Андроновские Плоховы до начала ХХ века. 1898-1846

Предыдущие статьи:
Богородская ветвь Плоховых из Андроново
Богородская ветвь Плоховых из Андроново. Продолжение
Андроново. Вероисповедание
Андроново. Плоховы в документах

До тех пор, пока к поискам не подключился мой двоюродный брат Павел Николаевич Плохов, взявший на себя непосредственную работу в архивах, информации о нашей ветви андроновских Плоховых практически никакой не было.
В интернете мне удалось найти только слова Сергея Дурасова (в прошлом священноинока Симеона) о том, что весь северный конец Андронова был заселён членами разветвлённого и многочисленного рода Плоховых, которые были в продолжение полутора веков едва ли не самыми активными и влиятельными людьми как в самой деревне, так, естественно, и в старообрядческой общине.
Ещё мной была обнаружена запись Виктора Феофилактовича Ситнова на сайте «Богородск-Ногинск. Краеведение».
Запись небольшая, но очень информативная. Относится она, как практически сразу стало понятно, в основном к нашей семье. Я приведу её здесь полностью. Это ответ В.Ф. Ситнова Александре Григорьевне Плоховой, чьи предки также жили в Андронове.

В. Ситнов
Понедельник, 12 марта 2007 года, в 0:04
Александре – про ПЛОХОВЫХ из Андронова.

Уважаемая Александра!
Ваши андроновские Плоховы, надо полагать, были старообрядцами-противообщинниками и молились в своем местном Христорождественском молитвенном доме, поскольку их фамилия в метрических книгах местных общин (Кузнецовской и Большедворской) «не засветилась». Только застряла одна запись в метр. книге Богородско-Глуховской старообр. общины. И то еще вопрос – ваши ли это? На всякий случай привожу запись за 1912 г. среди родившихся «Муза, род. 11 крестилась 12 апреля, родители крестьяне дер Андроново Плохов Николай Иванович и его жена Ксения Ивановна, жительство имеют в г.Богородске на Царской ул. соб. дом. Восприемник крест. дер. Андроново Иона Николаевич Плохов.
Далее. Со слов жительницы Андроново. В деревне ей были известны три брата Плоховы: Иван Иванович (ок.1890+1950), Иван Иванович (род. до 1890 + ок. 1947) и Анисим Иванович ?+? (у них сестры-Мария, Матрена, Татьяна, Арина). Их отец Иван (предп. Лазаревич?) был женат на Анне Афанасьевне. И был в Андронове еще один Иван Иванович по прозвищу Аникин (!).
Также документально известно, что нынешний Молитвенный дом в Андронове (1883 г.) стоит на земле крест. Плохова Андрея Агафоновича, отец которого (Агафон или о.Агафоник) был одним из первых местных старообр. священников. На всякий случай, вот данные по этой ветке из ревизских сказок. «1865 г. Вотчины Г-на Рюмина дер. Андроново временно-обязанные крестьяне-раскольники: Егор Елисеев -65 лет, Жена его Акилина Лазарева -64, дети их 1).Яков -31, жена его Анна Космина -30, дочь их Матрона -9, 2). АГАФОН Егоров -38, жена его Анна Иванова-33, дети их: Андрей-7, Евдокия -4, Татиана -2. 3). Отдельным домом — Давид Егоров-45, незак. жена его Анна Петрова -28, дети их: Иван- 18 (похоже, от перв. брака) и Параскева -4.
Та же семья – за 1834 г.: Егор Елисеев – 34, жена Акулина -38, дети: Аксинья-5, Степанида-3, Давид-13, Агафон-7. Егора сестра Фекла Елисеева -34.
И вот они же в 1816 г: Егор Елисеев-16, мать его Аграфена Макарова-46, сестра Фекла-17, брат Григорий Елисеев -12, и принятая во двор Пелагея Семенова-70. В 1834 г. у этого Григория Елисеева-30, жена Акулина-38 и дети: Сергей-5, Викул-3, Иван- 6 мес. Этот Викул проходит в 1865 г. как Вукол Григорьев-34, жена Евдокия Ивановна-30, сын Андрей-8.
И последнее – по 1865 году (близко к вашей инф.). Иван Иванов – 37, его жена Мария Петрова – 35, сын их Михей – 13 лет. С ними же в доме живут еще один (похоже, брат) Иван Иванов 39, жена его Марфа Аникина-37, их дети: Евфимия-17, Иван -15, Мария-13. Пока все.
Какие Ваши Плоховы — выбирайте на свой вкус! Успехов!

В этом тексте прежде всего, конечно, обращает на себя наше внимание запись 1912 года о крещении Музы. Это-то точно наши, только о существовании Музы у нас никто не знает. А в метрических книгах Богородско-Глуховской старообрядческой общины, как выяснилось, это не единственная Плоховская запись, их гораздо больше, в этом Виктор Феофилактович ошибался.

Второе – ссылка на запись 1865 года. Эта запись наиважнейшая, потому что из неё следует, что мы принадлежим именно к этой семье – тут появляется наш Давыд (или Давид, как записано в ведомости) и сын его Иван, без сомнения, отец моего прадеда Николая Ивановича. Подтверждением этого является и то, что дальнейшее изучение документов показало, что других Давидов подходящего возраста, да ещё имеющего сына Ивана, в Андронове не было.

