Документы Рогожского кладбища.
Кочеткова Галина
ОБРАЩЕНИЕ
Уважаемые форумчане, многие из Вас наверняка знакомы с фондом № 246 Рогожское кладбище, который хранится в отделе рукописей Российской государственной библиотеки, в частности, там находятся метрические книги с 1840 по 1910-1912 гг., а также исповедные ведомости. См. страницы блога
Так же всем известно о том, что Главархив Москвы запустил сервис «Моя семья», который включил в себя сведения из всех метрических книг, хранящихся в московском архиве.
Безусловно, РГБ и Мосархив это разные структуры, но все же было бы логично и правильно включить данный уникальный фонд (246. Рогожское кладбище) в план по оцифровке и обеспечению его дальнейшего доступа для исследователей.
В связи с этим появилась идея обратиться с данным предложением в мэрию Москвы. Но зная царящую в архивах бюрократию, учитывая ситуацию с тем же РГАДА, сделать это от имени одного физического лица представляется малоэффективным.
Поэтому возникла вторая идея — заручиться поддержкой старообрядческого Митрополита Корнилия. Возможно, если он согласится посодействовать в этом вопросе, дело удастся сдвинуть с мертвой точки. В любом случае попытаться следует.
Что требуется от нас с вами? Написать коллективное официальное письмо-обращение на его имя.
Но прежде нам необходимо совместно согласовать текст обращения, что-то дополнить, что-то, возможно, убрать. Все предложения будут обсуждаться. После того, как мы окончательно все утвердим, письмо можно будет всем подписать и отправить.
Ниже предложен мой вариант обращения.
Высокопреосвящейнешему Митрополиту
Московскому и всея Руси Корнилию от….
Ваше Высокопреосвященство,
дорогой Владыка Корнилий!
Прежде всего мы выражаем Вам наше глубокое почтение и уважение!
Мы, неравнодушные к памяти своих предков, много лет по крупицам собираем сведения о гуслицких старообрядцах. Чаяниями Владимира Соколова был создан уникальный ресурс – генеалогический форум «Старообрядческое Подмосковье», а в 2014 году вышла книга В.А. Соколова «Старообрядческие фамилии восточного Подмосковья. История поиска и находок». Выходу книги предшествовали многие годы копотливой работы в архивах, библиотеках и взаимопомощи единомышленников.
В 2020 году в Главархиве г. Москвы появился долгожданный онлайн-сервис «Моя семья», благодаря которому все желающие могут посмотреть метрические книги и узнать из них о своих родственниках, которые когда-то жили в Москве и Московской губернии. Есть там и старообрядческие приходы. Но их крайне мало.
Уникальный фонд метрических книг и исповедных ведомостей с 1840 по 1912 гг. Рогожского кладбища (Фонд 246) хранится в отделе рукописей Российской государственной библиотеки (РГБ), в читальном зале библиотеки, что делает его недоступным для иногородних, и, ввиду объема, малодоступным для работающих москвичей.
В связи с вышеизложенным мы сердечно просим Вашего благословения и Вашего содействия и поддержки в нашем обращении в мэрию Москвы с предложением дополнить план ЦГА Москвы по оцифровке метрических и исповедных книг города Москвы метрическими и исповедными книгами фонда 246 Рогожского кладбища, находящимся на хранении в РГБ (отдел рукописей) с целью их дальнейшего доступа в сервисе «Моя-семья».
С глубочайшим и искренним уважением,….
Далее подписи
——————
ВНИМАНИЕ: Сбор подписей под этим документом завершен. Читайте Проект обращения в РГБ от имени Митрополита Корнилия Примите участие в обсуждении.
Идея прекрасная, способы реализации — неправильные. Не отдаст федеральное учреждение в региональное и нижестоящее ничего. Кроме того, при наличии своей такое же площадки:
https://search.rsl.ru/ru/networkresources/index
А вот оцифровать Ф. 246 и разместить на СВОЕМ ресурсе — для РГБ это совсем другое дело, куда более реальное. Именно об этом и надо просить. Уверена, что такое письмо поддержит и СВРТ в целом, а не только я.
Ирина, я думала об этом, но если за столько лет РГБ не оцифровала это, вряд ли они это сделают в ближайшем будущем, можно, конечно, сначала им выслать обращение, посмотреть, что они ответят.
