Волковы-Колонины

Заочно познакомился с Ириной Сидоровой из Москвы, прадедом которой был Волков Анфиноген Сидорович из Смолево (1873-1929). Интересно, что в списке избирателей деревни Смолево 1917 года он записан как Феногей Сидорович Волков. Ирина говорит, что и в семье его иногда так называли.
Женился он на Агафье Кирилловне Колониной из Рахманово…

Волков Анфиноген Сидорович с женой Агафьей Кирилловной

…и жили они вот в таком великолепном доме в селе Казанском, пока их не раскулачили.

Дом Волковых в с. Казанском

Говорят, что Колонины держали шелковую фабрику в Рахманово, хотя на слуху – в этом селе была шелковая фабрика братьев Заглодиных.
Из статьи Сергея Дурасова, старообрядческого священника из Андронова:
«…Уже упомянутая мною инокиня Антонида рассказывала, как в 1920-е годы приносили Иерусалимскую икону в с. Рахманово (ныне Павлово-Посадского района), где примерно половина населения придерживалась старой веры, а половина новой. После службы в местной приходской церкви икону передавали староверам, которые несли ее к своей моленной, где совершали молебен старообрядческие священники. Здесь же присутствовал сопровождавший икону служитель из Бронниц, следя только за ее сохранностью. Помолившись и приложившись к чудотворному образу, старообрядцы с благодарностью его возвращали. Никаких недоразумений при этом не происходило. Заметим, что моленная в Рахманове принадлежала неокружникам той партии внутри белокриницкой старообрядческой иерархии, которая была наиболее непримирима к никонианству. Перед лицом воинствующего безбожия, безжалостного разрушения последних остатков Православной Руси приверженцы веками противостоящих лагерей в русском православии почувствовали себя ближе и роднее… »
А вот что интересного пишет Сергей Михайлов:
«Все старообрядцы Рахманова после 1864 года были неокружниками — последователями епископа Иова. Скит также был иовский. Отдельной моленной или часовни в нем не было, матушки духовно окормлялись в сельской Дмитриевской моленной. По рассказам старожилов, в первой половине XX столетия в скиту было не менее пяти келий. Точное число матушек-скитниц неизвестно. Говорят, что бывали времена, когда один дом-келью занимала одна матушка, бывали — когда их было много, и они жили «все вместе». Наличие большого числа могил на местном старообрядческом кладбище говорит нам, что скит был многолюдным…
…На старообрядческом кладбище, общем для Рахманова и соседней деревни Дмитрово, сохранилась большая группа могил насельниц скита. Кресты на них давно уже сгнили, но холмики находятся в аккуратном состоянии. Недавно местные старообрядцы и о. Михаил Егоров из Павлово-Посада (д. Корнево), в приход которого входит Рахманово и окрестности, поставили крест на иноческих могилах. Рассказывают, что прежде иноческий участок занимал немалую часть кладбища.
Но не только женщины в Рахманове принимали иночество. Недалеко от группы могил рахмановских матушек находится и еще одно интересное захоронение. Тщанием о. Михаила и местных старообрядцев на ней, у старинного черного мраморного надгробия также восстановлен деревянный осьмиконечный крест. На хорошо сохранившемся памятнике легко можно прочитать надпись:
«Под сим камнем погребено тело раба Божия инока-схимника Корнилия, в миру крестьянина деревни Рахмановой Кирилла Максимовича Заглодина, скончавшегося 8 марта 1904 года в 3 часа утра, жития его было 65 лет, 11 мес, 27 дней, в иночестве жил 2 дня, день ангела 18 марта, в супружестве жил 42 года, 8 мес. и 5 дней».
Как следует из вышеприведенного текста, Заглодин последовал древней традиции принимать перед кончиной дней земных иноческий сан. Фамилия Заглодины — одна из коренных старообрядческих в Рахманове, из нее происходили и знаменитые владельцы местной шелковой фабрики. О Кирилле Максимовиче, в иночестве Корнилии, нам ничего узнать не удалось. Ныне никто о нем не помнит.
Сергей Михайлов
«Старообрядецъ», 2006, № 37»

Еще одну, совершенно замечательную фотографию, прислала мне Ирина.

1.jpg

2.jpg

Анфиноген Сидорович Волков на ней во втором ряду третий справа (с бородкой). Фотография, судя по тому, что надпись на обороте не уместилась, была по размерам много больше. На ней есть еще одна знакомая фамилия – Мухин. Мухины – одна из коренных смолевских фамилий.

