Волковы из Смолево

Когда-то давно (страшно подумать – 7 лет назад) я написал «Открытое письмо Инне Ивановне в Смолево». Вот такого содержания:

«Инна Ивановна! Помните, мы с Вами нашли двор Волковых в Смолево 1870 года:

Егор Трифонов, 1840 года рождения, жена его Ирина Артемова того же года рождения и дети: Мария (она старшая, ей 12 лет), Ефим — 9, Аксинья — 5, Иван 2 года и даже двух месячный Терентий? Савелий Иванович — отец Вашей мамы, Александры Савельевны.

Вообще, Инна Ивановна, получается, что без воспоминаний Вашей мамы о том, что у ее отца было две сестры и три брата, и что старшую сестру звали Мария, а из братьев были известны Иван и Терентий, мы бы и двор Волковых не могли определить. Помните забавный случай, когда, читая присланный мне список подворной переписи, я вначале принял сокращение в нем Аксин (что означало Аксинья) за мужское имя, а Вы мне говорили: «ну, это не они, у наших Аксина точно не было»?

Есть новости. Отца Егора звали Трифон Яковлевич. Он родился около 1800 года. Около – это потому, что по ревизии 1816 года указано, что ему 20 лет, а в 1834 году – что 32 года. В 1834 он уже женат на Марине, причем Марина заметно (на 9 лет) старше Трифона.

Вообще ревизия 1834 года очень интересна: в ней указано много фамилий смолевских, но зато пропущены отчества женщин – вот и гадай, что за Марина! Имя очень редкое, мне кажется, что оно впервые встречается во всех списках документов, что сейчас у меня на руках.

Еще стало известно, что у Трифона был младший брат Игнат, он родился в 1807 году, а в 1834 году был уже женат на Агафье, ей 30 дет. У них четверо детей: Татьяна 2 года, еще одна Татьяна на год моложе, Григорий 9 лет и пятилетний Филипп. Интересно, что и ними живет Игната племянник Трифон Евсеев, ему уже 24 года.

Ах, да, про детей Трифона забыл сказать: Федул 15 лет, Сидор 12 и Лука, которому 4 года. Егор наш тоже еще не родился. Заметьте, если бы в ревизии не была указана фамилия (Волковы), то мы не могли бы с уверенностью утверждать, что нашли семью.

Да. Посмотрите, насколько важно для нас то, что с Трифоном живет его племянник, Трифон Евсеев – без него мы не смогли бы найти Волковых в 1796 году. А они нашлись, да еще как интересно!

Запись 1796 года: «Дмитрий Моисеев 78, брат его Фадей вдов 58, дети Дмитрия Антон, Василий, дети Фадея: Яков 38, Матвей 19, Иван 16, жена Якова Агафья Сидорова 38, дети их: Марфа 14, Ефсей 10, Ефимия 6, Трифон 3».

Я, Инна Ивановна, чтобы мы с Вами не запутались, не все запись полностью привожу, а только то, что сейчас нам существенно. И вот смотрите, как нам упоминание о Ефсее (Евсее), том самом, у которого позднее Трифон Евсеев родится, помогло. Без него мы бы так и сомневались, наш ли это Трифон Яковлев, поскольку получается, что он не около 1800 года родился, как я раньше написал, а в 1793 году, уж это точно!

Смотрите, как у нас с Вами все одинаково: я ведь тоже какое-то время не мог определиться со своим Яковом, отцом Михаила.

Инна Ивановна! Теперь я знаю, что в 1870 году Волковых было не один, а целых 6 дворов. Напишу о них в следующий раз. А еще у меня очень интересное соображение появилось в отношении Дмитрия Моисеева, даже дух захватывает, но здесь все надо тщательно проверить.

Владимир».

