Церковь Пророка Илии Гуслицкой волости

Представляем статью Галины Кочетковой, посвященную истории церкви Илии Пророка Гуслицкой волости Московского уезда.
Помимо насыщенной истории церкви впечатляет древность документов, в которых она описана и богатство языка. При работе над статьей множество раз приходилось обращаться к интернет-источникам за прояснением терминов. Было появилось намерение приложить словарик с ними. Но подумалось, что читателям захочется самим окунуться в прошлое. И кто знает, какие источники будут каждым найдены. Интересного чтения.

В фондах Егорьевского краеведческого музея хранятся межевые книги церкви в Ильинском Погосте. По словам директора музея Н.Н. Артемовой, храм во имя Святого Пророка Илии возник, скорее всего, в

1600-ых годах, устное предание говорит, что сей храм находился ранее в селе Ащерино в 4-х верстах от Гуслиц. Храм перенесли в Гуслицы, а в Ащерино на его месте поставили часовню с колокольней.
По переписи 1675 года значится: «Село Ощерино в вотчине Московского Богоявленского монастыря с церковью во имя святого чудотворца Николая».

С.С. Михайлов в своей работе «Старообрядческий Никольский храм в селении Устьяново» пишет, что старожилы Ащерино и соседних деревень еще в конце ХХ века сохраняли память о том, что Никольский храм был перенесен в Ильинский погост. Это косвенно подтверждают и Холмогоровы. По их сведениям, при древнем храме Илии Пророка на этом погосте существовал Никольский придел.

В начале XVII столетия Московского уезда, в дворцовой Гуслицкой волости, «на погосте Ильинском, на речке Гуслице» (в другом месте на речке Околице), находилась деревянная церковь, построенная исстари, во имя св. пророка Илии с приделом св. Николая Чудотворца; по окладу 7136 (1628) г. дани 13 алт. 2 деньгя, наместничих 8 алт. десятильничих гривна», за 7143 (1635) г. «дани рубль 26 алт. 2 ден., звезда гривна» (Патр. Прик. кн. 2, л. 186, кн. 196, л. 85).

В писцовых книгах Приказа Большого Дворца писца Афанасья Отяева, да подьячего Василья Арбенева 139—141 (1631— 1633) гг. церковь Илии пророка описана в следующем порядке:
«Гуслицкой волости погост, на речке на Околице, а на погосте церковь Илии пророка древяна клетцки, а в церкви образов: образ Воскресения Христова писан на золоте, икона двулистовая; образ Пресв. Богородицы Одигитрия писан на золоте, икона двулистовая, в киот древяной; образ пророка Илии писан на прозелени, венец и гривна серебреные басемные, позолочены, да две гривны битыя серебряныя ж позолочены, икона четырех листовая, в киот древяной; двери царския с евангелисти и с сенью, сени и столбцы писаны на прозелени, деисус в тябле — семь образов, иконы трех листовыя; в алтаре на престоле образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия писан на золоте, венцы и гривны серебряные, басемные, позолочены, на престоле евангелие тетр, печать московская, крест воздвизальной древяной, сосуды церковные—потир, дискос и лжица и блюдца оловянные, покровцы тафтяные.

Книги: апостол тетр, минея общая печатныя, московской печати, триод цветная, шестодневец в полдесть письменная, потребник и служебник печать московская, псалтирь и часослов печатныя. Да в пределе Николай Чудотворец, а в нем образов: образ Николая Чудотворца, писан на прозелени, трех листовой, венцы и гривны у Спасова и Богородицына и у Николина образа басменные, позолочены, третья гривна сканная, серебрены позолочены; двери царския с евангелисты на бели, в тябле по обе стороны деисуса четыре образа; образ Вседержителя Спаса писан на бели, образ Пресв. Богородипы Одититрия писан на красках, образ Николы Чудотворца писан на прозелени, образ Страстотерпца Христова Георгия на бели, четырех листовые; свеч поставных с красками и с насвешники в настоящей и в пределе семь; поникадило невелико медное; два кадило медных; ризы и стихари ветхи, полотняныя; у церкви паперть вырубная, а на паперти два колокола, весом пуд в 12, да клепало железное. А церковь и в церкви образы, и книги, и ризы, и колокола и всякое церковное строение мирское.

