В попытке выяснить…

Мой рассказ начнется со следующего сообщения Валентины 5 октября этого года:
“Ионов Семен Андреевич, 1923 г.р., пропал без вести 1942 г., мать Ионова Евдокия Анисимовна, Анциферово
О судьбе Ионова Семена Андреевича ”

Если пройти по этой ссылке, то мы выясним также, что
“Ионов Семен Андреевич 1923 г. р., уроженец деревни Анциферово Куровского района Московской области, призванный Куровским РВК, значится в Книге Памяти Московской области пропавшим без вести в январе 1942 года.
Вероятно, он был убит, будучи в составе 17-го отдельного лыжного батальона, предположительно сформированном в 260-м запасном лыжном полку. Об этом сообщил его боевой товарищ Бубнов Иван Феоктистович 1922 г.р. Копия письма Бубнова И.Ф. хранится в ЦАМО в документах Филатова Ивана Васильевича 1922 г. р.”

Конечно, нас не может не заинтересовать письмо Ивана Феоктистовича, жителя деревни Смолево, записанного нами в 9 поколении от своего предка Степана Селиванова (1666-Между 1719 и 1748).
Родители Бубнова Ивана Феоктистовича: Бубнов Феоктист Иванович (1900-1956) и Бубнова (Чехова) Пелагея Васильевна (1901-1985), Иван – самый старший из девятерых детей Феоктиста и Пелагеи.
Мы публикуем копию того письма Ивана Феоктистовича, о котором говорилось выше, и приведем его перевод (из-за не достаточной четкости изображения).

ionovi_1.jpg
Копия письма Бубнова Ивана Феоктистовича

«10/IV-1942 года

Здравствуйте дорогие родители и братья передаю Вам свой пламенный привет и желаю в жизни наилучших успехов и здоровья. Сообщаю Вам о том, что в настоящее время жив и здоров чего и вам желаю. Мама в настоящее время я нахожусь в Ленинградской области на фронтовой полосе, часто ходим в бой. Уже ко всему привыкли. Товарищей и близких ребят давно нету, некоторых улиби, а некоторых ранили. Мининского ФИЛАТОВА Ваню кажется убили, потом анциферовского Ионова Семена тоже самое убили. Так что у меня из своих друзей и товарищей не осталось ни одного человека. К пулям я сейчас привык очень здорово, пролетают мимо ушей и на это не обращаешь внимания. Мама, если останусь жив, то наверное скоро поедем на отдых, а жив я останусь в этом сумлеваться нечего. Возможно приедем в Москву.
Мама письма Вам пишу редко, лишь потому, что не выберешь времени написать письмо.
Неразборчиво написаны две строки.
Мой адрес
Действующая Красная Армия 1516 полевая почта, 17 батальон
Бубнов И.Ф.

Копия верна: Куровской военком Подполковник Толотиков»

Помимо Ионова Семена, в письме Ивана Феоктистовича упоминается Филатов Иван Васильевич из деревни Минино. В ОБД Мемориал есть учетная карточка со сведениями о мл. лейтенанте Филатове Иване Васильевича из деревни Минино, а также прикреплено письмо от 3 ноября 1950 года в Главный штаб сухопутных войск, которое я также приведу в этой статье.

ionovi_2.jpg

“Ноября 3 1950 г.

№ 2/1309

Начальнику отдела по учету погибшего и пропавшего без вести рядового и сержантского состава

