Пермский раскол. «Старообрядческие» заводы *

От Предисловия к сочинению о Пермском расколе мы решительно перейдем к анализу состояния дел старообрядческих в разных местах Пермской губернии, особо

надеясь на то, что автор, Архимандрит Палладий, уже тем близок к объективному изложению дел, что издал свой труд в 1863 году, то есть 150 лет назад.
Итак,…
«Распространение поповщинской секты в заводах
а) невьянском.

Невьянский завод (осн. 1698-1703), сначала состоял в казенном ведомстве и был чисто православным. С 1702 года он, по указу Императора Петра I, поступил во владение тульского мастера Никиты Демидова, которому дано было право принимать в этот и другие его заводы людей всякого звания, отколе бы они не явились. Тогда переселились сюда огромными толпами и раскольники, Более других ловкие, они вскоре успели занять главные заводския должности и своим влиянием много содействовали распространению раскола по всему Зауралью; влияние их было так сильно, что в начале текущего столетия иногда, за раз, по тысяче человек из православия уклонилось в раскол. Раскол здесь усилился особенно, по случаю нашествия на Россию Наполеона, которого раскольники почти все вообще считали антихристом.

Сноска. В раск. цветниках, в статье об антихристе, так о нем говорится: «по еллински антихрист называется Авадон, по Еврейски Напалиен, по гречески Бонапарт, по славенски же антихрист.

Усилению раскола в Невьянске немало содействовало партесное церковное пение, введенное при заводской церкви директором завода Жмаевым.

Сноска. Сведения сии заимствованы из описания раскола невьянскими священнослужителями.

К сожалению, церковная власть, по отдаленности, не могла наблюдать за расколом – и раскол здесь быстро развивался, а раскольники возъимели сильное влияние на жителей не только окрестных заводов и селений, но и отдаленных сел и деревень Шадринского уезда; даже и теперь невьянские раскольники пользуются авторитетом у раскольников других уездов.

б) в выйском и нижнее-тагильском.

Нижнее-тагильский завод (осн. В 1725) вместе с выйским заводом (основ. В 1721) был другим важнейшим рассадником раскола, который, при особенных местных обстоятельствах, развивался здесь быстрее, укоренился глубже и так усилился, что им заразились все коренные жители сих заводов. Причины такого усиления были различны. Здесь, как и в Невьянске, большая часть народонаселения образовалась первоначально из беглых раскольников. Которые при содействии заводскаго начальства, также раскольническаго, не только не боялись власти предержащей, но, пользуясь покровительством заводских начальников, безнаказанно и легко совращали простодушных жителей с пути истины. Совращение это тем было удобнее, что Нижне-тагильский завод в начале не имел ни храма православнаго, на православнаго священника (1-я церковь в сем заводе Входоиерусалимская построена уже в 1750 г.), — состоял вместе с Выйским заводом в приходе невьянской церкви, которая была в другом уезде (Екатер.) и находилась в 53 верстах от Нижнего Тагила. При таких обстоятельствах расколоучители свободно распространяли свое лжеучение и совращали в расколе, особенно беглые лжеиноки и лжемонахини, скитавшиеся по дачам Нижнетагильских заводов, имевшие в окрестных лесах свои обители и скиты. Отдаленность православной приходской церкви, в крайних случаях поневоле заставляла и православных обращаться к раскольническим попам, появившимся здесь вместе с расколом. Первым из таковых нижнетагильские раскольники именуют инока Иова, жизни, по их уверению, святой. По местному преданию, Иов, вскоре после основания Нижне-тагильскаго завода, прибыл сюда из Москвы, поселился в лесу близ сего завода, вел строгую иноческую жизнь и прожил около 100 лет. Только напрасно раскольники считают его своим наставником. Тоже предание уверяет, что Иов строго обличал раскольников за отступление от Церкви, был ненавидим здешними первыми раскольниками за обличение, и если совершал требы у староверов: по ревности к их спасению.

Сноска. Считая Иова святым, раскольники и доныне, в день его кончины, 29 мая, во множестве стекаются на могилу его, берут с нея землю и будто бы получают от нея исцеления. Предание говорит, что Иов был послан в здешнюю страну самим правительством – с целью обратить раскольников на путь истины. Свед. Местных священнослужителей.

Как силен был раскол в Нижне-тагильских заводах видно из того, что по указу имп. Анны Иоанновны в 1735 г. для увещания здешних раскольников была назначена особая миссия, что в сем году только на заводах Демидова считалось 1860 душ из раскольников.

Сноска. Истор. Русск. hаск., еп. Макарий, стр. 332. Полн. cобр. зак т. X, ст. 6835.

