Усадьба Плешковых в Екатеринбурге

Да, пожалуй, все началось с того, что я вспомнил про свою публикацию на форуме СВРТ. Называлась она «Перемещения в пространстве. Иконописцы Гуслиц». И подумалось, что написанное почти четыре года назад там к месту пришлось (то есть к тому уровню знаний и каким-то тогдашним обстоятельствам), а сейчас, вероятно, что-то и устареть могло. Нашел эту публикацию, вернее, даже три публикации 7 и 8 января 2008 года. Забавно, что первая из них начиналась словами: «Все началось с Интернета». Надо же думаю, к чему не обратишься, все свое начало имеет в чем-то другом, и чаще в Интернете. Ну, конечно, «вначале было слово»… оцифрованное?
Нашел и перечитал эти рассказы свои. А потом поиск учинил уж и не помню, по каким словам. Вот так и вышел на статью С.А.Белобородова об «австрийцах» на Урале, отрывок из которой приведен в моем предыдущем рассказе. А в примечаниях к нему упоминалась книга Л.И.Зориной и В.М.Слукина «Улицы и площади старого Екатеринбурга», которая меня весьма заинтересовала тем, что некоторые сведения С.А.Белобородов брал из этой книги. Конечно, я тут же книгу в Интернете заявил и нашел фрагмент ее, рассказывающий о домовладельцах по Покровскому проспекту Екатеринбурга (ныне – улице Малышева).
Потом я пошел к жене информацию сообщить, что нашел интересную книгу по Екатеринбургу, а она мне спокойно так и предлагает: «Возьми ее со второй полки слева». Я просто забыл, что Галина привезла эту книгу из Екатеринбурга еще в ноябре 2007 года, когда ездила на выставку и по городу гуляла с Михаилом Елькиным, а все, что видела, понятно фотографировала, и позднее фотографии со своим рассказом на форуме публиковала под восторженные охи и ахи читателей.

Вооружившись прекрасно изданной, с множеством старых фотографий города книгой «Улицы и площади старого Екатеринбурга», я, пожалуй, готов приступить к своему рассказу.
Пересекая город с запада на восток, тянется по Екатеринбургу Покровский проспект (ныне – улица Малышева). Тянется параллельно Главному проспекту (ныне – проспект Ленина). Вот и мы, предположим, гуляем по Покровскому проспекту, двигаясь с запада на восток, и доходим почти до самой реки Исеть. Последний перед рекой перекресток проспекта с Госпитальной улицей (ныне – улицей Добролюбова).

На с. 106 нашего путеводителя мы находим следующее:
«На другом углу Покровского проспекта и Госпитальной улицы жили мещане Плешковы. Еще в 1860 г. Никита Семенович Плешков построил здесь свой небольшой деревянный дом (№ 50). В 1867 году рядом с ним появился каменный двухэтажный флигель. В 1887 г. усадьба принадлежала одному из сыновей устроителя ее – Логину Никитичу. (ГАСО, фонд 62, опись 1, д. 757, л. 83). У Плешковых тогда работали две пивные лавки – Э.Филитца и К.Гребенькова. В последней приказчицей была Аполлинария Александровна Плешкова. Ее сестра, Пелагея Александровна Плешкова, здесь же держала красильное заведение. Кроме того, у Плешковых арендовали помещение два часовщика – Б.Ф.Берх и Ф.Б.Берх».