31.07.1950 года при исх. № 2/942 мною Вам была направлена анкета по розыску Филатова Ивана Васильевича 1922 года рождения до призыва проживавшего в д. Минино, куровского р-на, Московской области.
3 октября сего года на указанный выше номер поступил ответ, но уже не от Вас, а от Главного Управления Кадров Советской Армии за № ГУК/ОП/12/13-467, в котором сообщалось, что младший лейтенант ФИЛАТОВ Иван Васильевич исключен из списков Советской Армии, как пропавший без вести 8.9.1943 года.
Проведенной мною проверкой установлено, что действительно в сентябре месяце 1947 года в Куровской Райвоенкомат поступила выписка из Приказа об исключении Мл. Лейтенанта ФИЛАТОВА Ивана Васильевича из списков Советской Армии. Дальнейшей проверкой установлено, что в д. Минино проживает две семьи ФИЛАТОВЫХ: 1/ ФИЛАТОВ Василий Сергеевич, сын которого летчик – младший лейтенант ФИЛАТОВ Иван Васильевич пропал без вести 8.9.1943 года и о судьбе которого его отцу мною уже вручено извещение.
2/ Филатова Агрипина Осиповна, на сына которой ФИЛАТОВА Ивана Васильевича была мною представлена Вам анкета /исх. № 2/942 от 31.7.1950 г./
Разыскиваемый ФИЛАТОВ Иван Васильевич был призван в Советскую Армию 16 октября 1941 года. Из беседы с его сестрой установлено, что до января 1942 года он проходил службу по адресу г. Арзамас 751 П/П, 2603… (неразб.), 3 батальон.
В конце января 1942 года Филатов проезжал в составе эшелона через станцию, находящуюся в 4 км от д. Минино, где он проживал до призыва. Эшелон стоял на этой станции около 2х часов и мать ФИЛАТОВА видела сына и разговаривала с ним. С ее слов он в то время имел звание “Младший сержант”. В последнем письме, копию которого также прилагаю, он также указывает свое звание “Младший сержант”.
В середине апреля 1942 года соседи Филатова получили от своего сына Бубнова И.Д. письмо, в котором он упоминает о судьбе ФИЛАТОВА И.В., на письме указан тот же обратный адрес, что и на последнем письме ФИЛАТОВА: Действующая Армия 1516 полевая почта, 17 батальон.
Считаю возможным, если ФИЛАТОВ не числится по данным Вашего учета, учесть его пропавшим без вести в марте 1942 года. Прошу выслать извещение для вручения матери ФИЛАТОВОЙ Агрипине Осиповне, проживающей в д. Минино Куровского района, Московской области.

Приложение: Копии писем на 2х листах / только адресату

Куровской Райвоенком Подполковник Толотиков
Начальник 2 части Майор Малышев”

Нужно отметить, что в письме говорится: 1) о летчике – младшем лейтенанте ФИЛАТОВЕ Иване Васильевиче, пропавшем без вести 8.9.1943 года – сыне Филатова Василия Сергеевича; 2) о младшем сержанте ФИЛАТОВЕ Иване Васильевиче 1922 г.р., пропавшем без вести весной 1942 года – сыне Филатовой Агрипины Осиповны. В Книге памяти Орехово-Зуевского района записано, что мл. сержант ФИЛАТОВ Иван Васильевич не пропал без вести весной 1942 года, а погиб 13 марта 1942 года в Новгородской обл.:

“ФИЛАТОВ Иван Васильевич,
мл. сержант 17 олб.
1922 г. рождения, д. Минино Куровского р-на Московской обл.
Призван в 1941 г. Куровским РВК.
Погиб в бою 13 марта 1942 г.
Похоронен: д. Байково Старорусского р-на Новгородской обл.”

Никаких дополнительных сведения о летчике – младшем лейтенанте ФИЛАТОВЕ Иване Васильевиче, пропавшем без вести 8.9.1943 года – сыне Филатова Василия Сергеевича, я в интернете не нашел. Вообще некоторая нестыковка сведений в документах вызывает представление об ошибке. Либо речь идет о двух разных людях – полных тезках, либо в документах явно содержатся ошибки.

Точно так же и с письмом Ивана Феоктистовича Бубнова. Это датировано 10 апреля 1942 года. В Книге памяти Орехово-Зуевского района лейтенант БУБНОВ Иван Феоктистович пропал без вести в марте 1943 года, а в ОБД Мемориал к карточке Ивана Феоктистовича проложена копия выписки, где сказано о том, что он умер от ран 13 марта. Правда, из журнала записи нельзя понять, к какому году относится эта запись, а в самой карточке Ивана Феоктистовича стоит дата 13.03.1942, что так же вызывает сомнение – по-видимому, все же 13.03.1943.

