Мирской сход и другое

К интересным вопросам обращается Ольга в своем последнем комментарии. Мирской сход и выкуп земли.
Мирской сход, который, как явствует из некоторых публикаций в Интернете, существовал с XVI и до начала XVIII века, а позднее стал называться сельским сходом. Но на самом деле, как мы видим, проходит он под таким названием в документах и в конце XIX века. Суть, правда, не в названии его, а в статусе и полномочиях.
Мирской сход был низшим органом крестьянского самоуправления. Следующим за ним по вертикали шел волостной сход. Мирской сход выносил мирской приговор, который направлялся далее в волостные органы управления. Полномочия у мирского схода, помимо, естественно, выборов старосты, сотских, десятских, а также окладчиков (это те, кто производил расчет и сбор налогов), были такие: прием в общину и разрешение выхода из нее, вывод из общины лиц порочного поведения, решение вопросов о распределении податей и тягла, общинных земель, расчистка земель, вырубка леса и т.д.
Нас-то, понятно, интересует более всего разрешение выхода из общины. Вот и мирские приговоры, что Ольга находит в архивах, к этому вопросу и относятся. Причем, что интересно, переселение и временное переселение, по-видимому, не требовало разрешения в форме мирского приговора, потому наши старообрядцы и разъезжали себе спокойно по Уралу и сибирским местам.
В ревизиях время от времени упоминается факт того, что, дескать, человек во временной отлучке, но всегда пишется, что по годовому паспорту, порой даже указываются реквизиты этого самого документа, включая дату выдачи. Насколько было сложно получить временный паспорт, и выдавался ли он на срок больше года, я не знаю, но по факту получается, что живет себе спокойно человек где-нибудь в Барнауле уже лет десять и никаких претензий, судя по всему, ни у кого к нему нет.
Но это только так кажется. Претензии могли быть у общества, в котором человек этот, даже будучи в столь длительной отлучке, продолжает числиться. Впрочем, на отлучку это порой и не похоже совсем, поскольку за десять лет-то не только дом построить можно, но и жену с детишками завести. Но, обратите внимание, что общество «руку на пульсе» держало и внимательно наблюдало за крестьянином своим, который, кстати, может быть, и не крестьянин вовсе, а в мещанское или купеческое сословие уже вступил.
Ну, на счет «уже вступил» я опять слегка погорячился. Чтобы получить согласие на переход в другое сословие где-то в местах далеких, соответствующую бумагу от общества надо было выправить, что нет у него (общества) никаких претензий, и отпускает данное общество оного подателя сей бумаги в собственники или еще куда.

Хочу обратить ваше внимание на то, какого периода дела Ольге попадаются: то 1881, то 1882 год (я ничего не пропустил?). Думаю, что не случайно. Затеялся Александр II крестьянскую реформу осуществить (посему и Освободитель!), а вот продолжать ее пришлось, как я понимаю, уже без особой охоты, Александру III. При нем 28 декабря 1881 года вышел закон об обязательном переводе крестьян на выкуп и о прекращении временно обязанного состояния с 1 января 1883 года. Это означает, прежде всего, то, что землю никто просто так раздавать крестьянам и не собирался.
Вот что я начитал в ВикипедиИ:
«…Крестьяне находились во временно обязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. На первых порах срок этого состояния не указывался. 28 декабря 1881 года он в конце концов был установлен. Согласно постановлению все временно обязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года. Подобная ситуация имела место только в центральных регионах империи. На окраинах временно обязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912—1913 гг.
Во время временно обязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землёй платить оброк и трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8—12 рублей в год…
…Ещё одним пороком оброка была его градированность, когда первая десятина земли оценивалась дороже остальных. Например, в нечернозёмных землях при полном наделе в 4 десятины и оброке в размере 10 рублей за первую десятину крестьянин платил 5 рублей, что составляло 50 % от суммы оброка (за последние две десятины крестьянин уплачивал по 12,5 % от общей суммы оброка). Это вынуждало крестьян покупать земли, а помещикам давало возможность выгодно сбывать неплодородные земли.
Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограничена и упорядочена. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней».

Здесь все в целом говорится, то есть, прежде всего, о бывших помещичьих крестьянах разговор ведется. Но я хотел бы напомнить, что «наши» (с Ольгой Мельниковой, а также с Наталией Викуловой, что ныне в Екатеринбурге живет, а также с Натальей Шарыгиной из Ульяновска, которая ведет свою родословную от Василия Янина) крестьяне были исключительно удельного ведомства. Хотя совсем рядом с Костино и Яковлевской было владельческое Анциферово, а далее за ним Хотеичи тоже при помещике, но Анциферово было исключением, а село Хотеичи вообще не входило в Селинскую, позднее Карповскую волость Богородского уезда, как входили остальные «наши» деревни. Уточняя, скажем, что Костино, Гора, Давыдово, Елизарово и Ляхово ухитрились даже из Карповской в Запонорскую волость переметнуться к концу XIX века.
Так вот, этих крестьян практически полностью старообрядческих деревень удельного ведомства от выкупа земли никто не освобождал. А, поскольку ответственность за использование земель была общинной, то община и отслеживала зорко, где тот или иной член ее обретается, чтобы в случае чего не пострадать финансовым образом. Отсюда и мирские сходы с вопросами разрешения выходить из общины и соответствующие мирские приговоры.
Это что касается мирских приговоров.

