Тихомировы

Сообщаю, что получил письмо от Василия, прадедом которого был Демин Устин Антонович из деревни Молоково.
К письму приложены фотографии, которые мы публикуем с разрешения Василия.

tichomirovi_1.jpg

Устин Антонович с супругой Татьяной Анисимовной и детьми Василием и Марусей. Из архива семьи Демина Устина Антоновича

tichomirovi_2.jpg

Устин Антонович и Татьяна Анисимовна. Из архива семьи Демина Устина Антоновича

tichomirovi_3.jpg

Татьяна Анисимовна и дети — Борис, Тася, Маруся, Вася. Из архива семьи Демина Устина Антоновича

tichomirovi_4.jpg

Родители Татьяны Анисимовны — Тихомиров Анисим с супругой Елизаветой и дети. Из архива семьи Демина Устина Антоновича

Ну что ж, есть кое-что интересное в этих фото. Давайте постепенно разбираться. Во-первых, фамилия Тихомиров. Это не коренная фамилия деревни Молоково. Насколько мне известно, в Молоково переселилась одна семья Тихомировых. А вот откуда переселилась, кое-кто уже, наверное, догадался (уверен, что Вера Соловьева с Надеждой уже «ушки навострили» – и правильно сделали).
Смею надеяться, что и Наташа Викулова уже заняла место в первом ряду и вспоминает свою замечательную фразу:
«… как я обожаю такие истории: каждый раз, когда на сайте появляются сначала робкие сообщения “Ищу информацию о предках…”, а потом они выстраиваются в целый рассказ об истории семьи, находятся самые невероятные родственные связи, появляются архивные фотографии!»

Переселились Тихомировы Анисим Пахомович со своей женой Елизаветой Никитичной из деревни Гора в начале 20 века. Могу представить выписки из метрических старообрядческих книг общины деревни Молоково. Из этих книг видно, что Тихомировы, считаясь крестьянами запонорской деревни Гора, к 1914 году уже проживали в Молоково.

Из Книги о родившихся Покровской старообрядческой общины приемлющих священство Белокриницкой Иерархии но неприемлющих окружного послания в деревне Молоковой за 1914 год:
Л. 65 об. – 66
«Запись № 30. 20 августа. Деревня Молоково. Моисея (муж.) Родители: крестьяне деревни Гора Запонорской волости Онисим Пахомович и жена его Елизавета Аникитична Тихомировы, проживают в деревне Молоково. Восприемники: крестьяне деревни Молоково Федор Аникитич Осетров, Елена Аникитична Демина. За Елену Аникитичну Демину расписался Федор Аникитич Асетров».

Из Книги об умерших Покровской старообрядческой общины приемлющих священство Белокриницкой Иерархии но неприемлющих окружного послания в деревне Молоковой за 1915 год:
Л. 173 об. – 174
«Запись № 40. 19 ноября. Крестьяне деревни Горы Онисим Пахомович и жена его Елизавета Аникитишна Тихомировы, родитель в действующей армии, а родительница в деревне Молоково. Дочь Ксения, 5 лет 10 месяцев 8 дней, скарлатина. Заявила крестьянка деревни Молоково Евдокия Егоровна Демина. Похоронена на старообрядческом кладбище деревни Молоково».

Из Книги об умерших Покровской старообрядческой общины приемлющих священство Белокриницкой Иерархии но неприемлющих окружного послания в деревне Молоковой за 1916 год:
Л. 194 об. – 195
«Запись № 7. 13 апреля. Крестьяне деревни Горы Онисим Пахомович и жена его Елизавета Никитична Тихомировы, родитель в действующей армии, родительница в деревне Молоково. Дочь Анна, 4 года 5 месяцев 28 дней, скарлатина. Заявила крестьянка деревни Молоково Евдокия Егоровна Демина. Похоронен на старообрядческом кладбище деревни Молоково».

То, что Анисим Пахомович и Елизавета Никитична из деревни Гора, мы выяснили. А вот знаете ли вы родителей Анисима Пахомовича? Сам и отвечу: Тихомировы Пахом Гурьевич и Анна Егоровна из деревни Гора!
Обращаясь к Вере с Надеждой, спрошу: вы помните, я такую историю рассказал:
«1. Был в деревне Гора Клим Фадеев 1750 г.р. и было среди его детей два сына — Иван и Никифор. Фамилия Мосаловы у них появилась, по-видимому, в поколении Ивана и Никифора.
2. У Мосалова Ивана Климентьевича 1774 г.р. был сын Егор, а у Мосалова Никифора Климентьевича сын Федор 1809 г.р.
3. У Мосалова Егора Ивановича 1807 г.р. был сын Пахом, а у Мосалова Федора Никифоровича сын Егор 1836 г.р.
4. У Мосалова Пахома Егоровича 1830 г.р. был сын Зот, а у Мосалова Егора Федоровича дочь Гликерия 1857 г.р.
5. У Мосалова Зота Пахомовича была дочь Захарова (Мосалова) Олимпиада Зотовна. У Никулиной (Мосаловой) Гликерии Егоровны была дочь Хитрова (Никулина) Александра Ефимовна.
Таким образом, Олимпиада Зотовна и Александра Ефимовна приходятся друг другу пятиюродными сестрами».

Так вот, Анна Егоровна, что замуж за Пахома Гурьевича Тихомирова в Горе вышла, из Мосаловых и приходится родной сестрой Никулиной (Мосаловой) Гликерии Егоровне. Ну, уж дальше вы попытайтесь разобраться, в каком вы родстве с Василием.

А я возвращаюсь к семье Демина Устина Антоновича.
Итак, с Тихомировыми в Горе мы кое-что прояснили, а вот почему Тихомировы в Молоково оказались, я также знаю. Дело все в том, что Елизавета Никитична, жена Анисима Пахомовича, из коренной молоковской семьи Осетровых. Про ее отца – Осетрова Никиту Егоровича (1872-31.01.1938) я нашел следующую запись:
«Работал сторожем на фабрике им. Цурюпы. Арестован 22 января 1938 года. Приговор тройкой при НКВД по Московской области 26 января 1938 года, Расстрелян на полигоне Бутово 31 января 1938 года».
Дядя Елизаветы Никитичны, Осетров Федор Егорович, был достаточно известен в старообрядческих кругах – архидиакон. Проживал в Москве на Немецкой улице, Лефортовский пер., дом старообрядческого общества.

В выписках из метрических книг, что я привел, есть неизвестная для меня персона: Демина Елена Никитична. Она легко находится среди избирателей деревни Молоково 1917 года, и возраст у нее в этом документе уже не детский – 25 лет, стало быть, фамилия мужа. По отчеству Елена явно из Осетровых, сестра Елизаветы Никитичны. А вот кто ее муж, неизвестно.

