Русское мессианство

«Возвышение Московской Руси произошло слишком стремительно и неожиданно для самих русских людей, чтобы не отразиться в несколько горделивых и надменных формулировках национальной мысли и не вскружить голову интеллектуальной элите позднего русского Средневековья. В действительности во второй половине пятнадцатого века события стали развиваться в Восточной Европе так торопливо и бурно, что в течение всего лишь нескольких десятилетий вся политическая карта этой бесконечной равнины была совершенно перекроена. Еще в самом начале этого века Московское княжество было всего лишь одним из небольших, хотя и динамичных государственных образований, затерявшихся в лесах и болотах верхней Волги и средней Оки. На картах, изображающих Русь того времени, владения московского князя кажутся совсем незаметными рядом с такими территориальными гигантами, как Великое Княжество Литовское, Золотая Орда или Новгородская республика» (С.А.Зеньковский. Русское старообрядчество. Т. 1 Духовные движения XVII века, с.55)…

Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтское и иных (ВКЛ) — восточноевропейское государство, существовавшее с первой половины XIII века по 1795 год на территории современных Белоруссии, Литвы, Украины, России, Польши, Латвии (1561—1569) и Эстонии (1561—1569).

С 1385 года ВКЛ находилось с Польшей в личной унии (политическое объединение двух или более самостоятельных государств в союз с одним главой), известной как Кревская уния, а с 1569 года — в сеймовой Люблинской унии в составе Речи Посполитой. В 1791 году ликвидировано Конституцией Речи Посполитой. Окончательно прекратило своё существование после третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году. Большая часть княжества вошла в состав Российской империи.
Великое княжество Литовское

Улу́с Джучи́, в современной русской традиции — Золота́я Орда́ — государство во главе с потомками Джучи, старшего сына Чингисхана. Образовано около 1224 года как владение в составе Великого Монгольского Улуса. Территория значительно расширена сыном Джучи Бату (1227—1255), при котором политическим центром улуса стало Нижнее Поволжье. Основную массу кочевого населения Золотой Орды составляли кыпчаки (половцы). С 1312 года — исламское государство. К середине XV века Золотая Орда распалась на десяток самостоятельных ханств; её центральная часть — Большая Орда, прекратила существование в начале XVI века.
Золотая Орда

Новгородская республика (Великий Новгород) государство на северо-западе и севере Руси в 1136 – 1478 годах
Новгородская земля делилась на Пятины — земли, ближайшие к Новгороду: Водскую, около Ладожского озера (земля финно-угорских народов водь, корела); Обонежскую, вокруг Онежского озера и до Белого моря (от Приладожья до Белоозера жило финское племя весь); Бежецкую, до Мсты; Деревскую, до Ловати; Шелонскую, от Ловати до Луги (за шелонской пятиной — псковская земля).
Волости — владения, более отдаленные и позднее приобретенные: Двинская земля или Заволочье, по Северной Двине от Онеги до Мезени, Пермь «Край земли», Вычегодскую, Великую — по Вычегде и верхней Каме, Печору — по реке Печоре до Уральского хребта и Югру — за Уралом. На северном берегу Белого моря была волость Тре, или Терский берег. В XII столетии колонией Великого Новгорода стала Вятская земля (Вятско-Камское междуречье);
Пригороды — Ладога, Орешек, Старая Русса, Копорье, Ям, Корела, Псков (в 1347 вышел из-под власти Новгорода и получил независимость),Торжок — Новый Торг («одна половина его была под владычеством Новгорода, а другая — под владычеством Твери, и там начальствовали два наместника»).

Ссылка — Великий Новгород

«На европейском Западе самое слово Русь было почти совсем забыто, и вряд ли даже самые сведущие дипломаты Западной Европы что-либо знали о Москве и ее князьях.
Но не прошло и полвека после пленения Василия Темного его родственниками и татарами, как его сын стал одним из наиболее могущественных владетелей Восточной Европы, главой объединенного русского государства. Он уже называл себя, хотя и полуофициально, — Царем-Цесарем —, т. е. императором, и стал мужем Софии Палеолог, наследницы Византийской Империи» (С.А.Зеньковский, там же, с. 56)…

