ТАРАСОВЫ — СТАРООБРЯДЦЫ ИЗ ЕФИМОВО. Продолжение V

Предлагаем продолжение рассказа Марины Горбачёвой
о старообрядцах Тарасовых из Ефимово.
ТАРАСОВЫ — старообрядцы из Ефимово

ТАРАСОВЫ — СТАРООБРЯДЦЫ ИЗ ЕФИМОВО. Продолжение
ТАРАСОВЫ — СТАРООБРЯДЦЫ ИЗ ЕФИМОВО. Продолжение II
ТАРАСОВЫ — СТАРООБРЯДЦЫ ИЗ ЕФИМОВО. Продолжение III
ТАРАСОВЫ — СТАРООБРЯДЦЫ ИЗ ЕФИМОВО. Продолжение IV


Марина Горбачёва

В этой части рассказа речь пойдёт о братьях Тарасовых, Григории Михайловиче и Фёдоре Михайловиче младшем. Напомню, что они сыновья Михайлы Тарасова и Агафьи Яковлевой, а также родные братья Фёдора Михайловича старшего (писала о них здесь).

Впервые с Григорием и Фёдором младшим мы встречаемся в ревизской сказке 1850 года. [1]

Ревизская сказка
1850 года сентября 22 дня, Московской губернии Богородскаго уезда Дубровской волости
деревни Ефимовой

Семья № 9 Мужской пол
Крестьяне

Михайла Тарасов 28 (по последней ревизии), 44 (ныне на лицо)
Михайлы первый сын Федор 8 (по последней ревизии), 24 (ныне на лицо)
Михайлы ещё сыновья Прокофий 3 (по последней ревизии). Умер 1836 г.
Григорий (новорожденный), 14 (ныне на лицо)
Игнатий (новорожденный), 12 (ныне на лицо)
Федор (новорожденный), 8 (ныне на лицо)

Семья № 9 Женский пол
Крестьянки

Михайлы жена Аграфена Яковлева 46 (ныне на лицо)
Его же дочь Марфа 5 (ныне на лицо)
Федора жена Марья Ефимова 20 (ныне на лицо)
Его же дочь Анна ½ (ныне на лицо)

В ревизской сказке 1858 года у Григория и Фёдора младшего произошли изменения только в возрасте. В исповедной ведомости 1860 года Фёдора младшего нет. Вероятнее всего, просто забыли вписать.

Тарасов Григорий Михайлович (1836 г.р.)

Григорий Михайлов третий сын Михайлы Тарасова и Агафьи Яковлевой. Был женат на Пелагее Александровой (1838 г.р.).
В исповедной ведомости за 1860 год они записаны как муж и жена. Григорию Михайлову 24 года, Пелагее Александровой 22 года.

Подворная ведомость 1869 года д. Ефимово [2]

— Номер двора по порядку: 19

Дома
— Каменные: –
— Деревянные: 1

— Имена и звания, составляющих семью и других живущих в доме посторонних лиц:
Григорий Михайлов — 32
Его жена Пелагея Александрова — 30

— Каким промыслом, кроме земледелия, занимаются: Деланием кирпича, имеется для сего сарай
— Кто из лиц составляющих семью, находится в отлучке и на какой срок: –
— Если из числа лиц живущих в доме есть не приписанные к селению, то по какому случаю проживают и к какому селению или обществу и какого уезда и губернии приписаны: –

Число:
— Лошадей — 1
— Коров — 1
— Мелкого скота –

Что мы можем узнать из этой ведомости?

1. Семья Григория Михайлова живёт отдельным домом, состоит из двух взрослых, детей нет.
2. Мы видим информацию о хозяйстве и промысле, которым занимается эта семья.

Вот уже знакомая вам таблица из Сборника статистических сведений Московской губернии за 1882 год, где написано, кто из братьев Тарасовых имел кирпичное дело. Под номером 124 – Григорий Михайлов. Он занимался производством кирпича из белой глины вместе с наёмным рабочим. [3]

Статистическая ведомость 1883 года д. Ефимово [4]

— Номер домохозяев по порядку: 10
— Имена и отчества домохозяев: Григорий Михайлов
— Сколько имеет изб: 1
— Число всех душ в настоящее время: мужского пола — 1, женского пола — 2

В том числе
— Грамотных: мужчин — 1, женщин — 0
— Учащихся: мальчиков — 0, девочек — 0

— На сколько душ надел: 2
— Сам ли обрабатывает землю: Сам
— Сколько десятин имеет купчей земли, сверх надела: –
— На какую сумму снимал (арендовал) покосов в прошедшем году? (в руб.): 25

Число:
— Лошадей — 1
— Коров — 1
— Мелкого скота –

Что показывает нам эта ведомость?