Ну, вот, пожалуй, для начала так…
А нет, не все.
Василий в комментариях к предыдущей теме «О посетителях блога» такую фразу оставил: «…Знаю, что отец Елизаветы был дьяком в Коломне». Интересно, я этого не знал (правда, думаю, что не отец Елизаветы, а ее дядя Осетров Федор Егорович). Нужно бы написать о. Михаилу – он служит в старообрядческом храме Николы на Посаде в Коломне. Написать, да задать ему такой вопрос: кто из Осетровых служил в этом храме. Кстати, интересно и то обстоятельство, что в Коломне есть усадьба купцов Осетровых, но не удалось мне в интернете ничего про них узнать. То ли совпадение, то ли нет…

“Тихомировы”

комментариев 59

  1. Василий 06 Апр 2015 в 23:01 ссылка на комментарий

    Снова немного запутался со слов деда — У Елизаветы Никитишны, мамы Татьяны Анисимовны, была родная сестра Елена Никитишна (выше по статье, вышла замуж за Землякова, жила в молоково к старости ослепла ухаживала за ней моя бабушка и дедушка), брат Сергей ( три сына Сергей, Леонид, Владимир в г. Гродно), брат Автоном, брат Моисей,сестра Анастасия. (наверняка что-то пересечется со статьей, как писал — обстоятельно не прочитал — в процессе. Просто оставлю инфу здесь, чтобы не забыть, ибо все на телефон диктовал дедушка, не ругайте).

  2. Владимир 07 Апр 2015 в 6:23 ссылка на комментарий

    Да, Василий, тут впору запутаться любому. А можно ли выяснить, за кого из Земляковых вышла замуж Елена Никитична? Дело в том, что в списках избирателей 1917 года есть только одна Елена Никитична — Демина. В списки эти были включены люди, достигшие к 1917 году 20-летнего возраста, то есть родившиеся до 1897 года.
    Может была еще одна Елена Никитична, родившаяся позднее?
    Ну, и здесь моя просьба: привести бы всю информацию в систему (с годами жизни, местом проживания, семьей).

  3. Вера 07 Апр 2015 в 12:03 ссылка на комментарий

    Владимир, Вы правы — я «ушки навострила» (не знаю, как Надя…). Действительно, фамилия Тихомировы — наша, горская, как мы всегда считали… И что получается, что и с этой фамилией я (и Надя) в родстве, хотя и не близком. С семьей Тихомировых мы всегда были особо дружны. Совсем старшее поколение я не помню, а вот сейчас в доме Тихомировых живет тетя Аня (или т.Нюра — зовут по-разному) — добрейшая женщина лет около 80, но душой моложе. Ее муж, Тихомиров Сергей (умер давно), был крестным моего брата. И мы общались по-родственному. Владимир, собираю все вопросы по разным фамилиям на Горе, чтобы потом сразу всех обойти. Что-то нужно и по Тихомировым узнать?

  4. Владимир 07 Апр 2015 в 12:40 ссылка на комментарий

    Да, Вера, в родстве и с Тихомировыми. А вот про семью Тихомировых, о которой Вы говорите (тетя Аня, Сергей), я ничего не знаю. Вот и вопросы, пожалуйста, чтобы все прояснить у тети Ани (ее родители и бабушка-дедушка, тоже и у Сергея, естественно). И, Вера, если можно, то с датами (или годами) жизни.
    Про другие вопросы подумаю, спасибо!

  5. Владимир 07 Апр 2015 в 18:10 ссылка на комментарий

    Сразу почему-то не догадался дополнить статью сведениями о Тихомировых из Книги памяти Орехово-Зуевского района. Восполняю это упущение. Привожу здесь сведения только о тех Тихомировых, в отношении которых что-то могу сказать.

    ТИХОМИРОВ Автоном Анисимович,
    красноармеец 150 отбр.
    1921 г. рождения, Куровской р-н Московской обл.
    Призван в 1941 г. Куровским РВК.
    Пропал без вести в ноябре 1941 г.

    ТИХОМИРОВ Викул Семенович,
    красноармеец.
    1909 г. рождения, д. Гора Куровского р-на Московской обл.
    Призван в 1941 г. Куровским РВК.
    Умер от ран 26 августа 1942 г. в ЭГ 1339.
    Похоронен: г. Торжок Тверской обл.

    ТИХОМИРОВ Григорий Пахомович,
    красноармеец.
    1902 г. рождения, д. Гора Куровского р-на Московской обл.
    Призван в 1941 г. Куровским РВК.
    Пропал без вести в январе 1942 г.

    ТИХОМИРОВ Константин Степанович,
    красноармеец 150 орхз 113 сд.
    1923 г. рождения, д. Гора Куровского р-на Московской обл.
    Призван Куровским РВК.
    Пропал без вести в ноябре 1941 г.

    Нужно сказать, что здесь есть над чем задуматься.
    Во-первых, указан Тихомиров Автоном Анисимович 1921 года рождения. Полагаю, что это сын Анисима Пахомовича. Либо я просмотрел его в тех сведениях, что прислал мне Василий, либо он там просто не упоминается.
    Во-вторых, Григорий Пахомович 1902 г.р. — это брат Анисима Пахомовича.
    В-третьих, Константин Степанович 1923 г.р. — это племянник Анисима Пахомовича, отец Константина — Степан Пахомович 1898 г.р.
    Наконец, отец Викула — Семен Андрианович 1877 г.р. Это вторая семья Тихомировых в деревне Гора.

  6. Вера 07 Апр 2015 в 21:10 ссылка на комментарий

    Владимир, по вопросам к Тихомировой т.Ане я все поняла. Но получается, что она -то из какой-то другой семьи, т. к Тихомирова по мужу. Расспрошу ее, конечно. А вот другой семьи Тихомировых, насколько я знаю, на Горе нет. Но это сейчас (последние 50 с лишним лет..), а раньше, наверное, были и другие…. Надеюсь, что она все прояснит. Общалась с ней осенью прошлой — она в добром уме и здравии.

  7. Владимир 08 Апр 2015 в 7:32 ссылка на комментарий

    Вера, я не совсем точно выразился. Хотел сказать, что в 1901 году в Горе было два двора Тихомировых. Но на самом деле это одна семья. В переписи 1901 года в одном дворе Тихомировых старшим записан Пахом Гурьевич 1860 г.р., а во втором дворе — его племянник Кирилл Андреевич 1880 г.р.

  8. Вера 08 Апр 2015 в 15:41 ссылка на комментарий

    Владимир, я поняла, но сейчас на Горе только один дом Тихомировых. Он стоит почти напротив ( немного наискосок) дома Булкина Сергея Александровича..А где же стоял второй? Спрошу. Может быть, т.Аня и знает….

