Андроново. Плоховы в документах.

Продолжаем публикацию цикла статей Сергея Плохова.
Предыдущая статья Андроново. Вероисповедание

Что же касается непосредственно моих предков, то с их официальным вероисповеданием дело обстоит так. В самом раннем, известном нам документе 1745 года, содержащем сведения о вероисповедании, все они записаны православными прихожанами Храма Рождества Христова, что у Данилищева озера или, по-другому, Заозерского храма. Документ этот – исповедная ведомость (она же роспись) этого храма. Как это получилось, когда они стали писаться православными, и было ли это православие искренним, мне установить не удалось. Вообще в 1745 году в Андронове «записными раскольниками» числилась только одна семья. Вот как выглядит эта запись. (ЦГА Москва, ф.203, оп.747, д.110).

Расшифрую второе фото (первое приведено только ради заголовка):
Деревня Андронова
761. Герасим Степанов – 46 (лет) (1699г.р., прим. моё — С.П.)
858. Жена его Фёкла Яковлева – 56 (1689г.р.)
762. Сын их Афонасей – 24 (1721г.р.)
859. Жена его Марина Кондратова – 24 (1721г.р.)
763. Сын у них Ефим – 1 (1744г.р.)

Определить фамилию этой семьи я не смог. А жаль, за представителя этой семьи, вдовца Григория Гавриловича, вышла замуж в 1836 году Фёкла Елисеевна Плохова, родная сестра моего пра-пра-пра-прадеда Егора Елисеевича. И эта семья явно не Плоховы. Нужно сказать, что семья эта в вере была крепка и была явно зажиточной, не боявшейся платить за записное раскольничество двойные налоги и терпеть другие притеснения.

Единственной старообрядческой семья Герасима Степанова официально числилась, по крайней мере, до 1764 года включительно. Вот запись об этом в исповедной ведомости 1764 года (ЦГА Москвы ф.203, оп.747, д.323).

«Той же церкви Рожества Христова в приходе записныя раскольники и после записки детей их а именно ….Деревня Кузнецы …» (тут нужно объяснить, что в исповедных ведомостях сначала записывали всех православных по деревням, потом всех старообрядцев по деревням)».

Деревня Андронова

двор 151.
578. Вдова Фёкла Яковлева – 77 (лет) (1689 г.р.)
Сын ея
555. Афонасий Герасимов – 45 (1721 г.р.)
579. Жена его Марина Кондратьева – 45 (1721 г.р.)
Дети их
556. Ефим – 22 (1744 г.р.)
580. Татьяна – 19 (1747 г.р.)
557. Гаврила – 14 (1752 г.р.)
(двор) 152. 558. Александра Иванов – 34 (1732 г.р.)
581. Жена его Настасья Филипова – 35 (1731 г.р.)
Дети их
582. Анна – 6 (1760 г.р.)
559. Константин – 4 (1762 г.р.)
560. Андрей Семёнов – 28 (1738 г.р.)
583. Жена его Катерина Алексеева – 27 (1739 г.р.)
Дети их
561. Егор – 6 (1760 г.р.)
562. Никита – 4 (1762 г.р.)
(двор) 153. 563. Дмитрей Григорьев – 36 (1730 г.р.)
584. Жена его Праскева Тимофеева – 29 (1737 г.р.)
Дочь их
585. Праскева – 3 (1763 г.р.)
586. Вдова Марфа Тихонова – 68 (1698 г.р.)
587. Девка Татьяна Иванова – 18 (1748 г.р.)

двор 154.
588. Вдова Марфа Григорьева – 63 (1703 г.р.)
Сын ея
564. Пётр Семёнов – 32 (1734 г.р.)
589. Жена его Матрёна Семёнова – 30 (1736 г.р.)
Дочь их
590. Анна – 4 (1762 г.р.)
591. Девка Пелагея – 24 (1742 г.р.)
592. Ирина Семёновы – 22 (1744 г.р.)

