Пермский раскол. Верхотурский, Шадринский, Ирбитский, Красноуфимский и Осинский уезды *

Верхотурский уезд.

«…Известно, что во вновь устроившиеся заводы гг. Демидовых переселялись многие рабочие из заводов Невьянскаго и Нижне-тагильскаго большею частию раскольники. Самое правительство, снисходя раскольникам, давало им прощение и покровительство, если они оставляли свои совровенныя убежища и приписывались к городским, заводским и сельским обществам. Манифесты и указы, в сем смысле изданные, по случаю составления народных переписей, привлекли на жительство в Нижнее-тагильский завод многих раскольников .

При таких обстоятельствах, благоприятствовавших расколу, им заразились, с самого основания своего, следующие заводы гг. Демидова:

1. Черноисточинский . Близ сего завода основались раскольнические скиты, долго служившие надежным убежищем раскольнических иноков и инокин. Раскольническая часовня, построенная здесь в 1761 г. поддерживала и усиливала раскол, доколе не поступила в 1846 г. в ведение епархиального начальства.

2. Висимо-шайтанский . В дачах сего завода скрывались также раскольнические иноки, В течении 40 лет, здешние староверы имели молитвенный дом, обращенный в 1848 г. в единоверческую часовню.

3. Нижнесалдинский . Этот завод с самого начала населен был рабочими, большею частию раскольниками, из заводов Н. Тагильскаго и Черноисточинскаго. Здешняя часовня, построенная староверами в 1829 г., по Высочайшему повелению, в 1842 году обращена в единоверческую церковь и передана нижнее-салдинским единоверцам.

4. Висимо-уткинский . Здесь раскол поддерживали лжеучители, долго укрывавшиеся в заводских дачах. В 1833 г. в сем заводе было 567 раскольников. Не имея у себя ни часовни, ни открытаго попа, они всегда находились в ведении Нижнее-тагильской Троицкой часовни.

5. Куквинский завод . По местному преданию раскол занесен сюда выходцами из России и переселенцами с заводов Н. Тагильскаго и Невьянскаго, усилился ссылкою на Гороблагодатские заводы раскольников, и помещением сюда крестьян из рекрутов, оказавшихся неспособными в военной службе и придерживавшихся раскола ».

Шадринский уезд.

«Начало раскола в Шадринском уезде, должно относить к первой четверти прошедшаго столетия; самый раскол распространялся здесь в разное время. Ранее других им заразились приходы: Сухринской, Красномысской и Белоярской; позднее: Полевской, Верхтеченской, Теченский, Бродокалмацкий и Замараевский.

Единогласное местное предание уверяет, что первыми насадителями и распространителями раскола были расколоучители невьянские (иначе старозаводские), екатеринбургские и особенно шарташские старики и старухи, также соседние тюменские староверы. Что влекло их сюда? Кроме духа пропаганды, свойственнаго расколоучителям, их влекла сюда самая страна, издавна славившаяся и теперь отличающаяся от всех уездов Пермской губернии великим плодородием, умеренным климатом, изобилием плодов земных; частию привлекали сами жители, славившиеся сколько богатством, домашним благополучием, столько же любовью к богомольцам, ко всем странникам и нищим. Кроме сего, самые жители Шадринскаго уезда, разъезжая по торговым делам в местах зараженных расколом, сами заражались его духом.

Прежде всего раскол появился в селе Буткинском. В архиве Буткинской церкви хранятся указы 1725 года, — один, о взимании с раскольников двойнаго оброка, другой о том, чтобы неприемлющих трехперстнаго сложения крестнаго знамени считать раскольниками, книги и тетради отдирать у таковых безбоязненно, и не возвращать им ни тайно, ни явно, под опасением жестокаго наказания. В половине прошедшаго столетия раскол здесь значительно уже усилился: многие из буткинских крестьян за укрывательство раскольников находились под следствием в Тобольской духовной консистории . В 1754 г. буткинскому священнику Голощакову, для безопасности от раскольников при требоисполнениях, предписано было брать с собою одного или двух причетников .

