Шаговы из деревни Анциферово. Часть 1

Я представляю вам сегодня Николая Шагова с первой из его статей о семье Шаговых из деревни Анциферово. Надеюсь, что этих статей будет три.


Нет-нет, а возникает время от времени вопрос кто твои предки, какие они были? Что известно о Шаговых? О корнях семьи, откуда родом?.. К большому сожалению, об этом почти ничего не известно…
С одной стороны: вроде бы с незапамятных времен жили в Анциферово. С другой: по мнению моего дяди, предки приехали откуда-то издалека. С третьей: показателен один случай с моим двоюродным братом, который заблудившись, попал в одну деревню на границе Орехово-Зуевского, Воскресенского и Егорьевского районов и, спрашивая дорогу у первого встречного, получил тут же встречный вопрос: Странно, что заблудился, ты же Шагов?
— Откуда меня знаете?
— Сразу видно, что Шагов, у нас полдеревни с такой физиономией….
Так что наверняка или в Анциферово перебрались из соседних деревень, или, наоборот, туда уехали.
Вообще, конечно, подобных случаев, когда лицо узнаваемо, как визитная карточка Рода, в нашей семье не редкость. То медсестра в поликлинике спрашивает: кто вам приходится Шагов Виталий. Говоришь: дядей. — Как? Он же явно младше… Оказывается, это она имела в виду другого Виталия, с «параллельной ветви потомков». Или нанятый строитель при знакомстве спрашивает имя, а фамилию и так догадался- Шагов.
— ??? Откуда?
— Я друг Сергея Шагова, твоего брата. Вы похожи очень.
— Точно? Ведь брат погиб несколько лет назад…
Потом, конечно, доходим, что это не того Сергея, а другого, опять с «параллельной ветви потомков».

Из Истории: известен был некий Шагов Николай Романович депутат от Костромской губернии в IV Государственной думе 1912-1914 гг, есть еще улицы Шагова в Костроме и других тамошних областных городах. Да еще есть село под названием «ШАГОВА» в Хмельницкой области Украины. Больше фамилия Шагов нигде не встречалась…
Самый старший предок, о ком более-менее сохранились сведения, и откуда можно начинать разделение ветвей семейного генеалогического древа- это Игнатий Максимович Шагов. Потом, после революции, по рабоче-крестьянски его стали звать Игнат Максимович…
Год рождения примерно 1879. Точных сведений нет. На момент рождения в его семье первенца лет ему было двадцать с небольшим. Но обо всем по порядку. Если верно сохранились в памяти рассказы Прокопа и Агафьи Шаговых, то..

В конце 19 века, в 1898 году, в деревне Анциферово Запонорской волости, Богородского уезда, Московской губернии, в сельской церкви было венчание Шагова Игнатия Максимовича и Довольновой Акулины Алексеевны. Молодые начинали свою жизнь вместе с родителями. В 1900 (1901) году у них родился старший сын-Ульян. Потом построили свой дом, получили небольшой надел земли. В царской России землю выделяли только на людей (детей) мужского пола. Были наделы недалеко от дома, а были и далеко.
Заведовал распределением наделов земли деревенский староста. Возле деревни на всех земли не хватало. Поэтому возле домов — огород, поле — в одном месте, сенокос — в другом месте. Но как говорил Прокоп, все было по справедливости. Есть километрах в трех от деревни живописная местность на берегу Нерской, именуемая среди местных «Зиночка» (сейчас это место паломничества туристов, своего рода туристическая «Мекка»), там когда то была старинная усадьба и до сих пор можно встретить остатки руин. А дальше на юг простирались поля называемые местными «Каза» (или «Коза»). Так вот Шаговы на «Казе» капусту сажали…

В 1902-1903 году у них родился второй сын- Борис, а в 1904 году третий- Прокоп. Соседи завидовали Игнату и Акулине. Родится ребенок — опять мальчик, еще плюс надел земли. Детишки подрастали, помогали по хозяйству как могли…
В 1911 году в тихую размеренную жизнь округи ворвался прогресс — началось строительство Люберецко-Арзамаской железнодорожной ветки. До этого года ближайшая железная дорога была ветка от Орехово-Зуева до Егорьевска (через Куровскую и Ильинский Погост), построенная в 1899г. А теперь «чугунка» проходит через соседние деревни Яковлевскую и Костино. Станций в округе пока было мало: Гжель, Шевлягино, Куровская, Дороховой (Авсюнино). Детьми они часто бегали смотреть на поезда, мечтая прокатиться в будке машиниста. Наверное, с тех самых пор история семьи стала постепенно связываться с железной дорогой. И с годами от одной «ниточки» выросло столько нитей, что «на канат хватило бы»….

В девять лет Прокоп пошел в Костинскую начальную школу вместе с Борисом, так как были «погодки». Это была единственная школа на всю округу. Приходили учиться из деревень: Анциферово, Гора, Костино, Яковлевская и других. В школе учили математике, чистописанию, а также был урок «Закон Божий».
Прокоп учился на «отлично». Но «Закон Божий» не очень любил. Вел урок Батюшка Отец Иван — строгий и сердитый. Вызывал Прокопа: «Читай молитву Богородице Дево, радуйся.» Прокоп вставал, начитал читать, и от волнения заканчивал плачем. Но Батюшка его приободрял.
Остальные уроки вела молодая учительница из Москвы — Анна Васильевна. С сентября по май учительница жила в деревне «на квартире» у какой то старушки. А когда заканчивался учебный год она уезжала в Москву и лучшие ученики шли провожать свою учительницу. Шли в Куровскую, так как в Костино еще не было станции. На вокзале Анна Васильевна покупала в буфете детям гостинцы: конфеты, пряники, бублики. Приходил поезд — паровоз и несколько вагонов, учительница садилась в вагон и уезжала на каникулы до сентября.
А у детей начинались свои каникулы. Походы в лес по ягоды и грибы, и на речку. На речке Нерская ловили раков. В реке водились и рыба и раки…
В 1914 году в семье Игната родился четвертый ребенок- Геннадий. Между 1904 и 1914гг у них рождались еще дети, но они умирали в младенчестве. В том же году началась Первая Мировая Война. Многие из деревни были призваны в действующую армию. А Игнат не призывался «по здоровью». Здоровье было слабое, его часто мучали головные боли.