  9. Владимир 13 Апр 2015 в 14:05 ссылка на комментарий

    Для Василия из метрических книг 1918 года:

    «№. 39. Октября 3 дня, Молоково, родился Сергей.
    Родители: Анисим Пахомович и жена его Елизавета Никитишна Тихомировы
    Восприемники: Молоковой Федор Никитич Осетров, Пелагея Дмитриевна Демина»

  10. Владимир 12 Май 2015 в 18:20 ссылка на комментарий

    Вера Соловьева в праздники была в Горе и среди прочих сведений рассказала о своей встрече с Тихомировой Анной Николаевной.

    Анна Николаевна в 1956 году вышла замуж за Тихомирова Сергея Григорьевича. Отец Сергея Григорьевича — Тихомиров Григорий Пахомович, а мать — Тихомирова (Голубева) Пелагея Сергеевна из Молоково — оба захоронены на кладбище деревни Гора.

    Мы в этой статье кратко рассказывали о семье Тихомирова Анисима Пахомовича, которая переселилась из Горы в Молоково. Но про брата Анисима Пахомовича — Григория я ничего до сих пор не знал.

    Да, забыл сказать, что еще Анна Николаевна упомянула в разговоре, что мать Пелагеи Сергеевны звали Агафья (отчество, как и отчества Сергея, она не помнила). Это не страшно, поскольку среди Голубевых в списках избирателей 1917 года мы находим и Голубева Сергея Ермолаевича 1881 г.р. и его жену Агафью Викуловну 1883 г.р.

    В связи с семьей Голубевых я расскажу небольшую историю. Жила в деревне Молоково семьи:
    во-первых, Демина Анфиногена Артамоновича, у которого были сыновья Ермолай 1835 г.р. (у него-то появляется жена Ксения Антонова и рождается сын Сергей) и Гаврила 1840 г.р.;
    во-вторых, Демина Федора Артамоновича, у которого в 1834 году родился Кузьма;
    и, наконец, Демина Фоки Матвеевича, у которого была дочь Евдокия 1842 г.р.
    Демины (оба по родителям) Кузьма Федорович и Евдокия Фокинична взяли да и поженились.
    А в списках избирателей 1917 года появляется семья Голубевых: Сергей Ермолаевич, Евдокия Фокинична, Ксения Антоновна, Иван Козьмич, Тимофей Козьмич, Степан Гаврилович и т.д. Совершенно очевидно, что большая семья Деминых сменила фамилию на Голубевы.

  11. Рыбин Михаил (г.Куровское) 18 Фев 2016 в 0:18 ссылка на комментарий

    В процессе поиска возник такой вопрос.
    Дочка брата моего прапрадеда Шлыкова Ефима Акимовича Зинина (Шлыкова) Анисья Ефимовна выходила (1896-1969) выходила замуж за Зинина Матфея Андреевича. От куда он был родом и где они жили — это пока мне неизвестно.
    Не мог ли он быть уроженцем д.Молоково и братом Зинина Устина Андреевича ?
    Есть несколько его фотографий.

  12. Рыбин Михаил (г.Куровское) 18 Фев 2016 в 0:24 ссылка на комментарий

    В г.Куровское (п.Куровское) жила семья Тихомирова Степана Пахомовича (1897-1953) и Елены Тимофеевны (1899-1989).

  13. Владимир 18 Фев 2016 в 6:23 ссылка на комментарий

    Спасибо, Михаил! Тихомировы из Куровской — это точно семья из Горы. Степан записан в переписи старообрядцев 1901 года с годом рождения 1898. Его родители: Тихомиров Пахом Гурьевич и Тихомирова (Мосалова) Анна Егоровна.
    А что еще известно о их семье? Может быть, известно, кто родители Елены Тимофеевны?

  14. Владимир 18 Фев 2016 в 6:33 ссылка на комментарий

    «Дочка брата моего прапрадеда Шлыкова Ефима Акимовича Зинина (Шлыкова) Анисья Ефимовна выходила (1896-1969) выходила замуж за Зинина Матфея Андреевича. От куда он был родом и где они жили — это пока мне неизвестно.
    Не мог ли он быть уроженцем д.Молоково и братом Зинина Устина Андреевича?»

    Михаил, Зининых в Молоково не было, так что я ничего про Зинина Устина Андреевича сказать не могу. Я думал, что Зинины преимущественно из Куровской. Мемориал в Куровском содержит сведения о нескольких Зининых, правда, указаны только инициалы.
    Но среди Зининых из Куровской в 1901 году нет Андрея…

  15. Рыбин Михаил (г.Куровское) 18 Фев 2016 в 17:50 ссылка на комментарий

    Ой простите.
    Спутал фамилию Зинин и Дёмин.
    Пока Андрея Зинина я не нашёл в переписи д.Куровская. Может он от куда то из окрестной деревни.
    У Тихомирова Степана Пахомовича на фронте пропал без вести сын.
    Фамилия Тихомиров
    Имя Константин
    Отчество Степанович
    Дата рождения/Возраст __.__.1923
    Место рождения Московская обл., Куровской р-н, д. Гора
    Дата и место призыва __.10.1941 Куровский РВК,
    Воинское звание рядовой
    Причина выбытия пропал без вести
    Дата выбытия __.11.1941
    У меня есть его фото из школьного альбома выпускников военных лет Куровской школы №1.
    Я не знаю девичью фамилию Елены Тимофеевны. Но из документов военных лет видно, что Константин родился в д.Гора. Поз же семья перебралась в п.Куровское. Скорее всего она тоже уроженка д.Гора.
    На фронте пропал без вести и брат Тихомирова Степана Пахомовича Тихомиров Григорий Пахомович-
    Фамилия Тихомиров
    Имя Григорий
    Отчество Тихомирович
    Дата рождения/Возраст __.__.1902
    Место рождения Московская обл., Куровский р-н, с/с Давыдовский, д. Гора
    Дата и место призыва Куровской РВК, Московская обл., Куровской р-н
    Последнее место службы штаб 285 сд
    Воинское звание рядовой
    Причина выбытия пропал без вести
    Дата выбытия 24.10.1941
    Жена Тихомирова Пелагея Сергеевна проживала в д.Гора.

  16. Рыбин Михаил (г.Куровское) 18 Фев 2016 в 17:54 ссылка на комментарий

    На фронте пропал без вести ещё один Тихомиров, который корнями так же из д.Гора-
    Фамилия Тихомиров
    Имя Антон
    Отчество Анисимович
    Дата рождения/Возраст __.__.1921
    Место рождения Московская обл., Куровской р-н
    Дата и место призыва 06.05.1941 Куровской РВК, Московская обл., Куровской р-н
    Последнее место службы ППС 697 в/ч 7832
    Воинское звание красноармеец
    Причина выбытия пропал без вести
    Дата выбытия __.11.1941
    Отец Тихомиров Анисим Пахомович проживал в д.Молоково.

