Рогожские метрики

Настоящая статья была опубликована в альманахе «Гуслицы», выпуск 9. Привожу ее здесь с разрешения автора — Мельниковой Ольги Игоревны

olga-melnikova.jpg
Ольга Мельникова

Необыкновенно информативный и пока мало введенный в общедоступный оборот комплекс сведений содержится в метриках Рогожского кладбища, хранящихся в 246 фонде Отдела Рукописей Российской Государственной Библиотеки.
Метрические записи сохранились, начиная с 1840 года. Венчания и крещения велись до 1854 года и возобновились только в 1883 году. Перерыв обусловлен известными событиями – в 1855 году произошло запечатание алтарей Рогожских церквей, а в 1883 — некоторое ослабление гонений. Архив заканчивается 1910 годом.
Венчания не проводились, естественно, во время постов. Крещения проводились круглый год. Иногда родители крестили сразу несколько своих детей разного возраста.
Записи о погребенных велись с 1840 по 1853 и с 1859 по 1912 года.
За ряд годов сохранились исповедные ведомости.
Наиболее информативны и интересны книги, содержащие брачные обыски. Это подробный 2-страничный документ, где дается важная информация о женихе и невесте, стоят их собственноручные подписи, если они были грамотные, или подписи их поручителей. Часто поручителями выступали родственники или хорошие знакомые, поэтому можно восстановить приблизительный круг общения семьи. И это – единственный шанс увидеть подписи своих предков в 4-5-6-7 поколении.
В брачном обыске указывались имя, отчество, изредка – фамилия крестьян, название селения, возраст, какой по счету брак, поручители.
Выявилась очень интересная картина. Венчались в основном крестьяне из одного административного образования – или деревень, принадлежащих одному помещику или деревень, например, Карповского приказа, причем, в один день сразу по много пар.
Это было большое и радостное событие. Приезжали в Москву большим составом, может быть, на несколько дней. Например, в 1844 году в апреле после Пасхи перевенчались, наверное, все женихи и невесты деревень, принадлежащих Рюмину – это Зуево, Кузнецы, Большой Двор, Дубровы, Андроново и др. Каждый день было по 15-20 венчаний, из них 12-15 – рюминских крестьян.
А вообще, если говорить о времени до «Окружного послания» и гонений старообрядцев 1854-55 годов, то цифры такие:
В 1848 было 457 венчаний, 1850 — 544, в 1851 – 476, в 1852 – 520, 1853 – 502, 1854 — 364. Если внимательно изучить эти записи, то можно восстановить данные приблизительно на ТЫСЯЧУ человек за каждый год в течение 14 лет. Причем, как это будет видно из дальнейшей информации, наибольшее значение это имеет для жителей Богородского уезда.
Рассмотрим, каким образом прихожане заключали браки. За январь 1853 года было проведено 110 венчаний, из них только 20 – браки не Богородского уезда, а 3 — смешанные. То есть 80 процентов браков было у крестьян Богородского уезда. Вот конкретные примеры. Первым указано селение жениха, вторым – невесты.
Костино + Хотеичи, Запонорье + Грибаново, Петрушино + Петрушино, Смолево Дубровской вол. + Смолево Дубровской вол., Назарово + Саурово, Барышево + Игнатово, Заволинье + Заволинье, Фрязино + Кузяево, Рыбалово + Рыбалово, Панкратьевская + Цаплино, Бронницкий уезд + Бронницкий уезд, Петрушино + Богородское, Москва + Москва, Москва + Москва, Сенькино + Поминово, Игнатово + Слободищи, Слободищи + Слободищи, Максимовская + Вантино, Максимовская + Максимовская, Хотеичи + Анциферово, Коломенский уезд + Коломенский уезд, Мосягино + Старая, Мосягино + Столбуново, Бронницкий уезд + Бронницкий уезд, Смолево Карповского приказа + Смолево Карповского приказа, Локтево + Локтево, Москва + Москва, Богородское + Богородское, Улитино + Сонино, Абрамовка + Абрамовка, Давыдово + Елизарово, Запонорье + Запонорье, Смолево Карповского приказа + Смолево Карповского приказа, Смолево Карповского приказа + Смолево Карповского приказа, Царицынская волость + Бронницкий уезд, Коломенский уезд + Коломенский уезд, Москва + Москва, Поминово + Старая, Поминово + Печурино, Радованье + Радованье, Елизарово + Яковлевская, Хотеичи + Хотеичи, Хотеичи + Хотеичи, Хотеичи + Хотеичи, Бронницкий уезд + Бронницкий уезд, Мальково + Шувое, Бронницкий уезд + Бронницкий уезд, Заволинье + Заволинье, Челохово + Челохово, Поминово + Поминово, Цаплино + Панкратовская, Бронницкий уезд + Бронницкий уезд, Давыдовская + Богородская мещанка, Ляхово + Давыдово, Ляхово + Ляхово, Бронницкий уезд + Бронницкий уезд, Бронницкий уезд + Бронницкий уезд, Бронницкий уезд + Бронницкий уезд, Чичово + Давыдовская, Слободищи + Слободищи, Сенькино + Внуковская, Вантино + Давыдовская, Москва + Москва, Петрушино + Верейская мещанка, Богородское + Степановка, Заволинье + Беливо, Андроново + Андроново, Москва + Москва, Вантино + Максимовская, Абрамовка + Абрамовка, Хотеичи + Хотеичи, Смолево Дубровской вол. + Смолево Дубровской вол., Загряжская + Загряжская, Загряжская + Стенинская, Слободищи + Слободищи, Челохово + Сенькино, Костино + Московская мещанка, Москва + Москва, Москва + Зуево, Бронницкий уезд + Бронницкий уезд, Бронницкий уезд + Бронницкий уезд, Гридино + Гридино, Запонорье + Запрудинье, Подольск + Москва, Богородский купец + Бронницкая мещанка, Радованье + Савостьяново, Чолхово + Давыдовская, Бронницкий уезд + Бронницкий уезд, Кузнецы + Большой двор, Чолохово + Круглово, Круглово + Челохово, Давыдовская + Чолохово, Столбуново + Алексеевская, Слободищи + Слободищи, Слободищи + Слободищи, Панарина + Селиваниха, Заволинье + Устьяново, Тереньково + Глебово, Бронницкий уезд + Бронницкий уезд, Москва + Москва.
Надеюсь, что современные жители этих населенных пунктов захотят познакомиться со своими пра-прародителями и погостить на этих свадьбах. Для этого нужно только внимательно просмотреть этот чудом сохранившийся комплекс документов.