В 1917 году произошла череда революций. Власть царя была свергнута, к власти пришли рабочие и крестьяне во главе c В.И.Лениным. Поменялась власть, поменялись взгляды на жизнь. Вначале в деревне все плакали, жалели царя и всю его семью. Потом стали привыкать. Земля оставалась у них, и продолжали все работать на своих участках. Игнат освоил еще одно дело: выделывал кожи и изготовлял разные товары: уздечки, кнуты и всю остальную сбрую для лошадей. Была у них в хозяйстве лошадь Лысуха. Была она сильная, жилистая и очень послушная. Также в хозяйстве были корова с теленком, поросенок, куры, утки, гуси. Целое хозяйство!
Вслед за октябрьским переворотом началась Гражданская война. Тяжелое было время и самое главное — непонятное для простого народа. Кто с кем воюет? внутри страны — сосед с соседом, брат с братом.

Прокоп закончил 4 класса, в 5-ый класс надо было поступать в деревне Куровская, нужны были документы — свидетельство о рождении. Но выдать документ было некому: Законных органов власти на тот момент не было, а церковь документов не выдавала. На этом его образование закончилось.
У Прокопа началась новая жизнь. Он был средним сыном, но в семье он имел «старший голос». К нему прислушивались и советовались с ним по разным делам. По хозяйству было много дел, он научился пахать, сеять, ухаживать за скотиной. А когда повзрослел – научился, как и отец выделывать кожи. Он был трудолюбивым, а отменное физическое здоровье и сила сделали его «первым помощником» в семье. Со слов Агафьи, Прокоп был крепче своих старших братьев, будто «породой» он был в мать (в Довольновых), а другие сыновья «породой» вышли в отца. Ульян как и отец страдал головными болями, в связи с чем у него был «белый билет» и он не призывался в Армию.
На «гулянье» Прокоп всегда ходил вместе с братом, играл на балалайке, а Борис на мандолине. На таких гуляньях он познакомился с Агуреевой Агафьей.
В 1920 году у Игната с Акулиной родился Павел. Пять сынов — живи и радуйся…

Шли годы индустриализации и коллективизации страны. Видимо не приняв как многие в округе всех «прелестей» коллективного сельского хозяйства влился Игнат в «поток индустрии» устроившись работать на железную дорогу. Тем самым положив начало династии железнодорожников. В прочем, по другой версии он устроился на «железку» еще с начала строительства линии в 1912 г. Развитие железных дорог шло ударными темпами: Люберецко-Арзамаская жд линия хоть и была построена в 1912 году, станции в округе была только Куровская. Перед 1 Мировой было начато строительство разъезда Анциферово. А теперь наступившие годы великих строек количество поездов увеличили в разы, что потребовало строительство новых станций и разъездов. Стремительно развивающиеся железные дороги требовали много рабочей силы. И на жд в отличие от колхозов платили живыми деньгами, а не трудоднями на бумаге. Да и личные хозяйства не запрещались, так что почти все продукты были со «своего огорода». Вот и потянулись сюда люди с окрестных деревень. В ту пору местное население по роду занятий разбилось на три категории: колхозники, фабричные рабочие и железнодорожники. По словам Каменской Л.П. — здешнего старожила, железнодорожники жили чуть лучше. Вдобавок железная дорога — полувоенная организация и работники обеспечивались форменной одеждой и служебным жильем. Что ставило их выше в социально — бытовом плане. В д. Костино жители делились на две части: жившие на южной половине деревни (ближе к переезду) были железнодорожники, а жители с северной половины в основном работали в колхозах. Так деревня в социальном плане разделилась на «два конца» с вытекающими отсюда ироничной неприязнью друг к другу и небольшими бытовыми конфликтами.

В 1926 году Прокопа призвали в Красную Армию. Военную службу он проходил в Киеве, был кавалеристом. К этому времени Агафья Агуреева уже была его невестой. Он писал ей нежные письма, а она не умела читать, так как была неграмотной. Приходилось её подруге Шкарадиной Антонине читать ей письма и писать за неё ответ. Так продолжалось два года. В 1928 году осенью, Прокоп вернулся со службы. В нарядной форме, в сапогах, в в красивой фуражке, сам статный и красивый- «первый парень на деревне». Девушки заглядывались на него, но его сердце было занято Агафьей — Агашей, а он называл её ласково по-своему — Ганя.

shagovi_1.jpg
Прокоп и Агафья Шаговы. 20-е годы

29 мая 1929 года в той же церкви, где венчались Игнат и Акулина, повенчались Прокоп и Агафья. Вот как происходил свадебный обряд в те времена:
Жениха и невесту везли поодиночке. Сначала приезжал жених с дружками (парнями, присутствующими при венчании) и одним шафером, тем, кто держал венец над головой жениха. Потом привозили невесту. Сбруи лошадей были украшены лентами и цветами. Невеста в белом платье с вуалью до пола, густая русая коса до пояса с бантом. Сопровождали её подруги и один шафер. Во время венчания невесте вместо одной косы заплетали две. Пряди волос укладывали уже не вверх, а вниз, снимали вуаль и покрывали платок с повойником. Повойник, это маленький чепчик, который одевали под платок. Молодых трижды обводили вокруг аналоя с пением — Исайя, ликуй… Батюшка благословлял на совместную жизнь и «счастливая пара готова», как поется в песне.
Зажили молодые вместе с родителями и братьями в одной избе. Вскоре женился Борис на Меланье Зубковой. Мать Акулина была против его женитьбы, не нравилась Меланьина родня. Говорила что Зубковы — «вольники-самовольники», не будет она Бориске хорошей женой. Прокоп встал на сторону брата: стукнул кулаком по столу — «Мать, не встревай! Решил жениться — пусть женится!» Мать Акулина подчинилась. К тому же ее опасения оказались напрасными: Меланья была очень оборотистая, смекалистая и смелая женщина. Сначала Борис с Меланьей жили тоже вместе со всеми. Потом ей достался по наследству маленький домик, родственники помогли его отремонтировать. И молодые зажили отдельно. И Прокоп с Агафьей успели поставить свой домик, но жить в него пока не переходили.

