Деревня Яковлевская, год 1834 – не все так просто

Не все так просто в деревне Яковлевской!
Благодаря Ольге Мельниковой и Вере Соловьевой у нас появилась любопытная и, прямо скажем, нечастая возможность сравнить два архивных документа одного и того же года. Первый – это восьмая ревизия 1834 года, выписку дворов Яниных из которой некоторое время назад прислала Ольга Мельникова (это мы обсуждали вот здесь) и совсем недавняя находка Веры Соловьевой – исповедная ведомость того же года по Крестовоздвиженской церкви, что в Селне.

Сравнить это мы можем на материале двух дворов Яниных в деревне Яковлевская.

Выборка из ревизии 1834 года по деревни Яковлевская:
«№ 65. Никифор Агеев Янин 39\57,
Его сыновья Василий 17\1823,
его сын Василий 14,
жена Акулина 35,
Ефим 14\32,
его сыновья Данила 7,
Венедикт 3,
Иван мес.,
жена Марья 31»

«№ 67. Елисей Яковлев Янин 77\1817,
Его сын Григорий 54\1830,
его сын Андрей 14\32,
Андрея жена Настасья 30,
Андрея сыновья Марка 11,
Яков 5,
дочь Александра 8»

Если выписка из ревизии 1834 года есть у нас только в оцифрованном виде, то фрагмент одного из листов исповедной ведомости 1834 года мы может привести здесь в оригинале, хотя бы для того, чтобы показать, как выглядят записи в исповедной ведомости.

yakovlevskay_1834_1.jpg

Фрагмент листа 613 исповедной ведомости 1834 года по деревне Яковлевская

Представленный фрагмент записей на листе 613 исповедной ведомости 1834 года по деревне Яковлевская читается так:

«Никифор Агеев вдов 66
Сын ево Ефим 36
Жена ево Мария Агафонова 34
Дети их Даниил 8
Венедикт 4
Иоанн 2
Вдова Акилина Прокопьева 37
Сын ея Василий 16»

«Андрей Григорьев 36
Жена ево Настасья Трофимова 33
Дети их Марка 11
Александра 9
Яков 6
Пимен 4
Конон 1»

Какие новости преподносит нам сравнение выписок из двух документов одного и того же года?
Ну, например, Никифор Агеев Янин в одном случае (в ревизии) указан в возрасте 57 лет, а в другом – в возрасте 66 лет. Ничего себе разница! Я склоняюсь к тому, что правильным является возраст 57 лет. Во-первых, потому, что ревизия более строгий документ, а сведения о возрасте имеют определенную преемственность от ревизии к ревизии. А, во-вторых, потому, что при возрасте в 66 лет Никифор Агеев должен был родиться в 1768 году и записан в переписи 1773 года в возрасте 5 лет.
Зато исповедная ведомость преподносит нам замечательный подарок: оказывается, у Андрея Григорьева, внука Елисея Яковлева Янина, было еще два сына, Пимен и Конон!
Кроме того, ревизии 1834 и, особенно, 1816 года грешат отсутствием отчества у замужних женщин. Если бы не исповедная ведомость, то мы бы так и не узнали, что жена Василия Никифорова Янина не просто Акулина, а Акулина Прокофьева, у Ефима Никифорова жена не просто Марья, а Марья Агафонова, у Андрея Григорьева не Настасья, а Настасья Трофимова. Согласитесь, что это серьезное дополнение, ведь только в таком случае мы можем позволить себе поиск их родительских семей!

Кстати, на том же листе 613 исповедной ведомости 1834 года еще один двор явный интерес для Яниных представляет, так как записано в переписи 1773 года: «… у него племянник родной Павел Иванов 13 – 23». «У него» имеется в виду – у Елисея Яковлева. Двор вот какой:
«Платон Павлов 45
Жена ево Матрена Елизарова 43
Дети Дмитрий 22
Жена ево Ненила Саввова 20
Григорий 19
Михаил 16
Леонтий 9
Стефан 8
Анна 4
Евдокия 1».

То, что Платон Павлов – сын «племянника родного» Павла Иванова, мы можем утверждать с уверенностью, так как в 1773 году Павел в Яковлевской всего один, Платон Павлов 1789 года рождения, стало быть, версия о том, что после 1773 года может родиться в Яковлевской еще какой-то Павел, а у него срочно родится Платон, представляется нам совершенно невозможной.

