Памяти Сергея Александровича Зеньковского

В наши планы уже давно входило открыть на блоге рубрику, посвященную истории старообрядчества. Мы решили открыть ее разговором о книге Сергея Александровича Зеньковского «Русское старообрядчество», том 1 «Духовные движения XVII века», том 2 «Духовные движения XVII – XIX веков», вышедшей в свет в Москве в 2006 году.

Двухтомник предваряют «Предисловие к новому изданию» Елизаветы Уильямовны Зеньковской, а также статья о Сергее Александровиче Зеньковском Натальи Сергеевны Демковой, доктора филологических наук, профессора, сотрудника Отдела древнерусской литературы Пушкинского Дома. Выдержки из статьи Натальи Сергеевны я позволил себе привести ниже.

Марта 31 дня 1990 года не стало выдающегося американского слависта, историка русской культуры Сергея Александровича Зеньковского.

Зеньковский Сергей Александрович

Родился Сергей Александрович 16 июня 1907 г. в Киеве. В 1920 г. вместе с родителями покинул Россию, в 1924 г. окончил среднюю школу в Чехословакии (в знаменитой Моравской Тшебове, ставшей в эти годы приютом для многих семей из России), в 1927 г. — Школу экономики в Праге по отделению экономической истории, в 1930 г. — Парижский университет (Сорбонна) по отделению восточноевропейской и современной истории. В 1942 г. С.А. Зеньковский получил степень доктора философии в пражском Карловом университете.
Позднее (в 1930 – 1939 годах) Сергей Александрович работал в различных технических фирмах в Париже, занимаясь отнюдь не историческими, а экономическими проблемами, затем преподавал в Славянской коммерческой академии в Праге (1939—1944) и Мюнхенском политехническом университете (1945—1949).
Только, переехав в США в 1949 г., С.А. Зеньковский вновь обращается к проблемам русской истории и культуры.
В 1950—1954 гг. С.А. Зеньковский преподает русский язык и литературу на отделении славистики Университета штата Индиана (Блумингтон). Следующие четыре года читает лекции и ведет научную работу в Русском исследовательском центре Гарвардского университета. В 1958—1960 годах преподает русскую историю в Стетсонском университете (Де-Лэнд, штат Флорида). В 1960—1962 годах становится профессором славянского и восточного отделения Университета штата Колорадо (Боулдер), в 1962—1967 года — вновь профессором истории в Стетсонском университете, где заведует также и русским отделением.

Параллельно этой работе С.А. Зеньковский, получив финансовую поддержку от Фонда Джона Саймона Гуггенхайма, ведет исследования и читает лекции в Гейдельбергском университете в Германии (осенний и весенний семестры 1965—1966 гг.). В 1967—1977 гг. С.А. Зеньковский — профессор отделения славянской культуры в Университете Вандербилта (Нэшвилл, штат Теннесси), откуда вышел в отставку заслуженным профессором.
В 1977—1983 гг. он — профессор истории (на этот раз — профессор-ис- следователь) в Стетсонском университете, с 1982 г. по 1985 г. — член академического совета Кеннановского института углубленных русских исследований при Центре международных исследований имени Вудро Вильсона в Вашингтоне.

В последние годы жизни С.А. Зеньковский не прекращал активной творческой деятельности. Вместе со своей женой Елизаветой Уильямовной (Betty Jean) Зеньковской он осуществил один из своих грандиозных замыслов: перевел на английский язык, прокомментировал и издал 5 томов русской летописи XVI века — Никоновского летописного свода.

С.А. Зеньковский несколько раз ездил в Европу, работал в библиотеках Парижа, Ватикана, Гейдельберга, Москвы, Ленинграда, читал лекции по истории русской культуры в Германии и Югославии, постоянно сотрудничал с советскими исследователями, особенно с учеными Пушкинского Дома.