И так Игнат работал на железной дороге. Начинал с рабочего, дровоклада — укладывал дрова в тендеры паровозов. Работал и на других специальностях. За отцом потянулись на железную дорогу и сыновья. Прокоп начал трудиться на железной дороге после армии стрелком военизированной охраны. Затем окончил курсы дежурных и стал управлять движением поездов на близлежащих станциях: Давыдово, Нерская (тогда Разъезд 2). На работу из Анциферово на эти станции ходил пешком. В скором времени в округе от Гжели до Авсюнино в 1932-1933 были построены: разъезды 64 км (Кузяево), 73 км, 82 км (Подосинки), 95 км. Прокоп по приглашению тогдашнего начальника Разъезда 82км Палицына Ивана Кузьмича перешел сюда на постоянное место работы. В 1936 г. получил служебную квартиру на разъезде, куда переехал со своей семьей. Был период, когда почти на каждой станции от Люберец до Авсюнино работал кто то из Шаговых: Геннадий в Вялках, Ульян — в Гжели, Павел — на разъезде 73 км, Игнат — в Анциферово, Прокоп — на разъезде 82 км, Борис — на разъезде 95 км. Где работали, там и жили. Такое «распределение» дало впоследствии названия ветвей семьи и потомков: «с Вялок», «с 73 км», » с 82 км»…

Игнат умер примерно в 1933-1935 гг от инсульта, промучившись всего сутки… Из пяти сыновей Игната, уцелели только три. Двух: Бориса и Ульяна поглотили «жернова» НКВД. В те годы «буйства и чрезмерного старания государственных опричников» братья Шаговы то ли попали под репрессии по надуманным обвинениям, или действительно совершили правонарушение: по одной из версий по их вине произошел сход вагонов на станции, а в те времена даже за срыв стоп-крана поезда была статья УК. Точно одно — они были арестованы и осуждены по 53 статье — «враг Народа». И дальнейшая их судьба так же не известна: то ли попали под статью «10лет без права переписки», что означало расстрел, то ли сгинули в лагерях ГУЛАГа, то ли во время ВОВ в рядах штрафбата погибли при боевых действиях: Ульян – при бомбежке, а Борис — при переправе (форсировании) на Волге, разбомбили баржу. Устные пересказы о их судьбе обрывисты и противоречивы, а ни в одном архивном источнике нет сведений об их дальнейшей судьбе…
Во время войны железнодорожники — специалисты были освобождены от обязательной мобилизации, всем им выдавалась «бронь». Так что- в боевых действиях из Шаговых участвовал только Павел, так как был призван в Армию на обязательную срочную службу в 1940 году.
Но на железной дороге были свои «боевые действия». Немецкая авиация бомбила линию регулярно в 1941-1942 годах. А во время дежурства пост не покинешь, не спрячешься от бомб.

Вот фотография семьи, сделанная, скорее всего, перед войной или во время войны.

shagovi_2.jpg
Шаговы. Стоят слева на право: Борис, Евсталия — невеста/жена Павла, Геннадий
Сидят слева направо Меланья — жена Бориса, Акулина Алексеевна, Мария — жена Геннадия
Дети: младенец на руках у Меланьи — умер, Валентин Борисович (сын Бориса), Фаина Геннадиевна, Римма Геннадиевна

Павла нет — служил в Армии. Он вернулся домой с Дальнего Востока после окончания боевых действий с Японией осенью 1945года. Тогда же Павел и Таля поженились.
Прокопа нет на фотографии, скорее всего, потому, что он жил с семьей отдельно, на разъезде 82 км. Почему нет Ульяна — тоже не ясно. А Игнат к тому времени умер. Судя по тому, что захоронение Игната и Акулины одно (один холмик на кладбище) Акулина намного пережила Игната.
Вот роспись старших поколений Шаговых, составленная по рассказам Прокопа и Агафьи и дополненная благодаря сайту «Старообрядческое Подмосковье»
1 поколение
Отец — Шагов Максим Андреевич, 1855 г.р.
Мать — Шагова Ксения Ионовна, 1856 г.р.
Место жительства: Анциферово, д.117; Похоронены: ???
Дети — Анна Максимовна, 1878 г.р.
Игнатий Максимович, 1879 г.р.
Агафья Максимовна, 1892 г.р.
2 поколение
2. Шагов Игнатий Максимович, 1879 г.р.
жена- Шагова (Довольнова) Акулина Алексеевна, 1875 г.р.
Место жительства: Анциферово, Похоронены: Анциферово
Дети:
1. Ульян Игнатович- 1901-02
2. Борис Игнатович- 1903
3. Прокоп Игнатович- 1904
4. Геннадий Игнатович- 1914
5. Павел Игнатович- 1920
З поколение
3.2.1 Шагов Ульян Игнатович
3.2.2 Шагов Борис Игнатович
жена- Шагова (Зубкова) Мелания
Место жительства: Анциферово, Похоронены: ???
дети: Валентин Борисович- 1937
???- умер в младенчестве

shagovi_3.jpg
Шагов Валентин Борисович. 60-е годы

3.2.3 Шагов Прокоп Игнатович, 1904-1981
жена – Шагова (Агуреева) Агафья Никифоровна, 1905-1992
Место жительства: ж/д.станция РАЗЪЕЗД 82км, Похоронены: Костино
Дети:
1. Виталий 1930г.р.
2. Руфима,1932г.р, умерла 8мес.
3. Владимир, 1934г.р, умер 2года
4. Тамара,1937г.р. (в замужестве — Митькина)
5. Владимир,1939г.р.
6. Анатолий, 1941г.р.
7. Николай, 1944-1968г. погиб (утонул)
8. Сергей,1947г.р.
9. Виктор, 1951г.р.

shagovi_4.jpg
Шаговы Прокоп и Агафья и младшие сыновья Николай, Сергей, Виктор. 1955-58гг.