  17. Рыбин Михаил (г.Куровское) 18 Фев 2016 в 17:56 ссылка на комментарий

    Фамилия Тихомиров
    Имя Викул
    Отчество Семенович
    Дата рождения/Возраст __.__.1909
    Место рождения Московская обл., Куровской р-н, д. Гора
    Дата и место призыва 09.07.1941 Куровской РВК, Московская обл., Куровской р-н
    Воинское звание рядовой
    Причина выбытия умер от ран
    Дата выбытия 26.08.1942
    Место выбытия Калининская обл., г. Торжок
    Жена Тихомирова Мария Илларионовна проживала в п.Куровское.

  18. Рыбин Михаил (г.Куровское) 18 Фев 2016 в 18:08 ссылка на комментарий

    В г.Куровское до сих пор есть Тихомировых. Попробую узнать из какой они семьи.

  19. Владимир 18 Фев 2016 в 20:06 ссылка на комментарий

    Спасибо, Михаил, много новых сведений!

  20. Рыбин Михаил (г.Куровское) 18 Фев 2016 в 20:30 ссылка на комментарий

    Тоже Тихомировы из бывшего Куровского района.
    Фамилия Тихомиров
    Имя Владимир
    Отчество Рад.
    Дата рождения/Возраст __.__.1906
    Место рождения Московская обл., Куровской р-н, Абрамовский с/с, дер. Воронцово
    Последнее место службы Западный фронт 333 СП 6 СД
    Воинское звание капитан
    Причина выбытия пропал без вести
    Дата выбытия Между __.10.1941 и __.12.1941
    Место выбытия Смоленская обл.

    Фамилия Тихомиров
    Имя Савва
    Отчество Артемович
    Дата рождения/Возраст __.__.1904
    Место рождения Московская обл., Куровской р-н
    Причина выбытия попал в плен (освобожден)
    Дата выбытия 03.10.1941
    Название источника информации РГВА
    Номер ящика 104

  21. Рыбин Михаил (г.Куровское) 18 Фев 2016 в 20:36 ссылка на комментарий

    Среди тех кто пришёл живым с войны есть —
    Тихомиров Степан Пахомович (1897 г.р) и Тихомиров Роман Семёнович (1917 г.р).

  22. Рыбин Михаил (г.Куровское) 21 Фев 2016 в 17:59 ссылка на комментарий

    Определил, откуда был муж двоюродной сестры моей прабабушки со стороны Шлыковых.
    Зинин Матфей Андреевич был уроженцем с. Хотеичи и вот его брат —
    Фамилия Зинин
    Имя Устин
    Отчество Андреевич
    Дата рождения/Возраст __.__.1914
    Дата и место призыва 22.08.1941 Куровской РВК, Московская обл., Куровской р-н
    Воинское звание красноармеец
    Причина выбытия пропал без вести
    Дата выбытия __.02.1942
    Жена Зинина Клавдия Михайловна проживала в с. Хотеичи .
    Попробую как нибудь на старообрядческом некрополе с. Хотеичи поизучать Зининых.

  23. Надежда Синицына 10 Июл 2016 в 16:55 ссылка на комментарий

    Здравствуйте.
    Я хотела бы добавить, что ТИХОМИРОВ ВИКУЛ СЕМЕНОВИЧ (мой прадедушка) жил в д. Гора, жену звали Мария Илларионовна и у них было 5 детей, из них выжило только 2 девочки.
    Они живы здоровы и по сей день: Тихомирова (Будочкина) Анна Викуловна и Тихомирова (Марасанова) Клавдия Викуловна. Живут в городе Куровское.

  24. Владимир 10 Июл 2016 в 19:27 ссылка на комментарий

    Очень приятно ваше появление, Надежда! Хорошо, что откликнулись.

    А Вы не могли бы подсказать — из какой семьи Мария Илларионовна и ее годы жизни? А лишь предполагаю, что она родилась около 1910 года.

    И еще: за кого вышли замуж Анна Викуловна и Клавдия Викуловна. Вудочкин — фамилия на слуху, как я понимаю, из Яковлевской, а вот Марасанов — незнакомая.

    У Тихомировых Семена Андреевича с Ульяной Захаровной мне известны три сына: Степан, Викул и Роман. Надежда, а может быть были еще братья или сестры у Викула Семеновича?

  25. Анна 15 Сен 2016 в 11:45 ссылка на комментарий

    Здравствуйте! Я Демина Анна, мои родственники родом из д. Молоково, я перечитала ваши блоги, но о своей семье ничего не поняла, мне очень хочется узнать больше о своей родословной, точнее о прадедушке и прапрадедушке). Мой прадед Демин Михаил Романович г.р. ~1865-1870 по рассказам мамы умер примерно в 46 лет ( простудился, когда в холод вытаскивал лошадь из болота ) его жена Демина Татьяна Ивановна 1876-1968, у них было шестеро детей: 1- Демин Иван Михайлович ( жил где-то на Урале, никто толком о нем не знает), 2- Демин Семён Михайлович 1913 – 1974, его жена Демина Пелагея Васильевна 1909 – 1982 они долгое время жили в Москве, уже в возрасте поменяли квартиру на куровское и переехали в д. Молоково, детей у них не было. 3- Демин Никита Михайлович 1900 – 1976 жил в Молокове жена Демина Любовь Егоровна 1903 – 1994, три дочери Фиса, Лида, Надя. 4- Демин Евграф Михайлович 1907 – 198З жена Демина Анна Александровна 1927-1994 жили в молодости ещё до рождения детей в Москве, потом в с. Барановское (Усадище), у них было трое совместных детей Демина Нина Евграфовна, Демина Вера Евграфовна ( моя мама), Демин Виктор Евграфович. 5- Демина (Землякова) Мария Михайловна 1905 – 1988 вышла замуж за Землякова Виктора, который говорят погиб на войне, у них одна дочь Землякова Антонина Викторовна всю жизнь прожили в Молокове. 6- Демина (Разумнова) Екатерина Михайловна 1915-1999 вышла за муж за Разумнова Фёдора ( погиб на войне) у них был сын Разумнов Евгений Федорович 1939-1990, жили в Молокове , остался его сын Михаил, уехал в г. Клин. Ещё я знаю что они были не бедные и их хотели раскулачить, но во первых за них заступились жители, а во вторых у них не было наемных работников, поэтому их не раскулачили. Если у Вас есть возможность что-то исправить или добавить буду очень благодарна. Спасибо.

  26. Владимир 15 Сен 2016 в 13:26 ссылка на комментарий

    Рад Вашему появлению на блоге, Анна!

    Сначала Вы задали мне задачу, которая не решается — найти Михаила Романовича примерно 1865-1870 года рождения. Не решается она потому, что не было в Молоково Михаила Романовича. В подворной переписи Молоково 1869-1871 годов среди Деминых вообще нет ни одного Романа.