Около 1770 года раскол является в приходах церквей: Бакланской, Ольховской, Ичкинской, Усть-Мияской, Каргапольской, Кондинской, Осиновской и Батуринской. Раскол здесь насажден был вышеупомянутыми расколоучителями, не без содействия, конечно, буткинских раскольников.

К концу прошедшаго столетия раскол в Шадринском уезде был так силен, что исправлявший должность пермскаго и тобольскаго генерал-губернатора, генерал поручик Кашкин на усиление сего раскола должен был жаловаться правительствующему сенату. В 1783 году он доносил ему, что весьма великое число крестьян, вошедших, по открытии Тобольскаго наместничества, из бывшей Исетской провинции в состав Ялуторскаго округа, неотступно просят о записке их в раскол, что некоторые из преждезаписанных в таковое звание ездят по селениям, разсевают лжеучение и разглашают, якобы состоялся указ, которым дозволено из православных записывать в раскол, стараясь всеми средствами укрываться от священников и употреблять к исходатайствованию такого позволения с прошениями нарочных из своих собратий, снабжая их собранными с желающих быть в расколе деньгами, и что подобныя сему донесения вступили в пермское наместническое правление о крестьянах Шадринскаго округа, соседствующих с вышеозначенными исетскими . При производстве следствия и увещания со стороны светскаго начальства, Усть-Миаской слободы крестьяне, пожелавшие записаться в двойной оклад податей, обратились в православие, хотя не все и не надолго. Крестьяне Каргапольской слободы, не принимая никаких увещаний, из раскола не обратились и упорствовали в просьбах о записке их в двоеоброчное состояние, по наущению усть-миясскаго, деревни Володиной, крестьянина Андрея Воронова, который тогда же отправлен был в Шадринский земский суд, и крестьянина Стефана Ващева, который от спроса по этому делу скрылся. Крестьяне деревень: Колмогоровой, Нечунаевой и Мишагиной, староста каргапольскаго волостнаго суда – Павел Шерстобитов и заседатель Лаврентий Лузгин остались в расколе, показав при допросе, что они крещены и бракосочетались в православной церкви, что многие из них бывали до того времени на исповеди и у святаго причастия в церкви, а другие никогда не бывали и платили за сие опущение штрафные деньги, что «о Церкви святой никакого сумнения не имеют; но ходить в оную не намерены», а почему? – того не объяснили, При сем они показали, что Воронов в доме своем, уговаривая крестьян, записывал в раскол, и брал за то, как с больших обоего пола, так и с младенцев по 10, 25 и 50 коп. с души, что он, рассевая вымышленные слухи о перемене якобы веры, и собирая под сим видом с крестьян поборы, обнадеживал оных исходатайствовать им разныя льготы и выгоды. В Ичкинской слободе записывал в двойной оклад податей записной раскольник Максим Кондаков, а в Ольховской – объявивший желание быть в двоеоброчном состоянии крестьянин Михайло Берсенев. Всего в сих слободах эти «запищики» в двоеоброчие совратили 685 человек, из коих после увещания следователя остались упорнейшими противниками 322 человека . В 1785 году вновь записаны были в двойной оброк , из прихожан Усть-Миасской церкви четыре дома , два в селе Ольховском и семейство прихожан Шкинской волости ».

Ирбитский уезд

«В Ирбитском уезде раскол появился вскоре после основания г. Екатеринбурга и смежнаго ему селения Шарташскаго. Насадителями раскола были шарташские раскольники.

По духовным росписям Покровскаго села 1806 года значится в расколе находящимся крестьянин Терентий Матвеев, который с сыном своим Алексеем удалился в Шарташ, и там остался навсегда. Эти передали свои заблуждения ближайшим родственникам, а последние жителям села Покровскаго .

В Ирбитском заводе (осн. 1775) поселились первоначально жители заводов: Невьянскаго, Бымовскаго, Алапаевскаго, Уинскаго и других. В числе этих переселенцев были и раскольники, кои предки, по преданию, также были раскольники, бежавшие из олонецких и других пределов. Распространению раскола здесь содействовали приказчики завода, большей частию раскольники, и долговременное неимение церкви православной (она заложена уже в 1833 г.). От сего православные жители Ирбитскаго завода долгое время принадлежали Шмаковской церкви, в 5-ти верстах от завода, тогда как у раскольников, кроме частных молитвенных домов, были две общественные часовни, в коих моление совершали не только мущины, но и женщины. Впрочем, беглых попов держать открыто они не смели, а держали иногда скрытно; для отправления треб церковных, большею частию, отправлялись в Екатеринбург, Невьянский завод и другие места. Раскол усиливался постепенно. В 1810 году по духовным росписям Шмаковской церкви, раскольников в Ирбитском заводе было только 40 мужеска и 49 женск. пола, а в 1812 году гласных было 125 обоего пола ».