3.2.4 Шагов Геннадий Игнатович
Жена — Шагова (???) Мария
Место жительства: д. Вялки, Похоронены: д.Вялки
Дети:
1.Римма Геннадиевна, 1937г.р.
2.Фаина Геннадиевна, 1939г.р.
3.Борис Геннадиевич
4.Сергей Геннадиевич
5.Татьяна Геннадиевна

shagovi_5.jpg
Шагов Геннадий с семьей. 1954 г. ст. Вялки

3.2.5 Шагов Павел Игнатович
Жена Шагова (???) Евсталия Родионовна
Место жительства: ст.73км, Похоронены: Костино
Дети: Галина Павловна
Нина Павловна.

shagovi_6.jpg
Шагов Павел с дочерьми. Разъезд 73 км

shagovi_7.jpg
Слева направо: Шагов Геннадий, (неизвестный), Шагов Прокоп, Шагов Павел. 1955-58 гг.

Вот отсюда, с этого момента можно разделить повествование на отдельные истории ветвей нашей семьи. Впрочем, еще не раз истории объединялись в одну на семейных праздниках, свадьбах, Днях Железнодорожника и др…

shagovi_8.jpg
Три брата, слева направо: Павел, Прокоп, Геннадий на праздновании «Золотой свадьбы» Прокопа и Агафьи. 1979 г. Подосинки (разъезд 82 км)

О Шаговых — большой династии железнодорожников не раз печатали статьи в прессе. В след за сыновьями Игната пришли на железную дорогу внуки, а затем и правнуки. В 70-х годах был торжественный вечер в ЦДКЖ посвященный чествованию династий. Один из приветственных лозунгов того вечера:- Романовы управляли Россией 300 лет, а Шаговы управляют движением поездов почти 400 лет.- Хоть железным дорогам России всего 100 лет, такая огромная цифра получилась, просуммировав стажи работы всех членов семьи Шаговых на «железке». Сейчас эта цифра — гораздо больше: с железной дорогой связано уже пятое поколение семьи (праправнуки).

shagovi_9.jpg
Статья в газете о семье Шаговых

О жизни семьи в книге «Дети как дети» журналистом Вадимом Белорусом написан очерк, который так и называется: ШАГОВЫ….

“Шаговы из деревни Анциферово. Часть 1”

комментариев 66

  1. Николай 15 Дек 2015 в 14:48 ссылка на комментарий

    Доброго дня всем!
    Подскажите, может кто знает: У моего деда два брата Шаговы Ульян Игнатьевич(Игнатович) и Борис Игнатьевич(Игнатович) в военное время были осуждены по статье «враг народа» и дальнейшая их судьба неизвестна..
    Есть несколько сайтов посвященных жертвам репрессий и в тех списках репрессированных и реабилитированных их нет. Значит они не попали под гриф «репрессирован» и поэтому не были и реабилитированы. Или не все еще списки обнародованы? Как продолжить поиск информации? и где?

  2. Шуров Олег 19 Дек 2015 в 16:37 ссылка на комментарий

    Мой отец, Шуров Виктор Денисович (ему 80 лет), хорошо помнит Владимира Шагова. Раньше они часто встречались по праздникам у начальника Владимира, Евстратова Бориса Алексеевича, в железнодорожном посёлке в Куровской. Он был мужем двоюродной сестры отца. Да и других Шаговых с «82-го» отец визуально помнит. Родное Костино-то он навещал часто.

  3. Рыбин Михаил Евгеньевич 19 Дек 2015 в 18:33 ссылка на комментарий

    Относительно сайтов.
    Это списки общества «Мемориал» — http://lists.memo.ru и «Сахаровского центра» — «http://www.sakharov-center.ru .
    Факт репрессии может подтвердить ФСБ по Москве и Московской области и информационный центр МВД. Они же подскажут, где храниться уголовное дело. Если родственник реабилитирован , то наверняка оно передано в ГАРФ. Имея при себе документы , которые подтверждают с ним родство, вы можите с ним там ознакомиться.
    Напишите туда запросы.

  4. Рыбин Михаил Евгеньевич 19 Дек 2015 в 18:46 ссылка на комментарий

    Я на такое уже натыкался. Не знаю по какой причине, но многие, которые были реабилитированы, нет в списках этих сайтов.Возможно эти списки просто давно не обновлялись. Например я давно искал сведенья на старообрядческого священника из д.Куровская Бичёва Трифона Макеевича (1870 г.р), арестованного в 1937 году и о судьбе которого ни чего не было известно. В интернете я ни чего не нашёл. Написал запросы в ФСБ и МВД и они мне подтвердили, что он реабилитирован. Дело , которое ранее хранилось в ФСБ , передано в ГАРФ. Потом из ГАРФ-а пришло письмо , которое подтвердило, что дело у них. Так же они меня пригласили в читальный знал ознакомиться с ним.

  5. Владимир 19 Дек 2015 в 19:36 ссылка на комментарий

    Олег, а правильно ли помню (по вашим рассказам), что двор Шуровых в Костино был чуть ли не ближним к переезду?

  6. Шуров Олег 20 Дек 2015 в 11:30 ссылка на комментарий

    Владимир,
    именно так. Дом был первым справа от дороги. Местные до сих пор называют это место «Шурова усадьба».

  7. Владимир 20 Дек 2015 в 11:51 ссылка на комментарий

    Это я говорю вот о чем, Олег!
    С одной стороны, я радуюсь, что мы с Галиной так или иначе (в той или иной мере), но воссоздали образ Смолево в «Прогулках по Смолево…».
    С другой стороны, сожалею, что подобного нет у нас по другим деревням — взять хотя бы то же Костино: ни фотографий домов, ни сведений о том, кто жил в них раньше. Уйдет старшее поколение и никакой памяти не останется.
    Идея, вообще-то не наша, а Инны Ивановны — это она в свое (далекое теперь уже) время нарисовала и приложила к письму мне схемку Смолево, чтобы показать, где двор Соколовых находился.

    Ни по одной деревни у нас такого нет. Вот даже так: уверен, Ваш отец помнит не только ближние к «усадьбе Шуровых» дворы (по ту и другую сторону улицы) но и те, что дальше по деревне.
    Например, Смолево неофициально делилась на четыре части, и каждая из этих частей имела свое название (это все-то 110 дворов, но делилась). А как было в Костино, в Анциферово, в других местах?