Вы тоже так думаете? А я вот только решился поколебать нашу с вами уверенность в том, при каком возрасте родителей у них дети начинают рождаться. Поколебать следующим рассказом (на материале той же переписи 1773 по Яковлевской).
Дело в том, что когда я отыскивал двор будущих Яниных, я ориентировался на имя Агей – очень оно мне нравилось нечастой его встречаемостью. Вот и обнаружил, что в Яковлевской записано в данной переписи два Агея. Правда, нашего «янинского» Агея даже и вычислять не пришлось, поскольку сам Елисей Яковлев оказался записан старшим двора.

yakovlevskay_1834_11.jpg

Фрагмент листа 534 об. переписи 1773 года по деревне Яковлевская

Вот таким образом:
«Елисей Яковлев 26 – 36
Жена его Акулина Михайлова 33
У них дети
Григорий 3 – 13
Константин 1
У него брат родной Агей 17 – 27
Жена его Ирина Григорьева 26 из Костино
У него племянник родной Павел Иванов 13 – 23»

Но я, приглядываясь ко второму Агею, обнаружил кое-что совершенно интересное. Чтобы вам наглядно это продемонстрировать, я приведу две копии из переписи 1773 года с семьей этого самого Агея, а именно: окончание листа 537 об. и начало следующего за ним листа 538.

yakovlevskay_1873_21.jpg

yakovlevskay_1873_31.jpg

Фрагменты листов 537 об. и 538 переписи 1773 года по деревне Яковлевская

Записи на этих двух фотофрагментах читаются так:
Л. 537 об.
«Иван Симонов 47 – 57
Жена его Авдотья Фадеева 50
У него дети Прохор 19 – 29
Агей 5 – 15
Василий а в предыдущей переписи написан ошибкою Иван  3 – 13
У Прохора жена Авдотья Александрова 30…»

Л. 538
«…у Агея жена Анна Максимова 18 из той же деревни старинная
У Василия жена Анна Фадеева 19 из деревни Горы»
.

Напомню, что перепись 1773 года была внеочередной в связи с эпидемией 1771 года в Москве и Подмосковье. Хотя она и была переписью, но обладала всеми атрибутами ревизии, то есть указывала, какие изменения произошли между предыдущей ревизией и 1773 годом, поэтому мужчины, например, Иван Симонов записаны как: «Иван Симонов 47 – 57», где «47» - возраст на предыдущую ревизию 1763 года.

Я всегда думал, что понятие «старинная» относится к жене (в данном случае, жене Агея) в том случае, когда она стала женой до предыдущей ревизии. Я надеюсь, что кто-нибудь уточнит мои представления о «старинности» жен, поскольку в данном случае такая трактовка никак не подходит: Анне Максимовой в 1763 году должно было быть 8 лет!
Но это что! Вы посмотрите на возраст Агея и особенно Василия: 15 и 13 лет соответственно в 1773 году, причем, возраст этот записан совершенно четко, и легко читается. А представить, что сразу в отношении всех четверых прошла ошибка записи, также трудно. Вот вам и загадка, как и обещал…

“Деревня Яковлевская, год 1834 – не все так просто”