Забегая вперёд, скажу, что все три семьи, вновь ставшие официально старообрядческими, — Плоховы. И все они наши родственники. А Андрей Семёнов и Катерина Алексеева, записанные под номерами 560 и 583, – родители нашего Елисея Андреевича, который в том году ещё не родился. Как я это определил, покажу позднее. Именно с этого времени (1766 год) наши предки открыто заявили себя старообрядцами. Замечу попутно, что родители Катерины до конца жизни так и писались православными.

Причиной открытого возвращения андроновцев в старообрядчество может быть то, что в это время начался период некоторых послаблений в отношении старообрядцев. Вот, например, что об этом пишут на сайте «Восточная литература»:

«Поворот в политике государства (в отношении старообрядцев) произошёл 29 января 1762 г., когда был объявлен именной указ Петра III о веротерпимости или о равенстве вероисповеданий. Всем раскольникам, бежавшим от преследований в Польшу и другие страны, было разрешено вернуться в Россию и жить по своим обычаям и старопечатным книгам. Раскольникам, содержавшимся под караулом, предписывалось немедленное освобождение <…>. Старообрядцы боготворили императора Петра III и потом долго поминали его как истинно русского царя».

«15 декабря 1763 г. Екатерина II упразднила Раскольническую контору, учреждённую в 1725 г. для сбора двойной подушной подати и налога с бород. (В последовавшем) за этим 12 ноября 1764 г. указе императрицы <…> говорилось о милости к раскольникам и о свободе для них вероисповедания. Отколовшиеся от Церкви должны были составить анкеты, их следовало обложить двойным окладом и «увещевать ко обращению в правоверие». От двойной подушной подати освобождались старообрядцы, которые принимали таинства от православных священников. <…> Синод 17 декабря 1764 г. предписал епархиальным архиереям освободить раскольников, разосланных по монастырским темницам для обращения в правоверие, и не применять к ним никаких репрессивных мер».

Если говорить об Андронове в целом, число официальных старообрядцев в деревне постоянно росло.
Так по данным тех же исповедных ведомостей в 1767 году старообрядческих семей (дворов) было записано семь, в 1769 – шесть, в 1771, 1772 и 1775 годах – пять (ЦГА Москвы, фонд 203, опись 747, дела 360, 383, 412, 425, 458).
Более быстрый рост происходил в первой половине 19 века: в 1826 году – семь дворов (ЦГА Москвы, ф.203, оп.747, д.11), в 1827 году – восемь, в 1833 – девять, а в 1835 – уже 19, в 1837 году – 21, а в 1842, 1848 и 1849 годах – 25 (ЦГА Москвы, фонд 203, опись 747, дела 1066, 1092, 1217, 1259, 1306, 1416, 1548, 1570).

Особо следует отметить ревизию 1850 года. Дело в том, что она имеет несколько особенностей:
во-первых, это единственная ревизия, в которой указана конфессиональная принадлежность ревизских душ;
во-вторых, это единственная ревизия, в которой указаны фамилии жителей;
в-третьих, в ней отчётливо прослеживается соотношение официальных старообрядцев и православных в Андронове;
в-четвёртых, данные по старообрядцам в этой ревизии почти в два раза отличаются от данных, приведённых в исповедных ведомостях храма Рождества Христова на Данилищевом озере в селе Заозерье.

Итак: ЦГА Москвы, фонд 51, опись 8, дело 390. Ревизские сказки Богородского уезда Московской губернии по 9 ревизии за 1850 год.

Для примера приведу несколько записей из этой ревизии.

РЕВИЗСКАЯ СКАЗКА
1850 года сентябрь 30 дня, Московской Губернии Богородского
уезда Деревни Андронова

Крестьяне
двор 9
Егор Елисеевъ Плоховъ 34 – « – 50
Егора Елисеева сынъ Давыдъ 13 – « – 29
Давыдов сынъ Иванъ новорожденный – « – 3
Егора Елисеева другой сынъ
Агафонъ 7 – « – 23
Егора Елисеева третий сынъ
Яковъ новорожденный – « – 16
Все раскольники Приемлющие
священство»
Так записывались старообрядческие семьи.

