Исход

Вечером после бурного, можно сказать, настоящего порога, мы встретили выходы камня. Герман определил, что это гипс. Заночевали на высоком месте. Прямо под нами был выход из порога. Шумно, конечно, но уж очень красивое место.
Вчера во время обеда, когда Галина мужественно чистила моего окуня, мы услышали странные и подозрительные звуки. Более всего это напоминало отдаленную канонаду. Но объяснение пришло простое: может быть, это сбрасывают в воду лес. Значит близко лесопункт…

Мы стоим над излучиной реки и поджидаем ребят. Влево по берегу штабели бревен, куски коры, древесная труха. Это, действительно, лесопункт. Справа большой длинный дом, в котором уже давно, по-видимому, не было людей. Так и не понятно, что же за звуки мы слышали вчера.
К вечеру встречаем людей, шесть человек из Москвы. На трех байдарках. Идут не спеша, в отличии от нас, поскольку их отпуск не израсходован не в пример нам. Поэтому нам и удается их догнать. Продукты у них тоже на исходе,
Ребята приглашают ночевать с ними, но мы решаем дойти до избушки, по карте она рядом. Избушка стоит на высоком правом берегу в густом лесу и заметили мы ее, когда подплыли вплотную. По описанию Штюрмера от нее до устья 42 километра. Буквально рядом, несколько сот метров выше по реке, вправо уходит протока на Шудозеро. Хотелось бы побывать там, но, к сожалению, нет времени.

День седьмой на Пушкеньге. Часа через два, как вышли на воду, нас догоняют москвичи. Догоняют и вскоре скрываются впереди за поворотом, оставив нам в подарок две банки тушенки. Проходит час, и снова видим ребят. Байдарки застряли посреди реки, которая устроила в этом месте длинную и очень мелкую шиверу. Мы тоже почувствовали дно, выбрались на берег и перетащили лодки. Помахали на прощание москвичам, остановившимся на другом берегу, и ушли дальше. Причалили рано, поскольку встретили еще одну избушку. На Пукшеньге это всегда означает хорошее красивое место. Уже темнело, когда в избушке появился невысокого роста человек. Он, видимо, шел на веслах, так как пристал к берегу совершенно бесшумно. Когда мы спросили, сможет ли он подбросить нас до деревни, он спокойно согласился. Это был добрый вечер. У нас оставалась последняя бутылка водки и остатки рома для девчонок. Заодно съели и все оставшиеся продукты и улеглись спать в жарко натопленной избе.

С утра Володя с рыбаком отправились снимать сети, а мы собирали вещи. Уже на воде сделали связку из лодок. Первый вариант связки вышел неудачным, но затем мы стали пропускать веревку под днищем лодок, при этом на ходу нос лодки слегка приподнимался. Пошли с ветерком. Но оказалось, что у такого передвижения есть свои минусы. Уже через час без движения мы порядком окоченели. День был холодный и, несмотря на теплые вещи, ветер продувал изрядно.

Стали попадаться лодки, как идущие навстречу, так и обгоняющие нас. Естественно, что наша связка вызывала у всех живейший интерес. На перекатах мотор глушили и поднимали. Через несколько часов хода лес по берегам исчез, запахло жильем, рыбак наш прибавил скорости, а мы лихо проносились в полуметре от торчащих коряг. Потом увидели много крыш, Не успели причалить к мосткам, как совсем близко раздался низкий бас гудка – это подал голос теплоход на Северной Двине. 23 дня назад мы в августовский жаркий день ушли с этой реки, а возвращаемся сейчас, когда на пожелтевших болотах созрела клюква…

Архангельская обл., август 1972 г.