1. Домохозяином числится Григорий Михайлов. Его семья живёт отдельным домом.
2. Особенность данной ведомости в том, что мы видим только имя и отчество домохозяина. Давайте посмотрим, кто ещё, кроме Григория Михайлова, живёт в этом доме.

Число душ женского пола:
Пелагея Александрова

Но кто же второй человек? Я предполагаю, что у Григория Михайлова и Пелагеи Александровой родилась дочка.

3. Григорий Михайлов грамотный.
4. Изменений в количестве скота, в сравнении с 1869 годом, нет.

Тарасов Фёдор Михайлович (младший) (1842 г.р.)

О Фёдоре Михайловиче младшем мне удалось собрать информации больше, чем о его брате Григории Михайловиче. Он попал на страницы книги краеведа Виктора Феофилактовича Ситнова, пережил выход из старообрядчества своих детей, получил тюремный срок, да ещё так женился, что оказался по тем временам с позорным ярлыком зять – примак. Не о каждом человеке можно найти столько интересных сведений (для нас – читателей) о событиях, которыми была наполнена его жизнь. И уж точно, эти события не были для Фёдора Михайловича радостными.

Подворная ведомость 1869 года д. Ефимово [2]

— Номер двора по порядку: 21

Дома
— Каменные: –
— Деревянные: 1

— Имена и звания, составляющих семью и других живущих в доме посторонних лиц:
Федор Михайлов26
Его жена Прасковья Тихонова22

— Каким промыслом, кроме земледелия, занимаются: Деланием кирпича, имеется для сего сарай
— Кто из лиц составляющих семью, находится в отлучке и на какой срок: –
— Если из числа лиц живущих в доме, есть не приписанные к селению, то по какому случаю проживают и к какому селению или обществу и какого уезда и губернии приписаны: –

Число:
— Лошадей –
— Коров –
— Мелкого скота –

Что мы видим в этой ведомости?

1. Федор Михайлов женился.
2. Его семья состоит из двух взрослых, живут отдельным домом.
3. Промысел – занимается выделкой кирпича.
4. Других сведений о хозяйстве нет.

Статистическая ведомость 1883 года д. Ефимово [4]

Безземельные
— Номер домохозяев по порядку: 2
— Имена и отчества домохозяев: Федор Михайлов
— Сколько имеет изб: –
— Число всех душ в настоящее время: мужского пола — 3, женского пола — 4

В том числе
— Грамотных: мужчин — 1, женщин — 1
— Учащихся: мальчиков — 0, девочек — 0

— На сколько душ надел: –
— Сам ли обрабатывает землю: –
— Сколько десятин имеет купчей земли, сверх надела: –
— На какую сумму снимал (арендовал) покосов в прошедшем году? (в руб.): –

Число:
— Лошадей –
— Коров –
— Мелкого скота –

— Где проживает семья, если не имеет в селении усадебной оседлости, и чем занимается:
Торговец в Павловском Посаде

Чем интересна для нас эта ведомость?

1. Федор Михайлов числится в категории «Безземельные» и не имеет своего дома в д. Ефимово.
2. Если посмотреть на число душ мужского и женского пола, то сразу возникает вопрос: Кто они и где живут?
3. В последнем пункте есть пояснение, что Федор Михайлов – торговец в Павловском Посаде. Из этого можно сделать вывод, что он работает и живёт со своей семьёй в Павловском Посаде.

Но найти Фёдора Михайловича младшего было не так просто. Если бы мне не попалась для просмотра Ведомость справок о судимости за 1901 год, то шанс был бы минимальный. В этой ведомости он записан с двумя фамилиями: Тарасов (он же Бычков). И только благодаря второй фамилии удалось узнать о его семье и родителях жены. Они проживали в собственном доме в Дубровской слободе (ныне ул. Мира) Павловского Посада. Далее описание семьи будет представлено исходя из особенностей – кто в чьём доме живёт. А Фёдор Михайлович со своей семьёй жил в доме родителей жены.