Волковы – это коренная смолевская фамилия, и происхождение во многом полностью из Смолево. Вот взять, например, семью Волкова Ювеналия Игнатьевича (1866-После 1923): жена его также смолевских кровей: Волкова (Чистова) Прасковья Кирсановна (1867-После 1917). Дети у них: Степан (Около 1884-Около 1943), Родион (Около 1885-19.10.1914), Марфа (1887-05.01.1949), Анна (1888-1984), Евдокия (1891-После 1917), Прокопий (1891-После 1917), Ивлий (05.1895-1958), Сергей (Около 1900-После 1913), Евдокия (Около 1900-После 1950), Ксения (1898-1989).
Года жизни Степана, Марфы, Евдокии (младшей) и Ксении Ювенальвых мне Вера Никитина подсказала – оказалось, что веточку эту я совсем плохо знал, а очно общался только с семьей Ивлия Ювенальевича. Несколько раз в детстве я с отцом приезжал в Москву. Наверно, у нас была возможность останавливаться и у Ивана Тимофеевича, и у Натальи Тимофеевны (я действительно один раз без отца останавливался у Натальи Тимофеевны), но, безусловно, теплее и спокойнее чувствовал себя у дяди Ивлия с тетей Евдокией в их небольшой квартире где-то на шоссе Энтузиастов…

 volkovi_smolevo_1.jpg

volkovi_smolevo_2.jpg

Захоронения Волковых Ивлия Ювенальевича и Евдокии Тимофеевны на Рогожском кладбище в Москве

Но заметьте: и Ивлий Ювенальевич нашел себе жену в Смолево, да и Анна Ювенальевна нашла себе смолевского мужа. Среди троих детей Анны Юыенальевны – дочь Пыжова Марта Кирилловна.
Как-то встретил в семейном архиве письмо Лёли (дочери Ивлия Ювенальевича) моему отца, в котором она с горечью писала, что из «наших» (имея в виду, как близкую родню моего отца, так и близкую родню Ивлия) в Смолево осталась только Марта. Марта Кирилловна (26.06.1916-10.04.2003) была замужем дважды: второй ее брак я, собственно говоря, и не знаю, а вот первый с точки зрения родственных связей был интересным – она была замужем за Захаровым Иваном Зотовичем из деревни Гора. Интересен (для меня) он тем, что родителями Ивана Зотовича были Захаров Зот Иванович и Захарова (Соколова) Домна Ивановна. Домна Ивановна из Смолево и приходится мне двоюродной бабушкой по линии отца.
В старообрядческих метрических книгах общины деревни Смолево 1916 года есть запись о рождении и крещении Марты:
«Запись № 5. Июня 26 дня, крещена июня 26 дня, д. Смолево, Мария. Родители: крестьяне д. Смолево Кирилл Романович и жена его Анна Ювенальевна Корчагины, старообрядцы, родитель в действующей армии, родительница находится на родине. Восприемники: крестьяне д. Смолево Степан Ювенальевич, Евдокия Ювенальевна Волковы».
Примечание: при записи или при ее прочтении допущена ошибка в имени, правильно – Марта.

Из той старой публикации «доблогового» периода, что я привел выше, я пока одну фразу выделю: «…Еще стало известно, что у Трифона был младший брат Игнат, он родился в 1807 году, а в 1834 году был уже женат на Агафье, ей 30 лет…».
Мы уже где-то упоминали, что отчество у Ювеналия – Игнатович, стало быть, самое время подумать, что речь о его отце идет, но это не так. Игнат Яковлевич, что упоминается в этой фразе – дед Ювеналия Игнатьевича. В ту пору (7 лет назад) я еще не знал, что это за Агафья, а сейчас знаю точно: она дочь Соколова Михаила Прохоровича из Смолево. У Игната Яковлевича и Агафьи Михайловны, среди их пятерых детей, был еще один Игнат, Игнат Игнатьевич. Вот уж он-то и стал отцом Ювеналия.
У Ювеналия было две сестры, Наталья и Василиса, и брат Василий. Про Наталью и Василия я мало что знаю. А вот веточка Василисы интересна. Василиса Игнатьевна вышла замуж в Молоково за Казакова Тимофея Федоровича. Сказывают, что Тимофей Федорович служил гусаром в охране императора, и непременно забавную историю приводят о споре императора и императрицы, в которую вовлечен был Тимофей Федорович, причем, поведя себя правильно и в соответствии с уставом, заслужил ценный подарок от императора. Вот я только не уловил, о какой царствующей паре идет речь, поскольку по возрасту (а Тимофей Федорович родился в 1869 году) мог он служить даже в охране Александра III.
Дочь Тимофея Федоровича и Василисы Игнатьевны – Анастасия Тимофеевна (12.1909-14.12.1999) – вернулась в Смолево, выйдя замуж за Соколова Федора Ульяновича.

