Старообрядческие храмы и часовни Подмосковья. Рахманово – Шувое

Фотографии, использованные в настоящей статье, выполнены и представлены для публикации на блоге «Старообрядческое Подмосковье» их автором – Олегом Шуровым. Пояснения к фотографиям – с сайта «Храмы России».

Рахманово

rachmanovo_shuvoe_1.jpg

Старообрядческая Часовня Дмитрия Солунского в деревне Рахманово. Кирпичный часовенный столб недалеко от места сломанной Дмитриевской старообрядческой молельни. Фото 2009 года.

Сергей Сергеевич Михайлов пишет в своей статье:

«В восточной части Подмосковья, рядом с старинным Павлово-Посадом, в древней местности Вохна, находится большое село Рахманово. Исстари большую часть его населения составляли старообрядцы. Много их всегда было и в соседних селениях: Дмитрово, Сонино, Игнатове, Казанское (в старину — деревня Меря) и др. Все эти селения составляли приход старообрядческого храма во имя Димитрия Солунского в Рахманове.

Посвящение храма не случайное. Со времен Дмитрия Донского известен Дмитриевский храм в одноименном погосте на Вохне, впоследствии ставшем селом Павлово, а затем и городом Павлово-Посадом. Рахманово исторически входило в приход этого храма. Поэтому местные старообрядцы вправе были считать свой храм-моленную преемником древнего дониконовского храма. В самом селении также существовал и женский скит. Староверы Рахманова и округи преимущественно были неокружнического согласия.

Рахмановская церковь-моленная действовала до конца 1930-х годов, пока власти не вынудили старосту сдать ключи. Здание было передано в жилой фонд. После войны рахмановцы пытались добиться возвращения своей моленной, но получили отказ. Кто знает, может быть, это был бы первый прецедент возрождения неокружнического храма в Подмосковье. Верующие старообрядцы со временем стали ездить на молитву в ближайшие храмы рогожского согласия в Павлово-Посаде (д. Корнево) и Андроново Павлово-Посадского района. В первой половине 1960-х гг. здание храма было разрушено». «Старообрядецъ», 2006, № 37

Часовня поставлена вблизи места, где стоял старообрядческий храм, и также освящена в честь Димитрия Солунского. Инициатором создания этой часовни является Маркова Маргарита Ивановна. О нашей встречи с Маргаритой Ивановной можно посмотреть в статье «Шаненковы из Рахманово» на блоге.

Селиваниха

 rachmanovo_shuvoe_2.jpg

rachmanovo_shuvoe_3.jpg

Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Селиваниха.
Деревянный молитвенный дом существовал в XIX в. В 1907 начата его перестройка в церковь на средства Елисеевых — надстроены восьмерик под шатром, колокольня. Принадлежал окружнической общине. Здание сломано в сер. ХХ в. В 2010-2011 на старом месте сооружена новая старообрядческая церковь — небольшая деревянная одноглавая постройка. Храм освящен 06.09.2011 митр. Корнилием. Фото 2012 года.

С официального сайта Московской Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви:

«6 сентября (2011 года), на память св. священномученика и апостола Евтихия, в с. Селиваниха Орехово-Зуевского района Московской области Преосвященнейший митрополит Корнилий совершил освящение храма во имя Рожества Богородицы.

Первый храм во имя Рожества Богородицы был выстроен в Селиванихе в конце XVIII века. В зимний период престол из храма переносили в расположенную рядом моленную и там совершали службы. В 30-е годы ХХ века храм и моленная были закрыты, а спустя несколько десятилетий пострадавшее в ходе пожара здание церкви сравняли с землей.

Чуть более года назад старообрядцы Селиванихи решили восстановить утраченную святыню. 14 августа 2010 года на месте храма был установлен крест, полностью расчищен фундамент старого летнего каменного храма, началась работа по его восстановлению, была возведена церковная ограда, заложен фундамент под дом причта и зимнюю церковь. Первым богослужением в новой зимней церкви стал молебен св. мч. Внифантию в первый день 2011 года. С этого момента службы по выходным и праздничным дням стали совершаться регулярно, а храм — мало-помалу наполняться прихожанами.

Инициатором и вдохновителем богоугодного дела стал прихожанин Алексей Иванович Сеноедов. Столь быстрое возрождение храма в селе стало возможным во многом благодаря его заботам и старанию. Неустанное попечение Алексея Ивановича о храме вдохновило жителей Селиванихи – местные христиане активно включились в строительство храма: оказывали посильную помощь, откладывали каждую копейку, чтобы принести ее в дом Божий.

