Тверская и далее

Следующая остановка – бывшая «Тверская». От нее влево уходит одноименная улица. Вот уж, казалось бы, прекрасное название! Ну, нет, сейчас остановка называется «ДК Химиков». Не помню точно, но где-то в этих местах слева от дороги было небольшое озеро – чистое, с песчаными берегами, поросшими ивняком. Мы приходили сюда с отцом, и он делал мне свистульки: срезал часть ивовой ветки подходящей длины, делал небольшой надрез с одной стороны, круто срезал «заготовку» с одного края, то, что получилось, легонько «отбивал» рукояткой перочинного ножа. Пересыщенная влагой трубочка коры легко снималась целиком. Оставалось лишь сделать еще один срез и вставить древесный стержень на место. Загадка присутствовала всегда – звуки какой высоты могла издавать свистулька. Поскольку зависело это от многих причин: толщины веточки, глубины срезов и прочего, то ожидание первых звуков свистка было самым волнующим. Порой приходила неудача, свисток издавал то ли шипение, то ли рычание, и мы с ним покатывались со смеху…

Следующая остановка также меняла название. Называлась она и «улица Волгоградская», и «Телестудия», но сейчас называется «Московский рынок».
В этих местах память моя воспроизводит лишь песчаную дорогу и одно- двухэтажные домики, достаточно далеко от нее отстоящие. Среди них магазин, который в народе назывался, кажется «2-73». По причине малости возраста в тот период и отсутствия интереса к алкогольной продукции, я могу и ошибаться, что именно такая цена была применительно к бутылке водки. Но то, что цена была возведена в ранг народного названия магазина – это точно. Был длительный период непоколебимых цен, в том числе, и на водочную продукцию.
Вообще было принято давать названия продуктовым магазинам и прочим заведениям: «Горняк» (то ли потому, что на горе, то ли потому, что для геологов), «Миру-мир» в доме, на крыше которого всегда доминировали эти буквы, «Голубка» (не помню – почему), «Сапожок» (поскольку ранее в нем был обувной магазин), забегаловка «Мутный глаз» на спуске к Черному озеру не далеко от университета и т.д.

Следующая остановка – «улица Восстания». История не уточняет, о каком, собственно, восстании идет речь, можно лишь предполагать, что речь идет о декабристах, поскольку трамвай движется по улице Декабристов. Дом, что на фотографии, находится метров за 200 до остановки и только еще строится. Это, должно быть, конец пятидесятых годов.

2_7.jpg

Раньше от перекрестка влево, по улице Восстания, ходил трамвайный вагончик. Маленький и единственный на линии. Зато в вагончике было две кабинки управления. Мы с отцом время от времени катались на этом трамвайчике, наблюдая, как вагоновожатый (классное слово-то какое!) на конечной остановке неспешно выходил из своей кабинки, запирал ее. Он неспешно затевал какой-то разговор с отцом, все также неторопливо шел в другой конец вагончика. И мы со скоростью велосипедиста катились в обратную сторону…

Следующая остановка, «улица Гагарина» – через квартал. Остановка получила свое название, естественно, после апреля 1962 года. Ранее она называлась «поселок Урицкого». Для меня это не пустой звук, поскольку родители довольно долго, до 1949 года, жили в этом поселке. Но поселок Урицкого несколько в стороне от трамвайной линии и до него нужно пройти минут пятнадцать.

Еще одна остановка – «улица Воровского». Сегодня это место известно началом строительства станции метро «Московская». Самая расхожая фраза комментаторов по поводу данного события примерно такая: «Эта станция будет очень удобна для пассажиров нового железнодорожного вокзала, если его строительство когда-нибудь будет закончено». В ней вся абсурдность ситуации. Я пытаюсь вспомнить, когда началось строительство вокзала, но не могу. Мне кажется, что лет 30 назад. Неужели можно еще оживить остов здания, кажется, перенесший воинские действия или разрушительный стихийный катаклизм?

Между улицей Воровского и следующей остановкой трамвая – путепровод. Транспорт уходит под железнодорожный мост и поднимается в горку. Прежде эта остановка называлась «Трампарк». Так и есть: трамваи уходят отдыхать налево, троллейбусы – направо. Но нынешнее название иное: «улица Дементьева». Здесь, пожалуй, самая необычная транспортная развязка во всем городе. Автобусы № 6, 18, 33, 37, 52, 53, 76, 89, 97 (все и не вспомнишь) вместе с троллейбусами № 1, 3 и 13, огибая обширную парковую зону, где сегодня база футбольного клуба «Рубин», уходят направо, другие: 29, 43, 62, 153 налево. Прямо, туда, куда нужно нам, движется лишь упрямый пережиток прошлого, с заледеневшими в мороз кондукторами, дребезжащий, немыслимо медлительный, ломающийся при первой же возможности, следовательно, по всем этим причинам почти пустой – трамвай № 9. Нам же надо добраться до следующей его остановки и конечной точки нашего виртуального путешествия. И называется она – «Соцгород». На фото до нее метров 300 осталось…

2_8.jpg

2_9.jpg

Написать комментарий