«Срочно в номер!» от 14 декабря 2013 года

Сегодня информация уж точно поздравительная. Как я не догадался делать это раньше, когда и Ирину Сидорову можно было поздравить и Марину Коллар тоже! Но сегодня случая не упустим и поздравляем с началом архивной жизни

Веру Соловьеву!

srochno_v_nomer_1.jpg

Мы надеемся, что блог послужил той отправной точкой, с которой жизнь эта новая (в архивах) у Веры и началась. Про ее начало я могу немного рассказать. Предки Веры жили в Горе бывшей Запонорской волости и носили фамилию Захаровы. По воспоминаниям родственников Веры категорически утверждается, что это не те Захаровы, которые многочисленными семьями расселились в Горе. Помните, я описывал наше первое появление в деревне, когда я у первого же встречного спросил о Захаровых, а мне с недоумением ответили, что «тут все Захаровы»? Так вот, у Веры были особые Захаровы и по семейной легенде переселились они из Куровской, построив в Горе сразу два дома. А сделал это, по рассказам, Захаров Матвей Тимофеевич где-то на стыке 19 и 20 веков, причем, в возрасте около 17-18 лет. Да, и еще выяснилось, что эти Захаровы в прямой родственной связи с Комаровыми состояли, из которых Комаров Михаил Мартемьянович известным иконописцем был.
Стали мы с Верой думать, как нам искать семью. Поскольку в Горе 1900 года в списках «природных» старообрядцев не то, чтобы совсем не было Матвея Тимофеевича – был, но под другой фамилией – Романов. Решили мы, что нужно искать семью в Куровской, так как из тех же семейных сказаний было известно, что дома были построены в 1902-1903 годах. Вера мигом в архиве записалась в читальный зал и соответствующее дело заказала. Нужно признаться, что после того, как обнаружились списки «природных старообрядцев» 1900 года, подготовленные Крестовоздвиженским храмом в Селне, я эту церковь очень сильно зауважал, пусть даже она не старообрядческой являлась. Мало каким селениям так повезло, как этим десяти, что в документе посемейно прописаны оказались.
Им-то повезло, а вот нам с Верой – нет: не выдали ей это дело. А расчет верный был. Если бы мы Матвея Тимофеевича в Куровской отыскали, то расчет, что он вместе с родителями оказался бы прописан, наверняка оправдался бы. По родителям семью точно бы отыскали в подворной переписи 1869-1871 годов. Но не получилось.
Выхода было два: либо ждем какое-то неопределенное время, за которое дело переплетут, либо что-то иное задумывать. Вот бы, говорю, повезло – отыскалась бы какая-нибудь исповедная ведомость Крестовоздвиженской церкви конца 19 века. Понятно, вероятность невелика, но сумела же Ирина Фещенко отыскать исповедку 1912 года.
Пока я неспешно рассуждал о вероятности нахождения такого документа. Вера мне и пишет, что была она в архиве, посмотрела, что есть в описи 747 фонда 203, и даже заказала кое-что. Я даже ахнуть не успел, как все быстро совершилось. Разговор-то был такой неопределенный и скорее предварительный.
В-общем, оказалась у нас на руках кое-какие материалы исповедной ведомости 1834 года. Конечно, Гора, прежде всего, но не только…

А со слов «но не только» я сразу к следующим поздравлениям перейду.

Основания для поздравления – это подарок от Веры – выписка из документа:
«Вдова Екатерина Абрамова 82, дети ея:
Лев 27
Жена его Анна Иосифова 28
Дети: Васса 4, Федот 3, Сергей 1
Михаил 34
Жена ево Елена Кирова 32
Дети: Анна 9, Елена 1»

А поздравления, конечно, Наталии Викуловой, адресованы, поскольку это двор Довольновых в Анциферово 1834 года.

Поздравляем, Наташа, с первой выпиской из документа подмосковного периода семьи уральских Довольновых!

Подробнее о семье Довольновых, прямых предках Наталии Викуловой, читайте здесь.
Деревня Анциферово в документе интересным заглавием начинается:
«Раскольники деревни Анцыферово Графа Литта крестьяне…». Мы привыкли считать владельцем села Хотеичи с деревнями (с Анциферово, в том числе) владениями тайного советника Михаила Павловича Позена, но это не совсем так. Владел Михаил Павлович селом Хотеичи только с 1852 года, а до этого владельцем был другой, да какой!
Граф Джулио Ренато Литта-Висконти-Арезе (1763-1839), яркая личность в истории России еще со времен Екатерины II. В русских землях капитан I ранга, генерал-майор, граф Джулио Ренато Литта был более известен под именем Юлия Помпеевича Литта. Умели все же на Руси имена придумывать!

admin 14 Дек 2013 20:53 "Колонка редактора" 120 комментариев RSS лента комментариев

“«Срочно в номер!» от 14 декабря 2013 года”

комментариев 120

  1. Рыбин Михаил Евгеньевич 14 Дек 2013 в 23:08 ссылка на комментарий

    Здравствуйте !!! Очень интересно.Здорово !!!
    А теперь можно это связать с теми Довольными, которые уехали на Урал или нужны более поздние документы?
    Я сейчас изучаю ревизии 1816 года. Там большой список деревень Запонорской и Вохновской волости. Там есть и Смолёво. У вас есть это ревизия? Могу попробовать переписать если нет.
    По д.Асташково у меня изучены документы 1816 года, 1834 года, 1869 года, 1883 года и 1917 года. Нашёл сразу несколько дворов своих предков из д.Асташково. Помог найти сведения той женщине, которая интересовалась Хромовыми. У неё были практически нулевые знания о братьях прадеда (её предки, как и мои по этой линии-это династия фарфористов товарищества Кузнецовых (её линия осела в Тверской губернии)). А по документу 1917 году я обнаружил сразу несколько братьев, которые жили в Асташково + связал родство с Волковыми из этой деревни. В метрической книге за разные годы Молоковской церкви, которые выложены здесь, они там упоминаются.Один из братьев жил в Куровское, семью которого я хорошо знаю и знал. Их потомки и сейчас живут в Куровское и в окрестных в деревнях, с которыми хорошо бы встретиться и уточнить некоторые сведения. Может быть у них есть старые фотографии и документы. Один из сыновей Хромова, который жил в Куровское, женился на женщине, которая жила по соседству с семьей моего прадеда и прабабушки. А прабабушка моя была уроженка д.Асташково. К сожалению во время визита в д.Асташково этой представительницы рода Хромовых старожилы ни чего не вспомнили про данную фамилию. Но я знаю, Хромовы из этой деревни ещё проживают в Гуслице.
    Если у вас есть какие то пересечения с этой деревней — попробую проследить.

  2. Рыбин Михаил Евгеньевич 14 Дек 2013 в 23:09 ссылка на комментарий

    +сайты Подвиг Народа , Обд-Мемориал и Книга Памяти дают дополнительные знания о продолжение родов в 20 веке.

  3. Вера 15 Дек 2013 в 0:04 ссылка на комментарий

    Владимир,спасибо Вам за такой сюрприз- поздравление с началом «архивной жизни»!!! То,чем я с Вашей легкой руки начала заниматься, действительно, становится частью жизни-интересной, увлекательной и захватывающей! Конечно же, прежде всего хочу найти корни деда,но теперь мне уже становится интересен и сам процесс поиска и общение с интересными, увлеченными людьми — с Вами, Владимир, с Михаилом Рыбиным, Михаилом Васильевым… Мне ВООБЩЕ теперь понравилось бывать в историческом архиве!!! После моей нервной работы в суетной Москве, оказалось, так приятно находиться в тихих архивных стенах, углубиться в расследование истории родного края и получать новые знания! И за это я Вам, Владимир, тоже очень благодарна! А уж ,если моя,такая незначительная работа, принесет и еще кому-то пользу, то я буду вдвойне рада! Всего Вам доброго и радостного! Вера.

  4. Владимир 15 Дек 2013 в 7:28 ссылка на комментарий

    Где-то я встречал информацию о семьях Хромовых то ли в Елизарово, то ли в Ляхово. Они вплне могут быть связаны с асташковскими семьями.

    Михаил! Меня очень интересует сельцо Асташково, просто возможностей не было до него дотянуться. Предполагаю, что между жителями Асташково и Молоково были браки, а практически все молоковские фамилии мне родственны. Особенно интересно появление в Асташково фамилии Волковы.
    Я был бы очень признателен Вам, Михаил, если бы помогли с информацией по Асташково!

  5. Владимир 15 Дек 2013 в 8:16 ссылка на комментарий

    Вера! Я получил вот такое письмо от Наталии Викуловой по поводу этого моего сообщения:

    «Владимир, у меня нет слов!!!!
    Генеалогический принцип: «Помоги другу в его розысках, и обязательно появится новая информация о твоих собственных родственниках» работает!!!
    А если серьезно, вам и Вере Соловьёвой моё большое спасибо!
    В моем списке, кстати, фигурирует некий Захаров Тимофей Маркиянов (Мартынов) из Горы — это Верин?»

    Списки, о которых пишет Наташа — это списки осужденных (конец 19 века). И в этих списках, действительно, числится Захаров Тимофей Маркьянов 1859 года рождения, осужден в 1898 году на 6 месяцев тюрьмы (за что — неизвестно) в Твери.

    Самое удивительное — это то, что единственный Тимофей Маркьянов в Горе 1900 года вот какой:
    «Двор 35.
    Тимофей Мартиянов Романов 43
    жена его Феодосия Владимирова 43
    дети их: Дарья 18
    Матвей 16»

    Безусловно. речь идет об одном и том же человеке.
    Вот Вам как минимум загадка (а на мой взгляд, это находка!) от Наталии Викуловой. Мы-то с Вами обсуждали смену фамилии в семье! Так кто же он, Тимофей Маркьянов, у которого сын Матвей указан?

  6. Владимир 15 Дек 2013 в 8:57 ссылка на комментарий

    Михаил, я забыл ответить на Ваш вопрос в первом комментарии к заметке.
    Да, безусловно, сведения связываются. Наталия Викулова пишет в своей статье на блоге (ссылка в моем сообщении):

    «Итак, согласно рапорту Екатеринбургского полицмейстера, главой семьи Довольновых являлся Лев Васильев Довольнов, Московской губернии Богородского уезда крепостной помещика Позена (Позен Михаил Павлович, тайный советник [2]), села Хотеичи, жительство имеет в деревне Анцыферовой, раскольник. Жена – Анна Осипова. У него дети: Федот (умерший 20 лет от рождения), Варфоломей, Евстрат и, «виновник» документа 17-тилетний Сергей Довольных».

    Другое дело, что остается неясной (мне, по крайней мере) судьба сына Екатерины Абрамовой Михаила: остался ли он в Анциферово или также переехал на Урал? Ну, и, конечно, можно предполагать наличие в Анциферово 1834 года других семей Довольновых, тех, кто продолжили там жить. Но в этом случае, я думаю, что без «природных старообрядцев» 1900 года или хотя бы списков избирателей 1917 года не обойтись. Без этих данным мы просто не войдем в подворную перепись 1869-1871 годов, не говоря уж о более ранних документах.

  7. Вера 15 Дек 2013 в 10:12 ссылка на комментарий

    Владимир, такой неожиданный поворот в деле моего деда!!! Очень благодарна Наталье Викуловой за сообщение о моем прадеде, Захарове Тимофее Маркьянове! Владимир, что же теперь получается? В д.Гора во дворе 35 по ревизии 1900 г. жил Романов Тимофей с семьей, в которой появился в 1885 г. мой дед Матвей. А в списках осужденных за 1898 Захаров Тимофей числится аж в Твери? А почему он вдруг в это время из Романова превратился в Захарова? Можно ли это каким-либо образом узнать и где? Что конкретно содержат эти списки осужденных?

  8. Владимир 15 Дек 2013 в 10:57 ссылка на комментарий

    Вера, мы будем помнить, что сейчас это наиболее вероятное предположение, а, может быть, пока и единственное (пока мы не посмотрели списки природных старообрядцев Куровской 1900 года).
    То, что Тимофей оказался осужден в Твери, на мой взгляд, вовсе не означает, что он там жил. Мог быть по каким-то своим делам.
    Затем: не Романов превратился в Захарова, а наоборот, Захаров (1898) превратился в Романова (1900). Может быть, как раз осуждение и сыграло роль в желании сменить фамилию.

