Юркины. Миасс

В разных темах я говорил про Юркиных, про Миасс, а также про то, что никакого движения в этой части у меня не получается. Но это так все было, можно сказать, до вчерашнего дня.

Для начала напомню…
«С сайта Храма Богоявления г. Миасса:
“Официальная церковь вела постоянную борьбу с расколом. А с 80-х годов XIX века, с введением института миссионерства, эта борьба усилилась. В Миасс часто приезжают посланцы господствующего вероисповедания, чтобы проводить «просветительную» работу со старообрядцами. Нередко устраивались многочасовые диспуты с участием представителей «древлего благочестия», порой они продолжались по несколько дней. В них принимали участие только представители Белокриницкой общины, обладающие, как правило, твердыми убеждениями и духовной грамотностью. Наиболее активной в этих диспутах, как свидетельствует летопись, была Феодосья Юркина, жена иконописца Тимофея Юркина. Она была образованна, начитанна, содержала школу для детей старообрядцев и проводила в ней занятия.
Семья старообрядцев Юркиных была довольно известна в Миассе. Старший брат Тимофей Васильевич (1842 г. р.) открыл иконописную мастерскую, в которой работало до трех человек. Эта мастерская принесла немало хлопот официальному духовенству. Рядовые обыватели мало знали о различиях в иконах старого и нового письма, приходили в мастерскую не только приобрести новые, но и обновить старые иконы. Эти старые, случалось, реставрировались в старообрядческой манере.
Младший брат Василий Васильевич (1849 г. р.) был известным купцом”.

Юркины, напомню, фамилия наших старообрядцев из деревни Гора. Переселились два брата Юркиных, Василий Васильевич и Тимофей Васильевич из мест подмосковных в места уральские, а, если конкретно, то в Миасс. Переселились, как мне кажется, где-то во второй половине 1870-ых годов. По крайней мере, в подворной переписи, они по всем признакам еще в деревне Гора, а вот в статистических ведомостях 1883 года они уже в Горе не числятся.

Рассказывал я также время от времени рассказывал о своих контактах с краеведческим музеем в Миассе. В этот период получил я частное сообщение от сотрудника краеведческого музея:
“Здравствуйте! Мне на электронную почту пришел ответ из музея по Вашему запросу.
В летописи Миасского завода, которая хранится в фондах нашего краеведческого музея, есть списки старообрядцев, в которых есть и Юркины. Также на страницах летописи ведутся диспуты со старообрядцами, на диспуты приходила супруга Тимофея Васильевича Юркина - Федосья Владимировна. У нее была школа для детей. На улице Пушкина 26 (ранее Кундравинская улица) сохранился дом, который Василий Васильевич построил для своих детей. Детей у него было много. Младшую звали Степанида Васильевна. Лет 20 назад, когда Степаниде Васильевне было около 90 лет, с ней встречалась Наумова Галина Михайловна. Степанида Васильевна закончила гимназию в Челябинске и всю жизнь работала учительницей. Дом Василия Юркина находится на улице Октябрьской (ранее улица Орловская), до наших дней не сохранился.
В наши дни на Машгородке (один из районов Миасса) живет Любовь Павловна Никулина, у которой хранится икона, подписанная самим Тимофеем Юркиным.
В прошлом году в музей пришло письмо также от потомков Юркиных - Гришиной Светланы Константиновны. В нем есть небольшая информация потомках Василия Юркина. Высылаю ее адрес и телефоны … (далее идут адрес и номер телефона, а также очень доброжелательное приглашение приезжать в Миасс)
С уважением, Нина Чухарева - старший научный сотрудник краеведческого музея”.

Спасибо, Нина!

Но это все предпосылки рассказа. А начну его я с дома Юркиных в Миассе, в отношении которого утверждается, что он (дом, усадьба) сохранился. И действительно, я нашел фото этого дома.

dom_yurkinich.jpg

Дом купца Юркина. Миасс, ул. Пушкина, 2. Здесь был создан I-й комитет РКСМ. Это фотография памятника культурного наследия России c номером 7400408000
По состоянию на 9 августа 2015 года. 
Источник

Все-таки поразительно то, что выдвигается порой на первое место. Ну, был создан в этом доме комитет РКСМ, пусть даже и первый, ну и что? До этого «события» дом долго жил жизнью тех, кто его построил, у него была своя история, пока хозяева дома по тем или иным причинам не вынуждены были его покинуть – это и есть главное.

