Старообрядческие метрики Молоково
18 декабря 1917 года был принят декрет СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». После принятия декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви стали формироваться отделы записи актов гражданского состояния.
Общее руководство органами ЗАГС РСФСР осуществлял Центральный отдел ЗАГС при НКВД РСФСР. Он разработал организационную структуру ведомственной и территориальной подчиненности и соподчиненности органов ЗАГС.
22 октября 1918 года был принят «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве».
Мне со структурой ЗАГС работать не приходилось, поэтому насколько можно рассчитывать на получение там сведений, предположим довоенного периода, я не знаю.
Совсем другое дело – период до 1917 года, где регистрация актов гражданского состояния была возложена на церковь. Рождение, бракосочетание и смерть фиксировались в Метрических книгах, ведение которых возлагалось на причт приходских церквей. Деревни закреплялись за тем или иным приходом, т.е. церковью. Молоково, в частности, относилось к приходу села Карпово.
Но здесь возникает другая сложность. Она в том, что наши с Вами предки (кстати, мы с Вами кровные родственники по линии Деминых уже по тому только, что все Демины в Молоково родственны друг другу) были старообрядцами. Следовательно, бракосочетание и крещение они осуществляли в своих (старообрядческих) церквях, а в метрических книгах православного храма в селе Карпово их быть не может.
После 1906 года метрические книги велись в Покровской старообрядческой общине деревни Молоково в своем храме Покрова Пресвятой Богородицы, но, судя по всему, сохранились только за 1913-1916 годы. Они сейчас в Центральном историческом архиве Москвы (ЦИАМ).
Ранее, в период до 1854 года, наши с Вами старообрядцы ездили на Рогожское кладбище. Метрические старообрядческие книги Рогожского кладбища за период с 1840 по 1854 год также сохранились. Позднее храмы на Рогожском кладбище были надолго закрыты, но после их открытия старообрядцы из Молоково (как неокружники) уже в Москву не ездили. Эти метрические книги хранятся в Российской государственной библиотеке, но, насколько я знаю, доступ к ним ограничен.
Старообрядцы могли попасть в метрическую книгу церкви в с. Карпово в случае перехода в господствующую церковь (взрослые) для последующего брака с последователем официальное православие, а также в случае крещения новорожденного.
Константин Юрьевич, прошу простить мне запоздалую реакцию на Ваш комментарий. Виной тому не мои глубокие размышления по поводу ответа, а Интернет-переживания по поводу ситуации с сайтом ВГД. Но сейчас, когда сегодняшнее судебное заседание прошло, можно перевести дух.
Я согласен с Вами в отношении того, что при переходе в господствующую церковь записи о таких жителях появятся в метрических книгах, в моем случае, церкви Покрова Богородицы в селе Карпово. Но весь интерес в том, что случаев ухода из старообрядчества жителей полностью старообрядческих деревень Смолево и Молоково практически нет. Поэтому предваряющая сказку запись «Вся деревня в расколе и священство приемлет» повторяется по этим деревням от ревизии к ревизии. Я думаю, что переходящих из старообрядчества, по крайней мере, в этих местах было, немного. Не исключено, что меня поправят те, кто ведет поиск по другим старообрядческим деревням.
Порой бывало иначе.
Например, младший брат моего пра_прадеда Мина Савельев около 1770 года водворился к семье своей жены Натальи Трофимовой в соседней со Смолево деревню Минино. Семья Натальи была в новославии. Следствием появления Мины было то, что не только Наталья перешла в старообрядчество, но и ее мать Меланья Кондратьевна. Правда, сам Трофим Федоров со своей младшей дочерью Ириной к «раскольникам» моим не присоединились.
Следует сказать, что в исповедных ведомостях присутствует раздел «Записные раскольники», и принято считать, что в него включены почти 100 % старообрядцев, если речь идет об исповедных ведомостях 18 века и несколько меньше — в исповедных ведомостях последующего времени. Конечно, это не метрические книги, но такова специфика… Ну, а со старообрядческими метрическими книгами действительно напряженно.
для желающих посмотреть метрики Рогожки в РГБ — сейчас нет никаких трудностей. вообще, по моему мнению — это один из самых лояльных архивов. ветхие книги они все пересняли, поэтому есть доступ ко всему комплексу документов. у меня скора выйдет небольшая заметка по этой теме в альманахе Гуслицы (Ильинский погост)
если говорить о времени до «Окружного послания» и гонений старообрядцев 1854-55 годов, то цифры такие:
В 1844 было 267 венчаний, в 1845 – 181, в 1846 – 348, в 1847 и 1848 по 457, 1850 — 544, в 1851 – 476, в 1852 – 520, 1853 – 502, 1854 — 364. Если внимательно изучить эти записи, то можно восстановить данные приблизительно на ТЫСЯЧУ человек за каждый год. И наибольшее значение это имеет для жителей Богородского уезда.