    Списки осужденных, в которых, кстати, присутствует и некто Захаров Петр Мартьянов (Маркьянов? — брат?) 1865 г.р. из деревни Гора, не содержат никакой иной информации, кроме той, что я уже привел. Нет, вспомнил, там сказано также, что Тимофей осужден уже во второй раз. Но ничего более добавить не могу.
    А вот то, что еще Петр появился (как предполагаемый брат Тимофея) — это хорошо. Нужно поискать его в подворной переписи Горы 1869-1871 годов.

  9. Владимир 15 Дек 2013 в 11:43 ссылка на комментарий

    Ой, как интересно получается, Вера!
    Этот самый Захаров Петр Мартьянов 40 лет очень даже легко находится в Горе в 1900 году. Он сосед Романова Тимофея Маркьянова (может быть, все-таки Мартьянова, а то отчество Маркьянов непонятно от какого имени происходит?). Вот Вам в качестве предположения и подтверждение рассказа о двух домах, построенных в Горе, возможно, двум братьям.

    А вот далее вновь загадка. Дело в том, что никаких Мартынов, Мартинов или Мартьянов в подворной переписи Горы 1869-1871 годов нет. Но это еще что: а вот в ревизии 1850 года в Горе записаны сразу два подходящих Мартына (подчеркиваю: оба в семье Захаровых!): Мартын Герасимов 23 лет и Мартын Савельев 27 лет. Мартын Герасимов холост. а вот Мартын Савельев не только женат, но у него есть дети, а среди этих детей — сын Иван, у которого позднее родится сын Зот, что возьмет в жены мою Домну Ивановну.

    Версия такая складывается: обе семьи Захаровых, и та, в которой Мартын Герасимов записан в 1850 году, и та, где был Мартын Савельев, после 1850 году куда-то переселяются, но позднее дети одного из них, Тимофей и Петр, возвращаются в Гору в построенные два дома. Тимофей меняет фамилию на Романов. В семейной же легенде просто забывается, что эти семьи до середины 19 века жили в Горе, а помнится только то, что они переселились сюда из Куровской.
    Сразу оговорюсь, что в Куровской никого из этих двух Мартынов (Мартинов, Мартьянов) в подворной переписи нет.
    Мысль такая: а почему мы решили, что они из Куровской переселились? Дело их действительно могло быть в Куровской, а жили они, предположим в Заволенье — это фактически та же Куровская.

    Я посмотрю подворную перепись Заволенье. А вот что нам нужно по Горе, Вера, так это десятая ревизия 1858 года. Вполне возможно, что она что-то нам подскажет по этим семьям

  10. Рыбин Михаил Евгеньевич 15 Дек 2013 в 13:15 ссылка на комментарий

    Хромовы — распространенная фамилия в Гуслице.Их много было раньше в Анциферово , но особенно в Ляхово.

  11. Наталия (Nath на ВГД) 15 Дек 2013 в 13:18 ссылка на комментарий

    Во-первых, хочу сказать большое спасибо Вере, Владимиру и остальным неравнодушным исследователям за восстановление нашей общей исторической памяти и за помощь в поисках данных по моей семье.

    Во-вторых, действительно, как уже отметил Владимир, приведенный двор Довольновых — это мои предки. Впервые появляется имя Екатерины Абрамовны Довольновой — моей 5(пра)бабушки. И хоть имя ее умершего мужа не упоминается, из Екатеринбургского рапорта следует, что его звали Василий. Этой записью уточняется год рождения 4(пра)деда Сергея — прим. 1833 (Думаю, в таком возрасте еще люди не теряются в количестве прожитых лет и возраст младенца более-менее точный). Нет еще одного брата Евстратия, возможно, он родился позже.

    В-третьих, действительно, семья Михаила Васильева и Елены Кировой Довольновых еще никогда не встречалась. Очень вероятно, что они остались жить в Анциферовой. Как и, возможно, Васса Львова, которой к 1850-м годам уже была 20-тилетней женщиной и могла выйти замуж и не следовать за братьями в Екатеринбург. Владимир, если вдруг вам попадется замужняя с такими необычными именем и отчеством, обратите внимание.

    В четвертых, кто-то из Довольновых оставался в Анциферово и в конце века. Например, в 1879 г. в Новгороде на 3 месяца тюрьмы осужден Довольный Логин Максимов, 1859 г.р., 20-ти лет, крестьянин (мастер чайной посуды) д. Анциферово
    или вот в 1908 г. в Москве на 3 месяца тюрьмы осужден Довольнов Петр Мартынов, 1890 г.р., 18-ти лет крестьянин д. Анциферово.
    В «Списках убитых и раненных» есть
    «Грен. Довольнов Федор. Абр., стар., жен., Богородского, Запонорск. д. Ануфр., ран. 14 авг. 1914 г.»
    возможно, это потомки Михаила, а может и другая семья.

    Теперь про Мартиана-Маркиана

    Вообще-то, это два разных имени (по крайней мере, в словаре личных имен), но они так похожи, что, может, их когда-то и смешивали между собой. Или, как объяснение, Владимир, посмотрите в списке, там есть Захаров Тимофей Мартынов, 17-ти лет, а уж во всех других более поздних упоминаниях, он Маркианов. Может, в документах (по которым он в отлучке был) описку сделали и она пошла «гулять» по документам. Захаров Петр-то Мартьянов. В общем, кто в что горазд 🙂 Надеюсь, вам удастся с Верой доказать, что это все одна большая семья.

    И еще одно, примерно понять, за что осужден тот или иной человек можно, поискав соответствующие статьи закона, на которые ссылаются в списке об осужденных.

  12. Владимир 15 Дек 2013 в 15:36 ссылка на комментарий

    Наталия, в моей базе на удивление нет никого с полуотчеством Львова, как в 1773 году по Селинской волости нет и Екатерины (Катерины) Абрамовой. Но база не включает Анциферово.
    А на будущее я буду фиксировать эти имена.

  13. Вера 15 Дек 2013 в 21:43 ссылка на комментарий

    Владимир,прочитала Вашу и Натальи информацию о моих предках. Спасибо Вам! Уже есть какие-то «наметки», как я думаю, для дальнейшего расследования. А теперь попробую внести уточнение. Владимир, я сейчас повторюсь, т.к все это я уже раньше сообщала где-то. По воспоминаниям мамы и тетей 2 дома были построены дедом в д. Гора в 1903-1904 гг. Один, как они утверждали , построил дед для семьи своей жены, Олимпиады (Комаровой), а не для брата. Он до сих пор стоит в середине деревни Гора, другой — ближе к концу деревни, где и жил дед. Мама говорила, что дом до 1917 ( или немного позже) года использовался, для летнего выезда ( детей было много), а позже, когда деда уволили с фабрики Куровской, стал постоянным местом жительства. То есть, два эти дома стояли не рядом! Мне не дает покоя, как это можно было уехать из деревни с одной фамилией, а приехать с другой? Ведь при этом односельчане знают, кто он. Владимир, Наталья пишет, что в списках осужденных есть статьи , по которым они были осуждены. Не могла ли бы Наталья сообщить эти статьи, по которым были осуждены и Тимофей и Петр? Да, и еще. Захаров Петр Мартьянович, как Вы сообщаете, числится в 1900 году соседом Романова Тимофея Мартьяновича. Двор Тимофея, как помнится,35, а Петра? 34 или 36?. Хочу посмотреть, когда буду на Горе, чьи дома на этих местах сейчас стоят? Наш дом -82, и стоит почти в конце деревни. А вот номер дома Комаровых (бабушкиной родни) не помню. Владимир, Вы пишите, что многое в семейных легендах забывается. Но не было в семье деда вообще никаких легенд по его предкам! Он просто никогда и никому не рассказывал о своей семье, родителях, родственниках! И жестко пресекал любые расспросы об этом, поэтом-то и моя мама и ее сестры совсем ничего не знали о родных своего отца — Матвея Захарова. Владимир, вспомнила, что обещала Вам найти поминальную записку. Свою не нашла, увы, а вот двоюродная сестра продиктовала мне (начальные списки там у нас с ней одинаковые). Итак, перечисляю. Вначале идут мужские имена: Матвей, Тимофей, Зотик, Мартимьян, Трифон, далее — уже, кого я лично знала. В конце: отрок Иоан,младенец Петр. Женские имена: Анна, Олимпиада, Ксения, далее, те, кого уже я знала. За ними: девица Клавдия, девица Фаина. И в самом конце, а почему-то не вначале: Татьяна, Дарья, Гликерия, Феврония (их я не знала).

  14. Вера 15 Дек 2013 в 22:20 ссылка на комментарий

    Владимир, Вы ранее написали, что нужны списки избирателей 1917 г по д.Гора (фонд 2336,оп.1). Не помню. уже, писала ли я Вам, что в этих списках не нашла Гору, но, чтобы хоть что-то заказать, я заказала по этим спискам (сколько разрешили) по д.Смолево, д.Карпово, и » д. без названия» (в надежде, что Гора…) В этом деле вот какие были деревни (их я записала почему-то): 1) Карповская волость: Аниканово, Лапаково, Молоково, Осташково, Соболево, Сидорова, Шевлягина, Карпово, Вороново, Игнатово и » без названия». 2) Новинская волость: Аверкиево и др. (так и написано), Загорье и др,Кор(?)уса, Митино, и » без названия».

  15. Вера 15 Дек 2013 в 22:33 ссылка на комментарий

    Владимир, перечитывая в очередной раз Ваш блог, нашла заметки (от 09.01.2013) по семье Ганенкова Агафона, у которого был сын Карп 1924 г. рождения (младший Карп). Вы пишите, что, возможно, его предки до сих пор живут на Горе. Я очень хорошо помню Карпа Агафоновича, т.к в детстве дружила с одной из его дочерей. Возможно, Вам нужна такая информация. Ганенков Карп Агафонович (1924г р), его жена — Антонина — дочь Булкиной Александры (забыла отчество), той, которая была женой Булкина Егора Степановича. У Карпа и Антонины — две дочери, и внуки есть. Дом Карпа Агафоновича находится в д.Давыдово, там, где Гора переходит в Давыдово, на ул.Советской. Там и сейчас проживает его жена Антонина, его внучка, и правнучка.

  16. Владимир 16 Дек 2013 в 7:11 ссылка на комментарий

    Вера! Насчет номеров домов: в списках старообрядцев 1900 года действительно указаны номера, под которыми записаны семьи, 35 у Тимофея Романова и 36 у Петра Захарова. Но я вовсе не уверен, что это номера домов, по крайней мере в иных документах я практически нигде не встречал такого соответствия. Кроме того, от документа к документу, номера, под которыми записаны дворы, меняются. Как производилась запись и почему двор приобретал тот или иной номер — для меня загадка. Впрочем, в своих рассуждениях я сам и признал невольно соответствие номеров документа территориальному расположению дворов

    Спасибо за перечень имен поминальника! Возможно, что это поможет. Интересно было бы знать, что сначала записаны, предположим, более ранние (дальние) имена людей, а затем — поздние. Но в Вашем случае трудно сказать, что это так. А кому исходно принадлежал поминальник, известно?

  17. Владимир 16 Дек 2013 в 7:39 ссылка на комментарий

    О списках избирателей 1917 года. У нас дома есть переписанные списки Смолево, Лопаково и Молоково Карповской волости. В этой же описи есть, например, деревни Гжельской волости: у нас переписаны Кузяево и Коломино (88 дело).
    Среди тех селений, что перечисляете Вы, Вера, отсутствует полностью Запонорская волость, где помимо Костино, Яковлевской, Анциферово и т.д. и должна быть Гора. Может быть описание дел в описи неполное? Или Запонорская волость в другом месте.

    За Ганенковых спасибо — это полезная информация.