А теперь – география крещений детей в церквях Рогожского кладбища.
Возьмем опять 1853 год. За год было крещено 3822 (!) ребенка, в мае – 460.
Опять больше всего было детей из Богородского уезда. Вот такие получились цифры.
Бронницкий уезд – 81, Рязань и область– 37, Коломенский уезд – 30, Москва – 29, Владимир и область – 14, Серпуховский уезд – 7, Смоленск – 7, Калуга и область – 6, Подольск – 3, Можайский уезд – 2. По одному крещению – Оренбург, Верея, Волоколамский и Рузский уезды, Тамбовская губерния, Боровск, Санкт-Петербург.
Теперь – селения Богородского уезда:
по 10 крестин – Авсюнино, Степановка, Куровская,
9 – Слободищи,
8 – Абрамовка,
по 7 – Понарьина, Нареево, Дорохово,
по 6 – Яковлевская, Селиваниха, Шувои, Давыдовская
по 5 — Смолево Дубровской вол., Горшково, Заполицы, Петрушино, Костино, Цаплино,
по 4 – Богородск, Елизарово, Заволинье, Беливо, Хотеичи, Ляхово,
по 3 – Гора, Петрушино, Беззубово, Барышево, Старая, Челохово, Короткая, Смолево Карповского приказа, Тереньково, Чичова, Мисцево,
по 2 – Запрудинье, Буньково, Коломино, Фрязино, Никулино, Богородское, Загряжская, Кузяево, Иванищево, Алексеевская, Анциферово, Зевнево, Запонорье, Прокунино, Мосягино, Большой двор,
по 1 – Молоково, Барская, Меря, Шебаново, Внуковская, Ефимово Дубровской вол., Кузнецы, Гридино, Дубровы, Малое Кишнево, Титово, Устьяново, Радованье, Сенькино, Неонилово, Круглово, Печурино, Максимовская, Игнатьево, Столбуново, Андреево, Фомино, Козлово, Короткая, Ожерелки, Новая.

