День рождения легенды. И новая фамильная ветвь Богдановых

Представляю новую статью Галины Кочетковой. В ней продолжение её предыдущих статей, которые можно посмотреть вот здесь. Кроме того в этой статье Галина обращается к теме ссоры Петра Леонтьевича Шибаева с отцом из-за наследства, упоминавшейся в публикации, написанной Владимиром 3 января 2013 года Шибаевы из Цаплино

galina_kochetkova_1.jpg
Галина Кочеткова

Точно уже не помню, с чего начался этот разговор, но дедушка обмолвился о том, что Кочетковы раньше были с другой фамилией. Но какая это была фамилия, он не знал. Он что-то невнятно говорил про то, что они боялись раскулачивания после 1917 года, и тому подобные домыслы. Но сказал, что это точно должна знать тётя Нюша, то бишь Анна Родионовна. Это родная сестра его отца Федора, Аграфены, Агриппины и Александра. Я сразу же предложила дедушке съездить к ней в гости и все расспросить.

Конечно, он мог бы махнуть рукой, мол, зачем мне все это нужно, но, к счастью, или так и должно было случиться, он согласился. Он вообще любил ездить по родным. А это, как никак, его родная тетка, единственная живая из того поколения, ей было под 90 лет. Жила она с дочерью Любовью Георгиевной в Ликино-Дулево.

На фото слева направо: Кочетков Виктор Федорович, Андреева Любовь Георгиевна, Андреева (Кочеткова) Анна Родионовна и Кочетков Евгений Павлович

По приезду нас ждал теплый прием, чай. Кроме нас в гости были приглашены мой двоюродный дядя Женя, и Мария Александровна, дочь Александра Родионовича. Начались мои расспросы про фамилию, но Анна Родионовна была очень и очень старенькая, и плохо понимала, чего от нее хотят. С ней на кухне беседовала сама тетя Люба, она все записала на лист бумаги, и по окончании допроса вынесла мне. Этот лист с родословной я до сих пор храню в папочке с прочими документами. Именно с него все и началось. Началась эта легенда про Шибаевых.

Именно я пустила ее в народ, а родственники растиражировали. Ведь, легенды про богатого прадеда — это так здорово, все хотят иметь такого предка, богатого и знаменитого. Но на самом-то деле все оказалось далеко не так. И теперь мне, кто эту легенду запустил, приходится убеждать всех в обратном и доказывать, что никакую фамилию Кочетковы не меняли, и отцом Родиона Петровича был не Петр Елисеевич Шибаев, а Петр Леонтьевич Кочетков, это черным по белому написано в документах последней переписи населения в 1869-1871 гг. И уже тогда Петр носил фамилию Кочетков, задолго до революции. Мало того, его братья тоже были Кочетковы.

Так что же из того, что говорила Анна Родионовна, правда? Она говорила, что Петр был богат, и все наследство оставил Елупу (Евплу). Что он строил церковь на Пироговке. Это вообще был нонсенс, я обрыла все, что можно, но так и не нашла таких сведений.
Но теперь, спустя время, все прояснилось. Церковь действительно строил Шибаев Евпл Елисеевич. Это была Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Дулево, которую снесли в 1934 году. При церкви он организовал хор певчих, который славился на всю округу, а так же была зарегистрировала Дулевская старообрядческая община. И именно он был, если так можно выразиться, богатым. Он был назначен управляющим Дулевской, а затем и Рижской фабриками С.М. Кузнецова. А вот про Пироговку до сих пор загадка, но смешно то, что дело Шибаева и Кочеткова лежит в архиве ГАРФ на Пироговке!

Теперь про ссору Петра, который после ссоры с отцом по фамилии Шибаев, решил взять фамилию жены Кочетковой Ирины Ивановны. Во-первых, его жена Ирина Яковлевна, а Ирина Ивановна жена его отца Леонтия. Здесь Анна Родионовна могла элементарно перепутать, либо тетя Люба записала не совсем верно. Но сам факт ссоры она не могла выдумать. Меня терзают смутные сомнения, а не мог ли Петр поссориться с братом своей жены, Исидором Яковлевичем Богдановым? По переписи 1869-71 гг. Петр Леонтьев отпущен приказчиком на 1 год в Кронштадт. Как я догадалась о том, что Петр Леонтьевич мог ездить именно к брату Исидору? И откуда фамилия Богданов?
В исповедной ведомости Воскресенской церкви села Гуслицы (Ильинский Погост) за 1860 год упоминается следующая семья:
№ п/п 8
Яков Иванов 57,
Жена Евдокия Петрова 54,
Дети: Иван 34,
Лаврентий 31,
Вукол 29,

