Старообрядческие храмы и часовни Подмосковья. Большие Дворы — Егорьевск

Фотографии, использованные в настоящей статье, выполнены и представлены для публикации на блоге «Старообрядческое Подмосковье» их автором – Олегом Шуровым.Повторюсь, но это не страшно: я не ставлю себе задачу фундаментальных рассказов о тех местах, где сохранились (или где были, но не сохранились) старообрядческие храмы и часовни. Да, и эти заведомо краткие рассказы, скорее всего, будут отличаться друг от друга.

Большие Дворы
Исторически правильное название селения – Большой Двор (современное «Большие Дворы» вошло в обиход в 2006 году). Селение расположено вблизи озера Данилищево. В связи с этим принято считать, что впервые упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Даниловича Калиты (1399 год) как «Данилищова слободка».

Из статьи Е.В.Жуковой «Большой Двор»:

В конце ХVIII века деревни Большой Двор, Гаврино, Кузнецы, Заозерье принадлежали помещику Всеволоду Алексеевичу Всеволожскому, камергеру высочайшего двора и обер-прокурору Правительствующего Синода. (Сыновья пензенского помещика Андрей, Всеволод, Сергей Всеволожские служили в гвардии, в 1762 году стали участниками дворцового переворота, который привел к власти Екатерину II). Царица щедро наградила их высокими чинами, землями и тысячами крепостных. Одна из пожалованных им во владение вотчин — село Буньково с сорока окрестными деревнями. Всеволод Алексеевич Всеволожский умер в 1796 году, все свои владения он завещал племяннику Всеволоду Андреевичу Всеволожскому…

…В начале ХIХ века Большой Двор с окрестными деревнями принадлежал помещику Николаю Гавриловичу Рюмину (1793-1870), тайному советнику и камергеру высочайшего двора. В 1851 году Рюмину принадлежали в Богородском уезде Московской губернии кроме прочих деревни Андроново, Большой Двор, Борисово, Буньково, Васютино, Востриково, Гаврино, Грибанино, Заозерье, Кузнецы, Михалево, Носырево.

Большедворские крестьяне Барановы, андроновские Чайковы вступали в купеческое звание, открывали Торговые дома, заводили торговлю в Москве, в Нижегородской и Ирбитской ярмарках, сбывали товар в страны Средней Азии, Индию, Иран. В 1905 году на Всемирной выставке в Париже продукция Торгового Дома «С. и Ф. Барановы» была отмечена золотой медалью. В России платки были очень популярным изделием. По христианскому обычаю женщина должна появляться в обществе только в платке. Существовал даже обычай: на свадьбах всех гостей одаривали платками, для этого готовили их целые сундуки. Барановы жертвовали средства на реставрацию храма Рождества Христова в Заозерье, где С.И. Баранов состоял церковным старостой. В то же время большинство жителей Большого Двора относились к приходам старообрядческих храмов, в Андроново, по сведениям одной из церковных ведомостей конца ХIХ века, все жители состояли в приходе старообрядческого Христорождественского храма.

В старообрядческом храме Рождества Христова деревни Андроново с 1989 года вначале «уставщиком-псаломщиком», а затем, будучи в 1995 году рукоположен в сан иерея, служил о. Семион (Сергей Дурасов). Следует сказать, что Сергей Дурасов известен как публицист, слог у него замечательный.
Мы уже кратко рассказывали на страницах блога историю о том, что, вернувшись с межхристианской конференции в Италии, в начале ноября 2009 года, священноинок Симеон (Дурасов) обратился к прихожанам храма в селе Андроново с сообщением о намерении оставить служение. Мотивировал Сергей Дурасов свое решение намерением вступить в брак с гражданкой Франции. Надо ли говорить, что это вызвало далеко неоднозначную реакцию, как среди прихожан, так и в РПСЦ в целом.
Сайт храма, на котором еще сохранилась электронная почта священноинока Симеона, по-моему, прекратил свою деятельность, по крайней мере, а в разделе «Новости» этого сайта последняя запись относится к 13.02.2010.
Но мне по душе реакция о. Андрея Кураева: «…Какой молодец Сергей! Он всегда был прежде всего честным человеком. Он не стал притворяться монахом и жить с женой…»

bolsh_dvori_1.jpg

bolsh_dvori_21.jpg

Старообрядческая церковь Рождества Христова в деревне Андроново. Фото 2010 года

Гвоздна

Село Гвоздна, известное по письменным источникам с 14 века, ныне не найти на карте. Однако его след в духовной истории края весьма значителен.

