Стародубье. Аудиенция

Продолжаем читать книгу отца Тимофея о его деяниях в попытке ввести «заблудших» старообрядцев Стародубья хотя бы в лоно единоверческой церкви, если уж они такие непослушные и упрямые, что не подходит им церковь новообрядческая. Выполнял единоверческий священник Тимофей Верховский Высочайшую волю, а в связи с этим была у него встреча с самим императором Николаем I.

«…Я вошел в кабинет.
Государь Император Николай Павлович стоял спиной к столу, а лицем к двери. На правой стороне от двери, у книжнаго шкафа, стоял Государь наследник Александр Николаевич. Только что я успел сделать несколько шагов вперед, как Государь, оставив место, на котором стоял, подошел ко мне, и сказал: «граф Протасов хорошо отзывался о тебе. Я хочу сам посмотреть тебя; иди за мной!».
Государь остановился по правую сторону стола, левым боком к окну. Я должен был стать перед Лицеем Его Величества правым боком к окну.
Прежде всего он спросил меня: давно ли я служу в Петеребурге при единоверческой церкви?
— С 5-го августа 1827 года, — ответил я.
— А прежде где был?
— В Малороссии, черниговской губернии, в Стародубских слободах.
— Да там же в слободах живут все раскольники?
— Так точно, говорю, Ваше Величество, но в четырех слободах есть единоверческие церкви, хотя и с небольшим числом прихожан, а в Радуле почти все слобожане ходят в единоверческую церковь.
— Ты и родился в черниговской губернии?
— Никак нет, Ваше Величество.
— А где ты родился?
— Я родился в костромской губернии.
— А как же ты жил, говоришь, в черниговской губернии?
— Государь, отвечал я, Отец мой был сельский священник костромской губернии. Увлеченный примером двух свояков своих, священника и дьакона, ушедших к раскольникам, он также со всем своим семейством, бежал в 1815 году от своего прихода и поселился в черниговской слободе Клинцах между раскольниками.
— И ты был там священником?
— Точно так, Государь! Богу угодно было, чтобы я не оставался в расколе. По смерти моих родителей, он призвал меня, по своему милосердию, к святой церкви своей, и я был рукоположен во священника в единоверческий женский монастырь, той же губернии, устроенный в 1817 году.
— Ты и там был единоверческим священником, и здесь служишь также у единоверцев. Скажи же мне: отчего у единоверцев обедня идет дольше, чем в православных церквах?
— У единоверцев, Ваше Величество, отвечал я, в начале обедни читают три часа, а в православных церквах два, при том у первых медленнее, а во второй скорее. Далее, после первой великой эктении «миром Господу помолимся» в православной церкви одна за другой следуют две малыя эктении, а у единоверцев поют на оба клироса по стихам положенныя между эктениями антифоны из псалмов. Также, в конце обедни священник в единоверческих церквах раздает народу антидор всем – и мужчинам и женщинам, сколько бы ни было их в церкви, в православных же церквах этого нет…
».

Ектения – общее моление на церковных богослужениях, когда диакон (или священник, когда нет диакона) возглашает молитвенные прошения, а хор на каждое прошение поет «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Оканчивается ектения возгласом священника. Ектении бывают несколько видов: великая – начинается словами «Миром Господу помолимся»; сугубая, т.е. усиленная, — начинается «Рцем вси, от всея души…», с троекратным «Господи, помилуй» и малая – состоит только из трех прошений и начинается словами «Паки и паки…» (т.е. «снова и снова».
Антифоны (от греч. Звук, голос, что означает пение попеременно, чередуясь, или пение на два хора) – древнее понятие литургической практики, отражающее способ песенного исполнения тех или иных псалмов попеременно постишно двумя хорами.