  8. Шуров Олег 20 Дек 2015 в 14:19 ссылка на комментарий

    Владимир,
    Вашу мысль понял. Отца распрошу подробнее. А так, было бы здорово пройтись по деревне, пораспросить старшее поколение.
    Только на это нужно время (свободное время). Постараюсь помочь.

  9. Рыбин Михаил Евгеньевич 20 Дек 2015 в 16:28 ссылка на комментарий

    Мне это очень напомнило д. Лашино (моя родовая деревня со стороны Буслаковых), так как она неофициально тоже делится на четыре части. А когда-то это было две отдельные деревни.
    В принципе, я тоже могу так же описать деревню, но, как говорит Олег, нужно побольше сводного времени.

  10. Николай 21 Дек 2015 в 18:59 ссылка на комментарий

    Михаил, спасибо за дельную подсказку. Нашел на сайтах МВД, ФСБ ресурсы по обращению граждан, попробую как и вы тоже сделать запрос по поводу судьбы пропавших родственников.

  11. Николай 21 Дек 2015 в 19:33 ссылка на комментарий

    Олег, очень приятно еще раз столкнуться с пониманием, что «Мир тесен», и оказывается что кроме того что мы с Вами дальние родственники со стороны Трушаковых (моя мама- Трушакова Надежда Петровна), так еще мои Шаговы с вашими многие праздники вместе гуляли.
    У меня еще одно воспоминание детства- мы на «Шуровой усадьбе» картошку сажали. Так мы называли дальний наш участок- картофельное поле в районе московского конца платформы Подосинки. У деда Прокопа была большая семья и был свой участок около станционного дома. И вроде даже когда Шуровы съезжали со своего места Прокоп договаривался к кем-то из старших Шуровых разрешит занять этот участок

  12. Владимир 21 Дек 2015 в 20:14 ссылка на комментарий

    Николай, правильно ли я понял, что дед и бабушка по Трушаковым у Вас: Петр Илларионович и Мария Нестеровна? Мария Нестеровна из Симагиных. Я ничего не путаю?
    У меня, кстати, дата рождения у Надежды Петровны не записана. Подскажете?

  13. Николай 21 Дек 2015 в 21:04 ссылка на комментарий

    Да, Владимир, все правильно. А дата рождения 21.08.46

  14. Николай 21 Дек 2015 в 22:59 ссылка на комментарий

    Из старинных домов Костино сохранилось не более двух десятков. «Доминантом» из них на мой взгляд здание местного почтового отделения. Мне кажется и внутренняя обстановка там как и 40 лет назад. А вот зданий ферм, школы (еще со времен ЦПШ), Клуба уже нет.

  15. Николай 21 Дек 2015 в 23:05 ссылка на комментарий

    А вот еще одна загадка: существовала поговорка у бабушек:»Богаче Рачкина». В сегодняшнее время ее можно перефразировать типа «Богаче….» и далее фамилия любого нашего олигарха. Так кто такой был Рачкин в нашей округе?

  16. Рыбин Михаил Евгеньевич 21 Дек 2015 в 23:55 ссылка на комментарий

    Но надо писать именно вот сюда, если родственника арестовали на территории Московской области —
    Информационный центр ГУ МВД России по Московской области
    125009,г.Москва, Никитский пер., 3.
    УФСБ по Москве и Московской области
    101000 г. Москва, Б. Кисельный пер. д. 13/15.
    Если вы напишите в Информационный центр МВД РФ, то они могут просто отписаться. Напишут , что эти данные хранятся в региональном информационном центре. Так же и относительно ФСБ. Лучше писать в региональный.

  17. Рыбин Михаил Евгеньевич 21 Дек 2015 в 23:56 ссылка на комментарий

    Желаю удачи !
    Если что то найдёте — расскажите.

  18. Шуров Олег 22 Дек 2015 в 0:59 ссылка на комментарий

    Николай,
    да, мир тесен… А «съехали» Шуровы с этого участка осенью 1941-го. Их обязали перебраться к родственникам в середину деревни из-за бомбёжек.
    Я вот всё старшему брату предлагаю попробовать юридически вернуть этот участок обратно, но ему пока всё времени не хватает (или желания?).

  19. Шуров Олег 22 Дек 2015 в 1:02 ссылка на комментарий

    Кстати, следующий участок по правую сторону, за бывшим домом Шуровых, — участок сельской школы. Тот, что обсажен тополями…

  20. Владимир 22 Дек 2015 в 6:19 ссылка на комментарий

    Олег, а когда в Костино «своя» школа появилась? В выпуске 1959 года школы в Анциферово есть костинские фамилии: Капитановы, Журавлевы, Старковы.

  21. Владимир 22 Дек 2015 в 6:26 ссылка на комментарий

    Николай, в отношении детей Трушаковых Петра Илларионовича и Марии Нестеровны я хотел спросить.
    Мне известны: Татьяна 1941 г.р., Надежда, еще Татьяна (Старкова в замужестве) около 1950 г.р. (?) и Любовь.
    Во-первых, все ли? Затем уточните, пожалуйста, годы (а лучше — даты) рождения, а также за кем замужем.

  22. Николай 22 Дек 2015 в 8:48 ссылка на комментарий

    Школа в Костино была только начальной, 3-4 класса. А далее учиться переходили в Анциферово. Там была восьми(семи)-летка. А среднее образование получали в Куровской, в одной из школ. Школа в Костино была еще до Революции. Примечательно что в ней учился мой дед, потом отец, а потом и я. Закрыли школу в постперестроечные годы. Был там какой то кооператив. А затем и вовсе здание разобрали на дрова. Но вот что удивительноз дрова эти в печах не горели, чернели, обугливались, но не горели. Учителем в школе долгое время работала Фурашова Мария Николаевна. И отца с матерью моих учила и меня с братом.

  23. Николай 22 Дек 2015 в 10:04 ссылка на комментарий

    Владимир, у Петра Илларионовича три дочери:
    Татьяна 18.01.41гр, муж Старков Николай из Костино
    Надежда 21.08.46гр, муж Шагов Анатолий
    Любовь 26.06.55гр, муж Семенов Сергей Петрович из Анциферово(рзд)

  24. Евгений 22 Дек 2015 в 11:34 ссылка на комментарий

    Владимиру для информации! Вдруг он не знает?! Владимир учитывая Ваши частые ссылки на списки учеников Анциферовской школы, хочется сказать, что и в Яковлевской была своя школа!