А вот пример записи православных семей.

34 Артем Федоровъ Чайковъ 27 – « – 43
Артема Федорова сынъ Андрей 4 – « –20
35 Яковъ Федоровъ Чайковъ 31 – « – 47

Как видим, записи о вероисповедании указанных крестьян отсутствуют, и это означает их принадлежность к православию.
Мои подсчёты показывают, что из 54 семей, занесённых в ревизию 1850 года, 45 записаны старообрядческими, и только 9 православными. То есть старообрядцами являлось 83 % андроновского населения! И это только по дворам или семьям, не считая общего числа жителей.

В отличии от этих данных исповедная ведомость 1849 года (всего годом раньше ревизии) насчитывает только 31 двор, из которых 25 старообрядческих и 6 православных, а ведомость 1851 года (ЦГА Москвы, ф.203, о.747, д.1614) – 26 старообрядческих дворов (данных по православным у меня нет). Отличия эти объясняются, как мне кажется, разным предназначением документов. В исповедных ведомостях зачастую объединялись в одну семью люди, записанные в ревизской сказке отдельными дворами. Так, например православная семья Чайковых, записанная в исповедной ведомости 1849 года под номером 112, распределена в ревизии 1850 года по трём дворам: 33, 34 и 35, а одна из старообрядческих семей Плоховых, числящаяся в 1849 году под номером 244, в 1850 году распределена по дворам 5, 6 и 16.

Приведу упомянутые записи об этих семьях Чайковых и Плоховых в исповедной ведомости 1849 года (ЦГА Москвы, ф. 203, о. 747, д. 1570) и в Ревизской сказке 1850 года.

Вот это Чайковы. Первое фото – исповедная ведомость, следующие – ревизская сказка.

двор 112
381 Прокопий Иванов  78
448 жена его Анастасья Прокопьева  84
449 дети их Евфросинья 46
382 Артемий Федоров 41
450 жена его Матрона Иванова  40
383 дети их Андрей  20
451 жена его Евдокея Иванова  19
384 Яков Федоров  48
452 жена его Анна Гаврилова  45
453 дочь их Евдокея  10
454 теща его Дарья Михайлова  67

Та же семья Чайковых в ревизской сказке. Во избежание путаницы напомню структуру этого документа. Состоит она в том, что на развороте книги на левой, чётной странице, записаны мужчины (крестьяне), а на правой, нечётной – женщины (крестьянки). При этом каждая из страниц имеет практически идентичные шапки, отличает которые только различное число граф и принадлежность к мужскому или женскому полу.

РЕВИЗСКАЯ СКАЗКА
1850 года сентября 30 дня, Московской Губернии Богородского
уезда Деревни Андронова

33   Прокофий Иванов 52 – « – 68
34   Артем Федоров Чайков 27 – « – 43
Артема Федорова сын Андрей 4 – « – 20
35   Яков Федоров Чайков 31 – « – 47

Теперь женщины этой семьи Чайковых.

РЕВИЗСКАЯ СКАЗКА
1850 года сентября 30 дня, Московской Губернии Богородского
уезда Деревни Андронова

33 Прокофия Иванова жена Настасья Прокофьева 72
Его же дочь Афросинья 49
34 Артема Федорова жена Матрона Иванова 42
Андрея Артемова жена Татьяна Иванова 20
Его же дочь Марфа 1
35 Якова Федорова жена Анна Гаврилова 46
Его же дочь Авдотья 11

Как видим, между исповедной ведомостью и ревизской сказкой есть некоторые расхождения как по именам, так и по составу семьи, но в данный момент это не существенно.

Теперь посмотрим на семью Аники Егоровича Плохова. Вот как она записана в исповедной ведомости 1849 года.