Да на погосте во дворе поп Роман Фомин, во дв. поп Володимир Фомин, во дв. поп Матвей Фомин, во дв. вдовой поп, пономарь Бажен Фомин, во дв. земской дьячок Богдашко Степапов, во дв. просвирница Анница; пашни паханой церковной земли 3 четверти с осминою да лесом поросло 12 четвертей с осминою в поле, а в дву потомуж, сена 30 копен, лесу десятина» (Вотч. Колл. по гор. Москве, мол. л. кн. 56, N дела 8)».

В 1646 г. при церкви Илии пророка были: «во двор поп Матвей, во двор поп Григорий, во двор пономарь Евтихий Игнатьев» (Переписи кн. 9809, л. 76 об.).

В писцовых книгах 7185 и 7186 (1677—1678) гг. церковь описана так:
«На том же погосте другая церковь св. пророка Илии, да к ней придел св. Николая Чудотворца, около церкви с трех сторон паперти, на паперть всходная лестница; церковь и паперти крыты тесом; в церкви: царския двери, сень и столбцы, по правую сторону царских дверей образ Распятия Господня, образ св. пророка Илии, в киоте, оклад чеканной, венец и цата белые резные с камением, образ Чудотворца Николая, по левую сторону царских дверей Пресв. Богородицы Одигитрия, венцы у Спаса и Богородицы белые, резные. На престоле: евангелие печатное, оболочено бархатом цветным, евангелисты и застежки серебреные, крест благословящей обложен серебром, за престолом образ Пресв. Богородицы Одигитрия, на той же цке («доска», диал., также др.-русск. цка, чаще в ХVI в. – прим. автора) назади образ св. Пророка Илии, венцы и цата белые резные. На жертвеннике сосуды оловянные.
Деисусов 12 икон, Спасов образ обложен серебром чеканным, венец резной с каменьем; два поникадила не велики, медныя, перед местными образы семь свеч поставных, восковых, да две деревянные, писаны красками. Два кадило, укропник, чаша водосвятная медная. Колокольница деревянная о семи углах, на ней 5 колокол. Да в приделе: образ Чудотворца Николая, обложен серебром чеканным, венцы и цаты белые, резные, с каменьем, образ преподобных отец Зосима и Савватия Соловецких чудотворцев, в киоте; образ Великомученика Георгия; царския двери, сень и столбцы; па престол евангелие печатное, оболочено бархателью, евангелисты медные, крест благословящей обложен медью, за престолом образ Пресв. Богородицы Одигитрия, венец и цата резные; на жертвеннике сосуды оловянные, потир булатный. Книги: служебник, шестоднев, апостол, псалтирь со воследованием, евангелие толковое, воскресное, прологи во весь год, два октоя, минея месяц июль, две треоди-постная да цветная».

На погосте при церквах на церковной земле были «во дворе поп Григорий Романов, у него сын поп Афанасий, во дворе поп Иван Григорьев, во дворе дьячок Сергушка Григорьев, во дворе дьячок Дейка Григорьев, пономарь Ивашко Иванов, во дворе просвирница Марвица Андреева и двор бобыля; под дворами и огороды усадебной земли 2 1/2 десятины; а в 7188 (1680) году во дворе поп Афанасий Григорьев и во дворе поп Михаил Ассонов» (Вотч. Колл. по гор. Москве ст. л. кн. 58, N дела 11, лл. 104—106; Патр. Прик. дозор. кн. 141, л. 190-191).

В документах, касающихся состояния г. Москвы за 1675-87 гг. есть любопытная запись о «нанесении побоев попу церкви Ильи Пророка дворцовой Гуслицкой волости и работникам его стольником Семеном Ивановичем Колычевым и его людьми в 7184 году (1676 г. – прим. автора).