Документ, на который ссылается здесь Ситнов, нами определён и найден. Это не ревизская сказка, ревизские сказки исчезли после отмены в 1861 году крепостного права. Это исповедная ведомость церкви Рождества Христова у Данилищева озера в Заозерье (она же Заозерский храм). Вот от этого документа мы и начали поиски «в глубь веков». Извините, если кое-где буду повторяться, но, мне кажется, рассказ о поисках должен быть подробным и последовательным.

Итак, ЦГА Москвы, фонд 203, опись 747, дело 1898, «Исповедные ведомости церквей города (?) Богородска и его уезда за 1865 год (?)».

«Вѣдомость имянная, учиненная Московской Епархіи Богородскаго уѣзда Христорождественской, что у озера Данилищева, церкви Священником Андреемъ Румянцевымъ съ причтомъ; обрѣтающимся при оной церкви въ приходѣ нижеявленных чиновъ людямъ, со изъявленіемъ противъ коегождо имени о бытіи ихъ въ Святую Четыредесятницу у Исповѣди и Святыхъ Таинъ причастія, и ктожъ исповѣдался токмо, а не причастился, и ктожъ не исповѣдался. За 1865 годъ»

Начало записей Андроновских старообрядцев: «Той же вотчины Г. Рюмина временно-обязанные крестьяне раскольники деревни Андронова»

Временно обязанные крестьяне – это бывшие помещичьи крестьяне, получившие личную свободу согласно Положениям Александра Второго от 19 февраля 1861 года (отменивших крепостное право), но не выкупившие землю у помещика и потому продолжавшие исполнять оброк или барщину за пользование помещичьей землёй. Википедия

А вот и та самая запись, о которой говорил В.Ф. Ситнов.
Фотографии документа показывают, что Виктор Феофилактович здесь несколько ошибся. Дело в том, что Давид Егоров, хоть и записан в начале следующей страницы, жил не отдельным домом, а вместе с отцом во дворе, зафиксированном под номером 264. Дом (или двор) 265 принадлежал уже другой семье – вдовы Параскевы Петровой.

Для лучшего понимания расшифрую эту запись современным языком
Двор 264
1094 Егор Елисеев — 65 (лет) (1800 г.р.)
1203 Жена его Акилина Лазарева — 64 (1801 г.р.)
1095 Дети их: Яков — 31 (1834 г.р.)
1204 Жена его Анна Космина — 30 (1835 г.р.)
1205 Дочь их: Матрона — 9 (1856 г.р.)
1096 Агафон Егоров — 38 (1827 г.р.)
1206 Жена его Анна Иванова — 33 (1832 г.р.)
1097 Дети их: Андрей — 7 (1858 г.р.)
1207 Евдокия — 4 (1861 г.р.)
1208 Татьяна — 2 (1863 г.р.)
1098 Давид Егоров — 45 (1820 г.р.)
1209 Жена его незаконная Анна Петрова — 28 (1837 г.р.)
1099 Дети их: Иван -18 (1847 г.р.)
1210 Параскева — 4 (1861 г.р.).

Вот это и есть наша семья. Именно её развитие во времени мы и попытаемся проследить.
Для начала попробуем восстановить цепочку родства ближе к нашим дням.

Из более поздних документов, содержащих практически полную информацию о составе семьи, удалось обнаружить только Подворную перепись 1869 года (ЦГА Москвы ф.184, оп.10, д.1715).
Согласно этой переписи, в 1869 году с отцом, Егором Елисеевичем, жил только младший сын Яков с семьёй, а Агафон и Давыд с семьями жили отдельными домами.

Надписи в документе правее граф возраста здесь расшифровывать не буду. Они необыкновенно интересны, и мы о них обязательно поговорим, но в своё время. Самая же левая графа с порядковым номером дома сохранилась только в записи о Давыде. Единички возле Агафона и Егора Елисеевича означают, что жили они в деревянных избах.

1 Агафон Егоров — 40 (1829? г.р.)
Жена Анна Иванова — 37 (1832 г.р.)
дети их: Андрей — 11 (1858 г.р.)
Евдокия — 8 (1861 г.р.)
Татьяна — 6 (1863 г.р.)
Михаил — 3 (1866 г.р.)
Максим — 1 (1868 г.р.).

1 Егор Елисеев — 69 (1800 г.р.)
Жена Акилина Лазарева — 68 (1801 г.р.)
дети их Яков — 38 (1831? г.р.)
жена Анна Космина — 34 (1835 г.р.)
дочь их Матрона — 13 (1856 г.р.).

36 Давыд Егоров — 49 (1820 г.р.)
жена Анна Петрова — 33 (1836? г.р.)
сын его Иван — 22 (1847 г.р.)
Евграф — 4 (1865 г.р.)
Василий — 2 (1867 г.р.)
у Ивана жена Александра Терентьева — 23 (1846 г.р.)
дети их: Николай — 2 (1867 г.р.)
Вдова Фёкла Елисеева — 69 (1800? г.р.).

Документ этот не только добавляет нам новой информации, но и ставит новые вопросы.
Семьи Агафона и Давыда Егоровичей расширились. Может поэтому и стали они жить отдельными домами?
У Агафона родились ещё два сына, Михаил и Максим. У Давыда изменения произошли серьёзнее.

Во-первых, исчезло упоминание о дочери Параскеве. В 1869 году ей должно было быть 8 лет. Отсутствие её в переписи говорит о том, что, скорее всего, между 1865 и 1869 годами она умерла. Детская смертность в то время была, как мы знаем, высокой.

