Старообрядцы Барнаула. Часть 2

Буквально только что на сайте «Алтайский старообрядец» была опубликована статья Б.В.Бабарыкина «Родословие Барнаульской Крестовоздвиженской и Бажевской Вознесенской старообрядческих общин (конец XIX – начало XX в.). Обзор комплексного генеалогического исследования».

Благодарю Наталию Викулову за то, что обратила на эту статью мое внимание!
Со ссылкой на первоисточник мы публикуем сегодня ее в некотором сокращении, выделяя тот материал, который прямо относится к подмосковным старообрядцам Черкасовым из запонорской деревни Костино.

«…Первоначальным объектом нашего исследования стала община барнаульского храма во Имя Честнаго и Животворящаго Креста Господня Русской православной старообрядческой церкви (далее – Крестовоздвиженский храм). Барнаульская Белокриницкая («Австрийская») община была официально зарегистрирована 28 мая 1908 г. Изначально ее деятельность распространялась на деревню Бажеву, Казённую и Конюховскую Заимки и единоверных жителей близлежащих селений. В скором времени в д. Бажевой Белоярской волости возник собственный Вознесенский храм. Подобно тому как Новоалтайск является городом-спутником столичного Барнаула, так и бажевская Вознесенская община стала «спутником» по отношению к барнаульской Крестовоздвиженской. Таким образом, объектами исследования являются две старообрядческие общины, связанные друг с другом «генетически». Предметом исследования стали отдельные родословные семейств прихожан и духовенства обеих общин, а также личности их видных представителей.
Материалы, отложившиеся в фонде 135 «Крестовоздвиженская община старообрядцев Белокриницкого согласия г. Барнаула» Государственного архива Алтайского края (далее – ГААК), к большому сожалению, не могли послужить отправной точкой для начала работы из-за отсутствия репрезентативных документов о составе общины за начальный период ее существования. Дело усугубило и отсутствие «полноценных» анкет сельскохозяйственной переписи 1917 г. по г. Барнаулу – начального источника практически для всех генеалогических исследований на Алтае. В результате чего пришлось сразу перейти ко второму этапу генеалогического поиска – изучению метрических книг церквей. В фонде 144 ГААК хранятся две метрические книги поморской и белокриницкой общин г. Барнаула за 1910–1920 гг. [1] и одна старообрядческая метрическая книга по г. Новоалтайску (д. Бажева) за 1914–1915 и 1918 гг. [2]. В результате работы с этими документами был составлен «стартовый» список старообрядцев Белокриницкого согласия г. Барнаула и д. Бажевой, а также их окрестностей на начало XX в.
Следующим этапом стало повторное обращение к фонду 135, в котором отложились «Книги о присоединившихся Крестовоздвиженской общины г. Барнаула» с 1916 по 1920 г. и метрические книги за 1925, 1926, 1929 и 1931 гг. (подробно состав этих документов описан Н.А. Старухиным [3]), а также «Списки членов общины Барнаульского старообрядческого прихода Белокриницкой иерархии» за 1920–1930-е гг., черновые «Списки постников» и «Исповедные списки» за тот же период времени. Наиболее ценными источниками 135-го фонда следует признать метрические книги и «Списки членов общины». Работа с разрозненными «Списками постников и исповедников», написанными карандашом или угасающими чернилами, хотя и являлась обязательным этапом, но была времязатратной и малорезультативной. Тем не менее не стоит отрицать важность данных источников для историко-генеалогического исследования.
Дальнейший ход работы по каждому из приходов различался. Для д. Бажевой актуальность приобрела проработка материалов сельскохозяйственной переписи 1917 г. [4] и «Посемейных списков», составленных в ходе землеустроительной реформы 1899–1914 гг. [5]. Для Крестовоздвиженской общины г. Барнаула – обширная работа с материалами фонда 52 «Податной инспектор г. Барнаула», по выявлению старообрядцев среди владельцев недвижимости, списков жильцов и арендодателей, а также фонда 144 «Коллекция метрических книг церквей» (выборка по г. Барнаулу) по выявлению случаев перехода из раскола в православие и «скрытых раскольников» среди православных прихожан. Работа с последним видом источников (метрическими книгами) находится на завершающем этапе исследования, ее результаты будут представлять отдельный научный интерес.

barnaul_1.jpg
Фрагмент записи из метрической книги Петропавловского собора г. Барнаула за 1892 г. о присоединении дочери старообрядца И.А. Черкасова Веры к православной церкви. ГААК. Ф. 144. Оп. 4. Д. 54. Л. 18 об.