    Зато, как я потом догадался, Вы по ошибке указали отчество. Не Романович, а Мартьянович. Захоронения Демина Михаила Мартьяновича и его жены Татьяны Ивановны в Молоково, к сожалению, не сохранились.
    Годы их жизни я точно не могу указать. У Михаила Мартьяновича: 1878-После 1919, в списках избирателей 1917 года он записан в возрасте 39 лет, а в метрических книгах 1909-1919 годов он не числится среди умерших. То же самое могу сказать о Татьяне Ивановне: 1882-После 1919
    Кстати, у Михаила Мартьяновича был брат Роман Мартьянович около 1890 г.р.

    Сохранились захоронения некоторых членов этой семьи Деминых. На блоге они указаны в статье «Старообрядческий некрополь деревни Молоково. Демины«:

    Демин Никита Михайлович 1900 – 1976 Демина Любовь Егоровна 1903 – 1994 Демин Евграф Михайлович 1907 – 1984 Демин Семен Михайлович 1913 – 1974 Демин Иван Михайлович 1910 – 1972 Демина Пелагея Васильевна 1909 – 1982 Землякова Мария Михайловна 1905 – 1988.

    Анна, все эти сведения подкреплены документально, так что не сомневайтесь. Было бы очень хорошо, если бы Вы подсказали — из какой родительской семьи была Татьяна Ивановна.

  27. Владимир 15 Сен 2016 в 13:38 ссылка на комментарий

    Я продолжаю, Анна:
    В метрических книгах деревни Молоково есть следующие записи:

    1910 год.
    «№ 29. Января 8. Молоково. Иоанн
    Родители: деревни Молоково Михаил Мартьянович, жена Татьяна Ивановна Демины
    Восприемники: деревни Молоково Емельян Васильевич Демин, Марья Андреевна Демина»

    1912 год.
    «№ 17. Апреля 11. Молоково. Федор
    Родители: деревни Молоково Михаил Мартьянович Демин и жена его Татьяна Ивановна Демина
    Восприемники: деревни Молоково Никита Михайлович Демин, Марья Андреевна Демина»

    1915 год
    «№. 33. Августа 18, Антоново, Мина
    Родители: Антоновой Иван Семенович и жена его Пелагея Михайловна Брусковы
    Восприемники: Молоковой Михаил Мартьянович Демин, Ново-Харитоново Гжельской волости Стефанида Михайловна Конькова»
    Это интересная запись! Напрашивается резонное предположение, что Пелагея Михайловна — это дочь Михаила Мартьяновича

    1915 год
    «№. 42. Ноября 12, Молоково, Екатерина
    Родители: Молоково Михаил Мартьянович и жена его Татьяна Ивановна Демины
    Восприемники: Молоковой Гурий Стефанович казаков, Марья Андреевна Демина»

    1918 год.
    «№. 19. Апреля 19, Молоково, Анфиса
    Родители: Молоковой Михаил Мартьянович и жена его Татьяна Ивановна Демины
    Восприемники: Молоково Евграф Михайлович, Марья Михайловна Демины»

  28. Анна 15 Сен 2016 в 14:08 ссылка на комментарий

    Спасибо, что ответили) попробую узнать про Татьяну Ивановну

  29. Владимир 15 Сен 2016 в 17:35 ссылка на комментарий

    А я-то думал, что сейчас меня Анна вопросами засыплет! Анна, Вы спрашивайте, я кое-что действительно могу рассказать, но все преимущественно до 20 века.

    Кстати, Вы заметили, что у нас с Вами есть некоторое несовпадение данных по годам рождения как Михаила, так и Татьяны? В этом случае вот какие возможные причины.

    По вашим данным я сказать ничего точно не могу, поскольку не знаю их источника. Могу лишь предположить, что когда пришла пора советских документов, то многие изменяли свой возраст в расчете на более раннюю пенсию. С такими случаями встречаешься время от времени. А данные по году рождения на захоронениях, как, например, у Татьяны Ивановны, из этих же самых документов брались. Поэтому наиболее надежными являются метрические записи, которые я приводил выше.

    Мои данные получаются расчетным образом из возраста, который указан в списках избирателей 1917 года, но это документ не строгий в отношении возраста — главное, чтобы избирателю было более 20 лет.

  30. Владимир 15 Сен 2016 в 17:53 ссылка на комментарий

    Анна, конечно, было интересно узнать про жен сыновей Михаила Мартьяновича: Пелагея Васильевна у Семена Михайловича, Любовь Егоровна у Никиты Михайловича, Анна Александровна у Евграфа Михайловича — из каких они семей?

    А у Землякова Виктора неизвестны родители? Он из молоковской семьи?

  31. Анна 17 Сен 2016 в 10:58 ссылка на комментарий

    Добрый день! К сожалению узнала я совсем не много( т.к. оказалось, что всё всегда у молоковских было покрыто тайной и детям и внукам ничего не рассказывали. Захоронение Татьяны Ивановны Деминой в Молокове есть 1876-1968 в семейной ограде, а вот Михаила Мартьяновича нет, объясняли это тем что он был церковный служитель и похоронен в другом месте. Бабушка Маша Землякова рассказывала при жизни, что до голода они все жили в Москве, а когда начался голод переехали в Молоково и что Татьяна Ивановна была из богатой семьи. В их доме до последних времён висел её портрет в красивом платье и с причёской)) Семён Михайлович женился на москвичке Пелагее и жил в Москве, его сбило трамваем, поэтому Пелагея осталась одна и поменяла квартиру в Москве на Куровское, умерла уже тут от болезни. Иван Михайлович, когда ушёл на пенсию вернулся на Родину и хотел остаться жить в Молоково, прожил около полугода, его сбило поездом. У Никиты Михайловича Любовь Егоровна вроде как местная, молоковская или из соседних деревень, одна из дочерей Надежда вышла замуж за Бурова, он был директор фабрики. Про мужей Екатерины и Марии, добавить могу только то что у Разумнова Фёдора была младшая родная сестра, она была немая и кудрявая. Евграф Михайлович был без ноги, женился уже примерно в 43-44 года, чем занимался и где жил до этого не известно. Жена его Анна Александровна Рязанцева 1921 с Курской области, была очень верующая православная, от первого брака у неё осталась дочь, познакомились они на какой-то ткацкой Фабрике. До с. Барановского жили в Энгельсе и в Ивановской области. Ещё у Молоковских были друзья или родные в д. Кузяво и д. Шевлягино. В д. Молоково они дружили с Романовичами … А ещё их семью называли не Демины, а Мишины ( наверно по деду). Дом стоял недалеко от магазина, а когда женился Никита, этот дом оставили им, а себе построили новый чуть дальше.

  32. Анна 17 Сен 2016 в 13:28 ссылка на комментарий

    И ещё рассказывали, что детей у Михаила и Татьяны было девять, но трое умерли

  33. Владимир 17 Сен 2016 в 18:13 ссылка на комментарий

    Анна, спасибо! Вдруг вспомнится, что у Татьяны Ивановны были братья или сыновья братьев (то есть, у кого сохранилась бы ее родительская фамилия) — было бы здорово!

