Шибаевы и Кочетковы. Реабилитация честного имени

Представляю очередную статью Галины Кочетковой. Статья эта является продолжением предыдущих статей Галины, которые можно посмотреть вот здесь.

galina_kochetkova_1.jpg

Галина Кочеткова

В предыдущей части своего рассказа я остановилась на аресте Евпла Елисеевича Шибаева и Кочеткова Зиновия Порфирьевича.
Оба были арестованы в марте 1933 года. Первого обвиняли в контр-революционной, вредительской и диверсионной организации в фарфорово-фаянсовой промышленности. Второго в том, что он, будучи токарем механической мастреской Дулевской фарфоровой фабрики, не донес на других механиков, которые занимались вредительством.

shibaevi_p_1.jpg
Евпл Елисеевич Шибаев. Из семейного архива Игоря Сергеевича Северина

shibaevi_p_2.jpg
Кочетков Зиновий Порфирьевич. Из семейного архива Сергея Жданова — праправнука Зиновия Порфирьевича

shibaevi_p_3.jpg

 Схема вредительской шпионско-диверсионной организации в Фарфорово-фаянсовой промышленности РСФСР. ГАРФ, ф. 10035, оп.1, д. П-60990, т.1, 444 л

 shibaevi_p_4.jpg

 Следственное дело Кочеткова Зиновия Порфирьевича. ГАРФ, ф. 10035, оп.1, д. П-60990, т.1, обложка том 3

 shibaevi_p_5.jpg

Из заявления Шибаева Е.Е.:
«Предъявленное мне обвинение во вредительстве по ассортименту не отвечает действительности, так как Союзстеклофарфорснабсбыт и Росфарфор заключали только генеральное соглашение, а покупатель Центрсоюз и Госторг локальным договором с каждой фабрикой заключали договоры с указанием ассортимента и раскрасок, следовательно, по ассортименту никакого центрального соглашения не было и быть не могло, так как на фабриках ассортимент товара по выработке устанавливается от экспорта, и все отходы от экспорта шли на внутренний рынок. Из фабрик Росфарфора на экспорт работали: Дулевская, Дмитровская, Рыбинская и Тверская фабрики.
«Красный фарфорист» и Промторг специализированы на выработку тарелок для общественного питания, «Коминтерн» на выработку технического фарфора и Песоченская – строительного фаянса. Из вышеуказанного усматривается, что к производству вообще и, в частности, к ассортименту моего отношения никакого не было, и на фабриках я не был, и никаких указаний не давал.
В 1932 году на Дулевской фабрике я бывал специально по сбыту товара и изоляторов в связи с их сокращением и перевода на выработку ширпотреба, для выяснения, сколько они могут сдать и сколько перенести на «Коминтерн» для выполнения по договорам. Никакой организации по вредительству я не знаю, и никаких показаний по этому поводу дать не могу.
В политических партиях не состоял. При голосовании голосовал за Кадетскую партию, по тому времени считал её самой либеральной.
Возраст: 62 года.
Рабочий статус: 50 лет и только по фарфору и фаянсу.
Здоровье: миокардит сердца.
Все написано мной собственноручно – Евпл Елисеевич Шибаев.
29 июня 1933 года»
.

В следственном деле Евпла Елисеевича сохранилось заявление в Прокуратуру СССР его сына Дмитрия Евпловича с просьбой о реабилитации отца.

shibaevi_p_6.jpg
Дмитрий Евплович Шибаев.
Из семейного архива Игоря Сергеевича Северина

«Мой отец происходит из крестьян деревни Цаплино Беззубовской волости Богородского уезда (ныне Куровской район) Московской области. Он начал свою трудовую деятельность конторским мальчиком по окончании 2-ух классной фабричной школы при Дулевском фарфоровом заводе Кузнецова, где его отец, мой дед, работал кучером.
Длительное время пополняя свои знания самообразованием, практическим изучением сложного фарфорового производства на Дулевской и Рижской фабриках отец стал, в конце концов, крупным капиталистом и хозяйственником фарфоровой промышленности. В последние годы перед Октябрьской Революцией отец был переведен на работу в Правление Товарищества Кузнецовых в Москве…

shibaevi_p_7.jpg
Члены Правления Товарищества М.С. Кузнецова. 1907г. Ярославская губерния. Е.Е. Шибаев в третьем ряду снизу, второй справа. Фото предоставлено Конаковским музеем фарфора

…После Октябрьской Революции, отец, пользуясь доверием рабочих масс, из которых он вышел, был выдвинут Союзом рабочих химической промышленности в члены Правительственного правления фарфоровых заводов РСФСР.

Отец работал в Москве в Росглавфарфоре во время ареста его ОГПУ в марте 1933 г. По обвинению во вредительстве в фарфоровой промышленности одновременно с рядом работников этой промышленности: Андреевым Петром Максимовичем, Кочетковым Зиновием Перфильевичем, слесарем Дулевской фабрики, механиком этой фабрики и другими лицами, фамилию которых я не помню.
Андреев П.М., работавший в Союзном управлении фарфоровой промышленности, доводился племянником отцу и находился с ним до ареста в длительной ссоре по семейным и служебным причинам.
Отец, отдавший всю свою жизнь фарфоровому производству, хорошо знал его и смело защищал от вторжения в него карьеристов, таких, каким являлся его племянник.
Андреев П.М. воспользовался арестом отца, начал сводить с ним счеты, и оговорил его на следствии.
Вера в свою непричастность в предъявленных обвинениях любимому делу, что не укладывалось в сознании и мозгу отца, дала ему сил устоять на следствии, которое не сломило его нравственные и физические силы, и он не признал и не подписался под гнусными обвинениями, предъявляемыми ему следователем, а так же тройкой ГПУ, которая осудила его в концлагерь.
Прошу Вас пересмотреть дело моего отца и вынести решение о его реабилитации.
Не имея со времени окончания Великой Отечественной Войны сведений о последнем пребывании его в лагере г. Мариинска, где он находился до войны, вполне возможно, что отца уже нет в живых, независимо от этого, я прошу о реабилитации честного имени моего отца, труженика, специалиста-хозяйственника, отдавшего всю свою жизнь восстановлению и развитию Советской фарфоровой промышленности.
Москва, 15 сентября 1958г.
Дмитрий Евплович Шибаев»

Мало кто знает, что сын Евпла, Дмитрий Шибаев (1897-1966) был один из архитекторов города Уфы. Свою инженерную деятельность он начал в Главном Управлении коммунального хозяйства (в те годы оно было подчинено НКВД) как специалист по планировке населенных мест в широком смысле избрав для себя градостроительную деятельность. Привлечение именно этого специалиста в значительной степени гарантировало неукоснительное выполнение со стороны проектной организации обязательств по реконструкции и застройке Уфы. Помимо таланта организатора он обладал опытом проектной работы, лично осуществив строительство почти 20 объектов в Москве, Свердловске, Орехово-Зуево, Макеевке. (1)

shibaevi_p_8.jpg

 Дмитрий Евплович Шибаев с женой Верой Васильевной Скворцовой. Из семейного архива Игоря Сергеевича Северина

 shibaevi_p_9.jpg

 shibaevi_p_10.jpg

Протест по делу Шибаева Е.Е. и др., ГАРФ, ф. 10035, оп.1, д. П-60990, т.3, 224 л.

Протест по делу Шибаева Е.Е. и др., ГАРФ, ф. 10035, оп.1, д. П-60990, т.3, 225 л. Евпла Елисеевича Шибаева приговорили к исправительным работам в трудовом лагере сроком на восемь лет, где он, будучи уже больным и далеко не молодым человеком, скончался. О его могиле ничего неизвестно. Его реабилитируют лишь в 1959 году, уже посмертно.
Зиновия Порфирьевича допросили повторно в 1958 году. К тому времени он уже вышел на свободу после 2-х лет исправительных лагерей и продолжил работу на Дулевской фабрике.