Бычков Тихон Трофимович (1827 – 13.04.1892 гг.)
жена – Марфа Дмитриевна (1832 г.р.)
зять – Фёдор Михайлович (1842 г.р.)
его жена – Прасковья Тихоновна (1847 г.р.)
Их дети:
Акулина (1871 г.р., выдана замуж в 1890 году)
Мария (1875 г.р.)
Матвей (1876 г.р.)
Ольга (1881 г.р.)
Евдокия (1884 г.р., умерла до 1894 года)

Словарь-справочник фамилий обывателей Павловского Посада
до 1917 г.  [5]

В газете Московские губернские ведомости за 1889 год в списке лиц, имеющих право быть присяжными заседателями в 1890 году по Богородскому уезду под № 34, записан Бычков Тихон Трофимович (мещанин, старообрядец). [6]

У Бычкова Т. Т. было голландровое заведение, об этом есть упоминание в Справочной книжке Московской губернии А.П. Шрамченко за 1890 год. В разделе «Фабрики и заводы» написано:
В Павловском Посаде:

Голландровое заведение Тихона Трофимовича Бычкова, рабочих 10, управляет сам владелец.

И это единственный справочник [7], где я нашла информацию о заведении Бычкова Т.Т.

Аппретурные (отделочные) заведения

Давайте разберёмся, что такое галандровое заведение.
Галандровое заведение относится к аппретурному (отделочному) производству. Название происходит от слова – каландр.
Каландр (Calander, Calandre) – Каландром называется машина, придающая тканям, посредством прокатывания между валов, гладкую, ровную поверхность.

Когда и почему такое заведение стало называться галандровым (гол(л)андровым), а отделочная машина каландр – галандр (голандр), мне неизвестно. Поскольку мы – россияне привыкли принимать иностранные слова и надёжно обустраивать их в свою речь, то новое слово придумать не догадались, либо не захотели, а вот изменить смогли на более приятный уху вариант напоминающий далёкую Голландию. Понятно, что эта информация относится к справочникам, предоставляющим сведения о различных производствах, ведь именно там можно встретить такое написание этого заведения. Также нужно учитывать, что сведения о своих заведениях подавали сами владельцы, а уровень грамотности населения того времени обещал желать лучшего. Но согласитесь, читать описание такого заведения – одно удовольствие: «… мещанка Наталья Алексеева имела голандровое заведение с семью рабочими, где производила лощение бумажных товаров через машину голандру«. И в этот же период энциклопедический словарь даёт нам верное написание данного слова – каландр.

Что из себя представляло отделочное заведение Бычкова Тихона Трофимовича, предположить сложно. Когда оно было основано? В каком году прекратило свою деятельность? Какую продукцию обрабатывало? Возможно, только текстиль, а может, кожу, меха, картон, писчую бумагу. Были ли там другие аппретурные машины кроме каландра? Можно задать ещё много вопросов, но ответа на них нет. Чтобы иметь хоть какое-то представление о подобных заведениях, я решила кратко описать аппретурное производство, обрабатывающее текстильную продукцию.

Аппретура, а более понятным языком – отделка, означает всю совокупность процессов обработки, направленных на улучшение внешнего вида пряжи, ниток, тканей, придание им новых свойств, улучшающих их качество, а также завершённый товарный вид.
Обычно ткань, снятая с ткацкого станка, подвергалась дальнейшей обработке. Её мыли и сушили, отбеливали (белый товар) или красили (крашенный товар), набивали (ситец), начёсывали (ворсовали), опаливали, стригли, запаривали, клеили (крахмалили), гладили, прессовали, мерили и складывали в куски (штуки). Все эти операции для каждого вида ткани были разными и выполнялись с помощью специальных аппретурных машин.

Аппрет – это вещества (крахмал, мыло, жиры, желатин и др.), наносимые при отделке (аппретировании) на материалы (ткань, трикотаж, пряжу) для придания им требуемых свойств: безусадочность, несминаемость, негорючесть, стойкость против действия влаги, блеск.
В процессе обработки аппрет на текстиль наносили посредством аппретурных машин.

Аппретурные машины

Изображение кликабельно

1. Крахмальная машина. 2. Паровой сушильный барабан. 3. Каландр. 4. Чесальная машина. 5. Гидравлический пресс.

Изображение кликабельно

1. Ручная промывная машина. 2. Двойная промывная машина.
3. Универсальная валяльная машина. 4. Вертикальная швырялка.
5. Рамочная (этажная) сушилка. 6. Паровая сушильная машина.
7. Газовая опальная машина. 8. Крахмальная машина.
9. Трехваловый каландр. 10. Колотильный каландр.

Более подробно об отделочном производстве можно почитать вот здесь – [9], [10].