С Божией помощью в течение года были возведены стены, приобретены книги и утварь, иконостас украсился первыми образами. На торжественное освящение храма прибыли благочинный приходов Подмосковья протоиерей Леонтий Пименов, иконом Московской епархии иерей Алексей Михеев, иерей Константин Лукичев (с. Молоково), иерей Иоанн Гусев (д. Давыдово), иерей Максим Андреев (п. Шувое), протодиакон Виктор Савельев (г. Москва), диакон Василий Кривенко (г. Москва). Духовное окормление общины Селиванихи поручено о. Максиму Андрееву».

rachmanovo_shuvoe_4.jpg

Строящийся старообрядческий храм в деревне Селиваниха.
Летний молитвенный дом старообрядческой общины в Селиванихе в 1930-х был закрыт и вскоре разрушен. В 2010 его фундаменты расчищены, в 2012 заложен новый Алексиевский храм. Фото 2013 года.

Слободище

rachmanovo_shuvoe_51.jpg

rachmanovo_shuvoe_6.jpg

Старообрядческая церковь Иконы Божьей Матери Казанская в деревне Слободище.
Деревянный старообрядческий молитвенный дом крупной окружнической общины, сооруженный в 1882. Главка на вальмовой кровле надстроена в 1909. В 1930-х закрыт, вновь открыт в 1946 и более не закрывался. Фото 2010 года.

 rachmanovo_shuvoe_7.jpg

Крест на въезде в деревню Слободище. Фото 2009 года.

Из Википедии:
«Выдержка из переписной книги 1646 года Московского уезда переписи писцов князя Ивана Михайловича Долгорукова и подъячего Дмитрия Молчанова (РГАДА. Ф. 1209, оп. 1, ед. хр. 9809) № 30, (л.76): …Волость Гуслицкая, а в ней погост, а на погосте церковь Ильи Пророкадревяна… Да тое же Гуслицкой волости: …Дрв. Слободища, а в ней крестьян: Корнилко Тимофеев, в. Митка Дмитриев, в. Митка Тимофеев, в. Матюшка Дмитреев, в. Ефтюшка Михайлов, в. Савка Иванов, в. Трошка Иванов с сыном з Гараскою, в.. Гришка Иванов з зятем сь Янькою Марковым, в. Ивашко Петров с сыном Фомкою… Небольшое сельцо Слободищи, или как раньше его называли Слободище, расположено в центре гуслицкой территории. Первые упоминания о нем относятся ко второй половине XVII века. Известия о нем появляются в писцовых книгах 1674-1677 годов. Среди его владельцев – родственники сосланной в Суздаль царицы Евдокии Лопухиной, заводчик Демидов, переселивший часть населения Гуслиц в Сибирь, мало известные истории майорша Л.И. Евреинова, помещица, вдовствующая действительная камергерша О.А. Жеребцова. Из Слободищ происходили и известные купцы Рахмановы. При Петре Первом владельцем Гуслицы стал герой Полтавского сражения 1709 года Александр Меньшиков».
Смолево Новинского с/о

rachmanovo_shuvoe_8.jpg

Старообрядческий Молитвенный дом Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Смолево Новинского с/о.
Деревянная церковь неокружнической общины. Большое здание простой архитектуры, более напоминающее молитвенный дом, было выстроено в 1912 на средства М. Р. Елисеевой. Сломана в ХХ в. В настоящее время в частном доме вновь устроена моленная. Фото 2009 года.

Смолево Соболевского с/о
Неокружническая община зарегистрирована в 1906, одной из первых в Московской губернии. В деревянной одноглавой церкви в псевдорусском стиле, построенной в 1907-1908, был теплый придел Святителей Московских. Церковь сломана в сер. ХХ в. Фотографий не сохранилось.

rachmanovo_shuvoe_9.jpg

rachmanovo_shuvoe_10.jpg

Старообрядческая часовня Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Смолево Соболевского с/о. Деревянная часовня, сооруженная ок. 2010 на частном участке, но открытая для всех жителей. Прямоугольный сруб под высокой четырехскатной кровлей с главкой. Фото 2010 года.

Устьяново

rachmanovo_shuvoe_11.jpg

Старообрядческая церковь Николая Чудотворца в деревне Устьянове.
Кирпичная церковь сооружена на месте прежней деревянной путем её замены по частям при помощи Ф. Е. Морозовой. В 1910-1911 построены шатровая колокольня и притвор, в 1914 выстроен главный одноглавый храм в неорусском стиле. Закрыта в кон. 1930-х, открыта ок. 1945, более не закрывалась. Фото 2012 года.