Из протокола допроса Кочеткова З.П. в 1958г.:
В чем Вы обвинялись на следствии 1933 году?
— На следствии я обвинялся в том, что не донес о том, что механики Зубрилкин и Фон-Францен занимались вредительской работой на Дулевском заводе. Я на следствии заявлял, что о какой-либо вредительской работе их мне не было ничего известно. Должен сказать, что после ареста 3 марта 1933 года я допрашивался две ночи подряд, а затем подписал протокол допроса, который не читал и мне его вслух не зачитывали. Содержание этого протокола мне неизвестно.
Вам оглашается протокол Вашего допроса от 5 марта 1933 года. Что скажете по существу этих показаний?
— Ознакомившись с протоколом допроса от 5 марта 1933 года, я могу сказать, что таких показаний я не давал, этот протокол был составлен не с моих слов, поэтому я его не подтверждаю. Ни о какой вредительской деятельности Зубрилкина, Фон-Францена и других рабочих завода, о которых говорится в этом протоколе, мне ничего не известно. Этот протокол я подписал при обстоятельствах, о которых сказал выше, то есть не знал его содержание.
Вам предъявляются Ваши собственноручные показания от 9 апреля 1933 год. Вы писали эти показания?
— Осмотрев протоколы от 9 апреля и 4 мая 1933 года, и ознакомившись с их содержанием, я могу пояснить, что эти протоколы действительно были написаны мною, но были написаны под воздействием следователей. Собственноручные показания от 9 апреля 1933 года я писал под силой других, диктовал мне их следователь в Бутырской тюрьме, фамилию его я забыл. Показания от 4 мая 1933 г. Я писал под воздействием следователя Немченко. Эти два протокола я теперь категорически отрицаю и отказываюсь от них.

Зиновий Порфирьевич прожил долгую жизнь, умер в 1980 году в возрасте 92 лет. Похоронен рядом с женой в деревне Коротково.
После публикации первой части статьи, меня отыскал мой четвероюродный брат, Сергей Жданов, чей прадед – Кочетков Зиновий Порфирьевич.
Надеясь на дальнейшее восстановление родственных нитей, думаю, будет уместным, если я приведу биографию Кочеткова Зиновия Порфирьевича, а вместе с ней известные факты о родословной Кочетковых.

Кочетков Зиновий Порфирьевич родился 20 октября 1888 года в семье Кочеткова Порфирия Петровича и Екатерины Ивановны. Окончил сельскую школу, работал на фабрике С.М. Кузнецова, жил в Дулево. Жена – Алефтина Дмитриевна. Детей у него, как у настоящего старообрядца, было много, о их рождении свидетельствуют записи в приводимых ниже документах.

Из метрических книг о рождении Молитвенного храм села Слободищи:
Елена (22 мая 1909 года с.с.)
Мария, (8 августа 1910 года с.с.).

Из метрических книг о рождении Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Дулево:
Петр (5 июня 1914 года с.с.)
Константин (16 октября 1915 года с.с.).
Иван (27 ноября 1917 года с.с.)

Из Книги регистрации актов по Кудыкинской волости:
Федор (14 февраля 1921 года)
Пелагея (11 октября 1923 года)
Екатерина (13 мая 1928 года)

Кроме Зиновия, в семье Порфирия Петровича и Екатерины Ивановны было еще трое детей – Матрона, Параскева и Федор. А мой прапрадед Родион Петрович и Порфирий Петрович были родными братьями. У них был еще один брат Петр.
Для более понятной картины приведу данные из Списков раскольников-старообрядцев Богородского и Коломенского уездов на 1902 г. (2)

«Петр Леонтьев Кочетков 57
ж. Ирина Яковлева 57
Сын Порфир 36
Петр 33
Родион 27
ж. Перфир. (так в оригинале) Екатерина Иванова 36
д. Матрона 16
Зиновей 12
Параскева 13
ж. Петра Марфа Артемова 25
дочь Петра Анна 5»

Их отец, Кочетков Петр Леонтьевич, был в Цаплино, видимо, достаточно активным человеком. Именно он подавал прошение на регистрацию в Цаплино старообрядческой общины. Заявление об открытии общины поступило 15 июля 1909 г. Он же был уполномоченным членом на 12-ом Всероссийском съезде старообрядцев в 1912 году, где обсуждалась сложившаяся непростая обстановка внутри общины, о чем свидетельствует следующее прошение:
«По докладу съезда совета Цаплинской старообрядческой общины постановлено просить Московского архиепископа Иоанна и Освященный Собор принять меры к прекращению раздоров в этой общине». (3)

Община была создана 31 июля 1909 г. Богослужения совершались в Храме Во имя Святителя и Чудотворца Николы Мир-Ликийского и Спаса Нерукотворного, находящемся в д. Цаплино.
В виду неисполнения предписаний закона 17 октября 1906 г. Журнальным определением Губернского Правления, состоявшимся 27 февраля 1913 г. община была закрыта.

В подворной переписи за 1869 год о семье указано следующее:
«1 деревянный дом, 1 лошадь, 1 корова. Занимаются тканьем нанки.
Леонтий Евстратов 65
Ево жена Ирина Иванова 65
Ево сын Кузма 42 Кузма отпущен по паспорту 1869 года 29 Апреля за № 64 на 1 год в Москве в работниках дворником
Ево жена Наталья Иванова 40
Ево же дочь Екатерина 5

Леонтьев 2-й сын Федор 28
Ево жена Васса Кузмина 30
Федоровы дети: Иван 6
Екатерина 3

Леонтьев 3-й сын Петр 24 Петр отпущен по паспорту 1868 г. 17 февраля за № 29 на 1 год в петербурге в работниках прикащиком в кронштадте
Его жена Ирина Яковлева 33
Петровы дети: Порфирий 5
Петр 1»
(орфография сохранена)

В подтверждение характеристики Петра Леонтьевича – его деятельность в качестве приказчика в Кронштадте. Обратим внимание на жену Петра – Ирину Яковлевну. Углубляясь дальше, заглянем в Ревизскую сказку Богородского уезда за 1811 г:

«Мартин Андреев 49,
Мартыновы дети
Евстафий 26,
Ермил 15,
Иван 6,
Федор 1,
Евстратов сын Левонтий 8 лет»

Исповедная книга Ильинской церкви села Гуслицы за 1780 г.
«Андрей Яковлев 51 год
У него родной брат
Никита 43
У Андрея жена Авдотья Степанова 47
Дети их
Иван 24
Мартын 18
Авдотья 14
Аграфена 10
Федор 8
Лукерья 5
У Ивана жена Анна Филиппова 25
У Никиты жена Ирина Еремеева 34
Их дети
Матрона 15
Федор 12
Ирина 5
Марья полгода
У Мартына жена Меланья Алексеева 18»

В своей предыдущей статье я делала предположение по поводу возможного родства Евпла Елисеевича Шибаева и моих Кочетковых. Напомню, Зиновий Порфирьевич назвал Евпла Елисеевича своим дядей. По линии отца это было исключено, и я решила, что он мог быть двоюродным дядей по линии матери, и сейчас я могу с уверенностью сказать, что предположение мое верно.

Отец Зиновия, Порфирий Петрович, а так же мой прадед Родион Петрович и Евпл Елисеевич — двоюродные братья. Их матери сестры, обе — Яковлевны. Мать Порфирия и Родиона звали Ирина Яковлевна, Евпла — Ксения.
В подтверждение этому данные исповедной книги Воскресенской церкви села Гуслицы на 1860 г.:

«Дом.8. Яков Иванович 57, жена Евдокия Петрова 54, дети Иван 34, Лаврентий 31, Вукол 29, Исидор 25, Ксения 20, Ирина 16, Евдокия 12» Здесь видим двух сестер Ирину и Ксению. В предыдущей статье я приводила данные по Шибаевым, а именно:
«Елисей Архипов 28 ткач занимаются тканьем нанки
Ево жена Аксинья Яковлева 29 ткач занимаются тканьем нанки
Их дети: Федосья 7»

Ксения и Аксинья – одно и то же имя. И все же мать Евпла Елисеевича звали не Пелагея, а Ксения (Аксинья).
В 1902 году в Списках раскольников-старообрядцев Богородского и Коломенского уездов, 1902 г. можно найти следующее:
«Алексей Архипов Шибаев 58
ж. Ксения Яковлевна 56»

Здесь явно допущена ошибка (Алексей-Елисей), поскольку возраст совпадает с нашим Елисеем Архиповичем, и жена все та же Ксения Яковлевна.