Мы видим, что в мае 1853 года у крестьян Богородского уезда было приблизительно столько же крестин, сколько у представителей всех других регионов.
К сожалению, в то время детская смертность была очень велика. Некоторые семьи каждый года крестили по ребенку, а в ревизиях они указаны как бездетные. Это подтверждается и книгами о погребениях, где из 10 записей 7-8 – дети от нескольких часов до нескольких лет. Эти книги читать очень тяжело, а дополнительной информации в них нет. Поэтому исследователям я могу рекомендовать сосредоточить свои усилия на книгах о венчаниях и крещениях.
Кстати, обнаружился еще один интересный факт. Переписчики 9 ревизии 1850 года должны были указать вероисповедание крестьян. По деревне Зуево получились такие цифры: 52 семьи – раскольники, признающие священство, 22 семьи – раскольники, не признающие священство, 27 – прихожане официальной церкви. Цифра 52 хорошо согласуется с метриками Рогожского кладбища. Те семьи, которые записаны как признающие священство, неоднократно встречаются в метриках. Но есть и любопытные записи о, так сказать, смешанных браках. То есть между семьями, признающими и семьями, не признающими священство. А также встретилась информация о крещении ребенка на Рогожке из семьи, не записанной раскольниками, то есть прихожан «официальной» церкви, согласно ревизии.
Также у меня есть основание думать, что одна из семей, не записанной как раскольники, принадлежала к поморскому согласию, и эту семью я ни разу не встретила в Рогожских метриках. Так что некоторые семьи, не обозначенные раскольниками, могли быть именно поморцами. В этом номере альманаха публикуются данные ревизий по Зуево и Алексунино с дополнениями – выписками из метрик.
Как мы видим, комплекс метрических книг Рогожского кладбища, несет огромную информативную нагрузку. Хотелось бы обратиться ко всем заинтересованным лицам, кому не безразлична история своего края – подумать, что можно сделать для расширения доступа к такой ценной информации.

“Рогожские метрики”

комментарий 41

  1. Евгений 17 Мар 2016 в 18:50 ссылка на комментарий

    Владимир Здравствуйте!
    Прочитав эту, очень интересную статью, у меня возник один вопрос! Почему люди, для проведения данных обрядов, выбирали такое удалённое от места жительства место?
    В ближайших церквях ведь была возможность провести эти обряды!

  2. Владимир 17 Мар 2016 в 19:23 ссылка на комментарий

    Добрый день, Евгений! Я полагаю, что им было очень важно провести крещение или бракосочетание в центре иерархии, священном для них месте.

    Более всего меня поражает, что крестили (стало быть, везли за 60-70 и более верст порой в январские морозы детей нескольких дней от роду.
    Но тем более удивляет то, что несогласные с Окружным посланием перестали ездить на Рогожку. Причем, неокружников среди старообрядцев Белокриницкой иерархии оказалось едва ли не больше половины.

  3. Наталья Горбунова (Лакеева) 17 Мар 2016 в 19:29 ссылка на комментарий

    Необходимо создать электронную базу с лёгким поиском? Или что? Желательно печатное издание. При огромной информации будет несколько томов. Интересно, сколько это по цене? Но кто ценит, тот потратится (договорная допечатная предоплата).

  4. Наталья Горбунова (Лакеева) 17 Мар 2016 в 19:32 ссылка на комментарий

    Электронная база тоже очень ценна.

  5. Наталья 17 Мар 2016 в 19:37 ссылка на комментарий

    В деревнях не было старообрядческих церквей, это самый расцвет периода гонений.
    Вот если бы этот бесценный материал оцифровать… По этим периодам ведь вообще никакой информации, даже села некоторые позднее появились!
    Поморцы, наверное, из смешанных браков.
    Я представляю, что такое притащить грудных детей с расстояния в 80 км… Железной дороги, кажется, не было ещё тогда.

  6. Наталья 17 Мар 2016 в 19:46 ссылка на комментарий

    Окружное послание — этот вопрос принципиальным был всегда. Даже в советское время.

  7. Евгений 17 Мар 2016 в 21:18 ссылка на комментарий

    Спасибо Владимир! Я как раз и думал о такого рода трудностях! Но..! Всё же я предполагаю, что некоторая экономическая состоятельность данных прихожан имелась!

  8. Павел 17 Мар 2016 в 23:52 ссылка на комментарий

    Спасибо интересная публикация и информация о событиях тех лет. По себе могу заключить, что наверное не скоро появятся электронные версии этих метрик.
    Но мне сейчас требуется разобраться сначала с более поздними годами, чтобы перейти к 1850 годам.

  9. Владимир 18 Мар 2016 в 6:28 ссылка на комментарий

    По поводу фотографирования книг и материалов в РГБ посмотрите Правила пользования Российской Государственной библиотекой, особенно пункт 3.1.20. Эти правила утверждены 13 ноября 2015 года и действуют с 1 января текущего года. Фотографирование разрешено, плата за него отменена.
    Но есть ограничения.

  10. Наталия (Nath на ВГД) 18 Мар 2016 в 7:23 ссылка на комментарий

    Электронные копии описей на сайте РГБ:
    Ф.246 Рогожское кладбище
    http://dlib.rsl.ru/viewer/01004724435#?page=1

    Ф.247 Рогожское кладбище
    http://dlib.rsl.ru/viewer/01004724436#?page=1

    Сами по себе описи — тоже интересный материал.

