Ветлуга, год 1979. Сплав

Река предполагала сплав. И ребята начали собирать плот. Я, как мог, помогал. В итоге получилась замечательная понтонная конструкция, рассчитанная, как для использования греби, так и весел.

Это с виду только понтоны плота надуты как футбольные мячи. На самом деле, они надуты так слабо, что при загрузке буквально «растекаются» по воде. В этой их особенности двойное преимущество плота: минимальная осадка и способность не порваться при прямых столкновениях, например, с корягами. В последнем случае понтоны просто амортизируют.
Плот был готов и его первыми стали осваивать дети.

 vetl_splav_1.jpg

vetl_splav_2.jpg

Но по завершению строительства плота выяснилось, что ребята подцепили от меня «вирус авантюризма». Им уже не хотелось плыть вниз по течению, поскольку эти места мы все видели, проплывая вверх на «Заре». И в чем-то они были, безусловно, правы.

Ну, так вот, насчет «вируса авантюризма»: и сообразили ребята плыть не вниз по течению, а вверх. Как же так, скажете вы: плот-то не под мотором, с какой стати, ему вверх по течению плыть? Очень даже резонно! Но у любой проблемы должно быть решение. Забрались мы с Сергеем на плот, и пошли вниз по реке проблему решать (которую для себя придумали!). Но не случайно мы вниз двигались. Дело в том, что ниже по течению, километрах в двух с небольшим у прорвы мы две баржи с гравием заприметили. Вот и поехали спрашивать у старшего – долго ли они там стоять будут и куда двигаться намерены. Все как-то легко сложилось: выяснилось, что баржи уходят вверх завтра утром, а капитан совершенно не прочь взять с собой всю нашу компанию, да и плот заодно прицепить.
Мы очень довольные сделались и стали возвращаться, чтобы новость объявить. Для этого реку переплыли к плесу и пошли пешим ходом вверх по реке, ведя за собой плот. Это достаточно просто: привязываете к носу и корме длинную веревку эдаким треугольником. Идете себе спокойно по берегу (вверх по течению), держите, регулируя, веревку где-то посередине, а плот, байдарка (или что там у вас еще), несколько отойдя от берега, идет вместе с вами.

Настало утро и пришли к нашей стоянке баржи…

vetl_splav_3.jpg

vetl_splav_4.jpg

vetl_splav_5.jpg

 vetl_splav_6.jpg

 vetl_splav_7.jpg

Я вам скажу, что плавание на барже было удивительно приятным. Свежее открытое пространство, по которому можно было свободно передвигаться, не шло ни в какое сравнение с закрытыми салонами «Зари» или «Метеора». Кроме того, плавание двумя состыкованными бортами баржами по достаточно узкому фарватеру реки было интересным. Я не помню, как долго мы плыли, пока не нашли подходящее для высадки место. По-видимому, где-то к вечеру справа по борту на высоком берегу обнаружилась просторная поляна. Здесь мы и распрощались с экипажем баржи.

vetl_splav_8.jpg

Да, вот примерно такая загрузка плота – мы пробовали. Тесновато, конечно, да и скорость движения невелика.
И в этот час родилось у нас с Галиной одновременно замечательно-задорное предложение: итак, вы идете на плоту (понятно, что со всеми нашими вещами), а мы втроем (с Костей) движемся по берегу. И, как показало дальнейшее наше путешествие, это была удачная мысль!
Поскольку даже в неспешном темпе и режиме частого купания шли мы быстрее плота, то там, где нам хотелось переправиться на другой берег, мы поджидали и подзывали плот и переезжали. Идти неизвестными дорожками или босиком по песку, налегке, никуда не торопясь – это здорово!