Колычевы — древний дворянский род, из московских бояр, из числа потомков Андрея Кобылы — через его внука Фёдора Колыча, сына Александра Ёлки. Наиболее известный представитель рода — московский митрополит Филипп II (Колычев), убитый Малютой Скуратовым и причисленный к лику святых. Семен Иванович Колычев (1615 – 1687) сын Ивана Полуектовича Колычева, был стольником Царя Михаила Федоровича, Коломенский, Рязанский, Владимирский и Ярославский помещик.

В 1701 г., мая 20. – Запись подрядной жителя Кузнецкой слободы Семена Афанасьева и крестьянина Симонова монастыря Михаила Петрова, данной священнику церкви Ильи Пророка в дворцовой Гуслицкой волости Московского уезда Пимину Афонасьеву с обязательством сделать 14 киотов в местный пояс иконостаса:

«Майя в 20 день Кузнецкой слободы Семен Афонасьев да Симонова монастыря оброчный крестьянин Михайло Петров подрядились Московского уезду дворцовой Гуслицкой волости церкви Ильи Пророка у попа Пимина Афонасьева сделать иконостас: местный пояс — четырнадцать киотов — против образца, что у Воскресения Христова за Таганными вороты.
Рядили от того делу двадцать рублев денег да запасу.
По них порукою Оружейныя палаты иконописец Кирило Иванов сын Уланов, Воронцовской слободы Алексей Прокофьев, сын Усенок. В неустойке писано рядные деньги и с убытки.
У записи свидетель Оружейныя полаты золотарь Макар Иванов, сын Попов.
Писал Серешка Сокольников.

У записи: руки вместо подрядчиков церкви Воскресения Христова что за Таганными вороты, — сторож Васька Максимов, вместо порутчика Алексея Воронцовской слободы — Максим Герасимов. Порутчик Кирила и свидетель Макар сами руку приложили. За письмо четыре алтына две деньги взято.
Записано мая в 21 день».
РГАДА, ф.282 оп.1, часть 1, д. 1029

Они же, Семен Афанасьев и Михаило Петров, делали столярную работу в иконостасе церкви Живоначальной Троицы в Рогожской слободе.
Киоты в иконостас церкви Ильи Пророка создавались по образу киотов в иконостасе церкви Воскресения Христова за Яузой за Таганными воротами в Новой слободе, которая «7167 года (1659г. прим. автора) по книге переписи и письма дозору старосты Георгиевского поповского девичьего монастыря попа Терентья, да патриарша казенного приказа подьячего Володимира Гурьева за Земляным городом прибыла…»

1702 г. марта 23 – Запись подрядной (крестьянина) села Покровское Максима Гаврилова (сына Суханова) и золотаря Оружейной палаты Макара Федорова, данной священнику церкви Ильи Пророка дворцовой Гуслицкой волости (Московского уезда) Пимену Афонасьеву с обязательством золотить церковный иконостас:

«Марта в 23 день села Покровского Максим Гаврилов да Оружейной полаты золотарь Макар Федоров подрядились дворцовой Гуслицкой волости церкви Пророка Илии у священника Пимина Афонасьева да у старосты Петра Никонова золотить иконостас.
А поставить в одделке на Ильин день сего ж году.
Вместо Максима руку приложил Казенной слободы Осип Иванов, вместо Макара – Таганной слободы Иван Беляев.
Порутчик – гостиной сотни Лукетян Икреньев, вместо ево руку приложил Басманной слободы Федот Козлов, иконописец Василей Иванов сын Уланов ручал и свидетель Таганной слободы Иван Осипов сын Масленников – руки сами приложили.
Писал Яков Арчаков.
За письмо две гривны взято. Записана марта в 24 день».
РГАДА, ф.282 оп.1, часть 1, д. 1031

