Штрихи к портрету Императора Николая I

Император Николай Павлович – годы жизни: 25 июня (6 июля) 1796 – 18 февраля (2 марта) 1855, 11-ый император Всероссийский, на престоле с 19 ноября (1 декабря) 1825 по 18 февраля (2 марта) 1855.

Историки — специалисты по русскому аграрному и крестьянскому вопросу указывали на три существенных изменения в данной области, произошедшие в царствование Николая I:
«Во-первых, произошло резкое сокращение численности крепостных крестьян — их доля в населении России, по разным оценкам сократилась с 57-58 % в 1811—1817 годах до 35-45 % в 1857—1858 годах и они перестали составлять большинство населения…
…Во-вторых, сильно улучшилось положение государственных крестьян, численность которых ко второй половине 1850-х годов достигла около 50 % населения… Так, всем государственным крестьянам были выделены собственные наделы земли и участки леса, а также повсеместно были учреждены вспомогательные кассы и хлебные магазины, которые оказывали крестьянам помощь денежными ссудами и зерном в случае неурожая. В результате этих мер не только выросло благосостояние государственных крестьян, но и доходы казны с них увеличились на 15-20%, недоимки по податям уменьшились вдвое, а безземельных батраков, влачивших нищенское и зависимое существование, к середине 1850-х годов практически не осталось, все получили землю от государства.
В-третьих, значительно улучшилось положение крепостных крестьян. С одной стороны, был принят ряд законов, улучшавших их положение. Так, помещикам было строго запрещено продавать крестьян (без земли) и ссылать их на каторгу (что ранее было обычной практикой); крепостные получили право владеть землей, вести предпринимательскую деятельность и получили относительную свободу передвижения. Ранее, при Петре I, было введено правило, по которому любой крестьянин, оказавшийся на расстоянии более 30 верст от своей деревни без отпускного свидетельства от помещика, считался беглым и подлежал наказанию… Государство стало систематически следить за тем, чтобы права крестьян не нарушались помещиками, и наказывать помещиков за эти нарушения. В результате применения наказаний по отношению к помещикам к концу царствования Николая I под арестом находилось около 200 помещичьих имений, что сильно сказалось на положении крестьян и на помещичьей психологии. Как писал В.Ключевский, из законов, принятых при Николае I, вытекало два совершенно новых вывода: во-первых, что крестьяне являются не собственностью помещика, а, прежде всего, подданными государства, которое защищает их права; во-вторых, что личность крестьянина не есть частная собственность землевладельца, что их связывают между собой отношения к помещичьей земле, с которой нельзя согнать крестьян. Таким образом, согласно выводам историков, крепостное право при Николае изменило свой характер — из института рабства оно фактически превратилось в институт натуральной ренты, который в какой-то мере защищал и права крестьян
».
Источник

Другая характеристика времени и позиции императора Николая I – в отношении к старообрядчеству:
«Вполне ясные и определенные отношения к старообрядчеству существовали только в царствование императора Николая I при общем руководстве церковными делами московского митрополита Филарета. Тогда старообрядчество признавалось преступностью, как с церковной точки зрения, так равно, не больше и не меньше, и с государственной. Эта преступность в глазах церковных и государственных деятелей получала особо яркое выражение через то, что старообрядческая вера иначе не мыслилась, как верою невежд. По этим воззрениям старообрядчество решительно и бесповоротно относилось к типу невежественных преступников, и старообрядцы причислялись к людям, ничего и ни в чем не смыслящим, возмущавшим народную мысль и преисполненным всяких преступных замыслов«.
Источник

Итак, приступим к чтению книги единоверческого священника Тимофея Верховского, стараясь не комментировать его записи без особой на то необходимости. Записки отца Тимофея с удивительным обилием зафиксированных в его памяти деталей читаются с интересом, да и язык, надо признаться, вполне современный…