  18. Владимир 16 Дек 2013 в 11:08 ссылка на комментарий

    Когда я начал переводить исповедку 1834 года, присланную Верой, то в нескольких случаях столкнулся с тем, что номер двора стоит не в начале двора, а где-то в середине. Затем встретились случае, когда разные семьи были объединены в один двор по неизвестному мне принципу, ну, например:
    «Двор 6. Ананий Мокеев 68, жена ево Ирина Саввова 68, дети их: Федот 41, жена ево Анна Савинова 32, дети их: Анастасия 12, Андреан 10, Иван 8, Агрипена 9, Симеон 4, Антон Ананьев 32, жена ево Мария Михайлова 38, дети их: Анна 6, Афанасий 4, Павел Афанасьев 28, жена ево Евдокия Иванова 22, дочь их Мария 1», за ним следует двор 7.
    Никак я не понял в данном случае связь Павла Афанасьева со всеми другими, записанными до него во дворе. Решил считать такие семьи самостоятельными, приняв версию, что сбилась нумерация дворов.

    Но вот случай принципиальный с «двором Наталии Викуловой». Этот двор № 400 записан следующим образом:
    «Петр Архипов 52 (с семьей — не перечисляю)… Фома Архипов 49 (с семьей)… Вдова Екатерина Абрамова 82 (с семьей)…»
    Мы с Наталией посовещались и решили, либо это случай формального обобщения в один двор (что маловероятно, все же), либо это еще одна фундаментальная находка: три брата — Петр, Фома и Василий Архиповы (что скорее всего)! Конечно, нужен еще один документ, желательно 1790-ых годов по Анциферово, когда бы нашлась (либо не нашлась) родительская семья с Петром, Фомой и (вот бы!) Василием вместе.

  19. Владимир 16 Дек 2013 в 11:32 ссылка на комментарий

    Сергей Михайлов в своей книге «Единоверческие храмы в Гуслицах. К 2000-летию Рождества Христова и 200-летию канонического пребывания старообрядческих (единоверческих) приходов в лоне Русской Православной церкви» (Куровское, 2001, с. 17 — 18), в частности, пишет:
    «В Центральном Историческом Архиве Москвы сохранилось дело об обращении в 1830-х годах к московским губернским властям крестьян экономической Запонорской волости деревни Короткой Семена Трофимова, деревни Осташковой Дмитрия Афанасьева и удельной деревни Молоковой Бориса Михайлова, а также других гуслицких старообрядцев, с просьбой о дозволении им иметь священника «по примеру Единоверческой церкви».
    В том же архиве сохранилась и клировая ведомость Крестовоздвиженской церкви Селина за 1845 год. Как видно в это время церковь уже существовала, но точный год ее постройки и кем она была сооружена, названо неизвестным. Храм был деревянный, холодный, с таковою же колокольней. При церкви значилось 1925 прихожан мужского пола, в том числе 6 отставных солдат, 459 помещичьих крестьян, 1472 крестьян удельного ведомства. Из них православных (т.е. единоверцев) только шесть удельных крестьян и столько же отставных солдат. Остальные прихожане значились в расколе».

    Получается, что благодаря исповедной ведомости 1834 года более точно определили период создания Крестовоздвиженской церкви: между 1830 и 1834 годом.

  20. Владимир 16 Дек 2013 в 11:44 ссылка на комментарий

    Продолжу вопрос о Крестовоздвиженском храме в Селне.
    Вот как начинается ведомость на л. 592:

    «Ведомость учиненная Богородской округи при Крестовоздвиженской, что в Селинской волости церкви священников Афанасием Иоанновым с причтом означенной церкви. Подана 10 сентября 834 года

    Духовные и их домашние
    Священник Афанасий Иоаннов 24
    Жена его Александра Симионова 19
    Дьячок Марка Дмитриев 55
    Жена его Елена Алексеева 55
    Дочь их Евдокия 17
    Пономарь Иларион Казмин 45
    Жена его Евдокия Епифаева 45
    Дети их:
    Андрей обучается в Коломенском училище 16
    Тимофей обучающийся в оном же училище в высшем отделении 14
    Петр 5

    Числящие доселе исповедовавшие Греко-российскую православную веру оказавшиеся ныне раскольниками по поповчине Удельнаго ведомства деревни Давыдовой
    Крестьянка вдова Наталия Иларионова 44
    Сын ея Петр Егоров 15

    Издавна раскольники по поповчине Удельнаго ведомства деревни Елизаровой крестьяне:…»

    Я предлагаю не обольщаться: не стали единоверческие приходы старообрядческими. Да и как могли, если антагонизм никонианства и старообрядчества проявляется уже в одной записи: раскольники!

    Но что мне непонятно: что же получается, что приход есть, а прихожан нет? Бывших на исповеди вообще не указано!

  21. ИринаФМ 16 Дек 2013 в 12:44 ссылка на комментарий

    Владимир написал:
    1.»Среди тех селений, что перечисляете Вы, Вера, отсутствует полностью Запонорская волость, где помимо Костино, Яковлевской, Анциферово и т.д. и должна быть Гора. Может быть описание дел в описи неполное? Или Запонорская волость в другом месте».
    К сожалению, не в другом месте, а просто нет. Ни в ф.2336, ни в ф.2337. Может быть есть что-то в ф.2336 оп.1 дд.143-155, там отдельные деревни без указания волости. И я не смотрела, какие именно, есть ли там что-то из Запонорской.
    2. «В этой же описи есть, например, деревни Гжельской волости: у нас переписаны Кузяево и Коломино (88 дело)».
    Должна же быть оп.2?

  22. Владимир 16 Дек 2013 в 13:30 ссылка на комментарий

    Может быть и должна, Ирина, но у меня по Кузяево и Коломино отдельно (причем, в разные приезды в Москву) Галиной рукой записано: 2336-1-88.
    Ирина, а вот как бы ты посчитала по «двору Наталии Викуловой» (мой комментарий в 11:08) — одна это семья братьев Архиповых или нет?

  23. Вера 16 Дек 2013 в 16:14 ссылка на комментарий

    Владимир, сначала хочу поправить мою вчерашнюю, немного корявую, информацию по Ганенкову Карпу Агафоновичу. Его жена, Антоннина — дочь Булкина Егора Степановича и Булкиной (девич.?) Александры.

  24. Вера 16 Дек 2013 в 16:26 ссылка на комментарий

    Ирина, когда я заказывала ф 2336, списки по Горе, я не нашла ни в одной описи (от безысходности пролистала все 10 описей). Нашла, как и Вы, деревни и без волости и без названия самой деревни. Я заказала это дело в надежде, что найду там и Гору и близлежащие наши деревни. Сегодня я была в Архиве и получила это дело. Там нет ни названия деревень, ни домов и пр., а идет один только список с ФИО, по алфавиту. Поискала своих предков — не нашла.

  25. Вера 16 Дек 2013 в 17:21 ссылка на комментарий

    Владимир,сегодня была в Архиве. По спискам избирателей написала в ответе Ирине. Прочла Ваше пожелание по исповед.ведомостям за 1790 г по Анциферову. Я их закажу в след. понедельник или вторник. Сегодня же я получила ревизские сказки 1858г. В микрофильмах. По каждой деревни приблизительно от 40-60 листов. В этом варианте самой не сфотографировать, поэтому я заказала только по д.Гора-41 лист на диск, но получу только в середине января, почти вместе с тем предыдущим диском по исповед. ведомостям за 1862 год. На след. неделю я заказала «Ведомости родившихся и бракосочетавшихся жителей Богородского уезда за 1907 год. Мне показалось, что это нужно, а также Дополнение к Ревизским сказкам за 1885г — посмотрю, что там. На микрофильмах заказала Списки прихожан-раскольников церквей Богородского уезда(1901 год) и Списки раскольников — старообрядцев Богородского и Коломенского уездов(1902 г). Хотела еще поработать по метрическим книгам, но опись была на руках все время, пока я находилась в архиве. Сделаю в след. раз.

  26. Вера 16 Дек 2013 в 17:26 ссылка на комментарий

    Владимир, а не подскажете ли, где можно найти «Списки рабочих бумаго-ткацкого производства д.Куровская»? Где-то встретила именно такое название…Или как-то по-другому назвать фабрику,на которой работал дед? «……..Балашовых»?

  27. Владимир 16 Дек 2013 в 18:50 ссылка на комментарий

    Пишу в соответствии с последовательностью вопросов.

    Вера, действительно, в этих списках 1917 года только избиратели (ФИО) с указанием возраста. А, в том деле, что Вы смотрели сегодня в архиве, какие были фамилии? В какой-то мере по фамилиям можно определить и селение.

    В отношении следующих дел, мне кажется, Вы делаете все правильно. Заказали ревизию 1858 года: речь идет о деле 51-6-641, я правильно понял? Да, Гора там должна быть, только она и нужна из этого дела.

    В отношении какого-либо дела 1790-ых годов. Я могу порекомендовать только исповедную ведомость 1796 года: 203-797-696. Она хороша тем, что там точно есть приход села Карпово, а Гора в то время должна была именно к этому приходу относиться, поскольку Крестовоздвиженская церковь в Селне появилась позднее. Гора нам всегда нужна – чувствую я, что там Ваши корни.
    Насчет Анциферово сложнее: я вообще не знаю, к какому приходу относилось Анциферово в те годы. Может кто-нибудь подскажет?
    Но есть еще более замечательный вариант: искать не исповедную ведомость, а ревизскую сказку того же 1796 года. В этом случае нужна опись 8 фонда 51, а в ней дела, относящиеся к помещикам на букву «Л»: граф Литта нам нужен в этом случае. Шестая ревизия сказка 1796 года либо пятая ревизия 1783 года – это просто шикарно было бы. По Селинской волости эта ревизия по государственным крестьянам, судя по всему не сохранилась, а вот у помещиков – кто знает? Ревизия – это вообще информация более высокого уровня, в них указывается, откуда брались замуж и куда замуж отдавали девиц.

  28. Владимир 16 Дек 2013 в 18:52 ссылка на комментарий

    А вот насчет Балашовского предприятия в Куровской — это может знать Михаил Рыбин или Ирина Фещенко. Может быть, еще кто-то откликнется по этому вопросу?

  29. Вера 16 Дек 2013 в 19:33 ссылка на комментарий

    Владимир, спасибо за разъяснение! С следующий раз закажу, о чем Вы написали, в том числе, и по Анциферову. По рабочим фабрики попробую поговорить со служащими архива-там есть очень отзывчивые, как оказалось…

  30. Вера 16 Дек 2013 в 20:42 ссылка на комментарий

    Владимир, прошу прощения,что не ответила сразу на Ваши вопросы. Да, я в январе получу ревизию 1858г. по Горе. Фонд 51, но опись не, как Вы пишите выше,6, а -8, а дело точно-641. По ФИО избирателей 1917г. Сейчас уже понимаю. что сделала очередную ошибку- сдала это дело,а надо было бы сначала с Вами посоветоваться… Там я не нашла ни фамилии Захаровы( ни одной), ни Романовы, а на другие не обращала внимание. Все-таки где же искать избирателей по «нашим» деревням? Владимир, вчера я попросила у Натальи, которая располагает информацией по осужденным конца 1900годов, написать, по каким статьям( а она написала, что ЭТО известно) были осуждены дед и его возможный брат, но она не ответила. Владимир, подскажите, пожалуйста, где в Архиве я могу найти эти списки осужденных? И еще вопрос. Владимир, о каких Списках природных старообрядцев Куровской 1900 г идет речь? Где их найти? Я что-то совсем запуталась в источниках.

  31. Вера 16 Дек 2013 в 21:25 ссылка на комментарий

    Владимир, я вспомнила о тех списках природных старообрядцев.. Это именно их мне не дали, сказав, что они на реставрации, и теперь будут в микрофильмах… И снова, перечитывая блог, нашла информацию о Щедриных из Ляхово. Одна из моих тетей,дочь Захарова Матвея Тимофеевича, вышла замуж за Щедрина Ивана Ивановича из д.Ляхово. Он был где-то 1910-1911 г. рождения,кажется.Если нужна информация по нему,узнаю все у двоюродной сестры,его дочери.Она в Москве живет.

  32. Рыбин Михаил Евгеньевич 17 Дек 2013 в 3:06 ссылка на комментарий

    Работая больше месяца в Московском архиве всё хочу найти дела по товариществу Балашовых.Но пока не знаю , что где это может быть.По Шлыковскй линии все мои предки там работали.Если кто подскажет — буду очень признателен.
    Хотел найти по спискам 1917 года д.Куровская и ближайшие селения , но разочаровался.Запонорская волость отсутствует полностью.