Комментариев 19

  1. Наталья 25 Янв 2014 в 16:43 ссылка на комментарий

    Добрый день, Владимир, Ольга, Вера, Ирина и все остальные “завсегдатаи” сайта!
    Как хорошо начинается год - с новых находок. Спасибо Вере - найденные ею документы по Яковлевской имеют прямое отношение и к моей семье. Вообще впервые довелось увидеть имена своих родичей в первоисточнике. К большому сожалению, у меня нет возможности работать в московских архивах, и только благодаря помощи хороших людей, энтузиастов, наше родословное древо стало заметно “кудрявее”, т.е. пополнилось многими именами и фактами.
    Теперь об исповедке… Володя, странно, что у вас вызвали удивление имена сыновей Андрея Григорьевича Янина - Пимен и Конон. Ведь вы еще год назад прислали мне составленное вами древо янинского рода, и там эти люди уже присутствовали, даже с годами рождения. Видимо, у вас были какие-то другие источники, о которых вы уже забыли…
    Что касается возраста Никифора Агеевича, я думаю, тут просто случилась описка - так бывает иногда: слышишь “пятьдесят шесть”, а рука механически выводит на бумаге две шестерки. Может, переписчика в этот момент что-то отвлекло или он толком не расслышал названный возраст. Согласна с вами, Владимир, что Никифору в 1934 году было 56-57 лет. В противном случае выходит, что его первый сын Василий родился, когда Никифору было уже за тридцать, а это вряд ли.
    По поводу слова “старинная”. Владимир, мне кажется, это просто название деревни. В Гуслицах была деревня Старая, а в другом источнике мне встретилось Старово, скорее всего, это одна и та же деревушка. Возможно, ее называли то так, то эдак, могли называть и Старинной.
    И, наконец, возраст вступления в брак Агея и Василия. Поскольку в старых документах возраст людей часто “плавает”, то есть указывается с погрешностью в два-три года (по разным причинам), может, и здесь произошло то же самое? То есть в действительности ребятам было не 15 и 13 лет, когда они женились, а чуть больше… А с другой стороны, мы ведь не очень хорошо знаем условия жизни в те времена - возможно, тогда ранние браки были вполне обычным делом. Деревенские мальчишки, занятые тяжелым физическим трудом и выросшие на природе, вполне могли очень рано возмужать. Так что этот вопрос остается открытым - гадай не гадай, но только архивные документы могут все прояснить.
    А насчет Платона Павлова, конечно, очень хочется верить, что это янинский род. Если это так, то он родился, когда его отцу Павлу было уже 39 лет, и, скорее всего, у Платона должны быть старшие братья или сестры…

  2. Владимир 25 Янв 2014 в 21:43 ссылка на комментарий

    Вы совершенно правы, Наталья, и очень хорошо, что поправляете меня!
    То, что я присылал по поводу Пимена и Конона, основано на небольшой выписке из ревизии 1858 года по Яковлевской. Она вот как выглядит:

    “Л.531об.-532. дв. 62-56.
    Марка Андреев Янин 27-34
    М.А. мать Настасья Трофимова 53
    М.А.ж. Соломонида Константинова 37
    М.А.дочери: Ирина 11
    Наталья 6
    М.А. сыновья: Александр 6-13
    Игнат 2-9
    Ермил н-4
    Кузьма н-2
    М.А. 1-й брат Яков Андреев 21-28
    Я.А.ж. Анна Митрофанова 25
    Я.А.д.: Ирина 4
    Татьяна 2
    Я.В.с.Петр н- 2 недели
    М.А. 2-й бр. Пимен Андреев 19-29
    П.А.ж. Марфа Кирова 25 дочь Кира Васильева Моисеева из Смолево
    П.А.с. Лаврентий н- 2 месяца
    М.А. братья: Конон 16 1/2 - рекрут 1853 Анд-
    Михайла 15-22 рее-
    Степан 8-15 вы
    Михайлы жена Мавра Варфоломеева 20″

    Эту выписку прислала мне Ирина Фещенко достаточно давно, до нашего с Вами знакомства, когда Янины интересовали меня в связи с родственной связью с семьей Моисеевых из Смолево.

  3. Владимир 25 Янв 2014 в 21:47 ссылка на комментарий

    “Согласна с вами, Владимир, что Никифору в 1934 году было 56-57 лет. В противном случае выходит, что его первый сын Василий родился, когда Никифору было уже за тридцать, а это вряд ли”.

    А я вот с Вами, Наталия здесь не согласен. Это не довод. Тридцать лет - это вообще не возраст! Даже если бы Никифору было за 50 или за 60, то и тогда все бы зависело от возраста его жены.

  4. Владимир 25 Янв 2014 в 21:59 ссылка на комментарий

    “По поводу слова “старинная”. Владимир, мне кажется, это просто название деревни”. Нет, Наталья, это не так. Вот посмотрите в каком контексте встречается это слово в переписи 1773 года:

    “…У Федора жена Домна Гурова 18 той же деревни старинная”;
    “…Сила Архипов 17 – 27, жена его Прасковья Иванова 30 той же деревни старинная”;
    “…У него племянник Викул Панфилов 14 – 24, жена его Агафья Иванова 25 той же деревни старинная”;
    “…У Тихона жена Татьяна Яковлева 27 той же деревни старинная”;
    “…У Прохора жена Фекла Яковлева 30 той же деревни старинная”;
    “…У Логина жена Елена Харитонова 18 взята той же деревни старинная”.

    То, что оборот “той же деревни” относится к описываемому селению - это так, он применяется достаточно часто. Поэтому. на мой взгляд, следует читать эту запись следующим образом: “той же деревни, старинная”, разнося тем самым две разных информации.
    Впрочем, я не уверен, что и моя трактовка слова “старинная” правильна.