Возвращаюсь к Ионовым.
В нашем с Валентиной диалоге выяснилось, что, к сожалению, отец Семена Андреевича неизвестен.
На блоге в статье «Деревня Анциферово. Перепись старообрядцев 1901 года, Ионовы. Ионины»  все пять дворов с такой фамилией нами выписаны. Пусть вас не смущает, что фамилий как бы две – ничего подобного, фамилия во всех пяти дворах происходит от Ионы Прокопьева (1767-1853), а ее варьирование – просто изыски составителей документа.

В переписи 1901 года у нас записаны двоюродные братья: Ионин (Ионов) Андрей Иванович 1891 г.р. и Ионин (Ионов) Андрей Андрианович 1899 г.р. Кто-то из них, скорее всего, является отцом Семена Андреевича. Написав «скорее всего», мы осторожничаем, поскольку теоретически можно допустить, что в каком-то из пяти дворов Ионовых в период с 1902 по 1905 родился еще один Андрей, который и стал отцом Семена, и о котором мы совершенно ничего не знаем.
Нужно признаться, что и про Ионова Андрея Ивановича мы также ничего не знаем. В интернете о нем я ничего найти не смог.

Зато, как сложилась судьба у Ионова Андрея Андриановича, мы проситаем, если обратимся к ОБД Мемориал, где найдем сведения об Ионове Андрее Андреяновиче из деревни Анциферово. Причем, приложена копия Анкеты (№ 4371804). Вот что в ней записано (на основании каких документов составлялись анкеты?):

«Фамилия, имя и отчество разыскиваемого: Ионов Андрей Андреянович
Год рождения: 1901
Место рождения: Московская обл., Куровской р-н, д. Анциферово
Каким военкоматом призван: Куровским РВК Моск. обл. 21.08.41 г.
Военное звание: красноармеец
Занимаемая должность в Красной Армии: кузнец
Когда прекратилась письменная связь: Последнее письмо писал 27.09.41 г. Действующая Красная Армия Полевая почтовая станция № 929, 6-й стрелковый полк, хоз. часть
Где проживал до призыва: Московская обл. Куровской р-н, д. Анциферово
Дополнительные сведения о разыскиваемом: В последнем письме писал, что находится между Вязьмой и Смоленском. Работает в кузнице по ремонту орудий. Больше писем не писал и других сведений не имеется».

Но мы можем обратиться и к ресурсу “Память народа”, где выясним, что погиб Ионов Андрей Андрианович в плену (шталаг 343). Сохранился его лагерный формуляр.

ionovi_3.jpg
Лагерный формуляр Ионова Андрея Андриановича

Лагерный формуляр, сколько бы он не был мрачным по своей сути, тем не менее, является документом, из которого можно узнать некоторые сведения о семье Ионова Андрея Андриановича (01.10.1900-24.05.1942):
отец Андрея Андриановича: Ионов Андриан Петрович,
мать Андрея Андриановича: Пименова (имя и отчество не указаны),
жена Андрея Андриановича: Ионова Елена Ивановна,
дети: пятеро.
На кладбище деревни Анциферово есть захоронение Ионовой Елены Ивановны (06.1903-04.1978), по-видимому, жены Андрея Андриановича.
В случае Ионова Андрея Андриановича (Андреяновича) расхождений в информации нет, поэтому с уверенностью можно утверждать, что речь идет об одном и том же человеке. Но вряд ли Андрей Андрианович является отцом Семена Андреевича, поскольку в начале своего рассказа мы прочитали: «…мать Ионова Евдокия Анисимовна» (имеется в виду мать Семена Андреевича). Лагерный формуляр, наверное, писался со слов Андрея Андриановича, поэтому несовпадение имен-отчеств: Елена Ивановна – Евдокия Анисимовна, может быть принципиально существенным.

Да, не удалось нам понять, кто же были родители Ионова Семена Андреевича 1923 года рождения. Боюсь, что лет, скажем, через 20, это будет уже просто невозможно.

И взгрустнулось мне…
Мы можем скрупулезно выяснить, где служил боец, каков был боевой путь соединения, к которому он был причислен, знать, как он погиб, например, или когда был взят в плен, а устанавливать его родных приходится по немецкому лагерному формуляру. Кто ждал его в Анциферово, кому он был дорог – все они остаются нам неизвестными. И это печально. Возможно, нам просто не хватает времени и настойчивости, чтобы побывать в том же Анциферово, порасспросить тех, кому сегодня под 80 или за 80 лет.