  33. Владимир 17 Дек 2013 в 7:16 ссылка на комментарий

    Вера, опять-таки по порядку вопросов:
    да, конечно, 51-8, Вы совершенно правильно меня поправили;
    в отношении списка осужденных: в нем далеко не у всех указано — за что осужден, у Захаровых, в частности, не указано;
    с природными старообрядцами Вы тоже правы — это то дело 1900 года, что Вам не выдали, поскольку якобы в переплете, может и действительно в переплете.

    Насчет Щедриных из Ляхово: выясните все, пожалуйста, как можно подробнее (с годами жизни). И, если можно спросите о семье (родителях, братьях, сестрах, бабушках, дедушках) Щедриной Лидии Ивановны (1922-1997), которая вышла замуж в Гору за Захарова Георгия (Егора) Зотовича (1924-2007). Вполне возможно, Вера, Вы помните эту семью.

    Да и вообще все семейство Щедриных интересно. Оно, судя по всему очень многочисленно в Ляхово.
    Кстати, из Щедриных:
    «ЩЕДРИН Зотей Михайлович. Из удельных крестьян д. Ляхово Карповской вол. Богородского у. Московской губ. Иконописец, старообрядец. В 1840-х гг. жил и работал в Екатеринбурге, занимаясь биржевым извозом. (Уральская икона, с. 338)»

  34. Владимир 17 Дек 2013 в 7:43 ссылка на комментарий

    Что интересно в «Вериной» исповедной ведомости 1834 года семья будущего уральского иконописца Щедрина Зота Михайлова из Ляхово есть. Вот она:
    «Михаил Никифоров 46, жена ево Марья Григорьева 46, дети их: Трифон 15, Елена 8, Зот 9, мать ево Ирина Евдокимиевна 65»! Это единственная семья в Ляхово, где записан Зот, тем более — Михайлов.

  35. Наталия (Nath на ВГД) 17 Дек 2013 в 8:10 ссылка на комментарий

    Вера,
    «Ведомости справок о судимости» доступны в интернете в электронной библиотеке РГБ. Ищутся они поиском по «Ведомость справок» http://clck.ru/8xFLh
    Другое дело, что не так просто в них найти конкретную персону.
    По поводу статей, по которым осуждены люди. В записях не расписано предметно, за что осужден человек, а только пункты документов. Я могу привести вам их, но это больше похоже на ребус:

    Захаров Петр Мартьянов

    — июнь 1888 г., С.-П.-бургск. Окр. С. (в 3 р., по разл.), по 300 ст. Улож., тюрьма 2 мес.

    — Окт. 1890 г., Московский окр. суд (в 4 р., по разл.), по 300 ст. Улож., тюрьма 4 мес.

    — март 1904 г., Городской суд г. Балашова, 173 М., тюрьма 2 мес.

    — август 1908 г., Тамбовский О.С., 134, 135, 149, 152, 300 и 9(?)77 У., тюрьма 4 мес.
    ====================
    Захаров Тимофей Мартьянов (Маркианов, Мартынов)

    — март 1875 г., Мир. Суд. 3 уч. Московского окр., за прошение милостыни, по 49 ст. Уст. о нак., тюрьма 7 дней

    — июль 1897 г., З.Н. 4 уч. Крес(?) у., по 174 ст. У. о нак., 6 ?

    — Янв. 1898 г. Г.С. 1 уч. г. Твери (во 2 р.), 169 и 8 п. 170 М., тюрьма 6 мес.

    — янв. 1902 г. Москов. О.С., 129, 149 и 300 У., тюрьма 6 мес.

  36. admin 17 Дек 2013 в 8:59 ссылка на комментарий

    Наташа, а эти данные несколько отличаются от того списка, что я скачал. Например, отсутствует возраст и год рождения. Эти сведения и те, что в списке (таблице), из разных источников?
    В таблице также четыре записи в отношении Захарова Тимофея Мартьянова (Маркьянова), все четыре различаются годом его рождения: от 1855 до 1859. В сравнении со списком природных старообрядцев — там год рождения Тимофея — 1857. Правда, у меня не возникает сомнения в том, что речь об одном и том же человеке.

  37. Наталия (Nath на ВГД) 17 Дек 2013 в 9:07 ссылка на комментарий

    «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных с 1885 г.»
    ст. 300
    «За предоставление подложного, будто бы выданного присутственным местом или употребленным от правительства лицом, свидетельства о болезни, бедности, хорошем поведении и других тому подобных виновный подвергается заключению в тюрьму на время от двух до восьми месяцев.
    1. Ст. 300 имеет в виду один из случаев, предусмотренных в 294 ст., а именно: подложное составление таких незначительных документов, употребление которых может принести пользу только виновному, а не угрожает имуществу и личности других…
    и т.д.»
    и еще 6 комментариев к статье

    скачать книгу можно здесь: http://clck.ru/8xFVY

  38. Наталия (Nath на ВГД) 17 Дек 2013 в 9:13 ссылка на комментарий

    Владимир, это тот же список, здесь я с точностью до месяца указала время осуждения, более точно место суда и статьи осуждения.
    Возраст я просто сейчас не указывала.
    Все эти сведения и брала из вырезок из книги, которые находятся на вкладке «исходная таблица» файла.

  39. Вера 17 Дек 2013 в 9:14 ссылка на комментарий

    Наталья, я Вам очень благодарна за эту информацию!!! Ну, а дальше уже я буду думать, что с этим делать. Только вот грустно от всего этого….И теперь я думаю, что дед,возможно, поэтому-то и никогда не вспоминал о своей семье и ничего о ней не говорил своим детям….Отрекся от них??? Спасибо Вам!!!!

  40. Вера 17 Дек 2013 в 9:24 ссылка на комментарий

    Владимир, по судимости родных моего деда написала Наталья, которой я очень благодарна.Думаю теперь, что с этим делать…. По Щедриным из Ляхово сегодня позвоню ,под запись расспрошу и Вам напишу.

  41. Вера 17 Дек 2013 в 9:33 ссылка на комментарий

    Владимир, да, конечно же, семью Лидии Ивановны и Георгия Зотовича я очень хорошо помню.Их дети-Валентина, Галина,Анатолий. Валентина училась в школе с моим братом,она самая старшая(должно быть, 1947-48 годов), а вот,кто за ней идет Галина или Анатолий,не могу сказать.

  42. Владимир 17 Дек 2013 в 10:59 ссылка на комментарий

    Чуть выше я упомянут о графе Литта. Продолжу в двух словах.
    Если посмотреть сайт деревни Анциферово, то можно там обнаружить утверждение о том, что Хотеичи вместе с Анциферово одно время принадлежали графине Литта. Проверим…
    Женой Джулио Литта была Екатерина Васильевна Скавронская. Скавронская по первому браку, урожденная Знгельгардт. Умом, как пишут не блистала в отличии от красоты, за что, по-видимому была особенно любима своим дядюшкой князем Потемкиным. Впятером, то есть вместе с другими с другими своими сестрами она какое-то время жила в доме Потемкина.
    Как пишут современники, «все девушки пользовались особого рода благосклонностью дядюшки, но Екатерину он любил дольше всех». Любовные отношения Екатерины с дядюшкой длились в течении как первого, так и второго ее браков. Впрочем, второй муж Екатерины, граф Литта, также был «не лыком шит» и имел роман с Марией Пален, дочерью Екатерины Скавронской от первого брака. Однако, нравы!

    Но Бог с ними, нас не это интересует. Екатерина Скавронская вступила во второй брак с Литта в 1798 году. А интересует нас с какого года имение числилось за Литта и чьим было до него. Мало того, известно, что Екатерина умерла в 1829 роду, раньше мужа, которого не стала в 1839 году.
    Так за кем же числились Хотеичи с Анциферово до Литта, а также между 1839 и 1852 годом (в 1852 году владельцем стал Позен).
    У нас есть такие сведения:
    во-первых, первый муж Екатерины был очень богат и в принципе мой оставить ей данное имение — тогда оно могло действительно числится за Скавронской по крайней мере до ее второго замужества в 1798 году;
    во-вторых, имение мог получить сам Литта в знак признания его заслуг, в этом случае его жена никак не могла быть владелицей;
    в-третьих, известно, что Литта практически все свое состояние завещал Марии Пален.

  43. Владимир 17 Дек 2013 в 13:51 ссылка на комментарий

    У Захаровых Егора Зотовича и Лидии Ивановны дети: Валентина (Хитрова) 1950 года рождения (ее дом точно напротив родительского в Горе), Анатолий 1951, Галина (Киреева) 1953 года.
    Хитровы — это коренная фамилия из Елизарово, а Киреевы — из Костино, также коренная. Все это старообрядческие семьи.
    Кстати, у сына Галины Егоровны Сергея жена Мария из Рыбиных, если я не ошибаюсь.
    Михаил Рыбин может знать.

  44. Вера 17 Дек 2013 в 15:18 ссылка на комментарий

    Да, Владимир, совершенно верно, я про эту семью писала. Вот только с Валентиной в годах ошиблась, вероятно. Брат мой с 1948 г, а, насколько я помню, они вместе учились, вот я и подумала, что и Валентина где-то этого года, но, может быть, они учились просто в школе, а не в одном классе…. По Хитровым. Да, конечно, это уж точно фамилия из Елизарова — часть нашей школы точно была Хитровы. Со мной учились, правда, только 2 Хитровых. Киреевых из Костина тоже знала, помню… Все эти фамилии из детства….

  45. Вера 17 Дек 2013 в 22:33 ссылка на комментарий

    Владимир, прошу прощения, что не смогла Вам сегодня, как обещала написать информацию по Щедриным.Сестра после 22 ч выключает телефон, а я не успела до этого времени освободиться от работы…

  46. Рыбин Михаил Евгеньевич 17 Дек 2013 в 23:55 ссылка на комментарий

    Точно сказать про эту семьи не могу , но Рыбины одна из распространенных фамилий в Гуслице.Мои Рыбины с Новинской волости д.Перхурово , что рядом с Загарьем. Старообрядцы , литейщики.Вера , как то упоминала семью двоюродного брата моего деда , проживающего в районе «Инвалидного дома».
    Рыбины встречаются в д.Петрушино (где то половина деревни), д.Сенькино , д.Соболево.Была богатая купеческая семья Рыбиных в д.Мосягино, что около д.Вантино. В 30-ые годы они подвергались раскулачиванию и репрессиям .
    Есть ли более подробная информация про этих Рыбиных (жену Сергея), про которых вы пишите ?

  47. Владимир 18 Дек 2013 в 6:34 ссылка на комментарий

    Вера, это совершенно не срочный вопрос.
    Михаил, и про Рыбину Марию я упомянул, думая, что Вам будет интересно. Но добавить ничего не могу.