двор 244
914 Аника Егоров – вдов 56
915 сын его Емельян 28
1067 жена его Дарья Иванова 27
916 Яков Аникин 17
917 Варфоломей Иванов 37
1068 жена его Евдокея Ионова 36
1069 дети их: Варвара 16

А теперь та же семья в ревизской сказке 1850 года. Сначала мужчины.

РЕВИЗСКАЯ СКАЗКА
1850 года сентября 30 дня, Московской Губернии Богородского
уезда Деревни Андронова

5 Егор Андреев Плохов 74 – « – умер в 1844 году
Егора Андреева сын Аника 40 – « – 56
Аники Егорова сын Емельян 13 – « – 29
Аники Егорова другой сын Иван 3 – « – 19
Все раскольники, приемлющие священство

6 Яков Аникин 19 – « – 35
Раскольник, приемлющий священство.

16 Варфоломей Иванов 23 – « – 39
Раскольник, приемлющий священство».

Теперь женщины семьи Аники Егоровича Плохова.

5 Емельяна Аникина жена Дарья Иванова 26
Его же дочь Акулина 2
Все раскольницы, приемлющие священство
6 Якова Аникина жена Наталья Васильева 34
Его же дочь Екатерина 11
Все раскольницы, приемлющие священство».

16 Варфоломея Иванова жена Авдотья Иванова 40
Его же дочери Варвара 17
Надежда 10
Марфа 7
Авдотья 2
Все раскольницы, приемлющие священство.

В дальнейшем по данным исповедных ведомостей число старообрядческих дворов также растёт: 1851 год – 26, 1854 – 27, 1855 – 33, 1856 – 39, 1857 – 36 (данных по православным за эти годы у меня нет) (ЦГА Москвы, ф.203, о.747, д. 1614, 1674, 1696, 1718, 1740). В 1859 году (ЦГА Москвы, ф.203, о.747, д.1781) – всего 7 православных дворов, старообрядческих же 39. В 1861 году (ЦГА Москвы, ф.203, о.747, д.1820) старообрядческих дворов также 39, в 1862 (ЦГА Москвы, ф.203, о.747, д.1840) – 36, в 1863 (ЦГА Москвы, ф.203, о.747, д.1858) – 31, а в 1864 и 1865 – по 32 (ЦГА Москвы, ф.203, о.747, д. 1879, д.1898).
В исповедной ведомости 1865 года мои прямые предки также записаны «раскольниками». Вот эта запись (ЦГА Москвы, ф. 203, о. 747, д. 1898).

«Ведомость имянная, учиненная Московской Епархии, Богородского уезда Христорождественской, что у озера Данилищева, церкви Священником Андреем Румянцевым с причтом, обретающимся при оной церкви в приходе нижеявленных чинов людям, со изволением против коегождо имени о бытии их в Святую Четыредесятницу у Исповеди и Святых Тайн причастия. И ктож исповедался токмо, а не причастился, и ктож не исповедался за 1865 год».

«Той же вотчины Г. Рюмина временно-обязанные крестьяне раскольникидеревни Андронова».

двор 264
1094 Егор Елисеев 65
1203 Жена его Акилина Лазарева 64
1095 дети их: Яков 31
1204 жена его Анна Космина 30
1205 дочь их: Матрона 9
1096 Агафон Егоров 38
1206 Анна Иванова 33
1097 Дети их: Андрей 7
1207 Евдокия 4
1208 Татиана 2

1098 Давид Егоров 45
1209 жена его: незаконная Анна Петрова 28
1099 дети их: Иван 18
1210 Параскева 4

Что же касается Богородской ветви Андроновских Плоховых, то мой прадед Николай Иванович Плохов, основатель этой ветви, в конце 19 века переехал в Богородск. Там он стал одним из соучредителей образованной в 1907 году «Богородской старообрядческой общины храма св. Николы» старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии. Но это уже другая история, о которой я расскажу позже.

Написать комментарий