Село располагалось на левом берегу реки Десны, на расстоянии 1 км к Юго-Западу от деревни Чёлохово. Существует предание, что первые миссионеры именно здесь крестили местное население и уйдя, оставили икону Св. Великомученика Никиты, который и стал небесным покровителем этой части Гуслиц. По другому преданию, образ был утрачен и вновь явлен в 17 веке, в ознаменовании чего крестьянином Сергеем Ивановым в 1668 году была построена деревянная церковь. Гвоздна стала центром одноимённого прихода Коломенской епархии.

В 1770-е годы владелец села Демидов вывез своих крестьян на уральские заводы и в 1792 году церковь была перевезена в Егорьевск, на городское кладбище, где сгорела в 1918 году. Село опустело и заросло лесом, но жизнь в нём не замерла. Место церкви и старинного погоста стало местом паломничества старообрядцев, как из прилегающих гуслицких деревень, так и их дальних краев. В конце 19 века, владелец леса купец В. Клопов поставил на месте бывшего погоста часовню, обустроил источник, из которого брал начало Никитский ручей и поставил бревенчатые дома для паломников. Для молебнов была расчищена поляна, а специально для крестных ходов — лесная дорога. В начале 20 века журнал «Старообрядческая мысль» неоднократно писал о многолюдных богослужениях в лесу и называл эту лесную поляну «Обителью Мира». № 7 журнала за 1915 год упоминал и о большом красном камне, сохранившемся в лесу от основания столь чтимой в народе церкви.

В советский период потери этой заповедной части Гуслиц были особенно тяжелы. Была разрушена часовня и снесён посёлок паломников, разобрана старообрядческая молельня в соседнем Чёлохово. Тем не менее тайные молебны у источника и камня продолжались до конца 40 годов 20 века.

В начале 70 большая часть «Обители мира» физически перестала существовать. Вплотную подошедшие с запада фосфоритные разработки перевернули грунт на глубину до 18-20 метров. Источник был уничтожен, но камень из основания церкви уцелел. Источник

bolsh_dvori_3.jpg

bolsh_dvori_4.jpg

Старообрядческая часовня Никиты Великомученика в урочище Гвоздна. Фото 2009 года

Губино
Речь здесь пойдет о Губино бывшей Дубровской волости Богородского уезда, которое расположено верстах в 12 восточнее Дулево. Второе, важное для старообрядцев, Губино бывшей Ашитковской волости Бронницкого уезда – это крупное село верстах в 10 южнее Молоково.
На официальном сайте Московской Митрополии РПСЦ можно найти следующие сведения о Губино:

Село Губино находится между реками Клязьмой и Нерской и Сеньгой-озером, в 25 километрах от ст. Орехово-Зуево. По устным преданиям, Губино (в прошлом — деревня Губинская) существует около 300 лет. Название селения произошло от губительной, гиблой, болотистой местности окрест деревни, где скрывались преследуемые царем и властью старообрядцы. В те далекие годы Губинская входила в состав Кудыкинской волости Покровского уезда Владимирской губернии и имела три улицы, названные по именам трех братьев-помещиков: Измайловскую, Николаевскую, Александровскую.

После 1861 года сюда переехали гуслицкие купцы-староверы Кокуновы. Тихон Александрович Кокунов вскоре построил одноэтажный кирпичный корпус для ткацкой и красильно-аппретурной фабрики с керосиновым освещением. Серапион Александрович Кокунов открыл ткацкую фабрику в двухэтажном корпусе. Всего у Кокуновых на фабриках было 250 ручных станков. Кузьма и Степан Кокуновы владели торфяными машинами. Промышленная добыча торфа в окрестностях Губина началась в 1913 году. Губинское болото относилось к Ликинским торфоразработкам.

Губинская старообрядческая моленная находилась сначала в доме крестьянина Кузнецова, затем было построено отдельное деревянное здание. В 1876 году на месте деревянной моленной на средства Серапиона и Тихона Кокуновых была выстроена каменная церковь старообрядцев белокриницкого согласия. Здесь разместилась главная губинская святыня — икона Казанской Божией Матери…

…В деревне икону поставили в старообрядческом молельном доме. В нем она пребывала до большого пожара 1847 года.