“Волковы-Колонины”

комментариев 9

  1. Здравствуйте, Владимир и Галина! На кладбище в Казанском, куда я попала по скорбному случаю, мне показали предполагаемое место захоронения прадеда Волкова. Могилы уже давно нет, но хотя бы место. Их дом в Казанском давно уже принадлежал другим людям, я еще застала его в первозданном виде, сейчас не узнать, его обновили, и если бы не старожилы, то и догадаться нельзя, где он был. Как бы успеть узнать все, что задумали!

  2. Сергей 26 Май 2016 в 3:24 ссылка на комментарий

    Здравствуйте Ирина и краевед Владимир. Хочу поблагодарить за обстоятельный рассказ о Больших Дворах (я уж придерживаюсь
    современного названия) и большого куста соседних деревень. Богородские краеведы как-то не очень интересуются нашим краем, хоть конференции иногда в Павловском Посаде и проводятся,но не
    разгаданного и хорошо забытого в этом крепком старообрядческом
    краю ещё очень много. Я,бывший житель села Казанского и мне
    дороги любые сведения о жителях и особенно о старообрядцах села.
    Видя,как исчезают не только могилы,но и сами надгробия на старом
    кладбище,понимаешь — не только тела,уже сама память зарастает
    мхом забвения и исчезает под землёю. Ну,Салтыковы и Рудаковы
    уютно устроились возле храма,но остальные именитые люди села
    должны тоже иметь пристанище в памяти не только родственников.
    Вот в бывшей Казанской школе совсем недавно открылся местный музей и это радует,обнадёживает,что музей обещает развиваться
    и обратится к истории и предкам сегодняшних жителей.
    А дом Волковых-Колониных,Ирина,и не так уж изменился —
    угадывается сразу и Колонины,к слову,в Рахманове имели какое-то химическое производство,возможно это были красители для той
    же ф-ки Заглодиных.
    И ещё у меня вопрос. Подскажите,Владимир,в каком архиве могут
    находиться метрические записи старообрядцев нашего бывшего
    Богородского уезда. В Москве сведения поступали в полицейские
    участки.

  3. Владимир 26 Май 2016 в 8:50 ссылка на комментарий

    Добрый день, Сергей! Вы пишете:
    «Подскажите, Владимир, в каком архиве могут
    находиться метрические записи старообрядцев нашего бывшего
    Богородского уезда. В Москве сведения поступали в полицейские
    участки».

    Крайне мало сохранившихся старообрядческих метрических книг в Москве можно найти в следующих местах.
    Во-первых, Отделе рукописей РГБ метрические книги Рогожского кладбища за период с 1840 по 1854 годы, а также за более поздний период – с 1883 по 1910 годы. Но, если ваши из Казанского также были неокружниками, как в Рахманово, то после Окружного послания они на Рогожку уже не ездили, поэтому искать их там резона нет. Подробно о книгах храмов Рогожского кладбища смотрите в статьях Ольги Мельниковой (раздел блога «Наши авторы» — там есть две ее статьи по этому вопросу).
    Во-вторых, в ЦИАМ (ул. Профсоюзной, 80, м. «Калужская»). Те метрические книги, что удалось найти в ЦИАМ, находятся в фонде 2127, опись 1, дела 535-541. Старообрядческие метрические книги сохранились очень плохо (малым числом) и найдутся ли там записи, относящиеся к общине Казанского, я не знаю.

  4. Сергей 29 Май 2016 в 20:21 ссылка на комментарий

    Добрый вечер, Владимир. Очень приятно,что моё сообщение все-таки дошло по назначению. Надежды не было никакой,так как комментарий
    не принимался модератором, а посмотрев дату последнего сообщения на сайте — 2011 г., понял,что пишу «в космос»… Тем радостнее было получить живой ответ. Спасибо Вам, Владимир. В РГБ бывал, списки захоронений просматривал, но по московским старообрядцам, не думаю, что там могут прозвучать и наши земляки. Второй вариант, с ЦИАМ, мне кажется надёжнее, я уже пробую — дела из фонда 2127 заказал, во вторник просматриваю. Если будет результат, обязательно сообщу.
    Вам всего доброго. Спасибо.

  5. Владимир 29 Май 2016 в 21:05 ссылка на комментарий

    Сергей, я поясню: «дата последнего сообщения», как Вы определили — 2011 год — имеется в виду сообщение в данной теме, которых (тем) на блоге огромное количество. Есть и такие темы, на которые откликов вообще нет — такое тоже бывает.

