Музей платка. Большой зал

В моем пространственно-схематическом воображении Павловский Посад образован пересечением «горизонтали» и «вертикали».«Горизонталь» явно тяготеет к движению маршрутки № 1, на которой вы без проблем доберетесь от корневских улиц до Степурино. Если вы решили прокатиться на этой самой маршрутке, то, минуя Площадь Революции и повернув налево, на улицу 1 Мая, с некоторым удивлении обнаружите, что, похоже, уже покинули город. Это не так. И Филимоново, которое расположилось по обе стороны все той же улицы 1 Мая, и Степурино вслед за ним, также как и Корнево, давно уже входят в черту города.

«Вертикаль» также проходит через Площадь Революции. Двигаясь по ней на север, вскоре (уже за чертой города) доберетесь в Большие дворы. Большие дворы, по-видимому, значительно разрослись к нашему времени, поскольку раньше назывались скромнее – Большой двор. А если двигаться на юг по Большой Покровке и далее по улице Розы Люксембург, вы, несомненно, попадете на трассу. Повернув направо, достаточно быстро можно оказаться в Рахманово или в Казанском. Ну, а если повернуть налево, дорога приведет вас в Ликино-Дулево.

Точка пересечения этих двух направлений – центральная площадь города – Площадь Революции. Помимо того, что это как бы географический центр города, в моем представлении, это и интеллектуальный центр его. Нет, я не имею в виду Администрацию Павлово-Посадского района. На площади в бывшем доме купца Широкова находится Выставочный зал. Возглавляет его замечательный человек – Маркова Маргарита Ивановна. О знакомстве нашем с Маргаритой Ивановной я постараюсь рассказать, но позднее.

«Купец 1 гильдии Широков Давыд Иванович (1790-21.12.1849) – почетный гражданин, владелец двух фабрик (шелковой и бумажной), благотворитель». Последнее особенно интересно: на его средства возведена колокольня Воскресенской церкви (ныне символ города), отлиты два колокола в тысячу и пятьсот пудов весом, да и не только это. Недаром благотворительность Давыда Ивановича отмечена Высочайшими благодарностями и двумя золотыми медалями «За усердие».

Но, если по Большой Покровке перейти железную дорогу, то не миновать вам фигуру Ильича напротив (через дорогу) краеведческого музея. Вождь мирового пролетариата энергично и настойчиво призывает к движению на восток (по-видимому, в Сибирь, то ли в колымские, то ли в магаданские края).

muz_platka_bz_1.jpg

А вот дальше находится здание Дворца культуры. В нем-то и расположен музей. О Музее платка и шали информация в сети есть. Есть даже сайт музея. И, тем не менее, взгляд посетителя интерес представляет, тем более, что это, преимущественно, фотовзгляд.

muz_platka_bz_2.jpg

Посетителей кроме нас не было. Короткое общение с сотрудниками музея…

muz_platka_bz_3.jpg

muz_platka_bz_4.jpg

… и мы углубились в самостоятельное плавание по залам. Кстати, в разговоре выяснилось, что в экспозицию включены не только павлово-посадские изделия, как я ожидал. И даже, в основном – изделия других губерний, т.е. это музей платка в широком смысле, а не местного характера, что и обозначено в названии его.

muz_platka_bz_28.jpg

Все последующее будет немного напоминать развернутую рекламу Музея. Ничего страшного: хорошее дело можно и нужно рекламировать.
Фотографий получилось так много, что я постарался разделить их на два блока: Большой и Малый залы. В целом они соответствуют структуре экспозиции музея, но, тем не менее, деление это в определенной мере условное.

Итак, «Большой зал».

muz_platka_bz_5.jpg

 muz_platka_bz_51.jpg

Губернии Русского Севера (Архангельская, Вологодская, Олонецкая, Тверская).
1. Платок свадебный. Каргополь. Хлопок, золотое шитье, прощеная золотная нить, позумент, золотная бахрома. Вторая половина XIX века.
2. Платок свадебный. Тверская губерния. Хлопок, золотное шитье, трунцал, пряденая нить, бахрома. Конец XIX века.
3. Кокошник свадебный. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд. Речной жемчуг, бисер, поднизь. Конец XIX века.
4. Платок. Московская губерния. Павловопосадский район, д. Кузнецы. Шелк, жаккардовое ткачество. Середина XX века.
5. Шугай праздничный (зимний). Парча, золотная бахрома. Начало XIX века.
6. Юбка праздничная. Парча. Золотная бахрома. Середина XIX века.
7. Кружево. Вологодская губерния. Сцепное плетение, шелковые нити. Начало XX века.