Всенародные почести и прославление Губинской чудотворной иконы начались с избавления от холеры села Слободищи Богородского уезда… С тех пор большую часть года чудотворная икона посещала разные места старообрядческой России. Ее везде принимали с радостью и умилением…

…Духовенство господствующей церкви часто ополчалось против чудотворной иконы, искало случая отобрать ее у старообрядцев. До 80-х годов XIX века даже открытое перенесение святой иконы из храма поперек улицы с пением считалось преступлением, и почти вся уездная полиция приводилась в боевую готовность. Старообрядцы ревностно и бдительно охраняли дорогую святыню: от властей икону прятали в закрома, в рожь и т.п. Если везли икону в другую деревню, то обычно ее прятали в середину какой-нибудь клади, чтобы избежать подозрения полицейских. До 1915 года икона находилась в доме братьев Кокуновых.

Первым священником, настоятелем храма стал о. Иоанн. В 20-е годы в возрасте около 70 лет отец Иоанн был репрессирован и по дороге в ссылку умер. Об этом позже сообщили прихожанам местные купцы-старообрядцы, также подвергшиеся репрессиям…

Нужно сказать, что та же участь в период до 1940 года постигла и последующих священников храма: о. Филарета, о. Николу, о. Еразма.

…В эти же самые годы преследований за святую веру многое претерпело и само здание православного старообрядческого храма — на рубеже 1939-1940 годов святыня горела, а вскоре храм использовался (вплоть до 1945-го) не по назначению. По воле власти, здание отняли у верующих в пользу местного колхоза…

Службы в храме возобновились с послевоенного времени.

…С 1945 по 1960 гг. здешний приход возглавлял отец Сергий… По воспоминаниям прихожан, о. Сергий обладал великолепным певческим голосом. Также рассказывают, что он долгие годы до своего священства служил диаконом в старообрядческом Покровском кафедральном храме на Рогожском кладбище в Москве. Вслед за ним, с 1960 по 1962 гг., настоятелем губинского храма стал о. Максим. По словам старожилов, он родом из Гуслиц. На смену о. Максиму пришел священноиереей Антоний…

…Затем почти целое десятилетие у губинского храма не было постоянного настоятеля. В 80-е годы священников сюда направляла Московская старообрядческая Архиепископия. И, наконец, в 1992 году постоянным священником стал отец Зотик (Еремеев). В этот сан его рукоположил первый старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Алимпий. Еще в бытность о. Антония о. Зотик ревностно служил в губинском храме уставщиком. Сам Зотик Иоасафович Еремеев родился в 1947 году в семье коренных староверов. Позднее закончил Духовную семинарию. До 1994-1995 гг. о. Зотик являлся настоятелем храма, многое претерпел от святотатцев, пытавшихся ограбить святыню и украсть чудотворную икону Казанской Пресвятой Богородицы.

С 1 июня 1995 года в Губинском храме служит священник Александр (Селин), рукоположенный митрополитом Алимпием. Его дед Петр Александрович Селин (1890-1967) был известным старообрядческим деятелем, протоиереем, благочинным Горьковской области.

bolsh_dvori_5.jpg

bolsh_dvori_5_1.jpg

bolsh_dvori_6.jpg

Старообрядческая церковь Иконы Божьей Матери Казанская в Губино. Фото 2009 года

Давыдово
Вместо рассказа о Давыдово я ограничусь краткой информацией о не столь давнем событии в этих местах.

10 мая 2013 года состоялся крестный ход в с. Давыдове. Священники Московской епархии и прихожане подмосковных храмов с пением Пасхального канона прошли по селениям Гуслицкого края. Возглавил крестный ход Преосвященнейший митрополит Корнилий. Устроители мероприятия, община храма Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня с. Давыдова, уже не в первый раз принимают гостей. По сравнению с прошлыми годами в этот раз молящихся было меньше, однако, по отзывам постоянных участников крестного хода, очень слаженно и красиво пели клироса. По традиции молящиеся прошли по деревням Давыдово, Гора, Елизарово, Ляхово и вернулись в Давыдово. Жители этих селений — старообрядцы и потомки старообрядцев. Некоторых пожилых прихожан Давыдовского храма, не сумевших попасть на богослужение, владыка Корнилий посетил лично. Общая протяженность пути составила 7,5 километров. Молящиеся преодолели его за 4 часа. Торжества продолжились за праздничной трапезой. Крестный ход