Но, мне кажется, из-за того, что это попало в отдел рукописей, шансов мало, они будут ссылаться на это, хотя сканы за деньги они делают.
Поэтому и возникла мысль сразу писать выше, ведь, это те же метрики, просто по случаю оказавшиеся в РГБ.
Но можно попробовать для начала написать коллективное обращение в РГБ, например от СВРТ.
Галина, я сначала большой коммент написала, а он стерся, поэтому, видимо, не совсем понятно получилось. Обязательно сначала обратиться к Митрополиту Корнилию за поддержкой. Только не упоминать про ЦГА Москвы. А просто о том, что РГБ ведет оцифровку книг, которые чаще всего не в одном экземпляре существуют. А вот в отделе рукописей есть уникальные старообрядческий документы, которые востребованы людьми, желающими знать о своем роде, о его участии в жизни страны, хотящими узнать имена своих предков, чтобы поминать их в молитвах. И просим, чтобы они оцифровали и выложили.
Галина, Ирина,
двумя руками за эту инициативу.
Когда в РГБ просматривал эти метрические книги (пленки), ужасался допотопности аппаратов…
Да и, оцифровывать не нужно, только отсканировать эти самые пленки.
Ирина, да, поняла Вас, я тогда отредактирую текст обращения.
Кстати, я действительно пишу в записках об упокоении многих найденных родных, которых ранее никогда не вписывала. Правда, не в старообрядческих храмах, но если захожу в храм, обязательно пишу.
Это хорошее и действенное будет дополнение. Спасибо!
Галина, спасибо, что подняли эту важную тему!
Полностью согласен с Ириной. С помощью Владыки Корнилия нужно попытаться сподвигнуть РГБ к оцифровке этого фонда и размещению цифровых копий в свободном доступе, хотя бы на собственной площадке.
Так-же можно попытаться выйти через СВРТ на ЦГА Москвы и отправить совместное обращение к мэру Москвы и губернатору Подмосковья с просьбой помочь призвать РГБ присоединиться к проекту «Моя семья», передав ему цифровые копии фонда 246.
Олег, мне вообще почему-то выдали бумажные книги, я смотрела 1898-1902 годы.
Как вариант, ещё можно к обращению выразить и финансовую поддержку. Я, например, готова, заплатить какую-то сумму. А если каждый из нас это сделает, может, это тоже будет ускорением для оцифровки. Надо подумать над этим…
https://patron.rsl.ru/
Поддерживаю. Есть ещё такой вариант: давно уже хочу купить себе портативный сканер плёнок с возможностью копирования на флешкарту. Т.н. filmscaner. У китайцев цена на подобные устройства начинается от 5000 рублей. Отзывы в целом положительные. Учитывая то, что метрически книги в РГБ имеют страховой фонд пользования (микрофильмы), то вопрос оцифровки плёнок — это лишь вопрос желания и наличия свободного времени.
Михаил, вот даже заикаться не надо про передачу копий в ЦГА Москвы. Поймите, это разные ведомства, разные уровни, разное подчинение. Если такое предложить, они вообще откажутся, скорее всего. Это же чиновники! А вот если будут просить религиозные деятели (Владыка), общественные организации (СВРТ) и люди о размещении документов на их сайте, то это совсем другое дело.
На счет финансов не знаю. Боюсь, что насчитают столько, что ни в какие рамки не влезет )) А кто-нибудь знает их цены за копии?
Ирина, в 2020 году согласно прейскуранту доп. услуг РГБ, стоимость одного кадра при сканировании рукописей с 1801 г. с разрешением 200 dpi, составляла 75 рублей за кадр
Дима, микрофильмы это одно, а сканы с оригиналов другое, мне кажется, всё таки.
С оригиналов снимать нельзя в отделе рукописей. Если только вот написать обращение и предложить свою помощь. Я готова скинуться на сканер
Галя, думаю, что договориться о изготовлении цифровых копий с оригиналов книг совсем нереально. По крайней мере все согласования и неизбежные бюрократические проволочки займут годы. К тому же, если представители церкви раньше не обращали внимание на метрики в РГБ, то почему это должно стать сейчас им интересно? А вот отсканировать самостоятельно плёнки — гораздо реальнее. А если найдётся площадка, готовая предоставить интернет-ресурс для их публикации, то будет вообще отлично. Понять бы только — какое качество сканов можно получить с помощью подобных устройств. Впрочем, для метрических книг из РГБ, возможно, и не нужно такое уж высокое разрешение, поскольку большая часть листа набрана печатным шрифтом.