Важнейшими архивными источниками советского периода для изучения родословных старообрядцев выступили материалы различных фондов, содержащие в себе личные дела лиц, лишенных избирательных прав (Р-41, Р-312 и др.), а также личные дела репрессированных, хранящиеся в отделе специальной документации госархива Алтайского края (Ф.Р-2). Из обширной базы данных «Старообрядцы Алтая» была осуществлена адресная выборка наиболее видных старообрядцев, а также старообрядческого духовенства Крестовоздвиженского и Вознесенского храмов. Из личных дел были использованы анкетные данные «лишенцев» и арестованных, сведения о составе их семей, адреса и данные об «избрании меры наказания».

В результате проделанной работы по Крестовоздвиженской общине, прихожанами которой были мещане г. Барнаула, а также барнаульские мещане и крестьяне, проживавшие на Казённой и Конюховской заимках и в некоторых других населенных пунктах, составлено более 170 двух – пяти поколенных родословных росписей семейств: Антроповых, Астраханцевых, Алтынцевых, Афониных, Балакиных, Барабановых, Барышниковых, Безгодовых, Беляевых, Благининых, Бобиных, Бобровых, Богдановых, Бондыревых, Бочкиных, Брагиных, Вагановых, Вахрушевых, Вожжениковых, Волковых, Вороновых, Высыпковых, Гаврилиных, Гаськовых, Городничевых (Градничевых), Гориных, Гусевых, Гусельниковых, Девятовых, Дороненковых, Дрочневых, Загуляевых, Задворновых, Золотухиных, Зыкиных, Ивановых, Игнатовых, Игнатьевых, Инюшовых, Казанцевых, Калининых, Касаткиных, Кашиных, Ковардаковых, Ковиных, Ковровых, Колупаевых, Кондаковых, Копосовых (Копысовых), Коробейниковых, Королёвых, Коротких, Красновых, Красцовых, Кузнецовых, Кунгуровых, Кустовых, Максимовых, Макуриных, Мальцевых, Мартюшевых, Масловых, Маслюковых, Медновых, Мельниковых, Меновщиковых, Михеевых, Мишуровых, Молчановых, Мошевых, Наймушиных, Наумовых, Недоспасовых, Нестеровых, Неустроевых, Новосёловых, Носовых, Ошихминых (Ашихминых), Пенкиных, Перминовых (Перминых), Петровых, Пилюгиных, Поляковых, Попковых, Поповых, Проскуриных, Пушкарёвых, Пятковых, Родионовых, Рябовых, Савенковых, Сазановых, Самохваловых, Семионовых (Семёновых), Сентябовых, Серебрянниковых, Сидоровых, Синицыных, Соколовых, Сорокиных, Стародубцевых, Степановых, Сугатовых, Суслоновых, Сюрсиных, Тарасовых, Терентьевых, Тимофеевых, Тушевых, Узловых, Уставщиковых, Феофилактовых, Филипьевых (Филиповых), Филипповых, Хариных, Ходаковых, Хомутовых, Черепановых, Черкасовых, Чернышевых, Чучалиных, Шампоровых (Шанпоровых), Шишкиных, Шлыковых, Шумихиных, Щепиных, Яковлевых и др. Также учтено несколько десятков семейных пар и одиноких старообрядцев-австрийцев за период с 1910 по 1932 г.