Публикую я это с надеждой на то, что участники блога что-то добавят к этому краткому рассказу.

bolsh_dvori_7.jpg

bolsh_dvori_8.jpg

Старообрядческая церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Давыдово. Фото 2009 года

bolsh_dvori_9.jpg

Старообрядческая церковь Воздвижения Честного Креста Господня (строящаяся) в Давыдово. Фото 2009 года

bolsh_dvori_10.jpg

Старообрядческая часовня Николая Чудотворца в Давыдово. Фото 2009 года

Данилово
Если двигаться по трассе от Куровского в Павловский Посад, то примерно на полпути встретится нам деревня Данилово.
Вот что пишет о селении Википедия:

Деревня Данилово ранее входила в состав волости Загарье, являлась боярской вотчиной. По мнению старожилов, деревня получила название от простого труженика Данилы, который поселился в этих местах более тысячи лет назад.

В XIX веке деревня принадлежала Фёдору Васильевичу Самарину. В 1852 году в деревне был 81 двор и 608 жителей (302 мужчины и 306 женщин). В 1876 году — 87 дворов, 290 мужчин и 308 женщин.

Крестьяне преимущественно занимались сельским хозяйством. Некоторые жители Данилово работали на торфоразработках, расположенных неподалёку. В деревне было несколько кустарных мастерских и торговых заведений.

В Данилове была старообрядческая церковь Николы и Казанской Божией Матери. Церковь снесли в 1930-х годах, сохранилось лишь старообрядческое кладбище. У дороги стояла каменная православная часовня (не сохранилась).

В своей статье «Из истории старообрядцев-неокружников на территории Московской области в 1940-1950-х годах» Сергей Михайлов рассказывает:

…До 1948 года даниловских старообрядцев окормлял священник Димитрий Абрамов, проживавший в Запонорье, находившемся неподалеку.

Первое ходатайство было подано даниловскими неокружниками с просьбой зарегистрировать их и дать в качестве священника о. Луку Герасимовича Балактионова. Но тот в это время значился под омофором архиепископа Иринарха и по этой причине не мог быть кандидатом в священники общины неокружников. Ходатайство было снято с рассмотрения. Тогда было решено обратиться к архиепископу Иринарху с просьбой принятия под его начало и поддержки ходатайства. Неокружники Данилова в первом полугодии 1949 года подали второе прошение о регистрации, на этот раз пользуясь поддержкой архиепископа Иринарха и якобы подчинившись Рогожскому кладбищу. На самом же деле они и не думали о последнем… Интересен и такой факт в деле о второй попытке зарегистрироваться даниловских неокружников. Когда зашла речь об их истинной принадлежности, они ответили: «Вы нам церковь откройте, а потом мы скажем, кто мы такие». Понятно, что рогожская архиепископия после таких слов прекратила поддержку этой общины.

В документах за 1950 год содержится ценная информация о жизни неокружников Данилова во второй половине 1940-х гг. Актив общины составляли 25 человек, руководила группой некто Е. М. Буканова. До 1947 года верующие собирались в церкви, а после, до 1949 года — по домам. Вследствие принятых мер группа была вынуждена прекратить свою деятельность

bolsh_dvori_11.jpg

bolsh_dvori_12.jpg

Старообрядческая часовня в деревни Данилово. Фото 2013 года

Егорьевск
Скажу о старообрядцах Егорьевска буквально два слова

На основании Указов от 17 апреля 1905 года и от 17 октября 1906 года старообрядцы Егорьевска образовали Георгиевскую старообрядческую общину, которая была зарегистрирована Рязанским губернским правлением 1 мая 1907 года. 20 мая 1907 года на первом заседании общины был избран её совет, в который вошли: Пётр Григорьевич Брёхов (председатель), Георгий Степанович Князев, Иван Ефимович Лежнёв, Федот Макарович Куликов, Василий Кондратьевич Князев, Владимир Иванович Князев, Михаил Иванович Бриллиантов, Тимофей Ерофеевич Демидов, Фёдор Андреевич Каширин, Федот Власович Чекаев, Агафон Васильевич Клопов, Фёдор Иванович Куликов и настоятель храма священник Ипатий Григорьевич Трофимов. По инициативе П.В. Брёхова был обновлен и расширен Георгиевский храм, построена колокольня. На средства П.Г. Брехова был отлит колокол весом в 500 пудов, сделан резной золоченый иконостас…