Красноуфимский уезд.

«По сю сторону Урала раскол первоначально появлялся и распространялся между заводскими жителями, большей частию переселившимися из разных губерний России. Между переселенцами были раскольники, искавшие себе приюта в местах пустынных и лесистых. Есть местное предание, что в Соколовском приходе раскол водворен московскими староверами, бежавшими сюда после стрелецких возмущений и крепостными крестьянами Сергиевой Лавры .

Гнездом раскола и разсадником учения поповщинской секты в Красноуфимском уезде были заводы, основанные в начале прошедшаго столетия владетелем Осокиным. Таков был Иргинский завод (осн. В 1730 г.). Коренные жители сего завода заразились расколом первоначально от переселенцев из разных губерний, частию от беглых лжеучителей. При сильном покровительстве заводовладетеля и заводскаго начальства, здешние раскольники скоро составили из себя довольно сильное общество, имевшее влияние на другие раскольнические общества.

В половине прошедшаго столетия несколько семейств, в наказание за совращение в раскол, переселено в горный Саранинский завод. Не смотря на то, что начальство обложило этих раскольников двойными податями и обременяло тяжелыми работами, они не только не оставляли своих заблуждений, но и разсевали сии заблуждения среди туземцев. Вскоре староверы нашли здесь сильнаго покровителя и ревностнаго поборника в распространении раскола в заводоуправлении Персидине. Он увлек в раскол заводские должностые лица, и тогда раскол здесь очень усилился, чему не мало содействовало также богослужение, отправляющееся при здешней часовне беглым попом, взятым с Иргиза, и никем и ни чем не стесняемое распространение раскольнических лжеучений. От того раскол здесь так силился, что когда епархиальное начальство разрешило построить православную церковь, то из 15,000 душ мужескаго пола, населявших завод, в православии оказалось только 22 человека .

К концу прошедшаго столетия раскол появился в заводе Артинском и вскоре усилился при владельце – московском купце Кнауфе (с 1797 г.). Расколоучители, покровительствуемые сим владельцем, так быстро распространили раскол между жителями завода, что православные, начав строить церковь, не кончили и оставили ее, по усилению раскола, непокрытой в продолжении 40 лет. В это время староверы выстроили в деревне 2 часовни, в которых открыто служил нарочито вызванный из Верх-исетскаго завода заводским начальством мастеровой Матвей Казарин, Пользуясь особенным покровительством заводских властей, Казарин образовал из раскольников сильное общество, одних научил петь церковные песни по крюкам, других читать и переписывать «цветники». Заводоуправление, со своей стороны, давало выгодные места раскольникам на службе заводской и назначало им более легкие работы. Все это, естественно, усиливало раскол. Ослабевать он стал уже тогда, когда Артинский завод отошел в казенное ведомство. Впрочем и тогда раскол кое-как поддерживался заводскими надзирателями из раскольников, оставшимися на своих местах. Стройное и общее пение в раскольнических часовнях продолжало еще привлекать простодушных и давало средства не только к продовольствию расколоучителей, но и к учреждению общественных трапез в праздничные дни .

К концу же прошедшаго столетия надобно относить появление раскола в заводах Шайтанском, где сей раскол поддерживали лжеиноки, Молебском и Сылвинском. Более силен был в последнем и занесен сюда переселенцами из завода Шайтанскаго, крепостными г. Яковлева, раскольниками Стефановыми, Раскол особенно усилился около 1800 года, когда в Сылвинский завод определен был прикащиком некто Солодовщиков, крепостной г. Яковлева, переведенный из Верхнейвинскаго завода. Тогда уклонились в раскол все конторские служители и многие из мастеровых. В течение 12-летнего управления заводом, Солодовщиков постоянно покровительствовал раскольникам и между ними особенно лжеинокам, проживавшим по реке Сылве».