По Вознесенскому приходу д. Бажевой за этот же период составлено более 25 двух – четырёх поколенных родословных росписей крестьян, проживавших в деревне, а именно: Антоненковых, Барановых, Барсуковых, Богоненко, Бутаковых, Галкиных, Давыдовых, Ершовых, Зудиловых, Каргиных, Килиных, Ковалёвых, Маслаковых, Мокрецовых, Напреевых, Пепеляевых, Петуховых, Поляковых, Ранзиных, Романовых, Соловьёвых, Сугатовых, Тарапуновых (Трапуновых), Чистяковых, Шульгиных, Щепочкиных и др. Восстановлено несколько десятков родословных жителей близлежащих сел и деревень, являвшихся прихожанами как Вознесенской, так и Крестовоздвиженской церквей.
В качестве наглядного примера приведем по одной родословной старообрядцев каждого из приходов с кратким описанием конкретной генеалогии и характеристиками знаковых персон.
ЧЕРКАСОВЫ
Барнаульские мещане. Переехали на Алтай на рубеже 50 – 60-х гг. XIX в. Происходят из деревни Костиной Запонорской вол. Богородского уезд. (города Богородского) Московской губ. Прихожане Крестовоздвиженского храма г. Барнаула
Адреса: ул. Партизанская, д. 137 (на 1927 г.), ул. Мамонтова, д. 61 (на 1929–1937 гг.)
1-е поколение
• 1 Антип Давыдович? Черкасов, р. ~ 1809? – у.? г.
• Ж. Дарья Петровна Черкасова, р. ~ 1817 – у.? г.
2-е поколение
• 2-1 Иов Антипович Черкасов, р. ~ 1836(1839?) – у.? г.
• Ж. Екатерина Александровна, р. ~ 1842 (1846) – у. 20.01.1911 г.
• 3-1 Епифан Антипович Черкасов, р. ~ 1843 – у.? г.
• 4-1 Александр Антипович Черкасов, р. ~ 1848 (1846) – у.? г.
• 5-1 Лукерья Антиповна Черкасова, р. ~ 1846 – у.? г.
• 6-1 Елизавета Антиповна Черкасова, р. ~ 1846 – у.? г.
• 7-1 Иван Антипович Черкасов, р. ~ 1860-е гг.? – у.? г.
• Ж. Вера Ивановна, р.? – у.? г.
3-е поколение
• 8-2 Феодор Иович Черкасов, р. ~ 1861 – ? у. г.
• 9-2 Яков Иович Черкасов, р. ~ 1862 – у.? г.
• 10-2 Иоанн Иович Черкасов, р. 11.04.1860 – у. 14.11.1937 г. Расстрелян.
• Ж. Акилина (Акулина) Ивановна, р. 10.06.1872 – у. после 1937 г.
• 11-2 Вера Иовлевна Черкасова, р. ~ 1877 г.
• 12-2 Наталья Иовлевна Черкасова, р. ~ 1892 – у.? г.
4-е поколение
• 13-10 Николай Иванович Черкасов, р. ~ 1890 – у. после 1937 г.
• Ж. Манефа Тарасовна, р. ~ 1896 – у. после 1937 г.
• 14-10 Лидия Ивановна Черкасова, р. 25.03.1892 – у. после 1937 г.
• 15-10 Мария Ивановна Черкасова (по мужу Долгих), р. ? – у. после 1937 г.
• 16-10 Анна Ивановна Черкасова (по мужу Стародубцева), р. ~ 1903 – у. после 1937 г.
• 17-10 Таисия Ивановна Черкасова, р. 10.10.1910 – у.? г.
• 18-10 Зинаида Ивановна Черкасова, р. 20.10.1912 – у.? г.
5-е поколение
• 19-13 Алексей Николаевич Черкасов, р. ~1918 – у. 2.08.1918 г.