С официального сайта Московской Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви:

«9 июля (2012) в храме во имя свт. Николы села Устьянова Московской епархии прошла архиерейская служба на праздник Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Вечернее богослужение, утреню, литургию и молебен с крестным ходом возглавил Преосвященнейший митрополит Корнилий.

Особенное почитание в с. Устьяново образа Богородицы Тихвинской началось в 20-х годах прошлого века, когда по сугубым молитвам христиан прекратился начавшийся в селе большой пожар. С тех пор Тихвинская почитается здесь как «обетный» праздник. По местной традиции во время крестного хода делается остановка, и все молящиеся прикладываются к Тихвинскому образу Пресвятой Богородицы.

В этом году на торжество прибыли иерей Константин Лукичев (с. Молоково), иерей Иоанн Гусев (с. Давыдово), иерей Максим Андреев (пос. Шувое), протодиакон Виктор Савельев (г. Москва) и протодиакон Андрей Моржаков (г. Егорьевск). Владыка Корнилий по окончании богослужения поблагодарил прихожан за теплый прием, сугубую благодарность за труды по благоустроению храма и поддержанию духовной жизни в селе митрополит выразил настоятелю храма иконому Московской епархии протоиерею Алексию Михееву.

Протоиерей Алексий Михеев родом из старообрядческой священнической семьи. Дед о. Алексея, протоиерей Петр, в 40-50-х годах служил благочинным приходов Подмосковья, а отец, священник Евгений Михеев (ныне епископ Кишиневский и всея Молдавии Евмений), долгое время служил в подмосковной Верее. Дело служения на благо Церкви продолжают и дети о. Алексея: за божественной литургией свещеносец Илья Михеев был рукоположен во чтецы. Владыка пожелал новопоставленному чтецу Илие в ревностном и безукоризненном служении подражать своим дедам и прадедам».

Чистое Северное

rachmanovo_shuvoe_12.jpg

rachmanovo_shuvoe_13.jpg

Старообрядческая церковь Иконы Божьей Матери Неопалимая Купина в деревне Чистое Северное. Небольшая кирпичная церковь, заложенная ок. 2004 и оконченная постройкой ок. 2010. Одноглавый четверик с притвором. Опекается клиром храма в Губино. Фото 2013 года.

Шувое

 rachmanovo_shuvoe_14.jpg

rachmanovo_shuvoe_15.jpg

Старообрядческая церковь Троицы Живоначальной в селе Шувое. Деревянная церковь, перестроенная в 1900-х из молельни постройки 1860-х. Небольшой однокупольный храм с трапезной. Не закрывалась. Фото 2013 года.

С официального сайта Московской Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви (30 июня 2012 года):

«Впервые после более чем пятидесятилетнего перерыва в поселке Шувое прошел крестный ход с Губинской иконой Пресвятой Богородицы. Он состоялся 30 июня; по старой традиции именно в этот день Губинская икона, крестным ходом носимая по деревням Гуслицкого края, достигала Шувое.

После утреннего богослужения в Троицком храме молящиеся в преднесении креста и икон проследовали по всему поселку на окраину в лес к месту, где некогда был старообрядческий монастырь. Обитель здесь сразу после церковной реформы основали иноки-старообрядцы, бежавшие из Москвы. Монастырь был неоднократно разоряем сначала полицией Российской империи, а потом — советскими властями. Однако известно, что разрозненные келии существовали здесь еще в 1920-х и в начале 1930-х годов. Шувойской общиной на памятном месте был установлен поклонный крест с надписью: «На сем месте располагался монастырь-скит и кладбище иноков подвижников, православных христиан старообрядцев в XVII-XX вв». Здесь крестный ход окончился водосвятным молебном.

На торжественное богослужение в Шувое собралось более двухсот человек. Возглавил крестный ход Преосвященнейший митрополит Корнилий. В нем приняли участие священнослужители из городов Павловского Посада, Егорьевска, Ржева, сел Устьянова и Елкино, а также епископ Кишиневский и всея Молдавии Евмений, для которого Шувое является родиной».

Дополнение к статье от 17 сентября 2014 года

Сегодня мы поместим в качестве дополнения к настоящей статье фотографии, присланные нам Олегом Шуровым.
Первые две связаны с храмом в деревне Селиваниха, строительство которого мы благодаря Олегу Шурову отслеживаем со времени закладки фундамента. На сегодня строительство храма практически завершено.

Фото 1, 2
Старообрядческая церковь Алексия, Митрополита Московского в деревне Селиваниха. Строительство храма практически завершено. На второй фотографии на переднем плане старообрядческая часовня иконы Божьей Матери Умягчения Злых Сердец. Фото сделаны в сентябре 2014 года.