volkovi_smolevo_3.jpg

 volkovi_smolevo_4.jpg

Казаков Тимофей Федорович и Соколова (Казакова) Анастасия Тимофеевна

И вновь вернемся в Волкову Игнату Яковлевичу, поскольку от его брата, Трифона Яковлевича еще одна веточка Волковых продолжается. От первого брака Трифона с неизвестной мне Мариной родился Сидор Трифонович, а у него, в свою очередь, Сидор Сидорович. А вот уже о детях Сидора Сидоровича, Анфиногене и Федоре, на блоге кое-что рассказывается. Нужно лишь посмотреть рубрику «Волковы». Ирина Сидорова и Марина Коллар являются потомками соответственно Анфиногена Сидоровича и Федора Сидоровича. Они и познакомились на блоге – не устаю вместе с ними этому радоваться. Марина, кстати, уже фактически стала опытным архивным поисковиком, освоив не только ЦИАМ, но даже и РГАДА.
Статью «Дети Сидора» вообще неплохо бы почитать, поскольку там и мой разговор с Корчагиной Людмилой Мироновной, и даже (очень кратко) история матушки Евсталии, арестованной и расстрелянной в Бутово в 1938 году.

“Волковы из Смолево”

комментария 24

  1. Наталья 03 Дек 2013 в 14:08 ссылка на комментарий

    Здравствуйте. Мне бы хотелось бы узнать про фамилию Тябины .Они проживали в Смолево. Это моя прабабушка Тябина Надежда Васильевна она вышла замуж за Гладкова в д. Ожерёлки есть ли у вас какая -нибудь иформация.

  2. Владимир 03 Дек 2013 в 14:48 ссылка на комментарий

    Добрый день, Наталья! Пока Тябины не встречались (правда в Казани мне пришлось работать с Антоном Тябиным).
    Видимо речь, идет о Смолево, которое нынче Новинковского с/о.
    А годы жизни Надежды Васильевны известны?

  3. ирина 03 Дек 2013 в 17:43 ссылка на комментарий

    Да, благодаря Вам, Владимир, сошлись потомки трех Волковых: Екатерины, Федора и Анфиногена, ведь Корчагина Людмила Мироновна — внучка Екатерины Сидоровны. Кстати, в Смолево живет еще ее родная младшая сестра.

  4. Владимир 03 Дек 2013 в 18:22 ссылка на комментарий

    Совершенно верно, Ирина: в Смолево живет Соколова (Корчагина) Елизавета Мироновна, она на 13 лет моложе Людмилы Мироновны. Елизавета Мироновна была замужем за Соколовым Юрием Владимировичем. Мы с ней встречались несколько раз, но всегда случайно: то у Инны Ивановны, то в смолевской часовне, то просто на улице.
    Есть еще Евгения Мироновна, но где она живет, я сейчас вспомнить не могу. Но их братьев: Ивана, Михаила и сестры Надежды Мироновны уже, к сожалению, нет в живых.