Я позволю себе привести выдержку из книги Стивена Рансимена «Падение Константинополя в 1453 году», посвященной закату империи. Стивен Рансимен (7 июля 1093 – 1 ноября 2000) — британский историк.
«…Кризис наступил тогда, когда армия крестоносцев, увлекаемая честолюбием своих вождей, ревнивой алчностью их венецианских союзников и той враждебностью, которую на Западе испытывали теперь по отношению к византийской церкви, повернула на Константинополь, захватила и разграбила его, образовав на руинах древнего города Латинскую империю. Этот Четвертый Крестовый поход 1204 г. положил конец Восточной Римской империи как наднациональному государству. После полувекового изгнания в Никее, на северо-западе Малой Азии, император и его двор вернулись в Константинополь, и Латинская империя прекратила свое существование. Казалось, вот-вот начнется новая эра величия Константинополя. Однако империя, восстановленная Михаилом Палеологом, уже не была доминирующей державой на христианском Востоке. Она сохранила лишь отблеск своего былого мистического престижа. Константинополь все еще был «Новым Римом», высоко почитаемой исторической столицей православного христианства; император все еще, по крайней мере в глазах тех, кто жил в восточной части, был римским императором. Однако в действительности он был теперь лишь государем среди равных ему или даже более могущественных…
…Весь XIV век был для Византии периодом политических неудач. На протяжении нескольких десятилетий казалось, что сильное Сербское королевство сумеет завладеть всей империей. Византийские провинции были опустошены мятежом каталонских наемников (Каталонской компании). Личные и династические раздоры при дворе являлись причиной нескончаемых гражданских войн, особенно обострявшихся, если в них принимали участие светские и религиозные партии. Император Иоанн V Палеолог, правивший на протяжении 50-ти лет — с 1341 по 1391 г., свергался с престола не менее трех раз — своим свекром, затем сыном и, наконец, внуком, — хотя в конце концов умер он все-таки на троне»…

«Внезапное исчезновение грозной татарской империи поразило русских людей, привыкших со страхом взирать на эту страшную угрозу с Востока. Но еще большее впечатление произвело на них то странное совпадение, что Русь выросла в могучую и свободную от азиатских завоеваний страну как раз в то же время, когда Византия, бывшая в течение столетий главным источником культуры, веры и государственных норм для русских, пала под ударами более южных тюрков, создавших Оттоманскую империю. Падение Константинополя в 1453 году невольно привело к тому, что в умах русских людей зародилась мысль, что теперь сам Господь предназначил молодой Руси стать преемником византийских императоров в деле защиты православия, хранения самых чистых заветов Христа. К этому чувству гордости за политические успехи примешивалось и национальное удовлетворение за твердость в делах веры. Ведь всего лишь за полтора десятка лет до падения второго Рима, византийские патриарх и царь признали верховный авторитет всегда ими нелюбимого владыки первого Рима и изменили, в глазах православных, своей правой вере и догме. В противоположность Константинополю, Москва отвергла унию с Римом и осталась верной православию. Теперь русским казалось, что, наказав «изменников»-греков за их отступление, Господь наградил «светлую» Русь за ее стояние за православие и вручил ей защиту судеб христианства…
…Идея, что Русь была поставлена Богом выше других государств и что поэтому Господь требует от русского народа больше, чем от других народов, ясно видна во всей интеллектуальной истории, как Киевской, так и Московской эпохи. Эта мысль постоянно вела к росту религиозного напряжения в России, которое разряжается только в семнадцатом веке в результате трагического религиозного кризиса раскола. Вполне вероятно, что эти ранние, свойственные многим средневековым государствам Европы мечты об особой избранности их народа, не приняли бы такой определенной и резкой формы, если бы усиление Москвы не совпало бы с падением Византии и Золотой Орды и Русь не была бы окружена странами другой веры и другого культурного склада. Но историческая обстановка пятнадцатого века, во всяком случае, способствовала укреплению этих горделивых теорий в умах русских людей. Учение о том, что Господь укрепил Русь как раз после падения Византии и сделал ее единственным и последним защитником православия, способствовало росту престижа московского государя, льстило самолюбию русских образованных современников Ивана III» (С.А.Зеньковский, там же, с. 56-58).

Вот на этой волне и была написана (предположительно архиепископом Геннадием) «Повесть о Белом Клобуке», согласно которой царю Константину явились во сне святые апостолы Петр и Павел и показали ему форму, по которой должен быть сшит белый клобук папе в знак его церковного главенства. И возложил Константин этот белый клобук на голову папе Сильвестру. Но преемники Сильвестра забыли благочестивую жизнь, а клобук был переслан из Рима в Константинополь. Но вновь явился ночью «юноша светлый» и велел отправить белый клобук в Великий Новгород, дабы утвердился он там на главах святых архиепископов…
В более поздних версиях повести говорится, что «все царствия сойдутся в Руси». Пока же Русь должна только хранить чистое православие.

«…Ее исторические задачи и обязанности в отношении православия и всего христианства, во всяком случае, определялись, как охранительно-консервативные, а не миссионерски-экспансионные. Более того, новая доктрина возлагала на Россию не новые права, а новые обязанности. Эти обязанности были четко определены: — сохранение русским народом истинной православной веры до грядущего конца мира и сохранение самого русского народа в чистоте и святости православного учения» (С.А.Зеньковский, с. 60).