Евпл Елисеевич жил в Дулево, а дом в Цаплино какое-то время пустовал. Старожилы деревни Цаплино рассказывают, что до революции в доме Шибаевых была пекарня, а по рассказам моего деда, прадед Кочетков Федор Родионович работал там пекарем.
Знаменательно то, что трое из детей Зиновия Порфирьевича записаны в метрических книгах старообрядческой Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Дулево при фабрике Кузнецова, той самой, церковным старостой которой был Евпл Елисеевич Шибаев, и которую сломали в 1930-ые годы.
О ней — в моем следующем рассказе…

(1) Уфимские ведомости №91, 2013г.
(2) ЦИАМ Ф.203 Оп.744 Д.3076, 76 л.
(3) Труды Двенадцатого Всероссийского съезда старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии в Москве. 30 января — 1 февраля 1912 года. — Москва: тип. П.П. Рябушинского, 1913, стр 6.

Дополнения к статье от 16 ноября 2018 года

Михаил Васильев прислал фотокопию найденного им Векселя. У нас на блоге нет специальной темы, где я бы мог без колебаний опубликовать документ, поэтому решил сделать это в данной теме – именно здесь, в комментариях, Михаил и сообщил о векселе.

veksel_1.jpg

veksel_2.jpg
Лицевая и оборотная сторона Векселя

Надписи на лицевой и оборотной сторонах Векселя следующие.
Надпись на корешке:
«ВЕКСЕЛЬНАЯ БУМАГА
для личных
долговых обязательств
свыше 900 до 1000 руб.»

На лицевой стороне документа в левом верхнем углу штамп с надписью:
«цена 1 руб. 20 коп.» Рядом красным от руки: «Ср: 14./24. Января 1895 г.»
Там же в правом верхнем углу от руки:
«Москва 25 ноября 1894 года
Вексель на 1.000 руб. серебром»

Текст лицевой стороны документа:
«От сего двадцать пятого Ноября тысяча восемьсот девяносто четвертаго года чрез один месяц и двадцать дней, по сему нашему векселю повинны мы заплатить в Москве Вдове С.М. Шибаева Богородской первой гильдии купчихе Евдокии Вуколовне Шибаевой или кому она прикажет серебром тысячу рублей, каковую сумму мы от нея товаром получили сполна.
Товарищ Торговаго дома Николая Мышкина вдова С сыновьими Черноярский (?) 2-ой Гильдии Купеческий сын Петр Николаевич Мышкин
Текст перечеркнут крест накрест с надписью поперек:
« От числа 17 апреля 1895 года
… член Окружного Суда (подпись)»

На корешке оборотной стороны документа:
Надпись от руки «… оборота на меня» в чернильном штампе «По доверенности вдовы С. М. Шибаева Богородской 1-й гильдии купчихи ЕВДОКИИ ВУКОЛОВНЫ ШИБАЕВОЙ» (подпись)

Примечание: «…» — не переведенное.

“Шибаевы и Кочетковы. Реабилитация честного имени”

комментариев 69

  1. Анатолий 03 Авг 2017 в 17:55 ссылка на комментарий

    Галина!
    А известно, кто еще находится на фотографии:
    «Члены Правления Товарищества М.С. Кузнецова. 1907г»?

  2. Галина Кочеткова 05 Авг 2017 в 0:57 ссылка на комментарий

    Анатолий, в книге Галкиной, Мусиной частично есть фамилии под фото, а именно: Н.А. Войлошников, П.И. Ануфриев, А.А.Морозов, Е.Е. Шибаев, Г.Р. Шварценберг, П.Т. Новиков, П.Н. Овечкин, А.В.Севастьянов, А.С. Лапушкин, Г.Е.Шепелев

  3. Галина Кочеткова 05 Авг 2017 в 1:28 ссылка на комментарий

    Сейчас открыла фото, если его увеличить, в принципе, можно все фамилии прочесть. Напишите свою почту, я Вам пришлю фото.

  4. Анатолий 06 Авг 2017 в 20:49 ссылка на комментарий

    lakunin@rambler.ru

  5. Галина К.О/З 07 Авг 2017 в 11:54 ссылка на комментарий

    Галине Кочетковой: а возможно ли сюда список всех фамилий разместить? Возможно кто-то ещё «своих» найдёт.

  6. Владимир 07 Авг 2017 в 13:04 ссылка на комментарий

    Не исключено, что «П.Т. Новиков» — это либо Петр Терентьевич Новиков 1859 г.р. из деревни Антоново, либо его младший брат — Павел Терентьевич Новиков 1865 г.р. Родители братьев: Терентий Семенович 1826 г.р. и Татьяна Тарасовна 1834 г.р.

  7. Галина Кочеткова 07 Авг 2017 в 15:24 ссылка на комментарий

    Видно очень плохо, не ручаюсь за достоверное прочтение инициалов и фамилий.

    Г.Е.Шепелев, И.В.Анохин, И.П.Коровкин, М.М. Кузнецов, С.М. Кузнецов, М.С.Кузнецов, А.И. Никифоров, П.И.Ануфриев, Г.М. Кузнецов, П.Т. Новиков, И.И.Никифоров, Н.А.Войлошников, А.А.Морозов, Ф.Ф.Андронов, П.Н.Овечкин, М.Д.Честненков, Ф.Т. Новиков, М.Н. Новиков (?), Г.Л.Лебедев, Л.М. Виноградов, С.В.Баранов, А.М.Тихомиров, М.С.Пикунов, А.О. Демин, (,) Бабукин, К.М. Войлошников, М.И. Сергеев, М.Д. Чернышев, П.Т.Новиков, (,) Сдоронов, Н.В.Мигунов, П.С. Макаров, Н.С. Зимин, П.Т. Новиков (второй), Н.В. Васильев, Н.С.Макаров, (?) Муринов, (?) Конопелнин, В.Г.Гаврилов, Е.Е.Шибаев, П.Т.Ванцев, М.И. Новиков, (?) Андреев, П.И. Ануфриев (второй), Л.Ф. Лебедев, В.Е.Крутов, А.С.Лапушкин, Н.П. Пятницкий, П.Н.Дорошенко, М.В.Демин, Г.Р.Шварценберг, Т.С.Харитонов, И.Т. Новиков, С.И.Второв(?), М.М.Макаров, А.И.Варченов, А.В.Савостьянов, И.И.Корчагин, В.В.Демин, П.Т.Конопелнин.

    И еще две фамилии совсем плохо видны, не могу разобрать.

  8. Владимир 07 Авг 2017 в 17:11 ссылка на комментарий

    Галина, если Вы работали с книжной фотографией, то я вообще поражаюсь, как Вам удалось так много разобрать!

    Итак, очень много знакомых фамилий.

    Но я, если уж начал с Новиковыми, то продолжу. Становится совершенно очевидно, что это именно антоновская семья Новиковых. И оба П.Т. (Петр и Павел Терентьевы) здесь, но также еще два их брата: Федор Терентьевич 1861 г.р. (Ф.Т.) и Иван Терентьевич 1863 г.р. (И.Т.).
    Присутствие в Правлении сразу четырех братьев — это сильно.

    Вместе с тем, кто такой М.И. Новиков, я определить не смог.

  9. Владимир 07 Авг 2017 в 17:24 ссылка на комментарий

    Дальше.
    Галина, «А.И. Варченков» следует читать как «А.И. Барченков». Арсентий Иванович Барченков 1856 г.р., он из деревни Лопаково.
    «Н.В. Мигунов» — это Никита Васильевич Мигунов 1862 г.р., он также из Лопаково.
    «М.Д. Чернышев» явно Мартин Денисович Чернышев 1868 г.р. из Ляхово.