    «…Ещё у Молоковских были друзья или родные в д. Кузяво и д. Шевлягино».
    Насчет Шевлягино ничего сказать не могу — не занимался этой деревней, а вот насчет Кузяево могу предположить вот что.
    Отцом Михаила Мартьяновича был Демин Мартьян Меркулович (1853-После 1890).
    В подворной переписи 1869-1871 годов семья записана следующим образом:

    «Двор 45. 0-1-0
    Меркул Кирилов 45
    его жена Афимья Севостьянова 36
    их дети Мартьян 15
    Афимья 12
    Евстрат 10
    Осип 3
    Яков 4 мес
    Тканием нанки Меркул, Мартьян»

    «0-1-0» — это сведения о дворовой живности: лошади, коровы, мелкий скот. Стало быть, в семье есть корова.
    Из толкового словаря Ушакова: «Нанка — сорт грубой хлопчатобумажной ткани из толстой пряжи, обычно желтого цвета. (По имени города Нанкина в Китае)». В Молоково многие этим занимались.

    Так вот, Евстрат Меркулович в возрасте 50 лет в 1917 году записан как в списках избирателей Молоково, так и в списках избирателей Кузяево. Может быть его сын — Иван Евстратович (двоюродный брат Михаила Мартьяновича) живет в Кузяево, по крайней мере он там работает у Храпунова. Видимо, с семьей Ивана Евстратовича и поддерживаются тесные связи.
    Кстати, Демин Иван Евстратович берет в жены Демину Анну Ефимовну (Демина — ее родительская фамилия). Дочь Евстрата Меркуловича — Пелагея выходит замуж в Смолево за Соколова Михаила Степановича.

  34. Владимир 17 Сен 2016 в 18:20 ссылка на комментарий

    «И ещё рассказывали, что детей у Михаила и Татьяны было девять, но трое умерли».
    Насчет детей Михаила Мартьяновича и Татьяны Ивановны у меня получается так (по старшинству): Никита, Мария, Евграф, Иван, Федор, Семен, Екатерина, Анфиса. Про Федора и Анфису, насколько я понял, ничего неизвестно, по-видимому, они не выжили. Остальных действительно шестеро. Еще об одном ребенке мы пока ничего не знаем.

  35. Владимир 19 Сен 2016 в 9:01 ссылка на комментарий

    Вот еще забыл написать, Анна: я уже говорил, что все Демины (от рождения) в Молоково — это мои кровные родственники. Вот и Демин Михаил Мартьянович с моим дедом (Соколовым Тимофеем Ивановичем из деревни Смолево) семиюродные братья, ну а я, соответственно, семиюродный внучатый племянник Михаилу Мартьяновичу.

    Кстати, двоюродная сестра Михаила Мартьяновича — Соколова (Демина) Пелагея Евстафьевна также вышла замуж в Смолево.
    Пятиюродным внучатым племянником для Михаила Мартьяновича является Демин Михаил Назарович, он жил в Молоково дома через четыре влево от магазина по той же стороне.
    Из Захаровых в Горе семиюродными племянниками Михаилу Мартьяновичу — Захаров Георгий Зотович, а в Молоково — Осетров Никита Михеевич. Ну и т.д.

  36. Анна 19 Сен 2016 в 16:12 ссылка на комментарий

    Владимир, здравствуйте! Спасибо за вашу работу! Даже не надеялась на такое количество информации, когда писала вам. А у меня кое-что о Татьяне Ивановне, в девичестве она Попова, родилась в семье священнослужителя. А вот откуда она не знаем

  37. Владимир 19 Сен 2016 в 17:58 ссылка на комментарий

    “А у меня кое-что о Татьяне Ивановне, в девичестве она Попова, родилась в семье священнослужителя”.

    Не знаю, Анна, как в отношении священнослужителя, но Поповы — это коренная семья деревни Смолево. Учитывая тесные родственные связи между Молоково и Смолево, большая вероятность, что Татьяна Ивановна именно из смолевских Поповых, в этом случае ее отец — Попов Иван Никифорович (1853-После 1888).
    К сожалению, доказать это документально я не могу, поскольку на этот временной период (с 1869 по 1917) из известных архивных документов есть только статистические ведомости 1883 года. В них в Смолево двор Поповых указан, домовладелец — Попов Никифор Иванович, во дворе четверо мужчин и три женщины, но определить логически кто там записан из женщин, достаточно сложно, хотя, конечно, интересно.
    Мужчины-то легко определяются — сам Никифор Иванович и его сыновья: Иван, Елисей и Федосей.
    А вот женщины… у Никифора Ивановича жена Авдотья Ивановна (но она 1824 г.р. — жива ли в 1883 году?), а также их дочери Мария 1862 г.р. и Авдотья 1863 г.р. (любая по возрасту может быть замужем в 1883 году). Да, при таком раскладе весьма вероятно у Ивана Никифоровича или Елисея Никифоровича появление дочери лет трех в 1883 году.
    Но это только предположения…

  38. Анна 19 Сен 2016 в 19:06 ссылка на комментарий

    У Екатерины Михайловны муж Разумнов Фёдор Прокофьевич был военным, жил в Москве, Екатерина Мих. тоже жила в Москве до войны, работала на хлебозаводе № 6. Евгений Федорович родился в Москве в 1939 г.

  39. Слава 27 Янв 2017 в 18:18 ссылка на комментарий

    Здравствуйте!

    Я правнук Тихомирова, спрошу у бабули как звали её деда и бабушку.
    Может быть пригодится и Вы что-то подскажите.
    Хорошее дело делаете, молодцы!

    Фамилия Тихомиров
    Имя Савва
    Отчество Артемович
    Дата рождения/Возраст __.__.1904
    Место рождения Московская обл., Куровской р-н
    Причина выбытия попал в плен (освобожден)
    Дата выбытия 03.10.1941
    Название источника информации РГВА
    Номер ящика 104

  40. Слава 27 Янв 2017 в 18:45 ссылка на комментарий

    Узнал, Артемий Иванович Тихомиров (отец Саввы, был токарем) (родом из деревни Куровское) Тихомирова Акулина Ивановна (мать Саввы, предположительно в девичестве Макарова, родом из д. Анциферово)
    У моего прадеда было два брата Василий Артемович (бухгалтер на мясокомбинате в Днепропетровске) и Алексей Артемович (заведущий библиотекой), а так же три сестры Александра (в последствие проживала в Москве), Антонина (закончила МЭИ и попала с мужем на Донбас, потом предположительно где-то в Ростове осели) и Зинаида (работала на ткацком предприятие в д. Куровское) в девичестве Тихомировы и по отчеству Артемьевны соответственно.