  48. Вера 18 Дек 2013 в 8:22 ссылка на комментарий

    Михаил, про Вашу семью из » Инвалидного»я могу расспросить у бывшего супруга( он жил напротив них и общался), а также найду телефон бывшей одноклассницы, которая, если я ничего не путаю,вышла замуж за одного из Рыбиных и поговорю с ней. Это-не раньше воскресенья…

  49. Вера 19 Дек 2013 в 23:50 ссылка на комментарий

    Владимир, получила от двоюродной сестры информацию о ее предках по линии отца — Щедриных из д.Ляхово (все, что она помнит). Были три брата Щедриных: Иван Сергеевич, Сильвестр Сергеевич, еще одного не помнит. Щедрин Сильвестр Сергеевич в 1937 г. был репрессирован, после отбытия срока возвращался домой и его убили в поезде. Тот брат, которого не помнит сестра, переехал жить в Москву (был женат, жена Лидия, врач). Щедрин Иван Сергеевич всю жизнь прожил в Ляхове, умер в 90 лет в самом конце 50-х годов. Жена его Александра (девичья фамилия неизв.) вышла за него замуж в 16 лет. Умерла в 70-х годах. Оба похоронены в Ляхове. У них было 13 детей, но сестра не смогла назвать всех. Самый старший — Иван Иванович Щедрин (отец моей сестры), родился в 1908 г, умер в 1966 году, большую часть жизни прожил в Москве. Военный, похоронен в Москве. Жена — Захарова Клавдия Матвеевна (тетя моя), 1909 г, умерла в 1990-г, дети: Лидия, Галина, Валентина. Брат его — Григорий Иванович Щедрин, жил в Москве, работал завхозом в МОНИКах, умер в 1999 г, похоронен в Ляхове, жену не помнит. Сын его — Виктор — военный, живет в Москве. Еще брат — Амос Иванович Щедрин, умер в 2010 г. в возрасте 95 лет. Был военным (полигон в Семиполатинске). Похоронен в Красногорске. Жена Вера из Сибири. Дети — Игорь живет в Москве, сын Виктор живет в Красногорске. Щедрина Любовь Ивановна, муж Тимофей — годы рожд. и смерти не знает. Жили и работали в Куровской. Сын их умер в молодости. Щедрина Агриппина Ивановна, муж Яков — жили в Ляхове, работали в Давыдове Похоронены в Ляхове. Имели 2 сыновей-близнецов, один из которых умер в молодости, и дочь Людмилу — живет в Москве. Щедрин Петр Иванович — умер в молодости, похоронен в Ляхове. Щедрин Александр Иванович, г. рожд. неизв., умер в 70-х годах, жил и похоронен в Ляхове. Жена — Клавдия Ивановна (девич. фамилия не известна), преподавала физику в школе (и мне тоже), живет Ляхове. Дети — Владимир и Алексей — живут в Ляхове.
    Вот, Владимир, как оказалось, той Лидии Ивановны Щедриной в этой семье не было. Хотя, эта двоюродная сестра, которая повествовала все это,тоже Щедрина Лидия Ивановна, 1936 г. рождения, живет в Москве.

  50. Владимир 20 Дек 2013 в 6:49 ссылка на комментарий

    Спасибо, Вера, за обстоятельный рассказ об одной из семей Щедриных! Стало быть, Щедрина Лидия Ивановна, которая вышла замуж за Егора Зотовича, из другой семьи Щедриных…

  51. Вера 20 Дек 2013 в 7:23 ссылка на комментарий

    Да, Владимир, Щедриных также много, как и Захаровых… Вот, что еще забыла включить в описание. Александра, жена Щедрина Ивана Сергеевича, из д. Запрудино. Из семьи, которая была соседями с предками моего отца — Соловьевыми. Папа о них рассказывал, что была «очень зажиточная» семья. Вот, теперь,кажется, все о них….

  52. Владимир 20 Дек 2013 в 9:17 ссылка на комментарий

    Вот, если внимательно просмотреть сообщение Наталии, которое она оставила 17.12 2013 в 8:10, то одну деталь можно высмотреть о Захарове Тимофее Мартьянове (Маркьянове, Мартынове). Его судимости приходятся вот на какие годы: 1875, 1897, 1898 и 1902. Особенно меня последний год заинтересовал, поскольку из версии смены фамилии следует, что у него уже в 1900 году заявлялась фамилия Романов. Как это может быть понято?

  53. Владимир 20 Дек 2013 в 9:47 ссылка на комментарий

    Поскольку все сложно вокруг Захарова Тимофея Маркьянова (Мартьянова), то впору к разным всяким деталям присматриваться. Например, меня заинтересовало имя-полуотчество его жены. Повторюсь, в 1900 году записано:
    «Тимофей Маркьянов Романов 43
    жена его Феодосия Владимирова 43…»
    А вы знаете что это имя отчество весьма редко встречается (из-за редкости имени Владимир): в моей базе данных тысяч на 7 женских персон Федосья Владимирова всего два раза и встретилась: в Молоково и Лопаково, да и то исключительно рождением в середине 18 века.
    Спросите: ну и что? А то, что в Горе в подворной переписи Федосья Тимофеева 20 лет также присутствует, только мужа у него зовут не Тимофей Маркьянов, а Тимофей Васильев также 20 лет.
    Но в целом, мне, конечно, трудно допустить, что речь идет об одной и той же паре: для этого целых два условия нужно допустить — что где-то в возрасте нестыковка лет в 8 случилась. а главное, что полуотчество у Тимофея не совпадают. В подворной переписи указан и его брат: Василий Васильев.
    Между прочим, очень интересная семья. Фамилия у семьи Юркины. Интересна эта семья тем, что в Миассе, как я где-то вычитал, работали два иконописца приезжих — отец с сыном Юркины. Я пытался по эл. почте что-то прояснить о Юркиных через музей в Миассе, но мне не ответили.
    Вот Наташа как-нибудь соберется посетить музей иконы в Екатеринбурге, может быть, там и про Юркиных спросит.

    Вот опять информация для размышления.
    Надеюсь, что-то может прояснить ревизия 1858 года.

  54. Владимир 20 Дек 2013 в 12:39 ссылка на комментарий

    С сайта Храма Богоявления г. Миасса:
    «Официальная церковь вела постоянную борьбу с расколом. А с 80-х годов XIX века, с введением института миссионерства, эта борьба усилилась. В Миасс часто приезжают посланцы господствующего вероисповедания, чтобы проводить «просветительную» работу со старообрядцами. Нередко устраивались многочасовые диспуты с участием представителей «древлего благочестия», порой они продолжались по несколько дней. В них принимали участие только представители Белокриницкой общины, обладающие, как правило, твердыми убеждениями и духовной грамотностью. Наиболее активной в этих диспутах, как свидетельствует летопись, была Феодосья Юркина, жена иконописца Тимофея Юркина. Она была образованна, начитанна, содержала школу для детей старообрядцев и проводила в ней занятия.
    Семья старообрядцев Юркиных была довольно известна в Миассе. Старший брат Тимофей Васильевич (1842 г. р.) открыл иконописную мастерскую, в которой работало до трех человек. Эта мастерская принесла немало хлопот официальному духовенству. Рядовые обыватели мало знали о различиях в иконах старого и нового письма, приходили в мастерскую не только приобрести новые, но и обновить старые иконы. Эти старые, случалось, реставрировались в старообрядческой манере.
    Младший брат Василий Васильевич (1849 г. р.) был известным купцом».

    Вот видите, как интересно порой отвлекаться от темы. Зато установили по совпадению имен (трех!) и примерных годов рождения, что в Миассе были наши старообрядцы, с Горы. Годы рождения не совпадают, но незначительно, да и перепутано, кто из братьев был старшим, кто младшим.

    Кстати, и по вопросу Захаровых выяснили, что две Феодосии Владимировны — это простое совпадение, как и следовало ожидать.

  55. ольга мельникова 20 Дек 2013 в 17:45 ссылка на комментарий

    Я встречала изменение «фамилии», чтобы не путались дворы, видимо. Возможно, по имени более раннего предка.

  56. Вера 21 Дек 2013 в 14:21 ссылка на комментарий

    Влпдимир, читаю все это и начинаю думать, что вряд ли с такой путаницей удастся распутать историю семьи деда…, но в любом случае готова продолжать поиски, тем более с такими помощниками — ВСЕМ ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ! И….ждем, когда получу ревизию 1858 г. В середине января обещали диск. А пока одни вопросы: куда же все-таки делись после 1900 г. мать,отец, сестра Дарья (по Вашим данным), возможный брат Петр? Кто на старинных фото деда? Одна из фотографий из Мурома. И возвращаюсь к вопросу, откуда у деда было столько денег в довольно молодом возрасте? Жили они в приличном достатке. Наталья советовала посмотреть статьи, по которым были осуждены Тимофей и Петр Захаровы на ссылке. Попробовала- не получилось, к сожалению… Попрошу зятя попозже с эти поработать. Ведь эта информация тоже добавит многое к раскрытию тайны предков деда.

  57. Владимир 21 Дек 2013 в 19:03 ссылка на комментарий

    Вера, я рад, что Вы полны решимости продолжать поиски. Находки могут быть и быстрые, а поиск многолетним. Я помню, что у нас в Кузяево было воистину фантастическая находка захоронения моего прадеда Маслова Михаила Фомича и его жены Дарьи Афанасьевны 1845 года рождения. Это было в 2008 году, но сколько я не пытался искать Дарью Афанасьевну (из какой она семьи?), вот уже пять лет ничего не получается. А получится ли вообще — тоже вопрос…

  58. Вера 21 Дек 2013 в 20:14 ссылка на комментарий

    Владимир,разумеется, я не могу бросить поиски,сколько бы лет это не заняло,т.к все равно, это » не отпустит», пока не разберусь кто были предки деда.

  59. Вера 21 Дек 2013 в 21:20 ссылка на комментарий

    Владимир, возвращаюсь к Вашему рассказу о семье Юркиных из Миасса…..Я что-то не совсем поняла,кого Вы подразумеваете под этой фамилией? Что и Юркиным мог бы быть Тимофей Захаров ?

  60. Владимир 22 Дек 2013 в 6:15 ссылка на комментарий

    Вера, нет, конечно, Юркины не имеют отношения к Захаровым. Получилось замечательно: меня заинтересовано появление Федосии Владимировой в подворной переписи 1869-1871 годов, а также в списках природных старообрядцев 1900 года. В первом случае оказалось, что это семья Юркиных, их фамилия прослеживается из ревизии 1850 года. А другая Федосья Владимирова (в 1900 году), совершенно самостоятельная и не связанная с первой — это жена Тимофея Маркьянова Романова.
    Это две разные семьи. Позднее одни Юркины остаются в Горе и живут там к 1900 году двумя дворами, другие переселяются в Миасс. Так что не беспокойтесь — нам достаточно загадки между Захаровыми и Романовыми в Горе. Юркины, хотя и очень интересная семья, к Матвею Тимофееву Захарову отношения не имеют.

  61. Вера 22 Дек 2013 в 11:21 ссылка на комментарий

    Спасибо,Владимир! А что до Юркиных, то и не удивилась бы УЖЕ, что предки так легко меняют фамилии… Я, получив от Вас информацию по Миассу, быстренько прочла в Интернете много чего, что касается старообрядчества на Урале… И вот, что поняла — жили старообрядческие миссионеры, как подпольщики, и делали все возможное, чтобы уйти от преследования… Начав заниматься поиском предков, даже и не предполагала, что так углублюсь и заинтересуюсь историей старообрядчества. Об одном жалею — потеряно безвозвратно то время, когда я могла еще общаться с более старшим поколением старообрядцев и узнать из первых уст какие-то исторические факты.

  62. Владимир 22 Дек 2013 в 13:11 ссылка на комментарий

    Вера, здесь, на блоге, в рубриках слева есть раздел «Переселение на Урал и в Сибирь». Загляните в него, если будет интерес — там о путешествиях наших подмосковных старообрядцев — Афониных, Бобковых, Черкасовых, Плешковых, Комаровых, Разухиных, Соколовых и т.д., всех не перечислить, вот и Юркиных тоже — в уральские и сибирские земли.

    В том же Миассе и Екатеринбурге упоминаются Чекановы (самые известные из которых — Александр и Мартин Кирилловичи), причем, говорится, что происхождением они из нашего Елизарово. Так вот — еще одна загадка.
    Дело в том, что в Елизарово жили, судя по всему, в том числе, и по Натальиному списку осужденных, не Чекановы, а Чекаловы.
    Жили ли там еще и Чекановы, только старожилы Елизарово, возможно, ответят, или местный некрополь.
    Мало того, и в исповедке 1834 года, что Вы подняли (а мы еще, я чувствую, не раз будем к ней возвращаться), не нашел я в Елизарово ни Александра с Мартином, ни, Кирилла, их отца. Интересно было бы этот вопрос раскрутить, тем более, что Чекановы все-таки в наших с Вами краях, но не в Елизарово, а в Яковлевской, двумя дворами в 1858 году жили.

    По существу, каждый новый документ приносит открытия, даже, если они не подтверждают наши гипотезы, а опровергают их.

  63. Владимир 22 Дек 2013 в 13:48 ссылка на комментарий

    Вера, я позволю себе посоветовать Вам посетить еще один раздел на блоге, посвященный не только истории старообрядчества, но и двум исследователям старообрядчества: Зеньковскому Сергею Александровичу (например, статья «Старообрядцы-диссиденты») и совсем коротко — Щапову Афанасию Прокопьевичу (статья «Истоки раскола глазами историков»). Впрочем, там и другие статьи есть.