    Если всё-таки когда-нибудь найдется энтузиаст, который отсканирует эти метрики, или это сделает сама РГБ, готова помочь в набивке информации в электронную базу данных.

  11. Рыбин Михаил (г.Куровское) 18 Мар 2016 в 11:26 ссылка на комментарий

    Я общаюсь с разными Европейскими историками и генеалогами. Например в Польше, есть общереспубликанское генеалогическое общество, а есть региональные отделения. Они совместно с государственными и церковными (костёльными) архивами разработали программу по оцифровки и выкладывают на специальных сайтах метрических книг и других документов. Каждое региональное отделение занимается по своей территории и где-то за 5 лет работы оцифрованы больше половина метрических документов по всей стране. Данный проект себя очень хорошо себя зарекомендовал и пользуется популярностью.
    В России я знаю только один такой успешный проект: «Поколения Пермского края». Вроде, что-то подобное есть и в Питере.

  12. Ольга Мельникова 18 Мар 2016 в 16:22 ссылка на комментарий

    Друзья, мне очень приятно, что моя статья Вам понравилась 🙂
    Объем имеющейся информации огромен. Печатное издание сделать будет невозможно. Никто не потянет томов 100 )
    Поэтому, если говорить, то только об электронном носителе, но и в этом случае вряд ли энтузиасты это потянут, если мы говорим об официальном издании. Нужны благотворительные фонды плюс участие самой библиотеки.

  13. Наталья Горбунова (Лакеева) 21 Мар 2016 в 2:19 ссылка на комментарий

    Как-то взгрустнулось. Мало у кого есть полноценно-свободное время для монолитной архивной работы……….

  14. Николай 31 Мар 2016 в 23:34 ссылка на комментарий

    Может быть для начала перефотографировать Метрические книги?
    Кто ни будь узнавал разрешено отснять всю книгу целиком за каждый год?

  15. Владимир 15 Окт 2017 в 10:04 ссылка на комментарий

    К разговору о старообрядческих метрических книгах.

    «…Архив Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища почти целиком сохранился. Бóльшая его часть находится в ОР РГБ, Ф. 246 (Рогожское кладбище) (1638 ед. хр. за 1780–1919 гг.)38 . Небольшие фонды старообрядческих общин г. Москвы и Московской губернии хранятся в ЦГА г. Москвы, ОХД до 1917 г. (б. ЦИАМ): фонд Рогожского богаделенного дома (Ф. 2186, 8 ед. хр. за 1886–1897 гг.); фонд Второй московской общины старообрядцев поморского согласия (Ф. 1418, 1 ед. хр. за 1907–1912 гг.); фонд Бронницкой старообрядческой общины при храме Св. Архангела Михаила (Ф. 2390, 11 ед. хр. за 1906–1931 гг.)39 . В ЦГА г. Москвы, ОХД до 1917 г. хранится также фонд «Метрические книги старообрядческих общин г. Москвы» (Ф. 1472, 1907–1918 гг.). Целостные же архивы или большие фрагменты архивов других московских старообрядческих общин не известны . Это подчеркивает особую ценность сохранившихся документальных материалов этих общин. В Коллекции представлены большие фрагменты архивов Старообрядческой Введенской (20 ед. хр.) и Успенской (30 ед. хр.) старообрядческой общин. Документы старообрядческой архиепископии Московской отложились в РГАДА (Ф. 1475) и в Архиве Митрополии Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПЦС)».
    Источник.

  16. Добрый день.
    Меня зовут Марина, проживаю в Киеве. Моя мама 1940 г.р. родом из деревни Щекавцево, Богородского уезда( района) Московской области.
    Ее родная бабушка Терехова Агриппина ( Аграфена)Ивановна ( 6.06.1892-18.07.1956) из старообрядцев Тереховых деревни Щекавцево.По воспоминаниям мамы, ее бабушка ездила все годы на Рогожское кладбище. После смерти заповедала отдать туда свои иконы.
    В Щекавцево было пол деревни старообрядцев Тереховых. А вот на сайтах или темах о старообрядцах Богородского уезда нигде мне не встречались упоминания.
    Четыре года назад уже пыталась заниматься этими поисками. Но не хватило опыта.) Сейчас начинаю вновь .
    Трудности в том, что в архиве нет метрической записи моей бабушки Гуровой Таисии Ивановны — 1915 г.р. д. Щекавцево. Отец был православный, мать старообрядка. Есть ли надежда отыскать эту запись в Рогожских метриках? И углубиться в поисках? Упоминаются ли фамилии в тех метриках?
    С уважением, Марина.