vetl_splav_9.jpg

vetl_splav_10.jpg

vetl_splav_11.jpg

vetl_splav_12.jpg

Да, Костя первым обнаружил на одном из плесов необычный предмет – якорь, который над песком был виден лишь малой своей частью. Этот якорь явно часть истории российского кораблестроения: ходили даже по таким относительно небольшим рекам как Ветлуга суда необычных размеров, сопоставимых разве что с классом современных судов типа «река-море». И назывались они белянами…

«Не многие, наверное, знают, что по Волге еще каких-нибудь сто лет назад плавали суда, по своему водоизмещению превосходящие крейсер «Аврора», причем строились они… из дерева! Назывались они белянами и вошли в историю отечественного кораблестроения как самые уникальные речные суда на свете.
Прежде всего, говоря о белянах, следует отметить, что они были очень велики, во всяком случае, для речных судов. Сохранились сведения, что существовали беляны длиной до ста метров, а высота борта у них достигала шести метров! Грузоподъемность белян соответствовала их размерам и могла быть 100-150 тыс. пудов (пуд — 16 кг) у небольших белян, а вот у больших она доходила до 800 тыс. пудов! То есть это были размеры пусть и не очень большого, но все же океанского корабля, хотя плавали они исключительно с верховьев и до низовьев Волги и никогда не бывали дальше Астрахани!…

…Но самым интересным в беляне был, в общем-то, ее груз — «белый лес», то есть лишенные коры бело-желтые бревна. Считается, что из-за этого-то так ее и назвали, хотя есть и другая точка зрения, будто бы слово «беляна» связано с рекой Белой. В любом случае, любая беляна была всегда белой, поскольку служили эти суда всего-навсего одну навигацию и потому никогда не смолились!
А вот грузили беляны так, как не грузили и не грузят ни одно судно в мире…
Лес укладывался в беляну не просто штабелем, а штабелем со многими пролетами, чтобы иметь доступ к ее днищу на случай течи. При этом груз бортов не касался и не давил на них. Но так как при этом на них давила забортная вода, то между грузом и бортами вставляли особые клинья, которые по мере их усыхания заменялись все большими и большими по размеру. При этом, как только лес начинал превышать по высоте борта беляны, бревна начинали укладывать так, чтобы они выступали за борта, а на них укладывали новый груз. Такие выступы назывались роспуски или разносы, которые надо было уметь расположить так, чтобы не нарушить равновесие судна. При этом роспуски иногда выступали за борт на четыре и более метров в стороны, так что ширина судна по верху оказывалась значительно больше, чем по низу, и достигала у некоторых белян 30 метров! Бревенчатая кладь в корпусе беляны тоже не была сплошной, а состояла из пролетов с отверстиями для проветривания. Поэтому в старину о размерах беляны судили по числу пролетов на ней и были беляны о трех, четырех пролетах и так далее.
Интересно, что и палуба беляны тоже представляла собой не что иное, как груз, а настилалась либо из теса, либо из пиленых досок и бывала настолько велика, что походила на палубу современного авианосца. На ней ставили 2-4 ворота для подъема больших якорей и натяжения удерживающих лот канатов. А вот ближе к корме на беляне ради равновесия устанавливали по две небольшие избушки — «казенки», служившие местом обитания команды судна. Между крышами избушек перекидывался высокий поперечный мостик с резной будкой посредине, в которой находился лоцман. При этом будка вся покрывалась резьбой, а иной раз даже красилась краской под «золото». Хотя судно это и было сугубо функциональным, беляны, тем не менее, богато украшались флагами, причем не только государственными и торговыми, но также и собственными флагами того или иного купца, изображавшими чаще всего благословляющих святых или какие-нибудь подходящие по случаю символы. Флаги эти иной раз были настолько велики, что развевались над белянами словно паруса. Но с тратами на них обычно купцы не считались, поскольку тут главным делом было о себе заявить!
Рабочих на беляне было от 15 до 35 человек, а на самых больших от 60 до 80. Многие из них работали на помпах, которые откачивали воду из корпуса, причем таких помп было 10-12 штук, поскольку корпус беляны всегда понемногу протекал. Из-за этого беляну грузили так, чтобы нос ее погружался в воду глубже, чем корма, и вся вода стекала бы туда!