А вот фотографий старообрядческого храма в Тураево у нас еще не было.

Фото 3, 4
Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Тураево (Лыткарино). Фото 2014 года.

Об истории храма.

Точная дата возведения храма в Тураеве неизвестна. Однако, исходя из данных архивных документов, в 1822 г. храм уже был. Сохранилось донесение Земского суда от 11 сентября 1824 г. о том, что «Мячковской волости в деревне Тураевой удельными крестьянами самовольно перекрыли крышу на старообрядческой часовне. Часовня их показана в ведомости, представленной Вашему Сиятельству Г. Московским Гражданским Губернатором в 1822 году».
В 1849 году снова возникло следствие, но теперь уже о колоколе при часовне, который был ранее разбит, а теперь был повешен еще больший и на более высоком столбе.
В 1870 году часовня сгорела, но это не помешало крестьянам под попечительством сельского старосты отстроить молельню.
Свой настоящий вид храм приобрел в 1905-1907 годах. После выхода указа 1905 года о веротерпимости на основании разрешения московского губернатора в 1907 году к существующему молельному дому были пристроены алтарь и колокольня. Автор проекта — Иван Гаврилович Кондратенко. Храм был освящен во имя Рожества Пресвятыя Богородицы.
По сей день близ алтаря располагается надгробная плита, под которой покоится тело первого настоятеля — о. Димитрия Языкова.
Было также подано и одобрено прошение крестьян деревни Тураево о перестройке храма в каменный, но их чаяниям не суждено было сбыться: война, революция и годы гонений на веру сделали свое дело.
Церковь состоит из прямоугольного сруба на белокаменном цоколе, сверху деревянный двухъярусный барабан, увенчанный главкой. С востока пристроена полукруглая кирпичная апсида, также завершенная небольшим граненым деревянным барабанчиком с главкой, а с запада — двухъярусная кирпичная шатровая колокольня.
В храме сохранился резной трехъярусный иконостас конца XIX — начала XX вв., подсвечники и паникадила, настенные киоты и пристенные скамьи, украшенные накладным прорезным орнаментом.
Источник.

“Старообрядческие храмы и часовни Подмосковья. Рахманово – Шувое”

комментария 22

  1. Владимир 12 Апр 2014 в 10:28 ссылка на комментарий

    Община строящегося храма во имя святителя Христова Алексия, что в селе Селиванихе Орехово-Зуевского района Московской области, приглашает всех желающих на первый престольный праздник. Торжество состоится в день обретения мощей святителя Алексия, митрополита Московскаго, 2 июня по новому стилю.
    Приглашаем всех древлеправославных христиан принять участие в праздничной службе с водосвятным молебном, молитвенно и духовно поддержать строителей, разделить праздничную трапезу.
    Начало Всенощного бдения: 1 июня в 14-00 часов;
    начало Полунощницы: 2 июня в 7-00 часов;
    Проезд из Москвы: с Казанского вокзала до станции Авсюнино, далее — на такси (100 руб.) до храма.
    По возникшим вопросам звонить Алексею Сеноедову по тел. 8 (916) 698-93-77.
    Источник.

  2. Весьма отрадно видеть такое великолепие и возрождение истинной старой веры в Гуслице, моей малой Родине. Бог в помощь моим землякам и спаси Христос Михайлову Сергию, что просвещает о вновь открывающихся храмах.

  3. ИРИНА 25 Сен 2015 в 16:24 ссылка на комментарий

    Владимир, летом я обратилась к Вам с просьбой помочь мне в поисках моего прадеда. Знала его имя и фамилию — Шувалов Демид. И не знала где проживал он с семьёй, то ли в Гридино, то ли в Абрамовке, а может в Шувое…. И благодаря Вам и Ирине, которая посоветовала мне куда идти и с чего начать поиски, я нашла своего прадеда-старовера. И теперь со 100% уверенностью я заявляю своим родственникам, что их деда звали Шувалов Демид Захарович из дер.Гридино, где он прожил 47 лет и умер от болезни в 1920 году.
    Его жена Варвара вместе с детьми, (а их было шестеро) в 1921 году уехала в Ташкент. Вот только не могу понять как с маленькими детьми можно было уехать так далеко? Там, что тоже жили старообрядцы. Мои дяди упоминают словосочетание «Народные сарты». Что это, кто это, не понятно. А затем Варвара приехала вновь в Подмосковье и поселилась в г.Куровское, а затем в г.Орехово-Зуево. Детей разбросало по близ лежащим городам. Кто-то остался в г.Орехово-Зуево, кто-то в г.Куровское, а кто-то переехал в Павловский Посад. Кто остался верен старообряческой вере, а кто женился на православных.
    Летом я была в Беларусии г.ВЕТКА в музее старообрядческой и православной культуры. И каково моё было удивление, что в Ветку направлялись старообрядческие книги из г.Егорьевск и г.Орехово-Зуево.Увидела иконы и старинные книги. Очень была я довольна, что посетила этот удивительный музей.
    Мои поиски продолжаются. В ближайшее время я буду в архивах ЦИАМ и ЦГАМО и буду продолжать знакомиться с документами и искать своих родственников.
    БОЛЬШОЕ ВАМ ВЛАДИМИР И ИРИНЕ СПАСИБО!!!

