Кизический монастырь в Казани
В этом месте трамвайный маршрут отклоняется от преимущественно северного направления несколько на запад для того, видимо, чтобы зафиксировать остановку «Школьная» — так она называлась раньше. И не без основания, поскольку слева рядом с остановкой действительно было две двухэтажные школы, одна деревянная, другая — кирпичной кладки. Первую разобрали давно, вторую преобразовали в Центр детского творчества. Чуть дальше и справа от дороги в 60-е годы построили новую четырехэтажную школу. Правда, и она где-то в 70-е годы превратилась в Учебно-производственный комбинат. Позднее это здание занял Арбитражный суд.
Решили и остановку переименовать на «Дом обуви». Название это сохранялось еще долгое время после того, как этот с поистине совковыми традициями магазин «канул в лету». Ныне вагоновожатый объявляет здесь: остановка «Супермаркет Ак Барс». Магазин этот, возможно, еще существует, но составить конкуренцию расположенному тут же огромному гипермаркету «Тандем» просто не в состоянии.
Да что магазины, какими бы огромными они не были! У этого места гораздо более важное историческое название. Здесь, где раньше должны были завершаться кустарник и пойменное разнотравье, дорога уходит на подъем. И в самом начале этого взгорья, в 1687 году в Казани был заложен Кизический монастырь.
Его колокольня (56-метровая, построенная в 1836 году по проекту архитектора Ф.И.Петонди) некогда была самым высоким сооружением в городе.
В 1919 году уничтожены были практически все храмы Кизического монастыря, обе колокольни, а также знаменитое монастырское кладбище, где были похоронены многие известные люди Казани, а его территория превращена в парк.
Так выглядят сейчас строения Кизического монастыря со стороны улицы Декабристов. Интересно сравнить эту фотографию с первой из приведенных выше старых открыток с видом монастыря.
Дополнение к статье от 21 мая 2015 года
Дополнение – это три фотографии. Две первые из них сделаны, как мне кажется, в канун какого-то субботника, например, Ленинского в апреле.
Фотография сделана, по всей видимости, в начале 1960-ых годов с балкона пятого этажа дома по адресу: ул. Декабристов, 117. Этот дом достаточно долгое время называли «офицерским», он построен в 1950-е годы напротив парка «Сосновая роща» к которому с юга примыкает Кизический монастырь.
Первая фотография – взгляд на юг, в сторону центра города, просматривается река Казанка. Второе фото – взгляд на север.
Отдельно еще одно фото, на котором указан год – 1943. Могу предположить, что на снимке очень характерная для того времени картина, учитывая то обстоятельство, что авиационные заводы, расположенные за городом, никакого иного транспорта, кроме трамвая № 9, в ту пору не было.
Сегодня опубликовано дополнение к этой статье
Про 43-й год… как-то сильно злобно написано(прочитывается). А до 17-го года транспорта для работяг было видимо не видимо? Война если что.. Статья не понравилась. (Коренной житель Казани с корнями далеко не рабочего класса, проживающая с рождения в районе не понравившемся писателю!!!!)
Наталия, Вы пишете:
«Про 43-й год… как-то сильно злобно написано(прочитывается)».
Я. как автор статьи, забеспокоился, что это я там такого «злобного» понаписал, и тут же бросился статью перечитывать… И никакой крамолы там не обнаружил.
Разве что к факту проявления «злобы» должна быть отнесена фотография с переполненным вагоном трамвая, но как же такое может быть — фотография существует как факт, нравится это кому-то или нет.
Поскольку я последние 68 лет прожил в Соцгороде, то вволю наездился на подножках вагонов трамвая № 9 — да, для пацанов просто неприлично было втискиваться в переполненные вагоны. Ну и что? Испытываешь по этому поводу прежде всего ностальгию! Не надо в фотографии искать то, чего там нет.
Кизический монастырь, кстати, находился за городом и никакого транспорта не то, что до 1917, а даже до 1930 года, не было, разве что попутные телеги.
Что до 1943 года, то, когда в Казань эвакуировали из Воронежа моторостроительный завод, то будущих родителей моего друга вместе с другими эвакуированными поместили в здании оперного театра, что на нынешней площади Свободы.
Чтобы попасть на завод, они шли сначала на конечную остановку трамвая и проезжали практически весь его маршрут. Бывало и так, что из-за множества народа сесть в трамвай даже на конечной остановке (не говоря уж о последующих остановках) не удавалось и приходилось идти пешком, по моим представлениям, это примерно 1 час 40 минут или чуть больше.
Второе воспоминание по рассказам моей мамы, когда родители (без меня) жили в поселке Урицкого. Каждое утро в войну директор одного из заводов (кто — она не помнит) останавливал на остановке свою служебную машину и забирал с собой столько людей, сколько машина могла взять — иначе им пришлось бы, как и всем остальным, идти пешком.
Наталия, не нужно искать негатива (злобы в том числе) там, где его нет и не было. Такая была ситуация, а что бывало с опоздавшими, Вы сами, надеюсь, читали.
Ну, а что до того, что сам рассказ не понравился — это не страшно. Кому-то другому, возможно, понравится…