Турчасово

В 1968 году вышла книга Г.Гунна «Онега впадает в Белое море». В ней автор пишет, что добывали когда-то на Онеге речной жемчуг, и что будто бы именно в Турчасово широко этим жемчугом торговали. Но книжку у себя не нашел и подтвердить это не могу.
В Турчасово знаменитый погост. Сохранилась Преображенская церковь 1786 года и колокольня. Была еще и Благовещенская церковь 1776 года постройки, но в 1964 она сгорелаот удара молнии.
В Турсасово я продал лодку. Купили ее в верховьях за 35 рублей, но была она под мотор и сидела низко, поэтому мы со Стасом нарастили фальшборт, сделали дополнительные банки, поставили уключины и вырубили весла. Как честный человек (то есть неспособный «наварить» на своем товаре) я предложил ее за те же 35 в турчасовкий сельсовет, но бухгалтер был ушлый, и вычел с меня налог за бездетность. Детей у меня в ту пора и, правда, не было, и крыть было нечем. Эх, надо было предложить за сорок, знал ведь, что в низовьях лодки не делают!

1.jpg   2.jpg

admin 10 Июл 2010 16:53 Кенозерье-Онега 8 комментариев RSS лента комментариев

“Турчасово”

комментариев 8

1. C большим интересом прочитал Ваш дневник о походе 1971 года и сам вспомнил похожие приключения в тех же местах, но 1970 года. Тогда я в одиночку после Кижей и окрестностей Петрозаводска на самолетике АН-2 прилетел в Каргополь с промежуточной посадкой в Лекшмозере.
    Самое главное, что меня заинтересовало в вашем дневнике — это Святое озеро около Порженского и белокаменные остатки там. Об этом я нигде не читал, и у Гунна этого нет. Вы действительно это видели сами? Фотографий даже плохих нет?
    Конечно, сейчас почти невозможно представить, что можно было вот так пешком пройти от Каргополя до Лекшмозера, затем до Вершинино (не без лодок, конечно), спуститься до Конева на автобусе и еще сплавляться по Онеге. Сегодняшним ребятам понять это трудно, но у них другие возможности, которых у нас не было.
    Благодарю Вас за Ваш сайт, на который еще буду заглядывать, и дам на него ссылку.
    Единственное хочу заметить, что река между озерами Воже и Лаче называется Свидь, а не Свирь как у вас, и деревня от Масельги к Порженскому — Думино, а не Домино. Исправлять ли, не знаю, может и стоит оставить, как запомнилось.
    Еще раз спасибо.

2. admin 13 Июл 2010 в 5:55 ссылка на комментарий

Добрый день, Марк! Рады Вас читать на этом блоге.

Сейчас, спустя 40 лет, помнится, к сожалению, не все, и впору было бы засомневаться – действительно ли был разрушенный храм на острове… если бы не дневники. Писалось сразу, по факту, можно сказать. Следовательно, разрушенный храм точно был, если в дневниках он упомянут, хотя жена влегкую посмеивается: что же тебе, дескать, всюду призраки храмов мерещатся: то в Крыму, то в Кенозерье.
    Что это было за озеро? Мы впервые о нем узнали в Лекшмоозеро, второй раз нам напомнили о нем под Хиж-горой, наконец, про дорогу рассказывали в Порженском, Никакого иного названия, кроме как Святое озеро, не звучало. Расположено оно южнее Порженского километрах в пятнадцати, точнее не скажу.
    А я вот другую фразу запомнил из рассказов про Хиж-гору, странно, что в дневниках эта фраза не прозвучала. «Раньше (стало быть, задолго до нашего ее посещения в 1971 году) было видно с триангулятора значительно больше озер. А было еще в тех местах (то есть не слишком-то и далеко от Хиж-горы) значительное число часовен и скитов деревянных, «к которым сейчас мало кто дорогу знает». Вот так, со значением, и было сказано. От себя могу добавить, что, скорее всего, уже никто и не помнит тех мест, где они были…
    Владимир.

3. admin 10 Дек 2020 в 10:53 ссылка на комментарий

С горечью, болью вынуждена написать, что Марк Герцевич Зак скончался 8 июля этого жестокого 2020 года.
    Лично знакомы мы не были. Но состоялась наша виртуальная встреча. Не вспомню уже через этот блог или через мой — Фотопрогулки.
    Общим для нас было увлечение, любовь к Русскому Северу, Кенозерью, его лесам, глухим тропам, старым церквушкам и часовенкам, что тихо с укором смотрят на нас…
    Мы переписывались некоторое время. Марк разместил на своем замечательном сайте «Кенозерье» присланные по его просьбе мои фотографии из нашего путешествия 1971 года.
    Благодарю судьбу за то, что был в моей жизни пусть и не долго и этот красивый, увлеченный, мудрый человек.
    Светлая память…

