Статистические ведомости 1883 года. Деревня Гора Запонорской волости

Елена Александровна Агеева прислала мне материалы статистические ведомости 1883 года по трем запонорским деревням: Гора, Елизарово и Яковлевская. Нужно сказать, что, если хозяйственное описание селения в конкретной ситуации 1883 года содержит много интересных сведения, то с генеалогической точки зрения статистические ведомости, конечно, далеко не так информативны, как ревизии, переписи и даже исповедные ведомости. Тем не менее, некоторую дополнительную информацию они могут нам дать.

Ведомость структурирована следующим образом: сначала идет общее описание селения, а затем (в табличном варианте) – построчное краткое описание каждого двора. Сам документ составлен на базе стандартной формы в типографском исполнении и сведений по данному селению, которые в эту форму вносятся – эти сведения я выделю жирным курсивом.
Описание семьи в этом документе сводится к указанию имени и полуотчества домохозяина плюс число мужчин и женщин в семье, хотя указывается, сколько среди них грамотных, а также, сколько учится детей (отдельно мальчиков и девочек). Конечно, не указаны фамилии, поэтому определить, о какой семье идет речь можно, лишь располагая дополнительными документами. В отношении деревни Гора на этот счет у нас есть в запасе подворная перепись 1869-1871 годов и списки старообрядцев 1901 года.

Уезд: Богородский
Какое общество: Горское
Селение: Гора
Какого прихода: Крестовоздвиженской что в Селине церкви
Крестьяне: бывшие удельные
Расстояние селения: от ближайшей школы ¼ верст; от приходской церкви ¼ верст
Были ли падежи скота в последние пять лет – с 1878 по 1883 г.? Если были, то в каком именно году и сколько голов пало рогатого скота? От какой болезни (чума, ящур и проч.) Сколько голов выпало лошадей и от какой болезни (сибирская язва и проч.) Падеж скота был в 1881 году от которого упало 65 голов рогатого скота
Не было ли градобитий за последние пять лет (с 1878 по 1883 г.), а если были то в какой именно году и какая часть озимых и яровых посевов выбита градом (приблизительно)? Небыло
Имеется ли общественный (хлебный) магазин? Принадлежит ли он одному селению или совместно нескольким и каким именно? Исправно ли пополняется? Если нет хлебного магазина, то почему? (Заменили ли его денежным сбором или он временно уничтожен)? Хлебного магазина не имеется, хлебный сбор переведен на денежный, который состоит за обществом
Если в селении нет учителя, то не обучаются ли дети у определенных лиц? Кто эти лица (звание, имя и отчество)? Давно ли заняты обучением? Сколько у них обучается мальчиков и девочек? Где производится обучение: в особом наемном помещении или в доме учителя или каких учеников – по очереди? (Примеч.: на эти вопросы следует обратить особенное внимание, так как частные учителя, может быть, имеют поощрение) Училища и частных учителей в селении не имеется
Общая сумма недоимок, числящихся за селением по всем платежам к 1 января текущего 1883 года. Нет ли каких либо особых причин, вызвавших накопление недоимок? 1336 рублей 92 коп. серебром. Причина накопление недоимки произошло по случаю плохих заработков и дороговизны жизненных припасов и падежа рогатого скота
Число дворов, окончательно выкупивших свой надел? На сколько душ? Выделена ли выкупленная земля к одному месту или же лежит черезполосно с другими домохозяевами? 2 двора 7 душ земля находится чрезполосно владений
Грамотен ли сельский староста? Грамотен
Кто составлял эту ведомость? Когда была составлена ведомость (месяц и число)? Следуют подписи волостнаго старосты и писаря, удостоверяющие что ведомость составлена правильно. Волостной староста и писать с сельским старостой 22 числа июня

Достаточно интересный материал с точки зрения социально-экономического описания селения.