Во-вторых, в семье появились ещё два мальчика, Евграф и Василий. Значит, у Ивана Давыдовича были и братья. Тут, правда, несколько сбивают слова «сын его Иван», как будто относящиеся только к Ивану и не имеющие отношения к Евграфу и Василию, будто и не сыновья они ему. Но дело в том, что у Ивана и других детей были разные матери (замечу, правда, что это не помешало в 1865 году написать «дети их Иван и Параскева»). Должен сказать также, что в немногочисленных доступных нам более поздних документах мы не нашли упоминаний ни о Евграфе, ни о Василии, ни об их возможных детях, Евграфовичах и Васильевичах. Так что, видимо, и они умерли в детском возрасте.

В-третьих, появилась запись о Фёкле Елисеевне, сестре Егора, упоминание о которой есть в заметке В.Ф. Ситнова. И запись эта гласит о том, что она вдова. В 1865 году такой записи не было. Значит, Фёкла Елисеевна овдовела между 1865 и 1869 годами. А овдовев и будучи уже в годах, перешла жить в семью старшего племянника. Видимо, была она бездетной.

И в-четвёртых, и самое главное. Иван Давыдович женился. И родился у него в 1867 году мой прадед Николай. Мать Николая Ивановича зовут Александрой Терентьевной. Вот и восстановлен мостик между нами, современниками, и нашими Андроновскими предками!

А теперь от 1865 года постепенно пойдём в начало, рассматривая оказавшиеся доступными нам исповедные ведомости (они же росписи) храма Рождества Христова на Данилищевом озере в Заозерье и сохранившиеся ревизские сказки.

Ближайший документ – Исповедная ведомость 1864 года.
ЦГА Москвы, фонд 203, опись 747, дело 1879, «Исповедные ведомости церквей Богородского уезда».

Начато январь 1864. Кончено декабрь 1864.
Не буду приводить здесь титульний лист ведомости с шапкой таблицы – они в каждой ведомости одинаковые и отличаются обычно годом составления. Покажу только интересующие нас записи.

Двор 228
1097 Егор Елисеев — 64 (1800)
1216 жена его Акилина Лазарева — 63 (1801)
1098 дети их: Яков — 30 (1834)
1217 жена его Анна Космина — 29 (1835)
1218 дочь их Матрона — 8 (1856)
1099 Агафон Егоров — 37 (1827)
1219 жена его Анна Иванова — 32 (1832)
1100 дети их: Андрей — 6 (1858)
1220 Евдокия — 3 (1861)
1221 Татиана — 1 (1863)
1101 Давид Егоров — 44 (1820)
1222 жена его незаконная Анна Павлова — 27 (1837)
1102 дети их: Иван — 17 (1847)
1223 Параскева — 3 (1861).

Запись абсолютно идентична записи 1865 года. Состав семьи тот же самый. Все так же живут общим домом. Только возраст у всех, естественно, на год меньше и по-прежнему обращает на себя внимание запись о жене Давида: «Жена его незаконная Анна Павлова».

Что такое «незаконная»? Почему? Вопрос этот оказался довольно интересным, поэтому остановлюсь на нём подробнее.
Для начала приведу цитату из статьи В.Н. Ильина «Старообрядческие браки в контексте государственно-конфессиональной политики Российской империи на территории Томской губернии в ХIХ веке», опубликованной в журнале «Народы и религии Евразии», том 15, № 2 за 2018 год:
«Заключение браков между старообрядцами по закону было недопустимо. Подобные браки рассматривались как «сводные браки» (смотри, например, статью Н.С. Лескова — примечание С.П.). Силами официальных властей подобное «публичное оказательство раскола» подлежало расторжению <…>. Брак старообрядцев с никонианами также по закону был недопустим, рассматривался как «совращение раскольниками православных в раскол». Законным считался только брак, совершённый в казённой церкви, в таком случае законодательная система не оставляла старообрядцам выбора в семейно-брачных ситуациях, кроме обращения к казённой церкви. Таким образом, юридически старообрядцы не имели права на воспроизводство конфессии, следовательно, и на её существование.
19 апреля 1874 г. был издан закон, согласно которому старообрядцам было разрешено совершать браки гражданским порядком через регистрацию в особых метрических книгах при полицейских правлениях. Однако данный закон не смог решить проблемы старообрядческих браков».

В той же статье В.Н. Ильин пишет:

«В 1841 г. был издан указ, – «составить раз навсегда для старообрядцев семейные списки и не допускать впредь никаких добавлений по этим спискам, т. е. все дети должны были уже считаться после этого указа сынами господствующей церкви» <…>. Для того, чтобы подобные браки старообрядцев, с точки зрения законодательства, имели силу, старообрядцы должны были присягнуть на верность казённому православию, т.е. отказаться от своей веры».

Так вот, оказывается, в чём дело! Брак Давида и Анны не был, да и не мог быть зарегистрирован по закону. А отступиться от своей веры они не могли. Но почему же запись о незаконности брака имеется только у Давида и Анны и отсутствует у других?

Вот что о старообрядческих браках написано в книге «Генеалогическая информация в государственных архивах России:
Справочное пособие /Федер. арх. агентство, ВНИИДАД. Отв. сост. С.Н. Романова; сост. И.И. Глуховская, М.П. Дьячкова, В.И. Звавич и др. М., 2004, 280 с.».