Зять – примак

Примак – происходит от слова принимать; человек, поселившийся после женитьбы в семье жены, принятый в семью жены. [11]
Влазень (вдомник) — так называется в крестьянском быту зять, т. е. муж дочери, принятый в дом тестя на одном с ним хозяйстве. Обыкновенно такой прием зятя в дом тестя имеет место в тех случаях, когда у последнего нет своих сыновей; нуждаясь в работнике и помощнике для полевых работ, он берёт зятя – приёмыша, чтобы передать ему со временем свой двор и хозяйство; иначе зять редко поступает на житье в дом тестя. Поступление зятя в дом тестя определяется условием, словесным или письменным.

Народная пословица так определяет отношения зятя и тестя: «зять любит взять, тесть любит честь«. [12]
Но если не было тестя в доме, то главой семьи становились – вдовствующая тёща, а иногда и жена.

Испокон веков считается, что мужчина должен привести жену в свой дом, а не наоборот. Мужчина – глава семьи и всего хозяйства, а здесь он (зять – примак) находится в подчинении. Прозвище «примак» было сродни чему-то обидному, оскорбительному. Мужчину – примака не уважали, над ним надсмехались, подтрунивали, а иногда могли высказать в лицо всё, что думают о нём и его положении. Отношение к примакам было негативным, возможно и из зависти: хорошо устроился, получит наследство жены и т.п. Но мало кто задумывался, что такому зятю приходилось терпеть стариков, родню жены, воспитывать чужих детей, усиленно работать. А бывало и такое, когда говорили об этом человеке, то называли фамилию хозяина или хозяйки дома и добавляли – примак. Выглядело это так: Бычков – примак, соседский примак. И многие даже могли не знать его настоящую фамилию. Но со временем мнения и нравы изменились. Современное общество более лояльно относится к таким людям.

Моя точка зрения по этой теме:
— Был, есть и будет человек (Homo sapiens) со своими личностными особенностями. И именно поэтому кто-то из мужчин, оказавшийся в таком положении, может принять данную ситуацию (жить с родителями жены в одном доме и знать, каким статусом наделяет его общество), а кто-то нет.
— В любые времена устройство отношений в такой семье зависит, непосредственно от людей, которые в ней взаимодействуют друг с другом. А также, на каких условиях зять принят в дом тестя.
— Общество никогда не будет толерантным на 100%. Оно всегда найдёт на чём сосредоточить своё негативное внимание.

Выход из старообрядчества детей Фёдора Михайловича

В 1898 году у Фёдора Михайловича младшего сын Матвей вышел из старообрядчества, а в 1899 году, тоже самое совершила его дочь Ольга. В метрических книгах Воскресенской церкви г. Павловского Посада Богородского уезда Московской губернии есть об этом записи.
Все ниже представленные записи из метрических книг разных лет сделаны в Воскресенской церкви г. Павловского Посада.

Мужской пол № 196
5 июля 1898 года

Присоединен чрез Таинство Св. Миропомазания к Св. Православной Кафолической церкви из раскола поповщинскаго противу окружническаго согласия Павловскаго посада мещанин Матвей Феодоров Тарасов холост 21 года.

Священник Иоанн Кротков
Дьякон Иоанн Смирнов
Псаломщик Василий Воскресенский

Восприемники:
Подольскаго уезда Добрятинской волости деревни Борьевой крестьянин Николай Семенов Ермаков Богородскаго уезда Павловскаго посада Дубровской слободы мещанина Василия Космина Широкова жена Варвара Семенова.

Присоединял Священник Иоанн Кротков с своим причтом.

Женский пол № 336
10 декабря 1899 года

Павловскаго посада мещанская девица Ольга Феодорова Тарасова 17 лет из раскола Поповщинской секты присоединена по чиноположению к православной кафолической церкви Восточной.

Священник Петр Соколов
Дьякон Николай Русинов
Псаломщик Василий Любимов

Восприемники:
Павловскаго посада мещанин Алексей Саввов Мухин и того-же посада купеческая вдова Евдокия Назарова Гладкова.

Священник Петр Соколов с своим причтом.

Думаю, нелегко было Фёдору Михайловичу принять поступки его детей. И так совпало, что это был тот временной период, когда многие выходили из старообрядчества, а особенно молодёжь. Говорю об этом с уверенностью, так как видела много таких записей в метрических книгах конца XIX начала ХХ веков.

В метрической книге за 1900 год найдена запись, где Тарасов Матвей Фёдорович отмечен в поручителях по невесте. [15]

По невесте – Павловского посада мещане: Иродион Тимофеев, Никита Онисимов и Матфей Феодоров Тарасов.