st_imperator_1.jpg

«Посад Добрянка отстоит в 32¾ верстах от уездного города, и имеют в себе 5645 душ обоего пола, жители богаты и зажиточны, издавна купцы и мещане; во владении обывателей посада одной земли 2092 десятины…».
…В мае месяце 1845 года жителям старообрядческаго посада Добрянки, черниговской губернии городницкаго уезда – сделалось известным, что Государь Император Николай Павлович, проездом из Киева, будет в Добрянке. Кто не знает, как русский народ встречает своих царей, в селах и деревнях. и как целые десятки лет рассказы о этих царских посещениях переходят из уст в уста и остаются на долго в народе.
Добрянцы старались приготовиться к встрече своего Царя, сколько им внушала любовь и преданность в помазаннику Божию, и сколько позволяли средства и возможность к исполнению похвальнаго своего желания. Когда сделалось им известно время проезда Его Величества чрез их посад, они позаботились с главной улицы все лишнее убрать, улицу вымести и в назначенный день проезда усыпали ее песком, а сами жители посада от стараго до малаго все оделись в праздничное лучшее платье, как мущины, так и женщины, и этот день был для них великим праздником.
Представители посада и члены ратуши оделись в мундиры и из среды себя избрали почетнейшаго из всего общества своего семидесяти-летняго старца Григория Полянскаго с седой бородой и волосами на голове, для встречи Государя с хлебом и солью от посада. Почтенный старец Полянский, с двумя ассистентами по сторонам, также из стариков старообрядцев Добрянки, с благоговением, соединенным со страхом, ожидали Его Величество у станционнаго дома.
Вдруг из-за клубов пыли показался царский поезд, — и коляска Государя Императора мгновенно очутилась у крыльца станции. Местный исправник подвел старца Полянскаго к царской коляске и должил Государю о желании старообрядцев поднести Царю своему русскую хлеб-соль. Государь быстро встал в коляске и, смотря на старика, спросил его, — что это такое? Представитель Добрянки отвечал – «Ваше Величество! Жители посада, Ваши верноподданные, осмеливаются встретить Вас хлебом-солью и нижайше просят Ваше Величество осчастливить их принять хлеб-соль». Государь, возвысив голос, грозно сказал: — «не хочу я вашего хлеба-соли, вы не верноподданные мои! вы не ходите в церковь Богу молиться».
Старик оробев, изменился в лице, но, собравшись с духом, со страхом сказал: — «Государь! Где же нам молиться Богу, как не в церкви, и мы все ходим в церковь!» — «Вздор! Отвечал Император, вздор!» и потом, указывая в ту сторону, где виднелись их старообрядческие церкви, продолжал: — «неужели это церковь? Это не церковь, а сборище вольницы; бывшие попы ваши дезертиры, нарушители клятвы, изменники своих обязанностей. Забыть, забыть и не думать об них! Я вольничать вам не позволю! Я выстрою вам церковь, и приду Богу молиться, и когда вы пойдете в нее и будете со мной молиться, тогда я и приму от вас хлеб-соль; слышите ли, вольничать не позволю».
Говоря это и подняв руку, Государь строго грозил старообрядцам своим державным перстнем…
…Неожиданное старообрядцами такое грозное и безотрадное для них гневное расположение Государя Императора вызвано было сами же старообрядцами. С самого начала своего царствования, он не переставал заботиться и принимать разные меры и способы к вразумлению их и обращению к св. церкви. По Его Высочайшей воле, командируемы были Святейшим Синодом в разные места миссионеры и устроивались единоверческие церкви. Но когда меры эти мало соответствовали ожиданиям Государя, то он в 1838 году Высочайше повелел, отобрать всех беглых священников где бы они ни были при церквах ли, или часовнях у старообрядцев, и всех их возвратить в те епархии, из коих они самовольно отлучилась; — церкви же их закрыть и звон уничтожить. Высочайшая воля эта со всей строгостью была исполнена…

Сноска: Распоряжения касательно колокольняго звона и беглых священников были сделаны несколько ранее 1838 года. Употребление колокольняго звона было воспрещено распоряжением от 31 дек. 1836 года (Истор. распоряж. По расколу Варадинова, стр. 316). Распоряжения касающиеся беглых попов относятся к 1832 и 1834 годам, и при том распоряжения эти не так строги, как представляет их автор «Записок»… Примеч. редакции.

…Мера эта оказалась весьма благотворною и полезною: что оказывается из следующего, а именно: — с 1787 года со времени освящения первой единоверческой церкви, до половины 1838 года в продолжение сорока лет, устроено и освящено пятьдесят шесть церквей. В числе их в Черниговской губернии одна только церковь освящена, и то в Малиноостровском мужском монастыре при открытии в оном единоверия, — а в шестнадцати посадах, с населением обоего пола мужескаго и женскаго до семидесяти тысяч, не освятилось и не устроилось церкви. С вероятностию можно положить, что это-то и было главной причиной негодования Его величества на старообрядцев черниговской губернии…
…По возвращении Его величества; в мае месяце в С. Петербург, сряду же и начались распоряжения об исполнении Высочайшей воли, объявленной в посаде Добрянке, как со стороны духовнаго высшаго начальства, так и гражданскаго. В следствие предложения г. обер-прокурора Св. Синода, графа Николая Александровича Протасова, от 7-го июня за № 3966, с объявлением Высочайшего повеления об устройстве для жителей посада Добрянки, черниговской епархии, единоверческой деревянной церкви, Св. Правительствующий Синод сделал следующие распоряжения: избрав из имеющихся в Синоде образцовых чертежей для построения деревянной церкви, приказал перепроводить один из них, — к Черниговскому преосвященному Павлу с тем, чтобы он, по сношению с местным начальством, приступил немедленно к сооружению по полученному им чертежу деревянной церкви; — так чтобы оная была окончена осенью тогоже года, и о распоряжениях, какие им будут сделаны, донес Св. Синоду чрез семь дней по получении указа…
…В половине Июля месяца угодно было Его Величеству спросить у графа Протасова; — будет ли готова церковь в Добрянке к 22-му августа? «Надеюсь, Ваше Величество, что будет готова», отвечал граф. – Затем Государь вновь спросил: «а скоро ли сюда приедет священник из Калуги? и почему его и до сего времени нет?» — «Ваше Величество, отвечал граф, — калужский архиерей весьма озабочен и затрудняется выбором священника, страшась за неудачный выбор подвергнуться неминуемой и строгой ответственности. Впрочем, ему предписано вновь Синодом, чтобы он ускорил неотложным исполнением, без малейшего замедления, выбором священника и присылкой его в Петербург…
».
Источник: «Стародубье. Записки протоиерея с.-петербургской Никольской единоверческой церкви Т.А.Верховскаго высочайше командированнаго в 1845-1848 г. Государем Императором Николаем Павловичем для устройства единоверия в черниговских старообрядческих посадах». Часть 1. 1845 г. Казань, в университетской типографии, 1874, с. 3 – 9.

Замечательно то обстоятельство, что среди бесконечной череды дел, которые вынужден был так или иначе решать император, он помнил и держал на контроле строительство единоверческой церкви в Добрянке. Да, и торопил решение этого вопроса: спустя два месяца после своего указания в мае 1845 года ожидал завершения строительства церкви к 22 августа того же года, к годовщине коронации. Коронация Императора Николая Павловича и его супруги Императрицы Александры Федоровны состоялась 22 августа 1826 года.

admin 25 Сен 2012 17:28 Стародубье No Comments yet RSS лента комментариев

Написать комментарий