Особого расцвета строительство белян на Волге достигло в середине XIX века в связи с началом массового пароходного движения. Поскольку пароходы в то время ходили на дровах (а было их около 500 штук), то нетрудно себе представить, какое огромное количество леса требовал весь этот флот. Дрова завозились в волжские порты исключительно на белянах и только постепенно, в связи с переходом на нефть, спрос на дрова на Волге упал. Тем не менее даже в конце XIX века их здесь продолжали строить до 150 штук ежегодно и загрузив лесом, сплавляли вниз по реке вплоть до Астрахани.
Затем эти уникальные суда разбирались, да так, что от них в буквальном смысле этого слова ничего не оставалось! «Казенки» продавались как готовые избы, лес шел на строительный материал, пенька, рогожи и канаты, не говоря уже про крепеж — абсолютно все приносило доход владельцам белян! Только лишь небольшие беляны, нагрузившись в Астрахани рыбой, шли назад, влекомые бурлаками. Однако потом их тоже разбирали и продавали на дрова. Держать беляну на плаву дольше одного сезона оказывалось невыгодно!
История белян интересна еще и тем, что некоторые из них за одну навигацию и собирались и разбирались по два раза! Так, например, небольшие беляны в том месте, где Волга близко подходила к Дону, причаливали к берегу, после чего весь груз с них конными повозками перевозили на Дон. После этого разбирали и саму беляну, везли вслед за грузом, вновь собирали ее и грузили уже на новом месте. Теперь лес на них сплавлялся в низовья Дона, где беляны разбирались уже во второй раз!»

Источник

В этом же источнике можно найти фотографии белян:

vetl_splav_13.jpg

vetl_splav_14.jpg

vetl_splav_15.jpg

Не откажу себе в удовольствии привести данные также из другого источника:
«…На постройку и снаряжение волжской беляны наиболее употребительных размеров расходуется около 240 сосновых бревен (6-14 саженей, 6-7 вершков), 220 еловых (8-15 саженей, 5-7 вершков), 420 пудов просмоленных пеньковых канатов и до 750 пудов канатов мочальных.
Канаты закрепляются одним концом за верхние части 12 ухватов — осиновых или березовых бревен длиной до 5 саженей и толщиной в верхнем отрубе 4-5 вершков, которые ставятся в носовой части беляны, комлями кверху, и настолько закладываются грузом-товаром, что только верхние концы их, в 6-7 четвертей, остаются свободными. Другие концы канатов прикрепляются, «зачаливаются», или к якорям (каковы мочальные канаты: становые и подпускные шеймы и суки и пеньковый, рысковой косяк), или к соединенным с ними другим канатам (пеньковые — три шутихи), или к лоту (пеньковые — лотовый косяк и две вычалы или вожжевые), или к канатам, прикрепленным к последнему (пеньковые четыре клёвки). Для управления беляной служат руль, помещенный в кормовой части, и лот (весом в 250-330 пудов); последний волочится по дну реки и, задерживая ход судна, дает возможность направлять его в ту или другую сторону при помощи руля; так, если желательно подойти («привалить») к левому берегу, то лот направляют с правой стороны, а руль поворачивают («сводят») на левую сторону; если же к правому берегу, то наоборот. Чтобы дать прямое направление беляне, руль поворачивают в ту сторону, где находится лот. Для остановки судна служат два становых двулапых якоря, в 100-120 пудов каждый, врезанные в один шток, и один подпускной якорь, а для «рыска», или отвода его в какую-либо сторону от данного направления — рысковой якорь в 25-35 пудов. Последний в завозне (лодке) отвозится в ту сторону, куда следует отвести беляну.

