Юрюзань, мост под Усть-Катавом

«Посмотри, папа, это же наш трамвай!» — восторженным полушепотом когда-то давно сказала Машенька. Дело в том, что в Казань поступила партия новых трамваев из Усть-Катава, небольшого городка на Юрюзани. С тех пор, когда мы шли по Юрюзани от Усть-Катава, прошло 23 года. Шли на двух байдарках, четверо взрослых и трое детей.
В Усть-Катав приехали где-то около обеда, а на воду вышли посему совсем поздно. Да и задача была простая – отойти от городка километра на три и встать на хорошем месте, а уж на следующий день пойти всерьез. Нашли мы такое место на левом берегу, еще не зная, что буквально за поворотом откроется мост, по которому мы проехали в этот день. Когда стемнело, наблюдали занятную картину прохождения нечастых поездов со стороны Уфы. Вначале вдалеке был виден прожектор тепловоза, когда поезд по мосту высоко над водой пересекал реку. Затем прожектор пропадал, закрытый скалой противоположного берега. Затем скала напротив нас неспешно, как в театре, начинала освещаться: поезда еще не было видно, а свет прожектора отражался от опорной стенки между рельсами и крутым откосом к реке. Железная дорога проходила много выше того места, на котором мы расположились, смотреть приходилось вверх, и от этого эффект приближения невидимого пока поезда только усиливался. Вообще казалось, что скала как будто постепенно раскаляется от темно-бардового до ярко-оранжевого. И только когда уже хотелось спросить: «А куда же делся поезд?», его прожектор медленно выплывал из-за скалы…
Мы еще не знали, что «придумали» интересное место стоянки – чуть выше от моста через Юрюзань.
Мост, о котором идет речь, построен в 1888-1892 годах самым известным в России инженером и ученым Белелюбским Николаем Аполлоновичем (1845-1922). Известен Николай Аполлонович не только тем, что был членом международной ассоциации железнодорожных конгрессов, почетным членом Бетонного института (Англия) и общества гражданских инженеров (Франция), а главное тем, что за 55 лет инженерной и научной деятельности им лично и под его руководством в России было разработано более 100 проектов больших мостов. В их числе: 4 моста через Волгу (из них Сызранский длиной 1,5 км долгое время был крупнейшим в Европе), мосты через Днепр, Обь, Каму, Оку, Неву, Аму-Дарью, Иртыш, Белую, Уфу, Волхов, Неман, Селенгу, Ингулец, Чусовую, Березину и другие на 31 железной дороге.
Ну, и вот этот мост через Юрюзань, пролет которого одним концом опирается на искусственный устой, а другой конец — покоится на скале.

Белелюбский Николай Апполонович

Но это не вся история вокруг моста. Место это не одни мы заприметили, но и еще один замечательный человек того времени. Звали его Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863 – 1944). Сергей Михайлович в 1910 году сделал цветные фотографии и самого моста через Юрюзань и окрестностей моста. И место сразу стало историческим…

О Сергее Михайловиче следует сказать особо. Отечественная цветная фотография началась с него в 1902 году. А дело было так: в этом 1902 году Прокудин-Горский в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге под Берлином. А руководил его стажировкой доктор Адольфа Мите. Не ранее, чем в том же году Адольф Мите создал свою модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране. А уже 13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии А.Мите, а спустя 3 года запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. Сенсибилизатор, предложенный Прокудиным-Горским – специальное вещество, которое вводилось в фотослой и делало бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.
Вообще-то, Сергей Михайлович обучался химии в Технологическом институте в Санкт-Петербурге, а позднее в Берлине и Париже. Кроме того, изучал живопись в Императорской Академии художеств.