    В списке фигурируют трое Деминых. Те Демины, о которых мне что-то известно, из деревни Молоково. Но в Молоково ткали нанку, вряд ли кто-то имел отношение в фарфору. Видимо, по этой причине я никого определить не смог. Ничего не получилось у меня с «П.Т. Ванцевым» (а Ванцевы также коренная молоковская фамилия) и с «А.М. Тихомировым» (семья Тихомировых из деревни Гора).

  10. Галина Кочеткова 07 Авг 2017 в 17:45 ссылка на комментарий

    Нет, Владимир, фото не из книги, мне его высылали из музея в Конаково. В книге прочесть нереально, конечно. Фото у Вас должно быть, я его для статьи высылала.

  11. Владимир 07 Авг 2017 в 17:56 ссылка на комментарий

    Галина, насчет фото не помню — значит как-то пропустил, может быть приходило на старый ящик, если так, то там всякие выкрутасы могли быть. Когда это было — я вообще-то все письма с приложениями сохраняю?
    А возможно прислать заново?

  12. Владимир 08 Авг 2017 в 7:30 ссылка на комментарий

    Галина, фото скачал.
    В отношении трех персон Правления, как мне кажется, прочтение может быть следующим:
    не И.И. Корчагин, а Н.И. Корчагин,
    не А.И. Варченков (Барченков), а А.И. Варчанов,
    не Л.М. Виноградов, а Л.К. Виноградов.
    Как считаете?

    В таком прочтении версию про Арсентия Ивановича Барченкова, видимо, придется снять. Хотя именно Арсентий Иванович (доверенный по торговле в Одессе) начинает список на «исходатайствование» званий на с. 382 — 385 книги Е. Галкиной и Р. Мусиной.
    Зато Л.К. Виноградов — это явно Лука Кононович 1863 г.р. из Костино (доверенный по торговле в списках от Рижской фабрики).

  13. Владимир 08 Авг 2017 в 8:06 ссылка на комментарий

    Продолжаю рассматривать фото.
    Знакомых Деминых я все же нашел на нем: «М.В. Демин» — это Матвей Васильев 1862 г.р. из деревни Молоково, а «В.В. Демин», судя по тому, как он выглядит на фото — Василий Васильевич Демин 1843 г.р., доверенный по торговле в Харькове.

  14. Галина Кочеткова 08 Авг 2017 в 14:26 ссылка на комментарий

    Мне кажется, там все же А.И.Варчанов или Варченов.
    Открыла книгу, сравниваю.
    Там указан П.Т.Конопелкин, а не П.Т. Конопелнин

    А вот такой вопрос, Ваш Федор Григорьевич Маслов, у него большая серебряная медаль за службу церковным старостой. А в каком храме?

  15. Владимир 08 Авг 2017 в 17:52 ссылка на комментарий

    Галина, в отношении Федора Григорьевича Маслова ничего сказать не могу, одни предположения, причем, зависящие от того, перешел ли Федор Григорьевич в новую веру или остался в старообрядчестве.
    В любом случае его деятельность в качестве церковного старосты явно относилась к периоду (длительному периоду!) его работы на фабрике в Дулево.
    Если бы он так и остался в старообрядчестве, то речь могла идти, по-видимому, о церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Дулево.
    Если же он присоединился к новой вере, а это, как мне кажется, так и есть, то о храме Иоанна Богослова в том же Дулево, построенном, кстати, на средства М.С. Кузнецова. Вторая версия подтверждается тем, что на поминальном камне, где указаны священнослужители храма Иоанна Богослова, есть и запись «Ф.Г.Маслов» (см. статью на блоге: «Старообрядческие фамилии деревни Кузяево«).

  16. Владимир 08 Авг 2017 в 18:05 ссылка на комментарий

    «Мне кажется, там все же А.И.Варчанов или Варченов».
    Согласен, Галина, но в фамилии Барченков есть в конце буква «к», а вот ее-то я и не нахожу.

  17. Владимир 09 Авг 2017 в 8:49 ссылка на комментарий

    Я хочу добавить сведения по семье Новиковых.
    Все четверо братьев Терентиевичей, которые указаны как члены Правления Товарищества, приходятся четвероюродными братьями Новикову Осипу Емельяновичу. О нем говорится в статье Ольги Морозовой «Новиковы из деревни Антоново. Часть 1«, а также в последующей статье. Отмечу, что в то время мы еще не знали отчество Новикова Осипа.

  18. Галина Кочеткова 09 Авг 2017 в 14:38 ссылка на комментарий

    Я почему спросила про Ф.Г. Маслова, сейчас собираю материал для статьи о храме Пресвятой Богородицы в Дулево. Евпл Елисеевич Шибаев там был церковным старостой, но опять таки, видимо, не всегда, поскольку вот здесь http://ilschool-guslicy.ru/fayansovie-ikonostasi.html речь идет не о нем.
    Еще у Кузнецовых была домовая церковь, и она тоже называлась Покрова Пресвятой Богородицы, видимо. Потому что еще до постройки храма Евпл Елисеевич был церковным старостой в храме с таким же названием.
    Я пока со всем этим разбираюсь, будет статья.
    А Ваш Ф.Г.Маслов и Е.Е.Шибаев могли быть знакомы, ведь.

    И еще поделюсь радостью, сегодня мне из ГАРФ, наконец, прислали фото храма!!! Ни одной фотографии, ведь, его нет толковой. Теперь будет!

  19. Владимир 10 Авг 2017 в 12:28 ссылка на комментарий

    В статье М.М. Обрубова «Фаянсовые иконостасы Товарищества М.С. Кузнецова», на которую Галина дала ссылку, есть интересные примечания, одно из которых я решил скопировать на блоге:

    1. А. Д. Коновалов пишет о том, что домовую церковь Кузнецовых украшал необыкновенной красоты фаянсовый иконостас. В. А. Городничев, старейший художник дулёвского завода, вспоминает, что ещё мальчиком видел в Дулёвской церкви фаянсовый иконостас. По этим данным получается, что в Дулёво было два фаянсовых иконостаса: один в домовой церкви, а второй в храме Покрова Божией Матери, построенном в 1908 году напротив проходной Дулёвского завода. Храм был деревянный и разрушен был в 1937-38 гг. Опираясь на воспоминания К. И. Маева, мы можем сказать, что иконостас находящийся в Орехово-Зуевском краеведческом музее, был сохранён в подполье жилого дома №10 на улице Луначарского. Схоронил его Ион Григорьевич Сергеев, который потом служил дьяконом в деревне Загряжской. Служил он вместе со священником Василием Ивановичем Крестьяниновым. Дом на улице Луначарского принадлежал отцу Василию (одна треть) и дьякону Ионе Сергееву (две трети). После смерти Ионы Григорьевича и его супруги Феодосии Никитичны дом отошел детям, которых было много (6 или 8 человек). Завещания на дом не было, и дом решили продать. Последним хозяином дьяконовского наследства был Пётр Ионович Сергеев, вероятно, не знавший о хранящимся иконостасе. Дом был продан Тарасову Ивану Васильевичу, который и обнаружил его в подполье. В замешательстве он обратился к Константину Ивановичу Маеву, внуку отца Василия, что бы тот подсказал, что делать с подобной находкой. Константин Иванович, который работал в то время в конструкторском отделе Дулёвского завода, пошёл к главному художнику ДФЗ Петру Васильевичу Леонову, но тот находился в отъезде. Вечером того же дня, не дождавшись ответа, Тарасов заявил о находке в милицию. На место выехала оперативная группа, была составлена опись, и все фрагменты, которых было около 150 штук, передали в Орехово-Зуевский краеведческий музей. Тарасову был выплачен процент от назначенной стоимости найденного иконостаса. Константину Ивановичу Маеву так и не удалось увидеть всё целиком, но он рассказал, что в детстве они играли возле дома цветными «кирпичиками», которые, наверное, и были деталями иконостаса. До сегодняшнего дня фрагменты иконостаса хранятся в разрозненном виде в хранилище музея. Попыток собрать иконостас пока не было, но можно с уверенностью сказать, что сохранилась лишь малая часть от былого великолепия.