Но у Ольги в ее комментарии еще конкретные персоналии упоминаются. В отношении Парфена Маркелова из Яковлевской, я ничего сказать не могу, а вот поискать крестьян деревни Ляхово: Панкова Лариона Артемьева, Щедрина Трофима Григорьева и Гусева Мартьяна Карпова, пожалуй, можно… Вот что нашлось:

«…ПАНКОВ Илларион Артемьевич. Выходец из крестьян Московской губ., в нач. 1860-х гг. переписался в мещанское общество г. Екатеринбурга. Из старообрядцев часовенного согласия, перешел в единоверие. Иконописец, известен по работам 1867-1918 гг. Был связан деловыми и родственными отношениями с иконописцами В. Сотцковым, Филатовыми и братьями Романовыми, с антикваром Д. Плешковым и др. (Уральская икона, с. 314; Невьянскан икона… С. 214: Гончарова Н. А. Невьянское иконописное наследие… С. 226; Сибирская икона, с. 212)
ПАНКОВ Петр Иванович. Удельный крестьянин д. Ляхово Карповского приказа Богородского у. Московской губ. Иконописец, из старообрядцев часовенного согласия. Известен по документам Секретного совещательного противораскольничьего комитета за 1853 г. (Уральская икона, кат. 408, кат. 408, цв. илл. на с. 130, с. 210-211 (ч.б. илл.), с. 314).
ПАНКОВ Федор Иванович. Крестьянин д. Ляхово Карповского приказа Богородского у. Московской губ. Иконописец, в 1852-1853 гг. проживал в Екатеринбурге со своим племянником Петром Ивановичем Панковым (Курковым). Писал иконы для местных старообрядцев-часовенников и для единоверцев. (Уральская икона, с. 314)…

…ЩЕДРИН Зотей Михайлович. Из удельных крестьян д. Ляхово Карповской вол. Богородского у. Московской губ. Иконописец, старообрядец. В1840-х гг. жил и работал в Екатеринбурге, занимаясь биржевым извозом. (Уральская икона, с. 338)…
…ГУСЕВ Павел Максимович. Крестьянин Московской губ. Богородского у., из старообрядцев. Иконописец, с 1847 г. проживал в Екатеринбурге, писал иконы «не только для своих единомышленников, но и для единоверцев». В архиве Секретного совещательного комитета по делам раскольников сохранился рапорт пристава 1-й части городской полиции от 27 апр. 1851 г.: »…Кирило Мартынов, Павел Гусев, Устин Васильев и Сидор Тарасов из здешнего города выбыли в места их жительства». (Уральская икона, с. 271)…
«…ГАНЕНКОВ (Гоненков) Александр. Крестьянин Московской губ., иконописец. С 1848 г. проживал по увольнительному паспорту в Екатеринбурге, где сумел получить от городской ремесленной управы «дозволительное на иконописание свидетельство», утаив свою приверженность старообрядчеству. (Уральская икона, с. 269)…».

Источник

Добавлю от себя по поводу Ганенкова, мимо которого пройти не мог: Ганенков Александр Федорович 1824 года рождения из деревни Гора. Родители: Ганенковы Федор Макарович и Меланья Лукинична.

 

Ну, а пока искал я эту информацию, на том же самом сайте обнаружил совсем недавно (с неделю назад) размещенную фотографию переселенца из деревни Костино – иконописца Гавриила Семеновича Романова, вот с такой сопроводительной припиской:

«Еще одна фотография из Музея невьянской иконы в г.Невьянске. Фотокопию снимка  прислал на наш сайт екатеринбургский журналист, издатель газеты «Община» Максим Гусев. На снимке — старообрядческий иконописец Гавриил Семенович Романов с супругой. Снимок сделан в Екатеринбурге в 1890-х гг.».

 

 

mirs_schod_1.jpg

 

 

“Мирской сход и другое”

комментариев 46

  1. Ольга 15 Дек 2011 в 23:08 ссылка на комментарий

    Владимир, замечательный анализ,
    поскольку зашла речь о мирских приговорах, дополню, что под их «юрисдикцию» попадали также и такие вопросы, как установление опекунства над вдовами с детьми и ввод в наследство. Однажды разбирался вопрос о разрешении строительства химического заведения в Давыдово. Было 2 дела о признании возраста детей отставных солдат при принятии их общество с интересными формулировками — «метрик нет, так как мы старообрядцы, а лет ему -18, а погодки ему — такие-то).