    Ориентироваться на блоге достаточно просто. Левая часть страницы — рубрики, в которых есть какое-то количество статей (указано в скобочках). Естественно, что все рубрики интерактивны и добраться до статей в них можно «кликом».
    В самом конце столбика рубрик есть раздел «Последние комментарии». Он обновляется по мере поступления новых комментариев, в общем-то достаточно часто, например, Вашего сообщения в нем уже нет, хотя день-два назад его там можно было найти.

    Теперь по сути. Вы пишете:
    «В РГБ бывал, списки захоронений просматривал, но по московским старообрядцам, не думаю, что там могут прозвучать и наши земляки».
    Не вполне понял, какие материалы Вы просматривали. Я, по крайней мере, имел в виду а метрические книги, где есть и крещения и бракосочетания.
    Это фонд 246 в Отделе рукописей РГБ. В нем, скажем, «Книга для записи браков в церквах РК за 1841 — это «картон 98», а «Книга для записи крещения детей в церквах РК за 1854 год» — «картон 116».
    Записей, которые касаются подмосковных старообрядцев — просто море. Не мудрено, если только записей о крещениях за год порой под 3,5 тысячи.
    Еще раз советую посмотреть статьи Ольги Мельниковой на блоге.

  6. Добрый вечер! Просматривая сегодня старые записи на сайте, вдруг увидела упоминание про Кирилла Максимовича Заглодина из Рахманово, который принял иночество перед смертью.
    Моя прабабушка, жена Волкова Анфиногена Сидоровича, была из Рахманово, Колонина Агафья Кирилловна. Кирилл в это время в Рахманово был один, я проверяла по архивам. У него были дети: Федор, Анна, Степан, т.е. ее братья и сестра. Про Федора я знаю, про Анну и Степана нет. Но фамилию «Заглодина» я от бабушки не слышала, только «Колонины», хотя по другим документам эти две фамилии были как-то связаны между собой. Я смотрела дела репрессированных Колониных-Заглодиных, надеясь найти там какую-то информацию, но ее минимум. (Все они потом были реабилитированы). Но Федор Кириллович там записан Колониным.
    Может быть, у кого-нибудь попадется информация о Колониных-Заглодиных.
    Спасибо!

  7. ирина 14 Фев 2023 в 20:44 ссылка на комментарий

    Коллар Марина, внучка Волкова Федора Сидоровича, работая в январе 2023 г. в архиве Тверской области по теме Ржева, нашла документ, где упомянуты крестьяне д. Смолева.
    Фонд 1099 опись 1 д.59 «Журнал генеральной поверки торговли
    (ярмарочной) в г.Ржеве в 1895 г.» На двух листах (7об. и 8) есть информация о трех крестьянах д.Смолева Карповской волости Богородского уезда Московской губернии:
    1 Василий Трефилович Чистов (ярм. билет 2 гильдии Рж.Гор.Упр от 18 февраля 1895 г. за N 40)
    2 Павел Яковлевич Рухин (приказчье свидетельство Рж.Гор.Упр от 18 февраля 1895 г. за N 41)
    3 Семен Андреевич Соколов (приказчье свидетельство Рж.Гор.Упр от 18 февраля 1895 г. за N 42)
    На ярмарке в г. Ржеве они продавали фарфоровую, фаянсовую и стеклянную посуду. Сумма оборота 2000 руб., чистая прибыль – 200 руб. Чистов В.Т. не первый раз приезжает из Смолева в Ржев. В 1894 г. он так же участвовал в ярмарке в Ржеве (ф.1088 оп.1 д.56 л.15об.,16). Оборот 3000 руб., прибыль 450 руб.
    В книге Владимира Андреевича Соколова «Старообрядческие фамилии восточного Подмосковья. История поиска и находок» Чистов Василий Трефильевич.(1854 г.-ок.1925 г.) встречается на стр.21 и 162 (194-97), а Соколов Семен Андреевич (1877 г.- позже 1917 г.) на стр. 177 (175-106).
    По Павлу Яковлевичу Рухину информации в книге не нашла.

  8. ирина 14 Фев 2023 в 22:05 ссылка на комментарий

    P.S. Есть две фотокопии этого документа, но не знаю, как отправить.

  9. admin 15 Фев 2023 в 7:17 ссылка на комментарий

    Ирина, спасибо за интересные сведения. Отвечу Вам на почтовый адрес.

Написать комментарий