В 1884 г. плавало по волжской системе 120 белян, на которых перевозились: на 2-х хлеб, на 14-ти дрова, на 85-ти лесные строительные материалы, на 5-ти смешанные грузы; по Дону — 20, из коих на 4-х транспортировались лесные материалы. Наибольшее число из этих судов построено в губерниях: Костромской — 57, Пермской — 30, Уфимской — 15 и Нижегородской — 6. В 1885 году вновь построены 152 беляны, а именно: в Костромской губернии на реках Ветлуге и Унже с Неей, в уездах: Варнавинском (в 18 местах, из которых главнейшие: деревня Михалинина, деревня Лопатина, деревня Югорина, село Богоявленское и город Варнавин, Ветлужском (5, главнейшие: село Макарьевское), Кологривском (8, главнейшие: усадьба Шаева и деревня Высоково с усадьбой Куницы) и Макарьевском (4, главнейшие: село Андреевское с деревней Погорелка);…
…в Нижегородской губернии по рекам Волге и ее притокам Ветлуге с Устой и Люндой, в уездах: Балахнинском (1), Васильсурском (деревня Мелкова) и Макарьевском (8, главнейшие: деревни Курдома, Задворки, Левиха и села Воскресенское и Большие Отары)…».

Источник

Существуют макеты белян

vetl_splav_16.jpg

Источник

Да, не зря Костя с таким задумчивым видом на якорь оперся. Якорь-то исторический!

admin 26 Июл 2012 20:00 Ветлуга - 1979 10 комментариев RSS лента комментариев

“Ветлуга, год 1979. Сплав”

комментариев 10

  1. Ольга Мокрушина 26 Июл 2012 в 22:28 ссылка на комментарий

    Как много нового я узнаю читая, отправляясь в захватывающее путешествие, следуя за удивительным рассказчиком… Спасибо Косте, не найди он тогда якорь, не узнала бы я о белянах и не поражалась бы удивительному инженерному таланту и находчивости наших предков.

  2. Владимир 27 Июл 2012 в 6:55 ссылка на комментарий

    Читай на здоровье, Ольга!
    Я и сам с неизменным удивлением рассматриваю старые фотографии белян и никак не возьму в толк, каким образом они по относительно узкому фарватеру той же самой Ветлуги ходили…

  3. Екатерина 30 Июл 2012 в 17:05 ссылка на комментарий

    Оченно интересно!

  4. Анатолий 06 Окт 2012 в 19:42 ссылка на комментарий

    Прочитал с большим интересом. Огромное спасибо автору.

  5. Владимир 07 Окт 2012 в 8:56 ссылка на комментарий

    Спасибо и Вам, Анатолий. Приходите еще читать.

  6. Александр 15 Дек 2012 в 20:08 ссылка на комментарий

    Интересно, где вы нашли якорь?

  7. Владимир 16 Дек 2012 в 8:23 ссылка на комментарий

    Александр, этот якорь нашелся где-то между Красными Баками и Сухоборкой на середине длинного плеса по левому берегу. Мне сейчас кажется, что это был последний левобережный плес перед Сухоборкой.
    К сожалению, более точно я указать не могу — все-таки с тех пор прошло 35 лет.

  8. Александр 16 Дек 2012 в 14:50 ссылка на комментарий

    Спасибо, Владимир, очень интересно. В Кр. Баках строили беляны… Охотники за железом наверное уже утащили этот якорь :))

  9. Владимир 16 Дек 2012 в 17:12 ссылка на комментарий

    Да, Александр, я тоже так думаю, что, скорее всего, утащили. Судя по фотографии, техника к месту подойти смогла бы, если, конечно по берегу нет стариц.

  10. Анжела 26 Май 2018 в 20:45 ссылка на комментарий

    Смотрю и восхищаюсь , какая интересная и полная была жизнь , в детстве все лето проводили на Ветлуге в с Ильинское краснобак р-она

Написать комментарий