Попробовать всё же стоит, как говорится, с нас не убудет. Если не поможет, тогда с чистой совестью можно думать, как сделать это самостоятельно.
ЦГА Москвы тоже же ничего не делал, а потом раз и «Моя семья». А в РГБ может никто с этим предложением и не обращался, а у церкви много других задач, к тому же зто не РПЦ всё таки, а старообрядцы, Рогожское то отремонтировали не так давно, всё в запустении было и трава росла.
Добрый день всем. К сожалению, только сейчас увидела хорошую идею обратиться в Митрополиту Корнилию. Делюсь полученным опытом переписки с священнослужителями (работаю юристом монастыря в г.Ростове Великом и веду переписку с Митрополитом). Как правило, они быстро реагируют на темы, написанные на понятном им языке. А еще лучше на каком-нибудь примере. Коротко. Я бы начала так:
«Прошение.
Просим Ваше Преосвященство о помощи потомкам старообрядческих семей, которые не имеют возможности поминать своих усопших родственников по причине отсутствия имен их. Метрические книги Рогожского кладбища до сих пор находятся в государственной библиотеке… Простому прихожанину, живущему далеко от Москвы, необходимо ехать туда и сидеть в читальном зале многие дни, чтобы отыскать своего родственника. Другие архивы, например, города Москвы, изготовили цифровые копии с бумажных оригиналов и разместили их в свободном доступе в интернете для всех желающих.
Походатайствуйте, Ваше Преосвященство, об этом для большого количества внуков и правнуков, желающих узнать о своих предках-старообрядцах, записи о которых хранятся в отделе рукописей РГБ.
Авторы сайта
«Старообрядческое Подмосковье» ФИО
Высокопреосвящейнешему Митрополиту
Московскому и всея Руси Корнилию от авторов сайта «Старообрядческое Подмосковье»
Ваше Высокопреосвященство,
дорогой Владыка Корнилий!
Прежде всего мы выражаем Вам наше глубокое почтение и уважение.
Просим Ваше Высокопреосвященство о помощи потомкам старообрядческих семей, которые не имеют возможности поминать своих усопших родственников по причине отсутствия имен их.
Уникальный фонд метрических книг и исповедных ведомостей с 1840 по 1912 гг. Рогожского кладбища (Фонд 246) хранится в читальном зале отдела рукописей Российской государственной библиотеки, что делает его недоступным для иногородних, и, ввиду объема, малодоступным для работающих москвичей. Простому прихожанину, живущему далеко от Москвы, необходимо ехать туда и проводить в читальном зале многие дни, чтобы отыскать своего родственника.
Походатайствуйте, Ваше Высокопреосвященство, перед руководством Российской государственной библиотеки об оцифровке и размещении метрических книг Рогожского кладбища в открытом доступе на существующем ресурсе электронной библиотеки РГБ.
Это очень важно для большого количества внуков и правнуков, желающих узнать о своих предках-старообрядцах.
С глубочайшим и искренним уважением,
Далее подписи
Добрый день, Галина. Краткость — сестра таланта! У Вас получилось короткое, но емкое обращение. И главное — действительно от имени всех нас, внуков и правнуков, желающих узнать о своих предках-старообрядцах.
Спасибо Вам за инициативу. Надеюсь, что все получится. Удачи!
В нашей семье, например, были старообрядческие священники, но информации о них крайне мало. Один из них был расстрелян в 1937. Его отец, вероятно, тоже был священнослужитель (1850 г.р.), но без МК Рогожского кладбища найти сведения о нем невозможно. Буду с нетерпением ждать результата.
Галина, пожалуйста, посмотрите (у Володи была) Подворная перепись селений и волостей Богородского уезда за 1869-1871 по деревне Кузяево: нужен состав семьи Ивлевых (Ивлиевых, Иевлевых) (ф.184 оп.10). Буду очень Вам признательна. Иначе мне придется ехать на Профсоюзную в ЦИАМ (я живу в пос. Быково Моск. обл., это автобус, электричка, метро, а сейчас скользко и холодно, я гриппую). Заранее благодарю. Извините, если что не так.