Весы правосудия

Вот книга, благодаря которой я нашла Фёдора Михайловича младшего.

Ведомость справок о судимости включает в себя списки лиц, приговорённых к тюремному заключению за кражу, мошенничество, присвоение и растрату чужого имущества, а также другие преступные деяния, которые тоже имеют меру наказания – тюремное заключение без лишения или ограничения прав.

38042. Тарасов, Федор Михайлов (он же Бычков). Мещанин посада Павловского, Богородского уезда, 57 лет; – Г. С. Павловский посад, Богородский уезд, 1 и 3 п. 14 и 1 п. 177 М., тюр. 4 м. Исполнить 19 апреля 1901 года. [16]

Так и не удалось мне понять, что же совершил Фёдор Михайлович. И даже не помогло «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». Больше информации, чем написано на титульном листе, узнать не получилось. За исключением тюремного срока – 4 месяца.

Бракосочетание Тарасова Матвея Фёдоровича

В метрической книге за 1906 год есть запись о бракосочетании Тарасова Матвея Фёдоровича и Панфиловой Анны Павловны. [17]

139. 27 октября 1906 года

Жених: Павловского посада мещанин Матвей Феодоров Тарасов православнаго вероисповедания первым браком 28 лет.

Невеста: Павловскаго посада мещанская девица Анна Павлова Панфилова православнаго вероисповедания первым браком 22 года.

Протоиерей Иоанн Кротков
Дьякон Николай Русинов

Таинство совершал: Протоиерей Иоанн Кротков с своим причтом.

Поручители. По жениху: деревни Прокуниной кр-не Николай Иванов Соколов и Иван Дмитриев Буров.
По невесте: Павловскаго посада мещане: Василий Иванов Щербаков и Иван Феодоров Шувалов.

Продолжился ли род Тарасовых по линии Матвея Фёдоровича? Неизвестно. По сей день в Павловском Посаде живут Тарасовы. Но кто они и откуда, есть ли среди них потомки Тарасовых из Ефимово? Это ещё предстоит узнать.

Продолжение будет

——————————————-

ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Ревизские сказки государственных крестьян селений Дубровской волости Богородского уезда по 9-й ревизии за 1850 год. ЦГА г. Москвы, фонд 51, опись 8, дело 395. (стр. 396)
[2] Статистическое отделение, Московская губерния, Богородский уезд. Подворные переписи селений Теренинской волости Богородского уезда (1869 – 1871 гг.). ЦГА г. Москвы, фонд 184, Московская губернская земская управа, г. Москва, опись 10, дело 1732.
[3] Сборник статистических сведений по Московской губернии. Отдел хозяйственной статистики. Том VII. Выпуск I. Москва. 1882 год. (стр. 286)
[4] Статистическое отделение, Московская губерния, Богородский уезд. Подворные переписи селений Теренинской волости Богородского уезда (1883 г.). ЦГА г. Москвы, фонд 184, Московская губернская земская управа, г. Москва, опись 10, дело 1750.
[5] Словарь — справочник фамилий обывателей Павловского Посада до 1917 года. Дополнение. Выпуск № 3. В.Ф. Ситнов. Москва. 2012 год. (стр. 11)
[6] Московские губернские ведомости. № 47, 25 ноября 1889 год. (стр. 2) https://www.prlib.ru/item/345539
[7] Справочная книжка Московской губернии, (описание уездов) А.П. Шрамченко. Москва. 1890 год. (стр. 65)
[8] Энциклопедический словарь. Том XIV. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. С.- Петербург. 1895 год. (стр. 4)
[9] Энциклопедический словарь. Том ХХII. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. С.- Петербург. 1897 год. (стр. 398 — 402)
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/%D0%9E%D1%82%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B0_%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%B8%D0%B7_%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%85_%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2
[10] Энциклопедический словарь. Том I-а. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. С.- Петербург. 1890 год. (стр. 924 – 926)
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/%D0%90%D0%BF%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
[11] Толковый словарь русского языка под редакцией проф. Д.Н. Ушакова. Том III. Москва. 1939 год. (стр. 814)
[12] Энциклопедический словарь. Том 6-а (12). Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. С.- Петербург. 1892 год. (стр. 668)
[13] Московская духовная консистория. Метрическая книга за 1898 год. ЦГА г. Москвы, фонд 203, опись 780, дело 1868. (Воскресенская церковь, г. Павловский Посад (стр. 214))
[14] Московская духовная консистория. Метрическая книга за 1899 год. ЦГА г. Москвы, фонд 203, опись 780, дело 1876. (Воскресенская церковь, г. Павловский Посад (стр. 295))
[15] Московская духовная консистория. Метрическая книга за 1900 год. ЦГА г. Москвы, фонд 203, опись 780, дело 1891. (Воскресенская церковь, г. Павловский Посад (стр. 244))
[16] Ведомость справок о судимости, издаваемая Министерством юстиции, за 1901 год. Часть 1-я. Книга 5-я. Санкт-Петербург. 1901 год. (стр. 199)
https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005490552?page=100&rotate=0&theme=white
[17] Московская духовная консистория. Метрическая книга за 1906 год. ЦГА г. Москвы, фонд 203, опись 780, дело 3551. (Воскресенская церковь, г. Павловский Посад (стр. 446))