Источник

«… — А что же в это время делают в церкви? спросил быстро Государь.
— Поют, Ваше Величество, псалом: Благословлю Господа на всяко время, на оба клироса, по стихам.
— А каким напевом? Спросил Император, и запел сам, удачно подражая напеву, какой употребляется у единоверцев. – Не таким ли напевом? Спросил он.
— Совершенно, говорю, так, Ваше Величество. Меня крайне удивило знание Государево напева старообрядческаго до такой степени, что он пел сам точно бывал на клиросе старообрядческом. Государь наследник, бывший в кабинете, как вошел я, тотчас же вышел из кабинета и я остался один с Государем и перестал робеть перед ним и с каждым новым ответом делался все смелее и смелее. Ответы мои были удачны, это меня ободрило.
— А что, я хочу взять в Добрянку своих певчих, сказал Государь Николай Павлович, могут ли они петь со старообрядцами?
— Не могут, Ваше Величество, отвечал я.
— А это почему?
— Потому, Государь, что у старообрядцев древний столповой напев с прононсом греческаго тона.
Государь усмехнулся и сказал: ты хочешь сказать, они поют в нос?
— Да, Ваше Величество! Отвечал я. Старообрядцы носовой напев считают немалым украшением своего церковнаго пения, признаком его древности. У них и самые нотные знаки другие, чем принятые в православной церкви: они не походят ни на обыкновенныя, ни на партесныя ноты, и старообрядцы дорожат ими, приписывая изобретение их св. Иоанну Дамаскину, песнопевцу греческой церкви.
— Да правда ли это? спросил Император.
— Не знаю, Ваше Величество, отвечал я. Ученые об этом не спорили, а только еще начинают спор. Знаю только, что нотные знаки, принятые старообрядцами, были употребляемы в России с глубокой древности.
— Ну, а по пропении псалма и по раздаче антидора, чем заканчивается служба? – возобновил Государь прерванный разговор.
— Призыванием благословения Божия на всех присутствующих, отвечал я; при чем священник самым делом преподает народу благословение рукою. Затем следует отпуст с крестом. Священник осеняет крестом каждаго богомольца порознь и дает ему целовать крест. На это также требуется не мало времени. Все эти особенности единоверческой службы от службы православных церквей, взятые вместе, значительно удлиняют богослужение единоверцев.
Государь спросил, нет ли какого различия в службе у самих единоверцев, или они во всем согласны между собою?
— Нет, Ваше Величество, отвечал я, и единоверцы не пользуются этим счастием. И между ними есть много взаимных претензий, да разногласий, которыя хотя и не важны сами по себе, однакоже разъединяют единоверцев между собою. Одни из присоединившихся к единоверию весьма большие защитники православия, так что, если бы не мешало им двуперстное сложение и произвольныя опущения против устава в богослужение православных церквей, то, нет сомнения, они присоединились бы не к единоверию, но к православию. Другие из единоверцев сильно стоят за старину. Они никак не могут согласиться с тем, что не будут в ответе перед Богом за общение с трехперстно молящимися, брадобривцами, табачниками. Они не в состоянии смотреть безразлично на этих людей, избегают общения с ними в общежитии, а молиться с ними вместе считают непростительным грехом. Сильно соблазняет их и принятая в православных церквах иконная живопись, в итальянском вкусе. О церкви, в которой заметно преобладание итальянскаго вкуса на иконах, они обыкновенно говорят: церковь-то больно хороша, да молиться в ней нечему! Из этого класса единоверцев встречаются и такие ревнители старины, которые отказываются ходить даже в свои единоверческие церкви, если в которой-нибудь из них на великом входе произносится августейшая фамилия Вашего Императорского по разсылаемой от св. Синода форме. Они не отказываются и согласны молиться за августейший дом, слушают поминовение Высочайшей фамилии на великой и сугубой эктении и молятся при этом усердно, без всяких отговорок, но на великом входе, по их мнению, не должно быть подобнаго поминовения, потому что оно не положено в старинных патриарших служебниках. Поэтому и здесь в Петербурге в некоторых единоверческих церквах винодальная форма не принята.
— И без них за меня есть кому молиться! сказал отрывочно Государь. Жаль, что все из-за мелочей идет такой неприятный раздор, а народ-то старообрядцы хороший и исправный! Жаль, что духовенство православное совершенно бросило их и не хочет заниматься ими, как бы следовало по обязанности и пастырскому долгу… Гражданское начальство находит сови выгоды в существовании раскола, тем более, что во главе невежественной толпы раскольников стоят их богачи, которые командуют массой, как хотят, и пользуются от нее слепым повиновением. Чтобы с пользой действовать на раскол должно неослабно, и всеми возможными средствами, действовать на богачей раскольников. Если найдутся между ними упорные, против таких можно употребить свои меры: ведь больной зуб выдергивают же вон. – Я отправляю тебя в Добрянку. Там строится церковь, ты должен присмотреть за ее устройством, чтобы раскольники не имели чем укорить за нее. Ты освятишь ее к моему приезду. С Богом, до свидания в Добрянке!…
».
«Стародубье. Записки протоиерея с.-петербургской Никольской единоверческой церкви Т.А.Верховскаго высочайше командированнаго в 1845-1848 г. Государем Императором Николаем Павловичем для устройства единоверия в черниговских старообрядческих посадах». Часть 1. 1845 г. Казань, в университетской типографии, 1874, с. 18 – 22.

admin 27 Сен 2012 20:22 Стародубье No Comments yet RSS лента комментариев

Написать комментарий