  2. Ольга 15 Дек 2011 в 23:19 ссылка на комментарий

    И поскольку Вы упомянули вопрос получения годового паспорта, то у меня в уже цитировавшейся статье есть любопытная информация, как же это происходило. Вот она (ЦИАМ, ф. 708, оп.1, д. 41) — Переписка по личному составу Карповского приказа – дает нам актуальный и для сегодняшнего дня пример борьбы с коррупцией. Текст привожу полностью.
    «Письмо Карповского приказа Главы Нечаева 31 января 1840 года с требованием объяснения – Казенному Заседателю Тюсикову и г. Письмоводителю Данилевскому №61 от 1 февраля 1840 года. Контора на поданную от старост и рядовых крестьян всех селений Карповской волости просьбу, в которой они жалуются, что Казенный Заседатель Тюсиков при выдаче гербовой бумаги для билетов берет лишние деньги, именно для билета на 1 месяц – один двугривенник, а на 2 месяца — два двугривенника, а Письмоводитель Данилевский по написании за скрепу таковых видов или свидетельства на получение паспорта берет с каждого просителя по гривеннику пятиалтынному и больше, и притом задерживает крестьян день, два, а иногда и больше, поручила мне предписанием №513 от 26 числа сего генваря произвесть по оной исследование, отобрав от Казенного Заседателя и г. Письмоводителя надлежащие ответы и что окажется, немедленно донести с возвращением прошения и представлением следствию. Вследствие такого поручения предлагаю вам доставить против сих обстоятельств к 1 числу будущего февраля месяца непременно».
    Вероятно, «деятельность» этих чиновников уже настолько накалила ситуацию, что в Москву жалоба была отправлена от имени всех крестьян – а это около 10 тысяч человек.
    12 февраля Министерства Императорского Двора по Департаменту уделов Московской Удельной Конторы Управляющий конторой Карповского приказа пишет «…Данилевскому в присутствии заседающих в приказе объявить, что ежели он желает продолжать службу в ведомстве Московской Удельной конторы, то должен строго соблюдать свою должность и честь чиновника, иначе при первой на него жалобе подобно дошедшей, он будет отрешен от должности и отставлен из Удельного ведомства. Подписку его в слышании сего предписания представить в контору при донесении немедленно. Управляющий конторой». 16 февраля выговор был объявлен.
    30 апреля из Конторы поступил следующий документ. «Управляющий конторой – голове Карповского приказа. Опять жалоба на Данилевского. Небрежно занимается своею должностью, задерживает долгое время при приказе крестьян, в особенности при получении разных видов, через что их стесняет в оборотах, требующих постоянного времени и вводит их в убытки, а потому представляю тебе объявить ему в присутствии всех заседающих в приказе старшин, что если и за сим дойдут до меня подобные сему жалобы, в таком случае он будет представлен в Департаменте Уделов к исключению из службы Удельного ведомства».
    Через год, в апреле 1841 года история получила интересное развитие. «Московская Удельная контора Карповскому приказу. На имя писаря оного титулярного советника г. Данилевского в получении от него в казначейство капитула Российских Императорских и Царских орденов деньгах за знак отличия беспорочной службы 2 рубля 85 копеек серебром, предписывает выдать ему сию квитанцию и по исполнении рапортовать». Рапорт об исполнении датирован 22 апреля 1841 года. Так что господин писарь, может быть к какому-нибудь юбилею, был награжден почетным знаком «За беспорочную службу».
    Но он был неисправим. В июле 1841 года из Конторы было направлено очередное письмо: «Писарю Данилевскому: … чтобы он должность свою на будущее время исправлял без малейшего упущения… Столоначальник».
    Вспомним, что писарь был самый высокооплачиваемый чиновник Приказа, его оклад был даже больше, чем у Главы Приказа, да к тому же он имел помощника.
    (http://ilschool-guslicy.ru/a7-melnikova-zaponore.html)

  3. Ольга 15 Дек 2011 в 23:25 ссылка на комментарий

    И у меня по моим Горячевым из Костино есть информация, что годовой паспорт они действительно обновляли каждый год.

  4. Владимир 16 Дек 2011 в 20:18 ссылка на комментарий

    Спасибо, Ольга, за дополнения и уточнения, которые у Вас всегда получаются весьма информативными.
    А Горячевы-то годовые паспорта для Москвы оформляли или куда-то еще?

  5. Ольга 17 Дек 2011 в 19:37 ссылка на комментарий

    Как я поняла, они занимались перевозками, у главы семейства в 1883 году было 15 лошадей — у одного на всю волость, и их семейные связи приводят к ямщикам, поставщикам фуража, и прочее. Так что, думаю, паспорта им были нужны для профессиональных целей. Кстати, паспорт выглядел так: Григорий Васильев 44 года. Волоса, брови русые, глаза серые, лицо чистое. Рост 2 аршина 3 вершка (то есть 72+72+3*4,5 = 157 см), это мой пра-пра-пра-прадедушка.

  6. Владимир 18 Дек 2011 в 9:30 ссылка на комментарий

    Да, 15 лошадей — это очень серьезно! Я посмотрел у себя статистические ведомости по Смолево, Молоково и Кузяево. В Молоково лишь у Демина Нефеда Евсеевича 6 лошадей, но у него и семья — пятеро мужчин, вероятно, также извозом занимались, благо от Егорьевского тракта менее, чем в 2 верстах. В Смолево есть дворы, где по 3-4 лошади, но это максимум. Зато в Кузяево в 1883 году был некто Григорий Григорьев (фамилия мне пока неизвестна — нужно выяснять), у которого во дворе было 13 лошадей. Мало того, жил он один. Видимо, очень лошадок любил…

    Ольга, «пра-пра-пра-прадедушка» — Вы имеете в виду Григория Васильева 1804 года рождения, что Марфу Нестерову в жены взял? У Вас получается относительно небольшой шаг поколений. Мои известные прадеды 1850, 1845 и даже 1839 годов рождения.