«Браки раскольников приобретали законную силу после внесения их в особые метрические книги. Раскольник, желающий, чтобы его брак был записан в метрическую книгу, должен был сообщить об этом письменно или устно в полицейское управление и волостное правление по месту своего постоянного жительства и указать имена, фамилии и сословия обоих супругов. Запись брака раскольников совершалась полицией, в обязанности которой входило ведение метрических книг о рождении, браке и смерти раскольников.
Относительно браков, существовавших между раскольниками до 19 апреля 1874 г., соблюдались следующие правила: а) раскольники, записанные в сказках 10-й ревизии мужем и женою, признавались состоявшими в законном браке супругами до тех пор, пока действительность брака не будет опровергнута по суду; и б) брачные союзы, заключённые раскольниками после 10-й ревизии, записывались в метрические книги на основании общих правил о метрической записи браков раскольников.
После указа 1905 г. полиция передала функции ведения метрических книг старообрядцев их духовным лицам».

Вот всё и объяснилось. 10-я ревизия была последней перед отменой крепостного права и проводилась в 1858 году. Это значит, что Давид женился на Анне позже 1858 года, а другие его братья – ранее. Ну, что ж, при рассмотрении более ранних документов проверим эту версию.
До сих пор мы считали, что Иван Давидович был единственным ребёнком в семье. Во всяком случае, нам не было известно о наличии у него братьев или сестёр. А теперь знаем, что у него была сестра Параскева, по всей видимости, единокровная, то есть дочь того же отца от другой матери, младше него на целых 14 лет, и два единокровных брата Евграф и Василий. Судьба всех троих нам неизвестна.

Следующий доступный нам документ – Исповедные ведомости 1863 года (ЦГА Москвы, ф. 203, о. 747, д. 1858).

Двор 256
1088 Егор Елисеев — 63 (1800)
1222 жена его Акилина Лазарева — 62 (1801)
1089 дети их: Яков — 29 (1834)
1223 жена его Анна Космина — 28 (1835)
1224 дочь их Матрона — 7 (1856)
1090 Агафон Егоров — 36 (1827)
1225 жена его Анна Иванова — 31 (1832)
1091 дети их: Андрей — 5 (1858)
1226 Евдокия — 2 (1861)
1092 Давид Егоров — 43 (1820)
1227 незаконная жена его Анна Петрова — 26 (1837)
1093 сын его: Иван — 16 (1847).

Запись практически идентична записи 1864 года. Отличие в том, что у Агафона не записана дочь Татьяна, которая родилась в этом, 1863 году, а у Давида почему-то не записана дочь Параскева, которой, судя по ведомостям 1864 и 1865 годов, было к тому времени 2 года. Да ещё у жены Давида Анны полуотчество Павлова заменено на Петрова.

Необычайно любопытной и информативной оказалась запись в Исповедной ведомости 1862 года (ЦГА Москвы, ф. 203, о. 747, д. 1840).

Двор 291
1077 Егор Елисеев — 62 (1800)
1185 жена его Акилина Лазарева — 61(1801)
1078 дети их: Яков — 28 (1834)
1186 жена его Анна Космина — 27 (1835)
1187 дочь их Матрона — 6 (1856)
1079 Агафон Егоров — 35 (1827)
1188 жена его Анна Иванова — 30 (1832)
1080 сын их: Андрей — 4 (1858)
1081 Давид Егоров вдов — 42 (1820)
1082 сын его: Иван — 15 (1847).

Прежде всего, конечно, фраза: «Давыд Егоров вдов – 42, Сын его Иван – 15». Вот и подтверждение того, что Давид был женат дважды. Выходит, на Анне Петровне он женился в следующем, 1863 году, и это подтверждается записью 1863 года. Тогда получается, что возраст дочери Параскевы оба раза записан неправильно, а на самом деле она родилась в 1864 г. Но эта двойная ошибка, оба раза показывающая год её рождения как 1861, тоже кажется мне не очень правдоподобной. Поэтому выскажу сейчас два ещё более неправдоподобных предположения. Первое: не исключено, что Давыд женился на молодой вдове с ребёнком. Но тогда было бы везде, как мне кажется, «сын его Иван, дочь её Параскева», а не «дети их». Второе, совсем невероятное: Параскева появилась на свет у Давыда и Анны ещё до их бракосочетания. Оба варианта к тому же предполагают наличие записи о Параскеве и в 1863 году. А её нет! Загадка, которую нам придётся разгадать.

Исповедная ведомость 1861 года (ЦГА Москвы, ф. 203, о. 747, д. 1820) не дает нам ничего нового.
Двор 277
1063 Егор Елисеев — 61 (1800)
1191 жена его Акилина Лазарева — 60 (1801)
1064 дети их: Яков — 27 (1834)
1192 жена его Анна Космина — 26 (1835)
1193 дочь их Матрона — 5 (1846)
1065 Агафон Егоров — 34 (1827)
1194 жена его Анна Иванова — 29 (1832)
1066 сын их: Андрей — 3 (1858)
1067 Давид Егоров вдов — 41 (1820)
1068 сын его: Иван — 14 (1847).

В Исповедной ведомости 1860 года (ЦГА Москвы, ф. 203, о. 747, д. 1799) по сравнению с 1861 годом новость только одна: оказывается, дочь Егора Елисеевича Стефанида или, как более привычно написано у В.Ф. Ситнова, Степанида (1837 г.р.) жила в семье до 1861 года. В 1861 году она, скорее всего, вышла замуж в возрасте 23 лет (может быть, конечно, и умерла, но это не важно).