В «нашей» подмосковной деревне Костино жил Плешков Семен Никитич (1808 – 1843). В сентябре 1833 года у него появился сын Никита, но еще раньше, в 1825 году, родилась дочь Домна. Домна Семеновна вышла замуж за крестьянина деревни Смолево Разухина Кондратия Андреевича, о чем в старообрядческих метрических книгах Рогожского кладбища соответствующая запись сохранилась:
«Запись № 3 1848 года января 6 дня, совершено таинство брака между: жених: “Богородского уезда, ведомства Московской Удельной конторы, Карповского приказа, д. Смолево, государственный крестьянин Кондратий Андреев, 21 года, грамотн. невеста: Богородского уезда, ведомства Московской Удельной конторы, Карповского приказа, д. Костино, крестьянская дочь Домна Семенова 17лет, девица, неграм. по безграмотности невесты за нее расписался д. Смолево крестьянин Клим Еремеев. Поручители жениха: той же волости д. Яковлевской крестьянин Василий Изосимов, крестьянин Карповского приказа д. Костиной Терентий Яковлев, а по их безграмотности и за себя расписался крестьянин д. Костиной Семен Ефремов. Поручители невесты: той же волости д. Смолево крестьянин Клим Еремеев, и крестьянин д. Молоковой Лаврентий Михайлов крестьянин Сычевского у., Писковской волости д. Чутинина Семен Никитин».

Жили Кондратий с Домной в Смолево до 1858 года, но в переписи 1869-1871 годов уже не указаны - пропадают. Причем в 1887 году объявляется некто Разухин Кондратий Андреевич, но где бы вы думали? В списке домовладельцев по Покровскому проспекту славного города Екатеринбурга. Номер его дома 49-5 (почему «5»?) я не берусь интерпретировать, но, если верить уральским историкам (а как же, скажите, им не верить), то проживал здесь «Разухинъ Кондратій Андреевичъ, крестьянинъ — деревянный одноэтажный домъ, два флигеля и службы (дом 49-5)». Соседом его по Покровскому проспекту был «Плешковъ Логинъ Никитичъ мещанинъ — деревянный одно-этажный домъ, каменный флигель, деревянныя службы и баня; часовая мастерская и две пивныхъ лавки (дом 50-1)».
Источник

Итак, жил Разухин Кондратий Андреевич непосредственно рядом с домом, построенным, как мы убедимся ниже, Никитой Семеновичем Плешковым.
О Никите Семеновиче: в подворной переписи 1869-1871 годов он еще записан в Костино, но вот его мать Ирина Панфиловна 1807 года рождения, кстати сказать, иконописец, проживает по годовому паспорту, хотя и не указано – где. И где же, спрашивается, путешествовала неугомонная бабушка-иконописец в возрасте 63 лет? Смею я предположить, что жила Ирина Панфиловна в это время по адресу: Екатеринбург, Покровский проспект, дом 49-5 у своей старшей дочери Домны Семеновны и ее мужа Кондратия Андреевича Разухина. И, не исключаю, что занималась она устройством дома, ставшего позднее усадьбой Плешковых.

Позднее, по-видимому, уже около 1914 года: «Усадьба № 50 на углу с Госпитальной улицей перешла от Л.Н.Плешкова его брату, Дмитрию Никитичу Плешкову, который в каменном флигеле открыл антикварный магазин и музей старины (дом сохранился в перестроенном виде, в нем провел свои детские годы один из авторов данной книги В.М.Слукин, приходящийся внуком Д.Н.Плешкову). Деревянный одноэтажный дом усадьбы (по улице Госпитальной) Д.Н.Плешков сдавал в аренду под ювелирные и часовые мастерские». (Л.И.Зорина и В.М.Слукин, с. 113)

Вот бывает же так, открыл я в очередной раз книгу, фотографии рассматривая, и обнаружил, что фотография, предваряющая на с. 27 основной текст книги, как раз и относится к интересующей нас части Покровского проспекта. На ней изображена четная сторона проспекта от улицы Госпитальной до каменного моста через Исеть.