Но, так или иначе, признаки нахождения дома под государственной охраной на фотографии присутствуют: забиты окна первого этажа с целью предотвратить несанционированный доступ, небольшая куча песка приготовлена, по-видимому, с намерением что-то подновить, а главное, сторож присутствует, который явно способен облаять проходящих мимо, если, конечно, не очень его пугать.

Итак, мы прочитали адрес дома: Миасс, Пушкина, 2. Да вот, как бы спорный это момент.
На сайте Управления культуры Миасского городского округа в разделе «Выявленные объекты культурного наследия «Дом торговцев Юркиных» указан по адресу: Пушкина, 26
Конечно, мне трудно отдать предпочтение той или другой информации, а, может быть, сохранились два дома Юркиных? Да, уточнить в отношении дома можно только в краеведческом музее Миасса.

Обращаю внимание на то, что в Миассе несколько искажена информация о годах рождения братьев, поскольку мне думается целесообразно ориентироваться на архивный документ, выписку из которого я публикую.
Скорее всего, я уже приводил эту выписку из ревизии 1850 года по деревне Гора, но, если так, то не страшно привести еще раз.

ЦИАМ Ф. 51 Оп.8 Д. 398. Ревизская сказка 1850 г.
От 24 сентября 1850 г. Московской губернии Богородского уезда селение Гора.
Л. 417 об. – 418

42. Савелий Тимофеев Юркин – 19 – 35
Савелия сыновья Максим – нов – 9
Емельян – нов – 4
Вероисповедания православного
Савелья брат Василий Тимофеев – 16 – 32
Василия сыновья Василий – нов – 3
Тимофей – нов – 1
Раскольники священство приемлют
Савелия Тимофеева жена Авдотья Федотова – 40
Его же дочь Пелагея – 15
Вероисповедания православного
Василия Тимофеева жена Татьяна Васильева – 30
Его же дочери Екатерина – 9
Матрена – 6
Раскольницы священство приемлют

В этой выписке оба брата (Василий Васильев 3 лет и Тимофей Васильев 1 года) Юркины прописаны.
Но дальше возникают вопросы: дело в том, что в исповедной ведомости 1834 года среди крестьян деревни Гора этой семьи нет! Мы могли бы ожидать, что в ревизии будет указано, откуда переселились в деревню Гора Юркины (если переселились), но, к сожалению, нет и этого.
А, может быть, переселились они из деревни Юркино, что верстах в 10 от Горы, по дороге на Дрезну?
Вообще, очень занятно было бы объяснять появление некоторых фамилий от названия селения, в котором семья проживала. А что! Смолевы из Смолево, Костины из Костино, Корневы из Корнево и т.д. – как все просто! Ничего подобного! Ни единого случая появления в наших старообрядческих селениях фамилии, происходящей от названия селения, я не припоминаю! Так что, откуда переселились в Гору Юркины, я сказать не могу.

Впрочем, не пугайтесь – все не так страшно, как нам сейчас кажется. Ну и пусть по каким-то немыслимым причинам семья не указана в исповедной ведомости 1834 года (очень было бы хорошо поискать ее в ревизии того же 1834 года). Зато в ревизии 1816 года во дворе 38 у Тимофея Анисимова 23 лет мы находим сына Савелия 2 лет. Это наш Савелий, что записан старшим во дворе 42 в ревизии 1850 года. Маленькое ура!
Правда, дальше пошло проще: Анисим (единственный в деревне) нашелся в переписи 1773 года, а у Анисима дед Петр Евдокимов 1719 г.р. Далее очень кстати оказалась исповедная ведомость 1745 года, где помимо Петра Евдокимова были записаны и семьи его братьев, Фадея и Трифона. Именно по этим братьям, Фадею и Трифону (Петр еще не родился) в переписи 1716 года нашелся и их отец – Евдоким Тимофеев 1666 г.р.

Но, к особому моему сожалению, не могу сообщить, из какой подмосковной семьи была Федосья Владимировна, жена Юркина Тимофея Васильевича. Очевидно, все-таки из подмосковного селения, поскольку в подворной переписи 1869-1871 годов Федосья с мужем уже записана в Горе вместе, в то время, как старший брат Тимофея, Василий Васильевич, записан в шестимесячной отлучке. Не иначе как место на Урале присматривает!
Василий Васильевич указан в подворной переписи «набойщиком». Если это то, о чем я думаю (а мой дед корневский, Кирилл Иванович, был набойщиком на платочной фабрике), то купеческая стезя в Миассе была связана у Василия Васильевича с тканевым производством.