Мало того, инок псковского монастыря Филофей (1465 – 1542) вообще адресует ответственность за сохранение чистоты православного учения не на весь русский народ, а на новый столичный град Москву и на московского государя. Его перу принадлежит известная формула «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
Причем, по мнению Филофея, все в истории будет так, как это угодно Господу и как уже во времена ветхого завета указывали пророки. Русское же царство будет последним царством в истории, и с концом Руси придет и конец всему миру.
Надо сказать, что к тому времени конец света был уже определен: по библейскому летоисчислению это был 7000 год от начала мира или 1492 год от Рождества Христова. Поскольку он был более или менее благополучно пережит, то богословами стал называться иной срок – 8000 год по библейскому летоисчислению (или 2492 год). Но, что интересно, были и такие, кто утверждал, что мир закончит свое существование в 1666 году, поскольку в него включено число антихриста. Кстати, во многих документах при обозначении года единица опускалась, следовательно, вместо «1666» писалось «666», но это, предупреждаю, никак не было связано с изысканиями Фоменко с сотоварищами. Впрочем, послания Филофея так и остались чисто религиозными и не имели политического значения
А затем наступило время Стоглавого Собора 1551 года, к последствиям которого С.А.Зеньковский относит резкое развитие русского шовинизма. Причины: и то, что в речи Ивана IV постоянно подчеркивались национальные особенности и заслуги русской церкви, и то, что в соборной обрядности предпочтение отдавалось русским, а не новогреческим обрядам, да и, наконец, в решениях Собора, одним из которых было решение пользоваться древним двухперстным знамением и запрещение пользоваться «новым» трехперстным знамением…

Но, несмотря на этот самый «русский шовинизм» идея «Третьего Рима» так и не получила в те годы широкого хождения. К ней вернулись только в конце XVI века, когда по инициативе Бориса Годунова русское правительство решило дать главе русской церкви титул патриарха.
«Во время торжеств поставления первого русского патриарха Иова, в 1589 году, константинопольский патриарх Иеремия видимо следуя тексту особого для этого события созданного русского обряда подтверждает: — «… во всей подсолнечной один благочестивый царь, а впредь, что Бог изволит». Этими словами он как бы указывал, что во всей вселенной остался лишь один подлинно-христианский царь, царь Руси — Федор Иоаннович…
…Сохранившиеся воспоминания участников создания московского патриархата и документы того времени не позволяют сомневаться в том, что эти фразы были внесены в грамоту константинопольского патриарха самими московскими редакторами этого документа. Правда, патриарха никто не заставлял высказываться, что третий Рим — есть Рим последний … Но уже само упоминание, что Русь своим благочестием превзошла все страны, было несомненно весьма нелестно для самого патриарха когда-то гордой Византии. Только крайняя нужда в деньгах и надежда, кстати сказать, вовсе не оправдавшаяся,— что Иеремия сам станет патриархом третьего Рима, — позволила московским дипломатам убедить его подписать грамоту, столь неприятную как для его личного самолюбия, так и для всех греков». (С.А.Зеньковский, с. 63).

Надо сказать, что и далее Сергей Александрович не раз обращается к «денежному» вопросу. Что делать – так уж все устроено!

Итак, что же случилось в это время?
А случилось достаточно неожиданное крушение великих держав и не менее неожиданное возвеличивание Московского княжества. И, как естественное следствие – решительный рост национального гордости и самосознания, ну, если хотите, в том числе, и рост «русского шовинизма».
Доминанта русского мессианства (избранности народа) в национальной гордости вовсе не такая уж безобидная вещь. Недаром Сергей Александрович со всей своей теплотой и симпатией к старообрядчеству и сопереживанием его судьбе все-таки позднее напишет, что старообрядчество было и есть только русским и никаким иным оно быть и не могло. Исключительно из-за этого самого русского шовинизма.

“Русское мессианство”

комментария 2

  1. ольга 18 Окт 2012 в 17:30 ссылка на комментарий

    Учреждение патриаршества было операцией, искусно выполненной российскими дипломатами, в том числе Андреем Щелкаловым, бывшим по сути премьер-министром

  2. Владимир 18 Окт 2012 в 18:18 ссылка на комментарий

    Насколько я в курсе, братьев Щелкановых, причем незнатного рода, было двое: Андрей (старший) и Василий. Оба — дипломаты, оба выдвинулись, при том, что род незнатный, благодаря незаурядному уму (ну, прямо как в петровскую эпоху!).

Написать комментарий