Далее – 1859 год. И снова открытие! Оно для меня настолько серьёзно, что приведу все необходимые записи. И не только их. Посмотрите, например, как выглядят документы, с которыми работал Павел Николаевич. Вот этот фолиант на первом снимке называется «Исповедные ведомости церквей Богородского уезда» за 1859 год. А теперь представьте, как приходится с ним работать. Да ещё оказывается, что не в каждой такой книге можно найти интересующую нас информацию. Иногда по каким-то неизвестным причинам она там не обнаруживается. Так что я хочу ещё раз выразить Павлу Николаевичу огромную благодарность за великолепно проделанную работу!

Смотрите. ЦГА Москвы, фонд 203, опись 747, дело 1781.

«Подана 2 сентября 1859.
Ведомость именная, учинённая Московской Епархии Богородской Округи Церкви Рождества Христова, что у Озера Данилищева, Священником Андреем Евграфовым Румянцевым с причтом обретающимся при оной церкви в приходе нижеявленных чинов людям, со изъявлением против коегождо имени о бытии их в Святую Четыредесятницу у Исповеди и Святых Тайн причастия, и ктож исповедался токмо, а не причастился, и ктож не исповедался.
За 1859-й год».

Записи эти открывают нам имя первой жены Давыда Егоровича: Параскева Савельевна!
Как всегда, расшифрую. Напомню графы слева направо: порядковый номер дома или двора, порядковые номера мужчин, порядковые номера женщин, имена и полуотчества прихожан, возраст мужчин, возраст женщин.

Той же вотчины Г. Рюмина деревни Андронова раскольники крестьяне:
Двор 290
1059 Егор Елисеев — 59 (1800)
1192 Жена его Акилина Лазарева — 58 (1801)
1193 Дети их: Стефанида — 22 (1837)
1060 Яков — 25 (1834)
1194 Жена его Анна Космина — 24 (1835)
1195 Дочь их Матрона — 3 (1856)
1061 Агафон Егоров — 32 (1827)
1196 Жена его Анна Иванова — 27 (1832)
1062 Давид Егоров — 39 (1820)
1197 Жена его Параскева Савельева — 37 (1822)
1063 Сын их: Иван — 12 (1847).

Из этой записи следует:
1. Первую жену Давида Егоровича звали Параскева Савельевна.
2. Давид Егорович овдовел после 2 сентября 1859 года.
3. Дочь свою от второго брака он назвал именем своей умершей жены. Хотя я не исключаю, что просто так совпало.
4. Других «новостей», в том числе о Егоре Елисеевиче, Агафоне, Якове и их семьях нет.

1858 год – год знаменательный и «урожайный» на документы: их целых три. Это уже привычная для нас исповедная ведомость Заозерского храма, ревизская сказка 10-й ревизии, а также дополнение к ней.
К сожалению, полной исповедной ведомости за 1858 год у меня нет, но есть лист, содержащий информацию о нашей семье.
Исповедная ведомость 1858 г. (ЦГА Москвы, фонд 203, опись 747, дело 1762).

«Подана 9 октября (?)
Ведомость именная, учинённая Московской Епархии Богородской Округи Церкви Рождества Христова, что у Озера Данилищева, Священником Андреем Евграфовым Румянцевым с причтом обретающимся при оной церкви в приходе нижеявленных чинов людям, со изъявлением против коегождо имени о бытии их в Святую Четыредесятницу у Исповеди и Святых Тайн причастия, и ктож исповедался токмо, а не причастился, и ктож не исповедался За 1858-й год».

Двор 294
1064 Егор Елисеев — 58 (1800)
1188 жена его Акилина Лазарева — 57 (1801)
1189 дети их: Стефанида — 22 (1836)
1065 Яков — 24 (1834)
1190 жена его Анна Космина — 23 (1835)
1066 Агафон Егоров — 31 (1827)
1191 жена его Анна Иванова — 26 (1832)
1067 Давид Егоров — 38 (1820)
1192 жена его Параскева Савельева — 36 (1822)
1068 сын их: Иван 11(1847)».

А вот что написано в Ревизской Сказке 1858 года (ЦГА Москвы, ф. 51, о. 8, д. 653).

РЕВИЗСКАЯ СКАЗКА

1858 года Апреля 6 дня Московской Губернии Богородского Уезда деревни Андронова
Крестьяне
9 10 Агафон Егоров — 23 — — — 30
Его сын Андрей новорожд — — — 1
9 11 Егор Елисеев — 50 — — — 57
Его сын Яков — 16 — — — 23
9 30 Давыд Егоров — 29 — — — 36
Его сын Иван — 3 — — — 10

РЕВИЗСКАЯ СКАЗКА

1858 года Апреля 6 дня Московской Губернии Богородского Уезда деревни Андронова
Крестьянки
9 10 Агафона Егорова жена Анна Иванова — 30
9 11 Егора Елисеева жена Акулина Лазарева — 61
Его же дочь Степанида — 21
Якова Егорова жена Анна Казьмина — 30
Его же дочь Матрона — 1
9 30 (нет записи)

Как видим, имеется существенное отличие этих записей от исповедной ведомости того же года. Если в исповедной ведомости вся семья Егора Елисеевича во главе с ним самим записана единым двором, то из ревизской сказки следует, что на самом деле живут они тремя разными дворами. С отцом остался только Яков с семьёй, младший сын. Агафон и Давыд выделились и вели свои отдельные хозяйства. При этом Агафон, видимо, жил по соседству с отцом, о чём говорят следующие друг за другом порядковые номера их домов 10 и 11, а Давыд в стороне (дом 30), если только не через дорогу. Кстати, я думаю, что дома Агафона и Егора Елисеевича находились недалеко от нынешнего Андроновского храма.

