Совсем коротко о железной дороге сообщением Люберцы – Арзамас

Совместными усилиями нам с Михаилом Васильевым удалось напасть на интересный исторический материал о появлении в наших подмосковных местах железной дороги, проект которой изначально так и назывался «Люберцы – Арзамас».

Сами мы к этому материалу что-то свое добавить не могли, поэтому очень коротко расскажем о найденном в «Живом Журнале» — исключительно в цитатах.«10 декабря открывается временное движение пассажирских и товарных поездов на участке Люберцы-Муром вновь сооружаемой Люберцы-Арзамасской линии Московско-Казанской железной дороги. Поезда будут отходить из Москвы с Рязанского вокзала, причем первый пассажирский поезд отправится в 7 час. 30 мин. утра 10 декабря»
Газета «Московские ведомости» за 7 декабря 1911 г.»

«Первоначально на линии были построены восемь разъездов: Шевлягино (44-ая верста), Дороховой (ныне станция Авсюнино – 75-ая верста), Кривандино (109-ая верста), Тасин (140-ая верста), Добрятино (209-ая верста), Навашино (262-ая верста), Родяково (282-ая верста), Теша (301-ая верста). Они предназначались не только для скрещения поездов, но и для обслуживания коммерческих грузов. В дальнейшем намечалось построить еще семнадцать разъездов, доведя их общее количество на линии Люберцы – Арзамас до двадцати пяти.

Первые восемь разъездов были сооружены по ходатайствам местного населения. Пять из них были оборудованы товарными платформами. Чуть позже появились еще два разъезда с одним приемо-отправочным путем, предназначенных исключительно для технических целей – скрещения поездов: Донино (24-ая верста), Костылиха (347-ая верста)…
…В дальнейшем, для увеличения пропускной способности линии Люберцы – Арзамас были сооружены еще пятнадцать разъездов: Хрипань, Анциферово, Фелисово (ныне платформа Шатурторф), Воймежный, Ильичев, Мильцево, Вековка, Икошево, Кондаково, Стригино, Велетьма, Венец, Саконы, Балахониха, Слезавка.
Следует также отметить, что до постройки линии Люберцы – Арзамас станцией Гжель именовалась станция Фрязево Московско-Нижегородской и Муромской железной дороги, которая находилась в двадцати верстах к северу от старинного села. Однако, в связи с прокладкой новой линии через село Гжель и устройством станции вблизи него, название Гжель отошло новой станции Московско-Казанской железной дороги, а станция Московско-Нижегородской и Муромской железной дороги получила название Фрязево…»

zede_1.jpg 
Пассажирский поезд на мосту через реку Гжель. Вблизи станции Гжель. Фото 1912 года

zede_2.jpg
Пассажирское здание на станции Куровская.
Типовое здание для всех станций IV класса. Фото 1912 года

zede_3.jpg
Пассажирское здание на станции Черусти.
Здание отличалось по площади от типовых,
так как внутри располагался буфет. Фото 1912 года

zede_4.jpg
Типовой станционный жилой дом на Люберецко-Арзамасской  линии.
Фото 1912 года

Нужно сказать, что я был приятно удивлен не только содержательностью материала, но и обилием старых фотографий, а также их высоким качеством.
Источник.

А вот знаете ли вы, что когда-то, но уж точно не в запредельно далекие времена, помимо сети привычных железных дорог, существовали также малые железные дороги, так называемые узкоколейки?
Когда-то рассказывая о нашем путешествии в Архангельскую область в 1972 году, я оставил на блоге вот такую фразу:
«Но, поскольку у нас речь идет об Архангельской области, то стоит сказать, что наряду с Московской областью, где было построено 106 УЖД и Свердловской с 96 УЖД, Архангельская ровно сотней своих узкоколеек также весьма известна. Остальные регионы к этой тройке по числу УЖД не приближаются».
Я уверен, что крайне малое их число остается в статусе действующих.
Думаю также, что многие из вас видели узкоколейки, и осталось представление о них, как о аналоге детской железной дороги: все чисто, опрятно, только колея заметно меньше. Так, вероятно, и было в центральных регионах. Но вот на Севере – там совсем другое дело. Я без лишних вам покажу две фотографии северных узкоколеек, только не думайте, что они какие-то недостроенные, да нет – они вполне завершены и вот в таком состоянии и функционировали.