1710 г. февраля в 17 день «Великий государь царь и Великий князь Петр Алексеевич пожаловал князя Александра Даниловича Меншикова указал ему дать в зачет, взятых у него в Ингрии волостей, из своих государевых волостей дворцовую Гуслицкую волость со крестьяны и бобыли»; вследствие сего указа того же года апреля 7 числа за ним, князем Меншиковым, Гуслицкая волость утверждена отказною книгою, в которой находится описание церквей в следующем порядке:

«Волость Гуслицкая, а в ней погост, на речке Поповке, а на погосте церковь во имя св. пророка Илии деревянная о пяти главах, кресты деревянные опаяны жестью белою, а в церкви: царския двери, сень и столбцы резныя, золоченые; по правую сторону царских дверей местных икон: образ Всемилостивого Спаса, венец и гривенка гладкие с репьями, серебреные, золоченые; образ св. пророка Илии с житием оклад чеканной, венец и риза чеканные, серебрены, золочены, на Господе Совоофе венец и гривенка с короною чеканные; на житии семь венцов с гривенками, да пять венчиков малых, серебрение, резные, вызолоченые; образ Воскресения Христова писан на золоте, на нем два венца с коронами и гривенки серебреные, золочены; образ Живоначальныя Троицы, на нем три венца серебреных с коронами и с гривенки, золочены; образ Благовещения Пресв. Богородицы, образ Архангела Михаила, образ преподобного отца Сергия, образ Печерския Богородицы писаны на красках; по другую сторону царских дверей: образ Пресвятыя Богородицы Казанския, венец и гривенка серебреные, резные, золоченые; образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия Смоленския, венец с короною резной, образ Московских Чудотворцев Петра и Алексия и Ионы и Филиппа; образ Бориса и Глеба, образ св. мученик Флора и Лавра и Космы и Дамиана, образ св. великомученика Георгия, образ Изосима и Савватия Соловецких чудотворцев писаны па красках; на северных и южных дверях образы архидьякона Стефана и архидьякона Авива.

Иконостас, взымцы и тумбы столярные флемованные, золоченые; перед местными иконы 13 лампад медных; в деисусе Спасителев образ с апостолы и пророки и дванадесятных праздников три яруса, перед Спаситолевым образом поникадило медное о двух ярусах; две хоругви: па одной образ Богоявление Господне, а на другой—св. пророка Илии писаны на красках, у них две пелены камчатные с кистями. В трапезе: образ Деяния Страшного Суда писан на красках. В алтаре на престоле: евангелие печатное, на александрийской бумаге, оболочено бархатом червчетым, распятие и евангелисты чеканные, застежки серебреные, на другой стороне средина и наугольники серебреные белые; другое евангелие в десть оболочено бархатом красным, распятие и евангелисты серебреные резные, застежки и с исподи средина и наугольники серебреные белые, два креста благословенных, на них распятие чеканное, обложено серебром; ковчег оловянной, за престолом крест большой», на нем написано Распятие Господне, по правую сторону креста образ Знамения Богородицы, оклад гладкой, венец с короною и гривенка резные золоченые, в привесе денег 20 алтын, на другой стороне на обороте образ Николая чудотворца писан на красках, по другую сторону Распятия образ же запрестольный Богородицы Одигитрия Смоленской, оклад чеканной, венец с короною резной, в привесе два креста, да денег 8 алт., на другой стороне образ пророка Илии, венец гладкой серебреной; за престолом же крест выносной большой, образ Спасителев местной в киоте, на жертвеннике сосуды и лжица серебреные».