Исидор 25,
Ксения 20,
Ирина 16,
Евдокия 12

Одна сестра, Ксения вышла замуж за Елисея Архипова Шибаева, вторая, Ирина — за Петра Леонтьевича Кочеткова, именно таким образом начинается родство с Шибаевыми. Евпл Елисеевич Шибаев становится родственником Кочетковых, он двоюродный брат Родиона Петровича Кочеткова. Именно поэтому, Зиновий Порфирьевич, сын Порфирия Петровича называет Евпла своим дядей. Он и правда его двоюродный дядя. А теперь вернемся к Исидору Богданову. Когда я поняла, что Ксения и Ирина сестры, мне стало любопытно, а какую же фамилию они носили?
Сначала я нашла братьев в переписи 1869-1871 гг. Например, Викула и Лаврентия. Здесь они пока без фамилий.
49
Яков Иванов 66
Его жена Авдотья Петрова 64
Их сын Викул 38 ткач
Его жена Анна Никитина 33 ткачиха
Викуловы дети:
Домника 14
Прасковья 12 шпульница
Авдотья 10 разматывает основную бумагу
Аксинья 7 разматывает основную бумагу
Татьяна 5
Дорофей 3
Климент 3 месяца
Якова сноха вдова Авдотья Петрова 58 тоже бумагу

91
Лаврентий Яковлев 41
Его жена Анна Леонтьева
40

Их дети:
Фекла 15
Яков 11
Егор 4

Затем я обратилась к спискам 1902 года и нашла там следующих персон:
456
Яков Лаврентьев Богданов 33
Его сестра Фекла вдова 35
Его мать Анна Леонтьева 76

Фамилия Богданов!

Затем на помощь пришел Гугл. Во-первых, в Памятной книжке Московской губернии за 1899 год я нашла Викула Яковлевича Богданова! (приложение 1) Значит мои выводы о фамилии верные. Затем встретила некоего Исидора Яковлевича Богданова, который упоминается в книге А. Векслера и Т. Крашенинниковой «Такая удивительная Лиговка». Вот что о нем пишут авторы: «В 1893 г. участок наследников Буяльского приобрел и поселился здесь кронштадтский 2-й гильдии купец Сидор Яковлевич Богданов, известный домовладелец, выходец из олонецких крестьян, разбогатевший на шорной торговле, владевший соседним участком 21б». Смущает один факт, — выходец из олонецких крестьян. Почему из олонецких и откуда такая информация у авторов?

В Справочной книге о лицах С-Петербургского купечества и др. званий, получивших … свидетельства и билеты по 1 и 2 гильдиям на право торговли и промыслов в С-Петербурге в 1887 году встретила:

БОГДАНОВ, Сидор Яковлевич, 53 л.. Кронштад. 2 гил. купец, вер. старообряд.; плат.гильд. пов. с 1881 г. Жит. Лит. ч. 1 уч., по Лиговке д. № 23. Торг. кулями и рогож., по Калашников. прист. д. Ильинскаго.

Вероисповедание совпадает, возраст тоже, да еще и д. Ильинскаго… что бы это могло значить? А ведь он был из Гуслиц, то есть из Ильинского погоста.

Если набрать в поисковике Ильинский погост, то кроме Ильинского погоста в Гуслицах выходит Ильинский погост на Водлозере в Карелии, а это как раз и была Олонецкая губерния. Возможно авторы книги сделали просто неверные выводы?

Кроме того в архиве ЦГИА СПб. есть дело «О незаконном ведении метрических книг раскольников попечителем Петербургского Громовского кладбища купцом Исидором Богдановым» Фонд 19. Опись 87. Дело 60.

Много зацепок. Но доказательств нет. Я стала «шерстить» метрические книги старообрядцев Санкт-Петербурга. И, к удивлению, встретила много фамилий из Богородского уезда. Много дел имеется по Лиговской общине. По Громовской общине, к сожалению, всего одно дело. Надо сказать, искала 1914 год, так как Исидор Яковлевич Богданов скончался в августе 1914 года, а похоронен был в сентябре. Это я вычитала в материале Е.А. Агеевой «Старообрядчество в России (XVII—XX века)». Выпуск 5, где подробно рассказывается о переписке Ивана Ивановича Шибаева, известного московского деятеля, попечителя Рогожского кладбища, с Исидором Яковлевичем Богдановым. Переписка хранится в РГБ, в отделе рукописей.