  17. Владимир 11 Ноя 2017 в 10:32 ссылка на комментарий

    Добрый день, Марина!
    Рады вашему появлению на блоге, но так уж получилось, что по району, который Вас интересует (Гаврилово, Щекавцево), на блоге пока материалов нет.
    Да и места-то, о которых Вы пишите, не совсем уж старообрядческие.
    На блоге в статье «Башашины из деревни Корнево» приводится Карта раскольнических селений Московской губернии 1871 года.
    Когда я ее рассматривал, то вынужден был написать следующее: «В северной части Богородского уезда, севернее «Владимирки», а это примерно 40 % территории уезда, селений, в которых жили старообрядцы, я насчитал всего 10. Причем, в подавляющем большинстве этих селений старообрядцы (преимущественно, беспоповцы) составляли малую часть жителей – менее 10 %».

    Конечно, сведения на карте могут быть неточными, а Щекавцево – исключением и местом компактного проживания старообрядцев – Вы же пишите, что полдеревни старообрядцев Тереховых, то есть были какие-то исключения. Кстати, фамилия Тереховы встречается и в деревне Давыдово Запонорской волости, но, скорее всего, никаких родственных связей между ними нет – далеко все же.

    Терехова Агрипина Ивановна совершенно точно относила себя к Белокриницкому согласию и к окружникам, потому и ездила на Рогожку.
    Фактически отвечая за Ольгу Мельникову, автора статьи, я не рискну сказать, насколько имеет ли смысл поиск метрической записи 1915 года. Ольга в статье пишет о том, что метрические книги церквей Рогожского кладбища, которые хранятся в Отделе Рукописей РГБ в Москве, включают записи до 1912 года. Если бы не это обстоятельство, то поиск записей в церквах Рогожского кладбища имел бы смысл.
    С другой стороны, я сомневаюсь, что отец Таисии Ивановны, не будучи старообрядцем, мог позволить крестить ее на Рогожке.
    Насколько я в курсе, все (можно сказать – чудом сохранившиеся) метрические книги других старообрядческих общин (церквей) хранятся в ЦИАМ в Москве, фонд 2127, опись 1.

    Я мог бы посоветовать Вам не ограничиваться поиском метрических записей (не очень большие шансы). Попробуйте обратиться в местный архив в Ногинске, к нему должно относиться Щекавцево – выяснить, есть ли там похозяйственные книги селения. На блоге есть статьи с похозяйственными книгами, я считаю, что сведения там очень полезные.
    В ЦИАМ можно искать также списки избирателей 1917 года – как правило, они строились по посемейному принципу.
    Если повезет, то в итоге сможете выяснить родителей Агрипины Ивановны. Так или иначе, для Вас, мне кажется – это цель выйти на подворную перепись 1869-1871 годов и найти там нужную семью.
    Дальше будет легче.

  18. Добрый день, Владимир.)
    Большое спасибо за подробное письмо и важные рекомендации.
    Мысль о поисках по старообрядцам не случайна. Мне не удалось отыскать метрику моей бабушки Таисии Ивановны 1915 г.р. Вариантов было два: Либо в деревне Гаврилово у отца ( Владимирская губерния), либо в деревне Щекавцево у мамы ( Московская губерния). На мои запросы архивы обеих областей не нашли регистрационной записи. Не найдена запись о рождении и ее старшей на год сестры. Не могли же ее рождение не регистрировать. Или могли? Запись о браке так же отсутствует.
    Есть ли шанс найти тогда запись о рождении Тереховой Агриппины ( Аграфены)Ивановны6.07.1892 ?
    Хотелось бы больше узнать об этом вероисповедании: » Терехова Агрипина Ивановна совершенно точно относила себя к Белокриницкому согласию и к окружникам, потому и ездила на Рогожку.»
    Что за предки- старообрядцы в моем роду…)
    Мама удивилась, что нет деревни Щекавцево в старообрядческих списках. Говорит, что пол деревни было Тереховых, и все они были старообрядцами, весь род.