  5. о.Михаил Егоров 03 Дек 2013 в 20:34 ссылка на комментарий

    «Запись № 5. Июня 26 дня, крещена июня 26 дня, д. Смолево, Мария. Примечание: при записи или при ее прочтении допущена ошибка в имени, правильно – Марта.
    Добрый вечер. Ошибки здесь никакой нету. Марта — это мирское имя, а в простонародье называли — Мара. А Мария — имя, данное при крещении

  6. Владимир 04 Дек 2013 в 5:14 ссылка на комментарий

    Добрый день, отец Михаил! Рад Вашему появлению на блоге. Приходите, читайте: по Павловскому Посаду и окрестным деревням, хотя и немного материалов, но на блоге кое-что есть.

    Насчет Марты — Марии приму к сведению. Действительно, в святцах имени Марта нет.

    Меня лишь смутило то обстоятельство, что имя Марта не встречалось мне больше ни разу даже в разговорном контексте, не говоря уж о документах. Видимо, не принято было в наших краях его употреблять.
    Что интересно, имя Мария в документах (включая исповедные ведомости) начинает писаться практически с середины 19 века, да и то не всегда. А ранее исключительно — Марья.

  7. ирина 04 Дек 2013 в 11:32 ссылка на комментарий

    Насколько я могла понять, сестра Людмилы Мироновны тоже живет в Смолево. Не удалось в этом году съездить туда с Мариной, хотя и собирались.

  8. Владимир 04 Дек 2013 в 13:21 ссылка на комментарий

    Отец Михаил, у меня к Вам вот какой вопрос. Я где-то читал (вероятно, у Виктора Ситнова), что раньше поблизости от Корнево было старообрядческое кладбище. Его разорили и на этом месте гаражи построили.
    А сейчас в Павловском Посаде есть отведенное место для захоронения старообрядцев и, если есть, то где?

  9. о.Михаил Егоров 04 Дек 2013 в 18:44 ссылка на комментарий

    Всем добрый вечер. Кладбище в Корнево было в начале улицы, сразу после Камвольного комбината — где сейчас стоит дом ИТР, гаражи комбината и теплица. Его закрыли перед войной в году 37. Мать отца Даниила Березина хоронили последней. Потом стали хоронить на Уползах, немного в стороне от основного кладбища (около футбольного поля). В данный момент, рядом с этим участком отвели место, молил на 30, для староверов.
    Когда я обслуживал Давыдово, то в д.Ляховой жила Марта, но ее всегда все звали Мара.
    Лиц женскаго полу в старину исключительно называли Марья, в отличии от имени Богородицы МарИя. И если потом стали звать женщин Марией, то ударение делали на первый слог ( МАрия ).

  10. о.Михаил Егоров 04 Дек 2013 в 18:50 ссылка на комментарий

    Владимир, я давно и с большим интересом читаю ваш сайт, и даже хотел когда-то сделать уточнения, но что-то не получилось. Впредь, если это надо, постараюсь писать, то о чем я могу знать.

  11. Владимир 04 Дек 2013 в 19:35 ссылка на комментарий

    Отец Михаил! Я был бы весьма признателен и благодарен Вам за комментарии и уточнения в любой из тем этого блога.

    Вот Вы только что написали о матери Даниила Ильича, а я ведь даже не знаю, как ее звали, и годы ее жизни тоже. Знаю лишь, что Илья Павлович родился в 1855 году, а сколько лет прожил, тоже мне неизвестно. Ничего не известно мне и про семью Даниила Ильича. Сплошные вопросы.