Вот такая небольшая история…

Дополнения в статье от 4 ноября 2016 года

В последние дни у нас с Наталией Викуловой состоялась интересная беседа, которая касалась темы настоящей статьи.

Наталия пишет:
«Владимир, в вашей статье про Юркиных упоминается дом по улице Пушкина ,
26 в Миассе.
На гугл.панорамах дом хорошо видно, и можно сказать даже, что он в
хорошем состоянии - прикрепляю фото. Ссылка на карту

Вот по этому адресу: можно найти, во-первых, список из более чем ста фамилий старообрядцев,
которые жили на территории Миасского завода (фамилий-то знакомые есть!),
а во-вторых, надгробие Гликерии Феопентовны Юркиной! (фото тоже прикрепляю, хотя они на сайте есть).
Галина Наумова, музейный работник Миасского музея в видео рассказывает о
старообрядцах в Миассе
, Юркины тоже упоминаются»

dom_yurkinich_1.jpg

dom_yurkinich_2.jpg

dom_yurkinich_3.jpg

Я:
«…Но вот что особенно интересно: год рождения Гликерии Феопентовны я прочитал как 1847 (ошибся?). Если не ошибся, то сообщаю, что среди “потерявшихся” женщин, которых я в статью соответствующую не включал, у нас есть Афонина Лукерья Феопентовна (1848-После 1858). Неужели находка? А что, весьма вероятное дело, учитывая то обстоятельство, что миасского происхождения Козицына Софья Осиповна вышла замуж за Афонина Степана Ивановича.
У нас даже на сей счет есть мальчик подходящий среди Юркиных: Емельян Савельевич 1846 г.р., последний раз упоминается в Горе в исповедке 1862 года».

Наталия:
«…С Гликерией Феопентовной интересно получается. Если она дочь Феопента Панфиловича, то в таком случае, её предполагаемая племянница -
Афонина Олимпиада Ивановна, игуменья Левия, и она под конец жизни тоже жила в Миассе. Случайно ли?»

Я поясняю. Действительно, с Миассом связана семья Афониных, которая из подмосковной деревни Костино перебралась на Урал, в Екатеринбург и Шадринск. В этой семье был и Афонин Феопент Панфилович (1816-После 1858).

Так вот, троюродным племянником Феопента Панфиловича был Афонин Степан Иванович 1853 г.р., о котором я пишу Наталии выше. Кстати сказать, троюродной племянницей Феопента Панфиловича была Довольнова (Афонина) Анна Ивановна, так интересно (для Наталии на Урале!), соединившая две семьи соседних подмосковных деревень: Костино и Анциферово.

Более близкая родня Феопенту - его: племянница Шурова (Афонина) Марфа Симоновна. И, наконец, Внучкой Феопента Панфиловича была Афонина Олимпиада Ивановна (1881-После 1970), более известная как матушка Оливия (Ливия), монахиня старообрядческого монастыря в Миассе, затем последовательно игуменья старообрядческих монастырей в Шамарах и на Шудельке. Судьба провела матушку Оливию через погромы всех трех монастырей в советское время и сопутствующих этому репрессий, но позволила найти успокоение в Миассе. О матушке Оливии мы рассказывали в статьях «Вокруг Миасса», «Шамары», «Шуделька» и «Афонины от Феопента».

Ну, а дочерью Феопента Панфиловича была Лукерья (Гликерия) Феопентовна 1848 г.р. Представляете, какие у нас с Наталией серьезные основания считать найденное на старообрядческом кладбище Миасса захоронение Юркиной Гликерии Феопентовны захоронением Афониной Лукерьи Феопентовны, вышедшей замуж за кого-то из Юркиных?

“Юркины. Миасс”

Комментариев 7

  1. admin 31 Окт 2016 в 15:48 ссылка на комментарий

    Володя, иначе, как иронию, воспринять твои слова о наличии признаков государственной охраны данного памятника культурного наследия воспринять не могу. Да, окна забиты, случайная кучка песка имеется. А вот собачка на стража никак не тянет.
    Памятник этот благополучно разрушится под охраной государства, если его прежде не сожгут.

  2. Владимир 04 Ноя 2016 в 19:07 ссылка на комментарий

    Сегодня опубликованы дополнения к этой статье.