  25. Владимир 22 Дек 2015 в 12:14 ссылка на комментарий

    Спасибо, Евгений!
    Речь идет, по-видимому, также о начальной школе.
    Мои ссылки на списки выпускников школы в Анциферово связаны с тем, что эти списки (пока единственные из тех, что хотелось бы разыскать и по школам других мест) оказались весьма полезным материалом для поиска.

  26. Владимир 22 Дек 2015 в 13:18 ссылка на комментарий

    Николай!
    Отца Семенова Сергея Петровича я, похоже, определил — это Семенов Петр Саввинович 1924 г.р.
    Но вот со Старковым Николаем ничего, естественно, не получается. А нельзя ли как-то выяснить, кто родители Николая, или хотя бы его отчество?

  27. Владимир 22 Дек 2015 в 13:39 ссылка на комментарий

    Николай, еще я просил бы проверить мои данные о братьях и сестрах Трушакова Петра Илларионовича.

    Итак, у Иллариона Михайловича (1891-Около 1930):
    от первого брака я Собакиной Александрой Сергеевной (1891-1921) дети:
    Иван Илларионович (1913-19.08.1941),
    Петр Илларионович (1915-1963),
    Федюшина (Трушакова) Мария Илларионовна (21.06.1918-23.12.2005);

    от второго брака с Граблиной Прасковьей Панкратовной (Около 1905-?) дети:
    Полина Илларионовна (Около 1923-Около 1935),
    Александр Илларионович (31.03.1925-26.01.1988),
    Виктор Илларионович (28.07.1926-1993).

    Посмотрите, пожалуйста, где нужно, добавьте или исправьте.

  28. Евгений 22 Дек 2015 в 14:45 ссылка на комментарий

    Да Владимир, школа была четырёхлетка.

  29. Николай 22 Дек 2015 в 21:18 ссылка на комментарий

    Владимир, Старков Николай- Арсентьевич 1943гр
    По поводу семьи Трушакова Иллариона- все правильно

  30. Владимир 23 Дек 2015 в 9:15 ссылка на комментарий

    Николай, спасибо!
    Я поясню: все родственные пересечения между нашими фамилиями всегда представляют интерес, причем, повышенный интерес в тех случаях, когда удается «вписаться» в родословную. Вот, например, в отношении Николая Арсентьевича так не произошло, и кто являлся его отцом — пока для меня непонятно. Если это можно выяснить, было бы хорошо.

    Вот еще, Николай, остался вопрос с Граблиной Прасковьей Панкратовной (Около 1905-?), второй женой Иллариона Михайловича. Что вообще нам о ней известно? Правильно ли (хотя и приблизительно) у меня записан ее год рождения?
    Мало того, у нас вообще напряженка с Панкратами, а среди Граблиных (Граблевых — в документах и так, и так записано) вообще нет Панкрата. Единственный Панкрат на это время (на 1901 год) есть среди костинских Аксеновых — Панкрат Харлампиевич 1889 г.р.
    Вы можете что-то по этому поводу сказать?

  31. Николай 27 Дек 2015 в 22:16 ссылка на комментарий

    Владимир,
    Старков Арсений родом из другой деревни, кажется из Минино.
    По поводу фамилии Прасковьи Кондратьевны что она Граблина с уверенностью сказать не могу. Надо уточнить у кого-нибудь.

  32. Владимир 28 Дек 2015 в 18:34 ссылка на комментарий

    Спасибо, Николай, очень интересная информация по поводу Старковых. Хотя я Минино и не занимался, но Старковы живут там, что называется, «испокон века». Насколько мне известно — это семья нестарообрядческая. Арсений — очень хорошее имя для наведения справок при необходимости.
    Эта семья всегда меня интересовала, поскольку один из моих прямых предков (Около 1655 г.р.) записан как Иван Старков из деревни Лопаково. Минино и Лопаково — соседние деревни, между ними около одного километра.

  33. Наталья Горбунова (Лакеева) 30 Дек 2015 в 3:35 ссылка на комментарий

    Николай,
    фабриканты Киселев, Храпунов, Рачкин и другие. …….о событиях с 1864 по 1886 годы http://www.bogorodsk-noginsk.ru/o-z/rodina.html

  34. Владимир 10 Янв 2016 в 16:29 ссылка на комментарий

    Николай, Вы пишете: «Старков Арсений родом из другой деревни, кажется из Минино».
    Совершенно верно, только имя правильно — Арсентий. Похоронен на общем кладбище деревень Лопаково и Минино:
    Старков Арсентий Тимофеевич 18.04.1920-20.12.1993

  35. Рыбин Михаил Евгеньевич 10 Янв 2016 в 16:41 ссылка на комментарий

    Могу ошибаться , но помоиму кладбища у жителей д.Лопаково и д.Минино одно единое.

  36. Рыбин Михаил Евгеньевич 10 Янв 2016 в 16:48 ссылка на комментарий

    Кстати Владимир у вас хорошо отфоткан данный некрополь ?
    Нет ли у вас фотографии могилы жены Казакова Михаила Ефимовича Казаковой (Кошелева) Екатерины Петровны и родителей Михаила Ефимовича .

  37. Владимир 10 Янв 2016 в 17:40 ссылка на комментарий

    Да, Михаил, кладбище единое на две деревни.

    “Нет ли у вас фотографии могилы жены Казакова Михаила Ефимовича Казаковой (Кошелева) Екатерины Петровны и родителей Михаила Ефимовича”.
    Я посмотрю — сейчас не могу ответить.
    Екатерина Петровна из Давыдово или из Минино?

    А Казаковы у Вас какая-то родственная ветвь? А, вспомнил: у Михаила Ефимовича мать из Асташково, Казакова (Чурилина) Дарья Тимофеевна — не ошибаюсь?

    Михаил, у Вас, по-видимому что-то с мышью: сообщения на блоге от Вас идут тройными или даже четверными копиями.