Осинский уезд.

«В этом уезде раскол появился прежде всего в Юго-кнауфском заводе (основ. В 1732 г.) Сюда семена раскола занесены были переселенцами из разных мест России. При покровительстве заводовладетеля и заводских властей, здешние раскольники значительно усилились и имели влияние на других единомышленников.

Около 1775 года раскол занесен был в завод Бизярский подмосковными и нижегородскими пересенцами, принесшими сюда с собою раскольническия заблуждения. Усилению здесь раскола содействовало юговское заводоуправление, назначавшее управителями Бизярскаго завода ревностных расколопоборников, также родство мастеровых сего завода с юговскими. Около 1790 года бизярские староверы начали строить, а около 1800 г., окончили строением часовню и украсили ее иконостасом. Открытое богослужение при сей часовне первыми попами и наставниками еще более подтверждало бизярский раскол .

В других селениях ближайших к Юговскому заводу, и особенно в заводах Ашабском и Бымовском, раскол распространялся переселенцами из разных мест России, и усиливался от частных сношений и дружеских связей жителей этих мест с юговскими и бизярсками староверами. Впрочем, ашавские и бымовские раскольники, находясь под влиянием местных, православных властей, ранее своих соседей, сознали свои заблуждения и возчувствовали нужду в законном пастыре.

В нижнее-осинских приходах, большею частию заселенных выходцами из разных мест России, в начале текущего столетия раскол насаждали частию самые переселенцы, особенно соседственные из Вятской губернии, частию разные бродяги и расколоучители из других уездов Пермской губернии. Распространению раскола способствовала удаленностей деревень от приходских церквей. Центром раскола служил здесь Камбарский завод г. Демидова. Брачные союзы камбарцев с староверами г. Сарапула (Вятск. губ.) склоняли легкомысленных к отделению от Церкви православной, а чтение раскольнических книг стародубских и польских изданий, распространяло и усиливало раскол между жителями завода. Мастеровые завода: Сысой Турыгин, Игнатий Онисимов и особенно Иван Вавилов, начитавшись таких книг, сделались решительными расколоучителями.

Последний в доме своем учреждал молитвенные собрания, совращал в раскол не только заводских жителей; но и окрестных удельных крестьян, в самом заводе успел устроить часовню и, приняв при ней должность наставника, исправлял христианския требы, кроме браков, которые обыкновенно совершались в Сарапуле у беглых попов. Вавилов был большой обманщик. Он огласил святою старообрядицу Евпраксию, подвизавшуюся уединенно в лесу при реке Камбарке и погребенную в 7 верстах от Михайловскаго завода. Сарапульские, камбаркские и окрестных деревень раскольники благоговейно чествовали могилу Евпраксии и уносили с сей могилы самую землю, считая ее целебною, жертвовали богатыми вкладами Вавилову за его участие в псалмопениях вблизи Евпраксиевой могилы пред медным распятием .

Из Камбарскаго завода раскол проник прежде всего в приходы завода Михайловскаго, села Дубровскаго и Сайгатскаго. Крестьяне этих приходов, в начале текущего столетия, по распоряжению начальства, переселялись на пустопорожния Башкирския земли Осинскаго уезда в нынешний Савинский приход. Сюда же переселялись и удельные крестьяне Сарапульскаго уезда, Вятской губернии. Те и другие были заражены расколом. Из Савинскаго прихода этот раскол распространился в приходах села Ершовскаго и Стефанова. Распространению староверства содействовали торговыя и родственныя сношения заводских и сельских жителей с раскольниками сарапульскими, рождественскими (нождевскими), югоосокинскими и бизярскими; малонаселенность южной части Осинскаго уезда, большия разстояния между селами и деревнями, лесистая местность, способствовавшая укрывательству староверов. Раскол распространяли и усилили в сих местах также беглые попы, Иргизские лжеиноки, уральские скитники и шарташские скитницы. Посещая здешних старообрядцев, эти расколоучители и расколоучительницы увозили в свои школы и скиты, ради обучения и искуса, молодых людей, которые, по возвращении на родину, занимались исключительно распространением и поддержкою раскола. Одним из таковых, постриженцем иргизским Мефодием, был основан в 60 верст. от его родины села Дубровскаго (при речке большой Усе) скит, вмещавший до 15 послушников (разрушен 1827 г.). Внешнею поддержкою раскола здесь долго служили раскольническия часовни и молельни в селах: Дубровском, Сайгатском и в деревнях: Аманеевой, Букоре, Шагирте, Ильняше и Ошье».

