Ветлуга, год 1979. Авантюра

Кроме, пожалуй, двух-трех последних лет работы мне удавалось брать отпуска летом. Если очень везло, то в самое удобное время – с 20-х чисел июля. Но график отпусков готовился еще зимой. Все нужно было утрясти заранее, в том числе и с отпуском начальника отдела, которого я замещал на время его отсутствия.
Правда, в это лето никакую Ветлугу мы не планировали, поэтому наши друзья собирались в поездку без нас. А планировали мы литовское побережье, Швентойи. Я там уже бывал на одном из совещаний, и, надо сказать, что это местечко в прибрежных дюнах несколько севернее Паланги мне чрезвычайно понравилось.
Наши друзья из Вильнюса взялись помочь нам достать путевки на их базу на взморье. Но время шло, началась первая неделя моего еще не оформленного отпуска, а Литва «молчала». Мы с Галиной со своих служебных телефонов все прикидывали, что же делать, удастся ли достать билеты до Паланги через Москву или Вильнюс. Нужно было действовать. В скобках замечу, что путевки вроде бы ожидались, и в итоге они, действительно, появились, опоздав буквально на несколько дней.
А тогда во мне, как генераторе авантюрных проектов, родилась затея отказаться от варианта Прибалтики и ехать на совершенно незнакомую Ветлугу, найти там наших друзей и к ним присоединиться.

Совершенно бредовый проект, учитывая обстоятельство, что мобильной связи в то время не было, а я лишь знал, что заезжать ребята будут с Волги, от Козьмодемьянска. Ветлуга впадает в Волгу напротив города, и предполагалось, что какое-то водное сообщение от Козьмодемьянска вверх по Ветлуге от ее устья должно быть. Где они будут выходить на Ветлуге, ребята заранее не знали.
На Галин вопрос: «А как мы их там найдем?» я бодро ответил, что как поплывем по Ветлуге («если будет на чем» – добавив про себя), то рано или поздно увидим, я их узнаю. Ну, и высадимся где-нибудь рядом. В общем, полная чушь! Галина, доверчивая душа, на эту мою авантюру как-то легко согласилась. Мы в течение одного дня оформили отпуска, и даже отпускные получили, за вечер собрались, и втроем с Костей рано утром отправились в речной порт.
Да, мы никогда так и не собирались. Когда я готовил поездку, то выяснял все до мелочей. Но, тут были особые обстоятельства, поэтому на всякий случай, если мы не найдем ребят, у нас с собой было все необходимое для автономного нашего путешествия втроем.
Началась наша поездка вполне спокойно: были билеты, был ранний и практически пустой «Метеор» вверх по Волге, по-видимому, в Горький, и мы с удовольствием заняли вакантные места в первом салоне.

vetluga_1.jpg

Костя в Метеоре

Мало того, оказалось, что этот самый ранний рейс прибывает в Козьмодемьянск просто замечательно – за час-полтора до единственного рейса из Козьмодемьянска на Ветлугу.

vetluga_2.jpg

Причал в Козьмодемьянске

Вот, пожалуй, таким мы и увидели берег в Козьмодемьянске. Высокий крутой склон, за которым никак не угадывался город. Правда, в то время, как мне помнится, дебаркадер был иным — «одноэтажным» типовой постройки, каких мы повидали много на разных реках. Да и прибывающих и отбывающих было совсем мало. И когда народ неспешно забрался по склону и исчез, мы остались практически одни. Зато невдалеке от дебаркадера стояла, приткнувшись к берегу, «Заря». Вот она-то и была нам нужна.

Теплоходы «Заря» — серия советских пассажирских глиссирующих речных судов водометного типа. Вместимость: 60-86 человек, экипаж: 2-3 человека, скорость движения: 40-45 км/ч. Строились в период с 1965 по 1985 год. Источник: Википедия

vetluga_3.jpg

Костя и «Заря»

Первый час поездки я даже головой по сторонам не крутил. Широкое и длинное устье Ветлуги сменилось относительно узкой рекой с крутыми луговыми берегами, поросшими кое-где мелколесьем и кустарником.
Потом я пошел знакомиться с капитаном. Сейчас, через тридцать с лишним лет, мне представляется, что весь экипаж был из двух человек и был ли среди них тот, кто по должности должен был именоваться капитаном, я не знаю. Но рулевой был…
Я снова напоминаю, что время было спокойное, люди расслабленные и доброжелательные, поэтому ничего удивительного в том, что мы разговорились с капитаном, не было. Да и разговор был непритязательный: да, первый раз… места… рыбалка… До тех пор, пока я не сказал, что мы ищем своих, и даже весьма точно их описал: «Не помните таких?». «Да, как же…» — ответил он мне: «…конечно, помню».