    Насчет паспортов: все-таки недостаточная тогда информация в них была представлены (как мне кажется). Нет ни года рождения, ни места жительства.
    Процедура выдачи паспорта не совсем непонятна. Например, для государственных крестьян — паспорт выписывается лишь по просьбе заявителя и никаких ходатайств от общины?

  7. Ольга 18 Дек 2011 в 21:35 ссылка на комментарий

    Да, Григорий Васильев и Марфа Нестерова, а 15 лошадей было у его сына Григория Григорьевича.
    Я смотрела журнал выдачи паспортов, там только такая информация. Под это описание пол-деревни подойдет. Иногда у некоторых указывали специальные приметы — полпальца на левой руке, например. А так, конечно, паспорта — вещь относительная. Сам паспорт, наверное, содержал название деревни.
    Кстати, мне не удалось увидеть дело, только через сообщение архивистов, что даже один из крестьян жаловался, что писарь выдает паспорта не тем людям, кому они предназначены. Вроде как его выслали в Сибирь, но к следующей ревизии он опять в деревне. Так что страсти нешуточные были.

  8. Ольга 18 Дек 2011 в 21:41 ссылка на комментарий

    В журнале (708 фонд) полно паспортов — сотни, никаких ссылок на обращение общества. Наверное, это не требовалось.

  9. Владимир 19 Дек 2011 в 8:46 ссылка на комментарий

    Насчет «выслали», имея в виду: «выслали на поселение» — разговор вообще интересный. Если посмотреть ревизии 19 века, то запись «сослан на поселение» время от времени встречается. Всего по своим данным я обнаружил 18 таких записей о сосланных в период с 1817 по 1857 годы. Ссылки распределены неравномерно. Всего три из них приходятся на период до 1825 года (царствование Александра I) и одна после 1855 года (царствование Александра II). Зато 14 оставшихся – естественно, на период царствования Николая I, который, как мы знаем, с какого-то времени начал с предубеждением относиться к старообрядцам.

    Второе – это то, что ссылали из разных деревень по-разному: например, из Смолево я никого не нашел, из Лопаково – только Шлыкова Евсея Лазаревича, который уехал на поселения в 1835 году. Трое из Молоково. А вот остальные 14 (случайное совпадение с предыдущей цифрой) человек – из Костино, среди них: Шлыковы, Плешковы, Черкасовы, Осокины, Мешковы, Афонины, а также будущие Митькины (по-видимому, бесфамильные на тот момент).
    В связи с этим у меня одно предположение возникло: то, что много костинских жителей мы встречаем на Урале, а равно, как я полагаю, и в Сибири встретили бы, будь такая возможность, объясняется в какой-то мере и этими ссылками. Больше ссыльных – больше добровольных переселений.
    Увидел такой ссыльный, скажем, озеро Тургояк на Южном Урале и ничего иного ему уже и не надо (после болот-то подмосковных). Отпишет он своим про эти просторы, а народ уже сам потянется на новые места. А то, что мы более всего наших старообрядцев в Екатеринбурге пока встречаем, с одной стороны, это случайность, а с другой — Екатеринбург долгое время числился как место ссылки, вплоть до 30-ых годов 20 века (как ни странно!).

  10. ольга 19 Дек 2011 в 15:22 ссылка на комментарий

    Владимир, Вы такую жилу накопали с этими переселениями….

  11. Владимир 20 Дек 2011 в 18:28 ссылка на комментарий

    Вопрос о переселениях наших старообрядцев из Подмосковья (а также в регионе Москвы — например, переходящих в купечество) кажется мне чрезвычайно актуальным.
    Я не берусь называть цифры, но персон у меня в базе, сведения о которых прерываются десятой ревизией 1858 года, несколько сотен. Причем, это не отдельные люди, а, в большинстве своем, семьи. Их отсутствие в переписи 1869-1871 годов объяснимо только их переездом (переселением в другие места).
    Как их искать позднее 1858 года, остается для меня загадкой. Я даже стал подумывать опубликовывать сведения (по состоянию на 1858 год) об этих семьях на нашем блоге в надежде на некий отклик людей, что-то знающих об этих семьях или располагающих информацией об этих фамилиях, как произошло, например, с екатеринбургскими Афониными.

  12. Ольга 20 Дек 2011 в 19:59 ссылка на комментарий

    Да, Владимир, действительно, наверное, нужно выходить в эфир. Наверняка, найдется много заинтересованных. Я, кстати, подумываю об опубликовании данных по Зуево и окрестным деревням.
    Кстати, в интернете есть книга Найденова — материалы по московскому купечеству, все ревизии. я по своим много чего нашла (хотеическая ветка). если Вы знаете фамилии, то можно попробовать поискать.
    с Уральскими и Сибирскими посложнее будет

  13. Владимир 21 Дек 2011 в 17:22 ссылка на комментарий

    Насчет Найденова: обязательно попробую, это входит в мои планы.