  19. Владимир 11 Ноя 2017 в 18:51 ссылка на комментарий

    Марина! Все, что нужно для начала знать о РПСЦ, можно найти вот здесь
    Здесь есть разные направления старообрядчества и суть неокружничества.
    Рогожское кладбище является центром Белокриницкого согласия в России, поэтому там могли бывать только те из старообрядцев, кто себя к нему к данному согласию относил. Естественно, что беспоповцы там быть не могли, поскольку вообще не признавали священства. Вышедшее в 1862 году Окружное послание разделило и поповцев Белокриницкого согласия на окружников и неокружников. Последние не признали Окружное послание и на Рогожку с тех пор не ездили.
    Поэтому, если родители Агрипины Ивановны были из старообрядцев-поповцев и к тому же окружники, то вполне логично искать метрическую запись о ее рождении в Отделе рукописей РГБ (фонд 246).
    У той же Ольги Мельниковой вся деревня ее предков разделилась по отношению к Окружному посланию, ее предки оказались окружниками, а Ольга вполне успешео находила метрические записи конца 19 — начала 20 века.
    Мои, например, стали неокружниками и бойкотировали Рогожку.

    Марина, Вы пишете: «Мама удивилась, что нет деревни Щекавцево в старообрядческих списках». Но я ни о каких списках не писал, речь шла исключительно о Карте раскольничьих селений 1871 года, которую я анализировал

  20. Владимир, примите мою самую искреннюю благодарность. Открываются неизведанные направления.
    Теперь для меня прабабушка не просто старообрядка, а старообрядка- поповка, окружница Белокриницкого согласия.
    Все это ново и очень интересно! Пошла изучать..

    Словом » списки» обобщила свои поиски, в списках деревень, упоминаемых в темах о раскольниках Богородского уезда, не встречалось Щекавцево..

  21. Добрый день, Владимир.
    Сегодня мне встретилось в Нете:
    Примерно с 1520 г. в архивах Троице-Сергиева монастыря упоминается деревня из 5 дворов с названием Щекавцево. Обживать эти дворы стали угольщики из Киржача – старообрядцы.
    http://bs53.noginsk.ru/?pm=main+life+metod_kopilka+vosp&id=content/vosp/metod_kopilka/02_balabaeva-t/005/text.txt

    Приход села Стромынь.
    В приходе отмечается наличие небольшого количества «раскольников», т.е. старообрядцев. Речь явно идет о Щекавцеве с его смешанным населением – православным и старообрядческим.
    http://varvar.ru/arhiv/slovo/stromyny.html

  22. Владимир 16 Ноя 2017 в 7:02 ссылка на комментарий

    Что ж — интересно, Марина, просто здорово!
    Хотелось бы, конечно, заглянуть в сам документ, где упоминается Щеканцево 16 века, но что такое архивы Троице-Сергиева монастыря, я не знаю.

  23. Владимир 16 Ноя 2017 в 7:09 ссылка на комментарий

    О том, где находятся архивы Троице-Сергиева монастыря, можно посмотреть здесь. Там же, в частности, указано:
    «Древнейшей сохранившейся копийной книгой Троице-Сергиева монастыря является книга 518 (в малую четвертку на 598 лл.), писанная разными почерками и составленная, повидимому, не в одно время, около конца 1540-х — начала 1550-х годов (ср. подтвердительную надпись на л. 12 об. от 2 мая 7059 г. на имя царя Ивана Васильевича его же прежней грамоты на нижегородские пески и заводи: «по прадеда своего грамоте в. кн. Вас. Васильевича»; такое же подтверждение на л. 14 об. от 17 мая 7059 г.); есть в этой книге части, повидимому, инородные — тетради, принадлежавшие другим сборникам и неизвестно когда включенные в книгу (книга переплеталась, может быть, не в первый раз в XIX в.)…»

  24. Здравствуйте, Владимир.)
    У Вас интереснейшая находка!
    Еще заинтересовала фраза: » Обживать эти дворы стали угольщики из Киржача – старообрядцы.» Это тот Киржач, который во Владимирской области?
    Из Википедии:
    «В 1796 году город Киржач был оставлен за штатом, центром уезда стал Покров. В XIX веке жизнь города оживляла проходившая через него большая торговая дорога — Стромынка, связывавшая Москву с текстильным краем. »

    А православные жители Щекавцево были в приходе церкви в Стромыни. Возможно, и наши предки Тереховы когда- то пришли из Киржача в Щекавцево..

  25. Владимир 24 Ноя 2017 в 17:31 ссылка на комментарий

    Марина, вот для Вас еще небезынтересная статья о владениях (а также и нравах!) Троице-Сергиева монастыря в 14 — 16 веках.

  26. Владимир, большое спасибо за ссылку. Очень интересная информация!