Если верить автору книги, то у читателя может сложиться неверное представление о том, что в уральских землях, да и, пожалуй, и далее в Сибири никаких староверов до основания уральских заводов и вовсе не было. И лишь переселенцы «из внутренней России», включая наши подмосковные деревни, выступили в роли «совратителей».
Но это, мягко говоря, не совсем так. Ведь еще протопопу Аввакуму в его заточение в Пустозерске проходили просьбы сибирских староверов о благословении на самосожжение. Причем одно из первых саможжений староверов, упоминание о которых сохранилось в документах, относится к году 1686 и к Верхотурскому уезду. Не позднее 7 августа 1684 года на р. Челве в Обвинском поречье Соликамского уезда, в 15 верстах от Ильинского погоста, состоялась Челвинская «гарь». Выговское общежитие было тесно связано с общинами Урала и Сибири. Причем указывается даже устоявшийся путь проникновения в Сибирь через Урал: Верхокамье – село Таватуй (в 40 верстах к югу от Невьянска) – Тюмень – Тара. Краснопольская слобода чуть ли не с самого своего основания в 1654 году считалась местом компактного проживания поморцев, «издавна уклонившихся в раскол». Считается, что именно в Таватуе был в ссылке поп Лазарь, впоследствии разделивший судьбу Аввакума в Пустозерске. В конце концов, именно на Обве жил Гаврила Семенов, один из руководителей Выговского общежития, который был похоронен на берегу озера Таватуй в 1750 году (сказывают, что могила его сохранилась до сих пор). Источник
————————————-
1. См. маниф. и указы от 16 дек. 1743 г., 31 августа 1741 г., 15 июля 1748 г., 20 дек. 1761 г., 14 февраля 1763 г., 3 марта 1764 г., м 19 январ. 1765 г. также указ Екатеринб. конторы судных и земских дел в Н. Тагил. Конторе от 29 октября 1764 г. за № 2103.
2. Основ. В 1729 г. в 20 в. от Н. Тагильскаго и 38 в. от Невьянска.
3. Основ. В 1741 г. в 28 в. от Черноист. и 38 в. от Н. Тагильскаго завода.
4. Основ. В 1760 г. в 46 в. от Н. Тагила.
5. Основ. В 1771 г. в 40 в. от Н. Тагила.
6. Основ. В 1735 г. в 50 в. от Н. Тагила.
7. Сведения сии заимствованы от местных священнослужителей.
8. В архивах сей церкви хранятся копии с «паспортов», данных из тобольской духовной консистории, находившимся в оной по этому делу буткинским прихожанам с обозначением 1752 г. от 3 апр. за № 1079, 11 апр. за № 1116, от 23 сентября за № 2545. Свед. местных священнослужителей.
9. Указ тобольской духовной консистории от 12 мая 1783 г. за № 460 копия при архиве Батуринской церкви.
10. Указ тобольской д. консистории, от 12 мая 1783 года, за № 460, — копия при архиве Батур. церкви.
11. Указ из далматовкаго д. правления, 1783 г. июня 26, за № 323, при архиве Батуринской церкви.
12. Указ из тобольской д. консистории от 21 июля 1785 г., Указ Шадр. д. правления от 16 декабря 1785 г., за № 830, при архиве Батур. церкви.
13. Андрея Воронова, Мавея Власенева, Сергия Костылева, Петра Исольцевых.
14. Ивана Маркова и Михаила Берсенева.
15. Гавриил, Алексей и Трофим Орловы с товарищи.
16. Сведения местных священнослужителей.
17. Свед. местн. священнослужителей.
18. Раскольники по фамилии Шевеллины считаются потомками сих крестьян. Свед. местн. священнослужителей.
19. Свед. местн. священнослужителей.
20. Свед. местн. священнослужителей.
21. Свед. местн. сявщеннослужителей и мисс. зап. Солик. архим. Илии.
22. Мисс. зап. Сол. арх. Илии.
————————-
Продолжение. Начало см. Пермский раскол. Предисловие
Пермский раскол. «Старообрядческие» заводы
Пермский раскол. Екатеринбург и Екатеринбургский уезд
Пермский раскол. Пермь и Пермский уезд
Источник: «Обозрения Пермского раскола так называемаго «старообрядчества», составлено А.П., Санктпетербургъ, типография духовнаго журнала «Странник», 1863.

