По следам Натальиных комментариев

Коротенько так Наталья на блоге пишет 25 января: «Чеканов Иван Кириллович» и ссылку дает.

Ну, что же будем разбираться – «Город Екатеринбургъ» таит в себе ответы на многие вопросы. Во-первых, как мы и полагали, нет в Екатеринбурге Чеканова Ивана Кирилловича, поскольку он, организуя добычу золота, предпочитает проживать в Миассе. А живут в Екатеринбурге (по состоянию на 1887 год) два его брата, Александр и Мартин. Александр двумя домами: на Златоустовской улице, дом № 69 и на Бороздинской в доме № 9-1. На Златоустовской он один прописан, а вот на Бороздинской целая компания: здесь помимо Александра Кирилловича еще его брат Мартин Кириллович, а также наша Шурова Марфа Симоновна. Марфа Симоновна, как вы, может быть, помните, дочь Афонина Симона Панфиловича.

В Екатеринбурге, как повествует персональный указатель жителей Екатеринбурга в книге, были в ту пору также «Чеканова Ивана наследники». Как мне думается, это сыновья Чеканова Ивана Кирилловича, проживающего в Миассе. Проживали эти наследники по адресу: Ломаевская улица, 28. Но кто эти «наследники» (во множественном числе), я не знаю, поскольку по этому адресу записан лишь Чеканов Василий Иванович

Какую еще тайну вам поведать? Ну, вот например, двоюродный брат Шуровой Марфы Симоновны, Афонин Степан Иванович, кондитерский король Екатеринбурга того времени, проживал также двумя домами: на улице Верхотурской в доме № 37, и на Ломаевской, 12. А вот на Архиерейской улице, 2-10 проживала также компания Афониных, две сестры и брат, Надежда, Федосья и Павел Ивановы. По-видимому, это дети Афонина Ивана Панфиловича, следовательно, родные сестры и брат Афонина Степана Ивановича. В отношении Надежды и Павла – это точно, а вот Федосьи Ивановны в моей базе нет, вероятно, она родилась уже в Екатеринбурге.

Другой комментарий Натальи относится к 27 января:
«Я понимаю, что это очень косвенное доказательство, но всё же:
Афонин Дмитрий Фомич
Родился в 1877 г., Западно-Сибирский кр., Ребрихинский р-н, с. Верхняя Речка; русский; образование начальное; б/п; Конюх. Проживал: Томск. Арестован 3 ноября 1937 г. Приговорен: 19 ноября 1937 г., обв.: “Союз спасения России”. Приговор: расстрел Расстрелян 26 ноября 1937 г. Реабилитирован в феврале 1966 г.
Источник: Книга памяти Томской обл. Не сын ли это Афонина Фомы Сысоевича? за:
1) подходит по возрасту;
2) Ребрихинский район — это рядом с Барнаулом,а там, как известно, Игнат и Тимофей Родионовичи Афонины — братья Сысоя Родионовича — предполагаемого деда искомой персоны».

Я уверен, что это наш Афонин, но доказательство, конечно, желательно.
Тогда я решил поискать Дмитрия Фомича. По той простой причине решил, что в публикации «Афонины от Феопента», когда рассказывал про Афонину Олимпиаду Ивановну, привел две выписки из Списка жертв большевистского и коммунистического террора в СССР и из Списка репрессированных старообрядцев Томского края, а они несколько отличались друг от друга.
Так вот, заказал я такой поиск «Афонин Дмитрий Фомич», но все, что по нему нашел, полностью совпадало одно с другим. Стало быть, источник один.
Зато на одном из сайтов, который явно пополняется за счет Интернет-информации, я встретил более развернутый список репрессированных Афониных, и среди них был Афонин Емельян Малафеевич (1891, Куровской р-н, МО, д. Костино). Расстрелян 3 июля 1938 года. Место расстрела: Москва, Бутово. Источник.

Стал я искать Емельяна Малафеевича в своей базе, но не нашел. Обратился к спискам старообрядцев деревни Костино 1900 года, поскольку там есть дворы, которые по разным причинам не введены в базу.
Нашел я в этом документе двор 88: «Малафей (?) Павлов 40, жена его Анастасия Антонова 37, дети их Агафья 14, Гавриил 12, Емельян 10, Гордий 7, Гликерия 5, Дмитрий 2». Знак вопроса рукой Ольги Мельниковой поставлен. Он говорит о некоторых сомнениях в прочтении имени. Отметьте также, что фамилия в этом дворе не указана на 1900 год. Я думаю, что фамилия на самом деле есть, но ошибочно пропущена при составлении списка: в списке из 188 дворов – это единственный бесфамильный двор.