Основные научные интересы С.А. Зеньковского: история духовных движений в России XVI—XIX веков. И здесь особое внимание исследователя было направлено на изучение такого сложного общественно-религиозного движения, как старообрядчество, которому С.А. Зеньковский посвятил многочисленные работы — насыщенные фактами статьи и аналитические монографии. Его опубликованная на русском языке книга «Русское старообрядчество» (Мюнхен, 1970; репринт — Москва, 1995) быстро завоевала признание в ученом мире. Основываясь на русских источниках — многочисленных публикациях исторических материалов XVII—XX веков, на фактах, часто забытых другими исследователями (таково, например, вошедшее в книгу блестящее эссе о Вавиле — старообрядце конца XVII века, учившемся в Сорбонне), на доступных ему архивно-рукописных источниках, С.А. Зеньковский воссоздает цельную картину возникновения и развития движения старообрядчества, дает яркие характеристики выдающимся деятелям XVII века. Существенной особенностью монографии является ее последовательно исторический подход к анализу событий, текстов и старообрядческих доктрин XVII—XVIII веков.

Второй том Сергей Александрович доработать уже не смог и появился он в печати благодаря работе с рукописями Натальи Сергеевны Демковой и Александра Григорьевича Боброва, сотрудников Отдела древнерусской литературы Пушкинского Дома.
Отдел древнерусской литературы был создан в 1932 году и сегодня является ведущим подразделением Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской Академии наук. Среди основных направлений его научной деятельности – изучение памятников истории русской литературы XI-XVII вв., археография и источниковедение, текстология, научная публикация неизданных и новонайденных текстов, исследование поэтики древнерусской литературы, византийско-русских и западноевропейско-русских литературных взаимосвязей, связей древнерусской книжной и народной культуры. В круг научных интересов Отдела входит также изучение книжных центров Центральной России и Русского Севера XV-XVIII вв., духовной и книжной культуры старообрядчества, исследование летописания, хронографии, агиографии и гимнографии, описание рукописных собраний, составление библиографических справочников и энциклопедических словарей древнерусской книжности и книжников.
В 1954 году Отдел возглавил Дмитрий Сергеевич Лихачев.

ДЕМКОВА (САРАФАНОВА) Наталья Сергеевна
(01.02.1932, Ленинград); в ИРЛИ с 01.11.1958 по 24.02.1964.
Окончила филологический факультет ЛГУ в 1955. Занималась исследованием личности и творчества Аввакума, старообрядческой литературой, повествовательной литературой XVII в., археографией. С 1964 работает в ЛГУ. В 1969 защитила кандидатскую диссертацию «Житие протопопа Аввакума (творческая история текста)»; в 1997 защитила докторскую диссертацию «Русская проза XVII века в контексте традиции (источники, поэтика, интерпретации)»; профессор кафедры истории русской литературы.

БОБРОВ Александр Григорьевич
(12.06.1960, Ленинград); в ИРЛИ с 28.04.1988.
Окончил филологический факультет ЛГУ в 1982. Защитил кандидатскую диссертацию «Апокрифическое “Сказание Афродитиана” в литературе и книжности Древней Руси» в 1987. В 1996 защитил докторскую диссертацию «Новгородские летописи XV века: (Исследования и тексты)» (ИРЛИ). Руководил экспедициями Древлехранилища ИРЛИ на Русский Север (1983, 1985, 1988, 1989, 1994, 1995, 2001, 2010). Область научных интересов: апокрифы, летописание, монастырские книжные центры, «Слово о полку Игореве», «Задонщина». Осуществлял подготовка текста по рукописи: Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. Т. II: Духовные движения XVII—XIX веков // Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. Т. I: Духовные движения XVII века. Т. II: Духовные движения XVII—XIX веков (совместно с Н. С. Демковой).

Отдел древнерусской литературы

“Памяти Сергея Александровича Зеньковского”

комментария 2

  1. Ирина Хромова 10 Авг 2011 в 12:13 ссылка на комментарий

    Галина и Владимир, спасибо Вам за интересную и полезную информацию об этих умных, глубоких и не равнодушных людях.
    Узнав о них, становишься сильнее.
    Спасибо.
    Удачи Вам в Ваши начинаниях. Сил и здоровья.

  2. Ещё раз побродила по Вашему блогу. Всегда интересно!
    Спасибо!

Написать комментарий