Ревизия 1858 года показывает ещё одну вещь: выделение старших сыновей Егора Елисеевича произошло между 1850 и 1858 годами. В 1850 году все они жили в одном дворе под номером 9.

А вот ещё один интереснейший документ 1858 года. Дополнение к 10 ревизии. (ЦГА Москвы, ф. 51, о. 8, д. 655) (Фотографию документа не вставляю по причине низкого качества -Г.С.)

Ревизская Сказка

1858 года Октября 24 дня Московской Губернии Богородского уезда деревень Бунькова, Ожерелок, Кузнецов (?), Большого Двора, Андронова, Иванькова (?), Васютина(?)
Женский пол
Крестьянки
23 69 Вдова Фёкла Елисеева — 57 (1801)

Это значит, что Фёкла Елисеевна в 1858 году, будучи вдовой, жила в отдельном доме одна. Одна и вела своё хозяйство. Как мы помним, позже она появляется только в 1869 году в семье старшего племянника, Давыда Егоровича. Запомним также, что в 9-ой ревизии 1850 года Фёкла Елисеевна записана в семье, обозначенной номером 23.

Идём дальше. Исповедная ведомость 1857 года (ЦГА Москвы, ф. 203, о. 747, д. 1740):
Двор 289
1044 Егор Елисеев — 57 (1800)
1191 жена его Акилина Лазарева — 56 (1801)
1192 дети их: Стефанида — 21 (1836)
1045 Яков — 23 (1834)
1193 жена его Анна Космина — 22 (1835)
1046 Агафон Егоров — 30 (1827)
1194 жена его Анна Иванова 25 (1832)
1047 Давид Егоров — 37 (1820)
1195 жена его Параскева Савельева — 35 (1822)
1048 сын их: Иван — 10 (1847)».

Как мы видим, отличий от той же записи в 1858 году практически нет, за исключением того, что не записана годовалая дочь Якова Егоровича Матрона. Фёкла Елисеевна в раскольниках отсутствует.

Исповедные ведомости 1856 год (ЦГА Москвы, ф. 203, о. 747, д. 1718) – и опять бомба!
Двор 272
1021 Егор Елисеев — 56 (1800)
1170 жена его Акилина Лазарева — 55 (1801)
1171 дети их: Стефанида — 22 (1834)
1022 Яков — 22 (1834)
1172 жена его Анна Космина — 21 (1835)
1023 Агафон Егоров — 29 (1827)
Жена его Анна Иванова
1024 Давид Егоров — 36 (1820)
1173 жена его Параскева Савельева — 34 (1822)
1025 Дети их: Иван — 9 (1847)
1026 Пётр — 5 (1851)

Главное – в этих последних строчках, даже в последней строке. Оказывается, у Ивана Давыдовича был младший брат Пётр 1851 года рождения! К сожалению, он, видимо, умер в 1857 или в конце 1856 года. Более поздних записей о нём нет.

На этом листе главное написано в левом верхнем углу: «10 Сентября 1856». Вот после этой даты Пётр и умер.

В Исповедной ведомости 1855 года изменений почти нет. Только Яков ещё не женат. (ЦГА Москвы, ф. 203, о. 747, д. 1696):
Двор 268
1045 Егор Елисеев — 55 (1800)
1169 жена его Акилина Лазарева — 54 (1801)
1046 дети их: Яков — 21 (1834)
1170 Стефанида — 19 (1836)
1047 Агафон — 28 (1827)
1171 жена его Анна Иванова — 23 (1832)
1172 дети их: Евдокия — 1 (1854)
1048 Давид Егоров — 34 (1821)
1173 жена его Параскева Савельева — 33 (1822)
1049 дети их: Иван — 8 (1847)
1050 Петр — 4 (1851).

Вот ещё новости, теперь из Исповедной ведомости 1854 года. (ЦГА Москвы, ф. 203, о. 747, д. 1674):
Семья в этом году записана совсем большой. Во дворе под № 264 кроме уже известных нам людей записана ещё одна семейная веточка: Семёна Егоровича.
Двор 264
1012 Семён Егоров — 50 (1804 г.р.)
1136 жена его Параскева Петрова — 50 (1804)
1137 дети их: Евдокея — 23 (1831)
1013 Ефрем — 26 (1828)
1138 жена его Гликерия Семёнова — 22 (1832)
1014 Егор Елисеев — 54 (1800)
1139 жена его Акилина Лазарева — 53 (1801)
1015 дети их: Яков — 20 (1834)
1140 Стефанида — 18 (1836)
1016 Агафон — 27 (1827)
1141 жена его Анна Иванова — 22 (1832)
1017 Давид Егоров — 33 (1821)
1142 жена его Параскева Савельева — 32 (1822)
1018 дети их: Иван — 7 (1847)
1019 Пётр — 3 (1851).

Что можно сказать? Семён Егорович, несомненно, родственник. Но какой? Он всего лишь на 4 года младше Егора Елисеевича, поэтому никак не может быть его сыном. Остаётся предположить, что он, скорее всего брат Елисея и является Егору Елисеевичу дядей. Запомним это, пойдём дальше и непременно проверим.

Данных по 1853 году у меня нет. Посмотрим Исповедные ведомости 1852 года (ЦГА Москвы, ф. 203, о. 747, д. 1633).
Изменений по сравнению с 1854 годом практически нет, за исключением того, что не записан годовалый сын Давыда Егоровича Пётр.

Теперь посмотрим Исповедную ведомость 1851 год (ЦГА Москвы, ф. 203, о. 747, д. 1614).