Далее идут сведения в табличном варианте, которые по ряду параметров описывают каждый двор. Я приведу только обобщенные сведения по всей деревне (они представлены в конце таблицы):

Итого по селению:
Изб – 56, Мужчин – 114, Женщин – 113
Из них грамотных: Мужчин – 51, Женщин – 8
Учащихся: Мальчиков – 12, Девочек – 4
На сколько душ наделы: 166
Сам ли обрабатывает землю, или сдает в аренду другим, или же весь надел лежит в пустырях, то есть не распахивается. Обрабатывают землю сами

Я не вполне уверен, что это именно так и обстоит дело. Думаю, что подошли к заполнению этой графы формально. Сравним с другими селениями, по которым у меня есть статистическая ведомость. В Молоково земельные наделы 10 дворов из 81 сдавали в аренду, в Смолево – 12 из 74, да плюс 4 двора – «пустырь». Совсем удивительная картина в Кузяево с ее 136 дворами. Там вообще жителям некогда было с землей возиться, все изготовлением посуды занимались, что приносило, естественно, больший доход. Поэтому в Кузяево в 50 дворах земля сдавалась в аренду, а в 55 записана как «пустырь». А в Горе, где, можно сказать, в каждом четвертом дворе иконы писали, все сами и землю обрабатывали? Сомнительно

Число: Лошадей – 21, Коров – 38, Мелкого скота – 8

Нужно сказать, что домашней живности в деревне не так уж и много. Сравнивая, например, со Смолево (приблизительно такой же, как Гора, по числу дворов деревней) мы обнаружим, что в Смолево на тот же 1883 год было: лошадей – 63, коров – 55, мелкого скота – 67, причем, в Смолево указаны дворы, где, как, например, у Соколова Никифора Демидовича не только три лошади и четыре коровы во дворе, но и изб целых три. Это определяется не только численность семьи (у Никифора Демидовича, действительно, 14 человек), но и основной деятельностью. Я вспоминаю, что предок Ольги Мельниковой – кто-то из Горячевых (Ольга при случае подскажет точнее), занимаясь извозом, имел в хозяйстве дюжину, если не более лошадей

Где проживают семьи, если не имеют на селении усадебной оседлости и чем занимаются. По всему полю графы записано следующее: На родине, итог: 117

Сразу признаюсь: я не понял, что означает эта цифра (117), поскольку во всей таблице указаны сведения только в отношении 71 двора. Мало того, я и здесь с некоторым сомнением отношусь к тому, что записано в этой графе. Ну, например, число изб (56) заметно меньше числа дворов, стало быть, оставшиеся 15 семей где-то проживали. Где – непонятно. Сравниваю с Молоково и Смолево – в каждом из этих селений записанные в 5 дворах там и там семьи «проживают на стороне». Думаю, было такое и в Горе, просто немного поленились составители ведомости с уточнением сведений

Наконец, попробуем отдельно по дворам рассмотреть ведомость, но не по всем дворам, а только по некоторым – в качестве примеров, поскольку дело это кропотливое.

Трефил Васильев, избы нет, проживает: мужчина – 1, грамотных нет

У нас в отношении деревни Гора есть два документа, позволяющие определить фамилию в семье: ревизия 1850 года, где фамилии указаны (правда, далеко не во всех дворах) и перепись старообрядцев 1901 года.

В данном случае в ревизии 1850 года записана семья Цеброва Архипа Иудина, в которой есть и Трофим Васильев 5 лет – сын брата Архипа – Василия. Цебров Трофим Васильев 26 лет записан и в подворной переписи 1869 (67-1869), но в 1901 году его в деревне нет.

Таким образом, мы можем с полным на то основанием уточнить годы жизни Цеброва Трофима Васильева, заменив предыдущую запись в нашей базе данных: (1843-После 1969) на новую запись: (1845-После 1883). Более точно мы годы жизни указать не можем, поскольку не знаем, ушел ли он из жизни до 1901 года или переехал жить в другое место. Обратите внимание на то, что в отношении года рождения Трофима мы отдали предпочтение ревизии, как более строгому документу

Семен Павлов, изба – 1, мужчин – 1, женщин – 1, грамотные – 1 мужчина

Семен Павлов 26 лет (9-1869), в 1901 нет. По ревизии 1850 года Семен Павлов записан в возрасте 7 лет. Фамилия в семье не указана. Таким образом, уточненная запись в нашей базе данных будет следующей: Семен Павлов (1843-После 1883)

Егор Николаев, изба – 1, мужчин – 1, женщин – 2, грамотных нет

В подворной переписи во дворе 14 записана семья: Николай Петров 59 (Между 1869 и 1883), сын его Егор 25, сноха Николая Марина Никитина 43 (14-1869). В переписи 1901 года во дворе 72 указана Марина Никитина Николкина 71 года. Таким образом, мы узнаем, что речь идет о семье Николкиных.