ekater_1.jpg

ekater_11.jpg

Написано так: с одной стороны дома Плешкова (до перекрестка) расположен каменный особняк уральского заводчика дворянина А.Ф.Поклевского-Козелл (№ 48). «Здесь работал ренсковый погреб и две лавки хозяина. В одной из них шла торговля листовым стеклом, производимым собственным заводом Поклевских-Козелл. Рядом с домом во флигеле располагался водочный завод, в другом флигеле – склад пива, в обширных подвалах – склад вина. А.Ф.Поклевского-Козелл слыл «водочным королем» Урала, имея несколько винокуренных, водочных и пивоваренных заводов».
С другой стороны усадьбы Плешковых – «двухэтажный с мезонином полукаменный, с внешней стороны оштукатуренный и побеленный дом (№ 52) мещанина Г.Н.Александрова. В доме Г.Н.Александрова была самая дешевая в Екатеринбурге гостиница… Позднее владельцем дома № 52 стал сын Г.Н.Александрова, Василий Григорьевич… В этом доме провел детство и юность сын В.Г.Александрова (Мормоненко) – Г.В.Александров, выдающийся советский кинорежиссер… В 20-е годы дом был снесен… В 1956 году в Свердловск приезжала его (Г.В.Александрова) жена – советская кинодива Л.П.Орлова. Она встречалась с соседями – родными Д.Н.Плешкова – долго расспрашивала его жену Екатерину Ивановну, которая знала будущего кинорежиссера в его детстве и юности, гонявшим голубей по крышам».

Да, действительно, есть такой дом, двухэтажный с мезонином полукаменный на фотографии – второй от реки к перекрестку с улицей Госпитальной, где на фотографии собрание повозок!

Рядом с домом № 52 «…у самой реки имелась еще одна усадьба. Владельцем ее был купец Р.Ф.Федосеев (№ 54), торговец чаем. В его каменном трехэтажном с мезонином доме располагались: «конфектное» заведение Х.П.Полякова, трактир М.Ф.Рожнова, красильная и скорняжная мастерские З.А.Гофмана.
И этот дом присутствует на фотографии – у самой реки.
Чтобы не сомневались в соответствии описанного двухэтажного дома Плешковых (№ 50) тому, что мы видим на фотографии, авторы нашего путеводителя по Екатеринбургу на с. 64 добавляют, что построенный в 1867 году дом позднее реконструирован надстройкой мансарды.
Но, чтобы совсем устранить ваши сомнения по поводу, а те ли эти дома, я еще один аргумент из книги (с. 107) приведу: «За Каменным мостом, уже на левом берегу Исети, усадебное место между берегом реки и улицей 2-й Береговой в 80-ых годах XIX века принадлежало мещанской вдове Е.Н.Суставовой. На самом угла со 2-й Береговой вдова имела маленький деревянный дом (№ 56), в котором работала пивная лавка К.Гребенькова. От дома до берега Исети тянулся огород, обнесенный высоким забором».

Этот забор, хотя и, действительно, высок, но забавен, поскольку до воды не доходит, вследствие чего береговая сторона огорода полностью открыта.
Авторство фотографий я, к величайшему моему сожалению, в книге не нашел, каким образом неизвестный для меня фотограф сделал этот снимок, нам еще предстоит понять. Ну, например, на с. 242 книги дана репродукция открытки с видом на каменный мост, но уже с левого берега Исети.

ekater_2.jpg

Эта открытка услужливо подсказывает нам точку съемки – колокольню Свято-Духовской церкви, что по нечетной стороне проспекта. Беда в том, что, если мы посмотрим еще на одну фотографию (с. 53), на которой мост такжеприсутствует, то увидим, что колокольня эта расположена слишком далеко и как точка съемки не подходит.

ekater_3.jpg

Но, ради нашего спокойствия, авторы сообщают о том, что напротив доме Плешкова «в 1869 г. открылась Екатеринбургская городская богадельня в память чудесного спасения императора Александра II 4 апреля 1866 года… В 1880 г. при ней была устроена церковь во имя Святого Николая (Никольская)…», которая каким-то чудом не попала на фотографии. Вот она-то и была точкой съемки.