  38. Рыбин Михаил Евгеньевич 10 Янв 2016 в 18:41 ссылка на комментарий

    С мышкой у меня всё отлично. Просто бывают ошибки в сообщениях и поэтому я их редактирую. У вас здесь нету функции редактирования сообщений и поэтому отправляю по несколько раз. Но модераторы бывают публикуют сообщения, которые с ошибками, а не то которое исправленное.
    Данные Кошелевы из д.Минино.
    Чурилины — это девичья фамилия моей прабабушки со стороны отца и его мамы. Дарья Тимофеевна — это двоюродная сестра моего прапрадеда Чурилина Ивана Васильевича. Она вышла замуж из д.Асташково в д.Лопаково.

  39. Рыбин Михаил Евгеньевич 10 Янв 2016 в 19:58 ссылка на комментарий

    Кстати из родителей Казакова Михаила Ефимовича на некрополе д.Минино и д.Лопаково похоронен только Казаков Ефим Федотович. Его супруга Дарья Тимофеевна похоронена в Москве, так как в старости жила у дочери.

  40. Владимир 11 Янв 2016 в 19:45 ссылка на комментарий

    Михаил!
    Вы спрашиваете: «Нет ли у вас фотографии могилы жены Казакова Михаила Ефимовича Казаковой (Кошелева) Екатерины Петровны и родителей Михаила Ефимовича».
    Я посмотрел: нет таких захоронений.

    Могу лишь сказать, что отец Михаила Ефимовича — Казаков Ефим Федотович родился в 1863 году и внесен в списки избирателей Лопаково 1917 года

  41. Рыбин Михаил Евгеньевич 11 Янв 2016 в 21:28 ссылка на комментарий

    Понял.
    Спасибо !

  42. Наталия Горбунова (Лакеева) 13 Июн 2016 в 22:19 ссылка на комментарий

    Владимир,
    в этой статье упоминается учительница, Анна Васильевна, приезжавшая учительствовать из Москвы, квартировавшаяся у старушки, в Анциферово. Так вот Вера Пятовская (Карпушкина) говорила о ней, как о своей бабушке Анне Васильевне Богатовой (позже Пронкиной). Что Анна Васильевна Пронкина (Богатова) — дочь Богатовых Василия и Фёклы. И ещё она мне писала, что говорили, будто этот Василий Богатов работал управляющим на какой-то Морозовской фабрике. А Анна Васильевна Пронкина (Богатова), дочь Василия Богатова, до работы учителем в Анциферове, обучалась в гимназии. Я думаю, что гимназия была в Москве. И ещё, по моим подсчётам, если в 1913 году она уже преподавала в Анциферово, то родиться она могла только до переписи в 1901 году. Сколько лет ей могло быть, когда она стала преподавать в Анциферово?

  43. Владимир 14 Июн 2016 в 6:45 ссылка на комментарий

    «Законопроект «О введении всеобщего начального образования в России» 1907 года утвердил новые требования к учителям. Для преподавателей было обязательно русское подданство, возраст не ниже 17 лет, наличие свидетельства о получении звания учителя. Утверждение их в должности представлялось уездным учительским советам».
    Источник

    Я думаю, что, если мы примем возраст Анны Васильевны за 20 лет в 1913 году, то сильно не ошибемся. При этом допущении Анна могла родиться примерно в 1890-1895 годах.
    Кстати, ее родителям в 1901 году было по 39 лет, стало быть, на момент рождения Анны (при нашем допущении) им было бы от 28 до 33 лет.

  44. Вера 14 Июн 2016 в 9:25 ссылка на комментарий

    Здравствуйте, Владимир. А нельзя посмотреть списки учителей по школе в Костино, в школе по Анциферово Михаил Рыбин мне отвечал, что ее нет. На Вашу просьбу я отвечу попозже, я пока на даче, все записи в Москве

  45. Наталия Горбунова (Лакеева) 14 Июн 2016 в 11:53 ссылка на комментарий

    Да, Владимир,
    судя по тому, что Анна Васильевна Богатова уезжала на лето жить в Москву, то скорее всего к родителям. Значит её родители, Богатовы Василий и Фёкла, жили в Москве. Василий работал, видимо, в Москве на фабрике Морозова (и как говорят, управляющим). Интересно, с какого года она стала преподавать в Анциферово? Известно только то, что в 1913 году она точно работала учителем в Анциферово. В каком году она вышла замуж в Анциферово за Фёдора Фёдоровича Пронкина? Если Фёдору в 1901 году было 3 года, то в 1913 году ему должно было быть примерно 15 лет. Анне Васильевне в это время не менее 17 лет. Неизвестно, в каком году они поженились. Люба у них родилась в 1931 году, Вера родилась в 1937 году. Значит умерла Анна Васильевна уже после 1937 года. Неизвестно в какой год. И должно было ей быть не менее 41 года, по логике.

  46. Наталия Горбунова (Лакеева) 14 Июн 2016 в 11:57 ссылка на комментарий

    Люба Пронкина всю свою юность жила по разным родственникам. Также жила у Собакиных (соседей Наталии Лакеевой) в Ликино-Дулёво, когда училась, а потом работала на фарфоровом заводе.

  47. Наталия Горбунова (Лакеева) 14 Июн 2016 в 12:00 ссылка на комментарий

    Владимир,
    а во сколько лет заканчивали гимназию в Москве, в те годы?

  48. Наталия Горбунова (Лакеева) 14 Июн 2016 в 12:16 ссылка на комментарий

    Прочитала, что в гимназии (чтобы стать преподавателем) надо было отучиться 8 лет. С каких лет принимали в гимназии?

  49. Владимир 14 Июн 2016 в 12:24 ссылка на комментарий

    Вера, по школе в Костино у меня вообще никаких материалов нет.
    А по школе в Анциферово исключительно списки выпускников, они опубликованы на блоге. Про учителей ничего не знаю.

  50. Владимир 14 Июн 2016 в 12:34 ссылка на комментарий

    Наталия, на Ваши вопросы я мало что могу ответить.
    Насчет гимназий нужно смотреть интернет.
    Насчет того, когда Анна с Федором поженились, я также не знаю. В лучшем случае нужно рассчитывать.