    К этому приложению хотел бы добавить, что Иона Григорьевич Сергеев 1877 г.р. родом из деревни Костино. Родители Ионы Григорьевича, естественно, тоже известны: Сергеев Григорий Леонтьевич и Сергеева (Богатова) Аксинья Ивановна.
    Захоронение священника Василия Ивановича Крестьянинова (1871-1947) — некрополь деревни Коротково.
    Петр Васильевич Леонов (1910-1982) был главным художником Дулевского завода с 1932 по 1941 год.

  20. Ольга 11 Авг 2017 в 17:30 ссылка на комментарий

    А ведь у Терентьевичей был ещё старший брат — Василий Терентьевич, с которого мы наши поиски и начали. Интересно, почему он не в Правлении? Ведь в записи о его смерти указано, что он работал у Кузнецова. Кстати, его сын Максим Васильевич очень удачно женился в 1909 году на Акилине Федоровне Кузнецовой и в Правлении фабрики в Москве работал. Может М.В. Новиков? Только я вижу вообще не то П.П.. не то И.И. Владимир, подскажите, где подпись М.И. Новиков?

  21. Владимир 11 Авг 2017 в 19:02 ссылка на комментарий

    Ольга, Вы совершенно верно подметили насчет Максима Васильевича Новикова. Напомню: Новиков Максим Васильевич 1885 г.р. женился на Кузнецовой Акулине Федоровне 1887 г.р. из деревни Новохаритоново. Правда, я не стал бы утверждать, что Акулина Федоровна из семьи фарфорофозаводчиков Кузнецовых, но, по всей видимости, приходится им какой-то дальней родней.
    Мне казалось, что на общем фото фотография Максима Васильевича в третьем снизу ряду крайняя справа. Инициалы под ней прочесть действительно сложно, и я сегодня даже засомневался, правильно ли я их читаю.

  22. Владимир 11 Авг 2017 в 19:13 ссылка на комментарий

    А вот кого мы еще из Новиковых упускаем, так это Ивана Семеновича Новикова. Родители Ивана Семеновича: Семен Кондратьевич и Анна Ульяновна, причем в их семье было два Ивана Семеновича, 1834 и 1844 годов рождения. Ивана Семеновича нет на общем фото, но Иван Семенович Новиков в списке лиц, представленных к почетным наградам по итогам Всероссийской выставки 1896 года, указан как управляющий фабрикой в Риге. Предполагаю, что именно старший из них, потому, что у него указан срок службы — 41 год.
    Полагать, что это младший из Иванов Семеновичей можно лишь допуская, что он начал службу в возрасте 11 лет.

  23. Владимир 13 Авг 2017 в 13:11 ссылка на комментарий

    Можно сказать, что в продолжение моего предыдущего комментария. Новиков Иван Семенович 1834 г.р. был управляющим фабрикой в Риге. А в Протесте Прокурора Московской области от 9.04.1959, текст которого приводится в статье Галины, есть запись о приговоре к 3 годам лишения свободы Новикова Александра Ивановича 1888 г.р., уроженца Риги.
    Само собой напрашивается предположить, что речь идет о сыне Ивана Семеновича. О нем мы вообще ничего не знаем. Известно лишь, что до ареста в 1937 году он жил в Москве.

  24. Галина Кочеткова 13 Авг 2017 в 16:45 ссылка на комментарий

    Владимир, в ГАРФ наверняка есть дело А.И.Новикова, как и всех тех, кто перечислен в протесте. Возможно, там даже есть его фото, если повезет.

    А как Вы думаете Зубриклин Федор Константинович, который тоже в списке не сын ли того самого Зубрилкина, который строил храм в Дулево? https://www.genealogy-kzn.ru/familii-kuzayeva/

  25. Галина Кочеткова 13 Авг 2017 в 17:03 ссылка на комментарий

    Открыла имеющиеся у меня копии дела Е.Е.Шибаева. О Новикове Александре Ивановиче упоминается, что «он сын бывшего управляющего, работал у Кузнецовых кассиром, в данное время руководит секцией экспорта в «Союзстеклофарфорсбыте» №5″.

  26. Галина Кочеткова 13 Авг 2017 в 17:36 ссылка на комментарий

    Новиков Александр Иванович проживал в Москве по адресу Колокольников переулок, дом 22, кв 6

  27. Владимир 13 Авг 2017 в 17:49 ссылка на комментарий

    Галина, если «сын бывшего управляющего», то однозначно из этой семьи Новиковых — сын Ивана Семеновича, просто родился в Риге.
    Я уверен, что Федор Константинович и Константин Зубрилкины в соотношении сын — отец.

  28. Владимир 13 Авг 2017 в 18:05 ссылка на комментарий

    «Колокольников переулок, дом 22». Трехэтажный дом, внешне в замечательном состоянии, с пабом по фасадному входу.

  29. Ольга 13 Авг 2017 в 19:16 ссылка на комментарий

    Я вот как раз подумала: столько Новиковых в 1907 г., а в списках избирателей в 1917 нашёлся только Осип Емельянович с женой и братом. Значит, все они давно в Москву перебрались и моя бабушка была совсем не первая, кто из Дулёво в Москву переехал. Удивляюсь только, что Анфиса и другие родственники ни словом за всю жизнь не обмолвились, что семья имеет отношение к фабрике Кузнецова. Либо они между собой не общались, либо остерегалась распространяться… Бабушка рассказывала, что дом в Дулёво (Ленина, 77) однажды ограбили, ночью залезли воры. Я спросила что украли, она говорит «всё золото, украшения мамины». Я ещё удивлялась, откуда у крестьянской девушки золотые украшения

  30. Галина Кочеткова 18 Авг 2017 в 15:39 ссылка на комментарий

    Владимир, вернусь к Барченкову Арсентию Ивановичу. Случайно увидела http://ilschool-guslicy.ru/a8-rodoslovnie-bartchenkov-an.html
    Может быть, Вы уже это читали, но на всякий случай.

  31. Владимир 18 Авг 2017 в 17:31 ссылка на комментарий

    Нет, Галина, не читал, как всегда, пропустил. Барченков Александр Николаевич — глава администрации в Соболево. По крайней мере, был в этом статусе, когда мы приезжали в Смолево.
    Что-то похожее на эту краткую родословную мне присылал Михаил Рыбин.

    У меня в книге есть поколенная роспись Барченковых и Шлыковых от Викула около 1650 г.р., но, естественно, до начала советского периода (1917 года).
    Барченковы интересны для меня тем, что имеют родственные связи с молоковскими семьями, и моими Демиными, в частности.

    Демина Васса Кирилловна 1818 г.р. вышла замуж за Барченкова Семена Ивановича, Барченкова Анна Анисимовна 1830 г.р. — за Демина Осипа Анфиногеновича, Барченкова Прасковья Семеновна 1846 г.р. — за Демина Федула Кондратьевича и т.д.

    Интересно, спасибо!
    А вообще мне думается, что основной поиск начинается тогда, когда принимаешься за «женские» веточки.

  32. Надежда Ризанова 18 Авг 2017 в 18:03 ссылка на комментарий

    Я очень согласна с Владимиром, потому что осознала это, когда узнала, кто мои родственники по линии прабабушки Шветовой (Шведовой) Агриппины Яковлевны из с.Речицы. Нашла родственника в селе Речицы — Гурышева Ивана Ивановича, за которого вышла замуж в Песочном сестра моей прабабушки — Шветова Ирина Яковлевна. Но это уже другая история.

  33. Ольга Морозова 22 Окт 2017 в 22:14 ссылка на комментарий

    У Новикова Ивана Семеновича, 1834 г.р., бывшего управляющим фабрикой в Риге, по моим данным, имелся и сын Лаврентий 1869 г.р. Так вот если на фото рядом с Ф.Т. Новиковым 1861 г.р. инициалы прочесть как Л.И., а не М.Н., то это вполне может быть он?