И каждый раз я в таких случаях с благодарностью вспоминаю Смолево. Александру Савельевну, которая рассказывает мне о всех 110 дворах Смолево – кто там жил в довоенное время, редко когда пропуская двор со словами: «Не помню» или: «Это вам Валентина лучше меня расскажет», или «А это Анна Кондрашина знает».
Смотрю свои записи. Вот двор № 19 в рассказе Александры Савельевны описывается примерно так: «Здесь жил Гафилин Мокей Васильевич примерно 1876 г.р.…», далее достаточно подробный рассказ о его семье. Мокей Васильевич, на самом деле, родился в 1869 году, как я устанавливаю позднее, но это не столь важно.
А как вам такой рассказ о дворе № 39: «Соколов Федор… около 1880 г.р., у него жена была – Степанида и сын Федор, который взял в жены Анну Ивановну из Чулково». Ну, да, поправляю я для себя позднее: Соколов Федор Васильевич 1872 г.р., жена Степанида Спиридоновна 1864 г.р. из Чулково! Сын Федор Федорович 1894 г.р. женился на Кабановой Анне Ивановне также из Чулково!
Думаю: может быть у Александры Савельевны память такая необычная – все она помнит?
Да нет же, вот, например, Анна Феоктистовна Кондрашина, сестра Бубнова Ивана Феоктистовича, о котором выше шла речь, начинает свой рассказ со своего деда – Бубнова Ивана Федотовича 1856 г.р., ну и далее про всю его семью.
А Валентина Ивановна вообще скороговоркой все рассказывает (помедленнее, пожалуйста, Валентина Ивановна, я записывать не успеваю!). Начинает Валентина Ивановна от Соколова Ивана, его отчество и год рождения, правда, не помнит, но позднее все узнается – Соколов Иван Антипович 1847 г.р. И далее подробно и про его семью, и про семьи всех его четверых детей. Особенно интересно про дочь Ивана Антиповича – Арину Ивановну 1884 г.р. Дело в том, что она вышла замуж в деревню Яковлевская за Юлина Григория Максимовича. Казалось бы – переехала жить в другую деревню – многое ли о ней расскажешь. Оказалось, что многое: и про детей, и про внуков, и даже один из правнуков был в разговоре упомянут.

Дорогие мои коллеги, мы упускаем время выяснить те сведения, память о которых совсем скоро просто исчезнет, исчезнет безвозвратно! Сколько раз в разных местах мы с Галиной слышали: вот если бы вы приехали на пару лет раньше, была жива вот такая-то, уж она-то все помнила!
В качестве справки скажу: Александра Савельевна 1926 г.р., Валентина Ивановна 1929 г.р.
Слава Богу, практически во всех селениях есть жители этого возраста.
Не упускайте такой возможности – интернет нам не на все вопросы ответит!

“В попытке выяснить…”

Комментариев 15

  1. Владимир 10 Окт 2016 в 17:42 ссылка на комментарий

    Я вспомнил, кому мы еще вопрос по Ионовым можем задать - Андрею!
    Андрей, Вы пишете:

    “…Из попадающих в Перепись 1901 года: Ионов Андрей Андриянович, по ОБД 1901 г.р., жена -Елена Ивановна.
    Из рожденных позже - Семен Андреевич, 1923 г.р. Мать - Евдокия Анисимовна…
    …Мой дед - Ионов Митрофан Андриянович, Ионов Андрей Андриянович - его родной брат”.

    Может быть Вы подскажете, был ли у Андрея Андрияновича сын Семен 1923 г.р.?

  2. Андрей 30 Янв 2017 в 17:24 ссылка на комментарий

    Здравствуйте Владимир! К сожалению, по данному вопросу информации не имею.

