Рассказы из истории старообрядчества. О Никоне (первое послание протопопа Аввакума)

Мы опубликуем еще один из рассказов Сергея Васильевича Максимова, которые он создает по следам старообрядческих источников. Это пересказ так называемого «первого послания» протопопа Аввакума.

Протопоп Аввакум Петрович, по отношениям своим к личности патриарха Никона, был несравненно последовательнее всех остальных противников патриарха. Сильный и неподражаемый диалектик, он не прибегал к мелкой брани и ругательствам, которыми пересыпаны все другие сочинения и в особенности те, которые вышли из под пера Андрея-Поморянина. Обладая огромною, поразительною начитанностью, он давал своим сочинениям тот колорит, каким резко отличаются все его так называемые толкования и послания: произведения протопопа прежде всего отличаются законченностью выводов, крайнею выработанностью выражений. Знакомый со всяческими делами в Москве, и церковными, и гражданскими, он в исторической части своих работ поучительнее и значительнее всех остальных раскольничьих писателей. Не имея нужды прибегать к пасквилям, сплетням и уловкам, он, при помощи огромной своей начитанности и громадном знании, успел сделать то, что сочинения его преимущественно прошли в массу народа и даже породили, как мы уже раз прежде сказали, особую секту, названную по имени протопопа – аввакумовщиной. Зная лично и притом коротко патриарха Никона, он не позволил себе ни разу пуститься в мелкий и дробный анализ особенностей характера, чтобы потом привязками омрачить его перед миром многочисленных врагов патриарха. Это дело он предоставил другим; себе оставил часть самую важную и в этой части он именно был и необыкновенно последователен и логичен. Протопоп главным образом видел в патриархе противника старой веры, и не будучи в состоянии раз примериться с мыслию об «отступничестве» Никона, по времени шел в своих обличениях все дальше и дальше и, наконец, в одном из последних своих посланий к некой дщери христовой видит в Никоне предреченнаго антихриста.
На этом-то именно послании мы и решаемся остановиться на этот раз, столько же для того, чтобы познакомить с его содержанием, сколько и для того, чтобы представить образчик сочинений протопопа.
«Колико от отец навыкох разумети писание (говорит он сам за себя), и да познаеши время ее совершенно (т.е. пришествие в мир антихриста), — отвечает он на запрос о времени пришествия противника Христова. И продолжает: много говорят, по неведению божественнаго писания, что антихрист явится в настоящем Иерусалиме; иные говорят, что на земле чувственной скоро будет представление этого света, другие уверяют, что на чувственной земле пророкам божиим Илье и Евоху не быть, и что многие люди придут послушать их благовестие человеческому роду и никто их не поймет. Когда же кончут они свои пророчества в «полчетверта лета», тогда, по попущению Божию, он «предреченный зверь» (т.е. антихрист) убьет их и тела их оставит непогребенными на стогнах великаго города Египта 9»иже духовно наречется Содом»). Полежат эти тела на земле полчетверта лета («во образ пророчества их») и дух жизненный снидет в них и возьмутся они на небо. Потом антихрист убьет Иоанна Богослова (будут великие беды еще и до того времени) и кто промедлит, тот легко и удобно пленен будет дьяволом. Но ты, дщерь Христова, мужайся и укрепляйся в истине, и если уже письмом своим просила меня и предала мне свою душу, то уверься во всем, о чем я тебе скажу словами священнего писания. Пророк говорит: «от севера лукавство сказует нам». Какое же лукавство сказует нам пророк явно? Явно, что возвестил антихристу быть в северной стране. Афанасий-Великий объявил Антиоху, что антихрист будет в Кифополи. Скифополь же – северная страна, наша русская земля. Св. Иоанн Златоуст (в беседах на послания апостола Павла), указывает быть антихристу в Риме; а св. Кирилл во многих местах своей книги («во знамениях») вспоминает, что царство антихриста Христова будет в Риме. С ним соглашаются и многие другие. Святой же Селиверст папа римский («еда с небеси послал к Филофею, патриарху Царяграда») нашу русскую землю, за ея благочестие признает третьим Римом, да и в Кормчей книге русскую землю пишут: «третьему Риму», а греческое царство там называется вторым Римом. Св. Кирилл в писании об антихристе говорит, что он будет ни от царей, ни от роду царскаго, а блаженный Петр Дамескин, что он будет чернец и иметь возсталь в северной стране и всех древних еретиков превзойдет в своей ереси. Это толкование весьма