  5. Владимир 25 Янв 2014 в 22:05 ссылка на комментарий

    “И, наконец, возраст вступления в брак Агея и Василия. Поскольку в старых документах возраст людей часто “плавает”, то есть указывается с погрешностью в два-три года (по разным причинам), может, и здесь произошло то же самое?”

    Да. конечно, Наталья, возраст может плавать и иногда достаточно заметно. Но здесь речь идет о переписи в статусе ревизии, поэтому возраст и указан как “5 - 15″ и “3 - 13″. Это означает, что в ревизию 1763 года Агей с Василием были записаны в возрасте 5 лет и 3 года соответственно. В таком случае вероятность искажения возраста заметно меньше, чем в случае, когда речь шла бы о большем возрасте.

  6. Владимир 27 Янв 2014 в 9:31 ссылка на комментарий

    Для Наталии Викуловой.

    Наташа, как Вы, вероятно, помните, родителями Довольновой (Афониной) Анны Ивановны из Костино были Афонин Иван Иванович 1818 г.р. и жена его Елена Ефимовна того же года рождения.
    А у Ивана Ивановича был старший брат Куприян 1808 г.р.
    Сегодня, разбираясь в исповедкой 1834 года по Горе, установил, что женой Купряна Ивановича была Ганенкова Елена Федоровна 1818 г.р. из деревни Гора. Это так - к сведению, поскольку веточка для Вас не прямая, но близкая, а ее у Вас раньше не было. Хотя было ожидаемо, что из Костино мы так или иначе на Гору выйдем.
    Уверен, что, если бы удалось вплотную заняться Яковлевской, то там связи с семьей Афониных также оказались бы.

  7. Владимир 27 Янв 2014 в 10:14 ссылка на комментарий

    Ага, в вот это для Веры Соловьевой.

    Вера, у Вашего Захарова Тимофея Маркиановича родители такие: Захаровы Маркиан Герасимович и Лукерья Егоровна. Это мы знаем. Не знали только, из какой семьи Лукерья Егоровна.
    Сейчас я могу Вам сказать: по своим родителям Лукерья Егоровна из семьи Захаровых. Этому не стоит удивляться. У меня есть браки Соколов - Соколова в Смолево, Демин - Демина в Молоково, даже среди Захаровых также был уже, по-моему, подобный брак дальних родственников с одной и той же фамилией.
    Вот и в Вашем случае родителями Лукерьи Егоровны были Захаровы Егор Федулович 1805 г.р. и Аксинья Поликарповна 1802 года.

  8. Вера 28 Янв 2014 в 9:46 ссылка на комментарий

    Владимир, и что, родители Лукерьи Захаровой состояли в родстве с ее мужем??? И еще давно хотела спросить вот что. У Захарова Маркиана и лукерьи были дети:Иван,Пелагея, Тимофей и Петр.Про последних двух более или менее что-то известно, а что с Иваном и Пелагеей? Они где-нибудь потом встречаются, в каких-нибудь датах?

  9. Владимир 28 Янв 2014 в 12:29 ссылка на комментарий

    Да, между Лукерьей Егоровной и Маркианом Герасимовичем было, пусть дальнее, но кровное родство. Какое родство - это нужно смотреть. Я попробую выяснить.
    Последний документ, в котором записаны Захаровы Иван Маркианович (в возрасте 15 лет) и Пелагея Маркиановна (в возрасте 14 лет) - это подворная перепись 1869-1871 годов. Далее никаких сведений о них у меня нет

  10. Наталия (Nath на ВГД) 28 Янв 2014 в 12:40 ссылка на комментарий

    Владимир, спасибо за дополнительную информацию. Так мы все скоро прероднимся :)

  11. Владимир 28 Янв 2014 в 12:41 ссылка на комментарий

    Вера! Общий предок для Лукерья и Маркиана - это Захар Павлов - прадед для Маркиана (то есть в четвертом поколении) и прапрапрадед для Лукерьи (в шестом поколении). На самом деле, это весьма дальнее родство. Формально среди ортодоксальных старообрядцев в браках допускалось родство не ранее седьмого поколения (в нашем случае - шестое). Но считается, что в наших местах порой были браки даже с троюродным родством.

  12. Вера 29 Янв 2014 в 22:07 ссылка на комментарий

    Спасибо,Владимир, за такой глубокий анализ родства!!! И комментарий Наталии , что можем вскоре все ” преродниться,” мне ОЧЕНЬ понравилась!!!