Ага, здесь настоящий комнатный уголок:

muz_platka_bz_6.jpg

muz_platka_bz_7.jpg

muz_platka_bz_8.jpg

Предметов много, поэтому я выделю лишь некоторые. Вот, например, скатерть «Двуглавый орел»: лен, хлопок, ручное ткачество, Русский Север. Фарфоровый кувшин 1844 года неизвестного изготовителя, зато кружка – изделие фабрики М.С.Кузнецова в Тверской губернии. Рубель: применялся для разглаживания льняных тканей, резьба, 1862 год. Полотенце из Московской губернии: лен, хлопок, начало XX века. Игрушки и донце из Нижегородской губернии, конец XIX века, а прялки из Вологодской и Ярославской губерний.

muz_platka_bz_9.jpg

muz_platka_bz_91.jpg

Здесь все из центральных губерний. Парчевые платки (шелк, золотные и серебряные нити, ручное ткачество) первой половины XIX века, кокошник и пояс (бархат, золотное шитье) середины XIX века. Коротай и канават второй половины XIX века, а крестьянский костюм конца XIX – начала XX века.

muz_platka_bz_10.jpg

muz_platka_bz_30.jpg

Нижегородская губерния, села Городец и Лысково. Душегреи первого половины XIX века, а косынки и платок – второй половины и конца XIX века. А как вам эта косынка «головка» из Нижегородской губернии?

muz_platka_bz_11.jpg

Далее целая коллекция головных уборов преимущественно конца XIX века. Вологодская губерния и Мезенский уезд Архангельской губернии:

muz_platka_bz_12.jpg

muz_platka_bz_31.jpg

muz_platka_bz_32.jpg

Но вот то, что мне особенно понравилась. Какая скатерть!!

muz_platka_bz_13.jpg

muz_platka_bz_29.jpg

Внимание: начинаются шали и платки…

muz_platka_bz_14.jpg

muz_platka_bz_15.jpg

muz_platka_bz_151.jpg

muz_platka_bz_16.jpg

muz_platka_bz_36.jpg

muz_platka_bz_37.jpg

muz_platka_bz_17.jpg

muz_platka_bz_171.jpg

muz_platka_bz_18.jpg

muz_platka_bz_19.jpg

Шелкоткацкий промысел был освоен в деревне Филимоново в 1812 году Андреем Алексеевичем Соколиковым. Он вынужден был оставить Москву в связи с наступлением французской армии. В середине 90-х годов XIX века его внук Иван Афанасьевич со своими сыновьями Василием и Федором успешно развивает производство: изделия предприятия получают награды на промышленных выставках в Нижнем Новгороде в 1896 году, Стокгольме в 1897, Париже в 1900, Вене 1904 и Лондоне в 1906 году.

Ну, а дальше я предлагаю просто смотреть:

muz_platka_bz_20.jpg

muz_platka_bz_21.jpg

muz_platka_bz_22.jpg

muz_platka_bz_23.jpg

muz_platka_bz_24.jpg

muz_platka_bz_25.jpg

muz_platka_bz_26.jpg

muz_platka_bz_27.jpg

muz_platka_bz_33.jpg

muz_platka_bz_35.jpg

Всегда с вами. Галина, Владимир: Музей платка и шали.
Продолжение не заставит себя долго ждать…

“Музей платка. Большой зал”

комментария 4

  1. Екатерина 01 Июл 2012 в 7:39 ссылка на комментарий

    Как здорово!!! Второй день читаю, второй день рассматриваю… Оченно хочется руками потрогать экспонаты!!!

  2. Владимир 01 Июл 2012 в 11:00 ссылка на комментарий

    Катерина, а что бы ты себе выбрала?

  3. Екатерина 01 Июл 2012 в 12:36 ссылка на комментарий

    Тут есть масса идей; формы головных уборов Архангельской и Вологодской губерний и сейчас вполне актуальны. А платки!!! — это роскошь узоров и расцветок!!!

  4. Владимир 02 Июл 2012 в 10:23 ссылка на комментарий

    Я представляю, Катерина, что выбрать тебе непросто — столько всего хочется! Посмотри еще Малый зал — может быть там найдешь что-нибудь по душе…

Написать комментарий