Род Черкасовых относится к «ядру» семейств барнаульских старообрядцев Белокриницкой иерархии. Наряду с Афониными и Медновыми, также выходцами из д. Костиной Московской губернии, его представителей следует считать зачинателями белокриницкой общины г. Барнаула. Центральной фигурой семейства выступает Иван Иович Черкасов – член церковного совета, активный участник жизни общины. Член отдела Центрального Всероссийского Союза старообрядцев для участия в выборах в Учредительное собрание, избранного на 5-м епархиальном съезде старообрядцев Томско-Алтайской епархии (20–24 июля 1917 г.). Иван Иович владел заводом по изготовлению свеч, был доверенным лицом общины. В 1929 г. был лишен права голоса. В личном деле лишенца И.И. Черкасова обнаружена автобиография, написанная с его слов и за его личной подписью от 22 января 1929 г., из которой мы узнаем его точную дату рождения, трудовой путь, а также место рождения его отца [6].
В 1937 г. Иван Иович был арестован органами НКВД. На 20.10.1937 его семья состояла из него самого, находящегося на иждивении дочери, жены Акулины Ивановны 67 лет, сына Николая 42 лет, бухгалтера, неизвестно где находящегося; дочерей: Лидии 45 лет, работавшей в белошвейной мастерской НКВД, Анны Стародубцевой, трудившейся в райпотребсоюзе, и Марии Долгих (запись о трудовой деятельности читается плохо). Из протокола допроса от 23.10.1937 следует, что «Черкасов Иван Иович 1862 г.р. (прим.: Б.Б., если верить автобиографии, то эта дата неверна), уроженец г. Барнаула Алтайского края, русский, гражданин СССР, бывший владелец свечной фабрики в г. Барнауле. В 1923 г. сужден за незаконное изготовление свечей к 1 году лишения свободы. В 1933 г. арестовывался за скупку золотой валюты в сумме 500 руб. В 1923 г. за эксплуатацию чужого труда был лишен избирательных прав. До ареста проживал в г. Барнауле, находился на иждивении детей» [7].
И.И. Черкасов проходил по известному среди исследователей делу «Российского общевоинского Союза». В обвинительном заключении ему инкриминировалось: 1. Активное участие в контрреволюционной кадетско-монархической, эсеровской повстанческой организации, подготавливавшей вооруженное свержение советской власти в момент интервенции со стороны капиталистических государств со стороны СССР. 2. Ведение антисоветской агитации, распространение контрреволюционных клеветнических измышлений на политику ВКП(б) и правительство, а также насаждение пораженческих настроений путем предсказывания победы капиталистических государств над СССР, т. е. в преступлении, предусмотренном ст. 58-2-II УК РСФСР. 14.11.1937 г. Черкасов Иван Иович был расстрелян, лично принадлежащее ему имущество было конфисковано. Реабилитирован 23.09.1965 [8].

barnaul_2.jpg
Автобиография, записанная со слов И.И. Черкасова.
ГААК Ф. Р-312. Оп. 4. Д. 3172. Л. 6.»

“Старообрядцы Барнаула. Часть 2”

комментариев 14

  1. Владимир 17 Фев 2019 в 18:48 ссылка на комментарий

    В метрической записи (первое фото) первая фраза такая: «Барнаульскаго мещанина Иова Антипина Черкасова и сводной жены его Екатерины Александровой, секты австрийскаго священства последователей…».

    «Сводной жены» встречаю впервые. Екатерине Александровой к 1892 году уже порядка 52 лет, стало быть, около 30 лет брака. По-видимому, это какая-то новая попытка священника господствующей церкви уничижительного отношения к старообрядцам.

  2. Владимир 17 Фев 2019 в 18:59 ссылка на комментарий

    У Черкасовых:
    «1-е поколение
    • 1 Антип Давыдович? Черкасов, р. ~ 1809? – у.? г.
    • Ж. Дарья Петровна Черкасова, р. ~ 1817 – у.? г.»

    Можно уточнить:
    Антип Давыдович Черкасов, 1811–После 1858
    Ж. Дарья Петровна Черкасова, 1814–После 1869.
    Годы жизни в соответствии с ревизиями 1834 и 1858 годов и подворной переписью 1869-1971 годов по деревне Костино.