  4. Владимир 25 Сен 2015 в 16:29 ссылка на комментарий

    Ирина! Здорово, что ищется, и замечательно, что находится! Будем рады, если продолжите рассказывать о своих находках и в дальнейшем.

  5. Рыбин Михаил Евгеньевич 26 Сен 2015 в 21:46 ссылка на комментарий

    Очень здорово , что ваши поиски приносят такие ценные находки. Вы ко мне тоже обращались и я вам тоже кое что посоветовал. Но в связи с загруженностью на работе не всегда получается ответить и хочу принести извинения, что за своё молчание.
    Изучения опыта Владимира -это очень полезно и не обходило в генеалогическом деле, так как на сегодняшний день он настоящий профессионал, а так же учитель , который всегда поможет и подскажет ,как правильно найти своих предков и соприкоснуться с прошлым.
    Благодаря ему я тоже многому научился в генеалогическом поиске !
    «Старообрядческое Подмосковье » виртуальный , исследовательский центр всего Гуслицкого края.

  6. Владимир 28 Сен 2015 в 16:56 ссылка на комментарий

    Ирина, я еще раз подскажу (видимо, об этом и писал Михаил Рыбин), что Шуваловы у нас из деревни Асташково.
    Но есть и еще в записях, так например, в школьном (Анциферово) выпуске 1941 года записан Шувалов Евгений Иванович, а в Смолево (Соболевского с/о) есть захоронение Шувалова Алексея Семеновича (1939-1972)

  7. Рыбин Михаил Евгеньевич 29 Сен 2015 в 0:44 ссылка на комментарий

    Да Шуваловы это одна из коренных и распространенных фамилий д.Асташково, но данный род в деревне не старообрядческий. Они были прихожанами храма с.Карпово.
    Это видно из метрические книг храма и это подтверждают жители деревни.

  8. ИРИНА ШУВАЛОВА 30 Сен 2015 в 18:18 ссылка на комментарий

    Владимир, снова Ирина Шувалова. Я нашла последние комментарии Ваши, Михаила Рыбина и хочу поблагодарить Михаила, а также уточнить, а что Шуваловы все вышли из Асташкова?
    Я своего прадеда нашла в Гридино. Может они пришли когда-то из Асташково?
    Владимир, я нашла информацию в архиве, что мой прадед жил и умер в дер.Гридино, а сейчас хочу посмотреть в архиве по году его рождения 1873 г.в метрической книге, а кто же его родители. Чем занимались и чем жили старообрядцы в то время? А не посоветуете где такую информацию можно найти?
    Вопрос, а все ли в Гридино были крестьянами? И что значит крестьяне — временнообязанные? Или государственные?
    И ещё вопрос к Ирине. Жена моего прадеда, как мне сказали родственники, до замужества носила фамилию до 1900 г.Шепелева Варвара Афанасьевна (1879 года рождения). Возможно она из дер.Абрамовки. А где бы уточнить в каких документах Архива искать?
    И ещё вопрос. Ирина рекомендовала мне посмотреть списки избирателей 1917 г. (ф.2336, оп.1, д.10) по дер.Абрамовка я нашла (возможно!!) брата Варвары — Григория Афанасьевича. Но фамилия у него не Шепелев, а Шпелев. Или это другой человек, но Афанасьевич, да ещё и Григорий, да и по возрасту очень подходит, что мой дальний родственник. Или всё же фамилию не правильно написали или фамилия была у них не Шепелевы, а Шпелёвы. Да и родственники говорили, что Григорий жил в Абрамовке.
    Ирина, подскажите а где можно найти более точную информацию.
    Благодарю за помощь!
    ИРИНА

  9. Владимир 30 Сен 2015 в 19:13 ссылка на комментарий

    Ирина, живут ли сейчас Шуваловы в Асташково, я Вам сказать не могу, может быть Михаил знает.
    Связаны ли Шуваловы асташковские с Шуваловыми из Гридино, я думаю, Вам никто сразу не скажет, нужно выяснять. Это не простой вопрос.
    К возможности посмотреть в метрической книге рождение старообрядца в 1873 году отношусь очень и очень скептически. Старообрядческих метрических книг сохранилось вообще очень мало, а чтобы за этот период — я о таком просто не слышал.