    А вот для размышления такой вопрос: а почему, собственно, Анна приехала учительствовать в Анциферово. Родители жили, возможно в Москве, дом в Анциферово, по-видимому, продан, если ей пришлось жить снимать жилье. Это мне не совсем ясно.
    Я также не понял, в какой период и в связи с чем Анна попала в Дулево и на кого она там училась.

  51. Наталия Горбунова (Лакеева) 14 Июн 2016 в 13:14 ссылка на комментарий

    Возможно, что в гимназии она училась на двухгодичных курсах, после обычной школы. Всё под вопросом.

  52. Наталия Горбунова (Лакеева) 14 Июн 2016 в 13:19 ссылка на комментарий

    Владимир, я тоже думала, что возможно приехала она учительствовать в Анциферово не случайно. Что-то там Вера говорила, что место в Анциферово для Любы было как дача. Но когда? Возможно, что Анну Васильевну всё же родные корни, прошлое, притянуло в Анциферово.

  53. Наталия Горбунова (Лакеева) 14 Июн 2016 в 13:20 ссылка на комментарий

    Возможно, что до жительства в Москве, родители жили в Анциферово.

  54. Наталия Горбунова (Лакеева) 14 Июн 2016 в 13:35 ссылка на комментарий

    Владимир (Я также не понял, в какой период и в связи с чем Анна попала в Дулево и на кого она там училась.)
    В этом месте речь идёт не об Анне Пронкиной(Богатовой), а о её дочери Любе Карпушкиной(Пронкиной), матери Веры Пятовской(Карпушкиной). Люба, после смерти мамы, жила по разным родственникам, в том числе и у Собакиных. Фёдор Фёдорович Пронкин, как я поняла со слов Веры, был двоюродным братом Собакину (неизвестно, по маме или по папе). Это примерно 1940- 1950-е годы.

  55. Наталия Горбунова (Лакеева) 14 Июн 2016 в 13:46 ссылка на комментарий

    А может и не Пронкин двоюродный брат Собакину, а отец Фёклы двоюродный брат Собакину? Фёкла если из Костинских Акимовых, то и Собакины вроде оттуда. Одни вопросы. Возможно через Акимовых Собакины родня и Анне Васильевне Пронкиной (Богатовой) (потому и жила у Собакиных её дочь Люба, когда училась)? Полон короб вопросов.

  56. Владимир 14 Июн 2016 в 14:51 ссылка на комментарий

    «Пронкин двоюродный брат Собакину, а отец Фёклы двоюродный брат Собакину? Фёкла если из Костинских Акимовых, то и Собакины вроде оттуда».
    Ну, нет, так трудно сообразить. Я не нахожу такой связи.

  57. Вера 14 Июн 2016 в 14:52 ссылка на комментарий

    Наталья путает. Это для Василия и Феклы дом в Анциферово был как летнее место жительства. Анна Васильевна закончила настоящую гимназию (не курсы). В Костино она жила на квартире,т.к. до Анциферово далеко. Не возможно , а теперь понятно,что точно Василий Иванович Богатов родом из Анциферово. Если бы знать, где родилась Анна Васильевна, можно было бы поискать по метрическим книгам. Морозовских фабрик много — в Орехово, Богородске, где искать, не знаю.

  58. Владимир 14 Июн 2016 в 15:00 ссылка на комментарий

    Видите ли, Вера, мы безусловно отграничены той совокупностью документов и сведений, которые у нас на руках. И селениями тоже. Например, я уверен, что между Анциферово и Хотеичами были многочисленные родственные связи уже по той причине, что оба селения в свое время принадлежали одному владельцу.
    Но по Хотеичам у нас сведений нет. Нет также по Слободищам и Соболево.

  59. Наталья Горбунова (Лакеева) 14 Июн 2016 в 15:55 ссылка на комментарий

    Не надо забывать, что в статье написано, что (Остальные уроки вела молодая учительница из Москвы — Анна Васильевна. ) Именно из Москвы. Значит родители её жили в это время уже в Москве. И возможно родилась Анна тоже в Москве. И работа отца её значит связана с Москвой. Морозовская фабрика в Москве. В Москве и искать надо.

  60. Вера 14 Июн 2016 в 16:31 ссылка на комментарий

    Спасибо! Нина Федоровна Пронкина моя родная тетка вышла замуж за Ширинкина Арсентия Игнатьевича из Смолево. Оба умерли, из сын Николай взял фамилию жены Машкин, не смог жить с такой фамилией. Для Вашкй базы может пригодится

  61. Владимир 14 Июн 2016 в 17:07 ссылка на комментарий

    Вера, спасибо!
    А годы жизни Нины Федоровны какие? Ширинкины — это, очевидно, семья из Новинковского Смолево — фамилия совершенно незнакомая.

  62. Владимир 14 Июн 2016 в 17:26 ссылка на комментарий

    Наталья, а в Москве были морозовские фабрики? Я помню, что, помимо Никольской, фабрики еще были в Богородске, Твери, Балашихе.
    И мы уверены, что он именно на морозовской фабрике был управляющим?

  63. Наталья Горбунова (Лакеева) 14 Июн 2016 в 18:36 ссылка на комментарий

    Правление мануфактуры Морозова находилось в Москве (улица Варварка, 9). Возможно он был управляющем не на фабрике. Были у них и дома в Москве. В любом случае Анна Васильевна Богатова до замужества на летние каникулы возвращалась домой, в Москву, так написано в статье.

  64. Владимир 10 Июл 2016 в 10:02 ссылка на комментарий

    Вера, а у Пронкиных Федора Федоровича и Анны Васильевны, помимо дочерей Любови и Нины, были еще дети?

    И еще уточните, пожалуйста, годы жизни Нины Федоровны, Анны Васильевны и Федора Федоровича.

  65. Михаил Юрьевич Казаков 13 Фев 2017 в 3:12 ссылка на комментарий

    Владимир, доброй ночи. Кто ВЫ? У вас неверная информация!

  66. Сергей 29 Ноя 2018 в 15:05 ссылка на комментарий

    Добрый день

    Пообщались тут с Владимиром и я пришел к выводу что хотелось бы знать информацию о потомках Богатова Василия Ивановича который из Анциферово. Так как Василий Иванович был родным братом моего прадеда Давыда Ивановича Богатова

Написать комментарий