За январь (после Рождества) 1853 года было проведено 110 венчаний, из них только 20 – браки не Богородского уезда, а 3 — смешанные. То есть 80 процентов браков было у крестьян Богородского уезда.
Вы совершенно правы, Ольга, метрические книги церквей Рогожского кладбища — это материал чрезвычайно интересный, в первую очередь, для тех, кого интересует Богородский уезд. Я очень рад, что к работе с ними нет ограничений, которые, как я в курсе, были раньше.
Кроме того, я не устаю удивляться числу бракосочетаний и крещений. Вот, например, за 1850 год Вы указываете цифру в 544 бракосочетаний, а я к ней добавлю примерно 3500 крещений в том же году (из интересующих меня крещений по Смолево в том году у меня есть запись № 3442, поэтому я и полагаю, что около 3500 точно было). То есть по 1 — 2 бракосочетаниям и порядка 9 — 10 крещений каждый день!
Да еще и отпевания… Нескончаемый людской поток…
По отпеваниям сказать цифры не могу, но меньше. Все-таки не всех везли хоронить в Москву, и, к сожалению — значительная часть, чуть ли не 80 %, насколько я помню, это младенцы. Читать очень тяжело. Только что выписывала крещение, восприемников, и через пару дней — отпевание.
Все-таки здорово, Ольга, что костинские жители ездили на Рогожское и после Окружного послания и тем самым оставляли сведения о себе в метрических книгах Рогожского кладбища. Вот где мои неокружники из Смолево и Молоково справляли свои требы в тот период и практически до 1906 года, для меня и поныне остается тайной. Может быть, ездили в Слободищи. Просто не знаю, куда еще поблизости
Звонил в РГБ, чтобы попасть в Отдел рукописей (если я правильно понимаю, метрические книги по Рогожскому кл. должны быть там) необходимо Отношение :)).
Анатолий,
если вы хотите там работать как частное лицо, то так и надо сказать. В этом случае я писала заявление, что занимаюсь родословной, ну все как обычно.
Но сначала надо обязательно получить читательский билет непосредственно в РГБ, если у Вас его нет.
Это делается просто. Рядом с основым подъездом есть третий подъезд, что ли, не помню, там вас сфотографируют, вы заполните анкету, заплатите 100 рублей и сразу же получите читательский билет. Он вам может пригодиться, ведь в самих фондах РГБ есть много интересного.
Потом с этим читательским надо идти в Дом Пашкова, где находится ОР. Там ваше заявление рассмотрят и в случае положительного решения выдадут еще один билет непосредственно в ОР. Дальше — удачи в поисках!
Если есть возможность достать отношение от имени какой-нибудь газеты или фонда или музея — тоже хорошо.
Позвонил еще раз. Сказали частным лицам нельзя….
Но в дальнейшем выяснилось, что можно написать заявление, которое рассмотрит руководство.
Ольга, а там встечается Карпово, Гжель, Бахтеево, Жирово, Минино?
Где старообрядцы были, но не так много. Ответ можно по почте — Lakunin@rambler.ru
Владимир, добрый вечер!
В нашем древе появилась новая персона — Голованов Дмитрий. Его сын Виктор Дмитриевич родился в селе Борисово Ленинского района М.О., где проживал вместе с семьей (информация по следам рассказа одного из родственников). Следы Дмитрия Голованова, примерно 1890-го года рождения ведут в Орлово. Рассказали, что он был «председателем чего-то в тех местах» (сельсовета? колхоза?…). Почему деревня Орлово, а не село Молоково? Вопросов пока очень много.
Может быть Вам встречалась фамилия Голованов в период после 1917 года по Молоково и Орлово? Проходила ли фамилия по Казанской церкви с.Молоково пока сказать не могу. Может быть и такое, что семья переселилась из д.Орлово в с.Борисово (район Борисовских прудов. Орехово-Борисово Северное, Москва).
С уважением.
Таша, добрый день!
Фамилия Голованов мне точно не встречалась — я бы запомнил.
И понятно, почему: дело в том, что название Молоково достаточно распространенное. «Моя» деревня Молоково находится в восточном Подмосковье и относится ныне к Орехово-Зуевскому району, а то село Молоково, о котором Вы пишете, находится к юго-востоку от Москвы, в районе Лыткарино. Орлово рядом, практически слилось с Молоково.