    Найти, насколько я понимаю, Вы хотели бы Шувалова Демида Захаровича? Я попрошу откликнуться Марину Коллар, она искала своих по Гридино. Возможно, она встречала, нет, конечно, не метрические книги, а исповедные ведомости, в которых существовал раздел «записных раскольников». Вдруг повезет, и какая-нибудь из исповедок конца 19 века по приходской по отношению к Гридино православной церкви сохранилась.

    На остальное Вам, надеюсь, ответит Ирина. Но насчет ошибки записи — так это запросто, так что с вероятностью 99 % можете считать, что нашли вашего Шепелева (Шпелева) Григория Афанасьевича.

  10. Владимир 01 Окт 2015 в 7:54 ссылка на комментарий

    Получил письмо от Ирины Фещенко с ответом на ваш, Ирина, комментарий. Вот такое:

    «Зашла по просьбе Володи, посмотрела. Ирина, Вы нам дозируете информацию 🙂 или не всю из документов выбираете? Вот Вы смотрели списки избирателей по Абрамовке, нашли Шпелева Григория Афанасьевича. А другие люди с фамилией Шепелевы или Шпелевы там были? А сейчас живут? Есть же всякие контакты-одноклассники-фейсбуки. А уж если обратиться к ОБД Мемориал, то узнаем, что в Абрамовке жили ШпИлевы, а не ШпЕлевы. Кстати, не могу не признать, что фамилия Вашей прабабушки могла измениться именно в семейной памяти на более привычную и распространенную.
    Теперь про Гридино. Церковь там была с самом селе, если и искать поздние исповедные ведомости, то в ф.2127. Про метрические книги за тот период по старообрядцам речь вообще не идет. Но мне опять непонятна ситуация по спискам избирателей: сколько там Шуваловых, неужели нет ни одного мужчины, старше 48 лет? Как их зовут, можно ли распределить по семьям? Есть ли другие Захаровичи?
    Вам надо выходить на перепись 1869 г. по имеющимся документам, а не рассчитывать на промежуточные.
    Вообще лучше будет, если подойдете ко мне в ЦИАМ или ЦГАМО, я там практически каждый день. Писать сложнее, чем говорить.

  11. Владимир 01 Окт 2015 в 8:43 ссылка на комментарий

    Получил письмо от Марины Коллар. Марина давний участник блога, истоки ее поисков были в Смолево и привели в Гридино. По Богородскому уезду Гридино — три или четыре селения, но здесь имеется в виду то Гридино, которое рядом с Шувое.
    Поскольку Марина прислала табличку в Excel, то вид данных будет несколько необычен, тем не менее, вполне читаем.

    Документ Марина озаглавила: «Володе по Гридино», поэтому полагаю, что все ссылки касаются в основном Гридино, но не исключаю, что кое-где будут выводить и на Смолево (Карповской волости).
    Конечно, надо обозначение «стр.» читать как «лист». В отдельных местах я обозначения и сокращения у Марины не понял, но перечень документов весьма интересен и внушителен.