Чтобы определить, чьей женой была «сноха у Николая», достаточно заглянуть в ревизию 1850 года, где при описании двора 36 сказано: «Николая сын Ларион – 5 – 21», а также «Лариона Николаева жена Марина Никитина – 20» или в перепись старообрядцев 1901 года, где у Марины Никитиной записан сын Иван Илларионов 46 лет.

Статистическая ведомость позволяет предположить с достаточной степенью вероятности, что сам Николай Петров умер между 1869 и 1883 годом. В отношении его сына – Лариона Николаева, можно утверждать, что он умер где-то между 1883 и 1901 годом

Максим Савельев, изба – 1, мужчин – 2, женщин нет, грамотный – 1 мужчина

Вот интересная семья! Если мы заглянем в ревизию 1850 года, то найдем там описание двора № 42:

«42. Савелий Тимофеев Юркин – 19 – 35
Савелия сыновья Максим – нов – 9
Емельян – нов – 4
Вероисповедания православного
Савелья брат Василий Тимофеев – 16 – 32
Василия сыновья Василий – нов – 3
Тимофей – нов – 1
Раскольники священство приемлют
Савелия Тимофеева жена Авдотья Федотова – 40
Его же дочь Пелагея – 15
Вероисповедания православного
Василия Тимофеева жена Татьяна Васильева – 30
Его же дочери Екатерина – 9
Матрена – 6
Раскольницы священство приемлют»

Семьи двух братьев не только в одном дворе, но и в одной избе: православная (Савелия Тимофеева) и старообрядческая (Василия Тимофеева). От всей большой общей семьи в 11 человек в 1850 году в ведомости 1883 указаны только двое: Максим Савельев и, скорее всего его брат Емельян Савельев.

Хочу привести ссылку с одного из сайтов города Миасса:
«В Миасс часто приезжают посланцы господствующего вероисповедания, чтобы проводить «просветительную» работу со старообрядцами. Нередко устраивались многочасовые диспуты с участием представителей «древлего благочестия», порой они продолжались по несколько дней. В них принимали участие только представители Белокриницкой общины, обладающие, как правило, твердыми убеждениями и духовной грамотностью. Наиболее активной в этих диспутах, как свидетельствует летопись, была Феодосья Юркина, жена иконописца Тимофея Юркина. Она была образованна, начитанна, содержала школу для детей старообрядцев и проводила в ней занятия.
Семья старообрядцев Юркиных была довольно известна в Миассе. Старший брат Тимофей Васильевич (1842 г. р.) открыл иконописную мастерскую, в которой работало до трех человек. Эта мастерская принесла немало хлопот официальному духовенству. Рядовые обыватели мало знали о различиях в иконах старого и нового письма, приходили в мастерскую не только приобрести новые, но и обновить старые иконы. Эти старые, случалось, реставрировались в старообрядческой манере.
Младший брат Василий Васильевич (1849 г. р.) был известным купцом».
Источник.

И действительно – здесь упоминаются наши старообрядцы Юркины из деревни Гора, правда, с небольшой ошибкой: старшим из братьев был Василий Васильевич 1847 г.р, а младшим – Тимофей Васильевич 1849 г.р. Братья, стало быть, переселились на Урал где-то между 1869 и 1883 годом, причем оба к тому времени уже были женаты, так что Феодосия Владимировна, жена Тимофея Васильевича, о которой в ссылке идет речь, также из наших подмосковных старообрядцев.

На этом я рассказ свой завершу. А, если у кого появятся вопросы по конкретным семьям деревни Гора, то спрашивайте, а я дополню сведениями по соответствующим дворам.

“Статистические ведомости 1883 года. Деревня Гора Запонорской волости”

комментария 3

  1. Михаил Васильев 10 Янв 2017 в 23:57 ссылка на комментарий

    Владимир, а можно по Булкиным?

  2. Владимир 11 Янв 2017 в 7:20 ссылка на комментарий

    Да, Михаил, я поищу там дворы Булкиных и опубликую. Фамилии в статведомостях нет, но больших затруднений не предвижу.

    Отвечу в теме о Булкиных

  3. Надежда 10 Май 2020 в 20:42 ссылка на комментарий

    Здравствуйте! По моим сведениям, в деревне Гора в 1889 году родился мой прадед, Никитин Иван Константинович. Нет ли у вас сведений о семье Никитиных?

Написать комментарий