  14. Наталия (Nath на ВГД) 24 Дек 2011 в 14:15 ссылка на комментарий

    Владимир, а Панфиловы у вас никак не фигурируют? Из ряда фантастики, конечно, но вдруг? Тоже фигурируют Екатеринбург-Шадринск, тоже старообрядцы.

  15. Владимир 24 Дек 2011 в 18:41 ссылка на комментарий

    Нет, Наталия, с Панфиловыми я в «своих» деревнях не сталкивался. Но спасибо, что смотрите, думаете и не забываете.

  16. Ольга 24 Дек 2011 в 20:08 ссылка на комментарий

    Наталья,
    В 1858 году есть в Костино вот такая семья, дальше что-то я найти их не могла, может, переехали и стали Панфиловами.
    Есть знакомые имена?

    Симон Панфилов 38/45, Симона брат Феопент Панфилов 34/41, Феопента сыновья Иван 9/16, Семен 6/13, Максим 1/8, Аника /6½, Симона 2 брат Иван Панфилов 32/39, Ивана сыновья Петр 4/11, Степан 1½ /8, Симона 3 брат Максим Панфилов 24/31, Максима сыновья Трифон /5 (РК — 25 янв. 1850/13 мая 1853), Петр /3 (РК – 22 июня /16 июля 1854, кр. Елена Сергеева из Хотеич), Симона Панфилова дочь Марфа 9, Феопента Панфилова жена Екатерина Ильина 37, его же дочери Пелагея 14, Лукерья 2, Анна 1, Ивана Панфилова жена Наталья Васильева 26, его дочь Надежда 4, Максима Панфилова жена Пелагея Сергеева 26.

  17. Владимир 25 Дек 2011 в 9:44 ссылка на комментарий

    Это, Ольга, и есть Афонины, которые, как я думаю, всей семьей переселились на Урал (в Екатеринбург и Шадринск, а, возможно, и в другие места). В книге «Город Екатеринбуръ» многие из этой семьи записаны: Симон Панфилович, Иван Феопентович (я. кстати, на эту веточку в Екатеринбурге тоже вышел, но расскажу позднее), Степан Иванович, Марфа Симоновна (мы о них в предыдущих публикациях на блоге уже прочитали) и другие.
    Фамилия Афонины документально зафиксирована в Костино в ревизии 1834 года (дворы 36-39), правда, среди них есть двор Панфила Абросимовича, родного брата Афонина Афанасия Абросимовича. Я не знаю, почему в семье Панфила фамилии нет ни в этой ревизии, ни в последующих двух, но полагаю, что она не записана случайно, а не потому, что ее в это время (особенно в 1850 и 1858) году вообще у семьи не было. Конечно, не исключен вариант, что она появилась в связи с переездом на Урал, но, на мой взгляд, это менее вероятно.

  18. Ольга 25 Дек 2011 в 11:29 ссылка на комментарий

    Да, Владимир, я тоже обратила внимание, что они относятся к ветке Афониных. Но подумала, что в связи с тем, что семья большая, может кто-то из них взял другую фамилию — Панфилов, чтобы не путаться. Такой процесс наблюдается и в других семьях. Также не исключен вариант, что, если в одном месте (деревне) много семей носят одну и ту же фамилию, то заключать браки сложновато.
    Либо просто мог произойти раздел бизнеса, и с другой фамилией стало удобнее. В общем, небольшая вероятность есть. Тем более, что в ревизии 1850 года все вокруг Афонины, а Панфил нет.
    Опять же, по поводу переселения — ревизия 1834
    «Афонасий Абросимов Афонин сослан на поселение в 1817», и в следующей ревизии его нет. Вот постепенно родственники и переселились.
    И я бы исключила вариант «случайности» — в смысле, что фамилия не записана случайно.

  19. Наталия (Nath на ВГД) 25 Дек 2011 в 11:44 ссылка на комментарий

    Ольга, спасибо
    нет, это не они, увы.
    В Екатеринбурге за «главного» был Яков Иванов Панфилов (жена Прасковья Михайловна), который как минимум с 1872 года был уже в Екатеринбурге, так как был избран гласным в гордуму, у него сыновья Александр, Сергей, Николай, Иван. У кого-то из них жена Мария Васильевна.
    Иван Яковлев Панфилов фигурирует и Шадринске.
    Кроме того, в Екатеринбурге: мещанин Панфилов Николай Дмитриев и мещанская вдова Феоктиста Дмитриевна.
    В Шадринске: мещанин Петр Никифоров Панфилов и вышедшая замуж неизвестно за кого Елизавета Борисовна Панфилова (в дев. Дубровина).

  20. Наталия (Nath на ВГД) 25 Дек 2011 в 11:45 ссылка на комментарий

    Владимир, как же я сразу не додумала, что это Афонины, ведь подозрительно знакомым показался список этой семьи :))

  21. Владимир 25 Дек 2011 в 13:39 ссылка на комментарий

    Ольга, слово «случайно» — это неудачная попытка сказать, что время появления фамилии Афонин в семье Панфила мне неизвестно.
    Вместе с тем, если фамилия в документе не записана, это еще не говорит о том, что ее нет на самом деле.
    Примеров много: подворная перепись 1869-1871 годов, статистические ведомости 1883 года, где имеющиеся фамилии по какой-то (неизвестной мне) причине не записывались. Вот не знаю, писались ли фамилии в метрических книгах Рогожского кладбища в конце 19 века — это Вы можете знать.