К сожалению, метрические книги по Громовской общине за 1914 год не сохранились, но зато в 1917 году встретилась запись:

В ноябре 1917 Гражданка Московской губернии Богородского уезда Беззубовской волости дер. Цаплино Анна Никитина Богданова, вдова 74 лет, прожив. Забалканский пр. умерла от воспаления легких.
Заявление о смерти сделал гр-н Московской губернии Богородского уезда Беззубовской волости дер. Цаплино Дорофей Викулович Богданов, Забалканский пр., д.7, кв. 10
Похоронена на Громовском старообрядческом кладбище. (ЦГИА СПб. ф.2295. оп.1. д.193. Громовская община. Умершие в 1917 году).


Метрическая запись о смерти Анна Никитичны Богдановой, матери Дорофея Викуловича

Не родной ли это племянник Исидора Яковлевича? Очень похоже на то.

То, что Исидор Яковлевич Богданов именно тот самый купец, о котором говорится в книге еще стоит доказать. Но я уверена, что это именно он. А Петр Леонтьевич вполне мог быть приказчиком в его лавке. Но впоследствии он вернулся в Цаплино. Не остался в Петербурге, не переехал, не перевез туда семью. Возможно, просто не понравилось, возможно, он ездил не к Богданову и все мои предположении надуманы? Но я почему-то уверена, что к нему. Чутье меня пока не подводило. Значит, ссора могла быть, например, и с Исидором.

Надежда Северина, жена Игоря Сергеевича Северина, праправнука Евпла Елисеевича Шибаева, недавно поделилась со мной еще одной новой и довольно любопытной находкой. В начале 20 века дети Евпла Елисеевича отдыхали с семьей в усадьбе Ильиных-Стромиловых. Об этом говорят их фотографии и подписи в семейном альбоме. Гугл дал такие сведения.
«В конце XIX — начале XX вв. село Ильинское перешло во владение помещика Шибаева, а в 1917 году господский дом, как и многие дворянские усадебные ансамбли, был национализирован и приспособлен под нужды советской власти».

Кто же этот помещик Шибаев? Очередная загадка…
——————————
Приложение 1

Страница из Памятной книжки Московской губернии за 1899 год

“День рождения легенды. И новая фамильная ветвь Богдановых”

комментариев 5

  1. Михаил Васильев 26 Ноя 2020 в 12:57 ссылка на комментарий

    Спасибо, Галина, замечательная статья!
    Интересен момент (и мотивация) возвращения из городов — у меня тоже один работал в банке, другой в газовой компании, оба хорошо зарабатывали, но вернулись в деревню.
    А то, что Исидор Яковлевич Богданов именно тот самый купец, и у меня сомнений не вызывает — довольно редкое имя, очень маловероятно что в Санкт-Петербурге был ещё один Исидор Яковлевич Богданов из старообрядцев на тот момент.

  2. Михаил Васильев 26 Ноя 2020 в 19:20 ссылка на комментарий

    По поводу «выходец из олонецких крестьян» — олонецкие старообрядцы, по идее, относятся к Древлеправославной поморской церкви (поморы), они беспоповцы. А Громовская община Санкт-Петербурга — поповцы Белокриницкого согласия, относятся к Русской православной старообрядческой церкви (Древлеправославной церкви Христовой) — именно поэтому Исидор Яковлевич Богданов переписывается со своим единоверцем, попечителем Рогожского кладбища.

  3. Галина Кочеткова 26 Ноя 2020 в 23:15 ссылка на комментарий

    Михаил, спасибо!
    Я даже об этом не подумала, а, ведь, это еще один факт в пользу моей версии. И, кстати, Исидор Яковлевич был среди членов старообрядческого благотворительного общества, которое было основано в Москве при Рогожском кладбище.

  4. Oльга 27 Ноя 2020 в 19:43 ссылка на комментарий

    Галина, спасибо! Прямо детектив! У меня тоже чем больше сведений находится, тем больше вопросов ) Но, как известно, «кто ищет, тот найдет»! Удачи!

  5. Шуров Олег 28 Ноя 2020 в 11:36 ссылка на комментарий

    Галина, спасибо за статью!
    Насколько помню, и сам Громов выходец из Беливо.

Написать комментарий