственно к домовладению Яниных. Павловы приобрели эти дома для сыновей, а пока сдавали внаем. Небольшой одноэтажный флигелек на два окошка одно время снимал учитель городского училища Гурий Тимофеевич Снегирев. А двухэтажный дом сдавался под фотосалоны (С. Мамаеву и Суханову, затем И.А. Михайлову).

В доме № 59, где имелись веранда и просторная светлая комната фотостудии (ее тогда снимал Мамаев), в 1914 году работал над скульптурными портретами земляков И.Д. Шадр (Иванов) — в будущем известный советский скульптор, автор выдающихся композиций «Булыжник – оружие пролетариата», «Сеятель» и др. С Павловым Иван Дмитриевич тоже был знаком и бывал в его доме на Михайловской. Следует заметить, что в этот период Павел Алексеевич являлся в местном обществе уже весьма известным человеком, а Иван Дмитриевич, который был моложе Павлова на семнадцать лет, еще только шел к своей будущей славе. (Кстати, детские годы будущего скульптора прошли на улице Петропавловской, в домике родителей его матери – урожденной Овчинниковой. Здесь находилась и фотостудия его дяди, И.Е. Овчинникова).
В дом к Павловым часто приходили незнакомые люди, чтобы познакомиться с творчеством художника. В театре ему предоставлялось бесплатное кресло (знак особого уважения), но для посещения театра обычно не было времени. Ценили Павла Алексеевича и в церковных кругах. Так, 30 апреля 1917 года на собрании прихожан Николаевской церкви П.А. Павлов был избран одним из двух представителей от мирян прихода на предстоящий епархиальный съезд, который должен был проходить в Екатеринбурге, о чем 2 мая сообщила местная газета «Исеть».

Павел Алексеевич очень много работал. Вставал рано – в пять часов утра он уже сидел за мольбертом и трудился до самого вечера. Помимо работы для церкви, он много занимался светской живописью. Особенно любил портреты, которые писал обычно с натуры.
У Павловых родилось девять детей, но трое умерли в раннем возрасте. Выросли шестеро: сыновья Анатолий, Сергей и Петр, дочери Елизавета, Нина и Екатерина.

pavlovi_4.jpg

 Семья Павловых

В.Н. Иовлева пишет: «Обстановка в доме Павловых вся была художественной (моя мама бывала не раз и помнит), все подобрано с большим вкусом. Огромный зал, как в музее, был наполнен картинами и скульптурой. Копии в натуральную величину оригиналов: Венера с яблоком, Аполлон Бельведерский, бюсты римлянина и римлянки, мальчика с раковиной, бюсты Пушкина, Лермонтова…».
И общая психологическая атмосфера в семье Павловых была благоприятной. Дети росли бойкими и развитыми, в семье царили любовь и взаимопонимание. Отец, несмотря на загруженность работой, находил время для детей. Младшая дочь Павловых Екатерина Павловна вспоминала: «Папа часто беседовал со мной, делился, спрашивал мое мнение, поэтому я была в курсе его работ и дел… Был он человек весьма образованный, всесторонне развитый. Любил искусство, литературу, музыку. Интересовался положительно всем, любил жизнь, природу, был добрым и справедливым». Особенно много он занимался с Толей и Сережей, у которых более других были выражены способности к рисованию.
Мария Сергеевна вела домашнее хозяйство, занималась воспитанием детей. Она также была не обделена природными способностями: хорошо пела и рисовала, «а пироги пекла такие, что прослыла в городе кулинаркой номер два – после матушки-попадьи, жены о. Николая (Буткина)» (В.Н. Иовлева). Но разрыв с родительской семьей переживала тяжело. Недалеко от их дома (на углу Уральской улицы) находилась старообрядческая церковь. «Мария Сергеевна надевала старинный синий сарафан, сшитый специально для церкви в старорусском стиле, и ей стоило только сойти с крыльца дома, и через несколько шагов она вступала под своды церкви, в которой только и находила отраду своей измученной душе».