    ф-оп-номер год название тип документа Смолево Гуслицы — Гридино
    1. 203-747-146 1748 стр.133
    2. 203-747-146 1748 Испов.вед-ти Вохонск.дес. р.134 №83 стр.135
    3. 203-747-209 1751 Испов.вед-ти Вохонск.дес. СФ не нашла в Смолево раск. ч.1 стр.8
    4. 203-747-188 1752 Испов.вед-ти Вохонск.дес. СФ ч.1 стр.13
    5. 203-747-323 1764 Подворная перепись Ильинской волости СФ ч.5 р.300об,301 №156 ч.4 стр.214, стр.221об
    6. 203-747-383 1769 Испов.вед-ти Вохонск.дес. нет Смолево ч.6 стр.319
    7. 203-747-477 1777 Испов.вед-ти Вохонск.дес. СФ ч.3 стр.191
    8. 203-747-591 1789 Испов.вед-ти Вохонск.дес. СФ Ч.4 стр.217
    9. 203-747-591 1789 Испов.вед-ти Вохонск.дес. ч.4 № 28
    10. 203-747-796 1806 Испов.вед-ти Вохонск.дес. СФ ч.8 р.154 №8 ч.4 стр.216
    11. 203-747-810 1807 Испов.вед-ти Вохонск.дес. СФ ч.8 p.444об № 9 ч.6 p.350об
    12. 203-747-875а 1814 Испов.вед-ти Вохонск.дес. СФ p.553 № 12 ч.5 p.261 — нет раскольников, только православ.
    13. 203-747-875а 1814 Испов.вед-ти Вохонск.дес. СФ ч.6 Раск — нет стр.277
    14. 203-747-903 1816 Испов.вед-ти Вохонск.дес. Нареево — ч.19. стр.1012
    15. 203-747-903 1816 Испов.вед-ти Вохонск.дес. СФ ч.19 p.1010об
    16. 203-747-924а 1817 Испов.вед-ти Вохонск.дес. СФ ч.19 p.1109об № 12,13 ч.17 p.992об
    17. 203-747-1159 1830 Испов.вед-ти Вохонск.дес. p.647об № 11 p.780
    18. 51-8-187 1834 Ревизс.сказка СФ ч.10 p.612,613об,614
    19. 203-747-1459 1844 Испов.вед-ти Вохонск.дес. р.1437об № 49 стр.1258
    20. 203-747-1503? 1846 Испов.вед-ти Вохонск.дес. р.1243 №49 стр.1521; стр.1519
    21. 51-8-654 1850 9 ревизия Беззуб.вол стр.1128
    22. 203-747-1696 1855 Испов.вед-ти Вохонск.дес. ч.15
    23. 203-747-1696 1855 Исп/вед Богор.у ЭФП ч.13 № 81 р.1544? ч.15 стр.1766
    24. 203-747-1748 1856 Испов.вед-ти Вохонск.дес. стр.1765
    26. 51-8-640 1858 рев. 10 сказка солдаток р.485 стр.225-229, 602
    27. 203-747-1781 1859 Испов.вед-ти Вохонск.дес. стр.1326, 1329об, 1330,
    28. 203-747-1789 1860 Испов.вед-ти Вохонск.дес. р.870 стр.209, 213об, 2127об
    29. 203-747-1820 1861 Испов.вед-ти Вохонск.дес. р.845 № 49 стр.1531
    30. 203-747-1840 1862 Испов.вед-ти Вохонск.дес. СФ ч.16, тр.1095
    32. 203-747-1868 1863 Испов.вед-ти Вохонск.дес. р.1202 стр.500об, 497,513
    33. 203-747-1879 1864 Испов.вед-ти Вохонск.дес. р.803-804 № 62,63 стр.118 № 15
    34. 203-747-1879 1864 не см. стр.119об № 15
    35. 203-747-1879 1864 Испов.вед-ти Вохонск.дес. СФ не см. ч.2 стр.118об, 123об; ч.3 стр.141
    36. 203-747-? 1865 Испов.вед-ти Вохонск.дес. р.1211-1265? стр.386-427
    37. 203-747-1898 1865 Испов.вед-ти Вохонск.дес. СФ стр.387, 391, 396об, 406
    38. 184-10-1984 1874 Поселенные ведомости по Беззубовской волости 12
    39. 184-10-1738 1883 Подворная перепись Гридина стр.72 (№83, 88)
    40. 184-10-1738 1883 Подворные переписи селений Беззубовской волости +
    41. 184-8-1149 1913 Поселенная ведомость по Богор.у. p.17 p.9
    42. 2336-1-16 1917 списки изб. Гридино и Нареево 12об
    43. 2336-1-16 1918 Списки изб.ком по выборам в земство(Гридино и Нареево) стр.8 № 475 и 476
    45. 184-10-1714 1869-1871 Подворная перепись Беззуб. волости стр.68,82
    46. 184-10-1984 1877/78 Поселенные ведомости по Беззубовской волости по Гридино есть инф-ция
    47. 184-10-1837 1880-1881 Вед. о хоз.положении селений стр.18

  12. ИРИНА ШУВАЛОВА 01 Окт 2015 в 11:35 ссылка на комментарий

    Владимир, спасибо, что ответили и прислали мне ответы Ирины и Марины. Ирина предложила встретиться в архиве. Я планирую приехать в архив на Профсоюзной 5 октября в 18.30. Можно ли эту информацию передать Ирине. Как и где мне её можно будет найти. Или она назначит мне встречу в конкретный день и время.
    Владимир, я не поняла, что значит в Маринином ответе по Фондам и описям — Вохонск.дес.? Подскажите, будьте добры.

  13. Владимир 01 Окт 2015 в 12:27 ссылка на комментарий

    Ирина, Вохонская десятина — это территориальное образование, часть Богородского уезда, которое действовало некоторое время.

    Я Вам перешлю по почте адрес Ирины, и Вы с ней договоритесь.