  3. Рыбин Михаил Евгеньевич (г. куровское) 17 Фев 2019 в 23:19 ссылка на комментарий

    Добрый День!
    Большое спасибо Вам за этот труд!
    Очень заинтересовали Барнаульские старообрядческие родословные.
    Вы можете поделиться родословными изысканиями по линии Астраханцева Евпсихия Матвеевича и Волкова Кирияна Афанасьевича?
    Если ли в этих документах упоминание о происхождении Волковых или они просто записаны, как мещане г. Барнаул (какое то время они были и купцами)?

    Заранее Благодарю!

  4. Рыбин Михаил Евгеньевич (г. куровское) 17 Фев 2019 в 23:22 ссылка на комментарий

    Астраханцевы были выходцами из с.Шаршаш, Шарташской волости, Екатеринбургского уезда, Пермской губернии.
    До переезда в Барнаул были мещанами г. Екатеринбург.

  5. Владимир 18 Фев 2019 в 7:02 ссылка на комментарий

    У Симанова записаны Астраханцевы, проживающие в Екатеринбурге по адресу Успенская, 62: Григорий Харитонович и Екатерина Семеновна.
    Григорий Харитонович включен в «Список лиц, не принадлежащих к Екатеринбургскому купечеству, но производящих в пределах Екатеринбургскаго уезда торговлю или промыслы по купеческим свидетельствам». Бакалейные товары, 2 гильдии.
    Напомню, что в том же списке:
    Афонина Татьяна Алексеевна, 2 гильдии купчиха,
    Афрнин Максим Феопентович, мещанин,
    Афонин Степан Иванович, 2 гильдии купец.

  6. Владимир 18 Фев 2019 в 7:21 ссылка на комментарий

    Напомню, что Антип Давыдович — это шестое поколение от «родоначальника» Ивана Родионовича (1646-Между 1716 и 1719).
    Есть основания полагать, что фамилия в семье появилась у деда Антипа Давыдовича — Марка Евсеевича (1745-1810)

  7. Владимир 18 Фев 2019 в 8:39 ссылка на комментарий

    Забыл добавить, что два брата Черкасова Марка Евсеевича — Максим Евсеевич старший и Максим Евсеевич младший — в московском купечестве с 1794 года.

  8. Шуров Олег 23 Фев 2019 в 22:22 ссылка на комментарий

    Спасибо за материал!
    Это дерево https://yadi.sk/i/pTKbZj9E3Uv7Kc
    можно будет дополнить барнаульской веткой Черкасовых.

  9. Шуров Олег 24 Фев 2019 в 0:35 ссылка на комментарий

    Добавил новых Черкасовых в дерево:
    https://yadi.sk/i/01pdhHLkcLkQdA

  10. Владимир 30 Июл 2019 в 16:29 ссылка на комментарий

    Что я забыл сделать — это перевести Автобиографию Черкасова Ивана Иовича. Исправляю:

    «Автобиография.
    Я, Черкасов Иван Иович, родился 11 апреля 1860 года в гор. Барнауле. Отец мой был крестьянином Московской губернии, Богородского уезда Запонорской волости, деревни Костиной. Образование я получил домашнее. На 15 году от роду я поступил в сапожную мастерскую Серова Романа Самсоновича в качестве ученика, прослужил там 4 года. На 19 году поступил служащим в с. Анисимово к Прямову Григорию Архиповичу по торговому делу и там прослужил 4 года, Потом переехал в гор. Барнаул., на 23 году поступил к Афонину Игнатию Родионовичу, у которого прослужил 5 лет. На 28 году поступил к Зайцеву и прослужил 6 лет служащим по торговле. На 33 году я исполнял комиссии по покупке мяса разным людям. На 40 году начал торговать хлебом и исполнял поручения по покупке масла для Степанникова в г. Иркутск и Барсукова в г. Томск до 1914 года, а с 1914 года был служащим у Чернышева Тараса Антоновича по покупке мяса и пшеницы до 1919 года, а с 1919 г. открывал (и) кустарное производство по выработке свеч, а в 1920 г. по 1923 г. служил в Сов.Нархоз. заведующим свечного завода, а с 1923 г. по настоящее время имею кустарное производство по выработке свеч личным трудом.
    (Подпись) 1929 год января 22 дня».