Возраст у Малафея Павлова хороший – 40 лет. Это означает, что имеются все основания встретить его в подворной переписи 1869-1871 годов. Открываю эту подворную перепись, ищу и «Малафей», «Малофей», «Павел», «Павлов»… и ничего не нахожу. Просматриваю все дворы «вручную», то есть визуально. И вновь не нахожу.
Тогда обращаюсь к десятой ревизии 1858 года. Павлов, подходящих по возрасту для того, чтобы у кого-то из них мог родиться в 1860 году Малафей, в этом документе четверо, все в возрасте от 19 до 35 лет. Отсеиваем Павла Кондратьева Затваткина потому, что он не Афонин, хотя при этом помним, что смена фамилии – дело вполне вероятное. Кстати, именно Захваткины в большинстве своем и поменяли фамилию на «Романов».
Остаются трое: Павел Семенов 21 года, Афонин Павел Иванов 19 лет, Павел Самсонов 21 года. Все, к сожалению, еще холостые. Причем, даже в списках старообрядцев 1900 года фамилия записана только у Павла Иванова.

Что интересно, все трое Павлов ведут свое начало от одного предка: Архипа Харитоновича. От него вообще целых 13 фамилий в Костино образованы. Воистину, один из основателей деревни. Но сыновей у него известно всего двое: Алексей и Максим. Вот от Максима в шестом колене Павел Семенович и получился. Кстати, Ольги Мельниковой фамилии также от Максима происходят. Ну, а Афонины и еще несколько фамилий берут свое начало от Алексея. От него же в шестом колене находим мы Афонина Павла Иванова и Павла Самсонова.
Подумал я, подумал и решил, что вряд ли у Павла Семеновича или его детей может быть фамилия Афонин, поскольку Афанасий Борисович, от имени которого, по моему предположению фамилия произошла, не в его веточке состоит. Как возможного деда Афонина Емельяна Малафеевича мы Павла Семеновича можем не рассматривать.

Остается двое. Оба, что важно, «пропадают» после 1858 года. Версия такая: переселяются, куда – неизвестно. Но там, куда будущий отец Малафея (один из этих двоих Павлов) переселился, родился Малафей. Позднее Малафей Павлов по каким-то причинам возвращается в Костино. Я даже скажу вам когда: где-то в период между 1880 и 1885 годом. Во-первых, чтобы успеть взять в жены костинскую девушку Анастасию Антоновну 1863 года рождения, дочь Кокорева Антона Лазаревича. А во-вторых, чтобы на пару с ней родить свою собственную старшую дочь Агафью в 1886 году.
Все же так неплохо складывается. Вот только нет у нас дополнительных аргументов, чтобы между Павлом Ивановым и Павлом Самсоновым мужа Анастасии Антоновне однозначно определить!

“По следам Натальиных комментариев”

комментариев 9

  1. Ольга 28 Янв 2012 в 22:00 ссылка на комментарий

    Владимир,
    проверила ксерокопии списков — у Малафея фамилии нет, а имя даже похоже на «Малахия».
    Сами списки несут множественные ошибки. Мои давно в Москве жили, свидетельства о смерти выдавали приставы Рогожской части. Однако к Костино они были «приписаны», и в документах всегда назывались крестьяне деревни Костиной. Дети все перепутаны — имена, возраст.
    Так что нахождение данного конкретного человека в списке не означает его фактическое проживание там.

  2. Владимир 29 Янв 2012 в 10:58 ссылка на комментарий

    Как бы там сложно не было написано, Ольга, но имя Вы прочли правильно — отчество Афонина Емельяна тому подтверждение.
    Насчет фактического проживания и записи — я полностью согласен. Однако отсутствие семья Малафея и самого Малафея в подворной переписи 1869-1871 годов — признак того, что семья куда-то переселилась, причем, рассчитавшись за выкуп земли с Костино, то есть «распрощалась» полностью. Поэтому то, что Малафей со своей собственной семьей позднее вернулся в Костино, я бы назвал фактом. Нам в данном случае не так уж важно, проживает семья Малафея Павловича в Костино в 1900 году или вновь куда-то перебралась (например, в Москву). Важно то, что она проявилась.