  3. Ирина 09 Май 2017 в 19:18 ссылка на комментарий

    Здравствуйте, я внучка Ионова Андрея Андриановича, сведения о котором указаны здесь (в том числе указанный лагерный формуляр моего деда). Моя мама - Ионова Александра Андреевна (1933г.р.) - его дочь, всего было 5 детей: Виталий, Владимир (участник войны), Александра (моя мама), Сергей, Валентина - 1941 г.р. (в настоящее время она одна жива из 5-х детей, проживает в г. Куровское, это моя тетя). Был еще ребенок, но он умер во младенчестве. К сожалению, наверное огорчу Вас, но Семен Андреевич точно не является сыном моего деда, указанного здесь - Ионова Андрея Андреяновича. Ионова Елена Ивановна - его жена, моя бабушка, замуж больше не выходила, жила в Анциферово до своей смерти, указано верно - похоронена на кладбище в Анциферово. Рядом со своими сыновьями. Из немногих рассказов бабушки знаю, что ей не разрешали выйти замуж за деда, т.к. прабабушке хотелось более богатого мужа для дочери. Чтобы пожениться, мой дед увез бабушку на подводе в Куровское , там они прожили неделю, а потом вернулись в Анциферово , и матери пришлось смириться. Бабушка говорила, что дед всегда старался сам делать побольше, жалел ее, хороший был. Моя мама рассказывала, что любила очень отца, помнила адрес с армейского треугольника отца, “полевая почта 929, хоз часть”, ждала его долго, но потом приняла, что погиб, как сама сказала: “Он, если живой, не смог бы жить где-то, вернулся бы домой, так он нас любил”, а ждала долго - потому что пришло письмо, что отец пропал без вести - значит была надежда. Всю жизнь мама хотела поехать поискать могилу и сама же говорила :”Да где там найдешь могилы, месиво какое было”. К сожалению мама так не успела узнать, и увидеть этот лагерный листок, не узнала что под Вязьмой отец не погиб, а был взят в плен и еще некоторое время находился в немецком лагере. Что он думал тогда, что вспоминал. Как следует из лагерной карточки - умер от болезни, но от чего, от ран, от тифа или от голода… Как им было тяжело и как им было страшно умирать… У моей мамы две дочери (я и моя старшая сестра Надежда), когда родился первый внук - его назвали Андреем, в честь деда Андрея Андреяновича Ионова. У меня тоже есть сын. У двоюродных братьев и сестер тоже дети - есть продолжение жизни - погибли наши деды не зря. Спасибо Вам, что ищете, помните. Без прошлого нет будущего.

  4. Владимир 10 Май 2017 в 6:12 ссылка на комментарий

    Ирина, спасибо за обстоятельный рассказ!
    Вы пишете:
    “К сожалению, наверное огорчу Вас, но Семен Андреевич точно не является сыном моего деда, указанного здесь - Ионова Андрея Андреяновича. Ионова Елена Ивановна - его жена, моя бабушка, замуж больше не выходила, жила в Анциферово до своей смерти, указано верно - похоронена на кладбище в Анциферово”.

    Нет, вовсе не огорчите. Любой, даже небольшой шаг к истине - это всегда полезно, даже если он меняет сложившиеся ранее представления.

    Кроме того, и в самой статья высказывались совершенно обоснованные сомнения по этому поводу. Вот здесь:
    “Но вряд ли Андрей Андрианович является отцом Семена Андреевича, поскольку в начале своего рассказа мы прочитали: «…мать Ионова Евдокия Анисимовна» (имеется в виду мать Семена Андреевича). Лагерный формуляр, наверное, писался со слов Андрея Андриановича, поэтому несовпадение имен-отчеств: Елена Ивановна – Евдокия Анисимовна, может быть принципиально существенным”.

  5. Добрый вечер! Я уже недавно писала о Филатовых.

    Моя прабабушка Ольга Васильевна Филатова (год рождения между 1908 и 1914) имела двух братьев (по словам моего отца) - Василия и Александра. Александра, своего двоюродного прадеда, я ещё застала в добром здравии. Вот и думается мне, что между моими Филатовыми и Иваном из статьи есть связь.

    Возможно, это их брат? Спросила родственников, они не отрицают такую возможность.

  6. Забыла добавить - мои предки из Минино, как и герой статьи.