  34. Владимир 23 Окт 2017 в 9:03 ссылка на комментарий

    Может быть, Ольга, и так, однозначно прочесть инициалы у меня, например, не получается.

  35. Наталья 31 Окт 2018 в 1:36 ссылка на комментарий

    Здравствуйте! У сестры Евпла Елисеевича, Федосьи Елисеевны (в замужестве Андреевой), кроме сына, Петра Максимовича Андреева, была дочь, Олимпиада Максимовна. Это моя прабабушка. Многие из опубликованных вами фотографий есть и у меня. В конце 80-х я общалась с дочерью Петра Максимовича Андреева, тетей Люсей.

  36. Наталья 31 Окт 2018 в 14:22 ссылка на комментарий

    У вас есть какие-либо основания обвинять П. М. Андреева в том, что арестовали его дядю, кроме слов Дмитрия Шибаева? Петр Максимович также был арестован в 1933 и, насколько мне известно, не вернулся. При том, что ваш родственник, Кочетков, сам подтвердил, что давал показания. Но он, конечно, ни в чем не виноват. Вы как-то походя обвинили человека в стукачестве. Хотелось бы знать, какие доказательства этого у вас имеются? Петр Максимович, скорее всего, был человеком не без недостатков, но обвинять его в том, что по его доносу посадили дядю…
    Дочь Евпла Елисеевича, Елена, приезжала из Англии то ли в 1966, то ли в 1967 году. Она встречалась с Люсей, дочерью П.М. Андреева. У меня есть сохранились фото и письмо Елены из Англии.
    Если вам интересно, напишите свой e-mail в комментариях, поделюсь информацией.

  37. Владимир 31 Окт 2018 в 16:10 ссылка на комментарий

    Наталья, Вы пишете:
    «У вас есть какие-либо основания обвинять П. М. Андреева в том, что арестовали его дядю, кроме слов Дмитрия Шибаева?»

    Я еще раз внимательно просмотрел статью и убедился, что слова обвинения есть лишь в записке Дмитрия Шибаева. Автор статьи — Галина Кочеткова привела их без каких-либо комментариев со своей стороны, следовательно, они остаются исключительно на совести Дмитрия Шибаева.

    Предлагаю считать, что ваши слова в адрес Галины: «Вы как-то походя обвинили человека в стукачестве» не вполне уместны.

    Мы дождемся, что скажет Галина, но мне кажется, что было бы интересно опубликовать сохранившиеся у Вас документы (фото и письмо Елены из Англии).

  38. Галина Кочеткова 31 Окт 2018 в 17:36 ссылка на комментарий

    Наталья, здравствуйте! Прочитайте внимательно ещё раз статью. Я нигде не говорила литом, что Евпла Елисеевича посадили из-за Андреева. Их всех арестовали, и Кочеткова, и Андреева и ещё других людей. О том, что Андреев мог наклеветать на Е.Е. Шибаева говорится в письме его сына, что они были в ссоре. Это было большое дело (папка с делами), состоящее из нескольких дел. Я сделала выборочные копии дела Кочеткова и Шибаева. Андреева, к сожалению, нет. Хотя в деле, возможно, даже была его следственная фотография. В статье я старалась максимально корректно не затрагивать, как Вы говорите «стукачество», но, видимо, не проучилось, повторюсь, это выдержки из письма Дмитрия Евпловича, оно у меня есть. Это было много лет назад, и время было страшное, показания выбивали под пытками, могло быть все что угодно, нельзя сейчас сказать, кто виноват, а кто прав. Евпла Елисеевича расстреляли в 1937 году под Мариинском, Кочетков вернулся из тюрьмы.

  39. Галина Кочеткова 31 Окт 2018 в 17:44 ссылка на комментарий

    Что касается фотографий, то мне было бы очень интересно взглянуть на то, что есть у Вас, я в свою очередь, могу выслать Вам следственные дела. Если честно, будучи тогда в архиве, я была ограничена во времени, и не предположила тогда, что дело Андреева тоже «наше». Я бы его откопировала. Внучка Евпла, Анна Родионовна тоже была замужем за Андреевым, Георгием. Они жили в Дулево, сейчас там живет Любовь Георгиевна. Они не могут быть родственниками? Моя почта kochetkova-galina@yandex.ru Буду очень рада познакомиться и обменяться информацией. По Шибаевым у меня большое древо.

  40. Наталья 31 Окт 2018 в 19:06 ссылка на комментарий

    Галина, приношу извинения, я, наверное, погорячилась. Просто после прочтения статьи осталось впечатление, что причиной ареста Евпла Елисеевича был оговор со стороны П.М. Андреева. Но ведь они были арестованы одновременно или почти одновременно. По словам Люси, дочери Петра Максимовича, он был репрессирован и не вернулся из лагерей. Она не очень охотно о нем говорила, т.к. он оставил ее и ее мать. Я не знаю, как было на самом деле, но в любом случае, все те, кто был арестован по тому делу, они не палачи, а жертвы, даже если под пытками что-то и подписали.
    Вам на почту напишу.
    Владимир, я просмотрела письма и фото, у меня несколько писем Елены Евпловны к моей прабабушке, Олимпиаде Максимовне, до 17 года и после, одна открытка с подписью Д.Ш. (скорее всего, Дмитрий Шибаев), и, кажется, пара писем от Петра Максимовича. Есть фото сестры Евпла Елисеевича, Федосьи Елисеевны (моей прапрабабушки), есть переписка прадеда и прабабушки с упоминанием некоторых фамилий, упомянутых в статье (например, Зубрилкиных), есть письмо от Федосьи Елисеевны и т.д.
    А как и что тут можно опубликовать?

  41. Владимир 31 Окт 2018 в 19:29 ссылка на комментарий

    Наталья, все, что публикуется как статьи или дополнения к ним, осуществляется исключительно через админзону (иначе — делаю только я). Для этого материалы можно присылать на мой адрес: smolevo_ws@mail.ru

  42. Михаил Васильев 11 Ноя 2018 в 15:16 ссылка на комментарий

    Галина, Владимир — доброго дня!
    Очень интересный документ обнаружился по Шибаевым.
    Вексель на 1000 рублей серебром от 25 ноября 1894 года.
    Вдова С.М. Шибаева, Богородская первой гильдии купчиха Евдокия Викуловна Шибаева одалживает эту сумму товарищу торгового дома «Николая Мышкина вдова с сыновьями» второй гильдии купеческому сыну Петру Николаевичу Мышкину.
    Фотографию документа пришлю в понедельник.

  43. Владимир 11 Ноя 2018 в 16:25 ссылка на комментарий

    Да, интересно, Михаил!
    Сидор Мартынович Шибаев владел разными (по профилю) предприятиями, в том числе текстильной фабрикой под Богородском. Умер в 1888 году.
    Насколько я понимаю, это не те Шибаевы, что у Галины Кочетковой. Я даже у кого-то встречал предположение, что Евдокия Викуловна из семьи Морозовых.

  44. Михаил Васильев 12 Ноя 2018 в 11:18 ссылка на комментарий

    Почитал про Шибаевых — Евдокия не Викуловна, а Вуколовна (и в векселе так, а в комментарии я ошибся в отчестве).
    Евдокия Вуколовна (? – 1899), вторая жена Сидора Мартыновича Шибаева, урожденная Матюшина, родная сестра Надежды Вуколовны, жены Матвея Сидоровича Кузнецова.

  45. Галина Кочеткова 13 Ноя 2018 в 11:09 ссылка на комментарий

    Михаил, добрый день. Викул и Вукол это одно и то же имя.
    По этим (богородским Шибаевым) очень много информации есть, но они (по крайней мере пока я не нашла связи) не связаны с Шибаевыми из Цаплино.