  27. Татьяна 07 Май 2018 в 1:23 ссылка на комментарий

    Здравствуйте!
    То, что знаю. Все родные папиной мамы — староверы. Папа родился в Нижнем Новгороде. У моего прапрапрадеда Василия и его жены Татьяны- дочь Наталья . У Натальи и ее муже Андрее было две дочери, Екатерина и Серафима. Екатерина Андреевна- моя прабабушка. Серафима Андреевна, младшая сестра, родилась в начале сороковых годов 19 века. С юности Серафима жила в единоверческом монастыре. Имя ее в монастыре » матушка Асенефа».
    В каком монастыре ,мне неизвестно. Монастырь был в Нижнем , или недалеко от Нижнего. Знаю, умерла матушка Асенефа до 1891 года. Монастырь был связан с Московским Рогожским монастырем.
    Знаю , что старшая ее сестра Екатерина Андреевна скончалась в Нижнем Новгороде 20 октября 1912 года. В метрической книге Симеоновской единоверческой церкви имеется запись о ее кончине. Погребена на Крестовоздвиженском монастырском кладбище.ию
    Больше не знаю ничего. Обязана знать. Буду благодарна за любую информацию.

  28. Татьяна 08 Май 2018 в 3:35 ссылка на комментарий

    Хочу уточнить. Меня интересует , что можно узнать о жизни матушки Асенефы из того немногого, что знаю. С чего начать ? Могли ли сохраниться какие- либо документы в Москве ? Как и куда обращаться?

  29. Владимир 08 Май 2018 в 5:50 ссылка на комментарий

    Татьяна! Я боюсь, что мало что Вам можно посоветовать. Уж слишком неопределенны ваши данные.

    Если Вас интересуют сведения о монастырском периоде жизни матушки Асенефы, то как это искать, когда Вы пишете:
    «…В каком монастыре ,мне неизвестно. Монастырь был в Нижнем , или недалеко от Нижнего». Стало быть, нужно выяснять, что это был за монастырь. На Рогожке есть единоверческий храм Николы Чудотворца, в свое время (в 1854 году) он был отнят у старообрядцев. Кстати, заметили как это звучит: «отнят у старообрядцев». Нет, единоверие совсем не то, что старая вера. Единоверческого монастыря на Рогожке не было

    Если Вас интересует родительская семья матушки Асенефы, то я, например, так и не понял, где родились Серафима с Екатериной — в Нижнем или где-то еще, какая фамилия была в семье?
    Думаю, Вам это известно, но тогда, конечно, нужен нижегородский архив. По нему стоит посоветоваться с Татьяной Грачевой (на форуме СВРТ: TatianaLGNN).

    Те поиски, о которых пишется на нашем блоге, касаются, прежде всего, старообрядческих семей некоторых (да и то не всех) волостей Богородского уезда Московской губернии.
    Я бы Вам посоветовал в любом случае обратиться на форум ВГД или форум СВРТ (прямо так и набирайте в поисковике и выйдите на них) и искать там генеалогов, которые занимаются нижегородскими землями.

  30. Татьяна 09 Май 2018 в 4:01 ссылка на комментарий

    Владимир!
    Взаимодействую с ЦАНО по другим близким веточкам. Татьяна Львовна посоветовала обратиться за консультацией к известному специалисту. Старалась помочь. Но слишком мало у меня информации. На сегодняшний день.
    Монастырь , в котором жила матушка Асенефа » связан с Рогожским кладбищем в Москве».
    Даже зная, как по «семейной памяти» искажается информация, не могу утверждать, что монастырь был единоверческий.
    Екатерину Андреевну, сестру матушки Асенефы, в 1912 году отпевали в Симеоновской единоверческой церкви( из архивной справки ЦАНО). Сохранились ли архивы церкви Николы Чудотворца на Рогожке? Если сохранились, то куда посоветуете обратиться.
    В моём случае надо начинать издалека. И потихоньку идти.

  31. Владимир 09 Май 2018 в 7:25 ссылка на комментарий

    Татьяна, о Рогожском кладбище и сохранившихся материалах его деятельности можно посмотреть по ссылкам в сообщении Наталии Викуловой в этой теме, а также в моем сообщении здесь же.
    Судя по всему, сохранился огромный архивный материал.

  32. Татьяна 09 Май 2018 в 8:03 ссылка на комментарий

    Владимир , спасибо! Спасибо и за рекомендации. Обязательно последую им. Нашла в интернете и читаю В.Е. Макаров. «Очерк истории Рогожского кладбища в Москве».

  33. Владимир 09 Май 2018 в 9:09 ссылка на комментарий

    Татьяна, у нас на блоге есть статья «Два слова о специалистах в области старообрядческой культуры«. Посмотрите.
    Вот кто бы Вам подсказал!

  34. Татьяна 11 Май 2018 в 4:16 ссылка на комментарий

    Владимир, посмотрела. Думаю. Спасибо.