  41. Владимир 27 Янв 2017 в 19:15 ссылка на комментарий

    Добрый день, Слава! Я, к сожалению, совершенно не знаю вашу семью Тихомировых. Тихомировы у меня всегда ассоциировались с деревней Гора. И здесь два варианта: либо ваши Тихомировы — это семья, совершенно не связанная с горскими Тихомировыми (о которых, я что-то мог бы сказать), либо кто-то с Горы в свое время переехал в Куровскую, но » свое время» — это относительно давно, когда еще не только Артемий, но и его отец Иван не родился.
    А нельзя ли у кого-то из ваших поспрашивать, нет ли в семье воспоминаний о какой-либо связи с Горой (Давыдовской)? И не были ли старообрядцами ваши Тихомировы, ну, скажем, прадеды или прабабушки?

    Ну, вот появится Михаил Рыбин, может он нам что-то подскажет.

  42. Рыбин Михаил (г.Куровское) 27 Янв 2017 в 21:16 ссылка на комментарий

    Здравствуйте !
    Всё теперь понятно, что это за семья. Анализируя перепись д.Куровская 1901 года я нашёл данный двор.
    Это коренная семья д.Куровская.
    Двор№153 Матрёна Миронова Макарова 65
    Дети Кондратий Иванов 41
    Анна 36
    Артемий 29
    Жена Артемия Акилина Иванова 29
    Дети их : Александра 3
    Зинаида 1г.10м.
    Василий 5
    Анализируя перепись 1901 года д.Куровская и сопоставляю с частными домами по ул.Советская г.Куровское я примерно знаю, где располагался данный двор.
    А вот двор этой семьи по переписи д.Куровская 1869-1871 годов.
    89. Дмитрий Андреев 58
    его жена Ирина Ивлева 57
    их дети
    Иван 34
    Татьяна 36
    Ивана жена Матрена Миронова 34
    Их дети
    Кондратий 8
    Евдокия 11
    Прасковья 7
    Анна 5
    Наталья 1

  43. Владимир 28 Янв 2017 в 9:06 ссылка на комментарий

    Михаил, я тоже прихожу к выводу, что это исключительно куровская семья. Абсолютно никаких связок с Анциферово или Горой не обнаруживается.
    Но все равно неясно сочетание фамилий Макаровы и Тихомировы. Когда появляются Тихомировы, если в 1901 году Матрена Мироновна записана под фамилией «Макарова»?

  44. Рыбин Михаил (г.Куровское) 28 Янв 2017 в 12:28 ссылка на комментарий

    Это довольно часто встречаю в переписи д.Куровская 1901 года. Семья указано под одной фамилией, а на деле и в более позднее время семья имела уже другую фамилию. Фамилия Тихомировы в переписи 1901 года в д.Куровская вообще отсутствует.
    Не знаю, откуда взялась фамилия Макаровы. Но всё же она сохранилась в памяти потомков и она каким то образом имела отношение к этой семье.

  45. Оксана 08 Май 2019 в 8:21 ссылка на комментарий

    Добрый день.

    Меня зовут Оксана, девичья фамилия Тихомирова. Мой дед Тихомиров Сергей Анисимович (10.10.1918-01.11.2001) родом из Молоково. Его родители Тихомиров Анисим Пахомович и Тихомирова Елизавета Никитична- мои прадед и прабабушка. У деда Сергея Анисимовича есть 3 сына: Владимир, Сергей ( мой отец) и Леонид. Все они сейчас живут в г.Гродно (Беларусь). Дед после войны приехал с женой Тихомировой Анфтсой Федоровной жить в Гродно, там остался.
    Всего у деда Сергея Анисимовича 2 внука и 2 внучки. У старшего сына Владимира — сын Андрей, у среднего сына Сергея — я и мой младший брат Валерий, у младшего сына Леонида — дочь Олеся.
    Спасибо вам Владимир за информацию!!!

  46. Владимир 08 Май 2019 в 10:48 ссылка на комментарий

    Добрый день, Оксана!
    Спасибо за информацию.

    Мне известны годы жизни, но приблизительно
    — Тихомирова Анисима Пахомовича: 1885-После 1921,
    — его жены Елизаветы Никитичны: Около 1898-После 1921.
    Вы не могли бы их уточнить?

  47. Владимир 08 Май 2019 в 10:50 ссылка на комментарий

    А вот еще, Оксана: известно ли, кто родители Анфисы Федоровны?

  48. Оксана 08 Май 2019 в 21:43 ссылка на комментарий

    Про Анисима Пахомовича и Елизавету Никитичну, к сожалению, ничего не знаю. Но уточню у отца и дяди Володи.
    Про родителей бабушки, Анфисы Федоровны, знаю только информацию про отца. Тюмин Федор Петрович 1886-1938,инженер-механик из г.Добрянка, Пермской области. Расстрелян в 1938 году (г.Свердловск), захоронен в братской могиле в мемориальном комплексе жертв политических репрессий (12-й километр Московского тракта под г.Екатеринбургом).
    Годы жизни Анфисы Федоровны 08.09.1923-04.03.2012
    У бабушки были сестры Александра и Алевтина, братья Петр и Вячеслав.
    Алевтина жила в Перми. Александра (тетя Шура) жила в Луганске.
    Вячеслав Тюмин был достаточно известным художником в г.Караганда (Казахстан). Про брата Петра не знаю ничего.
    У Анфисы Федоровны были еще старшая сестра и брат, но про них мне тоже ничего не известно.

  49. Владимир 09 Май 2019 в 6:27 ссылка на комментарий

    Оксана!
    Нам с деревней Гора (и некоторыми другими запонорскими селениями) повезло в том смысле, что по ним есть посемейные списки старообрядцев 1900 — 1901 годов.
    В частности, ваш двор Тихомировых в 1900 году записан так:

    «52. Пахомий Гурьев Тихомиров 41
    жена его Анна Егорова 43
    дети их Трефилий 17
    Онисим 16
    Анна 13
    Параскева 6
    Стефан 3
    Марья 2»

  50. Владимир 09 Май 2019 в 6:53 ссылка на комментарий

    А вот с Молоково в части подобных списков не повезло, поэтому Елизавету Никитичну в родительской семье найти не удалось. Сведения про ее отца, Осетрова Никиту Егоровича 1872 г.р. в статье есть.
    Осетров Егор Алексеевич, отец Никиты, присутствует в записи двора Осетровых в ревизии 1858 года:

    «4. Алексей Петров Осетров 45 – 52
    Алексея Петрова жена Ирина Малафеева 53
    Алексея Петрова сын Аким 24 – 31
    Акима Алексеева жена Татьяна Максимова 29
    Акима Алексеева дочь Авдотья 7
    Сын Ефим новый 6
    Алексея Петрова сыновья
    Моисей 18 – 25
    Егор 11 – рекрут 1855»