  46. Владимир 17 Ноя 2018 в 16:36 ссылка на комментарий

    Сегодня опубликовали Дополнения к статье

  47. Сергей Плохов 10 Апр 2023 в 2:25 ссылка на комментарий

    Здравствуйте! Я не знаю, были ли Богородские Шибаевы связаны с Каревыми из Цаплино, но с некими Каревыми они были связаны абсолютно точно. Дело в том, что Богородские Шибаевы наши родственники. Я родился в 1952 и часто бывал с родителями у них. Хорошо помню, что в конце 1950-х, в 1960-х годах к ним приезжала некая Карева. Откуда приезжала, не знаю. Может быть, тоже в Ногинске жила, а может, и нет. Говорили: Карева должна приехать. Я и её саму помню. Небольшого роста худенькая, но статная энергичная женщина лет 50 — 60. Гладкие волосы. Пучок. В ушах очень красивые серьги с вытянутыми гранеными красными камнями. Говорили, что это рубины. Может, поэтому я, тогда совсем мальчишка, и запомнил. Имени я её не знаю. Был у неё, кажется, сын. В середине 60-х она умерла.
    Потом стали приезжать две сестры Каревых, Груня и Сима. Тоже уже в возрасте. У Симы, кажется, с глазом был какой-то непорядок. Больше о них ничего сказать не могу.
    Богородские Шибаевы в то время — это три старушки: Нина Александровна Шибаева (1912-1977), её мать Александра Федоровна Шибаева (урожденная Костина) (1889 — 1966) и её сестра Анна Фёдоровна Костина (1899 — 1977). Отец Нины Александровны — Александр Степанович Шибаев (1879 — 1940), внук Андрея Мартыновича Шибаева, родного брата Сидора Мартыновича.

  48. Галина Кочеткова 10 Апр 2023 в 9:15 ссылка на комментарий

    Сергей, доброе утро. Спасибо за очень интересный рассказ. Скорее всего, эти Каревы никак не связаны с цаплинскими, а цаплинские Шибаевы с богородскими. Были ещё в Егорьевске Каревы, возможно, они.

  49. Сергей Плохов 10 Апр 2023 в 11:55 ссылка на комментарий

    Галине Кочетковой. Скажите, пожалуйста, нет ли какой связи между цаплинскими Шибаевыми и Светлым озером, у которого на одной из старых карт указано Шибаевская мыза?

  50. Галина Кочеткова 10 Апр 2023 в 15:24 ссылка на комментарий

    Ничего не могу сказать, но очень сомневаюсь в этом. Шибаевы цаплинские были обычными крестьянами.

  51. Сергей Плохов 26 Май 2023 в 20:53 ссылка на комментарий

    Галина! Скажите пожалуйста, существует ли информация о том, где проживал Дмитрий Евплович Шибаев во время учёбы в Богородском реальном училище? Не на Нижней ли, она же Царская, улице?

  52. Галина Кочеткова 27 Май 2023 в 10:11 ссылка на комментарий

    Сергей, информации никакой нет. А Вы что-то такое нашли?

  53. Сергей Плохов 28 Май 2023 в 1:07 ссылка на комментарий

    Галине Кочетковой.
    Нет, пока ничего нового я не нашёл. Это, скорее, соображения.
    Очень меня заинтересовала опубликованная вами фотография студентов Богородского реального училища. Та самая, на которой Александр Перегудов, Дмитрий Евплович Шибаев и ещё двое, которых я не знаю.
    Тема эта для меня близкая, из детства. Когда-то, примерно в 1966 году, я спросил своего деда Бориса Николаевича Плохова, кто из известных людей жил в Богородске. Первыми, кого он назвал, были Вогау и Перегудов (именно Вогау, а не Пильняк). Потом я понял, почему. Он их знал. Не мог не знать. Жили они, Пильняк и Перегудов, совсем рядом с дедом. На соседних улицах, но буквально в двух минутах ходьбы. Вряд ли дружили — дед был младше, 1899 года рождения, Пильняк и Перегудов — родились в 1894. Дмитрий Евплович был помладше, 1897 года рождения. Все четверо начали учебу в 1907 г. Трое — в открывшемся в этом году Реальном училище, дед в другом, «Городском начальном мужском училище».
    Но о деде хватит, это к слову.
    Пильняк и Перегудов жили в соседних домах, которые снимали. Пильняк жил в родительской семье, про Перегудова не знаю. Эти дома располагались на Средней (ныне Рогожской) улице. Дед жил на параллельной ей Нижней или Царской (ныне Рабочей) улице. На этой же улице, так же минутах в двух — трёх ходьбы, в собственном доме жили богородские Шибаевы. Не исключаю, что Перегудов снимал квартиру вместе с Дмитрием Евпловичем, которого несомненно знал ещё по Дулёву. Но не могу исключить возможности того, что Дмитрий Евплович жил у Шибаевых. Это вполне могло быть, если родство между ними было, пусть и очень, очень дальнее. Шибаевы принимали всех родственников, даже совсем дальних. Так например моя бабушка Мария Сергеевна Плохова, в девичестве Костина, чьё родство уж совсем-совсем дальнее, примерно в это же время жила со своей матерью у тех же Шибаевых на Светлом озере, как я понял, в качестве «бедных родственников».
    Скорее всего, о Шибаевых и Дмитрии Евпловиче я нафантазировал. Но, мне кажется, помочь разобраться в этом мог бы сам Перегудов. Буквально сегодня я узнал, что остались дневниковые записи Александра Владимировича под названием «Наша детская жизнь в Дулеве и городе Богородске (1907)». Кажется они не публиковались, и находятся в ЦГАМО Фонд № 371, 814 ед. хр., 1884-1984 Перегудов Александр Владимирович.
    Там же находятся и его дневники 1906 г. и записные книжки, в том числе с дневниковыми записями, начиная с 1907 года.
    К сожалению, не уверен, что я смогу до них добраться.
    Да, и ещё. Студенческая фотография датирована 1903 — 1906 г. Думаю, что это ошибка, потому что Богородское реальное училище открылось в 1907 году. Перегудов и Пильняк также пишут, что начали учёбу в училище в 1907 году. Значит и снимок был сделан не ранее этой даты.
    Сергей Плохов.
    Большая часть информации (кроме деда и богородских Шибаевых) почерпнута мной из интернета.
    Извините.

  54. Сергей Плохов 28 Май 2023 в 1:32 ссылка на комментарий

    Ссылка на фонд Перегудова https://gau.mosreg.ru/dokumenty/informacionnye-resursy/fondy-centralnogo-gosudarstvennogo-arhiva-mos/fond-371-814-ed-khr-1884-1984-peregudov-aleksandr-vladimirovich.

  55. Галина Кочеткова 28 Май 2023 в 15:37 ссылка на комментарий

    Сергей, спасибо за уточнения. У меня есть письма Дмитрия Перегудову, послевоенные, заказывала в РГАЛИ, там, кстати и по Перегудову много чего есть. Ещё в фонде Богородского училища тоже можно покопаться. Но если честно, у меня пропадает запал в определённом случае. Всё это требует времени, сил и финансов. Есть его праправнучки, которым это неинтересно. Даже дело Евпла из ФСБ Кемеровской области не предсиавляет для них интереса. Мне отказали, так как моё подтверждение родства им не сгодилось. А они прямые наследники. Просто нет желания. Я нисколько не осуждаю, просто у меня интерес пропадает почему-то. Я перестаю в этом направлении двигаться.
    Есть другие линии и родственники, которых хочется искать.

    Что касается писем, возможно, перешлю Галине для, публикации здесь.

  56. admin 28 Май 2023 в 18:53 ссылка на комментарий

    Галина, конечно, присылайте! Уверена, письма будут интересны многим.

  57. Галина Кочеткова 28 Май 2023 в 20:58 ссылка на комментарий

    Галина, я, конечно, преувеличила насчет писем. Всего одно письмо. Выслала Вам текст и само письмо.

    В РГАЛИ хранится личное дело Дмитрия Евпловича Шибаева, но к нему доступ имеют только родственники, так как не прошло 75 лет с момента последнего документа.