    По Кузяево у моих Масловых фамилия появилась документально в ревизии 1816 года у Ивана Степановича (1758-1815), но среди его детей (Василий, Ларион, Яков, Федот, Петр, Данила) нет ни одного, у которого была бы записана фамилия в ревизии 1834 года (в отдельных, правда, не очень многих дворах Кузяево фамилии есть в этой ревизии).
    Позднее, в ревизиях 1850 и 1858 годов у всех шестерых фамилии записаны. Я думаю, что фамилия Маслов была у них и в 1834 году, почему не писалась — вопрос интересный. Но это, конечно, только мои домыслы.

  22. Владимир 25 Дек 2011 в 13:47 ссылка на комментарий

    Наталия, в соответствии с Книгой памяти Орехово-Зуевского района Панфиловы жили в Орехово-Зуево, Лики-Дулево, Куровском, Давыдово.
    Все это места близкие, особенно Давыдово. Поселок сегодня практически слился с деревней Гора.

  23. Ольга 25 Дек 2011 в 17:23 ссылка на комментарий

    Безусловно, если фамилия не записана, то это не значит, что ее нет. Я о другом. Все остальные с фамилией, а именно это семья — без. Следовательно, по какой-то причине глава семьи ее не назвал. Почему — вопрос открытый.
    Например, у меня был такой случай в одной семье. Был заключен брак между старообрядцами. Все родственники по мужу всегда во всех ревизиях называли фамилию, а одна вдова и особенно ее сын фамилию не указывали, только отчество. И потом оказалось, что остальные родстенники переписались в следующих ревизиях как «официальные православные», а моя вдова и ее сын — категорические старообрядцы.

  24. Ольга 25 Дек 2011 в 17:26 ссылка на комментарий

    Но главное — то, что Наталье удалось сопоставить Панфиловых и Афониных. :-))

  25. Ольга 25 Дек 2011 в 17:32 ссылка на комментарий

    Так Яков Иванов Панфилов — сын нашего Ивана Афонина или нет?

  26. Владимир 25 Дек 2011 в 18:29 ссылка на комментарий

    Нет, Ольга, старообрядцы Панфиловы из Екатеринбурга и Шадринска, о которых пишет Наталия, пока никак не соотносятся с нашими подмосковными старообрядцами. Имя Панфил и фамилия Панфиловы — чистое совпадение.
    Не исключено, конечно, что позднее нам удастся найти их
    подмосковные корни. но они будут точно не из Костино.

    В отношении Афониных я позволю себе с сокращениями повторить свой комментарий от 21.10.2011 к одной из последних публикаций о переезда на Урал (с некоторыми сокращениями):

    «У Афанасия Борисова было пять сыновей. Самсон (самый старший), затем Кирилл, Иван, Абросим и самый младший – Сергей. У двоих из них (Самсона и Сергея) уже была фамилия Афонин.
    У Самсона только один сын – Иван. У Кирилла – Иван и Родион Кирилловы. У Абросима – Афанасий и Панфил Абросимовы. У Ивана Афанасьева и Афонина Сергея Афанасьева детей не было. Таким образом, в Костино сформировалось три семьи Афониных.
    Следующие поколения (по семьям):

    1. У Ивана Самсонова рождается три сына — Полиект, Куприян и Иван Ивановы. У Полиекта детей не было. У Куприяна – четверо сыновей (Кузьма, Мирон, Павел, Федор Куприяновы). У Афонина Ивана Иванова рождаются и позднее живут в Шадринске Василий, Венедикт, Степан (?), Марка Ивановы.

    2. У Ивана Кириллова двое сыновей – Иван и Самсон Ивановы. У Родиона Кириллова – шестеро (Терентий, Сысой, Марка, Антип, Игнат, Тимофей Родионовы).

    3. У Афанасия Абросимова трое сыновей – Федор, Роман, Иван Афанасьевы. У Панфила Абросимова пятеро – Симон, Феопент, Иван, Максим, Потап Панфиловы. Позднее либо они, либо их дети живут в Екатеринбурге (Афонины Симон Панфилович, Максим Феопентович, Степан Иванович)».

    В дополнение к этому комментарию скажу, что сейчас удалось найти еще одну екатеринбургскую веточку Афониных от Ивана Феопентовича.

  27. Ольга 25 Дек 2011 в 21:00 ссылка на комментарий

    какая дискуссия развернулась ))

  28. Владимир 25 Дек 2011 в 21:11 ссылка на комментарий

    Да уж, Ольга, но в рамках данной темы все началось по сути с Вашей публикации, из которой я взял копию мирского приговора в отношении костинских жителей, что добрались аж до Барнаула.
    В этом ли городе мы будем искать наших Зайцевых?

  29. Ольга 25 Дек 2011 в 23:14 ссылка на комментарий

    да уж…
    скорее всего в январе будет у меня поездка в Барнаул — как-то надо сообразить — воспользоваться ситуацией.