Ирина, в имеющемся в базе Владимира единственном Word документе по интересующему Вас вопросу нет никого с фамилиями Ивл(и)ев Иевлев. Кстати, в Подворной переписи практически нет фамилий. Трудами Владимира жителям некоторых дворов сопоставлены фамилии на основании иных документов. В файле по Кузяево имеется несколько персон с отчеством Иовлев(а). Привожу их:
184-10-1724
Ведомость о селении Кузяевского сельского общества Карповской волости с. Кузяево (1869 – 1871)
л. 55 – 84 Кузяево
29. Никифор Карпов 40 двор 98-1834 Люсины 1883 – старший по двору
Его жена Прасковья Иовлева 35
В доме живет Дмитрий Растрепин по годовому паспорту Зарайской Градской Думы от 27.03.1869 № 363
Никифора дети:
Степан 13 избиратель 1917 – 64 года
Никифор 10 избиратель 1917 – 56 лет
Василий 8 избиратель 1917 – 56 лет
Матрена 6
Афанасий 3 избиратель 1917 – 50 лет
Фекла 1
62. Иван Иванов 45 1883 – старший по двору (здесь неясно, может быть и его сын)
возможно 9-1834, 51-1834, 113-1834
его жена Авдотья Иовлева 30
их дети Иван 18 в 1917 году
Лукьян 14
Исакий 10
Роман 4
Иван 1
98. вдова Федосья Петрова 45 (Иовлевы)
по отцу двор 19-1850
ее пасынки Яков 19
Кирсан 14 Агафоновы
Агафон 71-1834 75-1850
122. Никита Иовлев 45 0-1-1 91-1834 Иовлевы? Демидовы ?
не указана (пропущена) жена: Наталья Иванова
их дети Иван 18
Анна 14 избиратель 1917 – 64 года, замужем?, Демидова
Ирина, а кого из Ивлиевых Вы ищете?
Мне недавно написала девушка, тоже ищет Иевлевых, но из Ботагово. Я ей нашла ее прадеда в 1901 году, а дальше в Исповедных ведомостях эта семья исчезает. Ботагово, конечно, далеко от Кузяево, но все может быть.
Хорошая идея, Галина. Присоединяюсь. Меня интересует ветвь ЧиГиных, которые в СССР стали ЧиКины. Конечно, ошибки были, и есть. Но всё же интересно.
Добрый день, Галина. Спасибо за оперативность.
По Спискам избирателей 1917 числятся Ивлевы:
— Евдокия Куприянова — 70 лет — жена Ивана (главы семьи, здесь нет)
— Прохор Иванов — 38
— Агафья Иванова — 36 — жена Прохора
— Клим Иванов — 29
— Марья Фадеева — 25 — жена Клима
— Пелагея Платонова — 30 — жена брата Клима Ивана (здесь нет)
Все они были закоренелыми старообрядцами. Из рассказов их детей в семье вёлась своя Метрическая Книга, которая хранилась дома. Дом сгорел 22 июня 1941, а с ним и Книга. С 1906 по 1914 их имена появляются в МК Кузяевской старообрядческой общины в качестве восприемников (Прохор, Клим). Пелагею Володя нашел на Некрополе в дер.Коротково, она оттуда родом. Странно, что на Кузяевском старообрядческом кладбище их нет, хотя запись о смерти Клима в 1933 году есть в МК общины. По версии Володи — они пришли откуда-то. Вопрос: когда? И может ли случайным быть тот факт, что старший сын Прохор стал старообрядческим священником, уехал в 1918 году в Воронежскую обл. и там был расстрелян большевиками в 1937 году. Может его отец Иван тоже был священнослужителем или это было не обязательным у старообрядцев? Жаль нет Володи…
Галина Кочеткова, спасибо!
Очень хорошее письмо получилось. Как один из друзей и авторов блога «Старообрядческое Подмосковье» готов его подписать.
Добрый день!
Всецело поддерживаю обращение, какие-то подвижки в этом деле крайне необходимы.
Есть только один вопрос, наверное, к авторам сайта: подскажите, мне попадалась какая-то информация о том, что по материалам сайта была издана книга, где все эти сведения собраны воедино. Никак не могу понять, что за книга, и как её найти? В ней необходимость, наверное, такая же острая, как и в этом обращении. Буду признателен.