Так что: увы!
Тем не менее, Таша, приходите на блог, Вам всегда рады.
С Молоково у нас с Вами не получилось пересечься, но, может быть, попробуем это сделать, например, на сибирских просторах? На этом блоге есть рубрика «Переселение на Урал и в Сибирь». Вдруг что-то отыщется.
Удачи!
Доброго времени суток!
Владимир, давно читаю Ваши страницы на СВРТ, с удовольствием окунулась в собранный материал этого блога. Где-то год (или более) назад, Вы и Галина очень помогли моей подруге из Германии продвинуться по своим поискам (на СВРТ). С тех пор по-доброму и с уважением отношусь к Вашим материалам и исследованиям, особенно по старообрядчеству. В моем роду тоже были люди этой веры. Наши древа с Ольгой (увидела ее комментарии в этой теме) пересеклись по селу Борисово и Ши(е)пилово.
Что касается переселения на Урал и Сибирь, то тема, действительно, мне близка. Спасибо за приглашение в ней поучаствовать. Вижу, что и Константин Юрьевич к Вам заглядывает.
С уважением.
Владимир, добрый день!
В ходе своих генеалогическких по фамилии Устюжанин в Гурьевске (сейчас Кемеровская область) исследований наткнулся на вот такую запись:
1880 6 декабря (крещен 10)
Николай у крестьянина села Гурьевского Алексей Евстафьевич Устюжанин и его жена Мария Радионовна (в девичестве Демина)
Крестные:Московской губернии Богородского уезда Карповской волости деревни Молоково крестьянин Степан Родионович Демин
И девица Евдокия, дочь Евстафия Михайловича Устюжанина
Вопрос: у Вас не попадался Семен Родионович Демин примерно 1840 года рождения?
Игорь, спасибо за сведения!
Так все же Семен Родионович или Степан Родионович? Семена нет, а Степан есть: Демин Степан Родионович (1854-После 1858). Степан последний раз упоминается в Молоково в ревизии 1858 года, а затем пропадает.
Его родители: Демины Родион Маркович (1832-После 1883) и Наталья Семеновна (1838-После 1858). Между прочим, родители Степана не указаны в подворной переписи 1869 года. Вполне возможно, что после 1858 года семью можно было найти в Гурьевских землях. А вот почему в таком случае Родион Маркович вернулся в Молоково и попал в статведомость 1883 года, непонятно.
Да, и в той же ревизии 1858 года у Степана указана еще младшая сестра Марья 1857 г.р.
Могу еще добавить, что отец Родиона Марковича — Марка Трофимович и мой прямой прапрапрапрадед Демин Трофим Трофимович — родные братья.
Владимир, огромная благодарность!!!
Да, Степан, прошу прощения.
Видимо и пропадает, потому что скорее всего в Гурьевск перебрался к сестре, а может и нет.
И спасибо за Марью 🙂
Вопрос, который остается открытым — как и где Алексей Евстафьевич Устюжанин, которые жил в Гурьевске довольно давно (и его отец и дед там жили) мог познакомиться со столь удаленной невестой
Я думаю, Игорь, что Степан не к сестре перебрался, поскольку к 1869 году, когда ребята, Степан и Марья уже уехали из Молоково, им было всего по 11 — 12 лет. Стало быть, они переехали с родителями.
А мне кажется, что в Гурьевске они и познакомились.
Кстати, фамилия Устюжанин интересная — так и напрашивается, что предки из Великого Устюга. Название Устюг происходит то того, что прямо напротив города в Сухону впадает река Юг, то есть по сути — устье Юга.
Гурьевск появляется в наших темах, по-моему, впервые, но наши подмосковные старообрядцы настолько легко осваивали расстояния, что, конечно, они Гурьевск стороной обойти не могли.
Например, в Барнауле, который по сибирским масштабах, можно сказать, рядом с Гурьевском, весь совет старообрядческой общины был из подмосковных старообрядцев (Черкасовы и Афонины — они из деревни Костино, что верстах в 15 от Молоково).
А верстах в двух от Костино — деревня Гора. В этой деревне работал среди многих других иконописцев и Комаров Михаил Мартимианович. Так вот он написал для старообрядческого храма в Барнауле, если не ошибаюсь 69 икон. Можно представить, какие мощные связи были между регионами.
Обо всем этом можно посмотреть в статье «Старообрядцы Барнаула» на блоге.