Казмашстрой

«Соцгород» следует читать как Социалистический город. А сложилось так: в 1930 году было решено одарить большие промышленные стройки страны вот такими «кварталами будущего». И в 19 (как подсчитал я на одном из Интернет-сайтов) бурно развивающихся промышленных зонах больших и малых населенных пунктов появились социалистические города. И в том числе, в Казани рядом с Казмашстроем…
Собственно, жилые кварталы были неотъемлемой частью огромной стройплощадки.
К сожалению, я не встречал анализа этого проекта как, например, с архитектурной позиции, или с социальной, а, может быть, еще с какой-нибудь стороны, но, полагаю, феномен социалистических городов достоин такого анализа, а я с интересом бы такую работу почитал.
Естественно, что мои краткие наброски носят абсолютно субъективный характер восприятия социалистического города глазами человека, прожившего в нем около 60 лет. Но человека, по понятным причинам, даже не задумывавшегося до сегодняшнего дня о том, что какие-то штрихи такой «среды обитания» стоило бы запомнить, да более того, «положить» случайно запомненное на бумагу, вернее, занести в компьютер.

Но, безусловно, главным мотивом сложить какие-то фразы, сохранив их в компьютере, является не факт собственного контакта с этой средой обитания, и даже не то, что мои родители прожили в Соцгороде, пусть меньше меня, но все же достаточно долго. Нет, конечно. Главное то, что дом, в котором мы живем сейчас, строил мой отец. Мало того, как я понимаю, дом этот не был главным объектом его деятельности.
В его трудовой книжке, сохранившейся у нас дома, есть следующие записи:
15 февраля 1934 года принят на должность десятника треста № 14,
21 декабря 1936 года переведен на должность прораба (того же треста),
18 июня 1947 года назначен на должность начальника строительного участка № 1 треста п/я 734, (в которой проработал до марта 1956 года).
Дальнейшая строительная деятельность отца мне известна, я знал примерно, что за объекты он строит, на некоторых бывал вместе с ним, бывал и на его рабочих местах в трестах, которыми он руководил.
Отец начинал работать в Казани на строительстве основного объекта водоснабжения города — Волжского водозабора, первая очередь его была сдана в 1937 году, а вторая очередь несколько меньшей мощности — уже после войны, в 1950 году.

Вот что писали казанские газеты в 1935 году:
«…Значение сооружаемого сегодня Волжского водозабора выходит далеко за рамки Казмашстроя. В этом заинтересована вся Татарская республика.
О размахе работ можно судить по такой характеристике. Водопровод будет обслуживать не только Казмашстрой и входящие в него заводы №№ 124 и 130 и ряд вспомогательных предприятий, но и такие крупнейшие самостоятельные предприятия, как фабрика кинопленки, КазТЭЦ №1, Вагонострой, и всю промышленность Казани. Кроме того, водопровод сможет обслуживать все население будущей Большой Казани из расчета: по Соцгороду — 350 тысяч жителей, по старому городу — 325 тысяч и по Заречью — 126 тысяч. Приняты следующие нормы душевого потребления воды: по Соцгороду — 150 литров в сутки на одного человека, по Заречью — 100 литров, по старой Казани — 150 литров. Общий расход воды выражается грандиозной цифрой в 295 тысяч кубометров в сутки, или 3,41 кубометра в секунду!
Источником водозабора является Волга. Вода из реки набирается КРИБом, часть воды фильтруется, часть — только очищается.
Все сооружение располагается по следующей схеме: сначала идет КРИБ, потом три металлические станции подъема. От станции первого подъема до второй станции прокладывается деревянный трубопровод. Три нитки водовода связывают Волгу с Соцгородом. Отдельная магистраль поворачивает на площадку Машинстроя, вторая — на Казань. Таким образом, две нитки направляются на промышленное строительство и три — специально для питьевой воды…».

О масштабности стройки и кадровых проблемах можно судить по такой заметке:
«… большой объем строительных работ, запланированных на 1932 год, потребовал резкого роста численности рабочих: в мае Авиастрой должен был иметь 7 тысяч, в июне —22 тысячи, а в июле — уже 38 тысяч человек. Было ясно, что такое количество рабочих со стороны не придет. Татария сама должна была поставлять рабочие руки в другие районы страны. Только летом 1932 года в Магнитогорск было затребовано три тысячи человек, на шахтах Донбасса к концу 1931 года работало около 35 тысяч посланцев Татарии».

Не обходилось и без критических замечаний (1934 год):
«Еще в прошлом году Казмашстрой обязался отремонтировать Тайницкий мост через Казанку. Однако руководство треста не учло, по-видимому, всей серьезности обещания и не обеспечило необходимых условий для его воплощения.
Работы на мосту ведутся с начала февраля, но заметного сдвига нет. Главный инженер Казмашстроя тов.Зайцев, несмотря на категорическое требование Бауманского райкомхоза увеличить рабочую силу, посылал на ремонт моста недостаточное количество строителей, к тому же недостаточно квалифицированных. И даже эта рабочая сила использовалась нерационально. Никаких признаков организации труда на Тайницком мосту не было. Люди бездельничали — из-за отсутствия планов, инструментов, стройматериала.
Сейчас под угрозой находится само существование моста. На носу ледоход, и если паводок снесет старое строение, будет порвана связь города с новостройками в Заречье и всем авиапромом. В свете подобной перспективы Казгорсовет на днях постановил перебросить на ремонт моста основные силы Казмашстроя и гормостстроя в количестве 72 человек. Одновременно подобные же работы на Татарском мосту через Булак решено временно заморозить».

Продолжение в статьях: Как это делалось в Казани. Часть 1
Как это делалось в Казани. Часть 2

admin 10 Мар 2010 17:36 Казмашстрой - Соцгород 2 комментария RSS лента комментариев

“Казмашстрой”

комментария 2

  1. Татьяна 03 Июн 2010 в 9:01 ссылка на комментарий

    Володя, ты такой молодец

  2. Людмила Коробкова 03 Янв 2014 в 21:33 ссылка на комментарий

    Как же всё это интересно!

Написать комментарий