  14. ИринаФМ 01 Окт 2015 в 12:41 ссылка на комментарий

    Ирина, 5 октября архивы закроются: ЦИАМ в 16.30, ЦГАМО в 17.30. Так что в 18.30 там будет нечего делать 🙂

  15. ИРИНА ШУВАЛОВА 01 Окт 2015 в 14:06 ссылка на комментарий

    Владимир, спасибо за разъяснения и жду контактные данные с Ириной.

  16. ИРИНА ШУВАЛОВА 01 Окт 2015 в 14:52 ссылка на комментарий

    Ирина, конечно 5 октября — понедельник и работа архивов до 17.00 Я имела в виду день недели вторник, когда архивы работают до 20.00. Перепутала дату. Спасибо, что заметили и подсказали.

  17. Владимир 01 Окт 2015 в 15:05 ссылка на комментарий

    Ирина, я отправил Вам письмо с адресом и телефоном часа два назад. Сообщите, получили или нет.

  18. Владимир 26 Окт 2015 в 18:01 ссылка на комментарий

    Ирине Шуваловой.
    Ирина, ну как Ваши дела архивные? Интересно же…

  19. ИРИНА ШУВАЛОВА 26 Окт 2015 в 18:18 ссылка на комментарий

    Добрый день, Владимир!
    Работаю с документами а архиве. Сегодня искала прапрадеда из села Гридино.. Отца моего прадеда Шувалова Захара. Нашла двух совершеннолетних юношей под именем Захар — 17 и 18 лет. Поиски продолжатся в ноябре, когда я возьму в руки дела по переписи населения 1869г. Теперь надо найти отца моего второго прадеда Афанасия из Абрамовки.
    Как же интересно искать. Жаль времени нет. Но держать в руках старинные книги и видеть записи столетней давности….очень интересно!
    ИРИНА ШУВАЛОВА

  20. ИРИНА ШУВАЛОВА 08 Дек 2015 в 14:50 ссылка на комментарий

    Владимир, добрый день! Хочу ещё раз сказать слова благодарности Вам и Ирине Фещенко за помощь в работе с архивными документами. Я искала прадеда — Шувалова Демида, а поиски меня привели к прапрапрадеду — Шувалову Панфилию Михайловичу — 1809 года рождения.
    Также хочу сказать спасибо за комментарии Олегу, который ответил на мне на вашем блоге летом этого года про Шуваловых из Егорьевского района. Оказывается Фома Савельевич Шувалов — мой дальний, но родственник. Внук моего прапрадеда — Шувалова Савелия Захаровича.
    Мои поиски в архивах продолжатся, но уже в г.Владимире. Я буду искать своего прадеда по бабушкиной линии.
    А если можно написать в вашем блоге про мою родословную, то я это сделаю с большим удовольствием. И в колонке редактора появится ещё одна фамилия старообрядцев Шуваловых из села Гридино, Беззубовской волости, Богородского уезда.
    ИРИНА

  21. Владимир 08 Дек 2015 в 19:54 ссылка на комментарий

    Ирина, поздравляю, Вы блестяще продвинулись в поисках!
    Обязательно нужно опубликовать Ваши результаты. Присылайте материалы!

  22. Александр 23 Фев 2019 в 19:57 ссылка на комментарий

    Добрый вечер!

    Прочитал комментарии об архивных поисках и хочу тоже обратится с просьбой:
    Я ищу архивные данные о своих родственниках — старообрядцах. Со слов моей матери известно следующее:
    — прадед Тимофей Герасимов (родом из старообрядческой деревни Новые Поселки Егорьевского уезда (далее Н.Поселки), его жену Агрофену (родом из с. Шувое, Егорьевского уезда). Данных о дате рождении и смерти не нашел .
    — прадеда Панфила Илларионовича Монахова (родом из Н.Поселки, умер 1924г., его жена — Александра, умерла в 1945-47г.г. (со слов матери).
    — дедушка Дмитрий Панфилович Монахов, родился 08.11.1888г.в д Н.Поселки, его жена Акулина, рожденная 1890г.
    — моя мама, Монахова Федосья Дмитриевна, родилась в 1917г.
    Пробовал искать в государственных архивах Московской и Рязанской области — ответ старообрядческих архивов нет.
    Подскажите, где еще можно найти старообрядческие метрические книги о рождении, венчании, и смерти. В деревне Н.Поселки старообрядческого храма не было (было часовенка, куда приезжал батюшка), а какой старообрядческий храм был рядом, установить не удалась.
    С уважением Александр, 62 года
    т. 8-905-730-09-80.

Написать комментарий