  30. Наталия (Nath на ВГД) 31 Дек 2011 в 13:57 ссылка на комментарий

    Афонины, Родиона Кириллова, сыновья, похоже тоже в Барнауле осели:
    с ВГД (http://forum.vgd.ru/post/17/3249/p687696.htm)

    Томские Губернские Ведомости
    1872год

    №19 стр. 5
    Купец Афонин Антон Родионович
    Действительный член Омского Местного Управления Общества попечения о раненых и больных воинах за 1871г

    Томские Губернские Ведомости
    1873год

    №20 стр. 20
    бийский мещанин Григорий Иванов Афонин
    №46 стр. 4
    Барнаульский 2-й г. купец Игнатий Родионов Афонин

  31. Наталия (Nath на ВГД) 31 Дек 2011 в 14:16 ссылка на комментарий

    «Всероссийский адрес-указатель мануфактурно-галантерейных торговых домов» Москва. 1896
    г. Барнаул
    Афонин Петр Тимофеевич, годовой оборот 40 тыс. рубл.

  32. Владимир 01 Янв 2012 в 16:37 ссылка на комментарий

    Наталия, как приятно получить такие комментарии именно в канун Нового года и отвечать на них 1 января года наступившего.
    Я же говорю, что в Вас есть некая исследовательская хватка! С какой легкостью Вы находите такие важные сведения!

    Но все по порядку. Итак…
    Вы обнаружили в Барнауле сыновей Афонина Родиона Кирилловича (1785-1857). Нам известны следующие сыновья Родиона:
    Терентий (1804-После 1825), отдан в рекруты в 1825 году и более в Костино не появлялся;
    Сысой (1808-После 1869), зафиксирован в Костино в переписи 1869-1871 годов, но на это время «имеет питейный дом и живет в Сибири по годовому паспорту»;
    Марка (1810-1857);
    Антип (1827-После 1869);
    Игнат (1829-После 1869);
    Тимофей (1831-После 1869).

    Следовательно, Вы установили, что Игнатий Родионович переселился в Барнаул.
    Там же проживал и Петр Тимофеевич, что родился в 1853 году в Костино.
    Афонин Антон Родионович, который проживал в Омске в 1872 году — это, я уверен, Антип, имена эти постоянно сменяют друг друга от документа к документу.
    К сожалению, я ничего не могу сказать про Афонина Григория Ивановича, поскольку в Костино было девять Афониных Иванов (от Афанасьевича до Феопентовича), причем по крайней мере, четверо из них точно переехали в Екатеринбург и Шадринск, а для двоих из них последние сведения о проживании в Костино относятся к 1858 году (а переехать, как мы убедились, они могли раньше 1858 года). Следовательно, у кого-то из них мог уже в Сибири родится сын Григорий

    Спасибо, Наталия, это очень ценные сведения.

  33. Наталия (Nath на ВГД) 01 Янв 2012 в 19:55 ссылка на комментарий

    Владимир, приятны Ваши слова, но погодите, это еще не всё!

    Томские губернские ведомости №22 1894 г.
    «На основании устава о промышленности, изд. 1887 г, и согласно журналам губернского правления… разрешить содержание… барнаульскому мещанину Петру Тимофееву Афонину — кожевенных заводов»
    http://www.knigafund.ru/books/104932/read#page3

    Томские губернские ведомости №28 1894 г.
    «Список лиц и учреждений, пользующихся правом участия в выборе гласных Барнаульской городской Думы на четырехлетие, с 1894 по 1898 г.

    Афонина Игнатия Родионовича, купца, наследники»
    http://www.knigafund.ru/books/104938/read#page2

  34. Наталия (Nath на ВГД) 01 Янв 2012 в 20:08 ссылка на комментарий

    Томские губернские ведомости №29 1884 г.
    «О совершении актов.
    В Барнаульском Окружном Суде 28 июня 1884 года совершен крепостной акт барнаульскому 2-й гильдии купцу Игнатию Родионову Афонину, на купленный им у оханского мещанина Матвея Герасимова Рубцева деревянный одноэтажный дом с строением и землею за 270 руб.»
    http://www.knigafund.ru/books/104429/read#page5

  35. Наталия (Nath на ВГД) 01 Янв 2012 в 20:24 ссылка на комментарий

    пропустила при первом просмотре:

    Томские губернские ведомости №28 1894 г.
    “Список лиц и учреждений, пользующихся правом участия в выборе гласных Барнаульской городской Думы на четырехлетие, с 1894 по 1898 г.

    №185 Зайцев Федосей Ванифатьевич, мещанин”
    http://www.knigafund.ru/books/104938/read#page2

  36. Владимир 02 Янв 2012 в 8:14 ссылка на комментарий

    Посмотрел, Наталия. Интересная информация о разрешении содержания кожевенных заводов барнаульскому мещанину.
    Некоторые уточнения по датам жизни Афониных.
    Кстати, мать Зайцева Федосея Ванифатьевича — Афонина Ирина Родионовна 1815 года рождения, дочь Родиона Кирилловича, жена Зайцева Ванифатия Нефедевича еще по Костино.