zede_5.jpg

zede_6.jpg

 

admin 26 Май 2018 15:29 Разные воспоминания 2 комментария RSS лента комментариев

“Совсем коротко о железной дороге сообщением Люберцы – Арзамас”

комментария 2

  1. Шуров Олег 26 Май 2018 в 20:02 ссылка на комментарий

    Мне рассказывал отец, а ему дед, как прокладывали в д. Костино эту железную дорогу. Специально сделали искривление, чтобы ж/д дорога прошла между деревней и деревенским кладбищем.

    Фото платформы «Подосинки» (раньше «Разъезд 82 км») 2008 года с сайта С. Болашенкой (на первом фото костинский ж/д переезд и начало деревни. Самым первым, до 1941 года, был дом моего прадеда Ивана Петровича Шурова. Сейчас это место называют «Шурова усадьба»).
    Фото 1: http://infojd.ru/06/mrarz_podosinki16.jpg
    Фото 2: http://infojd.ru/06/mrarz_podosinki17.jpg
    Фото 3: http://infojd.ru/06/mrarz_podosinki03.jpg
    Фото 4: http://infojd.ru/06/mrarz_podosinki13.jpg
    Фото 5: http://infojd.ru/06/mrarz_podosinki02.jpg
    Фото 6: http://infojd.ru/06/mrarz_podosinki07.jpg
    Фото 7: http://infojd.ru/06/mrarz_podosinki05.jpg
    Фото 8: http://infojd.ru/06/mrarz_podosinki06.jpg
    Фото 9: http://infojd.ru/06/mrarz_podosinki08.jpg
    Фото 10: http://infojd.ru/06/mrarz_podosinki01.jpg
    Фото 11: http://infojd.ru/06/mrarz_podosinki04.jpg
    Фото 12: http://infojd.ru/06/mrarz_podosinki10.jpg
    Фото 13: http://infojd.ru/06/mrarz_podosinki11.jpg

    С сайта С. Болашенко:

    Люберцы-Арзамасская железнодорожная линия — самая нетипичная из радиальных железнодорожных линий Московского узла. Эта единственная линия, начальным пунктом которой не является какой-либо из московских вокзалов. Её начальный пункт — станция Люберцы I (21 километр от станции Москва-Казанская, станция почти примыкает к административной границе Москвы). Линия открыта позже всех остальных — в 1912 году.

    Годы открытия раздельных и остановочных пунктов, согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году: Люберцы II — 1912, Коренёво — 1912, Овражки — 1912, Вялки — 1912, Хрипань — 1912, Донино — 1912, Григорово — 1932, Гжель — 1912, Игнатьево — 1932, Кузяево — 1936, Шевлягино — 1912, Анциферово — 1912, Подосинки — 1933, Куровская — 1899 (изначально станция Куровская находилась на открытой в 1899 году меридиональной линии Орехово — Ильинский Погост, в стороне от нынешней станции), Авсюнино — 1912, Заполицы — 1933, Запутная — 1912, Шатурторф — 1923, Шатура — 1924, Ботино — 1952, Кривандино — 1912, Туголесье — 1964, Воймежный — 1912, Черусти — 1912, Струя — 1936.

    Некоторое время линия считалась второстепенным участком. Отсчёт расстояния на ней изначально вёлся не от Москвы, а от Люберец. Линия позже других стала двухпутной и электрифицированной.

    Между тем, историческая Люберцы-Арзамасская железнодорожная линия имеет исключительное значение для страны. Это — кратчайший путь из Москвы на Средний Урал и во все регионы к востоку от Урала. Расстояние от Москвы до Екатеринбурга через Черусти — Казань короче «официального» расстояния, исчисляемого по маршруту через Киров, на 156 километров (тарифное расстояние Москва-Ярославская — Екатеринбург 1813 километров, Москва-Казанская — Екатеринбург 1657 километров). Это 2-3 часа хода пассажирского поезда.