  11. Владимир 30 Июл 2019 в 16:47 ссылка на комментарий

    Обращаю ваше внимание на то, насколько тесно жило землячество подмосковных старообрядцев!

    Первым упоминается Серов Роман Самсонович. Нужно сказать, что исключительно благодаря Автобиографии удалось установить еще одну костинскую фамилию (Серовы), поскольку до сегодняшнего дня мне была известна в Костино лишь бесфамильная семья Романа Самсоновича, родившегося 01.03.1834.
    Такая точность даты рождения объясняется тем, что известна дата проведения в Костино 8 ревизии — 13 марта 1834 года, в которой Роман записан в возрасте 2 недель.
    Второе: удалось уточнить годы жизни Романа Самсоновича, поскольку ранее у меня было записано (1834-После 1855) — в 1855 году Роман был отдан в рекруты. Иван Иовович служит в мастерской Серова с 1875 по 1879 год, так что годы жизни Романа Самсоновича у нас теперь такие: 1834-После 1879.

  12. Владимир 30 Июл 2019 в 17:02 ссылка на комментарий

    Далее в Автобиографии указан Прямов Григорий Архипович. Это также представитель старообрядческой семьи из деревни Костино. В Костино семья Прямовых последний раз упоминается в подворной переписи 1869-1971 годов:

    «Архип Петров 64 (иконописец, проживает в Сибири по паспорту со всем семейством), жена его Анна Михайлова 63, дети Григорий 29, Трофим 26, Нефед 24, Григория жена Наталья Григорьева 28».

    Стало быть, годы жизни Григория Архиповича: 1831-После 1869, но так до сегодняшнего дня, а сейчас мы запишем следующим образом: 1831-После 1883, учитывая то, что Иван Иовович служил у Прямова с 1879 по 1883 год.

  13. Владимир 30 Июл 2019 в 17:27 ссылка на комментарий

    Далее у нас упоминается знаменитый для барнаульского старообрядчества Афонин Игнатий Родионович, у которого Иван Иовович служил с 1883 по 1888 год. Нам уже было известно, что Игнатия Родионовича не стало где-то в период между 1884 и 1894 годом. По-видимому, следует сейчас указать, что умер Игнатий Родионович между 1888 и 1894 годом.

    Заодно два слова про Зайцева, имя и отчество которого Иван Иовович не указывает в Автобиографии. Это также костинскй житель — Зайцев Федосей Вонифатьевич (1856-После 1894). Иван Иовович работает у Зайцева с 1888 по 1894 год, поэтому в данном случае мы ничего уточнить не можем.

    Остается у нас неизвестным лишь Чернышев Тарас Антонович. По всей видимости, это представитель старообрядческой семьи Чернышевых из деревни Ляхово, причем родившийся уже в Барнауле. В Ляхово жил
    Чернышев Антон Андреевич (1844-После 1858), его родители (Андрей Фомич и Екатерина Филипповна) вместе с детьми (коих пятеро) последний раз и упоминаются в Ляхово в десятой ревизии 1858 года. Вполне возможно, что в дальнейшем их следует искать в Барнауле или его окрестностях.

  14. Владимир 02 Авг 2019 в 18:47 ссылка на комментарий

    Вот Ирина Старцева мне хорошо подсказывает:
    «Здравствуйте, Владимир!
    Спасибо за Ваше сообщение.
    Тарас Антонович Чернышев родился в 1870 году в деревне Каменка Пензенской губернии, в 1889 году переехал в Сибирь (из истории старообрядческой общины города Новосибирска). Его сын, Андрей, женился на Клавдии Киприяновне Волковой. Так что это тоже наши».

Написать комментарий