Заключение. Если быть объективным, то у меня нет справки о том, что Плешков Никита Семенович, построивший усадьбу на Покровском проспекте, является уроженцем деревни Костино в Подмосковье. Да, есть полное совпадения фамилий, имен и отчеств моих подмосковных старообрядцев - Плешкова Никиты Семеновича и Разухина Кондратия Андреевича, крестьян деревень Костино и Смолево, связанных родством через Разухину (Плешкову) Домну Семеновну. Да, Плешков Никита Семенович исчезает из Костино, начиная с 1869 года. Да, исчезает проживающий до 1858 года в деревне Смолево Разухин Кондратий Андреевич вместе со своей женой Домной Семеновной. Это все важно, я бы сказал математически – является необходимым условием. Но настоящим логическим аргументом (достаточным условием), подтверждающим мое предположение, является то, что оба наших героя оказываются соседями по Покровскому проспекту в Екатеринбурге. Поэтому вероятность заключения, что проживавшиеся в Екатеринбурге Плешков Никита Семенович и Разухин Кондратий Андреевич родом из подмосковных деревень Костино и Смолево, я склонен оценивать где-то на уровне 99 %.

Закончу я разговор свой на грустной ноте – выдержкой из статьи Дмитрия Шлыкова «Что останется от старого Екатеринбурга» (газета «Город Е» от 11 февраля 2005 года, № 5):
«Старинный дом превращают в сарай?
Здание магазина «Стрелец» на набережной Исети имеет давнюю историю. Об этом газете «Город Е» уже рассказывал краевед Всеволод Слукин, внук известного когда-то в Екатеринбурге антиквара Дмитрия Никитича Плешкова, которому принадлежала усадьба на берегу Исети. Ныне от нее уцелело лишь одно здание, которое занимает магазин охотничьих товаров. Вновь обратиться к истории этого дома заставили изменения в его облике. Арендаторы активно перестраивают старинное здание.
Всеволод Слукин:
Когда дом перешел магазину охотничьих товаров, новые владельцы достроили еще один этаж. Но сделали это аккуратно, не испортив облика. Теперь же они творят просто безобразие, у меня других слов нет. Здание обретает какую-то совершенно жуткую кубическую форму, Это не дом, а какой-то сарай! Склад!…
…Судьба дома на Добролюбова заставила нас задуматься над вопросом: что останется от старого Екатеринбурга в будущем?»

Продолжу

“Усадьба Плешковых в Екатеринбурге”

Комментариев 21

  1. Людмила 14 Окт 2011 в 11:37 ссылка на комментарий

    А вот кому следовало бы прочитать сие совершенно пронзительное повествование, так это «господам», коим город отдан словно вотчина с правом, что хочу, то ворочу. Увы, это повсеместная проблема. Возможно, оттого, что мы из рода своего отца не помнящие. Душу ласкает, что нет, не все настолько забывчивы, а это значит, есть надежда быть услышанным.
    Во всяком случае Вы мне её подарили. Спасибо.
    Л.

  2. Владимир 14 Окт 2011 в 21:41 ссылка на комментарий

    Людмила, мы с Галиной разделяем Ваши мысли… и публикуем короткую, но весьма грустную заметку “Без комментариев”

  3. Наталия (Nath на ВГД) 18 Окт 2011 в 11:53 ссылка на комментарий

    Верхняя фотография есть в раскрашенном варианте: http://1723.ru/forums/uploads/post-3951-1238575803.jpg

  4. Владимир 18 Окт 2011 в 16:18 ссылка на комментарий

    Наталия, Вы не просто раскрашенную фотографию нашли, а обнаружили снимок, сделанный в другое время. Посмотрите, например на квартальчик, где находится усадьба Плешковых. С крыши углового одноэтажного дома на перекрестке с Госпитальной на втором снимке на крышу соседнего двухэтажного дома и не только лестница перекинута, как в первом случае, но и еще что-то.
    Неужели это действительно раскрашенная фотография? Уж не обнаружили ли Вы, Наталия, неизвестного Прокудина-Горского?

