Епископы-неокружники

Наши подмосковные места связаны с последними годами жизни двух наиболее авторитетных лидеров неокружнического движения – Епископа Иова и Епископа Даниила.

ДАНИИЛ (ум.. 1912) - неокружнический Епископ белокриницкой иерархии. Рукоположен 24 авг. 1897 г. неокружническим Еп. Московским Иовом. В дальнейшем вступил в спор с Иовом о принятии общин и предал проклятию Еп. Иова и его единомышленников, принимавших общины. Разорвав отношения с Иовом, Еп. Даниил присвоил себе наименование наместника московского престола. Резиденция его находилась в д. Давыдово Богородского у. Московской губ. Умер Еп. Даниил в д. Ляховой того же уезда, куда был приглашён на торжество перенесения чудотворной Казанской иконы Царицы Небесной из с. Губино. Смерть настигла его во время богослужения. Похоронен в д. Давыдово.

ИОВ (Иван Константинович Борисов; 1836 - 14 февр. 1912) - неокружнический Епископ Московский белокриницкой иерархии; в нач. 20 в. глава неокружиков; хиротонисан в епископы на московскую кафедру 16 дек. 1884г. неокружническим еп. нижегородским Иосифом. Родом из крестьян д. М.Поляны Лукояновского у. Нижегородской губ. Отец его принадлежал к господствующей церкви, но по бедности решил отдать сына на воспитание в семью купца-старообрядца. В 12-летнем возрасте мальчик присоединился к старообрядчеству и вскоре стал одним из самых ревностных его последователей. Едва достигнув совершеннолетия, он оставил воспитавшую его семью, забросил торговлю и всецело посвятил себя проповеди старой веры. Ок. 40 лет он беспрерывно разъезжал по России, исходил паломником все старообрядческие скиты на Керженце, в Зауралье и в Центральной России. Присутствовал на всех старообрядческих соборах того времени. В 40 лет принял иноческий постриг и провел семь лет в Кореневском монастыре Подольской губ. Отвергнув Окружное послание, он с 1862 г. прыгнул к течению неокружников, а затем и возглавил его. Вместе с немногочисленной частью старообрядцев так и не примирился с братьями на мирном соборе 1906 г. Повторная, также ничем не закончившаяся попытка примирения с Московской Архиепископией была предпринята им совместно с Еп. Даниилом в 1908 г. Когда среди его паствы возник раздор необщинников (см. необщинники), он отлучал тех, кто считал устройство общины ересью. Неоднократно запрещал, отлучал и извергал из сана своих противников, от которых сам не раз бывал запрещен, отлучен и извергнут. До 1891 г. резиденцию имел в Москве, его моленная находилась в бывшем доме некоего Лашкова на Пустой ул. Затем по принуждению властей (правительство распорядилось, чтобы в Москве находился всего один старообрядческий епископ) он переехал в подмосковную д. Печатники (ныне район Москвы), где жил в келии в доме мужика Ивана Степанова. После объявления в 1905 г. указа о веротерпимости возвратился в Москву. Для него в Лефортове был выстроен в 1912 г. кафедральный храм - церковь во имя святителя Николы (арх. Н. Г. Мартьянов), но служить в новом храме ему почти не пришлось. Он скончался в глухой д. Молоково Богородского у. Московской губ. в бездействии и в разъединении со всеми архиереями белокриницкой иерархии. По отрывочным воспоминаниям современников можно заключить, что его личная жизнь была весьма скромной, даже аскетической. из-за отношения к Окружному посланию. Писал он и к раздорствующему неокружническому Еп. Даниилу, склоняя того к мирным переговорам, но его голос на сей раз не был услышан. Незадолго до смерти исполнил давний обет пострижения и приятия схимы.