  64. Вера 22 Дек 2013 в 15:02 ссылка на комментарий

    Владимир, огромное Вам спасибо за рекомендации-ночью почитаю (пока работаю)! А в Елизарове, действительно, живут одни ЧекаЛовы. Это тоже одна из самых распространенных фамилий! Среди моих знакомых (по школе) есть и из этой фамилии. Чувствую, что нам вместе нужно будет летом организовать многодневную «экспедицию» по моим родным деревням, чтобы встретиться с носителями этих распространенных фамилий. Уверена, что к этому времени обзаведусь и автомобилем и мы объедим максимально возможное количество деревень и моих знакомых. Владимир, на почту Вам отправила письмо и жду ответа, т. к завтра намерена съездить в Архив.

  65. Ольга 01 Янв 2014 в 10:21 ссылка на комментарий

    Добрый день. Мне пришлось по работе познакомиться с Людмилой Карповной Ганенковой. Они действительно там живут, и дочку ее знаю. Очень способная девочка, закончила Литературный в Москве. Пишет и прозу, и стихи.

  66. Владимир 02 Янв 2014 в 11:35 ссылка на комментарий

    Ольга, поздравляю Вас: Ваши комментарии первые в Новом году!
    По ним чувствуется, что Вы хорошо знаете эти места: Гору, Давыдово, Куровское. А также людей, что жили в этих селениях или живут сейчас.
    Если Вы сочтете возможным чем-то добавить информацию на блоге, то мы все будем только рады.

  67. Ольга 02 Янв 2014 в 23:41 ссылка на комментарий

    Вы правы, Владимир. Мои предки по линии отца из Сенькино, а по маме из Слободищь и Цаплино. Еще в школьные годы мы с бабушкой очень часто разговаривали о прадедах. Меня всегда интересовало: кем были мои предки. И Ваш сайт очень интересен, и много полезной информации.
    Спасибо.

  68. Владимир 03 Янв 2014 в 12:01 ссылка на комментарий

    Мне бы хотелось, Ольга, чтобы посмотрели две статьи с комментариями к ним: «Дневник Виноградова» и «Шибаевы из Цаплино«.
    Вдруг мелькнут знакомые имена и фамилии.

  69. ИринаФМ 03 Янв 2014 в 12:14 ссылка на комментарий

    Ольга, если не секрет, какие фамилии носили Ваши предки?

  70. Ольга 03 Янв 2014 в 17:28 ссылка на комментарий

    Ирина, мы же с Вами переписывались о моем прадеде из Сенькино. А бабушка из Цаплино. Реброва.

  71. Ольга 03 Янв 2014 в 17:29 ссылка на комментарий

    А прабабушка — Ботнева.

  72. Ольга 03 Янв 2014 в 17:40 ссылка на комментарий

    Вот мои прадед и прабабушка. Реброва Агния Ивановна и Ребров Илларион Григорьевич. А это списки какого года? Как их год рождения вычислить?

  73. Ольга 03 Янв 2014 в 17:48 ссылка на комментарий

    Извинюсь. Год 1917.

  74. Владимир 03 Янв 2014 в 19:24 ссылка на комментарий

    Смею предположить, Ольга, что в этих списках записан отец Иллариона Григорьевича — Ребров Григорий Иванович 53 лет (под № 521), учитывая, что разница в возрасте между ними вполне достаточная — 19 лет.

  75. Ольга 03 Янв 2014 в 19:51 ссылка на комментарий

    Я тоже так подумала и посчитала.

  76. ИринаФМ 04 Янв 2014 в 17:12 ссылка на комментарий

    Ольга, извините, не сообразила, что Вы та же самая. Получается, что по Ребровым Вы родственница Галины Кочетковой. Кажется, Ребровыми занимался Ю.А.Карякин. А можно уточнить, какие именно бабушки-прабабушки, чьи они жены, откуда кто, т.к. у большинства людей 2 бабушки, 4 прабабушки. Вообще фамилия Ботнев мне знакома, не помню откуда. Посмотрела дневник — там нет. Нашла в 10 ревизии по Слободищам свою запись «Есть Какушкины, Бучины, Ботневы, Полозовы». Почему я ими интересовалась? Не помню…

  77. Владимир 04 Янв 2014 в 18:18 ссылка на комментарий

    Информация о Ботневых их деревни Слободищи встречается в интернете, например:
    Ботнев Мартьян Григорьевич 1885 г.р.,
    Ботнев Иван Матвеевич из крестьян, но с купеческим свидетельством по Богородску к 1893 году,
    Ботнев Никита Герасимович, купец, красильное заведение в Слободищи (на 1888 год),
    Ботнев Иван Иванович 1900 г.р., арестован в 1937 (статья 58-10)

  78. Ольга 04 Янв 2014 в 20:21 ссылка на комментарий

    Владимир, Это я тоже видела. Только Иван Иванович не наш. Наших в Новокузнецк выселили, я их уже нашла, живут там и сейчас.

  79. Ольга 04 Янв 2014 в 20:23 ссылка на комментарий

    Иван Матвеевич наш, его дочь Агния Ивановна вышла замуж за Реброва Иллариона Григорьевича в Цаплино.

  80. Ольга 04 Янв 2014 в 20:26 ссылка на комментарий

    Ирина, по Слободищам по Ботневым и Лыжиным Вы не могли бы прислать мне информацию на почту?

  81. ИринаФМ 04 Янв 2014 в 21:27 ссылка на комментарий

    Ольга, так в том-то и дело, что у меня нет Слободищ целиком. Я там занималась Фортовыми, их и выписывала, но перед выписками стоит фраза, которую я написала выше. Три другие фамилии — из дневника В.И.Виноградова, мы делали к нему алфавитный указатель. Теперь не могу понять, получается, что я эту фамилию от кого-то слышала, но без конкретики. А от кого — не помню. И найти невозможно — у меня такие залежи и файлов, и бумажные, разве что случайно. Теперь буду иметь в виду.

  82. Владимир 05 Янв 2014 в 16:01 ссылка на комментарий

    Для Наталии Викуловой.
    Я, Наташа, поначалу не догадался вот о чем: Екатерина Абрамова 82 лет в 1834 году, следовательно, 1752 года рождения, если, конечно, запись вообще соответствует действительности. Посему найти ее в родительской семье в переписи 1773 года вероятность невелика (да мы и не знаем, где искать): ей 21 год, и она, конечно, уже замужем.
    Второе соображение вообще смешное: Абрам-то — это, естественно, Авраам, а Авраамов я поискать не догадался раньше.

    Могу сказать, что во всей Селнинской волости во второй ревизии 1748 года (исключая, конечно, Анциферово) подходящих по возрасту (чтобы года через 4 у них могла появиться дочку Катя) Авраамов всего двое:
    Авраам Михайлов Жегалин 39 лет из села Карпово и Авраам Герасимов 41 года из деревни Минино.
    Впрочем, у нас пока даже оснований для предположения нет, что один из них — нужный для нас Авраам, но мы просто будем держать это в голове.
    Причем, я даже предположу, что это «не наши» Абрамы-Авраамы, поскольку, скорее всего, они из православных семей — таких было большинство как в Карпово, так и в Минино. Так что искать родителей Екатерины, я думаю, нужно В Анциферово или в Хотеичах.

    Что получается:

    1. Нам нужна перепись 1773 года по Анциферово — в надежде, что по замечательному имени-отчеству Екатерины Абрамовой можно выйти на ее мужа, кроме того, в этой переписи (которая по форме — ревизия) должно быть указано, откуда взята замуж Екатерина Абрамова. Это указано будет тогда, когда Екатерина вышла замуж в период между 1763 и 1773 годами, а это как раз наш случай!
    Но очень серьезная проблема в том, что мы не знаем, кто владел Хотеичами и Анциферово в то время (я, по крайней мере, не знаю).

    2. Если удастся узнать селение. из которого Екатерина (вполне возможно, кстати, что из Анциферово), то, чтобы твердо установить родителей Екатерины, понадобится какая-то исповедная ведомость 1750-ых или 1760-ых годов. Но и здесь нужно еще выяснять, к какому приходу относилось это селение. Если об Анциферово речь, то наиболее вероятным будет приход в Хотеичах.

  83. Владимир 10 Янв 2014 в 16:26 ссылка на комментарий

    Для Веры Соловьевой и не только для нее.

    Помните, что где-то в начале декабря прошлого года я сообщение в этой теме опубликовал насчет Юркиных. Некоторые из них из Горы в Миасс переселились и сделались там известной фамилией, занимаясь иконописью и купеческими делами. Насколько я понимаю, особняк Юркиных в Миассе сохранился.
    Так вот, утверждаю, что ничего случайного в этой жизни нет, не зря я о Юркиных разговор завел. Оказывается: Юркины, как с Комаровыми, так и с Мосаловыми, в родственной связи состоят. Смотрите:
    Мосалов Зот Пахомович (1861-После 1888), прож.: Гора, жена: Мосалова (Комарова) Анна Мартьяновна из деревни Гора (1863-После 1900), дети: Олимпиада, Ксения. Вера, здесь все Ваши родственники.

    А вот сестра Мосалова Зота Пахомовича – Пелагея Пахомовна – вышла замуж за Юркина Павла Максимовича. Юркины Максим Савельев, отец Павла, с одной стороны, и Тимофей с Василием Васильевы, жители Миасса – это двоюродные братья. Так что, Ваши дальние родственники в истории Миасса записаны!

  84. Вера 11 Янв 2014 в 0:56 ссылка на комментарий

    Владимир, спасибо за такую интересную информацию!!! Получается, что это- все родственники, хотя и дальние,по бабушке Олимпиаде.Очень интересно открывать новое в прошлом. Мы, все родные со стороны бабушки,привыкли почему-то(???) считать, что бабушка была Комарова.Может быть, потому что очень тесно их семья была связана с Михаилом Комаровым….И только Вы помогли разобраться, кто есть кто среди наших предков. Начинаю постепенно привыкать, что фамилия бабушки Олимпиады все-таки была Мосалова, а вот прабабушки Анны- Комарова. Да и география местожительства родственников расширяется…Но,Владимир, согласитесь, что со стороны бабушки все более или менее понятно,известно, а вот с дедом не очень-то. Хотя уже те открытия, которые Вы сделали и по его семье всего за 3 месяца дают надежду, что «тайна деда» будет раскрыта! Очень благодарна Вам!!!

  85. Владимир 11 Янв 2014 в 8:25 ссылка на комментарий

    Рассуждал о том, кому принадлежало Анциферово во второй половине 18 века (до Литта). Сам отвечаю: в переписи 1773 года в отношении одной из персон нашел случайно: «выдана замуж вдовы генеральши Марьи Головкиной село Хотеичи».
    Вероятно, и Анциферово относилось к этому владению.

  86. Наталия (Nath на ВГД) 11 Янв 2014 в 8:58 ссылка на комментарий

    Владимир, я прочитала ваши рассуждения о дальнейшем поиске Екатерины Абрамовой и её мужа. Просто хочу напомнить, что, возможно, ей всё-таки не 82 года на момент переписи было. И это существенно затрудняет поиск. Если Михаил 34-х лет — старший сын, то она сама могла родиться и позже 1773 года. Тогда надо более подходящих молодых Авраамов-Абрамов искать.
    Ну и про семью Архипа, у которого сыновья Петр (1782 г.р), Фома (1785 г.р) и, возможно, Василий, не стоит забывать.

    Про генеральшу в интернетах не нашла, какого именно Головкина она была жена?

  87. Владимир 11 Янв 2014 в 10:02 ссылка на комментарий

    Наташа, конечно, ошибка в исповедке не исключена. Может быть, возраст Екатерины Абрамовой и не 82 года, а заметно меньше, например, 62. Правда, и при возрасте 62 года, мы теоретически укладываемся в ее рождение до 1773 года.
    Еще нужно учесть, что в переписи 1773 года могут быть указаны не все дети малые. У меня по мужской линии именно такой случай: я долго искал моего Якова Мартинова, который не был записан в переписи 1773 года, хотя непременно должен был родиться, поскольку его отец Мартин Савельев умер в 1771 году. Нашел в документах только начиная с 1815 года, в ревизии 1816 года он записан в Смолево уже в возрасте 46 лет — однозначно мой, однозначно родившийся в 1770 году.