    Но меня в данном случае интересует несколько иной аспект. Вот Вы, Ольга, говорите о том, что Ваши на момент составления списка старообрядцев 1900 года уже давно живут в Москве, но числятся в Костино (если я правильно понял).
    Во-первых, сам факт составления таких списков наводит на мысль, что это попытка замены таким списком изжившего себя раздела «записные раскольники» в исповедных ведомостях.
    Во-вторых, интересно то обстоятельство, что Крестовоздвиженская церковь в Давыдово, где и составлялись списки старообрядцев десяти окрестных деревень, по-видимому, хорошо информирована о составе семей, причем, даже тех, которые только числятся в Костино, а проживают в другом месте (в семьях указываются в возрасте двух лет и менее). Вот только каким образом эта информация была получена, если семья фактически живет в другом месте?

  3. Ольга 29 Янв 2012 в 12:08 ссылка на комментарий

    Про моих
    В списках 1900 года Номер 102 – Влас Григорьевич Горячев 32 года, его жена Мария Федотовна 32 лет, их дети Марья 13 лет, Василий 6 лет.
    Ну что же, Власу не 32 года, дочь не Мария 13 лет, а Анфиса 11 лет, не Василию, а Евлампии 6 лет. Василий в семье есть, но ему 8 лет.
    Ко всем Горячевым в метриках Рогожского кладбища применяется запись «из крестьян Богородского уезда Запонорской волости деревни Костиной».
    В записях о смерти фигурирует все время 2 участок Рогожской части. Значит, несмотря на то, Горячевы числились крестьянами деревни Костиной, жили они в Москве, у Рогожки. Однако, в 1880 – 1900 годов родственники Крупенниковы жили в деревне Фениной Гжельской волости, так как заключения о смерти вдавались приставом 1 стана Богородского уезда. Где-то в 1906-07 годах в свидетельствах о смерти стал появляться 3 участок Рогожской части и Новоандроньевский участок, а ближе к 1910 году братья Власа Горячева разъехались по разным частям Москвы, так как свидетельства выдавались уже не от Рогожской части, а от других частей.
    Примеры
    10\12 января 1893 года умер Василий Еремеев Горячев 5 месяцев, 2 участок Рогожской части.
    23 апреля 1897 года умер Александр Александров Горячев 7 недель, 2 участок Рогожской части.
    15 мая 1897 года умер Петр Нефедов Горячев 5 месяцев, 2 участок Рогожской части.
    27\29 ноября 1897 года умер Архип Григорьев Горячев 43 лет, 2 участок Рогожской части.

    Можно предположить, что взрослое население составитель списков знает более-менее хорошо, а с детьми — путаница. Что-то знают, но все очень приблизительно. Скорее всего те, кто жил в Москве — могли приезжать в гости к родственникам.

  4. Ольга 29 Янв 2012 в 12:19 ссылка на комментарий

    Да, именно в Рогожских метриках они назывались крестьяне деревни Костиной. Как было административно правильно — я не знаю. В смысле -«выписались» ли окончательно.

  5. Наталия (Nath на ВГД) 29 Янв 2012 в 17:42 ссылка на комментарий

    Справедливости ради, Афонин Емельян Малафеевич расстрелян 7 марта 1938 г.
    В rosgenea неоднозначно написано, я думаю, в этом случае сайт Мемориала авторитетнее http://lists.memo.ru/d2/f381.htm#n1

  6. Владимир 29 Янв 2012 в 18:41 ссылка на комментарий

    Понятно, Ольга, что к этому списку старообрядцев 1900 года нужно подходить осторожно, хотя не исключено, что фактически живущие в деревнях записаны относительно верно, по крайней мере, не с большим количеством ошибок. чем в исповедных ведомостях.

  7. Владимир 29 Янв 2012 в 18:44 ссылка на комментарий

    Наталия, это я сам ошибся, прочитав непривычное для 30-х годов «1938.03.07» неправильно, хотя, конечно, сайт Мемориала, безусловно, авторитетнее.

  8. Наталия (Nath на ВГД) 29 Янв 2012 в 18:50 ссылка на комментарий

    Изначально, церковное имя — Малахий, а уж от него просторечное Малафей. Фамилия Малахов от Малахий произошла.

  9. ольга 29 Янв 2012 в 22:00 ссылка на комментарий

    Наталия, ну точно, а то я не проверила, даже Михаилом расшифровать хотелось.

Написать комментарий