  7. Владимир 10 Дек 2018 в 7:42 ссылка на комментарий

    Настасья, в статье “Некрополь деревень Лопаково и Минино” указаны следующие захоронения Филатовых:
    Филатовы (захоронения рядом): Зинаида Васильевна 07.10.1905-24.10.1983, Василий Сергеевич 12.04.1904-19.02.1992, Владимир Васильевич 06.11.1940-13.03.1988

  8. Владимир 10 Дек 2018 в 8:46 ссылка на комментарий

    Настасья, а вот в этой статье есть фото Филатова Алексея Васильевича (вместе с моим двоюродным дедом)

  9. Наталия Горбунова (Лакеева) 12 Дек 2018 в 23:44 ссылка на комментарий

    В деревне Мисцево жил Зимин:(….. Обвинительное заключение в деле Чучева, Курева, Бодунова и Зимина ………………. и Зинин Никифор Иванович (1893-1938, родился и жил в Мисцеве, начётчик старообрядческой общины) были расстреляны на полигоне смерти Бутово,…)( http://www.vidania.ru/temple/temple_mosobl/moskovskaya_oblast_miscevo_cerkovno_prihodskaya_shkola.html ) В статье (Зимин и Зинин) один и тот же человек.

  10. Андрей 23 Фев 2019 в 21:00 ссылка на комментарий

    Здравствуйте Ирина! Я внук Ионова Митрофана Андриановича. Есть ли у вас фото вашего деда, его семьи? Можно ли узнать где он похоронен, сохранилась ли его могила? Что вы знаете о своем прадеде? Где он жил? есть ли у вас фото моих родственников? Мне интересно все. Могу летом подъехать к вам, благо дело недалеко. Андрей.

  11. Андрей 23 Фев 2019 в 21:19 ссылка на комментарий

    - про могилу, извините, вылетело из головы.

  12. Владимир 23 Фев 2019 в 22:32 ссылка на комментарий

    Андрей, я постараюсь как-то известить Ирину о ваших вопросах. Но кое-что мы с Вами знаем. Дед Ирины:
    “ИОНОВ Андрей Андриянович,
    красноармеец.
    1901 г. рождения, д. Анциферово Куровского р-на Московской обл.
    Призван в 1941 г. Куровским РВК.
    Умер в 352 лагере военнопленных 24 мая 1942 г.
    Похоронен: Белоруссия, г. Минск, мест. Масюковщина”.
    Источник: Книга памяти ОЗ района.
    Жена Андрея Андрияновича: Елена Ивановна (06.1903-04.1978). Родительская семья у Елены Ивановны неизвестна, а вот детей у них известно пятеро.

  13. Андрей 24 Фев 2019 в 18:45 ссылка на комментарий

    Владимир! Большое большое спасибо!

  14. Андрей 25 Фев 2019 в 18:48 ссылка на комментарий

    “Возвращаюсь к Ионовым.
    В нашем с Валентиной диалоге выяснилось, что, к сожалению, отец Семена Андреевича неизвестен.”

    вот его родители и сестра:

    Поколенные росписи деревни Анциферово. Июнь 2017 года

    Ионовы из д. Анциферово, Куровская

    Ионов Семен, 29.04.1923, родители: Ионовы Андрей 1891, Евдокия 1891, шестой ребенок в семье (четвертый из числа выживших), д. Анциферово

    Ионова Татьяна, 08.02.1925, родители: Ионовы Андрей 34 лет, Евдокия 40 лет, седьмой ребенок в семье (пятый из числа выживших), д. Анциферово

  15. Владимир 25 Фев 2019 в 19:14 ссылка на комментарий

    Андрей, здесь вот как все. На блоге есть статья с описанием дворов Ионовых и Иониных в переписи 1901 года. Если Вы ее посмотрите, то убедитесь, что во дворах Ионовых вообще нет ни одного Андрея. А вот среди Иониных есть оба, которыми мы интересуемся. Так, во дворе 62 мы находим Андрея Андрияновича 2 лет, в во дворе 32 - Андрея Иванова 1891 г.р.
    Оба они в более поздних документах записаны под фамилией Ионов (а не Ионин). Семен 1923 г.р. и Татьяна 1925 г.р. - это дети Ионова Андрея Ивановича и жены его пока неизвестной для нас Евдокии.

Написать комментарий