Источник

Захоронение старообрядческого неокружнического Епископа Даниила Богородского известно – оно находится на «старом» кладбище деревни Давыдово.

episkopi_1.jpg

episkopi_2.jpg

Сохранилась фотография похорон Епископа Даниила, скончавшегося 14 февраля 1912 года.

episkopi_3.jpg

Похороны Епископа Даниила.
Источник

Я позволю себе привести без сокращения статью о кончине Епископа Иова. /«Богородская Речь», №9, воскресенье 26 февраля 1912 г ., стр. 4, 1-2 пол./
Источник

«ИЗ КАРПОВСКОЙ ВОЛОСТИ

Кончина старообрядческого епископа Иова.

В деревне Молоковой Карповской волости, на границе Гуслиц, недавно скончался старообрядческий противоокружнический епископ Иов. Духовная карьера почившего древлеправославного пастыря была самая беспокойная, тревожная. На пастырское поприще Иов возведен был стараниями известного зуевского начетчика Кузьмы Политова, архиерействующего теперь у старообрядцев под именем Кирилла, еписк. одесского. Это было в тревожную пору 80-х годов, когда в среде противоокружников возник большой разлад. Сильная партия неокружников, во главе которой стоял Кузьма Политов, восстала против Иосифа Керженского, архиерействующего в то время в Москве у старообрядцев-противоокружников. Недовольные Иосифом, в конце концов, добились его удаления из Москвы и на его место выдвинули Иова. Резиденция Иова была на Пустой улице, около огородов Покровского монастыря, в доме старообрядца Лашкова. При доме Лашкова находилась старинная, дозволенная правительством, старообрядческая молельня, существовавшая со времен Александра I . Здесь Иов совершал свои архиерейские богослужения, на которые стекалось очень много старообрядцев-противоокружников. Здесь же Иовом или, вернее сказать, Кузьмою Политовым созывались и старообрядческие противоокружнические соборы, на которых шумно и грозно ораторствовал известный ревнитель Керженского древлеправославия Герасим Онуфриевич Завалов (торговавший овсом и сеном у старого Нижегородского вокзала). Это был своего рода староверческий Илиодор, громивший всех беспощадно. Никакие увещевания на него не действовали; даже сам устроитель противоокружнических собраний Кузьма Политов - и тот стушевывался перед грозными, хотя часто и бессмысленными, речами начетчика Завалова.

На эти частые шумные сборища противоокружников обращено было внимание властей предержащих. Домовладельцу Лашкову приходилось отдуваться, расходоваться, и, наконец, стало уже невмоготу. Вскоре распоряжением генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича, епископ Иов удален был из Москвы. Ему воспрещено было жительство только в Москве, но не в московской губернии. Изгнанный из столицы, Иов поселился в подмосковной деревне Печатниках, и отсюда управлял своею замоскворецкою частью. У него немало было также последователей в Гуслицах, Гжели и Вехне.

Пребывание Иова под Москвой в Печатниках оказалось для него неудобным, и он на время переселился в Орехово-Зуево, в старообрядческий Ягановский скит. Здесь жизнь была для Иова тягостна, потому что он находился тут под опекою архимандрита Игнатия и Кузьмы Политова, которые бесцеремонно помыкали им и заставляли его, против желания, подписывать архиерейские «запрещения и отлучения» противоокружническим попам, которых Игнатий и Политов, по своим соображениям, находили нужным покарать.

Иов, наконец, не выдержал этой скитской опеки, бежал отсюда в Гуслицы и затем поселился в пограничной с Гуслицами деревне Молоковой у своего любимца противоокружнического священника Льва Хорошева. Последний, в бытность в Москве легковым извозчиком, подавал Иову экипаж для разъездов по Москве, читал в старинных прологах «изучения» во время архиерейских богослужений в доме Лашкова и заслужил особое благоволение Иова. В награду за все эти услуги Иов рукоположи Льва Хорошева во священники и определил его в доходный московский приход, к которому примыкает зажиточный Гжельский край, где очень много старообрядцев, последователей Иова.