Чем кончилась миссия, неизвестно. Только здешний раскол и после был весьма силен, особенно когда построена была в Нижне-тагильском заводе здешним раскольником Андреем Рябининым богатая Троицкая часовня (в 1781 г.). Долго часовня эта была несокрушимою твердыней и непреоборимым оплотом Нижне-тагильсокаго раскола; славилась по всему Зауралью своим внутренним благолепием и многочисленностью прихожан; поелику от нее зависели раскольники не только Демидовских (Нижне-тагильскаго, Выйскаго, Черноисточинскаго, Нижнее-лайскаго, Нижне-салдинскаго, Висимо-шайтанскаго и Висимо-уткинскаго), но и других Гороблагодатских заводов. В 1832 г. в приход Троицкой часовни считалось до 15,000 староверов, как это они сами показали в прошении своем 30 мая вышепоказаннаго года, поданном в главную контору Нижне-тагильских заводов о дозволении построить единоверческую церковь. Троицкая часовня и потому важна была для здешних раскольников, что служила верным убежищем для беглых попов, наставников и наставниц. При ней были устроены две обители, одна для мужчин, а другая для женщин; под первою в нижнем каменном этаже, сделаны были тайники для укрывательства беглых попов. Тайники эти и доселе сохраняются.
Нижне-тагильские староверы получали беглых попов большею частью с Иргиза.
Иргизские монастыри имели весьма большое значение для пермских староверов вообще и особенно для тагильских. Это была как бы митрополия, доставляющая им во всякое время попов исправленных, мнимо-древняго благословения, и заведывавшая всеми церковными делами пермских староверов. Если им не нравился беглый поп: они отправляли его на Иргиз и там выменивали на другаго, или просто покупали за деньги. Новоизбранного попа везли в Тагил под строгим надзором, как арестанта, во всю дорогу поили его вином до бесчувственности, дабы, не зная пути, не мог убежать в прежнее место жительства. Иргизских попов обыкновенно принимали без «исправы», как уже исправленных на Иргизе по древнему чиноположению. Все они были жалкими невольниками в руках сильных и богатых староверов, без авторитета и силы в обществе, пресмыкались перед раскольническими старшинами, от коих зависели во всем; жизнь их была самая жалкая.
Не всегда впрочем попы получаемы были с Иргиза. Случалось, что староверы иногда из своего общества сами избирали кандидата для священнослужения и отправляли в Грузию для архиерейскаго рукоположения. Таковаго, по возвращении, принимали не иначе, как совершив над ним чин присоединения к церкви «приходящих от ереси к православию».
Из беглых попов, служивших в нижне-тагильской Троицкой часовне известны 10 человек, именно: 1) Петр Федоров, рукоположен в России, только неизвестно где именно; 2) Андрей Афанасьев Жданов, рукоположен в России, с Иргиза, бывший впоследствии единоверческим священником при Екатеринбургской Спасской церкви; 3) Илларион, рукоположен в Грузии; он служил литургию в доме Нижне-тагильскаго жителя Григория Густомесова; 4) Афанасий, 5) Алексей, 6) Василий, 7) Матфей, 8) Самсон, все из Иргизских монастырей, рукоположены в России; 9) Иоанн, рукоположенный в Грузии, тем же епископом в 1826 г., урожденец Саратовской губ., Волгскаго уезда села Кабулан. О последнем известно, что он в Тагиле жил долее и пользовался большим уважением раскольников, чем его предшественники.

Сноска. Сведения о нижне-тагильском расколе заимствованы от местных священнослужителей.

При таких обстоятельствах нижне-тагильский раскол, никем не стесняемый, напротив покровительствуемый сильными раскольниками, из которых некоторые были заводскими начальниками, вскоре усилился и распространился по всему Зауралью.

perm_raskol_1.jpg

Невьянск. Наклонная башня, Спасо-Преображенский собор

perm_raskol_2.jpg

Невьянск. Завод
Предыдущие фото: источник

perm_raskol_3.jpg

Нижний Тагил, Демидовский медный рудник

perm_raskol_4.jpg

Медноплавильные печи Выйского завода

perm_raskol_5.jpg

Стирка белья на реке Тагил

perm_raskol_6.jpg

Нижний Тагил. Памятник Демидову

perm_raskol_7.jpg

Нижний Тагил. Памятник Императору Александру II

perm_raskol_8.jpg

Нижний Тагил. Памятник Андрею Николаевичу Карамзину
Фото 3 – 8 — фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского.
Источник

Два слова о памятнике на последней фотографии.
Андрей Николаевич Карамзин – сын историка Николая Карамзина — в 1846 году женился на вдове Павла Николаевича Демидова Авроре Карловне (урожденной Шернваль) и с того же года стал управляющим Тагильскими заводами. В 1853 году началась Крымская война, и Андрей Николаевич в феврале 1854 года отправился на фронт. Получил назначение в Александрийский гусарский полк, входивший в состав корпуса генерала П.П.Липранди. При выполнении одного из поручений отряд Карамзина вступил в бой с турецкой конницей в крайне невыгодных для себя условиях. Андрея Николаевича нашли бездыханным с восемнадцатью колотыми и резаными ранами. Сначала он был похоронен на месте боев, в Малой Валахии. Позднее перезахоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.
Памятник Андрею Николаевичу в Нижнем Тагиле был сооружен на средства, собранные жителями Нижнего Тагила, в 1855 году. Он находился на улице Салдинской между Введенской церковью и заводским госпиталем. Снесен в середине 1930-ых годов.
—————-
* Продолжение. Начало см. Пермский раскол. Предисловие
Источник: «Обозрения Пермского раскола так называемаго «старообрядчества», составлено А.П., Санктпетербургъ, типография духовнаго журнала «Странник», 1863.

Написать комментарий