4. admin 10 Дек 2020 в 11:28 ссылка на комментарий

Нашла в новостной ленте сайта «Кенозерье» сообщение, написанное Марком 14 июля 2010:
    «Несколько новых фотографий появились у нас на страницах «Масельга» и «Порженский погост». Эти фотографии сделаны Галиной Соколовой в 1971 году во время турпохода от Няндомы через Каргополь, Морщихинскую, Кенозерский Парк до Конево и дальше на лодке по Онеге. Интересно, найдутся ли сейчас такие же смельчаки, учитывая, что в то время не так просто было найти попутный транспорт? Фотографии Масельги хорошо дополняют фотографии экспедиции И.В.Маковецкого, а снимки Порженского погоста показывают состояние Георгиевской церкви и ее ограды на 5 лет раньше сников Ю.Ревича. По-нашему, это интересно.
    Мы благодарим Г.Соколову за эти фотографии и рекомендуем к просмотру и чтению отчет об этом походе, помещенный на любопытном сайте «Старообрядческое Подмосковье»».
    Привожу ссылки на публикации моих фотографий на сайте Кенозерье.
    Масельга
    Порженский погост

5. Михаил Васильев 11 Дек 2020 в 3:43 ссылка на комментарий

Галина, мы в 1991 прошли по маршруту Каргополь, Морщихинская, Анфаловская, Порженский Погост, Горбачиха, Фёдоровская. В Горбачихе нас застало начало путча и ГКЧП, которые мы смотрели всей деревней по двум телевизорам — «мужскому» и «женскому» — «мужской» показывал изображение, но не давал звук, на нём мужики смотрели футбол и другие спортивные соревнования, «женский» выдавал только звук, по нему, как по радио, бабы слушали сериалы. По поводу переворота в Москве оба телевизора были объединены в самой большой избе, где собралась вся деревня. Местные на сходе предложили выделить нам дом, продукты на зимовку и ружьё, но мы отправились в Москву. В момент, когда мы сходили с поезда в Москве, путч закончился.

6. admin 11 Дек 2020 в 15:18 ссылка на комментарий

Михаил, 20 лет разницы! Некоторые точки совпадают с нашим маршрутом. Володю это очень бы заинтересовало. Непременно захотел бы узнать, обсудить, что увидели Вы, сравнить, как изменились места… Вот бы посмотреть фотографии Вашей поездки.
    А мы о ГКЧП узнали по транзисторному приемнику во время плавания по верховьям Камы. Я ужасно распереживалась, поскольку наш сын только что поступил в КАИ. И я боялась, что эти господа, захватившие власть, заберут всех первокурсников в армию. Что-то там такое прозвучало тогда.

7. Михаил Васильев 13 Дек 2020 в 22:58 ссылка на комментарий

Да, и Кенозёрский заповедник в маршрут входил — мы там неделю провели, помогали энтузиастам деревянный храм восстанавливать, я лемех осиновый для куполов рубил. А вообще поездка была инициирована фотографией Порженского погоста в маленькой книжечке знаменитой «Жёлтой серии» путеводителей, купленной нам в «Букинисте». Он на фото был уже затронут разрушениями, в описании было сказано, что самой деревни уже нет, остались только остовы изб… И мы поехали, чтобы хоть что-то застать. Фотоаппарата в этом походе, к сожалению, у нас не было. В тот момент, когда мы вошли в Порженское, на небе появилась радуга — она «стояла» двумя своими концами на поле, бывшим когда-то деревней. И мы прошли под радугой — это такой потрясающий момент, когда ты идёшь и радуга перед тобой, потом она над тобой, из края в край неба, потом она за тобой и, чтобы увидеть её, нужно оглянуться… Погост ещё стоял, его потрясающее «небо» было нетронутым, колокольня и ограда были полуразрушены. От самой деревни не осталось даже остовов изб, но, к удивлению, на самом дальнем краю деревни сохранился полуразрушенный дом с остатками крыши, в котором мы и заночевали, разбив прямо в доме палатку.
    Слава Богу, что Порженский погост сейчас отреставрировали (правда его историческая бело-зелёная окраска меня смущает, привык к неокрашенному дереву на исторических памятниках).

8. Сергей 23 Окт 2021 в 17:28 ссылка на комментарий

Здравствуйте. Спасибо за истории ваших путешествий, с интересом прочитал. Жаль только, что фотографий не так много и они такие маленькие. Мои родители в 1972-1977 годы проводили летний отпуск на Заонежском полуострове на байдарках.

Истории поездок привык читать с картой, и упомянутое Святое озеро меня озадачило, как и Марка. Озеро, которое местные называли Святым — это, получается, Келейное (согласно картам Яндекса) или вероятно оно же Хергозеро. Лесное озеро порядка 700 м в диаметре в группе нескольких малых озер расположено в 11 км к востоку от Масельги и в 11 км к ЮВ от Порженского, на полуострове (была) Макарьевская (Хергозерская) пустынь, до упразднения в 18 веке там стоял монастырь, места были менее безлюдными, чем теперь, и дороги имелись, потому в 19 веке «почитаемые» церкви перестроили в камне, а в нынешних реалиях упоминание о каменных церквях на глухом лесном озере выглядит фантастично.