Прокудин-Горский, автопортрет        Прокудин-Горский- директор правления

Немножко уходя в генеалогию, можно добавить, что около 1895 года Сергей Михайлович женился на Анне Александровне Лавровой (1870 – 1937) – дочери русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Ну, а сам Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя. И жить бы ему вот такой упорядоченной жизнью, ан нет – уже в 1897 году Прокудин-Горский начинает делать доклады о том, что его более всего интересует – о своих фотографических исследованиях, а в 1901 году открывает в Петербурге «фотоцинкографическую и фототехническую мастерскую».
А позднее он начал осуществлять свой самый важный проект – фотографировать Россию. Первая его поездка в 1905 году: Кавказ, Крым, Украина (около 400 цветных фотографий). Следующие 1906 – 1907 годы – Туркестан.
В мае 1909 года Прокудину-Горскому удалось получить аудиенцию у Николая II, и император поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей Российской империи и даже выделяет специально оборудованный железнодорожный вагон. Царской канцелярией были выданы необходимые документы, дающие доступ во все места империи, а чиновникам предписывалось оказывать необходимую помощь. Действительно оказывали: где пароходик предоставят, где моторную лодку, а где и автомобиль «Форд».
Понятно, что идея «фотоистории России» была Прокудина-Горского, но и императору следует отдать должное – поддержал, это уже не мало! Но учтите, что все съемки Сергей Михайлович проводил на свои средства, а они, естественно, постепенно истощались. Прокудин-Горский вспоминает, что делать снимки проходилось в самых разных, порой весьма трудных, условиях, вечером (с переходом в ночь) проявлять в лаборатории вагона, делать копии, вести картотеку.
Так продолжалось 7 лет, с 1909 по 1916 год. Был Урал, Мариинский канал, Верхняя Волга, Ярославская и Владимирская губернии, Камско-Тобольский водный путь, места, связанные с Наполеоновской компанией в России 1812 года, вновь Туркестан. Последняя поездка летом 1916 года – Мурманская железная дорога и Соловки.
И хотя после событий 1917 года Прокудин-Горский еще участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники, но в августе 1918 года он покинул Россию. Как это не горько звучит, но большой удачей и для всех нас тоже является то, что в 1923 году Прокудину-Горскому удалось вывезти из России во Францию часть своей фотоколлекции (около 2300 негативов).
Скончался Сергей Михайлович в Париже уже после освобождения города войсками союзников в 1944 году. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа…

В 2000 году компания JJT по контракту с Библиотекой Конгресса США выполнила сканирование всех 1902 стеклянных негативов из коллекции Прокудина-Горского. Сканирование выполнялось в режиме Grayscale c 16-битной глубиной цвета и разрешением свыше 1000 точек на дюйм. Файлы с отсканированными изображениями имеют размер около 70 Мбайт. Все эти файлы размещены на сервере Библиотеки Конгресса и находятся в бесплатном доступе. Отсканированные изображения инвертированы (преобразованы в позитивы цифровыми методами).
Всего «американская» (то есть хранящаяся в Библиотеке Конгресса США) часть коллекции Прокудина-Горского насчитывает 1902 тройных негатива и 2448 чёрно-белых отпечатков в контрольных альбомах (в совокупности — около 2600 оригинальных изображений).
Источник

Ниже представленные обработанные фотографии, выполненные Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским в 1910 году, моста через Юрюзань, спроектированный Николаем Аполлоновичем Белелюбским и построенный в 1888 – 1892 годах. Фотографии взяты с сайта

 

Прокудин-Горский, Юрюзань

Прокудин-Горский, мост на Юрюзани

Мост Белелюбского

железная дорога на Усть-Катав

 пролеты моста Белелюбского

Скромно просим обратить внимание и на лужок по левому берегу Юрюзани, когда-то, уже в далеком 1988 году, ставший нашим пристанищем на одну ночь. Вот мы со Стасом не знали этого, имели бы возможность отметить столетие начала строительства моста буквально в нескольких сотнях метров от его местоположения.
В «наше» время это место выглядело так:

Юрюзань, 1988 год

 

Юрюзань в наше время

admin 04 Май 2011 10:14 Юрюзань 2 комментария RSS лента комментариев

“Юрюзань, мост под Усть-Катавом”

комментария 2

  1. «партия новых трамваев из Башкирии, из Усть-Катава» — хочу обратить внимание, что и 23 года назад Усть-Катав был городом Челябинской области…

  2. admin 10 Май 2011 в 18:35 ссылка на комментарий

    Анатолий, поправка принята. Спасибо.

Написать комментарий