  3. Наталия Викулова 26 Дек 2017 в 13:28 ссылка на комментарий

    Два дома старообрядцев Юркиных в Миассе
    http://prousadbi.ru/blog/osobnyaki/dva-doma-staroobryadcev-yurkinyx-v-miasse.html

  4. Владимир 26 Дек 2017 в 16:45 ссылка на комментарий

    Прочитал, Наталья. Можно было бы назвать: “По мотивам рассказов участников блога “Старообрядческое Подмосковье”. А “историки считают” - это не иначе как про нас с Вами, как полагаете? Но есть и неточности. Так, в частности, в отъезде на 6 месяцев (в соответствии с записью в подворной переписи) был старший из братьев, Василий Васильевич Юркин, причем, у него к тому времени уже была жена: Елена Артамоновна 24 лет (ее родители мне неизвестны).
    Кто же тогда Гликерия Феопентовна Юркина, о которой мы с Вами рассуждаем в статье - это уже для нас Вами вопрос.

    За статьей про Юркиных есть маленькие иконки, а среди них - дом Самохвалова в Челябинск, о котором Вы, по-моему, уже коротко рассказывали, что в нем был магазин Т.А. Афониной. Очень маловероятна связка Самохвалов - Афонины, поскольку Самохвалов Н.А. был какое-то время главой города. Но тем не менее (скорее для сведения): ведь жили в деревне Гора, откуда родом Юркины, и Самохваловы тоже!

  5. Наталия Викулова 26 Дек 2017 в 17:17 ссылка на комментарий

    Да, мне тоже показалось, что это хорошо обработанная информация с блога. Жаль, что источник не указан.
    Про Самохвалова постараюсь что-нибудь узнать, а вдруг и вправду есть связь.

  6. Наталия Викулова 27 Дек 2017 в 14:06 ссылка на комментарий

    В рассказе про дом Самохвалова с магазином Афониных на Уфимской улице Челябинска с этого же сайта высказываются сомнения о том, что это дом принадлежал Самохвалову - городскому голове города, так как дата постройки дома - 1897, а Н.А. Самохвалов скончался в 1890 г.
    http://prousadbi.ru/blog/osobnyaki/dom-samoxvalova-n-a-v-chelyabinske.html
    Еще одно несоответствие, везде пишут, городской голова Самохвалов был купцом 2 гильдии, а построивший дом - купцом 1-ой гильдии. Что, конечно, ничему не противоречит, если бы высокопоставленный Самохвалов остался жив, то он мог бы и до 1-ой гильдии дорасти.

    В той же статье про дом Самохвалова с магазином Афониных еще двое упоминаются: “Я вот нашла такого Самохвалова, Александр Михайлович. Про него сказано, что он был Челябинским купцом и старостой Троицкой церкви. Правда, он умер в 1899 году в возрасте 75 лет.. И ещё одного Александр Николаевич Самохвалов, художник, сын купца 1 гильдии. Но этот по возрасту не подходит, родился в 1894 году.”

    Про художника:
    http://chel-portal.ru/enc/Samohvalov_Aleksandr_Nikolaevich

    Видимо, на госкаталоге.ру - фотография этого художника:
    http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=7516989
    Огромное количество произведений, которые находятся в госкаталоге, если искать по фамилии, не имеют к нему отношения — у челябинского Александра Николаевича Самохвалова был полный тезка, художник, родившийся в Тверской губернии тоже в 1894 г. Но несколько работ А.Н. Самохвалова хранятся в Челябинском музее, будем считать, что это местного автора картины :)
    http://goskatalog.ru/portal/#/collections?q=%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%85%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA&museumIds=133

    Очень похоже на то, что дом принадлежал отцу художника. Более того, в этой статье
    https://itogi74.ru/articles/kraevedenie/vyjavlennoe-nasledie-vypusk-38-voennaja-kniga/
    прямо связывают художника Самохвалова и владельца дома на Уфимской улице. Там же есть замечательная фотография у входа в кондитерский магазин Афониной на Уфимской улице!

    Еще в Челябинске середины 19 века упоминается
    купец третьей гильдии Василий Дмитриевич Самохвалов.
    https://up74.ru/articles/obshchestvo/25947/

    Есть еще Самохвалов Александр Михайлович [15(28).06.1911, Челябинск — 22.06.1989, там же], комс., парт. и проф. руководитель, участник Великой Отечественной войны.

  7. Владимир 27 Дек 2017 в 16:24 ссылка на комментарий

    Никто и не что не цепляется. Я заинтересовался было старостой Свято-Троицкого храма, но храм оказался никонианским, старообрядцы такие сооружения никогда и не ставили.

Написать комментарий