    Если считать, что Транссибирская магистраль начинается в Москве — есть наибольшие основания признавать её начальным участком линию Москва-Казанская — Люберцы I — Куровская — Нечаевская — Муром. Маршрут Москва-Ярославская — Данилов — Киров представляет собой огромный «крюк» и не имеет практического значения.

    В обиходе обычно эту линию называют «Казанским направлением», тогда как линию Москва — Воскресенск — Рязань называют «Рязанским направлением». Однако историческая Московско-Казанская железная дорога имела следующую трассу: Москва — Воскресенск — Рязань — Рузаевка — Тимирязево (Красный Узел) — Шихраны (Канаш) — Свияжск — Казань.

    Среди свидетельств употребления названия «Люберцы-Арзамасская железная дорога»: публикация инженера Р.Э. Классона «Значение Шатурской торфяной станции», 1920 год.

    Изначально Люберцы-Арзамасская линия входила в состав Московско-Казанской железной дороги. При строительстве линии предусматривалась перспектива её продления от Арзамаса далее на восток и превращения в важнейшую магистраль. Тем не менее, долгое время линия имела второстепенный облик.

    Железная дорога была проложена от Москвы строго на восток, по сравнительно малонаселённой, лесистой местности. По сравнению со всеми остальными радиальными направлениями Московского узла, Арзамасская линия до сих пор является «глухоманной». В пределах Московской области на ней расположены лишь два города — Куровское (город железнодорожников, обязан своим развитием узловой станции), и Шатура (возник благодаря началу строительства Шатурской ГРЭС в 1919 году).

    По состоянию на 1928 год, официальный отсчёт расстояния на линии всё ещё вёлся от станции Люберцы I. В расписании на 1928 год отмечены: Платформа 18 версты (ныне Хрипань), Платформа 26 версты (ныне 49 километр), Платформа 31 версты (предположительно, ныне Григорово), Платформа 38 версты (ныне Игнатьево).

    В 1960 году на участке Люберцы — Куровская — Черусти было открыто движение на электрической тяге. В последующие годы этот участок стал двухпутным.

    На линии Москва — Рязань с XIX века сохранился левосторонний порядок движения поездов. В связи с этим на начальном участке Люберцы-Арзамасской линии (первые 5 километров) при строительстве второго пути был также установлен левосторонний порядок движения. Между платформой Коренёво и станцией Овражки был построен путепровод, меняющий пути местами и переводящий движение на стандартный для наших железных дорог правосторонний порядок.

    К востоку от станции Черусти, на протяжении сотен километров, ещё долгие годы простиралась слабо оснащённая однопутная неэлектрифицированная линия весьма провинциального облика, «не тянувшая» на великую магистраль. Почти все поезда из Москвы на восток страны следовали по другим линиям — более длинным, но двухпутным и электрифицированным.

    25 января 1984 года было торжественно открыто локомотивное депо Куровская. Основная специализация депо Куровская — обслуживание электропоездов, работающих на участке Москва — Люберцы — Черусти. До этого на участке Люберцы — Черусти работали электропоезда депо Раменское, которых не хватало.

    «Переломный момент» для линии настал в 1986 году. Был открыт двухпутный электрифицированный участок Черусти — Вековка и введена в эксплуатацию станция стыкования Вековка. До 1980-х годов Вековка была неприметным разъездом на однопутной линии.

    Гигантская станция Вековка, протянувшаяся на километры, была построена с нуля среди ненаселённых лесов в самом глухом районе Владимирской области. В комплексе со станцией стыкования было построено оборотное депо, посёлок железнодорожников.

    Строительство вторых путей и электрификация к востоку от Вековки завершились ещё раньше. Таким образом, с момента ввода в эксплуатацию станции Вековка двухпутная электрифицированная магистраль протянулась по кратчайшему направлению от Москвы до Свердловска (Екатеринбурга). На неё была передана значительная часть потока грузовых поездов с других линий.

    Вместе с тем, открытие Вековки стало «чёрным днём» для посёлка железнодорожников Черусти. Локомотивное депо Черусти вскоре было закрыто. Значение станции Черусти резко снизилось, число её работников значительно сократилось.