У князя Меншикова имения были отписаны и причислены по прежнему к дворцовому ведомству, а в 1728 г. Гуслицкая волость пожалована Степану Васильевичу Лопухину. (Вотч. Колл. по гор. Москве, ст. л. кн. 53, N дела 11)

В 1742 г. на погосте Ильинском в вотчине Степана Лопухина находились две деревянные церкви Илии пророка и Николая чудотворца, при которых были священники: Алексей Деев 1701 — 1710 г., Иван Петров 1701—1726 г., Афанасий Пименов 1701—1712 г, Егор Семенов 1726 — 1742 г.; дьяконы: Ефрем Борисов 1710 — 1726 г., Василий Афанасьев 1742 г., дьячки: Иван Егоров 1701— 1710 г., Яков Алексеев 1701—1715 г., Алексей Васильев и Дмитрий Иванов 1742 г. (Переписи. кн 1710 года, л. 616; 1 ревизн кн. 1726 г. л. 77. Отказная кн. 33, N 10, по Москве)

Церковь Ильи Пророка была сооружена из лучшего соснового борового леса на каменном фундаменте, покрыта железом, но 22 мая 1816 года во время большого пожара сгорела со всеми священными древностями. Уцелела лишь небольшая зимняя церковь Святителя Николая. Храм во имя святителя Николая стоял в 14 саженях от Ильинской церкви. Был деревянный, теплый, небольших размеров. Богослужения проводились по воскресениям и зимой.

Нынешний Воскресенский Трехпрестольный каменный храм появился в Гуслицах благодаря возникновению базара. Не зря ближайшая улица к нему называется Базарной.
Из-за неплодородной земли гусляки часто пускались за хлебом в отдаленные места, привозили его не только для себя, но и на продажу.
В 1816 г. в Гуслицком причте открыли еженедельный базар, который дал церкви в первый же год доход в 5000 рублей, возросший впоследствии до 14000 рублей. В 1822 г. приступили с благословения Московского митрополита Серафима к сооружению храма во имя Воскресения Христа Спасителя, с приделами во имя пророка Илии и святителя Николая.
———————————-
Список источников:
1) Альманах «Гуслицы» №2,4
2) В. и Г. Холмогоровы, «Исторические материалы о церквах и селах XVII-XVIII ст., выпуск шестой, Вохонская десятина Московского уезда»
3) С.С. Михайлов «Старообрядческий Никольский храм в селении Устьяново»
4) М.В. Николаева «Иконостас Петровского времени»
5) И.Е. Забелин «Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы»

“Церковь Пророка Илии Гуслицкой волости”

комментария 2

  1. admin 04 Сен 2021 в 21:50 ссылка на комментарий

    Ильинский Погост. Церковь Илии Пророка.
    Наша поездка по Подмосковью в 2008 г.

  2. Галина Кочеткова 07 Сен 2021 в 9:31 ссылка на комментарий

    Дополнение от Дмитрия Максимова.

    Из третьей ревизии 1762 года:

    Опись Гуслицкой волости села Ильинского с приписными погосты – коликое число в том селе и в приписных святых икон и церковной всякой утвари и церковно священно служителей с причетники. Такожде что в реченном селе Ильинском в казенном дому имеется всякого дровяного строения. Потом же что к вышереченному селу Ильинскому и приписным погостам оной Гуслицкой волости деревень и в них поименно мужеска и женска полу душ и их детей и что к вышепомянутому селу и погостам и деревням тягло пашенной земли, пустошей, и сенных покосов, и лесных угодий, и мельниц, а что имеется порознь все явствует ниже сего:

    А именно:

    В Московском уезде в Гуслицком стану село Ильинское стоит при речке Околенке.

    В том селе две церкви деревянные. Первая во имя Пророка Божия Ильи о пяти главах, крыта тесом. На главах кресты железные. Оная церковь строением крестообразна и вкруг ея паперть. Алтарь круглой о пяти стенах. В той церкви три двери железны, с петлями, с полосы железными ж. У западных дверей два замка нутряных. У сторонних дверей запоры деревянные, с полосами, и с пробои, и с замками висящими железными ж. К той церкви для всходу две лестницы с одного под кровлею.