Только здесь, в Молокове, Иов нашел тихое пристанище, покойную безмятежную жизнь. В управлении своею многочисленною паствою ему помогал священник Лев Хорошев.

Когда в последние годы поднят был в старообрядческом мире вопрос о воссоединении окружников с неокружниками, епископ Иов упорно восстал против этого, доказывая, что в «окружном послании» кроются душегубительные ереси. К учреждению старообрядческих общин Иов также относился недоброжелательно. Эта казенная регламентировка ему не была по душе, и он не давал благословения, когда у него испрашивали согласия на это.

Смерть застала противоокружнического пастыря на 82 году жизни. До последнего времени он все еще был бодр, держался на ногах. Поклониться праху усопшего стеклась вся почти старообрядческая окрестная паства».

Что мне показалось странным в рассказах о кончине и захоронении Епископа Даниила, так это некоторое несоответствие: необычайно торжественные проводы Епископа Даниила в Давыдово, а также сохранившееся его захоронение, не сопровождается сведениями о том, когда это происходило, а в авторитетных старообрядческих источниках сохранилось лишь достаточно неопределенное «ум. 1912».
Но аналогичное несоответствие существует и в отношении кончины Епископа Иова. Мне нив одном из источников так и не удалось узнать, где же был похоронен Епископ Иов, зато дата его ухода из жизни на всех ресурсах одна и та же – 14 февраля 1912 года.

Оба неокружнических вождя ушли из жизни практически одновременно…

Этой статьей мы завершаем описание старого и нового некрополей деревни Давыдово. Еще раз благодарим Веру Соловьеву за предоставленные фотографии захоронений.

“Епископы-неокружники”

Комментариев 6

  1. о.Михаил Егоров 24 Окт 2015 в 22:07 ссылка на комментарий

    Хотелось бы уточнить некоторые данные. Епископ Даниил умер во время всеношной в моленной д. Ляховой 16 июля 1912 г. Его могилу хотели раскопать в 30-х г. 20 в. Говорили, искали золотое кадило и посох. Копали рядом с могилой, но до гроба не дошли т.к. большой гранитный памятник стал падать в яму и могилу закопали. А памятник, который стоит сейчас, не с его могилы , а с безхозной, которая была неподалеку. Поставили летом 2015 г. У меня где-то была фотография еп. Даниила. Если найду, то пришлю.

  2. Рыбин Михаил Евгеньевич 25 Окт 2015 в 4:10 ссылка на комментарий

    Очень здорово и неожиданно ! Спасибо за эти фото и рассказ ! Видимо за захоронением ухаживает старообрядческая община д.Давыдово. Могила в идиальном состоянии.
    А что известно о происхождении епископа Данилы ?
    Как его было ФИО в миру ?
    Он родом из Гуслицы ?

  3. Рыбин Михаил Евгеньевич 25 Окт 2015 в 4:14 ссылка на комментарий

    Даже неизвестно дата рождения и в каком возрасте скончался еп.Данила.
    А нет более крупного фото данного надгробия ?
    Там может быть указана дата и возраст его смерти если конечно там можно прочитать.

  4. Рыбин Михаил Евгеньевич 25 Окт 2015 в 4:19 ссылка на комментарий

    Простите заместил когда он скончался - 14 февраля 1912 года.

  5. Владимир 25 Окт 2015 в 7:20 ссылка на комментарий

    Спасибо, о. Михаил за уточненные сведения! Будем ждать Ваших сообщений на эту тему.

    Ну, а мне самому трудно сейчас сообразить, откуда пошла информация о кончине Епископа Даниила 14 февраля 1912 года, хотя в интернете встречал и ссылку на журнал “Церковь” от 1912 года, но проверить сам не смог.

  6. Владимир 25 Окт 2015 в 7:22 ссылка на комментарий

    Михаилу Рыбину.
    Михаил, у меня нет какой-либо дополнительной информации к тому, что сообщил о. Михаил.

Написать комментарий