Революция и гражданская война нарушили привычный уклад жизни. Новая власть конфисковала большую часть имущества Павловых. Самой семье пришлось потесниться: известно, что после 1919 года в нижнем этаже их дома на ул. Михайловской жили детский зубной врач С.С. Гурвич (которая здесь же и практиковала), музыкант Совтеатра Н.А. Белопухов, учителя Пактовские, семья Яниных (брат Марии Сергеевны Меркурий Сергеевич, его жена Александра Ивановна, наборщица типографии, и их маленький сын Боря) и др. Большевики забрали многие предметы искусства и даже лечебный физаппарат (у дочери Кати была парализована рука). Была сожжена дача Павловых в живописном пригороде Шадринска, известном под названием «Городище».
Все сыновья Павловых в разное время учились в художественно-промышленной школе в Екатеринбурге, которая располагалась в здании нынешней сельскохозяйственной академии – на ул. Тургенева, кварталом выше Уральского университета (здесь с 1902 года среди первых трех десятков учеников был и И.Д. Шадр). Закончить ее удалось только самому старшему, Анатолию. Но, возвращаясь домой в Шадринск, он заразился сыпным тифом да еще воспалением легких. Организм не выдержал одновременно двух тяжелых болезней, и в 18 лет Толи не стало (это произошло в 1917-1918 году, а родился он в 1899-1900 году). Когда он лежал в гробу, из Екатеринбурга пришел пакет с документами об окончании им училища с отличием.

Революционные потрясения, смерть Анатолия и других детей, разрыв с родительской семьей – все это сказалось на здоровье Марии Сергеевны, которое и так было не очень крепким. Роковым для нее стал случайный эпизод, произошедший в годы гражданской войны. Во время обеда, когда семья художника сидела в столовой за большим столом, кто-то выстрелил с улицы, пуля просвистела над головами детей и вошла в картину на стене. Это так потрясло Марию Сергеевну, что она тяжело заболела (по словам внука Л.И. Ежова, даже лишилась рассудка) и вскоре умерла. Ей было всего чуть больше сорока лет.
После смерти жены П.А. Павлов написал ее портрет. К сожалению, эта работа погибла во время Великой Отечественной войны.
В 1919-1920 гг. Павлов около года работал учителем рисования в школе 2-й ступени, но потом стало не хватать времени на творчество, и от преподавания пришлось отказаться. Он был прикомандирован к отделу Народного образования в качестве свободного художника — новым властям тоже нужны были талантливые живописцы. Приходилось выполнять заказы по пролетарской тематике (плакаты, транспаранты, портреты новых вождей и др.).

В 1922 году Павел Алексеевич женился вторично на подруге жены Марии Тарасовне Хамкиной (в это время ей было 46 лет), которая в свое время помогла Марии убежать из отчего дома. Кстати, М.Т. Хамкина – дочь протоиерея Тараса Хамкина и родная тетка мужа Ольги Яниной (насколько же тесно все было переплетено в узком кругу тогдашнего шадринского «общества» – все друг другу или родственники, или компаньоны, или просто знакомые).

pavlovi_5.jpg

Павлов со своей второй женой Павловой (Хамкиной) Марией Тарасовной

П.А. Павлов и члены его семьи в конце 1920-х годов стали «лишенцами», т.е. были лишены избирательных прав. Предлогом для этого явилось то, что до революции Павел Алексеевич привлекал для выполнения своих подрядов наемную рабочую силу – являлся «эксплуататором». В Свердловском госархиве сохранилось личное дело П.А. Павлова и его дочери Елизаветы, содержащее переписку по вопросу восстановления Павловых в правах. Как следует из этих документов, Лизу восстановили в избирательных правах постановлением Президиума Уральского облисполкома от 2 августа 1931 года. Павлу Алексеевичу этим же решением было отказано в его ходатайстве, но позже и он был восстановлен (протокол заседания Президиума ВЦИК от 10/? 1931 г.). Как решали этот вопрос другие члены семьи, неизвестно.

В личном деле Павловых фигурирует и настоящий донос – заявление красногвардейца и «красного партизана» Александра Александровича П. (он жил по соседству с Павловыми, на ул. Коммуны, 89) с просьбой не восстанавливать художника в гражданских правах как бывшего «эксплотатора» и создателя «предметов религиозных убеждений», продолжающего жить «на нетрудовой доход». Заявление П. направлено в Шадринский Горсовет, а копия – во ВЦИК РСФСР.
В 1930 году Павловы переехали в Свердловск. Павел Алексеевич устроился художником на фабрику «Совживопись», где его работу довольно высоко ценили. В 1932-1933 году была даже устроена выставка его картин. А за портрет В.И. Ленина он получил премию. Умер Павел Алексеевич в 1934 году в возрасте 64 лет.
Мария Тарасовна Павлова впоследствии оказалась в доме престарелых в Анжеро-Сунженске (Кемеровская область), где и умерла.
В Москве у дочерей художника имелось несколько отцовских картин: «Деревенька на закате», «Сосны у реки», большое полотно на сюжет Лермонтова «Демон и Тамара» — копия с оригинала Зичи, «Фатьма» (холст, масло, 1925-1926 гг.), «Автопортрет», поражавший всех удивительным сходством.