И вот тут-то у нас состоялся наиважнейший разговор. Оказывается, наши ребята, которые мечтали увидеть красивую реку с песчаными плесами, слегка приуныли, рассматривая высокие зачастую безлесные берега, и вот что надумали: не только подняться до конечного пункта «Зари», но и заброситься еще выше, о чем с капитаном и договорились.
Это оказалось легко, поскольку «Заря» шла по своим делам выше по течению, а в соседней деревне «ночевала». Много бы я увидел, высматривая наших на проплывающих берегах!

Но самое замечательно оказалось то, что на маршруте ходят две «Зари», сменяя друг друга. Нам крайне повезло, что мы попали на тот же экипаж, что вез наших. Поэтому, когда я попросил высадить нас в том же самом месте, то проблем никаких не возникло.
Мы причалили прямо под палатками, причем никто на «Зарю» внимания не обратил – мало ли кто-то там приехал. А Герман с удочками, которого я приметил на берегу чуть ниже по течению, был озабочен лишь возникшими волнами. Мы даже не стали пока поднимать наверх вещи – я попросил подождать меня и пошел к Герману.

Здесь главное что? Главное – это интонация. Подойдите и самым-самым будничным шепотом спросите что-нибудь у своего товарища, например: «Ну, как, клюет?». Конечно, он так же шепотом, не отрывая взгляда от поплавков, ответит, что нет, дескать, не особенно. Это потом только он оглянется на тебя широко открытыми глазами, узнавая и не веря в это узнавание – вот это и будет твой приз за правильно выбранную интонацию.

Таким образом, наша явная авантюра увенчалась неожиданным для всех успехом…

vetluga_4.jpg

Мы на месте

А место, надо сказать, оказалось удачным. Относительно крутой, но чистый и песчаный склон. Наверху уютная поляна в сосновом лесу. Выше по течению, там, где река выплескивалась из-за поворота, просматривалась деревня (что важно — с магазином). Из деревни метрах в пятистах от берега шла лесная дорога. Она упиралась в старицу и, тех, кто по дороге ездил, интересовали лишь сенокосные поляны на ее берегах.

vetluga_5.jpg

vetluga_6.jpg

vetluga_7.jpg

Старица

Но сенокос уже прошел, поэтому за все дни стоянки по дороге так и никто и не проехал. Лишь для нас с Галиной и, естественно, с Костей она была отправным местом для освоения леса. Были ягоды и были грибы. Да, и вообще мы всегда любили бродить по окрестностям, осваивая новые места. На Галину, как всегда садились стрекозы и разные бабочки, удивительно ей доверяя. Либо девушка такая сладкая попалась, что они не могли устоять…

vetluga_8.jpg

vetluga_9.jpg

vetluga_10.jpg

По ягоды

Ну, вот так мы замечательно простояли дня четыре. А еще все пребывали в ожидании вечернего костра, для которого я непременно отыскивал какую-нибудь корягу .

vetluga_12.jpg

vetluga_11.jpg

А еще рядом была деревня, но это разговор особый — в следующий раз…

admin 14 Июл 2012 12:34 Ветлуга - 1979 4 комментария RSS лента комментариев

“Ветлуга, год 1979. Авантюра”

комментария 4

  1. Ольга Мокрушина 18 Июл 2012 в 22:05 ссылка на комментарий

    Володя, только вчера вернулись в Москву проезжали мимо реки Ветлуги как по пути в Киров через Нижний, так и обратной северной дорогой через Кострому, очень живописные, красивые берега, так что твой рассказ совпал с моими последними впечатлениями об увиденном по маршруту, спасибо 🙂

  2. Владимир 19 Июл 2012 в 8:44 ссылка на комментарий

    С приездом, Ольга!
    Я намерен продолжить рассказывать про Ветлугу, по крайней мере, у меня уже подготовлены три последующих рассказа, но пока находятся «на редактировании».
    А, если совсем разойдусь, то расскажу и о втором нашем путешествии по Ветлуге, в этот раз уже настоящем сплаве.
    Если ехать из Кирова так, как ехали вы, то есть в «питерском» направлении, то непосредственно перед Ветлугой будет большая станция Шарья — вот там мы начинали сплав. А выходили с реки уже на жд Киров — Нижний, в Ветлужском.

  3. Ольга Мокрушина 19 Июл 2012 в 18:28 ссылка на комментарий

    Володя, мост через Ветлугу близ Шарьи сейчас любимое место фотосессии молодоженов, не раз наблюдали там свадебные кортежи.

    Жду с нетерпением продолжения рассказа…

  4. Владимир 20 Июл 2012 в 14:28 ссылка на комментарий

    У Шарьи несколько своеобразный административный статус, он в соответствии с Википедией звучит так: административный центр городского округа Шарья и Шарьинского района Костромской области (в состав района не входит!).
    Население сегодня: почти 24 тысячи человек. Казалось бы немного. Но не всякий небольшой город может похвастаться прямым поездом Ленинград — Шарья (по крайней мере, в те годы, но, может быть, и сейчас тоже).

Написать комментарий