Двор 245
902 Егор Елисеев — 53 (1798)
1040 жена его Акилина Лазарева — 54 (1897)
903 дети их: Агафоник — 23 (1828)
1041 Ксения — 21 (1830)
1042 Стефанида — 19 (1832)
904 Яков — 16 (1835)
905 Давид — 27 (1824)
1043 жена его Параскева Васильева — 26 (1825)
Двор 246
906 Семен Егоров — 46 (1805)
1044 жена его Параскева Петрова — 45 (1806)
1045 дети их: Евдокея — 20 (1831)
907 Ефрем — 23 (1828).

Отмечу, что жена Давида записана как Васильева, хотя позже во всех доступных нам ведомостях она проходит как Савельева. Не записан также Иван Давидович (4-х лет).

В 1851 году Семён Егорович с семьёй записан живущим отдельным домом. Получается, таким образом, что объединялись они с 1852 года по 1854 год, на три года. Почему так, не знаю. Думаю, что жили они всё равно каждый в своём доме, вряд ли переезжали с места на место. Но так было по какой-то причине удобней записаться в церкви. Не исключаю также и то, что в исповедных ведомостях записывали так, как было удобно церковному писарю.

В 1850 году семья тоже была записана по-разному. Вот это Исповедная ведомость (ЦГА Москвы, ф. 203, о. 747, д. 1592). Семьи Егора Елисеевича и Семёна Егоровича записаны одним двором под номером 237.

Двор 237
899 Егор Елисеев — 52 (1798 г.р.)
1042 жена его Акилина Лазарева — 53 (1797)
900 дети их: Агафоник — 22 (1828)
1043 Ксения — 20 (1830)
1044 Стефанида — 18 (1832)
901 Яков — 15 (1835)
902 Давид — 26 (1824)
1045 Жена его Параскева Васильева — 25 (1825)
903 Семен Егоров — 45 (1805)
1046 жена его Параскева Петрова — 44 (1806)
904 дети их: Ефрем — 22 (1828)
1047 Евдокея — 19 (1831)

Здесь всё, вроде бы, так, но жена Давида Параскева опять записана с полуотчеством Васильева. А Иван Давидович опять не записан. Не записана и Фёкла Елисеевна.

Запись в Ревизской сказке 1850 года (ЦГА Москвы, ф. 51, о. 8, д. 390). И опять они записаны разными семьями.
Мужчины.
Семья № 9 Егор Елисеев Плохов 34 — 50 (1800 гр)
Егора Елисеева сын Давыд 13 — 29 (1821)
Давыдов сын Иван новорожден — 3 (1847)
Егора Елисеева другой сын Агафон 7 — 23 (1827)
Егора Елисеева третий сын Яков новорожден — 16 (1834)
Все раскольники, приемлющие священство
Женщины.
Семья № 9 Егора Елисеева жена Акулина Лазарева 54(1796 гр)
Его же дочь Степанида 14 (1836)
Давыда Егорова жена Прасковья Савельева 28 (1822)
Все раскольники, приемлющие священство/

Мужчины
Семья № 10 Симеон Егоров Плохов 30 — 46 (1804)
Симеона Егорова сын Ефрем 6 — 22 (1828)
Все раскольники, приемлющие священство
Отметим, что запись об Иване Давыдовиче впервые появляется в ревизии 1850 года.
Женщины
Семья № 10 Симеона Егорова жена Прасковья Петрова 54 (1796)
Его же дочь Авдотья 19 (1831)
Ефрема Симеонова жена Лукерья Симеонова 18 (1832)
Все раскольницы, приемлющие священство.

Сравнивая записи, приведённые в исповедных ведомостях и ревизских сказках, можно сделать следующие выводы.
1. Объединения в семьи, производимые в исповедных ведомостях, не всегда совпадают с реальным проживанием, и вовсе не означают, что вся объединённая семья проживает в одном дворе. Тут я более склонен доверять ревизским сказкам.
2. В исповедные ведомости не всегда попадают все члены семьи. Например, в исповедной ведомости 1850 года нет Ивана Давыдовича, которому тогда было 3 года и который записан в ревизской сказке. Также отсутствует в исповедной ведомости, но имеется в ревизской сказке, молодая жена Ефрема Семёнова Лукерья (Гликерия) Семёнова.
3. Писцы, заполнявшие документы, не очень строго следили за указанием возраста прихожан. Разброс можно заметить не только по годам, но даже и в один год. Например, Егор Елисеевич в исповедной ведомости 1850 года записан 52 лет отроду (или 1798 г.р.), а в ревизской сказке того же года – 50 лет или 1800 года рождения, как и в большинстве случаев. Да и вообще оказалось, что у всех членов семьи в этих разных документах записаны разные возраста. Видимо, сказывается принадлежность документов к разным ведомствам (духовному и фискальному), и то, что составлялись разными людьми и, по всей вероятности, с голоса записываемых.

Очень интересна для нас ещё одна запись в ревизии 1850 года. Касается эта запись сестры Егора Елисеевича Фёклы. Будучи вдовой с 1836 года, проживала она одна в оставшемся от мужа доме, зарегистрированном под номером 23. Звали мужа Григорием Гавриловичем. Фамилия его не указана. Мне, к сожалению, так и не удалось её выяснить, хотя предков его я проследил почти до середины XVIII века. Но об этом позже. Итак, вот эта запись:
23 Григорий Гаврилов 55 умер в 1836 году (1779 г.р.)
23 Григория Гаврилова жена Фёкла Елисеева 50 (1800)
раскольница, приемлющая священство.