    В переписи 1773 года и Абрамов и Авраамов достаточно много по волости, в частности,
    — среднего возраста женатых:
    Абрам Елисеев 40 лет из Аринино,
    Авраам Потапов 31 года и Авраам Дементьев 32 лет, оба из Костино;
    — холостых:
    Демин Абрам Данилов 22 лет из Молоково,
    Абрам Родионов 17 лет из Яковлевской,
    Авраам Сергеев 16 лет из Давыдово,
    Абрам Тимофеев 15 лет из Лопаково.
    Все они подходят для нас (с условием ошибки в возрасте Екатерины).

    Насчет Марьи Головкиной также ничего сказать не могу — не нашел, кто такая.

  88. Владимир 11 Янв 2014 в 10:39 ссылка на комментарий

    Насчет того, что Екатерина Абрамова записана во дворе Архипа, а, следовательно, Василий, муж Екатерины Абрамовой — может быть сыном Архипа, я помню.
    Чтобы это установить, у нас такие варианты:
    искать ревизию 1816 года (по имению Литта), рассчитывая, что Василий, муж Екатерины Абрамовой, еще жив, а вся семья записана во дворе Архипа;
    искать ревизию 1796 года по имению (то ли Марьи Головкиной, то ли Литта), в ней Василий почти наверняка записан, должно быть, уже женатый;
    искать исповедки конца 18 века, то есть разбираться с приходом, к которому относилось Анциферово до появления Крестовоздвиженской церкви в Селне в 1830-ых годах, скорее всего, это будет храм Троицы Живоначальной в Хотеичах (до начала строительства каменного храма в Хотеичах в 1811 году там был деревянный, но, главное, что был!).

  89. Владимир 11 Янв 2014 в 18:50 ссылка на комментарий

    Замечательный, хотя и непростой для понимания, обзор различных источников по вопросу о владельцах Анциферово дала Наталия Викулова!
    Я привожу этот обзор – весьма полезно.

    Дорога к храму: (К истории церквей Орехово-Зуев. благочиния) / [Сост. Мехонцев Никита Иванович]. — Орехово-Зуево, 1999. — 291 с. : ил., цв. ил., портр.; 21 см.
    «…Село Хотеевичи в 1677 году находилось в дворцовом ведомстве. В 1678 году в нем было 27 дворов крестьянских. В 1693 г. это село пожаловано Автоному Михайловичу Головину, а продано Александру Ивановичу Головину и за ним утверждено того же года отказною книгой, в которой упоминается: “в селе Хотеевичи церковь деревянная во имя Благовещения Пресв. Богородицы”; в 1810 году селом владела графиня Ирина Ивановна Воронцова (Вотч. Колл. По гор. Москве ст.л.кн. 54, № дела 7, мол.л.кн. 49, № 19 и кн. 11)».

    Воронцовы—два века в истории России, Том 3, РИО, 1997
    «…Воронцовские имения находились в Богородском уезде Московской губернии. К таковым относилось старинное село Хотеевичи и соседняя с ним деревня Анциферово. Ныне Хотеичи и Анциферово принадлежат к Орехово-Зуевскому району Московской области. До конца XVII века Хотеевичи находились в дворцовом ведомстве, а с 1693 г. было пожаловано фамилии Головиных, за которыми и находилось до середины следующего столетия. После Ивана Ларионовича эти владения перешли к его внуку – Ивану Илларионовичу (по 5-й ревизии в указанных селениях проживало 923 души мужского пола), по смерти которого владелицей Хотеевичей стала его вдова Ирина Ивановна Воронцова…».

    Далее Наталия пишет о приложениях к тексту «Истории царствования Петра Великаго» Н. Устрялова:
    В этой выписке указан год, когда Анциферово перешло из дворцового владения в руки стольника Автамона Михайловича Головина (в след. году он уже генерал!), умершего в 1720 г. Пишут, что у него был сын Сергей, но про мать и жену я что-то ничего не нашла.
    Год указан такой: 201, но я не понял, что в данном случае является точкой отсчета

    А про «генеральшу 1773 г.» ответ у Ольги Мельниковой:
    5 ревизия Московских купцов 1782 года (51-18-11) – Хотеичи упомянуты как вотчина госпожи вдовы адмиральши Марьи Ивановны Головиной.
    Адмирал Александр Иванович Головин (умер в 1766 году), сын Ивана Михайловича Головина (1680—1737), тоже адмирала и племянник Автонома Михайловича Головина.
    То есть, не понятно, когда и кому перешло владение Анциферово и Хотеичами от семьи Автамона в семью адмиралов.

    Про Александра Ивановича Головина из Википедии
    Александр Иванович Головин (ум. 1766), также стал адмиралом (15 (26) мая 1757 года) и командиром галерного флота. … Был женат на Марии Ионишне Новосильцевой (1716—178.) и имел двух дочерей. Ионовна она, не Ивановна!

    От брака с Марьей Ионишной Новосильцевой имел двух дочерей: Анну Александровну — за князем Михаилом Васильевичем Голицыным и Екатерину Александровну (1728—9.09.1769) в браке с обер-гофмаршалом князем Николаем Михайловичем Голицыным.
    У Ольги текст касается Хотеич. Возможно, владельцев можно и до Анциферово «расширить». Но Автоному Анциферово отдельно от Хотеич досталось. Вернее, не так, Хотеичи сначала дарованы в 201 году, а Анциферово в 203 году. Значит, если, как написано у Ольги » В 1693 году Хотеичи было пожаловано Автоному Михайловичу Головину», значит, Анциферово с 1695 года.
    с. Хотеичи, судя по всему, переходят к Голицыным через брак в 1853 г. её младшей дочери Екатерины с Ник. Мих. Голицыным (1727-1787). Хотя интересно то, что в 1872 году Хотеичами владеет еще Марья Ионовна, а дочери к тому времени уже нет в живых.

  90. Наталия (Nath на ВГД) 11 Янв 2014 в 20:15 ссылка на комментарий

    еще одна запись про
    Захарова Тимофея Мартынова,
    кр. Богород. у., Запонор. в., д. Горы (торгов), 24 г.
    приг. Таганрогск. Окр. С. (в 3 раз, по разл.)
    по 296 и 300 ст. Уст. о нак., с лиш. особ. прав, в арест. отд. на 2,5 года. Исп. 10 мая 1885 г.

  91. Наталия (Nath на ВГД) 11 Янв 2014 в 20:16 ссылка на комментарий

    Брак у Голицыных, конечно же, в 1753 году, а не в 1853 г.

  92. Вера 11 Янв 2014 в 22:38 ссылка на комментарий

    Наталия, я нашла еще больше приговоров по моему прадеду, Тимофею-аж 12!!! Просмотрела ВСЕ «Ведомости судимостей», которые есть в электр. библиотеке -с 1875 по 1927 годы, 468 дел. Судимости начинаются с 1875 и послед.в 1916г.

  93. Владимир 12 Янв 2014 в 7:38 ссылка на комментарий

    Известная предприимчивость жителей наших деревень порой естественным образом перешагивала границы, установленные законом. Например, Сергей Михайлов в статье «Веселые промыслы» гуслицкого края» пишет, в частности:
    «…Гусляки, а особенно жители Гуслицкого Захода (местность на северо-западе Гуслиц), также любили с пользой навестить Москву. Но в отличие от других сборщиков гусляки хаживали за подаяниями и в другие губернии, особенно южные. Промысел приносил немалый доход. В одной из деревень старожилы даже вспомнили поговорку: «Кто не збирун — тот не живёт». Некоторые из «збирунов» наживали этим промыслом такое состояние, что становились фабрикантами. Известно, что «на промысел» в южные губернии ходил в юности основатель одной из известнейших гуслицких купеческих династий Гущиных. Для большей наглядности «збируны» брали с собой так называемые викторки и малашки — фальшивые свидетельства «на погорелое» и виды на жительство. Их за определенную мзду в большом количестве выпускали местные умельцы. Помимо свидетельств на погорелое, они «рисовали» и сборные листы на ремонт несуществующих храмов. Не всегда эти документы были написаны грамотно. Газета «Богородская речь» приводила некоторые примеры написания названий храмов, на которые собирали «збируны»; «Христорождественская Рождества Христова Церковь» и «Крестовоздвиженская — Креста Господня». Однако это не мешало возвращаться домой с приличной суммой».

  94. Наталия (Nath на ВГД) 12 Янв 2014 в 8:47 ссылка на комментарий

    Вера, а как в этих 12-ти записях обстоит дело с отчеством и датой рождения?

    Владимир, ваш текст объясняет большое количество судимостей жителей Гуслиц. Их, действительно, много. Я параллельно еще по некоторым местностям ищу — в Курской, Смоленской губернии- нужные волости встречаются реже. Но это все относительно, конечно.

  95. Вера 12 Янв 2014 в 9:55 ссылка на комментарий

    Да,уже и об этих промыслах гусляков я начиталась везде вдоволь…Вопросы остаются. Если прадед ,Тимофей, таким образом собрал какое-то «состояние», а дед Матвей использовал его в последствии ,то почему он никогда о родных не вспоминал ,запретил даже вопросы о них задавать? У детей его было впечатление,что он «отказался» от родных. Вопрос остается, где Матвей взял деньги в очень молодом возрасте на строительство 2х домов в начале 1900х годов? И куда делась ВСЯ его родня? По справкам из судебных ведомостей видно, что Тимофей Захаров в последний раз сел в 1916г, т,е все время до этого он жил на Горе, где-то рядом с семьей Матвея?И мать его, и сестра…Дед Матвей работал химиком на фабрике в Куровской, имел приличный ( пусть даже «ведомственный» дом) и достаток, чтобы даже прислугу нанимать(хотя они их не так называли),а значит,где-то должен был получить хоть какое-то образование? Ну, ладно, отец его постоянно где-то промышлял, а почему Матвей не общался ни с матерью ни с сестрой?

  96. Владимир 12 Янв 2014 в 15:56 ссылка на комментарий

    Вы, Вера, правильно прочитали мой намек на возможность и такого вот сколачивания состояния. А почему бы и нет?
    Но, психологические особенности внутрисемейных отношений, я боюсь, нам не удастся выявить по архивным документам.

    Другой аспект: мне кажется, что Вы, Вера, несколько преувеличиваете значение специального образования для работы в то время, ну, например, «химиком на фабрике в Куровской». Откуда вообще могли взяться в деревнях грамотные в нашем сегодняшнем понимании люди (с дипломами и сертификатами)?
    Такого уровня грамотности на основе специального обучения, как мне кажется, просто не существовало в наших селениях. Все решали, сноровка, умение и опыт. И кто бы то ни был: Морозов, Кузнецов или другие корифеи бизнеса, включая мастеров-фальшивомонетчиков, которые не только себя, но и всю деревню порой кормили этим промыслом (если верить некоторым публикациям) — все они начинали «с нуля».

  97. Вера 12 Янв 2014 в 17:46 ссылка на комментарий

    Владимир, к выводу о «промыслах» прадеда я пришла сразу же, как только нашла столько справок о судимости. А еще раньше прочла массу литературы, где говорилось, что именно горские были «сбирунами.» Владимир, Вы пишите, что не определить внутрисемейные психологические особенности по архивным документам, но я не ставлю такой задачи -определить психологический климат ( особенности) семьи деда — я пытаюсь понять, куда делась его семья. А, поскольку, уже понятно, что до 1916 г прадед Тимофей все еще числился на Горе, то, наверное, нужно смотреть архивные дела уже более связанные с Матвеем Захаровым, например, после 1900 г и далее? Про обучение того времени ничего не знаю, но если дед работая на фабрике, имел возможность жить в фабричном доме занимая полный этаж, не значит ли это, что все-таки какое-то образование было? И все-таки не дает покоя тот факт, что при этом он был совсем молодым парнем…

  98. Владимир 13 Янв 2014 в 9:58 ссылка на комментарий

    Конечно, нужно искать документы о Матвее Тимофеевиче после 1900 года, но я пока не особенно представляю, как к этому подойти и что искать. Пожалуй, нужно все же поискать списки работающих (и их семей) на фабрике Балашова до 1916 года.