похоже на наше нынешнее время. «Избранный сосуд» Павел апостол в послании своем пишет об антихристе, что «аще не пройдет отступление, прежде открыется человек беззаконию сын погибели» (противник). Св. Златоуст, толкуя это послание – это сам антихрист, что отступление придет от веры, ибо сам антихрист является благочестивым, а потом сам же учинит отступление и потому прозовется сыном погибельным. По той причине не честием своим погубит многия души, если «не утрезвлятся; прельстит избранных, а потом нападет от власти на безначалие и после себя приготовит весьма да делают лукавая». Все это похоже на то, что по истине «люто» делают теперь ученики его (подразумевая под этим, разумеется, противников старой веры). Св. Апполит говорит об антихристе, что он льстив, беззаконный и отречется от своей славы. Св. отцы писали в Нексарии, что он становится станом в Иерусалиме; св. Ипполит прибавляет к этому, что он соорудит каменный храм, такой же, как в Иерусалиме. А св. Кирилл завершает все это тем известием, что антихрист покусится создать деревянную Соломонову церковь, «с иным богомолием», но до конца этого храма не сможет довести, даже не успев покрыть ее верх. Да и в толковом апокалипсисе острожной печати писано, что антихрист будет изображать из себя Христа в исполнение пророчества «воздвигну скинию падшую Давидову, изриновение ея паки воздвигну», и таковым делом во всем изображает из себя Христа. Писано о нем, что он льстец. Во всем этом хочет ему быть подобен Никон «пагубник», который построил в северной стране Иерусалим и реку назвал Иорданом, и церковь такую же, как в Иерусалиме, построил, и в том своем льстивом Иерусалиме саном установил.
«Время же Никона – время антихриста».
Об этом ясно пишет списатель книги «Правыя веры», говоря, что «по тысяче от воплощения Божия Слова Рим отпал, со всеми западными странами, от восточной церкви; в пятисотное же лето, девять-десять пятой тысячи жители от веры отпали и в сем заручную грамоту дали римскому папе: и сие второе отторжение христиан от восточной церкве. И тогда же Литва отпала от веры. Оберегая наше московское гусударство, писали святи отцы: едва исполнится от воплощения Божия слова 666 (здесь и далее число «666» записано славянскими буками) лето, тогда и нам подобает имети опасение, чтобы такоже не пострадали, якоже и римляне, и Литва. И ведая, не опаслись. «Сатана же со своим сосудем, с Никоном, на том году веру издеся изгубил, а ныне и Досталь истребили и ученицы его». Списатель книги «Правыя веры» говорил, что тут и кончина века, а потому многие и недоумевают об этом и говорят, что уже пришло то время, о котором писано в книге «Правой веры». Но списатель, вспомянувши об этом выше в том же слове, не мог и сделать иначе: св. Иоанн Богослов в «Апостоле» и в «Апокалипсисе», в 8-ой главе, пишет, что сатана связан на тысячу лет, а свю Ипполит пополняет это предсказание объяснением такого рода, что связан сатана на тысячу лет, считая годы эти от сошествия с ад Господа нашего Иисуса Христа. Когда, пишет Ипполит, пройдет тысяча лет от сошествия в ад, и когда, после той тысячи лет, исполнится число лет 666 и тогда, говорит, будет конец, придут на землю пророки. Не пророчествую я, но пишу от пророк: например, Даниил свидетельствует об одной неделе, в половине которой будут на земле пророки и возвестят «со дерзновением» время времени. Писали же святые отцы и вспоминали со слезами, что быть-де великому развращению во всех людях, особенно когда, в среде самых христиан люди разделятся на три части. И теперь видим это и не дивимся: Господь говорит: «горе миру о соблазне». И ты, госпожа, разсуждай об этом, и что съумеешь отделить от суевернаго в отеческих преданиях, о том умалчивай. Разсуждениям страдальцов повинуйся во всем, о чем я помянул выше. Верю я, что когда та так начнешь поступать, не удалится от тебя спасение твое и да будет с тобой благодать Господа нашего Иисуса Христа. Аминь».
В конце послания сделана приписка рукою самого Аввакума, приписка следующего содержания: «А нынешние ученицы Никоновы пианицы, философии слепи, вожди все возбесишася, яко пси лают на церковь Христову и святых отец облыгают, и нас православных христиан проклинают и мучат. Апостол глаголет: гонимый христианин Христа в себе носит, а гонящий – сатане работает».

Ну, что тут скажешь – добавляю я от себя: слова-то Аввакума не только к определенному времени относятся и верны, но и с течением времени верными сохраняются, да и по сути своей – за рамки веры выходят!

Написать комментарий