Видимо, в этом же доме она записана тоже одна в дополнительной ревизской сказке 1858 года.
Хочу отметить, что Григорий Гаврилович был на целых двадцать лет старше Фёклы Елисеевны (разницу в возрасте считаю приблизительной, так как в разных документах возраст Фёклы приводится с разбросом в несколько лет). Такая большая разница обусловлена скорее всего тем, что Фёкла вышла за вдовца (как мы увидим позже, это моё предположение подтвердилось).

Исповедная ведомость 1849 года. (ЦГА Москвы, ф. 203, о. 747, д. 1570). Запись практически идентична 1850 году, причём не только по составу и возрасту членов семьи. Совпадает даже номер двора – 237.
Далее – исповедная ведомость 1848 года. (ЦГА Москвы, ф. 203, о. 747, д. 1548). Изменений никаких нет, и тоже дом 237!

Данных за 1847 год у нас нет. А вот 1846 год опять принёс новости. Исповедная ведомость (ЦГА Москвы, ф. 203, о. 747, д. 1503).

В отношении семей Егора Елисеевича и Семёна Егоровича всё понятно и ожидаемо, хотя они опять записаны в разных домах или дворах. Егор Елисеевич с семьёй – дом 233, Семён Егорович – дом 234. Вот этот самый дом 234 и принёс нам новость: кроме семьи Семёна Егоровича в нём записана ещё одна семья и не маленькая – некоего Ивана Федотовича. А значит это ещё наши родственники. Расшифрую запись:
Двор 233
853 Егор Елисеев 48 (1798 г.р.)
972 Жена его Акилина Лазарева 49 (1797)
854 дети их: Агафоник 18 (1828)
973 Ксения 16 (1830)
974 Стефанида 14 (1832)
855 Яков 11 (1835)
856 Давид 22 (1824)
975 Жена его Параскева Савельева 21 (1825).

Двор 234
857 Семен Егоров 41 (1805)
976 Жена его Параскева Петрова 40 (1806)
858 Дети их: Ефрем 18 (1828)
977 Евдокея 15 (1831)
859 Иван Федотов 45 (1801)
978 Жена его Устина Григорьева 48 (1798)
860 Дети их: Иван 19 (1828)
979 Жена его Марфа Аникина 20 (1826)
861 Иван же 18 (1828)
862 Симеон 17 (1829)
980 Анна 15 (1831)
863 Сергий 11 (1835)
981 Акилина 10 (1836)
864 Георгий 24 (1822)
982 Жена его Пелагея Ильина 23 (1823)
865 Дети их: Николай 3 (1843).

Иван Фёдотович с семьёй обнаруживается и в ревизской сказке 1850 года, проживающий в доме 11, следующим за домом 10, в котором проживал Семён Егорович. Запись о Семёне Егоровиче расшифровывать не буду, её можно посмотреть выше. Пока же – другие записи в ревизской сказке 1850:
Семья № 11
Мужчины
Иван Федотов 31 — 47 (1803)
Ивана Федотова сын Егор 12 — 28 (1822)
Егора сыновья:
Николай новорожд — 6 (1844)
Алексей новорожд — 2 (1848)
Ивана Федотова другой сын Иван 8 — 24(1826)
Иванов сын Иван новорожд 1 (1849)
Ивана Федотова третий сын Иван же 6 — 22(1828)
Ивана Федотова четвертый сын Симион 4 — 20(1830)
Все раскольники, приемлющие священство.
Как видим, фамилия Ивана Федотовича и в ревизской сказке 1850 года тоже не указана. В женской части документа фамилий у членов этой семьи тоже нет.
Семья № 11
Женщины
Ивана Федотова жена Устинья Григорьева 54 (1796)
Его же дочери: Анна 18 (1832)
Акулина 14 (1836)
Егора Иванова жена Палагея Ильина 27 (1823)
Ивана Иванова жена Марфа Аникина 22 (1828)
Его же дочь Афимья 2 (1848)
Ивана Иванова жена Марья Петрова 21 (1829)
Все раскольницы, приемлющие священство.

Если Иван Федотович родственник нашим Плоховым (а это практически не подлежит сомнению, ибо маловероятно объединение в семью без родственных связей), то существует два варианта родства: либо по мужской, либо по женской линии. Фамилию Устиньи Григорьевны узнать вряд ли получится (хотя мы и это попытаемся сделать). С Иваном же Федотовичем легче. Дело в том, что в том же документе в доме под номером 7 записан Афонасий Федотов Плохов с семьёй. Записи всей семьи я здесь приводить не буду, а Афонасий Федотович вот он:
7 Афонасий Федотов Плохов 39 — 55

В 1850 году ему, как видим, 55 лет (1795 г. р.), то есть он на 8 лет старше Ивана Федотовича и вполне мог быть его старшим братом. Если предположение моё верно, то вот ещё наши родственники. В той же ревизской сказке есть ещё несколько Федотовичей: Викул (дом 4) – 56 (1794 г.р.), Сергий (дом 19) – 44 (1806) и Тимофей (дом 52), умерший в 1848 году (1794 г.р.). Фамилии их тоже, к сожалению, не указаны. Судя по годам рождения, все Федотовичи могли быть братьями, даже Тимофей, возраст которого совпадает с Викулом, но я здесь не исключаю ошибку, вкравшуюся в документ. Дальнейшее изучение покажет.

Написать комментарий