  13. ИринаФМ 01 Фев 2014 в 16:43 ссылка на комментарий

    Не знаю, с какого места начинать :)
    1. “Старинная” - означает место рождения жены. Старинная той же деревни - ищи отца в той же деревне. Старинная той же вотчины - ищи среди соседних деревень того же помещика. Старинная госпожи моей - ищи среди всех владений этой помещицы.
    2. Возраст по первым трем ревизиям даже у младенцев неточный. Брачный возраст до 1830-х годов - 15 лет для мужчин, 13 для женщин.
    3. Если смотреть исповедные ведомости по церковным экземплярам, то очевидно, что возраст менялся “от балды”. То пару лет подряд по 2 года прибавят, то забудут прибавить, то еще что-нибудь. Вообще, чем раньше документ, тем больше там ошибок.
    4. Первый ребенок в 30 лет - нормально, если понимать, что на самом деле это звучит так - первый выживший ребенок. Имейте в виду, что молодая невестка - самое подчиненное существо, а чем она старше - тем свободнее, тем больше времени она может уделять своим детям.
    5. “Формально среди ортодоксальных старообрядцев в браках допускалось родство не ранее седьмого поколения (в нашем случае - шестое)”. Допустимую для брака степень родства считают не в поколениях, а в коленах (рождениях). Брак возможен на седьмом колене. Есть Иван (1). У него 2 сына: Петр (2) и Сидор (3) - родные братья. У Петра сын Зот (4), у Сидора - Абрам (5), двоюродные. У Зота сын Конон (6), у Абрама сын Евпл (6) - троюродные. У Конона дочь Анна (7). Евпл может жениться на Анне. Надеюсь, понятно объяснила? :)
    Вроде все :)

  14. Владимир 23 Фев 2014 в 10:19 ссылка на комментарий

    Для Натальи Шарыгиной.
    Забавные свойственные связи между нами, Наталья. Рассказываю.

    В деревне Яковлевская была семья: Константин Герасимов 1797 г.р. и жена его Агафья Алексеева 1798. И было у них среди их детей две дочери: Соломонида 1823 г.р. и Матрена 1828. Соломонида вышла замуж за Янина Марка Андреева, сына Андрея Григорьева.
    Ну, а Матрена Константинова вышла замуж в Смолево за Боброва Петра Максимовича. Для Петра это был второй брак, а первой его женой была Карпова Прасковья Иовлева 1828 г.р. У Прасковьи была младшая сестра Авдотья, на 22 года моложе Прасковьи.
    Так вот Авдотья Иовлева – это моя родная прабабушка. Она вышла замуж за Соколова Ивана Михайловича.

  15. Рыбин Михаил Евгеньевич 13 Фев 2015 в 15:57 ссылка на комментарий

    Здравствуйте ,Владимир!
    Хотел у вас спросить.
    Исповедная ведомость Крестовоздвиженской церкви, что в Селне 1834 года какие включает деревни и какой реквизит данного документа в архиве ?

  16. Владимир 13 Фев 2015 в 18:01 ссылка на комментарий

    Михаил! Реквизиты исповедки Крестовоздвиженской церкви 1834 года: ЦИАМ 203-747-1238. Но описания дела у меня нет. Могу лишь сказать, какие там точно есть деревни: Давыдово, Елизарово, Ляхово, Гора, Костино, Анциферово, Яковлевская.

    Смотря по тому, что Вам нужно, может быть лучше посмотреть ревизию 1834 года? Если по Карповской волости, то реквизиты дела: ЦИАМ 51-8-179. А все перечисленные деревни, исключая Анциферово, там должны быть.

  17. Рыбин Михаил Евгеньевич 13 Фев 2015 в 18:42 ссылка на комментарий

    А Куровская там есть ?
    Помимо ревизии 1834 года хотел посмотреть и исповедные ведомости по этой деревни .
    Она в этом приходе.

  18. Владимир 13 Фев 2015 в 19:31 ссылка на комментарий

    Михаил, Куровская там, скорее всего, есть, но точно я сказать не могу.

  19. Владимир 13 Фев 2015 в 19:54 ссылка на комментарий

    Михаил, я забыл указать листы начала деревень по этому документу 1834 года: Елизарово - л. 592, Ляхово - л. 595 об., Давыдово - л. 598, Гора - л. 603, Костино - л. 606, Яковлевская - л. 613, Анциферово - л. 618.

Написать комментарий