    В реченной же церкви образа местные:

    1. Образ Спасителев – венец и гривенна серебряные вызолоченные.
    2. Образ Казанские Богородицы – венец и гривенна серебряные вызолоченные.
    От царских дверей по правую сторону, подле Спасителева образа:
    3. Образ Пророка Ильи с житием – оклад серебряной вызолоченной, венец и риза чеканные серебряные. На том же образе вверху образ Господа Саваофа – венец и гривенна чеканные. А привесу на том образе три рублевика, в том числе один вызолочен.
    4. Образ Воскресения Христова – на нем два венца с гривенными серебряные золоченые.
    5. Образ Живоначальные Троицы – на нем три венца з гривеннами серебряные золоченые.
    6. Образ Благовещения Пресвятые Богородицы – на нем два венца з гривеннами серебряные золоченые.
    7. Образ Архангела Михаила – на нем венец и гривенна серебряные золоченые.
    8. Образ Сергия Чудотворца – на нем венец з гривенною серебряные золоченые.
    9. Образ Печерские Отцы – на нем венец серебряной вызолоченной.

    По левую сторону от царских дверей:
    10. Образ Николая Чудотворца – на нем венец з гривенною серебряные золоченые большие. На том же образе вверху образ Спасителя и Богоматери на нем два венца з гривенными серебряные золоченые малые.
    11. Образ Смоленские Отцы – на нем венец серебряной золоченой.
    12. Образ Московских Чудотворцев Петра, Алексия, Ионы и Филиппа – венцы серебряные вызолочены. На том же образе вверху Образ Спасителев – венец серебряной золоченой.
    13. Образ Благоверных князей Бориса и Глеба – венцы серебряные вызолоченные. На том же образе вверху Образ Спасителев – венец и гривенна серебряные золоченные.
    14. Образ Чудотворца Козмы и Дамиана и Святых Мучеников Флора и Лавра. Да на том же образе вверху Образ Спасителев – на них пять венцов з гривеннами серебряные золоченые.
    15. Образ Великомученика Георгия – на нем один венец з гривенной серебряные золоченые.
    16. Образ Зосима и Саватия – на них два венца. На том же образе вверху Образ Спасителев – на нем венец и гривенна серебряные золоченые.
    Перед оными образами лампад жестяных луженых 14.

    Царские двери и подле оных столбы резные золоченые деревянные.

    Вверху реченных местных икон два яруса иконостасу столярного золоченого. В них образов двунадесятых праздников пророков и праотцов 62 без окладов.
    Над теми иконостасами 11 пророков и прочих образов во иконостасе же.
    Над оными иконостасами распятие Господне и при том распятии Образы Богородицы и Иоанна Богослова без окладов.
    Притом же в четырех рамах резных вызолоченных Страсти Христовы.
    Подле оных же иконостасов в рамах золоченых 36 образов без окладов.
    На северных дверях Образ Архидьякона Стефана, на южных Образ Архидьякона Лаврентия.

    Внутри алтаря на престоле:

    Два Евангелия московской печати, доски обклеены бархатом. Из оных у одного первая доска обложена окладом серебряным, вызолочена, вторая доска обложена медным окладом, вызолочена. У второго – первой доски средина и евангелисты обложены серебром и вызолочены.

    Два креста, обложены серебром и вызолочены.
    Ковчег оловянный.
    На престоле одежда камчатая желтая, покров атласной желтой ветхий.

    На жертвеннике два сосуда, два дискоса и блюдца серебряные золоченые, на жертвеннике одежда выбоиченная.

    За престолом крест на стуле деревянной без окладу, при нем два образа:

    1. С одной стороны Знамение Богородицы в окладе – венец, поля и риза серебряные золоченые. Со второй стороны Образ Николая Чудотворца в окладе с венцом серебряным позолоченным.

    2. Образ Смоленския Богородицы – венец и риза и поля серебряные золоченые. З другой стороны Образ Пророка Ильи – венец и риза серебряные чеканные золоченые.

    На жертвеннике Образ Знамения Богородицы не в окладе.

    Образ Святых Апостолов Петра и Павла, Мучеников Флора и Лавра и Святой Мученицы Праскевы Нарицаемой Пятницы – на них пять венцов з гривеннами серебряные вызолоченные.

Написать комментарий