Злата Ольшевская
25 мая 2011 года ушла из жизни выдающаяся русская художница Злата Ольшевская. Тысячи женщин в разных странах мира, накидывая на плечи русскую шаль, расписанную яркими цветами, скорее всего и не подозревают, что к созданию этого радующего глаз шедевра, приложила руку 3лата Ольшевская.
Вся долгая жизнь художницы была связана с платочной мануфактурой Павловского Посада. Все краски российской природы играли на шалях, расписанных ею: алые розы на зеленом, огненные — на черном, белоснежные — на темно-синем… У каждой — свое название: «Цыганка Аза», «Браслет», «Молитва». Такую красоту с удовольствием носят на плечах все — от обыкновенных женщин до голливудских звезд и жен президентов.
За свои шали художница получала Золотые медали на всемирных выставках в Брюсселе, Дамаске, Лейпциге, Монреале. Злата Ольшевская стала первой, кто расписал павлово-посадский платок вручную. Ее традиции до сих пор развиваются.
Злата Ольшевская — одна из самых ярких, талантливых художниц Павловопосадской платочной мануфактур». (С грустью приходится теперь добавить … была)
(Из газеты «Колокольня» Павловский Посад, № 21 от 26 мая 2011)
Почти три года назад, осенью 2008 года, на форуме СВРТ, рассказывая о нашей поездке в Подмосковье (в том числе и в Павловский Посад), мы в публикации «Павловский Посад. Платки» поместили фотографию, которую нашли в семейном фотоархиве в доме моего деда Башашина Кирилла Ивановича.
Вот эта фотография и выдержка из нашей публикации на форуме СВРТ:
Сделана фотография в 1949 году.
Три женщины – художницы, что рисунки к павловопасадским платкам и шалям разрабатывали. Кто в центре, я не знаю, но смотрится она как старшая по профессиональному статусу. Женщина слева – это Александра Леонтьевна Башашина. Кем и кому из моих Башашиных она приходился, я не знаю.
О женщине справа хочется сказать особо – это Злата Александровна Ольшевская, позднее заслуженный художник Российской Федерации, Почетный гражданин Павловского Посада. Вот две из ее работы, которые мне очень нравятся.
Светлая память художнику.
Обожаю павлово-посадские платки… но ведь никогда раньше и задумывалась, что кто-то творит такие разные рисунки. А вот теперь знаю!!!
Катя, подожди немного. У Галины (скорее всего, на ее блоге) мы планируем публикацию по следам нашего посещения Музея платка в Павловском Посаде. Думаю, будет интересно.
Владимир
Я родом из ПАвловского Посада.
Злату Ольшевскую увидела и была у них дома,когда мне было 7-8 лет.
Она пригласила меня через нашу маму (они были знакомы) участвовать в детском спектакле- сказке, который ставили и репетировали в своей квартире вместе со старшей по возрасту женщиной.
Вероятно, она и есть эта женщина в центре.
Они жили вместе с двумя сынишками Златы.
Эта женщина тоже была художница.
Я же не продолжила своего участия в спектакле, т.к. очень стеснялась приходить к ним .
Но потом я узнала, что с этим спектаклем они даже выезжали в Москву.
Они сделали великолепные декорации.
У нас дома хранились послойные эскизы частей платков- на черной бумаге и мы с сестрой тайком их вынимали из шкафа и смотрели и любовались яркими красками.
Потом,когда подросли узнали от отца, что они остались от нашего деда — набойщика этих платков на фабрике Грязнова.
А со мной в классе в П-Посаде училась Башашина Надя, может это Ваша родственница, она даже была на встрече выпускников шк. № 4 П-Посада в прошлом году.
«Молитва»-не Ольшевская , а Рисунок 1930-х годов. Восстановлен Г. Сотсковой.Художник: Аболихин Константин.
«Браслет»-Художник: Регунова Екатерина
«Цыганка Аза»-Художник: Регунова Екатерина
Исправьте, не позорьтесь.
Марина!
Ни в коей мере не оправдываясь, скажу, что начало статьи (до фотографии Златы Ольшевской) — это слово в слово некролог, опубликованный в газете «Колокольня» Павловского Посада № 21 от 26 мая 2011 года. Ссылку на этот номер газеты я, кстати, привожу. Ну, а текст самого некролога я не считаю нужным исправлять.
Ваше «не позорьтесь» совершенно в данном случае неадекватно и некорректно. Да, мой дед Башашин Кирилл Иванович всю свою жизнь (до ухода в 1915 году) проработал набойщиком платков, но я сам нисколько не разбираюсь в них. И что? Я разбираюсь в многих других вещах, о существовании которых Вы, возможно, даже не догадывайтесь.
Не занимайтесь выставлением оценок, Марина, особенно в такой форме. Это никогда себя не оправдывает, а в неловкое положение ставит только Вас.
Женщина в центре — Лидия Сергеевна Шаховская. http://www.platforum.ru/viewtopic.php?f=55&t=1663
Спасибо, Михаил!
Получил письмо от Тамары Поповой:
«Владимир, добрый день! Увидела у Вас фотографию З.Ольшевской, Л.Шаховской и Александры Леонтьевны Башашиной и хотела внести небольшую поправочку. Они действительно дружили, но только, как мне рассказали, Александра Леонтьевна была по профессии химиком (по-моему даже начальником химлаборатории) на Камвольном комбинате в Павловском Посаде, а не художником. Возможно эта информация будет Вам интересна, при желании ее можно уточнить».
Вот что хотел еще спросить по фото:
фамилия Александры Леонтьевны — Башашина — по отцу или по мужу?