  5. Ольга 20 Окт 2011 в 8:49 ссылка на комментарий

    Владимир,
    на сайте как раз утверждается, что это Прокудин-Горский.
    http://1723.ru/photo/ekb-1910.htm
    и фоток там много

  6. Владимир 20 Окт 2011 в 16:45 ссылка на комментарий

    Ольга, я, наверное, плохо смотрю. По Вашей ссылке:
    http://1723.ru/photo/ekb-1910.htm
    я не вижу именно этой фотографии среди представленных.
    Хотя, конечно, а чья она может быть еще, как не Прокудина-Горского?

  7. Наталия (Nath на ВГД) 21 Окт 2011 в 7:07 ссылка на комментарий

    Раскрашенная фотография в этой http://bit.ly/qqDmTO теме обсуждается.
    У Прокудина-Горского фотографии не раскрашенные, а сняты в такой технике, которая позволяет нам сейчас видеть их цветными. А это фотография явно раскрашена и могла быть снята и местными фотографами.

  8. Владимир 31 Окт 2011 в 16:43 ссылка на комментарий

    У меня есть краткое дополнение к истории усадьбы Плешковых в Екатеринбурге…
    Из книги В.М.Слукина «Тайны уральских подземелий»:
    «…Дома живут своей подчас сложной жизнью. Этому дому осталось жить не так уж много. Генеральный план развития города неумолимо отвел ему еще каких-нибудь два – три года жизни на этом бойком городском месте вблизи моста через Исеть: пойма реки предназначена парковой зоне. Дом № 50 по улице Малышева (а в давние времена – это угол Покровского проспекта и Госпитальной) не имеет архитектурной ценности, и хотя ему уже 120 лет, его облик ни в один архитектурный стиль не укладывается, а потому судьба дома споров не вызовет. Но история не обошла вниманием старый дом у реки и одарила его интересным событием.
    Связано это событие с подземельем, вернее, с большим и глубоким подвалом, имеющим не один выход. В доме долгие годы жил один из первых сотрудников Свердловского областного архива, любитель старина, знаток древнерусского искусства Дмитрий Никитич Плешков.
    В октябре 1905 года, после памятной схватки рабочих-демонстрантов с черносотенцами на главной площади города, теперь носящей имя «Площадь 1905 года», Д.Н.Плешков привел в свой дом невысокого черноволосого человека с аккуратной «студенческой бородкой». Это был Я.М.Свердлов. В подземном этаже старого дома, представляющем глубокий подвал с двумя выходами, Яков Михайлович скрывался три дня, Сюда к нему приходили связные комитета РСДРП. Есть свидетельство, что подземельем дома № 50 Я.М.Свердлов пользовался также в период своего нелегального положения в январе-феврале 1906 года…».

  9. Наталия (Nath на ВГД) 03 Дек 2011 в 14:56 ссылка на комментарий

    http://img07.allegroimg.pl/photos/oryginal/19/72/69/60/1972696022
    фотография 20-х гг 20 века

  10. Владимир 03 Дек 2011 в 18:08 ссылка на комментарий

    Спасибо, Наталия! Даже мне, не слишком хорошо знакомому с городом, зато присмотревшемуся к более ранней фотографии, заметны изменения: появилась труба за Исетью, исчез бабушкин огород по левому берегу, за мостом, появились и автомобили.
    Это открытка или из книги?

  11. Наталия (Nath на ВГД) 04 Дек 2011 в 12:58 ссылка на комментарий

    открытка. продается на молотке.ру

  12. Наталия (Nath на ВГД) 10 Дек 2011 в 21:16 ссылка на комментарий

    Вот еще открытка чехословацкого художника:
    http://1723.ru/forums/uploads/post-24-1323233017.jpg
    http://1723.ru/forums/uploads/post-24-1323233025.jpg
    Вид на Каменный мост и Покровский проспект.
    На штемпелях 1920 год.

  13. Владимир 11 Дек 2011 в 10:57 ссылка на комментарий

    Интересная открытка! Действительно, место легко узнается. Я думаю, что и рисунок в началу 20 века относится.