“ТАРАСОВЫ — СТАРООБРЯДЦЫ ИЗ ЕФИМОВО. Продолжение V”

комментария 3

  1. Сергей Плохов 14 Сен 2023 в 1:45 ссылка на комментарий

    С удовольствием прочитал. Интересно. Но знаете, Марина, я не согласен с Вашим тезисом о «позорном» ярлыке зять-примак. У старообрядцев это было довольно распространено и не носило такого негативного отношения. Забота о старых, больных, немощных, а главное, сохранение и поддержание хозяйства. Посмотрите, сколько в исповедных росписях и ревизских сказках у старообрядцев значится «принятых во двор», и не только родственников. Наверняка Федор Михайлович (младший) пришёл в семью жены, когда эта семья была женская, без взрослых работоспособных мужчин. Или отец невесты был единственным мужчиной, наверняка престарелым. В Андронове этих случаев было предостаточно. Удаётся ли проследить, через какое время Федор Михайлович стал главным мужчиной в доме?
    Что касается сохранения фамилии. Во-первых, фамилий у крестьян долгое время не было, их заменяли деревенские прозвища, которые впоследствии стали фамилиями. Во-вторых, и в этом случае бывало по разному. Например дети моего предка Андрея Семеновича принятого в середине 18 века в семью жены, получили фамилию Плоховы по деревенскому прозвищу семьи тестя. А Василий Иванович Пупышев, пришедший в семью жены Наталии Родионовны Плоховой в первой четверти 19 века, рано овдовевший, женившийся во второй раз и продолжавший жить в доме первой тёщи, свою фамилию сохранил и передал потомкам.
    Извините, что написал здесь, а не в личку. Думаю, что это интересно и другим. Может кто мне возразит или поддержит.

  2. Марина Горбачёва 14 Сен 2023 в 14:56 ссылка на комментарий

    Сергей, старообрядцы живут в обществе, именно оно наделяет мужчину, поселившегося после женитьбы в семье жены, позорным ярлыком зять — примак. Общество не вникает в те семейные особенности старообрядцев, о которых Вы пишите. Перечитайте эту часть статьи сместив фокус внимания со старообрядчества на общество в целом.
    Отвечаю на Ваш вопрос: Удаётся ли проследить через какое время Фёдор Михайлович стал главным мужчиной в доме? Если полагать, что после смерти Бычкова Тихона Трофимовича Фёдор Михайлович становится главой дома, то это произошло после 13.04.1892 г.
    Честно сказать, непонятно, зачем Вы пишите про сохранение фамилий. У Фёдора Михайловича никто его фамилию — Тарасов, не отбирал. У детей фамилия — Тарасовы. А то, что написано в Ведомости справок о судимости — он же Бычков, и эта фамилия выделена скобками, так неизвестно была ли эта фамилия документально закреплена или нет. И Фёдор Михайлович там указан, как Тарасов.
    Весь Ваш комментарий имеет отсылку к более ранним временным периодам. А я пишу о последней трети XIX и начале XX веков.

  3. Дмитрий 14 Сен 2023 в 14:58 ссылка на комментарий

    Совершенно согласен с Сергеем. По моим наблюдениям, принять в семью зятя было обычной нисколько не позорной (и для зятя, и для тестя) практикой. По крайней мере в наших местах. Вообще словосочетание «зять-примак» с завидным постоянством встречаю только в интернете. Реальных документов, где бы его использовали, да ещё с негативным оттенком, мне видеть не приходилось. Сдаётся мне, что использовалось оно в каких-нибудь отдалённых губерниях.

Написать комментарий