    При этом мы помним, что нам нужно проверить правильность записи «Тимофей Маркьянов Романов» в Горе в 1900 году, предполагая, что фамилия могла быть при прочтении записана ошибочно.

  99. Вера 13 Янв 2014 в 11:58 ссылка на комментарий

    Искала сама, спрашивала в Архиве, что есть по фабрике Балашова,но не смогли мне там помочь.Да и Михаил Рыбин,кажется, давно и упорно пытается что-то найти подобное.Буду продолжать над этим работать. По поводу,какие материалы рассматривать после 1900г. Я подумала,что можно смотреть и исповедальн. ведомости и метрич.книги,если нет ничего другого…Фамилию Романов всегда держу в голове при просмотре любых дел, связанных с Захаровыми.

  100. Вера 13 Янв 2014 в 12:22 ссылка на комментарий

    Наталия, в судебных ведомостях даты рождения путаются и, если высчитывать, то и не столько лет получится исходя из предыдущих данных. А отчество варьировалось-Мартынов,Маркианов,Мартианов, Мартьянов. Но,думаю, что это одно и тоже отчество,т.к ,например, даже в двух его справках написано так: Мартианов и ( Маркианов).Значит, и в то время не было единого мнения .Но остальные-то данные одни и те же: Богородский уезд, Запонорская волость, д.Горъ или ( Горы).

  101. ИринаФМ 01 Фев 2014 в 17:00 ссылка на комментарий

    Нет, тут слишком много, на все не отвечу 🙂
    Фабрика Балашовых: ЦИАМ ф.1161 Куровская Контора Товарищества Мануфактур «В.С. И Г.Балашовы», Деревня Куровская Богородского Уезда Московской Губернии. 1892-1922
    Что там — понятия не имею, но по Богородско-Глуховской мануфактуре очень продуктивны были квартирные книги и книги записи паспортов.

  102. Вера 01 Фев 2014 в 17:50 ссылка на комментарий

    Ирина, очень благодарна Вам за столь полезную информацию по Мануфактуре Балашовых! Обязательно закажу и посмотрю, что там есть.Отпишусь потом.

  103. Владимир 14 Мар 2014 в 8:33 ссылка на комментарий

    Вера в своем комментарии к этой теме 19 декабря 2013 года написала о родстве с семьей Щадриных из Ляхово. Там суть такая (если что, то Вера меня поправит):
    жил в Ляхово Щадрин Иван Сергеевич — про него известно, что умер он в возрасте примерно 90 лет в конце 1950-ых годов; жену Ивана Сергеевича звали Александрой, она вышла замуж в возрасте 16 лет и умерла в 1970-ых годах.
    У Ивана Сергеевича с Александрой был сын Иван (1908-1966), его женой была Захарова Клавдия Матвеевна (1909-1990-ые) — тетя Веры. Клавдия Матвеевна из деревни Гора.
    Вот такая связка.
    Могу добавить из переписи старообрядцев 1901 года эту семью (двор 25 деревни Ляхово):

    «25. Сергей Павлов Щедрин 43
    жена его Марья Киприанова 43
    дети их Иван 24
    Ирина 18
    Параскева 14
    Марья 12
    Феодосия 7
    Марья 3
    Жена Ивана Александра Евлампиева 17».

    Отсюда видно, что поженились Иван Сергеевич с Александрой Евлампиевной в 1900 году (когда Александре было 16 лет).
    К сожалению, возраст старшего в семье (Сергея Павлова 43 лет) не позволяет нам поискать эту семью Щедриных в документе 1834 года, но при желании ее можно поискать в исповедной ведомости 1865 года, а, может быть, даже в ревизии 1858 года (если повезет, и Сергей Павлов там будет упомянут) — с этими документами Вера уже работала — и найти полные имена-отчества родителей Сергея Павлова. При их знании с уверенностью можно утверждать, что эту семью Щедриных в исповедной ведомости 1834 года мы бы нашли.
    Обращаю внимание на то, что это, видимо, тот Павел, о котором, как об одном из старейшин рода Щедриных говорится в Записках старожила деревни Ляхово.
    Было бы весьма интересно это выяснить. Да, кстати, в этих Записках говорится о том, что у Павла был сын Яков 1857 г.р. Не упомянут он в переписи 1901 года в Ляхово по той причине, что проживал в деревне Гора. Его захоронение в Горе, по-видимому, не сохранилось, но сохранились захоронения его сыновей: Щедриных Василия Яковлевича 1894 г.р. и Еремея Яковлевича 1898 г.р.
    Меня, кстати, могут поправить: что это я веду речь о исповедной ведомости 1834 года, как о поисковом документе, когда в этом году была восьмая ревизия — более точный документ, чем исповедная ведомость. Это так, но восьмая ревизия, в отличии от последующих двух ревизий, имеет существенный недостаток: жены в семьях записаны только по именам, без отчеств, что, конечно, очень жаль.

  104. ИринаФМ 14 Мар 2014 в 9:59 ссылка на комментарий

    Немножко по Щедриным:

    ЦИАМ, Ф.54 Оп.104 Д.22
    Дело Московского Губернского Правления особого стола об учреждении «Богородской старообрядческой общины».
    февраля 10 дня 1907 года (639 л.)
    л.1.
    В Московское Губернское Правление
    Нижеподписавшихся старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии.
    Заявление
    л.2об.
    Подписи:
    20. Крестьянин Московской губернии Богородскаго Уезда Запонорской волости деревни Ляховой Савва Трофимов Щедрин проживающий в городе Богородске в собственном доме.

    ЦИАМ, ф.184 оп.10 д.1720
    Подворная перепись селений Богородского уезда Запонорской волости. 1869-1871 гг.
    Л.115-125об.
    Деревня Ляхово, 64 дв.
    Есть единственный Савва Трофимов
    Л.117
    10. 1 деревянный дом, 1 лошадь 1 корова 0 мелкаго скота
    Трофим Малафеев 55
    Жена Домна Иванова 35
    Дети их: Полагея 10
    Варвара 7
    Савва 1
    Племянники Трофима: Николай 38
    Трофим 27
    Федот 25
    Борис 18 (трое последних Григорьевы, у Николая неразб. «Алеф.»)
    Трофимова жена Анна Семенова 25
    Дочь их Татьяна 6

  105. Вера 14 Мар 2014 в 10:40 ссылка на комментарий

    Владимир,большое спасибо Вам, что Вы, как всегда, все » разложили по полочкам»! Передам детям Щедрина Ивана Ивановича новую для них информацию по их предкам-прадедушке, прабабушке и др.родственниках.

  106. Владимир 14 Мар 2014 в 10:49 ссылка на комментарий

    Большое спасибо, Ирина!
    Я тебя поддержу.
    В исповедной ведомости 1834 года есть такой двор в деревне Ляхово:

    «48. Малахея Кононов вдов 64
    Дети ево: Трофим 20
    Феодосия 17
    Григорий 27
    Жена ево Наталия Иванова 22
    Дочь их Татьяна 4»

    Братья Трофим и Григорий (от которого племянники в подворной переписи указаны) в одном доме.
    А у Трофима Савва 1868 г.р., что в Богородск перебрался, появится позднее. Кстати, вся семья во главе Саввой Трофимовым прописана в Ляхово и в 1901 году.

    А в 184-10-1720 ничего не сказано случаем про Сергея Павлова примерно 1868 года рождения в Ляхово? На семейку его одним глазком взглянуть бы…

  107. Владимир 14 Мар 2014 в 11:01 ссылка на комментарий

    Интересно, Ирина, получается:
    того Николая (Николы), который «Алеф.» в исповедке 1834 года, где он быть то должен по возрасту, нет вовсе. Возможно, он племянник по линии жены Трофима — Домны Ивановой.

  108. Владимир 14 Мар 2014 в 11:08 ссылка на комментарий

    Вообще-то среди детей Малафея Кононова помимо Трофима и Григория был еще один сын с очень редким именем — Достифей. Так записано, но правильно (по святцам) должно быть Досифей.

  109. ИринаФМ 14 Мар 2014 в 11:22 ссылка на комментарий

    К сожалению, по Ляхово 1869 г. больше ничего нет, интересовал конкретный человек.

  110. ИринаФМ 14 Мар 2014 в 11:25 ссылка на комментарий

    А вообще Николаи с любым отчеством подходящего возраста есть? Если я не прочитала, то там что угодно может быть 🙂

  111. Владимир 14 Мар 2014 в 11:53 ссылка на комментарий

    Николаев, Ирина, в исповедке 1834 года в Ляхово нет вообще ни одного. Только отчество «Николаев» встречается пару раз.
    Думаю, что идет небольшая нестыковка по возрасту Николая и он рождается позднее 1834 года, либо он по каким-то причинам не попадает в исповедку, либо в 1834 году живет не в Ляхово.

  112. Владимир 14 Мар 2014 в 17:18 ссылка на комментарий

    Ирина, а о семье Саввы Тимофеевича в Богородске что-то известно?
    В соответствии с информацией на сайте «Богородск-Ногинск» он прожил как минимум до 1917 года в Богородске.

  113. ИринаФМ 14 Мар 2014 в 21:21 ссылка на комментарий

    Совсем чуть-чуть…
    2.01.1909 грамотная Ксения Савельевна Щедрина была восприемницей Иоанна, сына крестьян Московской г. Богородского у. Запонорской в. Д.Дубровой Макара Леонтьевича и Марии Никитичны Зиминых.
    Дочь, надо полагать.
    У С.Т.Щедрина был в Богородске свой дом. Он сдавал какое(-ие)-то помещения, так в 1908 г. там жил крестьянин д.Селиванихи Дорховской волости Филипп Григорьев Иванов, старообрядец.

  114. Алла 30 Май 2014 в 13:29 ссылка на комментарий

    Добрый день.
    Подскажите пожалуйста, у Вас в тексте встречается,» Деревня Анциферово в документе интересным заглавием начинается:
    «Раскольники деревни Анцыферово Графа Литта крестьяне…». Этот документ где-то есть или информация просто где-то взята, если есть то где?

  115. Владимир 30 Май 2014 в 18:45 ссылка на комментарий

    Алла, эта информация найдена в архивном документе — исповедной ведомости Крестовоздвиженской церкви 1834 года.
    Реквизиты этого дела: ЦИАМ фонд 203, опись, 748, дело 233, лист 592.
    На нашем блоге этот документ впервые упоминается в статье «Деревня Анциферово. Перепись старообрядцев 1901 года. Довольновы»

  116. Татьяна 01 Апр 2017 в 1:16 ссылка на комментарий

    И до сих пор в Анциферово есть Довольновы. Довольнова Агния моя прабабушка, а ее дочь Кошкина Надежда моя родная бабушка.

  117. Коллеги, просто для информации:
    Крестовоздвиженский храм есть в исповедке 1782 года (ЦИАМ 203-747-521, пленка 6).

  118. Галина Кочеткова 27 Июн 2017 в 17:08 ссылка на комментарий

    У меня вопрос к Наталье. Наталья, Вы не могли бы мне сфотографировать кое-какие страницы из книги Мехонцева «Дорога к храму». Нигде я не могу ее найти. Буду очень благодарна! Моя почта kochetkova-galina@yandex.ru
    В книге есть раздел, где описывается постройка храма Покрова Пресвятой Богородицы в Дулево. Там же упоминается Е.Е.Шибаев

  119. Галина Карпова 28 Июн 2017 в 10:16 ссылка на комментарий

    Галине Кочетковой: А вот это поможет? — http://search.rsl.ru/ru/record/01000709345

  120. Галина Кочеткова 28 Июн 2017 в 16:44 ссылка на комментарий

    Галина, спасибо, да, я видела эту книгу. К сожалению, на сайте РГБ эту книгу нельзя читать, разве что первые 28 страниц… А в книге их 280. В принципе, я кое-как оттуда извлекла по кускам страницу нужную…Хоть так.

Написать комментарий