    Возможно, Вы уже прочли здесь публикации, которые касались Корнево. Дело в том, что мой дед Башашин Кирилл Иванович (и прадед Лиды Башашиной, что живет напротив Вас) родился в 1865 году и совершенно однозначно крестился по старому чину, поскольку все семьи Башашиных по исповедной ведомости 865 года записаны в разделе «Раскольники и дети их».
    Хотя сам Кирилл Иванович похоронен на кладбище в Уполозах, но все старшие Башашины — наверняка на том кладбище возле Корнево, о котором Вы пишете. Ни одного захоронения не сохранилось, так жаль…

  12. Владимир 04 Дек 2013 в 19:42 ссылка на комментарий

    Ирина, а о ком из сестер Людмилы Мироновны Вы пишете? Если речь о Елизавете Мироновне, то она точно живет в Смолево. Другое дело — Евгения Мироновна, она вышла замуж за Шувалова Алексея Семеновича, но Алексей Семенович умер очень рано, в 1972 году, похоронен в Смолево, а что Евгения Мироновна — я, право, не знаю…

  13. Андрей 01 Ноя 2014 в 19:13 ссылка на комментарий

    Приветствую всех!
    Приходит время, когда человека начинают интересовать его семейные корни, кто были его предки. Я узнал, что имеются родственники в Смолево по фамилии Волковы. Но и представить не мог, что значит эта фамилия для Смолево! Что касается фактов, то нашел запись за сентябрь 1904г. «Новорожденный — Сергей. Родители — «Из Карповской волости, деревни Смолевой крестьянин Митрофан Лукиллианов Волков и жена его Стефанида Иродионова». Присутствовали «той же деревни крестьянский сын Павел Митрофанов Волков и села Савостьяново крестьянская жена Надежда Филиппова Круглова» (Это моя бабушка, в девичестве Березина). Может быть удастся найти и познакомиться с родственниками этой ветви.

  14. Владимир 01 Ноя 2014 в 21:06 ссылка на комментарий

    Еще раз добрый день, Андрей!
    Да, волков Митрофан Лукич есть в моей базе. В соответствии с подворной переписью 1869-1871 годов от 1867 года рождения. Родители: Лука Трифонович 1830 года рождения и Авдотья Никитична 1928.
    Спасибо за Ваши сведения, так как кроме года рождения я ничего о Митрофане Лукиче не знал.
    А скажите, Андрей: из какого документа 1904 года Вы взяли эту выписку? Это существенно для меня.
    Второй вопрос: как правило случайных людей в восприемниках не было, стало быть, Надежда Филипповна как-то связана с этой семьей Волковых?

  15. Андрей 02 Ноя 2014 в 0:03 ссылка на комментарий

    Владимир!
    1. Вот источник — «Метрические книги о рождении, браке и смерти Успенской церкви села Савостьяново. 1903-1908». Запись №32, 18 сентября 1904г.
    2. Надежда Филипповна Круглова (Березина) родом из Кишнево. Я даже не знаю, из Большого или Малого. Не знаю, к сожалению, и степень родства. Попробую выяснить это.

  16. ИринаФМ 02 Ноя 2014 в 1:17 ссылка на комментарий

    Андрей, как «присутствовали»? Это не крещение новорожденного, а присоединение? В каком году и главное — где это происходило?

    Володя, обрати внимание на «села Савостьяново крестьянская жена Надежда Филиппова Круглова” (Это моя бабушка, в девичестве Березина)». Сочетание Березины — Савостьяново (в приходе Уполоз) нам уже попадалось.

  17. Владимир 02 Ноя 2014 в 8:50 ссылка на комментарий

    Спасибо, Андрей! Если можете добавить какие-то еще сведения об этой семье Волковых, которая, видимо, переселилась из Смолево в Савостьяново или куда-то рядом с этим селом, а также о Березиных, было бы очень интересно.

  18. Владимир 02 Ноя 2014 в 8:58 ссылка на комментарий

    Нет, Ирина, не помню по сочетание «Березины» и «Савостьяново». О Березиных, которые у нас как-то все не связывались с корневскими Березиными, мы много рассуждали втроем (с Натальей Макеевой) в комментариях к статье «Еще раз о Назарьево»:
    https://www.genealogy-kzn.ru/nazarievo_2/,
    но Савостьяново в этих рассуждениях я не нашел.