    В ЦГАМО тоже есть личное дело https://arch.mosreg.ru/srv/private/imageViewer/show?objectId=181227107&attributeId=5908&serial=1&group=4688&ext=.jpg

  58. Сергей Плохов 29 Май 2023 в 0:15 ссылка на комментарий

    Благодарю, Галина! Конечно, всего объять невозможно. И руки иногда опускаются, по себе знаю. Фонд богородского училища я тоже имею в виду. Не знаю только, сохранился ли он. Богородский архив горел в своё время.
    Письма Дмитрия Евпловича Перегудову должны быть интересны, прочту с удовольствием.

  59. Анна 29 Июл 2023 в 12:17 ссылка на комментарий

    Галина, добрый день! Буду признательна, если сможете мне тоже прислать фото товарищества в хорошем кач-ве: Chernysheva.Anna@yahoo.com
    Хочу проверить и подтвердить одну гипотезу:)

  60. Галина Кочеткова 04 Авг 2023 в 11:44 ссылка на комментарий

    Анна, здравствуйте! https://disk.yandex.ru/d/ew1UDr1UgcyYc
    Это то, что выслали мне из Конаково. Фамилии все можно прочесть с трудом, но если постараться, можно)

  61. Галина Кочеткова 04 Авг 2023 в 11:46 ссылка на комментарий

    Выше был комментарий мой
    Г.Е.Шепелев, И.В.Анохин, И.П.Коровкин, М.М. Кузнецов, С.М. Кузнецов, М.С.Кузнецов, А.И. Никифоров, П.И.Ануфриев, Г.М. Кузнецов, П.Т. Новиков, И.И.Никифоров, Н.А.Войлошников, А.А.Морозов, Ф.Ф.Андронов, П.Н.Овечкин, М.Д.Честненков, Ф.Т. Новиков, М.Н. Новиков (?), Г.Л.Лебедев, Л.М. Виноградов, С.В.Баранов, А.М.Тихомиров, М.С.Пикунов, А.О. Демин, (,) Бабукин, К.М. Войлошников, М.И. Сергеев, М.Д. Чернышев, П.Т.Новиков, (,) Сдоронов, Н.В.Мигунов, П.С. Макаров, Н.С. Зимин, П.Т. Новиков (второй), Н.В. Васильев, Н.С.Макаров, (?) Муринов, (?) Конопелнин, В.Г.Гаврилов, Е.Е.Шибаев, П.Т.Ванцев, М.И. Новиков, (?) Андреев, П.И. Ануфриев (второй), Л.Ф. Лебедев, В.Е.Крутов, А.С.Лапушкин, Н.П. Пятницкий, П.Н.Дорошенко, М.В.Демин, Г.Р.Шварценберг, Т.С.Харитонов, И.Т. Новиков, С.И.Второв(?), М.М.Макаров, А.И.Варченов, А.В.Савостьянов, И.И.Корчагин, В.В.Демин, П.Т.Конопелнин.

  62. Анна Стахова 04 Авг 2023 в 21:05 ссылка на комментарий

    Галина, спасибо большое.
    Сравнив имеющиеся у меня фотографии, хочу подтвердить к вашей переписке с Владимиром выше, что во втором ряду сверху, 3-й слева от самого Кузнецова — это Барченков Авксентий Иванович, заведовавший сначала торговлей от правления товарищества в Санкт-Петербурге, а затем в Одессе.

  63. Галина Кочеткова 14 Окт 2023 в 22:35 ссылка на комментарий

    Сергей, здравствуйте!
    А у Вас нет фотографий Александра Степановича Шибаева?
    Что-то захотелось раскрутить их поподробнее

    И просто для размышления:

    Мне сегодня на ВГД написал один человек, история такова: Лев Акинфиевич Громов оставил завещание своей сестре Агафье Акинфиевне Шибаевой, мещанке. Племянник ее — Николай Львович.
    Громовы родом из Поминово. Человек ищет мужа Агафьи. Кем бы мог быть мещанин, а в прошлом, возможно, купец Шибаев?

  64. Сергей Плохов 15 Окт 2023 в 13:18 ссылка на комментарий

    Здравствуйте, Галина!
    К сожалению, фотографии Александра Степановича Шибаева у меня нет. Несколько лет назад я предпринял попытку поиска архива богородских Шибаевых. Результат неутешителен — после их смерти весь архив был уничтожен. Осталось только кое-что у родственников.
    Что есть. Фотографии детей Александра Степановича: Степана (1909 г.р.) и Нины (1912 г.р.)
    Записи в ревизии 1858 г. о Сидоре Мартыновиче и Андрее Мартыновиче Шибаевых.
    Записи в метрической книге Богородско-Глуховской старообрядческой общины о рождении детей Александра Степановича и Александры Фёдоровны Шибаевых Степана, Федора и Нины.
    Письмо тети Вари Шибаевой к Ниночке.
    Как видите, совсем не много. Готов всем этим с Вами поделиться.

  65. Сергей Плохов 15 Окт 2023 в 13:37 ссылка на комментарий

    О муже Агафьи Акинфиевны Шибаевой. Я не очень понял, о каком периоде времени речь. Видимо, о начале ХХ века. Тогда ситуация похожа на ситуацию богородских Шибаевых. Александр Степанович до 1917 писался мещанином г. Богородска. Кем он был после, не знаю, скорее всего, служащим на Шибаевской фабрике в Истомкине. А дети его: Степан — молотобойцем на электростальском заводе тяжёлого машиностроения, Нина — всю жизнь проработала в лаборатории Ново-гребенной фабрики Глуховского х/б комбината.

  66. Сергей Плохов 16 Окт 2023 в 1:17 ссылка на комментарий

    Галина! Судя по всему, я нашел фотографию брата Александра Степановича Шибаева — Ивана Степановича. Он был репрессирован в 1937 году. Вот ссылка на карточку в «Открытом списке«.
    Сын А. С. Степан Александрович Шибаев (1909 — 1977) похож на Ивана Степановича. Жаль, что в комментарии нельзя публиковать снимки. Я вышлю их Галине Федоровне.

  67. Галина Кочеткова 16 Окт 2023 в 12:50 ссылка на комментарий

    Сергей, спасибо! Фото получила.
    Вероятно, Агафья родилась в 1810 году, в 1830 в исповедной ведомости она значится в семье отца, ей 20 лет, а в 1831 ее уже нет. Если она была мещанкой, стало быть вышла замуж за мещанина или купца Шибаева, но в Цаплино не было таких, мне кажется.
    Поэтому, я и предполагаю, что здесь возможен брак с богородскими Шибаевыми.

  68. Галина Кочеткова 16 Окт 2023 в 13:22 ссылка на комментарий

    Сергей, я нашла запись о рождении Степана Александровича Шибаева.
    А сверху Ваша Плохова, видимо, среди восприемников.
    ГБУ «ЦГА Москвы», Метрические книги фонд №2127, опись №1, дело №531, стр. 42

  69. Сергей Плохов 17 Окт 2023 в 1:56 ссылка на комментарий

    Здравствуйте, Галина!
    По поводу Агафьи. Вот две записи в ревизской сказке Богородска 1858 г.
    ГБУ «ЦГА Москвы», Ревизские сказки купцов г. Богородска по 10-й ревизии, фонд №51, опись №8, дело №637, стр.297 и 449.
    Первая — об Андрее Мартыновиче Шибаеве, вторая — о его брате Сидоре Мартыновиче. К сожалению, в них Агафья отсутствует. Других богородских Шибаевых в этот период времени я пока не знаю.
    Шибаевы жили ещё в деревнях Кузнецы и Бабенки Богородского уезда, это всё не далеко от Богородска, но записей о них я пока не смотрел. Были ли там купцы или мещане?

    О Степане Александровиче Шибаеве. Благодарю за ссылку. Примечательная запись! Во-первых, это тот самый Степан Александрович. Во-вторых, выше в восприемниках действительно моя прабабушка Ксения Ивановна Плохова и её родной брат Терентий Иванович Молчанов. А в-третьих, в конце записи о проверке правильности сведений расписался мой прадед и муж Кс. Ив. Николай Иванович Плохов.

Написать комментарий