    Согласно расписанию движения поездов, введённому в действие со 2 июня 1991 года, на участке Люберцы — Куровская по рабочим дням обращалось 26 пар электропоездов, по выходным дням свыше 30 пар. Кроме того, ещё один электропоезд (по выходным дням — 4) следовал от Москвы до станции Гжель.

    До станции Черусти по рабочим дням следовали 12 электропоездов (отправлением не только из Москвы, но и из Куровской), по выходным дням — 15 электропоездов. Имелись также маршруты Москва — Шатура (как ежедневные, так и по выходным дням). По выходным дням действовали маршруты — Москва — Авсюнино и Москва — Туголесье. Туголесье — остановочный пункт без путевого развития, поэтому фактически такие электропоезда следовали резервом до Воймежного.

    Приблизительно с 1992 года по 2001 год существовал маршрут пригородного поезда Москва — Кривандино — Рязановка. Это был нетипичный для Московского узла пригородный поезд на локомотивной тяге. Детальная информация о нём — на странице «Железнодорожная линия Кривандино — Рязановка».

    Крайне редкий случай для Московского узла: после 1991 года объём движения электропоездов на исторической Люберцы-Арзамасской линии не уменьшился, а увеличился.

    Согласно расписанию движения поездов, введённому в действие с 30 мая 2009 года, на участке Люберцы — Куровская по рабочим дням обращалось 30 пар электропоездов, по выходным дням 35 пар. До станции Гжель — 1 электропоезд по выходным дням.

    До станции Черусти: 16 электропоездов по рабочим дням (из них два следовали дальше, до станции Вековка), 17 по выходным дням (также 2 до Вековки). До Шатуры: 5 электропоездов по рабочим дням, 8 по выходным дням. Маршруты до Туголесья и Авсюнино исчезли.

    На участке Черусти — Вековка, по состоянию на 2009 год, обращалось 5 пар ежедневных электропоездов (из них 2 — прямой маршрут Москва — Вековка). По состоянию на 1993 год, было также 5 пар, но одна из них — кроме вторника и четверга.

    Я впервые ездил от Черустей в сторону Вековки (до платформы Тасино) летом 1993 года. По состоянию на тот момент, на маршруте Черусти — Вековка работал «круглоголовый» электропоезд приписки депо Куровская.

    По состоянию на 1994 год, на маршруте Черусти — Вековка обращались пригородные поезда из пассажирских вагонов, обслуживавшиеся резервом проводников станции Муром Горьковской железной дороги. Причина — Горьковская железная дорога не смогла договориться с Московской железной дорогой о работе «куровского» электропоезда на своём участке.

    Поезда Черусти — Вековка приписки Горьковской железной дороги вёл тепловоз, так как Горьковская железная дорога не имела электровозов постоянного тока.

    В 2001 году на участке Черусти — Вековка снова начал курсировать электропоезд приписки депо Куровская. Затем появились прямые маршруты Москва — Вековка: вначале один, позднее два.

  2. Владимир 27 Май 2018 в 15:55 ссылка на комментарий

    Очень обстоятельно, Олег, спасибо!
    Из своих многочисленных ж/д поездок в Москву Вековка запомнилась более всего, тем, что поезд из Казани приходил в Вековку достаточно рано (мне кажется, что около 5 утра) и стоял долго, может быть, около часа. Несмотря на раннее время во время этой стоянки все просыпались.

    В конце 1980-ых и в 1990-ые годы не проснуться было невозможно. шла натуральная осада поезда, может быть, работниками, а, скорее всего, перекупщиками с изделиями стекольного завода в г. Гусь Хрустальный (от Вековки км в 30 — 40).
    Вообще-то это была очень грустная картина: огромная толпа народа с коробками сначала бежала за вагонами, чтобы в итоге занять самые удобные и выгодные места у вагонов (в сами вагоны никого не пускали). На всех лицах — мольба — «купите!».

    Между прочим, между Арзамасом и Свияжском места очень интересные: всхолмленные, множество крутых поворотов, иногда поезд, пересекая или объезжая балки, идет относительно высоко.

Написать комментарий