    А вот скажи мне, пожалуйста, как Савостьяново относилось к Уполозам, если само было селом? Или я тебя неточно понял?

  19. Владимир 02 Ноя 2014 в 9:11 ссылка на комментарий

    В отношении Кишнево, Андрей, есть вот какая выписка из Книги памяти Орехово-Зуевского района:

    БЕРЕЗИН Дмитрий Иванович,
    сержант оадн 50 осбр.
    1911 г . рождения, д. Малое Кишнево Орехово-Зуевского р-на Московской обл.
    Призван в 1941 г . Орехово-Зуевским РВК.
    Погиб в бою 21 марта 1942 г .
    Похоронен: д. Лисьи Горки Старорусского р-на Новгородской обл.

  20. Андрей 02 Ноя 2014 в 10:01 ссылка на комментарий

    Здравствуйте!
    Ирина, Вы правы. Слово «присутствовали» неудачно, написать «свидетели» я не решился, а слово «восприемники» я не знал. Заголовок столбца называется «Звание, имя, отчество и фамилия восприемников».

    Владимир, спасибо за информацию. Дополнительно по источнику. Это название я взял из «Опись №1 дел постоянного хранения за 1880-1934 годы».
    А вот на самой книге написано «Метрическая книга Московской Духовной Консистории церкви села Савостьяново за 1903-1908гг.» Возможно это имеет значение.

  21. ИринаФМ 03 Ноя 2014 в 21:24 ссылка на комментарий

    Володя, церковь в Савостьяново построили в 1901 г., а до того оно было в Уполозах. Андрей написал, что в девичестве Березина, а откуда именно — сразу не написал, вот я и обратила внимание на территориальную близость Корнево и Савостьяново. Но раз известно, что она из Кишнева — вопрос снят.

    Андрей, в Вашем случае ответ об источнике информации правильно должен звучать так: ЦИАМ (ну или ГБУ ЦГА Москвы ЦХД до 1917 г., если Вам это больше нравится) Ф.2127 Оп. 1 Д. (я не знаю) Л. () Метрическая книга такой-то церкви за такой-то год. Только не подумайте, что я ругаюсь 🙂 я просто хочу, чтобы люди учились правильно источники указывать 🙂

  22. Владимир 04 Ноя 2014 в 8:04 ссылка на комментарий

    Ирина, я удивляюсь тому, что Савостьяново относилось к Уполозам, поскольку Савостьяново — это фактически Дрезна, а там свои храмы, как ново- так и старообрядческий.

  23. Михаил Васильев 14 Окт 2020 в 14:52 ссылка на комментарий

    В базе данных «Призреваемые Преображенского богаделенного дома в 1891-1903 годах», составленной Т.В. Игнатовой по материалам дела
    «Донесения богаделенного эконома и надзирателей палат смотрителю Преображенского богаделенного дома об отсутствии имущества после смерти призреваемых».
    ЦГА Москвы Ф.157 Оп.1 Д.62.
    Объем дела: 392 листа.
    Крайние даты: 1 января 1891 года – 10 декабря 1903 года
    обнаружил следующие сведения:
    — Волкова Анна Ларионова, крестьянка Московской губернии
    Богородского уезда Карповской волости дер. Смолева, скончалась 04.01.1891 в Ильинской палате Преображенского богаделенного дома, имущества не осталось (Лист 3 данного Дела).
    Есть ещё одно упоминание Карповской волости Богородского уезда в данном документе:
    — Авдотья Никитина [без фамилии], крестьянка Московской губернии
    Богородского уезда Карповской волости сельца Алпашково, скончалась 17.04.1894 в Спасской палате Преображенского богаделенного дома, имущества не осталось (Лист 103 данного Дела).

  24. admin 15 Окт 2020 в 7:35 ссылка на комментарий

    Благодарю, Михаил.

Написать комментарий