  51. Оксана 17 Май 2019 в 20:12 ссылка на комментарий

    Владимир, добрый вечер.
    Узнала от своего отца немного информации о Тихомировых.
    Примерно в 1957 году его крестили в церкви, недалеко от д. Молоково ( до церкви ехали на телеге, из его воспоминаний). Крестной было то ли родственница семьи Тихомировых, то ли соседка Тася ( вероятно Таисия). Папа называл ее Тася. Напротив деревянной церкви, где его крестили был магазин.
    Елизавета Никитична была в то время жива, а Анисима Пахомовича уже не было в живых.
    Анисима Пахомовича папа помнит живым, когда ему было года 4-5 ( папа 1949 года рождения). Дед катал его на лошади.
    Еще из воспоминаний отца, у Елизаветы Никитичны была сестра (имени он не ромнит). Она работала на ткацкой фабрике, жила в собственном доме, сама построила. Замужем не была и детей у нее не было.
    Старший брат его отца- Моисей Анисимович, нигде не работал, получал пожизненную пенсию ( по инвалидности), т.к у него была какая-то травма спины, которую он получил работая на шахте ( его придавило или завалило). Возможно он что-то путает, т.к был маленький и не все помнит.
    Я думаю, в церкви, где крестили отца должна сохранится информация в церковных записях.

  52. Оксана 17 Май 2019 в 20:20 ссылка на комментарий

    Еще нашла информацию о младшем брате своего деда Сергея Анисимовича
    Тихомиров Автоном Анисимович-красноармеец.
    Дата рождения 20.09.1921
    Место рождения Московская обл., Молоково
    Дата выбытия 13.02.1942
    Судьба Погиб в плену
    Место пленения Кричев Лагерь шталаг XX C (312)
    Лагерный номер 11328
    Дата пленения 14.08.1941
    Первичное место захоронения Гросс Борн Редеритц Могила могила 192
    Источник информации ЦАМО
    Номер фонда ист. информации 58 Номер описи ист. информации 977521 Номер дела ист. информации 1512

  53. Владимир 18 Май 2019 в 6:28 ссылка на комментарий

    Интересно, Оксана, спасибо!
    Правда, что это за деревянная церковь с магазином напротив, я сообразить не могу. А старообрядческая ли церковь?
    Годы жизни Анисима Пахомовича и Елизаветы Никитичны я существенно уточнил.
    Есть также сведения о рождении 29.08.1916 младшей сестры Елизаветы Никитичны — тоже Елизаветы, но о ее жизни я ничего не знаю, возможно, что речь о ней. Старшая сестра Елизаветы — Елена, была замужем в Молоково за кем-то из Деминых.
    Годы жизни Моисея Анисимовича: 02.05.1914-23.09.1979. Была ли у него семья или нет, мне неизвестно.

  54. Владимир 18 Май 2019 в 7:00 ссылка на комментарий

    Оксана, а отец не рассказывал — бывал ли он в Горе? Там у Анисима Пахомовича оставалась родня: семьи братьев Трефила, Степана и Григория Пахомовичей, а также сестер Анны Пахомовны, Прасковьи Пахомовны и Марии Пахомовны.
    Да и в Молоково, помимо сестер Елизаветы Никитичны, которых мы упоминали, были также ее братья, Федор и Михаил Никитичи.
    Было бы интересно что-то выяснить по двоюродным или даже троюродным связям отца.

  55. Оксана 18 Май 2019 в 11:36 ссылка на комментарий

    Про церковь уточняла, но он не помнит, была ли это старообрядческая церковь или нет.
    До церкви они долго ехали на телеге. На крещение он ехал со своей мамой, крестной Тасей и сестрой отца Татьяной Анисимовной. Со слов отца, Татьяна Анисимовна и организовала его крестины.
    Помнит, что его полностью окунали в купель с ледяной водой. Купель (чан) была металлическая, желтого цвета. И батюшка после крещения дал ему рубль или три рубля на пряники. Пряники он купил сразу в магазине напротив.
    Про деревню Гора он слышал от родственников, но не помнит, был там или нет.
    У Елизаветы Никитичны ( ее они с братьями называли «бабенька») было очень много икон, которые стояли в «красном углу» в доме. Среди икон всегда горела лампадка, масло «бабенька» покупала и доливала постоянно.
    У Моисея семьи вроде не было.

  56. Владимир 18 Май 2019 в 14:17 ссылка на комментарий

    На мое письмо, подумать, что за церковь, Олег Шуров прислал такой ответ:
    «Владимир, добрый день!
    Варианта старообрядческих церквей в округе три:
    1. Церковь в Игнатьево (фото Вы мне присылали);
    2. Церковь в Новохаритоново;
    3. Церковь в Солободищах.
    Третий, я считаю, предпочтительней. Церковь точно работала в 50-60-е.
    Меня и брата в ней крестили в 60-м и 1965-м.
    С уважением,
    Шуров Олег».

    Сюда могу добавить, что церковь в Игнатьево отпадает — деревянную старообрядческую церковь рядом с каменной Георгиевской в Игнатьево разобрали в середине 1930-ых годов.
    Насчет того, что в Новохаритоново была деревянная церковь, я не знаю.
    Так что, солидарен с Олегом, что это, скорее всего, была церковь в Слободищах.

    Если только, не было еще какой-либо церкви южнее Молоково, в бывшей Ашитковской, например, волости.
    Да, Олег, а что мы скажем насчет церкви в Анциферово?

  57. Владимир 18 Май 2019 в 14:19 ссылка на комментарий

    Кстати, на одном из фото данной статьи, помимо Татьяны Анисимовны, присутствует и Тася (Таисия).

  58. Владимир 18 Май 2019 в 14:56 ссылка на комментарий

    Только хотел написать, что на рубль можно было купить в ту пору с килограмчик пряников, как вспомнил, что в 1961 году прошла денежная реформа с девальвацией рубля, а дореформенные цены я не помню.

    Кстати, документы по денежной реформе 1961 года до сих пор не рассекречены (!) — видимо, эта реформа здорово ударила по финансовому благополучию населения.

    Помню, что после окончания университета в 1971 году мы поступали на работу на инженерные должности, как правило, на ставку 105-110 рублей.

    Да, это я отклонился от темы, хотя вопрос, безусловно, интересный.

  59. Владимир 18 Май 2019 в 15:16 ссылка на комментарий

    Оксана, я нисколько не сомневаюсь сейчас, что церковь, где крестили отца, была старообрядческой.
    Правда, это знание не помогает нам в плане поиска метрических документов за тот или иной период. Те немногие книги, что сохранились, хранятся в архиве — вот вопрос: в каком архиве?
    Слободищи (или Слободище) ранее относилось к Богородскому уезду (община была окружнической), а в советское время — к Орехово-Зуевскому району. Но это ничего особенно для нас не меняет. Метрические книги, даже сохранившиеся, скорее всего, просто не выдаются за последние 70 лет.

Написать комментарий