Елизавета Павловна родилась в 1902 году. С 1919 года, то есть с 17 лет, она начала трудиться в советских учреждениях; некоторое время работала машинисткой в органах ЧК, с 1925 г. — в Шадринском городском отделе местного хозяйства (Горместхозе) и др. Работником была аккуратным, исполнительным и активным – например, в Горместхозе являлась членом месткома, входила в состав редколлегии стенной газеты, собирала профсоюзные членские взносы (профсоюз работников коммунального хозяйства). После войны она жила в ближнем Подмосковье, умерла в 1975 году.
Сергей Павлович родился в 1905 году. Он не окончил художественное училище, но был хорошим живописцем и рисовальщиком. Работал очень быстро, умел виртуозно воспроизводить черно-белые фотопортреты в цвете. Многие свои работы дарил друзьям и знакомым.
Писал Сергей Павлович и большие, масштабные картины, панно, портреты по заказам различных советских учреждений и предприятий. Он работал художником-ретушером в Новосибирске, Новокузнецке. Но основная часть его взрослой жизни прошла во Фрунзе (ныне столица Киргизии Бишкек), где он и умер в 1969 году.

pavlovi_6.jpg

 Павлов Сергей Павлович за мольбертом

Нина Павловна родилась 27 января 1907 года. В довоенные годы она завербовалась на строительство Новомосковского химкомбината, где познакомилась с будущим мужем Иваном Филипповичем Ежовым — инженером-химиком, который был распределен на комбинат как молодой специалист. По окончании работ его вернули в Москву, семье дали хорошую жилплощадь. У Ежовых было двое детей – сын Лев и дочь Инга, но дочка рано умерла. Когда началась война, Нина Павловна с детьми уехала из Москвы в Свердловск к младшей сестре Кате. Иван Филиппович остался в Москве. Как специалиста-химика, его освободили от призыва в армию. В 1943 году в возрасте 42 лет он умер (возможно, от профзаболевания). В конце войны или сразу после ее окончания семья Ежовых вернулась в столицу, вскоре к ним приехала и осталась навсегда Екатерина Павловна. Нина Павловна умерла последней из сестер, 17 июля 1994 года.

pavlovi_7.jpg

Сестры Павловы

Екатерина Павловна родилась в декабре 1908 года. Живя на Урале, одно время учительствовала в Чусовых городках, по специальности была фотографом-ретушером. После войны она переехала из Свердловска в Москву и до конца жизни проживала в семье своей сестры Нины Павловны. Мужа и детей у нее не было. Умерла в 1980-х годах.
Петр Павлович – младший из детей Павловых, родился он примерно в 1912 году. Петр стал артистом, но потом родственники его потеряли – он пропал, исчез при невыясненных обстоятельствах, и о его дальнейшей судьбе ничего не известно.
У Павловых была приемная дочь Александра, старше других детей. В 1967 г. она с семьей жила в Алма-Ате. Лев Иванович Ежов, будучи по делам в столице Казахстана, по поручению своих матери и тетушек встречался с Александрой и ее двумя дочерьми.
Внук Марии Сергеевны и Павла Алексеевича Павловых Лев Иванович Ежов (сын Нины Павловны) родился (в 1939 г.) и живет в Москве. У него есть сын, дочь и шестеро внуков.

Я очень признательна за помощь в своем генеалогическом поиске и хочу выразить огромную благодарность Владимиру и Галине Соколовым (Казань), Ольге Мельниковой (Москва), Наталии Викуловой (Екатеринбург), Владимиру Петровичу Микитюку (Екатеринбург), Виктории Николаевне Иовлевой (Шадринск), а также работникам Шадринского государственного архива.


Наталья Шарыгина (Янина).

“Павловы”

Комментариев 1

  1. Сергей 18 Июл 2013 в 11:43 ссылка на комментарий

    Здравствуйте Наталья!!! Я ищу родственников Янина Ивана 15.01.1872 г.р., его жены Яниной Евдокии 04.08.1880 г.р., проживавших в д. Яковлевская Запонорской волости Богородского уезда Московской губернии, их дочери Яниной Анны Ивановны 22.09.1920 г.р., у которых еще было 10 детей, из которых оставшихся в живых числиться 5, однако сведений о них нет. Если Вы мне поможете найти родственников, буду очень благодарен, мой тел. 89169246088.
    С Уважением
    Сергей

Написать комментарий