…С образованием общин начались раздоры. Община была юридическим лицом и она, по закону и по смыслу, должна владеть и управлять всем имуществом. Но церковь существовала на пожертвования, имущество передавалось, как бы, на хранение, оставаясь собственностью пожертвователей. Н.Д. Зенин был яростным сторонником передачи собственности общине. На этой почве возник конфликт между «капиталом и мыслью». В 1908 Н.Д. Зенина исключили из общины. Конфликт разрешился только через три года. 2 января 1911 г. на собрании общины он (вместе с И.И. Хромовым) был вновь принят в члены и Совет общины. Источник

Пётр Григорьевич Брёхов, Михаил Иванович Бриллиантов, Никифор Дмитриевич Зенин – о каждом следовало бы поговорить подробно. Возможно, получится…

bolsh_dvori_13.jpg

bolsh_dvori_14.jpg

bolsh_dvori_15.jpg

Старообрядческая церковь Георгия Победоносца в Егорьевске. Фото 2009 и 2010 года.

“Старообрядческие храмы и часовни Подмосковья. Большие Дворы — Егорьевск”

комментариев 7

  1. Наталья 22 Июл 2013 в 11:08 ссылка на комментарий

    Добрый день!

    Есть ли у авторов обратная связь? Как можно связаться с авторами?

    С уважением,
    Наталья

  2. Владимир 22 Июл 2013 в 13:08 ссылка на комментарий

    Наталья, я ответил Вам по электронной почте.

  3. Сергей 11 Ноя 2017 в 18:41 ссылка на комментарий

    Ищу родителей протоирея старообрядческой общины Богородско-Глуховской мануфактуры в Ногинске (1861-1912 ) , уроженца деревни Мисцево
    подскажите, куда можно обратиться с запросом

  4. Владимир 11 Ноя 2017 в 19:04 ссылка на комментарий

    Сергей, Вы имеете в виду Абрамова Иоанна Дорофеевича? Давайте уточним — может быть, кто на блоге и подскажет сразу.

  5. Александр 09 Мар 2019 в 21:16 ссылка на комментарий

    Добрый вечер!

    Уже долго пытаюсь разыскать данные о рождении моей мамы Монаховой Федосии Дмитриевны, родившейся в 1917г. (со слов мамы) и дедушки Монахова Дмитрия Понфиловича, родившегося в примерно в 1888г. Они были старообрядками, родились в д. Ново Поселки Егорьевского уезда. Рядом были села Круги и Раменки, в них были обычные православные церкви. В городском и областном архивах ничего о рождении не нашел. Подскажите где можно найти данные о рождении мамы и дедушки?

  6. Владимир 10 Мар 2019 в 9:25 ссылка на комментарий

    Добрый день, Александр!
    Если семья была старообрядческой, то искать метрические записи о рождении в книгах храмов господствующей церкви смысла нет — их там точно не будет. Старообрядческая община вела свои метрические книги, но их сохранилось крайне мало. Все, что нам удалось найти, собрано у нас на блоге в рубрике «Метрические книги«. В вашем случае нужна информация о том, к какой общине относились старообрядцы вашей деревни.

    К сожалению, до ваших мест мы добраться не могли, поэтому по Егорьевскому уезду на блоге ничего нет. Возможно, на ваш вопрос откликнется кто-то из участников блога, кто работал в архивах Рязани, Егорьевска.

  7. Шуров Олег 10 Мар 2019 в 21:01 ссылка на комментарий

    Александр,
    метрические книги старообрядческой Георгиевской церкви города Егорьевск сохранились с 1882 по 1918 гг.
    С указанными Вами Ф.И.О. в 1887-1889 и 1916-1918 гг. нет записей.
    Крестили Ваших родственников где-то ещё.
    Хотя, судя по географии, этот храм ближайший к Новопосёлкам.

Написать комментарий