  14. Наталия (Nath на ВГД) 16 Дек 2011 в 7:48 ссылка на комментарий

    На 1723.ру сделали современный дубль к открытке с картиной чешского художника Йиндржиха Влчека с видом на Каменный мост.
    http://1723.ru/forums/index.php?s=&showtopic=5228&view=findpost&p=43416

  15. Наталия (Nath на ВГД) 20 Окт 2012 в 17:43 ссылка на комментарий

    Еще одна фотография упомянутого в тексте места со стороны Исети.
    http://aragont.livejournal.com/271721.html

  16. Владимир 21 Окт 2012 в 8:39 ссылка на комментарий

    Интересный ракурс, Наташа!
    Все забывал сказать: мне понравилась открытка с картиной чешского художника (предыдущая ссылка). По-моему, талантливо нарисовано. Рисовал Йиндржих Влчек с другого берега Исети, где когда-то был огород мещанской вдовы Е.Н.Суставовой. На более поздних фотографиях на месте ее дома уже другой - насколько, я помню фотографии - двухэтажный. В нем в 1919 году квартировалась какая-то часть чешского корпуса. Видимо, и сам художник был из военнослужащих.

  17. Наталия (Nath на ВГД) 09 Май 2013 в 17:24 ссылка на комментарий

    Владимир, еще один вид Покровского проспекта (это тот самый вид, который был раскрашен)
    http://1723.ru/forums/uploads/post-1-1368042206.jpg
    у вас в тексте, похоже, фото того же автора. Я вот на белую лошадку на снимке смотрю, и мне, кажется, что между фото - лишь несколько минут.

  18. Владимир 09 Май 2013 в 19:31 ссылка на комментарий

    Наташа! Очень высокого качества этот снимок, что Вы нашли. Но сделан он, по-моему, в другое время. Посмотрите:
    во-первых, за лошадками - одноэтажный дом, а с него на крышу соседнего была перекинута лестница, а теперь к ней присоединились еще какие-то доски;
    во-вторых, “бабушкин” огород с высоким забором за рекой: там на фоне дома появилось что-то светлое, но не разберу что.
    Но, не исключаю, конечно, что все это могло произойти, например, с интервалом в полчаса.

  19. Винер 26 Окт 2013 в 23:55 ссылка на комментарий

    Точкой сьемки первых снимков не могла быть церковь Николая чудотворца, она была домовой, располагалась на втором этаже богадельни ( бывший госпиталь завода, второе по возрасту каменное здание Е-бурга), как и разукрашенный снимок сделаны с Болшого Златоуста. Разукрашенный делался более широкоугольным обьективом, поэтому туда попала ещё усадьба “водочного короля”. Угол сьемки у них один.

  20. Винер 27 Окт 2013 в 10:21 ссылка на комментарий

    Снимки сделаны в разное время, если доски ставятся или убираются довольно быстро, то с вывеской на Федосеевском доме пришлось бы повозиться. Разукрашенный снимок сделан с колокольни Большого Златоуста, чёрно-белый из верхнего окна, что ближе к Покровскому. Углы можно сравнить например по столбу моста и лодочному сараю.

  21. Владимир 27 Окт 2013 в 13:17 ссылка на комментарий

    Да, пожалуй, Вы правы, Винер: точкой съемки должна была быть колокольня Большого Златоуста. Просто черно-белый снимок, на который указала Наташа, смотрится удивительно: такое ощущение, что место, с которого фотографировали, буквально нависает над перекрестком “с белой лошадкой”.
    На самом деле, даже если фотографировали с верхнего яруса колокольни, то это высота порядка 50-55 метров (утверждается, что главный крест собора поставлен на высоту 65 метров). Но сам-то собор не так уж и близко от перекрестка Покровского и Госпитальной, судя по фотографиям, 150-200 метров. Не так уж и велик угол с горизонталью.

Написать комментарий