admin 18 Ноя 2012 11:25 Пермская губерния 13 комментариев RSS лента комментариев

“Пермский раскол. Верхотурский, Шадринский, Ирбитский, Красноуфимский и Осинский уезды *”

комментариев 13

  1. Алексей Г 06 Янв 2013 в 8:48 ссылка на комментарий

    Владимир, спасибо огромное!
    Вот только сейчас я могу думать, что понимаю историю происшедшего.
    Предки наши из Артей, Красноуфимского уезда. Род огромный, с достаточно необычной фамилией (что делает изучение истории чуточку легче). Никогда в семье о старом обряде и речи не было. И вдруг выясняется, что в 1860-х годах сразу несколько братьев (старообрядцев) перебрались на Дальний Восток, где быстро стали важной частью сильной и динамичной старообрядческой общины. Той самой, что бежала от коллективизации в Маньчжурию, а оттуда распылилась по всему земному шару — от Бразилии до Аляски….
    Члены рода, оставшиеся на Урале, по-видимому, уже не выдержали второй волны миссионерства официальной церкви и ‘перекрестились’.
    А откуда Вы взяли эти цитаты? Доступен ли весь документ в сети?
    Еще раз спасибо! С наступающим Рождеством Христовым!

  2. Владимир 06 Янв 2013 в 10:26 ссылка на комментарий

    Алексей, добрый день!
    Статей по Пермскому расколу на блоге несколько, все они подготовлены по материалам книги «Обозрение Пермскаго раскола», первая из статей здесь:
    https://www.genealogy-kzn.ru/permskii-raskol/#more-1491
    В сети я эту книгу не встречал, может быть невнимательно смотрел.
    Может быть, расскажете немного о Ваших? Что за необычная фамилия?
    А переселенцы из России — это вообще интересно.

  3. Алексей Г 07 Янв 2013 в 3:20 ссылка на комментарий

    Владимир, спасибо огромное за ссылку на книгу. Книга в сети есть, я ее разыскал. Фамилия наша Гостевских. В переписи 1710-1711 гг. она не упоминается. Я думаю, что впервые она появляется именно в Пермской губернии, в Красноуфимском уезде, но это мнение может быть ошибочным…
    К середине XIX в. фамилия широко представлена на Урале и Восточной Сибири.
    А вот из старых документов «Аналогичная ситуация сложилась летом 1862 г., когда енисейский губернатор разрешил беспрепятственно переселяться на восток страны ссыльнопоселенцам, не имевшим никаких средств, и под разными предлогами не пускал крестьян. Так он отказал в переселении, судя по фамилиям, крестьянам-старообрядцам дер. Екатерининской Абаканской волости Минусинского округа Енисейской губернии Андрону Вавилову -по старости лет и большому числу «малолетков» в его семье; Евсею Цивилеву и Козьме Паначеву -по большому числу «малолетков» при одном работнике; Родиону Гостевских и Алимпию Санникову из с. Никольского — «по недостатку средств для проследования на Амур» (52).
    Сообщая о такой ситуации в ГУВС, военный губернатор Амурской области писал, что согласно утвержденным правительством Правилам о переселении, следует отпускать всех лиц свободного состояния, желающих переселиться за свой счет, кроме состоящих на первых двух рекрутских очередях и находящихся под судом и следствием. К категории таковых крестьян Паначев, Гостевских, Цивилев и Санников не относились. Кроме того, сообщения енисейского губернатора и самих крестьян не совпадали. Так, Гостевских сообщил в Амурскую область, что у него имеются в наличии 900 руб. денег и 1500 пуд. хлеба, 7 лошадей и по 20 голов коров и овец, а также ‘дом с прислугами и земледельческими орудиями’; Санников был хотя и беднее Гостевских, но тоже имел некоторое имущество (дом, 3 лошади, 4 головы рогатого скота, 150 пудов хлеба и 30 руб. денег). Военный губернатор Амурской области просил ГУВС посодействовать в переселении этих крестьян, тем более что, сообщал он, у Гостевских уже живет в Амурской области родственник — один из богатейших, по словам губернатора, переселенцев.»
    Еще бы, думаю, что ленивым было бы нелегко платить двойной оброк…
    Мои же предки остались на Урале…. со всеми вытекающими. Могу без преувеличений сказать, что и русский раскол и гражданская война, коллективизация, массовые репрессии и ВОВ кровавым колесом прошлись по нашему роду.