  37. Наталия (Nath на ВГД) 03 Янв 2012 в 20:08 ссылка на комментарий

    Для коллекции.
    «Сибирский торгово-промышленный календарь 1914-1915»
    «Барнаул
    Кондитерския
    Афонин И.И., ул. Толстого

    Омск
    Бакалейные товары,
    Винно-гастрон. и колон. товары
    Кондитерские товары
    Парфюмерн. товары,
    Табачные товары
    Чай и сахар
    «Афонин С.И.» Базарная пл., дом Липатникова

    Кондитерские товары
    Афониной С-ья,Т-во, предст-ль И.П. Лашков, Надежд.,60″

  38. Владимир 04 Янв 2012 в 9:21 ссылка на комментарий

    Наталия, спасибо.
    Выписки по Омску, как мне кажется, это филиалы екатеринбургских торговых домов Афонина Степана Ивановича и Афониной Татьяны Алексеевны с сыновьями.
    А вот Афонин И.И. в Барнауле — пока лицо новое для нас, хотя я уже догадался, что это Афонин Иван Иванович, сын Афонина Ивана Феопентовича, естественно из той же самой большой семьи костинских Афониных — любителей новых мест.
    Но о нем (и не только о нем) в неоднократно обещанной мною отдельной публикации. Скажу лишь, что он немного попутешествовав по Сибири, вернулся с семьей в Екатеринбург в 1919 году.

  39. Наталия (Nath на ВГД) 07 Янв 2012 в 12:10 ссылка на комментарий

    Владимир, а может быть, Афонин И.И. в Барнауле — это сын Игнатия Родионовича? Не исключено ведь?

  40. Владимир 07 Янв 2012 в 14:51 ссылка на комментарий

    Безусловно, не исключено, Наталия. К сожалению, мы ничего пока не знаем о семье Игната Родионовича. Причем, я не знаю, существуют ли книги, которые описывают население Барнаула конца 19 — начала 20 века, как, предположим, «Город Екатеринбургъ».
    Возможно были какие-либо местные переписи, подобные переписи 1887 года в Екатеринбурге.
    Кстати, и материалы переписей, если, конечно, они были, и книги представляют интерес и по другим городам, например, Омску или Томску. Не исключено, что и там «наши» старообрядцы водились. Вон их как разбросало по Сибири и Уралу.

  41. Наталия (Nath на ВГД) 24 Янв 2012 в 19:56 ссылка на комментарий

    Замечу, что ваша цитата про Ганенкова Александра — иконописца из книги «Уральская икона» — неполна, окончание цитаты заслуживает упоминания:
    «ГАНЕНКОВ (Гоненков) Александр. Крестьянин Московской губ., иконописец. С 1848 г. проживал по увольнительному паспорту в Екатеринбурге, где сумел получить от городской ремесленной управы «дозволительное на иконописание свидетельство», утаив свою приверженность старообрядчеству. Когда же местный полицмейстер изобличил его, Ганенков скрылся и незаконно занимался своим ремеслом в частных заводах корнета Яковлева — Невьянском и Верх-Нейвинском. Более полугода Секретный совещательный комитет по делам о раскольниках при поддержке полиции и горного начальства безуспешно разыскивал Ганенкова, о чем был вынужден сообщить Московскому губернскому правлению»

  42. Владимир 24 Янв 2012 в 20:57 ссылка на комментарий

    Да, Наталия, интересное дополнение. Я действительно либо пропустил эту часть текста, либо вообще ее не видел.

  43. Наталия (Nath на ВГД) 03 Янв 2014 в 19:22 ссылка на комментарий

    Раз про Панковых — в этой теме. То, пусть будет здесь:

    «Панков Александр Петров, Кр. Богородск. у., Запонорск. в., д. Ляхова (поденщ.), 25 л., род. в Екатеринбурге; приг. Москов. Окр. С. (в 4 р., по разл.), по 1 отд. 177 ст. У. о нак., в тюрьму на 3 м. Исп. 29 сент. 1890 г.»

    стр. 190
    Ведомость справок о судимости [Текст] / изд. М-ва юстиции. — Санкт-Петербург : Тип. правительствующего Сената, 1872-1929. — 25-30 см.
    1891, кн. 2, ч. 2: Справки о судимости по приговорам общих судебных установлений. — 1891.

  44. Владимир 03 Янв 2014 в 19:41 ссылка на комментарий

    Скорее всего, Панков Александр Петрович — это сын Панкова Петра Ивановича. Очень интересно записан: из крестьян Богородского уезда, а родился в Екатеринбурге примерно 1865 году.
    Причем, посмотрите, как отец его, Петр Иванович записан: «Известен по документам Секретного совещательного противораскольничьего комитета за 1853 г.».
    Стало быть, Панков Петр Иванович успел уже получить определенную известность, следовательно, примерно с 1850 года проживал на Урале, а сын его, осужденный спустя лет эдак 40, ни сном, ни духом ни о каком Богородском уезде не ведая, тем не менее числился там крестьянином.

  45. Наталия (Nath на ВГД) 03 Янв 2014 в 19:45 ссылка на комментарий

    А как же тот факт, что осужден он был Московским окружным судом? Значит, он всё-таки где-то рядом с Москвой обитал?

  46. Владимир 03 Янв 2014 в 20:03 ссылка на комментарий

    Наташа, Вы, как всегда правы! Что-нибудь да упущу…
    Тем не менее, нужно бы посмотреть Панковых в «Городе Екатеринбурге».

Написать комментарий