  35. Никита 25 Июл 2018 в 19:07 ссылка на комментарий

    Здравствуйте! Мой прапрадед Евсеев Зиновей Иванович, уроженец деревни Золотово Бронницкого уезда Московской губернии, до 1911 года (перешёл в православие в возрасте 26 лет) был старообрядцем-поповцем. Не могу найти запись о его рождении. Просмотрел в ЦГАМ метрические книги православной Космодамианской церкви на погосте Гвоздна, к приходу которой относилась деревня Золотово, за 1880-ые годы и в РГБ книги для записи крещения детей в церквах Рогожского кладбища за 1883-1887 годы — нет там записи о его рождении. С какими ещё источниками можно поработать? В ЦГАМ нашёл ревизскую сказку 1858 года, в которой в деревне Золотово фигурируют Евсеевы, но я не могу их связать, так как не знаю ни отчество, ни год рождения отца моего прапрадеда Зиновея.

  36. Владимир 25 Июл 2018 в 20:19 ссылка на комментарий

    Добрый день, Никита!
    Да, конец 19 века — самый сложный в информационном отношении период. Поскольку Зиновей Иванович был старообрядцем, то найти метрическую запись в книгах православного никонианского храма не получится — ее там быть не может.
    Она (запись), конечно, была в метрических книгах старообрядческой общины Золотово или старообрядческого храма, куда обращались жители Золотово, если он был в другой деревне. Но, к сожалению, эти книги практически не сохранились, иногда встречаются, но за небольшой промежуток времени в начале 20 века.
    Наилучшая сохранность старообрядческих метрических книг церквей Рогожского кладбища, особенно за период 1841-1854 годов. За 1880-ые годы Вы могли не найти запись в том случае, если жители Золотово были неокружниками — после принятия Окружного послания они перестали ездить на Рогожку. Боюсь, Вам придется смириться с тем, что запись о рождении Евсея Ивановича Вы не найдете.
    Так что, сплошной негатив.

    Какие могут быть надежды?
    Насколько я понял, Евсей Иванович примерно 1885 г.р. Я бы рекомендовал:
    1. Попытаться найти списки избирателей 1917 года по Золотово. Есть шанс, что они могут быть составлены по семейному принципу и в них будут включены родители Евсея.
    2. Учитывая, что в ревизии 1858 года Вы нашли семью Евсеевых (что замечательно!), нужно будет найти ее и в подворной переписи 1869-1871 годов, где отец Евсея — Иван, пусть и в детском возрасте, но уже обязательно будет записан (конечно, он может быть записан и в ревизии 1858 года, но все равно подворную перепись нужно обязательно проверить).

  37. Владимир 25 Июл 2018 в 20:26 ссылка на комментарий

    Никита, хочу добавить. Хотя сам я не занимался Бронницким уездом, но мне кажется, что Золотово должно быть Ашитковской волости. По крайней мере, все окружающие деревни: Алешино, Губино, Исаково, само Ашитково — все одной волости. Это к сведению.

  38. Никита 25 Июл 2018 в 21:46 ссылка на комментарий

    Добрый вечер, Владимир!
    Вы моего предка то Зиновеем, то Евсеем назовёте 😀
    Списки избирателей 1917 года по Золотово я смотрел. Там сплошняком избиратели идут, не поймёшь, кто там кому приходится. Из Евсеевых мужского пола (а их всего двое там фигурирует, причём моего прапрадеда Зиновея там нет) там есть Евсеев Иван Иванович, но возраст у него стоит 25 лет, так что это скорее младший брат моего Зиновея Ивановича.
    А где искать подворную перепись 1869-1871 годов, подскажите пожалуйста?
    А деревня Золотово входила в Михалёвскую волость.

  39. Владимир 26 Июл 2018 в 6:35 ссылка на комментарий

    Никита, конечно же Зиновей!
    Реквизиты подворной переписи я могу дать только по Карповской и Запонорской волостям Богородского уезда: ЦИАМ 184-10-1724 и 184-10-1720 соответственно. Бронницкий где-то рядом.

  40. Никита 26 Июл 2018 в 9:20 ссылка на комментарий

    Владимир, спасибо Вам за Ваши советы! Буду теперь заказывать подворную перепись 1869-1871 годов селений Михалёвской волости Бронницкого уезда, если таковая есть, конечно же.

  41. Татьяна 26 Окт 2019 в 9:05 ссылка на комментарий

    Можно ли на фотографии отличить по одежде на женщине относится ли она к единоверцам или старообрядцам. фотография около 1883-1891 гг.

Написать комментарий