  4. Владимир 07 Янв 2013 в 9:52 ссылка на комментарий

    Правильно ли я понял, Алексей, что семья Гостевских — коренные жители селения Артей (или они переселились сюда из других губерний?). Позднее семья разделилась: кто-то остался на Урале, кто-то перебрался в Енисейскую губернию, мало того, и из Абаканской волости попытался переселиться в Амурскую область. Переселенцы на Дальний Восток в советское время бежали из России. Но семья уральских Гостевских так и прижилась на Урале. Поддерживаются ли связи между этими ветвями? Остался ли кто-то из Гостевских в старообрядчестве?

  5. Алексей Г 07 Янв 2013 в 12:11 ссылка на комментарий

    Да, Вы все правильно поняли. Поддерживаются связи!
    Все Гостевских, что в Канаде и в Штатах, а их человек 40-50 — они все в старообрядчестве.

  6. Алексей Г 07 Янв 2013 в 12:13 ссылка на комментарий

    Практически на всех сетевых ресурсах, рассказывающих о судьбах дальневосточных старообрядцев, наша фамилия написана как «Гостевские». И лишь на некоторых она написана правильно. Но упоминается действительно почти в любой статье о дальневосточных приморских старообрядцах.

  7. Владимир 07 Янв 2013 в 17:17 ссылка на комментарий

    Это здорово: и то, что связи поддерживаются, и что многие остались в старообрядчестве!

  8. Иван 22 Июн 2017 в 13:37 ссылка на комментарий

    Книги из электронной библиотеки Пермского университета по расколу.
    https://elis.psu.ru/search/fulltext/%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB

  9. Иван 29 Июн 2017 в 19:04 ссылка на комментарий

    Здравствуйте Владимир.
    Я занимаюсь семейной родословной и мимо темы раскола в Шадринском уезде Пермской губернии пройти ни как не могу. Буквально вчера удалось прочитать книгу местного краеведа И. К. Чердынцева, вопросов стало в разы больше.

  10. Владимир 30 Июн 2017 в 20:42 ссылка на комментарий

    Добрый день, Иван! Я могу только порадоваться, что нашли книгу Чердынцева (фамилия-то не от печорских ли мест?).

  11. Иван 01 Июл 2017 в 3:47 ссылка на комментарий

    Здравствуйте Владимир.
    «…печорских ли мест?» Скорее всего, на Урале было очень много переселенцев из северных областей России.
    По поводу книги Черынцева. Книга очень подробная и четверть книги посвящено староверам, думаю вам будет любопытно.
    Могу Вам её предоставить.

  12. Владимир 01 Июл 2017 в 6:29 ссылка на комментарий

    Иван, я подумал, что фамилия автора книги происходит от названия города Чердынь, что на Колве. Это север Пермского края, до реки Печора относительно недалеко.
    Насчет книги — спасибо, но, пожалуй, не стоит — слишком хлопотно!

  13. Иван 01 Июл 2017 в 7:20 ссылка на комментарий

    Тогда только самую суть книги Черданцева.
    Он подробно рассказывает в книге о монахе Авраамии (Алексее Венгерском) — предводителе уралосибирских староверов конца XVII века.
    Также упоминает, что в среде староверов имеется книга «Рукопись о древних старцах», написанная преемником Авраамия Галаниным.

Написать комментарий